“■ и информационные
технологии
Фокус проблемы
А.Е. МИХЕЕВ,
к.т.н., заместитель директора — начальник службы автоматизации лечебно-диагностического процесса Медицинского центра Банка России, [email protected] П.А. ГОРБУНОВ,
заместитель начальника управления информатизации — начальник отдела ГУ Банка России по Вологодской области, [email protected]
ИНТЕРНЕТ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
УДК 002.6
Михеев А.Е., Горбунов П.А. Интернет и сохранение здоровья (Служба автоматизации лечебнодиагностического процесса Медицинского центра Банка России, г. Вологда, Россия)
Аннотация: В статье дается анализ текущему положению и перспективам применения технологий Интернета в здравоохранении.
Ключевые слова: социальные сети, коллаборация, краудсорсинг, Web 2.0, Медицина 2.0.
UDC 002.6
MickheevA.E, GorbunovP.A. The Internet and Keeping Healthy ( Department of the medical diagnostic process of the Medical Centre of Bank of Russia)
Annotation: The article provides the analysis of the current situation and the perspectives of new Internet technologies implementation into health care system.
Keywords: social networks, collaboration, crowdsourcing, Web 2.0, Medicine 2.0
По прогнозу ООН, в 2050 году население России сократится на 40 млн. человек. Поэтому мы солидарны с Я. Миркиным, заявляющим в [1], что главная задача, которая стоит перед россиянами, — это прекратить исчезать как нация: перестать умирать так рано. Безусловно, вопрос сохранения и приумножения численности и здоровья нации — комплексный и многоаспектный. Ввиду обширности рассматриваемой темы далее в статье мы сосредоточимся только на возможностях информационных технологий, а точнее, сети Интернет для его реализации.
Контекст текущей ситуации
Важно понимать, как правильно отмечает Джефф Голдсмит, что медицинские услуги — это не только сфера услуг, опирающаяся на собрание базовых знаний, но и, возможно, самый сложный продукт нашей экономики [5]. Медицинские системы и специалисты катастрофически неэффективны в усваивании и обработке информации и превращении ее в знания.
Современное информационное окружение в большинстве медицинских учреждений представляет собой мозаику из десятков специальных автоматизированных систем (например, для аптеки, клинической лаборатории, бухгалтерии, регистратуры), работающих на разных платформах и языках, предусматривающих разное аппаратное обеспечение. Удручающе большая часть процессов доку-
Фокус проблемы
ментируется на бумаге (медицинские карты, назначения и направления, счета), и в этом ситуация мало изменилась с начала 70-х годов.
Было бы неточным сравнивать большинство лечебных заведений с производственным предприятием. Скорее это совместное, но относительно независимое существование представителей ряда медицинских профессий в одной физической структуре. Эта структура больше похожа на коралловый риф, чем на единый живой организм.
Поэтому как важные вопросы, требующие своего решения при автоматизации медицины, следует отметить стандартизацию и формализацию медицинской информации и обеспечение конфиденциальности персональной информации пациента.
Самой тяжелой преградой перед полноценным использованием потенциала Интернет-технологий является сопротивление врачей, которое тормозит внедрение внутрибольничных информационных систем. Отсутствие доверия врачей представляет еще большую проблему, чем доверие пациентов. Очень часто информационные технологии навязываются врачам «сверху» в приказном порядке (больницами или медицинскими объединениями). ИТ-службы часто сталкиваются с опасениями врачей о том, что информационные системы будут использованы для того, чтобы надзирать за ними, собирать информацию об их работе и лишать заработка. Трудно представить ситуацию, менее располагающую к радушному принятию новых цифровых технологий, чем необходимость в огромных затратах времени и усилий на их освоение в сочетании с угрозой потери самостоятельности и благополучия врачей.
Влияние Интернета на медицину
Поиск информации, касающейся здоровья, — это одна из основных причин обращения к Интернету. То есть потребители в обход рекомендаций медицинских учреждений и
www.idmz.ru
SOI S, № 1
■ ■■■
гш
страховых компаний ищут информацию, необходимую для принятия решений, связанных со здоровьем.
