Научная статья на тему 'Интернет и социальные сети: их плюсы, минусы и последствия в развитии человечества'

Интернет и социальные сети: их плюсы, минусы и последствия в развитии человечества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12210
715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / DEPENDING ON THE SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голоманчук Эйда Владимировна, Васильева Ирина Петровна

Актуальность и цели. В наше время в жизни человека роль общения и прогресса знаний очень велика. В данной статье мы рассмотрим плод прогресса социальные сети, их плюсы и минусы, а также перспективы развития. Использование социальных сетей сейчас отнимает у людей много времени; высока доступность всевозможных устройств для выхода в Интернет, а также самой сети Интернет. Поэтому мы предлагаем несколько вариантов решения проблемы, связанной с времяпрепровождением в виртуальном пространстве. Цель данной статьи привлечь внимание к зависимости людей от социальных сетей, а также показать возможные негативные последствия и пути их преодоления. Материалы и методы. Реализация задач была достигнута за счет использования метода наблюдения. На основании личного опыта и наблюдений были проанализированы Интернет и социальные сети, а также определены степени зависимости человека от их использования. Результаты. В работе описаны позитивные и негативные последствия влияния Интернета и социальных сетей на жизнь человека; исходя из личных наблюдений были сделаны выводы о степени интеллектуального развития пользователей глобальной сети, а также взаимодействия с государственной политикой. Выводы. Моделирование ситуации, которая может произойти в будущем, позволяет получить реальную оценку значимости и эффективности Интернета и социальных сетей в жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET AND SOCIAL NETWORKS: THEIR ADVANTAGES, DISADVANTAGES AND CONSEQUENCES IN HUMAN DEVELOPMENT

Background. The role of communication and progress of knowledge in the life of man as a social being in our time is very high, so in this article we will discuss the benefits of progress social networks, their pros and cons, development prospects. The use of social networks now robs us a lot of time, because accessibility to all sorts of devices to access the Internet, as well as most of the Internet is not restricted. Therefore, we propose several solutions to the problem of the large number pastime in the virtual space. The purpose of this article to draw attention to the problem of our time: the dependence of people on social networking sites, as well as to show the possible negative consequences, and ways to avoid them. Materials and methods. The goals were achieved by using the method of observation. Based on personal observations and experiences were analyzed Internet and social networks, and the degree of dependence on the person using them. Results. This paper describes the positive and negative effects of exposure to the Internet and social networks on human life, based on personal observations, conclusions were drawn about the extent of our intellectual development in a global network, as well as their interaction with government policy. Conclusions. Simulation of situation that may occur in the future provides a realistic assessment of the relevance and effectiveness of the Internet and social networks in human life.

Текст научной работы на тему «Интернет и социальные сети: их плюсы, минусы и последствия в развитии человечества»

РАЗДЕЛ 3 МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ

УДК 004.5

ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ИХ ПЛЮСЫ, МИНУСЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Э. В. Голоманчук, И. П. Васильева

INTERNET AND SOCIAL NETWORKS: THEIR ADVANTAGES, DISADVANTAGES AND CONSEQUENCES IN HUMAN DEVELOPMENT

E. V. Golomanchuk, I. P. Vasil'eva

Аннотация. Актуальность и цели. В наше время в жизни человека роль общения и прогресса знаний очень велика. В данной статье мы рассмотрим плод прогресса - социальные сети, их плюсы и минусы, а также перспективы развития. Использование социальных сетей сейчас отнимает у людей много времени; высока доступность всевозможных устройств для выхода в Интернет, а также самой сети Интернет. Поэтому мы предлагаем несколько вариантов решения проблемы, связанной с времяпрепровождением в виртуальном пространстве. Цель данной статьи - привлечь внимание к зависимости людей от социальных сетей, а также показать возможные негативные последствия и пути их преодоления. Материалы и методы. Реализация задач была достигнута за счет использования метода наблюдения. На основании личного опыта и наблюдений были проанализированы Интернет и социальные сети, а также определены степени зависимости человека от их использования. Результаты. В работе описаны позитивные и негативные последствия влияния Интернета и социальных сетей на жизнь человека; исходя из личных наблюдений были сделаны выводы о степени интеллектуального развития пользователей глобальной сети, а также взаимодействия с государственной политикой. Выводы. Моделирование ситуации, которая может произойти в будущем, позволяет получить реальную оценку значимости и эффективности Интернета и социальных сетей в жизни человека.

Ключевые слова: социальные сети, зависимость от социальных сетей.

