Научная статья на тему 'Интернет как актуальная угроза информационной безопасности личности'

Интернет как актуальная угроза информационной безопасности личности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2254
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION SECURITY / INTERNET / INTERNET TECHNOLOGIES / MEDIALOGY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Краснова Галина Владимировна, Марков Александр Анатольевич

В статье рассматриваются проблемы, связанные с информационной безопасностью личности и влиянием Интернета на состояние защищенности личности в информационном пространстве. Проанализированы исследования в указанной области, указаны основные недочеты в них. Выявлена и обоснована причина для проведения дополнительных исследований в области информационной безопасности пользователей Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET AS THE REAL THREAT OF THE INFORMATION SAFETY OF THE PERSON

This article examines the problems associated with the information safety of the individual and the impact of the Internet on the state of the protection of the individual in the information space. The researches in this area are analyzed, the main shortcomings in them are indicated. The reason for conducting additional research in the field of information safety of Internet users.

Текст научной работы на тему «Интернет как актуальная угроза информационной безопасности личности»

ИНТЕРНЕТ КАК АКТУАЛЬНАЯ УГРОЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с информационной безопасностью личности и влиянием Интернета на состояние защищенности личности в информационном пространстве. Проанализированы исследования в указанной области, указаны основные недочеты в них. Выявлена и обоснована причина для проведения дополнительных исследований в области информационной безопасности пользователей Интернета.

Ключевые слова. Информационное общество, информационная безопасность, интернет, интернет-технологии, медиалогия, личность.

Krasnova G.V., Markov A.A.

INTERNET AS THE REAL THREAT OF THE INFORMATION SAFETY OF THE PERSON

Abstract. This article examines the problems associated with the information safety of the individual and the impact of the Internet on the state of the protection of the individual in the information space. The researches in this area are analyzed, the main shortcomings in them are indicated. The reason for conducting additional research in the field of information safety of Internet users.

Keywords. Information society, information security, Internet, internet technologies, medialogy, personality.

В современном обществе понятие «информационная безопасность» является одним из тех, что звучат каждый день. Однако мало кто употребляет его в полном значении, уделяя внимание лишь его связи с информационными технологиями. На обывательском уровне информационную безопасностью рассматривают в контексте таких понятий, как взлом, хакерская атака, кибервойны, вирусы, «черви», файерволы и т.п., связанных с функционированием компьютерных технологий и информационных систем. Даже в современной российской системе образования термин «Информационная безопасность» воспринимается как понятие, связанное, в основном, с объектами информатизации, и не затрагивает иные аспекты.

В первую очередь, это можно проследить по тем определениям, что дают рассматриваемому понятию многочисленные исследователи. К примеру, одно из самых цитируемых определений рассматриваемого понятия принадлежит Е.Б. Белову и В.П. Лосю, которые определяют информационную безопасность как способность государства, общества, личности: обеспечивать с определенной вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддер-

ГРНТИ 81.93.29

© Краснова Г.В., Марков А.А., 2018

Галина Владимировна Краснова - аспирант кафедры социологии и психологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Александр Анатольевич Марков - доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой международных отношений, медиалогии, политологии и истории Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Марков А.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 967-15-97. Е-mail: mark08@list.ru. Статья поступила в редакцию 30.01.2018.

жания своей жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития; противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации; вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано [1, с. 23].

В качестве основного аргумента в подтверждение изложенной выше позиции необходимо рассмотреть федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержденный приказом № 1515 Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г., по направлению 10.03.01 «Информационная безопасность». Данный стандарт весьма четко регламентирует круг изучаемых в рамках данного направления вопросов. К примеру, в соответствии со стандартом, «область профессиональной деятельности выпускников направления «Информационная безопасность» включает сферы науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем, связанных с обеспечением защищенности объектов информатизации в условиях существования угроз в информационной сфере» [2].

Более того, в разделе образовательного стандарта под номером 4.2 указывается, что объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: объекты информатизации, включая компьютерные, автоматизированные, телекоммуникационные, информационные и информационно-аналитические системы, информационные ресурсы и информационные технологии в условиях существования угроз в информационной сфере; технологии обеспечения информационной безопасности объектов различного уровня (система, объект системы, компонент объекта), которые связаны с информационными технологиями, используемыми на этих объектах; процессы управления информационной безопасностью защищаемых объектов [2].