Традиционное взаимодействие врачей и пациентов всегда было асимметричным в отношении медицинских знаний. В самом деле оплату труда врачей можно представить как ренту, которую врач получает за сумму накопленных клинических знаний. Интернет не устраняет этого неравенства в знаниях, но позволяет пациентам начать диалог с врачами на более высоком уровне и тем самым повлиять на клинический процесс. Причем возникает интересный процесс: пациенты
могут держать врачей в курсе последних медицинских достижений, и традиционное направление передачи информации в клинической медицине меняется на прямо противоположное. Для врачей некоторые пациенты могут оказаться надежным мостиком к современным медицинским знаниям.
Однако самым важным направлением использования Интернета для потребителей медицинских услуг является возможность объединять пациентов с общими проблемами в «виртуальные сообщества». Интернет часто является первым прибежищем пациента, узнавшего о серьезном, хроническом заболевании. Написав, например, слово «волчанка» в строке поисковой системы, он за несколько минут обнаруживает «товарищей по несчастью», обладающих бесценным опытом борьбы с тем же недугом.
А. Бабицкий в [1], говорит о том, что никто не готов рассказывать о своем здоровье так, как это делают люди, страдающие хроническими заболеваниями. И никто так не заинтересован в этих рассказах, как их братья по несчастью и производители лекарств. Patients like me борется с одним из самых важных факторов неэффективности в медицине, объединяя людей поверх голов заинтересованных участников рынка и регулирующих органов.
Многие считают, что виртуальные сообщества людей с различными заболеваниями
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ : N ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■
гш
Фокус проблемы
и информационные
технологии
и
> будут постепенно объединять свои усилия и выбирать лучших клинических консультантов и лечебные заведения, помогать ориентироваться в особенностях лечения, вопросах страхования и медицинских услуг. Эти неформальные объединения могут иметь серьезное общественное влияние, усложняя и без того запутанную систему распределения ресурсов для научных исследований и практического здравоохранения.
Поэтому вполне вероятно, что самолечение и альтернативная медицина способны оказаться на равных с инвазивными, дорогостоящими методами лечения, которые рекомендуют лечащие врачи для определенных заболеваний.
В Интернете можно также найти неофициальную информацию по эффективности новых методов лечения, наиболее успешных клиниках и отдельных специалистах-врачах. Это прекрасная среда для накопления данных о побочных эффектах терапии. Распространение Интернета и контроль над электронными рецептами могут способствовать сокращению числа побочных эффектов и соответствующих затрат на лечение.
В работе Джона Пауэла [7] дается следующая классификация аспектов влияния Интернета на медицинскую помощь:
1. Интернет как средство распространения медицинской информации;
2. Интернет как среда общения;
3. Интернет как средство оказания медицинской помощи.
При этом отмечается, что Интернет меняет соотношение знаний между медицинскими профессионалами и пациентами, способствуя все большему вовлечению последних в принятие клинических решений и депрофессионализации медицины. Авторитет медицинского специалиста противостоит общедоступности специальных знаний и показателей деятельности лечебных учреждений, обширной информации об альтернативных методах лечения и праву свободного выбора потребителя медицинских услуг.
Развитие сетевого общества и сетевой культуры
Паоло Росси в работе [6] отмечает, что медицина и здоровье являются одной из областей человеческой деятельности, в которых Интернет стал ключевым средством общения и культурного выражения. Не будет преувеличением сказать, что Интернет становится средством структурного преобразования культуры медицинской практики и организации системы здравоохранения. Этот процесс был назван онлайновой революцией системы здравоохранения.
Для современной организации общества характерно появление новых моделей социальных отношений, в которых территория проживания не является ключевым фактором формирования сообществ. Сообщества по месту жительства заменяются персонализированными сообществами, объединяющими людей с одинаковыми интересами, нуждами, жизненными целями или убеждениями. Сеть, как исключительно гибкая и адаптивная конструкция, составленная из множества взаимосвязанных узлов, стала центральной и основной формой организационного взаимодействия и передачи знаний в нашем обществе, а Интернет служит ее материальной инфраструктурой.
Сеть основана на открытом, горизонтальном, разнонаправленном взаимодействии «от всех ко всем» и на культуре кооперации, кол-лаборации и свободы информации, которая, благодаря Интернету, впервые беспрепятственно распространяется в глобальном масштабе. Современное общество представляет собой «организованный в сеть индивидуализм», в котором узы территорий и социализации разорваны и жизнь — реальная жизнь — перетекает в виртуальное пространство, в котором онлайновое существование сливается с оффлайновыми наработками.