Abstract. Background. The role of communication and progress of knowledge in the life of man as a social being in our time is very high, so in this article we will discuss the benefits of progress - social networks, their pros and cons, development prospects. The use of social networks now robs us a lot of time, because accessibility to all sorts of devices to access the Internet, as well as most of the Internet is not restricted. Therefore, we propose several solutions to the problem of the large number pastime in the virtual space. The purpose of this article - to draw attention to the problem of our time: the dependence of people on social networking sites, as well as to show the possible negative consequences, and ways to avoid them. Materials and methods. The goals were achieved by using the method of observation. Based on personal observations and experiences were analyzed Internet and social networks, and the degree of dependence on the person using them. Results. This paper

describes the positive and negative effects of exposure to the Internet and social networks on human life, based on personal observations, conclusions were drawn about the extent of our intellectual development in a global network, as well as their interaction with government policy. Conclusions. Simulation of situation that may occur in the future provides a realistic assessment of the relevance and effectiveness of the Internet and social networks in human life.

Key words: social networks, depending on the social networks.

Введение

Человек - социальное существо, которое на протяжении всей своей жизни нуждается в общении и развитии. Процесс общения, или обмен информацией, - один из распространенных методов познания и осознания повседневной реальности.

Интернет и социальные сети как способ хранения и передачи информации

Гораздо проще усваивается информация, которая предоставляется нам в виде диалога, т.е. вербально, но, как известно, такая информация недолговечна. Информация бывает двух видов: важная и незначительная. Для ее сохранения или передачи в первозданном виде человечество придумывало и продолжает придумывать множество способов. Изменение способов тесно связано с развитием общества, они, как и человечество, проходят естественный отбор, в результате которого устаревшие способы сменяются новыми, прогрессивными и более перспективными.

Имея опору, подкрепленную знаниями, человек может продолжать свое развитие, изучать, изобретать или описывать новые знания. Большим толчком в развитии хранения, передачи и систематизации информации стало изобретение компьютера, а впоследствии сети Интернет. На данный момент мнения о нем разделились: кто-то считает, что Интернет играет только положительную роль и ничего плохого в нашу жизнь не приносит, а кто-то, наоборот, полагает, что это зло и ожидать от него чего-то хорошего не стоит. На наш взгляд, Интернет дает большие возможности для развития, так как на его просторах сконцентрировано большое количество информации. Но минус всемирной паутины заключается в том, что эта информация может быть некорректной и недостоверной в силу неграмотности автора или специально сфальсифицированной, чтобы запутать или дезинформировать людей.

Зависимость от Интернета и социальных сетей

Интернет находится на пике популярности, число пользователей сети растет с каждым днем. Россия занимает первое место в Европе по количеству пользователей Интернета (около 60 млн человек) [1]. Это произошло из-за доступности всемирной паутины. Многие имеют не одно, а несколько устройств для выхода в глобальную сеть: компьютер, ноутбук, телефон и т.д. Первое устройство связи (телефон, смартфон) у среднестатистического ребенка появляется примерно в 6-7 лет, когда он идет в первый класс. Все начинается с глупой борьбы «У кого круче игрушка?», а заканчивается тем, что связь между пользователем и вещью перерастает в нечто большее, чем отношения с игрушкой. Вещь будто прирастает к человеку, забыть телефон

дома, уйдя на работу или выйдя в магазин, является сущим кошмаром: вдруг кто-то позвонит или пришлет сообщение, а ты не сможешь ответить на него мгновенно. Интернет стал неотъемлемой частью жизни активных пользователей. Многие его потребители, не замечая того, становятся интернетзависи-мыми, особенно ярко это наблюдается на примере современной молодежи 13-28 лет. Люди, которые росли без Интернета, более устойчивы к его влиянию, и активного привыкания у них не возникает, т.е. нет «ломки» от непрочитанного электронного письма или комментария к фотографии.

Говоря про зависимость от Интернета, нужно уточнить то, что она в основном формируется не от сайтов, где размещено много полезной и интересной информации, которой можно пополнить свои знания, а от социальных сетей («ВКонтакте», «Одноклассники» и т.д.). Социальные сети создавались для общения людей и поддержания связи с теми, кто находится на расстоянии. Для популяризации социальных сетей и привлечения новых пользователей были созданы разделы с аудио- и видеозаписями. Это вызвало повышенный интерес со стороны пользователей, они стали проводить с каждым разом все больше и больше свободного или несвободного времени на просторах социальных сетей. На занятиях, на работе человека, у которого возникло привыкание к социальным сетям, так и тянет зайти на свою страницу, чтобы проверить, не произошло ли там чего нового.