Проанализировав представленные в федеральном государственном образовательном стандарте данные, а также рассмотрев представленный в нем перечень профессиональных компетенций, которыми должен овладеть выпускник программы бакалавриата «Информационная безопасность», можно с уверенностью сказать, что в системе российского высшего образования информационная безопасность трактуется только с точки информационных технологий и технологического процесса. Однако, рассматривая вопрос только с позиции использования информационных технологий для защиты информации, уделяя внимание лишь одной стороне вопроса, система образования оставляет беззащитными и личность, и государство, и общество перед целым рядом информационных угроз, связанных, в первую очередь, с человеческим фактором.

Даже ведущие IT-специалисты отмечают тот факт, что в последние годы все большую роль играет именно человеческий фактор. На эту проблему мы уже ссылались и подчеркивали недостаточность усилий именно в оценке психофизической составляющей информационной безопасности. «Решение проблем в отражении и противодействии информационным угрозам, на наш взгляд, сегодня в основном лежит в области социального управления. Однако такой подход в процессах формирования информационной безопасности общества в современных российских условиях недостаточно учитывается. Традиционные меры, основывающиеся чаще всего на технических вопросах в решении проблем информационной безопасности, сегодня инерционны и при всей высочайшей технологичности малоэффективны, потому что из системы выпадает определяющий фактор - человек как личность и как составная часть общества» [4, с. 94].

В качестве примера можно привести один из самых востребованных и известных ежегодных аналитических документов в сфере IT - отчет по инцидентам информационной безопасности, выявленных в российских компаниях - Solar JSOC Security flash report [3]. Данный отчет основывается на данных, полученных в коммерческом центре мониторинга и реагирования Solar JSOC, и содержит сводную информацию о выявленных инцидентах реализации угроз информационной безопасности по различным категориям. Он предназначен для информирования служб IT и информационной безопасности о текущем ландшафте угроз и основных трендах, однако может быть полезен всем исследователям в сфере информационной безопасности благодаря тому, что по представленным отчетам можно проследить основные тенденции.

К примеру, представленные в отчетах графики свидетельствуют о том, что в период с 2013 по 2016 гг. большая часть угроз информационной безопасности была по своему характеру «внутренней»

(от 58 до 66 процентов от общего числа зафиксированных угроз). Их инициаторами в 66-67% случаев были рядовыми сотрудниками рассматриваемых в отчете компаний, 23-23% - штанные администраторы и лишь 10% - аутсорсеры и контрагенты. В отчете за первое полугодие 2017 года составители изменили классификацию инцидентов, отнеся случаи вирусного заражения не к внутренним, как ранее, а к внешним - следовательно изменилось распределение «внутренних / внешних» инцидентов, «внутренних» стало меньше - 49,2%. Также незначительно поменялось процентное соотношение инициаторов внутренних угроз, оставшись, все же, приблизительно в тех же рамках - 63,2% приходится на долю рядовых сотрудников, 25,6% - на штатных администраторов и 11,2% - на аутсорсеров, контрагентов и подрядчиков организаций. И большая часть инцидентов совершается сотрудниками организаций не по злому умыслу, а ввиду халатности, связанной с несоблюдением в организациях правил информационной безопасности.

Приведенные факты демонстрируют очевидность того, что человеческий фактор является одной из основных угроз информационной безопасности. Следовательно, рассматривать ее только с точки зрения информационных технологий было бы в высшей степени ошибочно.

Существующая эпоха названа постиндустриальной. Она предполагает достаточное накопление необходимых средств поддержания своего физического функционирования и нацеливает на удовлетворение и комфортность интеллектуальных, духовных, рекреативных и т.п. запросов. Наиболее приемлемой к этому удовлетворению и наиболее востребованной, и наиболее комфортной оказалась информация. Вернее, совокупность самых различных информационных продуктов, производимых самыми разнообразными ретрансляторами (СМИ, киноиндустрия, литература и пр.), самого многообразного контента. Поэтому наше время называют не столько постиндустриальной, сколько информационной эрой. Благодаря научно-технической революции, создавшей возможности постоянного динамичного развития и совершенствования, в том числе информационных ресурсов, систем, технологий, в последние десятилетия прошлого века вошел, а в нынешнее время стал доминантой информационного пространства Интернет.