Система здравоохранения все больше переходит на пациент-ориентированную модель оказания медицинской помощи, в которой пациент рассматривается не как
8
Фокус проблемы
www.idmz.ru
SOI 2, № 1
■ ■■■
гш
пассивный реципиент профессиональных услуг, а как активный член сообщества — менеджер, несущий свою долю ответственности за протекающие в этом сообществе процессы и являющийся важным хранителем знаний. В этом смысле группы поддержки, как онлайновые, так и оффлайновые, представляют собой пространство, где сообщество формируется, социализируется и обменивается знаниями. Эти знания становятся коллективной ценностью, доступной как для данного сообщества, так и для глобальной сети. Добро пожаловать в медицинскую сеть — помогите нам, чтобы мы помогли вам!
Новая сетевая культура предоставляет нам уникальные возможности, основанные «на интерактивности, персонализации, развитии самостоятельного обучения и мышления». В области медицины это означает:
• увеличение информированности и взаимодействия потребителей;
• устранение барьеров перед доступом пациентов к адекватным медицинским услугам;
• формирование партнерских взаимоотношений между пациентом и врачом;
• развитие персонализированных программ укрепления здоровья и лечения заболеваний в соответствии с нуждами и ожиданиями потребителей;
• распространение культуры товарищества и взаимопомощи в борьбе с заболеваниями;
• межсоциальное распространение общественно-образовательных и профилактических медицинских программ;
• создание мощной, хорошо информированной силы, противодействующей гегемонии фармацевтической промышленности;
• более эффективную и функциональную систему здравоохранения.
Новые мемы:
Здравоохранение 2.0, Медицина 2.0, Наука 2.0
Л. Бос в [2] дает такое определение термину: Здравоохранение 2.0 — это переход к
Рис. 1. Направления реформы Здравоохранения 2.0. Copyright 2007, Scott Shreeve
оказанию персональной медицинской помощи при активном участии самого пациента. Каждому предлагается узнать, как обстоит дело с его лечением и системой здравоохранения в целом, дается возможность добавить свои идеи и шанс каждодневно укреплять свое здоровье. Это сочетание данных о здоровье и медицинской информации с опытом (пациентов) путем использования ИКТ, позволяющее гражданам становиться активными и ответственными партнерами в деле сохранения и укрепления своего здоровья.
Наглядно направления реформы Здравоохранения 2.0 показаны на рис. 1. Конечно, сетевые взаимодействия во многом сдвигают парадигму взаимоотношений пациента и врача. Один из аспектов — проблема юридической ответственности. Оказание медицинской помощи максимально возможного качества — это императив; и если пациент ищет альтернативные методы лечения, то это может значительно сдерживать предоставление ему свободы выбора. Возможность доку-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ ш ■ ■ ■■■ ■ ■
гш
Фокус проблемы
и информационные
технологии
и
>ментировать данные пациенту рекомендации и объяснения последствий принятия того или иного решения, а также письменное подтверждение пациентом того, что информация получена и усвоена, повысит его ответственность за принятые решения.
Много концепций возникает вокруг ЭКЗ, самая важная из которых — принципиальное различие между ПКЗ (персональной картой здоровья) и ЭКЗ: «системы ЭКЗ предназначены для обмена информацией между медицинскими профессионалами, тогда как системы ПКЗ хранят данные, которые могут вводить сами граждане и содержат информацию, касающуюся здоровья этих граждан».
Какое бы название не давалось этим картам, главное, чтобы они были «вместилищем ссылок на всю медицинскую информацию о человеке, которая хранится в больницах, учреждениях первичной медицинской помощи, аптеках, диагностических центрах и т.д, а также данных мониторинговых устройств и парамедицинских служб. Граждане должны иметь возможность дополнять эти данны/е (комментариями, сведениями о применении безрецептурных лекарственных средств, памятками и т.д.), корректировать их и решать, кому предоставить доступ к той или иной части информации и для каких целей».
Для расширения полномочий пациента опыт и обмен опытом также критически важны. Сетевые сообщества служат для этого удобной платформой. Онлайновые коллеги по несчастью обычно хорошо осведомлены только о своей проблеме, но некоторые из них обладают обширными и самыми свежими знаниями о лучших медицинских учреждениях, видах лечения и специалистах в данной области. Эрудированный, мотивированный и опытный пациент с гемофилией, нарколепсией, гемохроматозом или любым редким наследственным заболеванием может знать гораздо больше о современных исследованиях или способах лечения своего заболевания, чем врач первичной медицинской помощи. А уж
когда дело доходит до вопросов, которые клиницисты нередко считают второстепенными (например, практических советов по бытовым проблемам, психологических или социальных аспектов заболевания), то знание и опыт групп поддержки могут оказаться просто уникальными.