В результате наблюдения за людьми можно выделить несколько стадий пользования социальными сетями и описать результат этой деятельности. Последствия бывают разными, все зависит от самого человека, насколько он устойчив к воздействию социальных сетей.

Первая стадия - рядовой пользователь (регистрация, поиск своих друзей, переписка). Отличие рядового пользователя от активного заключается в том, что на свою страницу он может заходить раз в неделю, не испытывая при этом никакого дискомфорта. Главная цель здесь - общение. К этой категории людей относятся чаще всего занятые люди от 45 лет.

Вторая стадия - активный пользователь. Человек помимо переписки начинает добавлять фотографии, делиться темами и ссылками, подписываться на множество сообществ и групп, добавлять друзей, с которыми в принципе не общался и общаться вряд ли будет. К этой категории относятся люди в возрасте от 25 лет.

Третья стадия - гиперактивный пользователь. Социальная сеть становится второй реальностью, пользователь пытается «накрутить» отметки «мне нравится» или увеличить число подписчиков. Здесь грань с реальной жизнью пользователя может стереться. Для него социальная сеть есть нечто большее, чем место для обмена механической информацией. Пользователь пытается выражать свои эмоции при помощи смайлов, музыки в плейлисте или картинок. Присутствие «смайла» (какого-то определенного знака) или его отсутствие играет чуть ли не ключевую роль в общении, переписка с пользователем другой страницы кажется красочнее и фееричней, нежели вербальное общение.

Возможные последствия чрезмерного пользования социальными сетями

Жизнь в социальной сети бьет ключом, мы ощущаем себя нужными и значимыми на ее просторах, но это иллюзия. Выйдя за ее пределы, мы не мо-

жем построить нормальных отношений с окружающими, у нас развиваются комплексы и страхи. Ничто не появляется из ниоткуда, ничто не исчезает в никуда - этот закон актуален и для данной проблемы. Независимо от каких бы то ни было факторов человек имеет душу, и от того, куда он ее вложит - в симуляцию жизни или в реальность, - зависит его чувство самореализации и комфорта в настоящем и будущем.

Погружение в галлюцинацию может привести к тому, что мы выпадаем из нормального общения с людьми. «Плоды» социальных сетей мы пока не видим, зато мы можем наблюдать «бурное цветение». Приведем простой пример. Во время поездки на общественном транспорте многие представители молодежи с головой уходят в Интернет, они теряют контакт с действительностью, им не важно, сидит с ними рядом друг или стоит пожилой человек, которому желательно уступить место, - им не до этого, их внимание сконцентрировано на мониторе устройства. Конечно, пока не все так печально, примеры такого гиперактивного пользования социальными сетями встречаются редко.

Стоит продумывать все на два шага вперед, поэтому на этот вопрос нужно обратить пристальное внимание, иначе последствия будут плачевными: через несколько десятков лет вырастет то поколение молодых людей, которые все детство, юность и отрочество провели, не высовывая носа, в своем виртуальном мире. На первый взгляд, это не опасно, ведь что может сделать тихоня, погрузившись в свой иллюзорный мир?! Ничего. Вот именно, пассивная личность сделать ничего не сможет. Мы не говорим про решение каких-то глобальных вопросов по управлению государством или Вселенной или про изобретение каких-то нанотехнологий или лекарства, которое сможет излечить от множества болезней страдающее человечество. Мы говорим о простом продолжении жизни в обществе и в целом всего рода человеческого.

Человек рождается, размножается и умирает. Это цикл жизни от первого до последнего вздоха, его проходит не только человек, но и все живые существа, проживающие на Земле. Продолжение рода - одна из основополагающих потребностей живого существа, это уже впоследствии, в ходе эволюции, человек приобрел новые потребности - ему захотелось хлеба и зрелищ. Эволюция на этом не завершилась, человеческие потребности росли и продолжают расти по сей день; в вопросах медицины, науки, образования это рвение прекрасно, но не в вопросе, связанном с социальными сетями.

Порой мы забываем об истинном своем предназначении. Для части молодежи информация о внесении изменений в систему «смайлов» играет роль намного важнее, чем, например, открытие сверхпрочного материала - графе-на. Наши «важные» потребности удовлетворяются (например, повышение скорости Интернета), и нам кажется, что мы играем какую-то роль, о нас заботятся, но это делают не для того, чтобы нам хорошо жилось. Пускать пыль в глаза, говорить пламенные речи о будущем и о том, какие мы замечательные, что мы выбрали правильный курс развития и т.п., проще простого. Истинная цель одурманивания, под действием которого мы отдаем свое право на управление нами и всем в целом в руки тех людей, которые вовремя поняли и осознали настоящую цену знаниям и управлению этими знаниями, состоит в воспитании как можно менее грамотного потомства.