Понимание эффективности воздействия информационных систем, ресурсов, технологий и механизмов на общественное и индивидуальное мнение и сознание коррелируется с уровнем Щ среднестатистического индивидуума. Парадоксально, но очевидно, что с возрастанием информационного влияния на человека, предполагающего в том числе повышение его знаний, представлений об окружающей действительности, надлежащую оперативность и качество его коммуникаций и т.д., то есть все то, что должно содействовать повышению этого самого Щ, в действительности интеллектуальный уровень медленно, но неуклонно снижается. Современный средний индивидуум все менее склонен постигать и познавать сложные смысловые конструкции, его собственная активность в получении даже необходимых знаний критична.

Обилие информационных потоков не помогает, а затрудняет процессы познания. Но не это главная проблема. Таковой является именно создание соответствующей комфортной обстановки для человека, когда индивидуум все чаще физически и духовно отстраняется от необходимой работы тела и мозга. За него это все делают умные машины с дистанционным управлением, коммуникаторы Интернета, например, '^Ыре&а, которая для многих студентов заменяет библиотеку, чтение учебников и просто книг. Зачем напрягать сознание и мозг, что-то искать, читать, если один клик в Интернет-поисковике, и всё безо всяких затруднений предстает перед глазами. Разве для кого-то сегодня откровение, что значительное число школьников делает домашние уроки по русскому языку, географии, истории и т.д. именно так?

Таким образом, знания заменяют представления о соответствующих предметах и явлениях. И эта ситуация глобальна, она не касается только России или, скажем, Китая. Это глобальная проблема цивилизации, ведущая объективно к оскудению общего уровня интеллектуального потенциала человечества. Данная дегенерация, особенно среди молодых поколений, вызывает особую приверженность к Интернету и его возможностям (от игр до социальных сетей), который обладает колоссальной возможностью любого (позитивного и негативного) воздействия на личность. Интернет способен легко выдать необходимый объем информации для тех же представлений, ввести в виртуальный мир электронных игр на любой вкус, обеспечить качественную аудио, видео, текстовую коммуникацию с любым респондентом, наконец, способен обеспечить самовыражение индивида (пресловутый феномен лайков).

Сегодня Интернет берет на себя по сути дела обязанности преподавателя, друга, спутника, развле-кальщика и берет на себя функции знания, общения, воспитания... Модели коммуникации, предлагаемые Интернетом, просты, удобны, универсальны. Это феномен, прочно вошедший в наш мир и устанавливающий в нем свои виртуальные и принимаемые «по умолчанию» законы. Возникла уже как признанная психическая болезнь интернет-зависимость. Итак, при понимании всей вышеописанной и знакомой практически всем ситуации, обратимся к важному вопросу нашей статьи - почему же при всех своих замечательных свойствах и возможностях, замечательных интернет-технологиях, мы ставим в разряд самых актуальных проблем Интернет, как опаснейшую информационную угрозу для личности.

Прежде всего, медийные процессы, происходящие в современном обществе, интенсифицируются использованием интернет-ресурсов и интернет-технологий, во многом формируя и корректируя складывающиеся и сложившиеся общественные отношения, межличностные, межгрупповые и массовые коммуникации. Возникает доминация Интернета как универсального средства, не столько помогающего, сколько принуждающего познавать окружающую действительность и формировать собственные социальные позиции, социальное поведение, социально-психологическую адаптацию к реальности на основе самых разнообразных, при этом многочисленных сомнительных и откровенно негативных контентов. У индивидуума возникает психологическое притяжение и психологическая зависимость к Интернету, моделирующая его общественный статус и оценки окружающей действительности и определение себя в этой самой действительности. Появляются так называемые клиповое мышление и кликовое мышление, характеризующиеся снижением способности к аналитическому восприятию мира, упрощенчеству и примитивизму. И это все на фоне все заметней культивируемой интернет-средой агрессивной потребности самовыражения [4, с. 16].

Уже сегодня Интернет в медиапространстве становится реальной конкурирующей силой традиционным информационным и коммуникационным средствам. В коммуникационном плане он уже опережает по качеству и оперативности почтовую и телеграфную связь. Большинство людей отвыкло писать письма и поздравительные открытки, предпочитая готовые формы из Интернета. Для выражения и обоснования своего отношения к чему-либо также не стоит напрягать свой ум, достаточно поставить клик лайка.