Новые веб-сайты облегчают обмен информацией медицинского характера и личными историями, превышая возможности как медицинских учебников, так и телефонных разговоров с друзьями, обладая вместе с тем некоторыми достоинствами этих способов получения информации. Пользователи охотно принимают социальные сети: каждый третий американец в 2007 году использовал какую-либо онлайновую социальную сеть для медицинских целей.
Г. Эйзенбах в [4] говорит о том, что улучшение взаимодействия между отдельными программными приложениями («машапы»), благодаря открытым веб-стандартам, привело к повышению совместимости приложений. Социальные сети радикально изменили способы общения между людьми, поиска единомышленников и друзей, отыскания нужной информации. И, наконец, такие технологии Web 2.0, как AJAX, привели к улучшению работы интерфейсов, имитирующих взаимодействие в масштабе реального времени между браузером и веб-сервером. Семантические веб-сервисы (иногда называемые Web 3.0) и ЗЭ-графика, виртуальные миры (например, Second Life) также можно рассматривать как второе поколение веб-технологий.
Появление и широкое распространение технологий и принципов Web 2.0 совпали с возникновением платформ для персональных медицинских приложений (Personal Health Application [PHA]) или персонально контролируемых карт здоровья (Personally Controlled Health Record [PCHR]), называемых также «банками карт здоровья», таких как Google Health, Microsoft HealthVault и Dossia, в которых по инициативе пользователя объединяют-
10
Фокус проблемы
www.idmz.ru
SOI 2, № 1
■ ■■■
гш
Потребители / пациенты
Рис. 2. Карта Медицины 2.0 (с некоторыми примерами приложений и сервисов)
ся данные из различных источников (включая электронные медицинские карты). Как красноречиво выразились Кеннет Мэндл и Азек Коэн в статье журнала New England Journal of Medicine, эти разработки стали началом «тектонического сдвига экономики медицинской информации» с далеко идущими последствиями для роли пациента, который становится центром информационного притяжения вместо клиницистов, выступавших до сих пор единственными хранителями медицинских данных. Платформы PHA (или PCHR), позволяющие пользователям самостоятельно решать вопрос о раскрытии медицинских данных, представляют собой не что иное, как «подрывное нововведение, разворачивающее в обратную сторону традиционный подход к медицинским картам, которые теперь формируются и хранятся пациентами, а те дают разрешение на их использование медицинским организациям, клиницистам, исследователям и другим пользователям».
Очевидно, что сочетание двух тенденций: персональных карт здоровья и социальных сетей — назовем это «ПКЗ 2.0» — может дать
начало новому поколению мощных медицинских приложений, с помощью которых люди предоставляют в коллективное пользование часть своих электронных медицинских карт, формируют и используют «коллективный разум» пациентов и медицинских профессионалов.
Наконец, мы становимся свидетелями возникновения биомедицинских исследований («Наука 2.0») и научных изданий, применяющих те же принципы соучастия и сотрудничества на всем протяжении непрерывного процесса создания и распространения знаний.
Как показано на рис. 2, из слияния технологий Web 2.0 со здоровьем, здравоохранением, медициной и биомедицинской наукой формируются 5 основных аспектов (концепций, тем), которые будут определять актуальность специфических программных средств и сервисов. Эти концепции (расположенные в центре рисунка), по мнению Г. Эйзенбаха в [4], включают:
1) социальные сети;
2) соучастие;
3) апомедиаторство1 (apomediation);
4) сотрудничество;
5) открытость.
1 В русскоязычном Интернете самым близким термином, который удалось найти, является следующий: Медиаторство, медиация (от англ. mediation — посредничество) — содействие третьей стороны двум или более другим в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации. Наиболее общее и употребительное понятие по отношению к участию третьей стороны в конфликте. [Социология: Энцикпо-педия/Сост. А.А. Грицанов и др. — Мн.: Кн. Дом, 2003. — 1312 с.] (прим. пер.).
