УДК 811.112.2
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС КАК ИСТОЧНИК ПРОЗВИЩ. СТРУКТУРА ПРОЗВИЩНОГО КОНТЕКСТА
Наталья Алексеевна Аблова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ст. преподаватель кафедры языковой подготовки и межкультурных коммуникаций, тел. (383)343-29-33, e-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается структура прозвищного контекста. Существуют различные формы коммуникации в Интернете, которые фиксируют и хранят следы аутентичного употребления немецких прозвищ. Это сайты новостных порталов, блогов, микроблогов, онлайн-энциклопедии, развлекательные форумы. Именно в рамках данных форм Интернет-коммуникации возможно наблюдение за прозвищной номинацией, поскольку они характеризуются своей популярностью, глобальностью, актуальностью, доступностью информации, которую они предоставляют. Прагматические и лингвокультурологические коннотации являются важной частью интерпретации прозвищ в данных формах коммуникации, фиксируя отношение говорящего или адресата к тому, о ком идет речь, маркируя формальную и смысловую связь с национально-культурными явлениями, отражаясь на языковых особенностях прозвищной номинации.
Ключевые слова: интернет-дискурс, формы интернет-коммуникации, прозвища, контекст, языковые особенности.
INTERNET-DISCOURSE AS A SOURCE OF NUCKNAMES. STRUCTURE OF NICKNAME'S CONTEXT
Natalia A. Ablova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Senior Lecturer, Department of Language Training and Intercultural Communications, phone: (383)343-29-33, e-mail: [email protected]
This article discusses the structure of the nickname's context. There are various forms of communication on the Internet that record and store traces of authentic use of German nicknames. These are sites of news portals, blogs, microblogs, online encyclopedias, entertainment forums. It these forms of Internet communication it is possible to monitor the nickname nomination, because they are characterized by their popularity, globality, actuality, accessibility of information they provide. Pragmatic and linguocultural connotations are an important part of the interpretation of nicknames in these forms of communication, fixing the attitude of the speaker or the addressee to the one, who are talking about, marking the formal and semantic connection with the national and cultural phenomena, reflecting on the linguistic features of the nickname's nomination.
Key words: internet discourse forms of communication on the Internet, nickname, context, linguistic features.
Для более глубокого понимания концепта интернет-дискурса и его статуса во Всемирной сети необходимо рассмотреть определения компонентов этого термина. Так, Н. Д. Арутюнова рассматривает дискурс как связанный текст, который включает все экстралингвистические факторы - прагматические, социо-
культурные, психологические и др. [1]. Голландский ученый Т. Ван Дейк считает дискурс отражением «социокультурного взаимодействия, характерные черты которого - интересы, цели и стили» [2]. Таким образом, «дискурс» - это речевая ситуация (текст, погруженный в ситуацию реального общения).
С появлением Интернета появились виртуальные миры, т. е. сетевые сообщества и блоги, сетевая культура и сетевой язык, которые обслуживают эту часть социальной реальности. Поэтому интернет-дискурс - это речевая ситуация (текст), которая погружена в ситуацию общения в рамках сети Интернет. Авторы книги «Online Kommunikation: Grundlagen, Praxisfelder und Methoden» рассматривают Онлайн-коммуникацию как мультимодальную знаковую операцию [3]. Ее мультимодальность проявляется в использовании различных форм коммуникации в Интернете. Поскольку многие из этих форм онлайн-ком-муникации фиксируют и хранят следы аутентичного употребления немецких прозвищ, рассмотрим кратко некоторые из них.
Веб-сайты - это сборники документов, известные как веб-страницы. Они содержат некоторую информацию: изображения, текст, видео-, аудиоматериа-лы и другое. Главная страница вебсайта, так называемый файл начала, называется домашней, с нее можно перейти на все остальные страницы. Они связаны гиперссылками, которые выделены особым видом шрифта или представлены при помощи изображений. В зависимости от выполняемых функций, есть такие виды веб-ресурсов: информационные сайты (новостные порталы, блоги, энциклопедии), корпоративные сайты (сайт предприятия и организации), коммерческие сайты (интернет-магазины), сервисные сайты (поисковые системы, почты, хостинги, интернет-доска объявлений), а также сайты общения (форумы, социальные сети, развлекательные сайты).
Новостной портал предназначен для размещения большого количества новостей с целью популяризации уже существующего информационного агентства (журнал, газета). Новостной портал не возможен без обратной связи, т. е. комментирования новостей обычными пользователями. Новостная коммуникация дает возможность быстро обмениваться информацией, мнениями, взглядами, идеями большому количеству людей. Но в этих форумах нет модераторов, что может привести к искажению информации, спорам с нецензурными выражениями.