В информационном плане мы вообще становимся свидетелями уже возникающей конкурентной конфронтации между Интернет-коммуникаторами и традиционными СМИ. Показательна в этом плане предвыборная кампания на пост президента США в 2016 г. Развернулась борьба между Хилари Клинтон и Доналдьдом Трампом, где в пользу первой была задействована вся могущественная индустрия традиционных СМИ - печатных изданий, радио и телевидения (в том числе, известнейших медийных брендов - CNN, NBC, The New York Times, The Washington Post и др.), а в пользу второго -интернет-коммуникаторы (прежде всего, Facebook и Twitter). И такая конкурентная медийная конфронтация будет только усугубляться, либо вести к качественно новым информационным формам, например, к конвергентным СМИ.

В обстановке современной напряженной международной обстановки, где Россия в силу своего геополитического расклада противоборствующих сил на планете является одним из ключевых игроков, очевидно, что налицо угроза серьезного военного столкновения. Однако, понимаемая всеми нереальность глобальной войны между сверхдержавами трансформируется в данном соперничестве в локальные войны, а также в интеллектуальные войны за победу над массовым сознанием общества враждебного государства. Такие войны называются информационными войнами. И их эффективность достаточна высока. Так, знаменитая холодная война второй половины ХХ века позволила развалить могучий Советский Союз без всякого военного вмешательства. Это была информационная война против СССР.

Сегодня современная Россия является участником нескольких информационных войн одновременно - с США и их европейскими союзниками, с Украиной, с террористическими организациями. Роль IT-технологий в этих войнах чрезвычайна. Именно высокая технологичность, заложенная в механизмах и способах ведения информационных войн, определяет ее эффективность. Так, в упомянутой холодной войне основными ресурсами воздействия на целевые группы населения враждебной страны являлись радиостанции, имевшие возможность донести до внешней аудитории через радиосигналы (печатные издания и телевидение осуществляли информационную экспансию на внутренние аудитории, формируя в них страх, недоверие и презрение к враждебному государству) соответствующий контент.

Эффективность деятельности радиостанций была относительно невелика, ибо существовавшие средства подавления (глушения) радиосигналов, слабое качество радиоприемников у населения, жесткий контроль со стороны государства снижали уровень таковой эффективности. Поэтому потребовались десятилетия, чтобы, наряду с другими факторами воздействия на население СССР (включая сюда и стратегические ошибки руководства самой страны), разрушить Советский Союз идеологически и морально, тем самым обеспечив и физический распад его в дальнейшем.

Сегодня в информационной войне задействованы технологии, воздействующие не на общество в целом, а на индивидуальность, так как соответствующая обработка личности, особенно незрелой, помогает создавать из таких личностей целевые группы (например, сообщества в социальных сетях), и затем через такие целевые группы с активной установкой воздействовать на общество, формируя в нем надлежащие позиции и модели поведения. Результат такой 1Т-стратегии мир уже видел в 2011 году в событиях на площади Тахрир в Египте, иначе говоря - в государственном перевороте в этой стране. Это была первая электронная революция в мире, переворот, совершенный с помощью 1Т-коммуникаторов.

Востребованность в 1Т возникает не только из-за их коммуникационных преимуществ, но и соблазнов. Одним из таких соблазнов является простота и легкость собственного самоутверждения. Индивидуальное «я» при этом не обязательно усложнять обоснованием и смыслом своей идеи, позиции, взгляда, достаточно жесткости, примитива, пошлости, агрессивности и оригинальности (нередко оригинальность определяется крайними степенями той же жесткости, примитива, агрессивности). Одни предпочитают экстремальные выходки с обязательной выкладкой контента в УоиТиЬе. Другие создают субкультуры (дрифтеры, руферы), третьи создают сайты с откровенным пошлым контентом (Де-билы.ги), четвертые моделируют сомнительные и асоциальные квесты и т.д. Эта кажущаяся демократизация медиапространства предельно упрощает появление такой интернет-продукции, которая способна формировать асоциальные ценности, корректировать существующие онтологические приоритеты, отуплять, оглуплять, пропагандировать девиантность поведения.

Учитывая, что в глобальном интернет-мире сложно отследить адресность создателя того или иного контента, он вполне может быть за пределами любой страны, на которую проецирует свои материалы, логично предположить, что используя притяжение к Интернету, прежде всего, несовершеннолетних, с помощью такой массированной продукции можно формировать соответствующие общности примитивных особей, индифферентных к окружающему миру, отрицательно настроенных к своей стране, духовно ущербных, склонных к мутации сознания, негативным и криминальным деяниям, к суициду и пр. При этом инициатор вброса подобных контентов, которые при умелой их подаче, активно впитываются потенциальными аудиториями, анонимен, но вот нравственный и духовный удар реален.