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 11 ■
гш
Фокус проблемы
и информационные
технологии
и
> Программные приложения, сервисы и средства Медицины 2.0 — это веб-сервисы, предназначенные для потребителей медицинских услуг, пациентов и ухаживающих за ними лиц, медицинских профессионалов и исследователей в области биомедицины, которые используют технологии Web 2.0, семантический веб и программные средства виртуальной реальности для обеспечения социальных сетей, соучастия, апомедиатор-ства, сотрудничества и открытости в рамках отдельных групп пользователей и между ними.
Системам здравоохранения необходимо отходить от медицины, ориентированной на стационарное лечение, и концентрироваться на укреплении здоровья населения, оказании медицинских услуг на дому, усилении ответственности граждан за свое здоровье. Медицина 2.0 может служить инструментом новой системы здравоохранения, ориентированной на сотрудничество, соучастие, апомедиатор-ство и открытость, в противовес традиционным иерархическим, закрытым структурам в рамках медицины и здравоохранения. Социальные сети
Социальные сети являются центральным звеном многих приложений Web 2.0 и Медицины 2.0, моделируя взаимосвязи между людьми и формируя сложную сеть взаимоотношений, которая облегчает сотрудничество и процессы коллаборативной фильтрации2. Например, они позволяют определить, чем заняты определенные группы участников сообщества («друзья», «коллеги», «люди с тем же заболеванием» и др.); автоматически выделить «релевантную» информацию (узнав, что читают участники сообщества в Интернете), создать репутацию, организовать доверительное управление и контроль качества. Более того, социальная сеть может быть мощным средством привлечения пользователей,
поскольку она создает «социальную» заинтересованность в организации, обновлении и управлении личной информацией.
Соучастие
Соучастие — это еще одна центральная тема и ключевое понятие в Медицине 2.0. Данный аспект особенно важен для потребителей и пациентов, но распространяется также на медицинских профессионалов и исследователей. Персональные карты здоровья, в частности, ПКЗ 2.0, являются частью этого направления.
На рис. 3 показана примерная схема ПКЗ второго поколения, которые не только дают пациентам доступ к электронным медицинским картам, но и предоставляют часть данных ПКЗ в коллективное пользование, создавая сообщества по определенным медицинским проблемам.
Платформы и приложения для социальных сетей (таких как Facebook или PatientsLikeMe) в сочетании с персональными картами здоровья («ПКЗ 2.0»), позволяющими пациентам открывать для коллективного пользования часть своих электронных медицинских карт, создают новый уровень соучастия, уникальную и беспрецедентную возможность привлечения пациентов к заботе о своем здоровье, к его укреплению и к участию в научных исследованиях. Они объединяют пациентов с формальными и неформальными наставниками, медицинскими профессионалами и учеными. Однако они создают и сложные проблемы защиты конфиденциальности.
Апомедиаторство
Апомедиаторство — это новый социальнотехнологический термин, используемый для того, чтобы избежать термина «Web 2.0» в научных дебатах. Он обозначает «третий путь» выявления достоверной и надежной информации пользователями.
2 Коллаборативная фильтрация, Совместная фильтрация (collaborative filtration) — метод, дающий автоматические прогнозы (фильтрацию) относительно интересов пользователя по собранной информации о вкусах множества пользователей (сотрудничающих между собой). [http://ru.wikipedia.org/Кол-лаборативная фильтрация] (прим. пер.)
12
Фокус проблемы
Различные провайдеры
Рис. 3. Персональная карта здоровья (ПКЗ 2.0):
Первый из возможных подходов заключается в том, чтобы прибегнуть к помощи посредников (то есть медиаторов или «привратников»), например, медицинских профессионалов, предоставляющих пациентам «релевантную» информацию. Надежные вебпорталы, содержащие только отобранную экспертами информацию, также можно считать посредниками. Второй путь заключается в полном игнорировании посредников, которое обычно называется дисмедиаторством (disintermediation). Примером такого подхода может служить самостоятельный поиск пациентом информации в Интернете или заказ путешественником билета на самолет непосредственно в авиакомпании, минуя туристические агентства. Третий путь, превалирующий в эпоху Web 2.0, — это специальная форма дисмедиаторства — стратегия информационного поиска, при которой люди меньше полагаются на традиционных экспертов и авторитетов в качестве привратников, но вместо этого получают рекомендации от апо-медиаторов, то есть сетевых процессов кол-лаборативной фильтрации.