Читая цитаты из групп и пабликов, мы маленькими порциями получаем много информации, большая часть которой бессмысленна. Полезная информация, конечно, есть, но ее количество незначительно. Нам также могут выдать недостоверную информацию, и мы «съедим» ее с великим удовольствием. Нам тяжело учиться, потому что обучение - это кропотливый и трудоемкий процесс, к которому наш мозг не привык. Наш мозг натренирован на короткую информацию, поэтому, когда мы получаем большой объем задания, он быстро утомляется и отказывается работать.

Получая разные эмоции, зачастую положительные, каждый раз мы хотим получить эти эмоции повторно. Это привыкание, ставящее нас в зависимость. Зависимость проявляется по-разному. Мы не хотим учиться, потому что у нас нет стимула, нет цели к осознанию действительности, которая кардинально отличается от виртуального мира. С получением знаний «урывками» нам начинает казаться, что мы знаем много, что мы разносторонне развиты. Хотя это далеко не так.

Многие общественные организации для удобного общения с клиентами создают официальные группы. Все чаще организаторы разных конкурсов и конференций дают объявления в социальных сетях для привлечения людей к деятельности, развитию своих способностей и задатков. Поэтому говорить о том, что нам не дают возможности развития и реализации в социальных сетях, некорректно.

Дорогу осилит идущий, но, какая это будет дорога, каждый должен выбрать сам. Строя планы на будущее, всегда легче обвинить в несбыточности своих желаний кого-то, чем себя. Мы ожидаем многого, а делаем мало для того, чтобы это воплотить. Практически каждый хочет иметь хорошую, высокооплачиваемую работу, но не каждый хочет или может соответствующе трудиться, а, как известно, без труда не выловишь и рыбку из пруда. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом, нужно иметь определенный багаж знаний, подкрепленный навыками их реализации в деле.

О каких знаниях может идти речь, когда человек не может оторваться от страницы в социальной сети и прочесть книгу?! Да, в социальных сетях есть книги в электронном виде, но читают их единицы, и то эти единицы, прежде чем перейти на электронные версии, прочитали бы хоть пару бумажных книг. Любовь к книгам прививается с детства: если ребенку на ночь читать сказки и рассказы с красочными иллюстрациями, а не включать мульти-ки, то вероятность того, что в будущем этот человек возьмет в свои руки книгу, гораздо выше.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Эти слова принадлежат французскому писателю и философу Д. Дидро - человеку, который жил три столетия назад. В наше время эти слова как никогда актуальны. Переставая читать, мы перестаем мыслить; переставая мыслить, мы перестаем думать; переставая думать, мы деградируем! Мы подвергаем себя такой опасности, сами того не замечая. Не замечаем потому, что у нас работает стадный рефлекс, мы все повторяем за толпой, а толпа повторяет за нами, это замкнутый круг, который нужно разорвать, разрушив систему. Если мы хотим изменить что-то к лучшему, то нужно начинать с себя.

В прогрессе нет ничего страшного. Самое страшное рождается после прогресса в наших головах. Мы начинаем создавать какие-то стереотипы,

изобретать новый велосипед, не научившись до конца правильно пользоваться уже изобретенным ранее.

Как об Интернете, так и о социальных сетях нельзя думать только плохо или хорошо. Нужно уметь понимать и определять грани действительности, что на самом деле представляет собой тот или иной предмет.

Интернет и социальные сети как функциональный способ обмена информацией между государством и гражданами

В ходе беседы Владимира Путина с представителями Фонда развития интернет-инициатив глава государства поддержал идею о федеральной программе по развитию рунета и сервиса для трудовых мигрантов, включающего соцсеть. Согласно комментариям, предоставленным к презентации сервиса для трудовых мигрантов, сервис должен объединить в себе функционал социальных сетей, каталог вакансий и другие опции. Президент заявил, что создание нормальной среды для мигрантов важно не только для них самих, но и для местного населения в целом, т.к., попадая в нормальные условия, мигрант будет вести себя соответствующе.

Социальные сети, их проблемы и способы решений

Социальная сеть - коварная по своему существу вещь. Она вроде бы создана с благими намерениями. Нет ничего дурного в том, что человек находит своих старых друзей и знакомых, смотрит фильмы и слушает музыку, находит новых людей для общения по интересам. Нужно пользоваться социальными сетями с умом и всему знать меру. Стоит задуматься о своем поведении в них. Нужно помнить, что разжигать какие бы то ни было конфликты или оскорблять другого пользователя нельзя. Независимо от того, что это все-таки виртуальная реальность, законы суровой реальности ее держат под своим контролем.