Примером этого можно назвать выкладываемые постоянно в сети сюжеты об издевательствах и избиениях школьников одноклассниками, мучениях животных и пр. Из последних примеров: «Массовая резня в пермской школе номер 127, когда, вооруженные ножами подростки ворвались в класс где занимались четвероклассники, спровоцировала новую волну интереса к движению «колумбайнеров» в России. И не случайно. Очевидцы уверяют, что нападение, в результате которого пострадали 15 человек, было спланировано в стиле подражателей американским подросткам Эрику Харрису и Дилану Клибболду, которые устроили стрельбу в школе «Колумбайн» (штат Колорадо) 20 апреля 1999 года. Тогда жертвами жестокой расправы стали 13 человек. Именно им посвящены паблики «ВКонтакте», на которые был подписан один из напавших, и именно Харрис и Клибболд «вдохновили» на преступление в сентябре прошлого года другого школьного стрелка, Михаила П. из Ивантеевки, который решил отомстить ровесникам за насмешки (источник - Lenta.ru от 17/01/2018).

Но самый жуткий пример касается интернет-квеста «Синий кит». По смыслу этой квазиигры необходимо было выполнять в течение 50 дней различные задания. Началом игры являлся момент, когда пользователь (как правило, подросток) на страницах в социальной сети обнаруживал хештеги #Си-нийкит, #Явигре, #Хочувигру, #Разбудименяв420. После этого с подростком связывался так называемый куратор и давал задания игроку. Сами задания представляли собой набор бессмыслиц, например, «вырежи на руке ножом £57», «сходи на крышу и постой на краю», «изобрази свой суицид». При этом выполненное задание должно было быть проиллюстрировано как подтверждение выполнения задания фото или видео. Последнее задание содержало в себе инструкции, как следует совершить суицид ре-

ально. Одумавшихся и желавших выйти из игры запугивали расправой над ними или родителями и т.д., в результате - десятки детских жертв. Опасность этой игры, к сожалению, поздно была осознана властями нашей страны, а ее международная угроза по-прежнему актуальна, именно поэтому, например, в Индии, временно заблокирована российская соцсеть ВКонтакте.

Подобных примеров, к сожалению, много. Все они говорят о реальной и серьезной угрозе информационной безопасности личности, важнее всего - формирующейся личности, выражающейся в ее деформации и подмене естественных интересов в информационной сфере, направленной на психофизическое и социальное самочувствие. Вместо положительного получения необходимых знаний, представлений, общения, многим подросткам навязывается асоциальная модель поведения, деструктивное мировоззрение, итогом чего может быть появление дегенеративных и аморальных представителей общества, нацеленных на его дестабилизацию. Это весьма хорошо вписывается в задачи информационной войны.

Противоположной по сути, но также эффективно используемой технологией в целях создания информационного деструктивного поля, может служить так называемая технология ботов. Изначально в создании бот-программ закладывалось позитивное значение: с помощью такой программы пользователь может взаимодействовать и общаться в своих интересах, боты активно используются как автоматические регистраторы во многих учреждениях, они способны расшифровывать сообщения в мес-сенджерах, а также выполнять действия на основе полученных сообщений (чат-бот). Среди известных мессенджеров (коммуникаторов) Telegram, Facebook, Slack. Активно пользуются в этом плане чат-ботами в Белоруссии (Viber).

Вместе с тем, если руководствоваться целями и задачами информационного деструктива, то боты могут выполнять совершенно иную - манипулятивную функцию, суть которой заключается в формировании искаженных сведений и данных по соответствующему контенту, событию, дате, действию и пр. Для этого создается, если так можно сказать, сеть ботов, которые могут находиться в «замороженном» состоянии, а при необходимости включаться и создавать якобы общественное мнение по соответствующему поводу. С помощью таких ботов можно получить оценочное представление вымышленных абонентов с позитивным или негативным отношением к конкретному субъекту или его действию.

Так, вброшенный в сеть контент вдруг вызывает массовый резонанс (например, поддержка или отрицание некоего политика, некоего события, скажем воссоединение Крыма с Россией, отношение к внешней или внутренней политике России, ее Президенту и т.д.). Создаваемая таким образом псевдомассовость способна в сознании обычных индивидуумов формировать у них такое же отношение -если многие так считают, значит, это на самом деле так. С такой манипуляцией можно создать огромное количество лайков, поддержек или наоборот, тем самым искусственно и скрытно содействовать формированию общественного мнения.