В медицинском контексте дисмедиаторство (устранение посредников) означает более прямой доступ потребителя к своим персо-
www.idmz.ru
SOI S, № 1
■ ■■■
гш
-я_
/' ' '■..ПКЗ других людей
ПКЗ
ПКЗ других людей \ (Г ..••'ПКЗ других людей
%‘J
Сообщество
нальным данным (например, к электронной карте здоровья, доступной через Интернет, верхний левый круг на рис. 4) и общей медицинской информации (верхний правый круг на рис. 4). Идея апомедиаторства заключается в том, чтобы «апомедиаторы» (включая принципы Web 2.0) частично брали на себя роль посредников и «направляли» пользователей к релевантной и точной информации (штриховые линии на рис. 3).
В науке мы также становимся свидетелями процесса апомедиаторства (иногда называемого «Наука 2.0»), который меняет роли бывших посредников, таких как научные журналы и издательские организации. Сейчас значительная доля общения между учеными приходится на Интернет, еще до того, как статья выйдет из печати. Чтобы выявить самую свежую информацию по интересующей теме, специалисты используют «апомедиаторы» (например, коллективные закладки).
Сотрудничество
Сотрудничество означает объединение людей, которые раньше не взаимодействовали друг с другом или взаимодействовали недостаточно. Сюда можно включить сотрудничество разных групп пользователей, например, участие пациентов в научных исследова-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 13 ■
гш
Фокус проблемы
1 и информационные
технологии
и >
Дисмедиаторство/Апомедиаторство
Общая
медицинская
информация
Литература
СМИ
Интернет
Пациент
Рис. 4. Апомедиаторство в области медицины с точки зрения пациента
ниях или привлечение пользователей к клиническим решениям. Сотрудничество между учеными, с одной стороны, и медицинскими профессионалами или общественностью, с другой стороны, позволяет ускорить распространение научных знаний и их практическую реализацию.
Открытость
Открытость является еще одной важной концепцией в контексте Web 2.0. На техническом уровне Web 2.0 отличает прозрачность, совместимость, открытость интерфейсов и исходных кодов. Платформы таких персональных медицинских приложений, как HealthVault и Google Health, имеют открытые прикладные программные интерфейсы для соединения с другими приложениями.
Возможно, важнее всего то, что принцип открытости средств Web 2.0 повышает ожидания молодого поколения в отношении своих медицинских данных. Ретивые пользователи Web 2.0 неизбежно будут стремиться расширить горизонты и потребуют большего, чем простой «портал» одного учреждения (так называемая «привязанная персональная
карта здоровья»), позволяющий им только просмотреть свои данные и больше ничего. «Пациент 2.0» потребует полного контроля над своими данными (как минимум экспорт в формате XML).
На другом — социальном — уровне Медицина 2.0 также предполагает открытость и прозрачность, обеспечивающие доступ к другим видам информации и данных, к которым традиционно простые пользователи имели ограниченный доступ, например, к данным научных исследований (журналам свободного доступа и др.), а также позволяющие привлекать пользователей к самому научному процессу (например, открытому рецензированию).
Ситуация в Российской Федерации
Российская Федерация также не стоит в стороне от мировых тенденций. В рунете появилось достаточно много сайтов в духе Web 2.0, специализированных соцсетей, основанных на принципах коллаборации и краудсорсинга. Заслуживает внимания сайт http://medarhiv.ru, который создан с целью
14
Фокус проблемы
www.idmz.ru
SOI 2, № 1
■ ■■■
гш
информационной поддержки медицинского обслуживания, в том числе хранения PHR-карт пациентов. Медархив — web-приложение, предоставляющее участникам сервиса (врачам, пациентам, медицинским учреждениям) пространство для информационного обмена.
В 2009 году по заказу Минзравсоцразви-тия был разработан портал на основе медицинской социальной сети — Takzdorovo.ru. Это официальный ресурс программы «Здоровая Россия». Основная направленность портала — акцент на профилактике, а не на лечении заболеваний и пропаганда здорового образа жизни. Основную задачу создатели сайта видят в помощи в сохранении здоровья, продлении активной полноценной жизни и минимизации последствия ошибок прошедших лет.