Для решения проблемы деградации человека для начала нужно составить статистику. Разобравшись с конкретным временем провождения в просторах Интернета, а также на сайтах социальных сетей, нужно составить план и стратегию. Как ни странно, нужно сократить время пребывания в Интернете. Человек может сделать это сам, но у зависимого от социальных сетей человека вряд ли самостоятельно получится сократить время пребывания. Поэтому государство на законодательном уровне может оказать помощь гражданину, введя комендантский час или создав лимит на пользование социальными сетями. Также можно прерывать сеанс пользования социальной сетью какой-нибудь социальной рекламой, временной блокировкой (минут на десять) или ввести в этот перерыв игру на логику, потому что человеческий мозг для его нормального функционирования должен подвергаться тренировке, иначе он, как накаченные мышцы, без тренировок атрофируется.

Также должна появиться реклама, стимулирующая к получению знаний. Зайдя в популярную группу школьников или студентов, можно увидеть записи, которые не дают стимула к получению знаний («Ничего не учил и сдал» и т.п.). Это в своем роде пропаганда, направленная на отлынивание от получения образования.

Немаловажной проблемой социальных сетей является конфиденциальность, поскольку при регистрации и во время пользования о нас собирается довольно много информации. Мы указываем свое имя и фамилию, возраст, дату рождения, место учебы или работы и т.д. Все это находится в открытом доступе, и любой человек может получить данную информацию. Есть, конечно, способы ограничения круга лиц, которые могут получать о нас какую-то информацию, но многие не знают, как этими настройками пользоваться. Несмотря на ограничения, человек, который действительно ищет информацию, найдет ее при любом раскладе. Кроме персональных данных, социальные сети собирают всю информацию о наших «телодвижениях»: какую мы посетили страницу, кому поставили «лайк» или какую прослушали песню.

Несмотря на настройки приватности, нет никакой гарантии, что нашей информацией не воспользуются злоумышленники в корыстных целях. Не секрет, что существуют проблемы с юридической защитой. Социальные сети работают глобально, но законы о защите персональных данных сильно различаются между регионами. К сожалению, нет единой правовой системы, регулирующей деятельность социальных сетей, и в законодательстве существует много белых пятен по этому поводу. Не стоит во всем винить только злоумышленников, которые, преследуя какие-то цели, ищут о нас информацию. Порой мы сами занимаемся чрезмерным распространением информации.

Социальные сети могут использовать наши данные без нашего разрешения. Если злоумышленника мы можем за это наказать, то представителей социальных сетей - нет. Сами того не подозревая, в силу нашей маленькой правовой безграмотности, регистрируясь в любой социальной сети, мы автоматически даем согласие на использование наших данных, не подозревая об этом. Поэтому наша фотография или наш статус могут стать официальным логотипом или девизом той или иной социальной сети, также они могут использоваться в рекламе.

Заключение

Вопрос по социальным сетям и Интернету всегда вызывал двоякие мнения. Однако стоит напомнить, что, как ни крути, у монеты все равно две стороны и каждую из них нужно рассматривать не отдельно от других, а в совокупности. Для решения всех возникающих вопросов и проблем нужно разработать систему мер по их решению и ряд программ: по развитию безопасности в социальных сетях, по развитию достоверности в Интернете, по развитию пропаганды образования и по развитию безопасности личных данных и всех совершенных пользователем операций. А также должно проводиться развитие программы, направленной на активный образ жизни, чтобы человек уменьшил свой контакт с техникой, которая неблагоприятно влияет на его здоровье.

Список литературы

1. Латухина, К. Владимир Путин поддержал развитие рунета / Кира Латухина // Интернет-портал «Российской газеты». - 2015. - 1 апреля.

Голоманчук Эйда Владимировна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра правоведения, Волгоградский технологический колледж E-mail: golomanchukav@mail.ru

Васильева Ирина Петровна

студентка,

Волгоградский технологический колледж E-mail: golomanchukav@mail.ru

Golomanchuk Eyda Vladimirovna candidate of legal sciences, associate professor, sub-department of law, Volgograd College of Technology

Vasil'eva Irina Petrovna student,

Volgograd College of Technology

УДК 004.5 Голоманчук, Э. В.

Интернет и социальные сети: их плюсы, минусы и последствия в развитии человечества / Э. В. Голоманчук, И. П. Васильева // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 2 (14). - С. 193-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.