Однако самыми эффективными и наиболее распространенными IT в медиасфере являются технологии fake. В основе них лежит фальсификация события, представленная таким образом, чтобы продемонстрировать ее целевой аудитории как достоверный факт. В настоящее время используются более всего не текстовые, а фото или видео материалы такого рода, потому что именно иллюстративность или «картинка» легче внедряются в сознание индивида. Здесь стоит иметь в виду, что, как уже говорилось выше, среднестатистический человек с соответствующим невзыскательным IQ не обременяет себя чтением текстов, которые включают аналитические параметры мозга.

Вообще уже уходят в прошлое обычные текстовые блоги, их заменяют видеоблоги. Начинается период визуализации. Ее сущность заключается в том, что индивидууму проще посмотреть и вынести свое суждение, нежели пропускать через себя текстовой контент. Визуальность дает мгновенно необходимое представление о предмете, и остается только предложить минимальное текстовое сопровождение к визуальной форме в виде комментария, новостного посыла, реплики и пр. Подавляющее большинство обычных граждан воспринимают такие материалы изначально как правдивые и реальные и не перепроверяют их на истинность, тем более если они изготовлены и сопровождены с надлежащей эмоциональностью, пафосом, убежденностью. При этом совершенно не важно, что через некоторое время обнаружится, что предложенный ранее материал является фальсификацией события.

Как правило, опровержение подобных фальсификаций остается малозамеченным аудиторией вследствие огромнейшего количества новых информационных поводов. Тем самым достигается цель

формирования устойчивой и даже стереотипной позиции индивидуума и, естественно, массовой аудитории в отношении объекта и субъекта таких fake-content. Значительное количество таких материалов используется в информационной войне Украины против России, где главной информационной площадкой выступает Интернет. Ряд примеров: в сеть выкладывается фотография горящего состава на железнодорожной станции. Подпись гласит «Сепаратисты ДНР обстреляли станцию Ясиноватая». Затем это фото с соответствующим комментарием обходит ведущие телеканалы Украины. Налицо жестокий агрессивный акт насилия бойцов самопровозглашенной республики против своих. Когда через несколько дней выяснилось, что на самом деле использована фотография пожара состава в Болгарии в 2009 г., ни один медиаканал Украины об этом не сообщил. Целевая украинская аудитория не узнала, что это фальшивка.

Через короткое время появляется еще одно фото, на котором возбужденные женщины с автоматами в руках против чего-то протестуют. Подпись «Ростовские матери вышли на улицу, чтобы вернуть своих детей, убиваемых на войне в Донбассе». Опять по той же схеме украинские телеканалы в новостях с пафосным гневом и жесткими комментариями в адрес России оповестили об этом всю страну. В реальности на фото были изображены чеченские женщины в Грозном в начале 2000-х годов, демонстрировавшие верность своему лидеру. Причем фото было сделано журналистом компании ВВС. Подмена была мало кем замечена, у целевых аудиторий даже не взывало сомнения появление мало похожих на славянский тип женщин с оружием. Подобные поделки легко опровергаемы и разоблачаемы. Однако упор делается на количество, а не качество. Именно благодаря интенсивности фейков в итоге создается стереотипное негативное представление о предмете в интересах инициатора или заказчика такой продукции.

Вне всякого сомнения, сам Интернет - это великое благо нашей цивилизации. Интернет является ценным помощником в работе, в бизнесе, в быту, в досуге и т.д. Но в рамках данной статьи нами сделан упор именно на использовании Интернета в негативных целях, как механизма информационного противоборства, информационного давления и информационного оружия. Оружия чрезвычайно эффективного. Опасность его велика. И, рассматривая те или иные актуальные вопросы, касающиеся информационной безопасности личности, в том числе психофизические угрозы ее информационным интересам и потребностям, мы должны не только осознавать, но и предпринимать активные действия хотя бы по уменьшению или локализации таковых угроз, что является предметом отдельного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы информационной безопасности / Е.Б. Белов, В.П. Лось, Р.В. Мещеряков, А.А. Шелупанов. М.: Горячая линия - Телеком, 2006. 544 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность» (уровень бакалавриата).

3. Solar JSOC Security. Аналитика. Отчеты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://solarsecurity.ru/ analytics/reports (дата обращения 12.01.2018).

4. Марков А.А. Актуальные вопросы информационной безопасности в постиндустриальном обществе: монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.