Отдельные крупные частные корпорации и государственные организации начинают исследовать применение возможностей социальных сетей для улучшения здоровья своих сотрудников. Так, например, в Банке России разработана и одобрена на Техническом совете концепция «Ведомственной межрегиональной виртуальной лечебно-диаг-
ностической сети системы Банка России». Одна из базовых возможностей, заложенных в концепции, — создание социальных сетей пользователей по отдельным нозологиям. Примерный перечень сервисов, которые должен, по нашему мнению, предоставлять современный медицинский портал, основанный на социальных сервисах WEB 2.0 и социальной сети в области здравоохранения, изложен в приложении к статье.
Заключение
Безусловно, возможности, предоставляемые сегодня Интернетом в целом и социальными сервисами, в частности, заслуживают самого пристального внимания и при разумном применении способны внести значительный вклад в развитие современных технологий здравоохранения, направленных на повышение качества медицинской помощи и пропаганду здорового образа жизни. Это в конечном итоге должно помочь в решении одной из самых острых задач, стоящих сегодня перед Россией, — задаче сохранения и приумножения численности нации, увеличению продолжительности активной жизни людей, полноценного здоровья жителей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабицкий А. Социальные сети еще не заменяют врачей, но уже дают пациенту альтернативу//Форбс. — 2011. — С. 36.
2. Миркин Я. Задача номер один: перестать вымирать, 2010 r//URL: http://www. executive.ru/knowledge/russiantoplist/1417514/ (Дата обращения: 28.11.2011)
3. Bos L. The 2008 International Conference on Semantic Web and Web Services (SWWS08). Patient 2.0 empowerment. — Las Vegas, July 13-17, 2008.
4. GunterE. Medicine 2.0: social networking, collaboration, participation, apomedia-tion, and openness//J. Med. Internet Res. — 2008. — № 3. — P. 22.
5. Goldsmith J.G. How will the Internet change our health system?//Health Affairs. — 2000. — № 1. — P. 148-156.
6. Paolo R. Medicine in the Internet age. The rise of the network society//Funct. Neurol. — 2006. — Vol. 21. — № 1. — P. 9-13.
7. Powell JA. The doctor, the patient and the world-wide web: how the internet is changing healthcare//J. R. Soc. Med. — 2003. — Vol. 96. — P. 74-76.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 15 ■
Фокус проблемы
технологии
Приложение
Примерный перечень сервисов медицинского портала
1. Качественный, регулярно обновляемый контент по различным аспектам здравоохранения и здорового образа жизни (статьи специалистов, пользователей, видеоуроки и т.д.) для создания доверительного благоприятного микроклимата.
2. Электронная медицинская карта (ЭМК, ПКЗ) с возможностью разграничения полномочий пациентом на просмотр отдельных разделов и их экспортом-импортом в общепринятых стандартах (XML, OpenEHR). Комментирование медицинских записей самим пациентом.
3. Самопрезентация пользователей (развитый профиль, блог).
4. Социализация (система «друзей» и «групп»).
5. Явное определение интересов пациентов (по нозологиям, по предпочтениям в видах лечения и пр.) для обеспечения коллаборативной фильтрации.
6. Коммуникация и система обмена личными сообщениями между пользователями (внутренняя почта, комментарии, подписки). Возможность общения пациентов между собой и профильными экспертами-специалистами, врачами общей практики.
7. Возможность обмениваться информацией, в том числе публикация медиа-контента (видео, фото, звук). Определение, кто из «друзей» сейчас находится в онлайне.
8. Повышение уровня вовлеченности аудитории — возможность ставить метки (теги), оценки (лайки).
9. Возможность комментировать чужие материалы, формирование сообществ пользователей.
10. Кооперация (групповой блог, вики).
11. Возможность устанавливать связи между пользователями (целевая таргетированная социализация внутри соцсети).
12. Вывод топ-аккаунтов на главной странице (топ определяется голосованием пользователей за конкретный аккаунт\автора).
13. Логин на сайт с помощью twitter-аккаунта и аккаунтов в facebook, livejournal, vkontakte.
14. Обеспечение безопасности персональных медицинских данных в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 № ФЗ-152.
15. Поддержка rss по различным тематикам и срезам информации.
16. Специализированный информационный поиск по ресурсам доказательной медицины.
17. Специализированные сервисы:
a. Калькулятор веса с наглядным отображением динамики;
b. Расчет калорий (потребленных и израсходованных);
c. Мониторирование отдельных систем жизнедеятельности с их оперативной экспертной оценкой профильными специалистами;
d. Модели прогноза течения заболевания.
16