С целью поиска и анализа прозвищ, нами были просмотрены новостные порталы таких немецких газет как либерально-экономическая "Süddeutsche Zeitung", либерально-консервативная "Frankfurter Allgemeine Zeitung", бульварная "Abendzeitung-München", консервативная "Preussischer Allgemeine Zeitung", региональная "Hamburger Abendblatt", региональная "Berliner Morgenpost", над-региональная австрийская "Die Presse", региональная "Stuttgarter zeitung", ведущая финансовая "Handelsblatt", надрегиональная "Mitteldeutsche Zeitung", региональная "Berliner Kurier", региональная "Rheinische Post", правая, наиболее консервативная газета "Die Welt", бульварная, самая популярная «желтая» газета "Bild", а также таких журналов как либерально-консервативный "Cicero", еженедельный общественно-политический "Stern", левый "Spiegel", либераль-
но-консервативный Fokus, и радиостанций как "Deutschlandradio Kultur", "Radio: Stimme Russlands".
Журналисты этих газетно-журнальных электронных СМИ дают критическое осмысление политическим событиям и их деятелям, используя специальные приемы, которые своим скрытым контекстом придают содержанию статей противоположный, эмоциональный, идейно-обличающий характер. Прозвище благодаря своей характеризующей функции создает яркие карикатурные образы политиков, поэтому они активно используются журналистами в заголовках для привлечения внимания к их статьям. В результате этой работы было отобрано и проанализировано около 100 прозвищ политиков, используемых журналистами в своих статьях вышеперечисленных журналов и газет. Эти прозвища характеризуются своей яркостью, запоминаемостью, эмоциональной окрашенностью благодаря использованию прецедентных имен, игры слов, окказиональных метафор и эпитетов.
Веблоги (Weblog), как известно, создаются одним автором, который приглашает своих реципиентов высказать свое мнение по заданной теме или вопросу. Они совмещают признаки домашней страницы (Homepage) и дискуссионных форумов и соответственно принимают свойства этих форм коммуникации, выживают за счет активности реципиентов, т. е. обратной связи (Feedback). Существуют различные типы блогов (онлайн-дневник, новостной блог, медиа-блог, блоги политиков, фирм, информационный и исследовательский блоги). Каждый из них выполняет свои коммуникативные функции. На самом деле было исследовано не так много блогов, как хотелось бы, но те, которые были исследованы, были по большей части новостные, функцией которых является отфильтровывать, распространять и обсуждать новости, поэтому имена и прозвища медийных людей, в частности политиков, перетекают с вебсайтов известных журналов и газет в веблоги и характеризуются теми же самыми особенностями, единственное отличие - это контекст употребления этих самых прозвищ. Он становится более не официальным, более открытым и более пренебрежительным. В центре внимания блога политика стоит работа над политическим имиджем, рекламой и средствами в избирательной борьбе. Одним из средств уничтожения противника в политическом дискурсе является высмеивание противника, соответственно контекст употребления прозвищ противников носит более уничижительный характер.
Существует форма микро-блога (твита), в котором даются только короткие статьи без комментариев. Во одном исследовательском микро-блоге была обнаружена статья "Zu- und Beinamen Fellbacher Sippen" (прозвиша жителей города Фельдбах, земли Баден-Вюттемберг), написанная директором школы и краеведом Отто Маллем (Otto Mall) [4]. В ней описаны прозвища жителей Фельдбаха и указаны причины их появления. Характер статьи краеведческий, поэтому было решено провести лингвистическое исследование этих прозвищ, которых было насчитано около 500. Они представляли собой фонетические и лексические диалектизмы. Среди прозвищ этой группы практически не встречается эмоционально-окрашенных прозвищ, поскольку основная функция их дифференци-
рующая. В числе лексических диалектизмов встречаются названия местных бытовых реалий, не имеющих параллелей в литературном языке, локальные синонимы общеупотребительной лексики и своего рода омонимы общеупотребительной лексики. Диалекты, как известно, обладают особой «концептосферой», являясь сжатым выражением всей культуры диалектного сообщества, включая не только собственно понятийный фонд диалекта, но и культурные концепты. В дальнейшем эти прозвища будут функционировать под названием локальные прозвища. Их исследование позволило расширить представление об истории жизни населения города Фельдбах, земли Баден-Вюттемберг.
Онлайн-энциклопедии - это собрание гипертекстов. Напрямую в браузере располагаются документы гипертекста. Они дают возможность каждому пользователю менять содержание этих документов и создавать новые. Эти изменения могут осуществляться через архивную функцию и при необходимости аннулироваться. Самая большая, самая популярная в мире и успешная онлайн-энциклопедия - это Википедия. В онлайн-энциклопедии мы нашли информацию страноведческого характера о возникновении и употреблении медийных и этнических прозвищ.
Вебфорумы похожи на описываемые выше новостные группы (Newgroups), отличаются только более высокой степенью идентификации как пользователя, так и самого форума. Эта идентификация осуществляется благодаря системе оценок, возможности загружать свои картинки, а также регистрации даты рождения членов форума. С точки зрения структуры форумы по сравнению с новостной группой строятся согласно иерархии. После введения логина открывается главная страница, на которой перечисляются различные темы. выбрав нужную тему, ты оказываешься в подфоруме, где ты можешь прочитать предыдущую дискуссию и сам поучаствовать в ней, написав сообщение. Нами были рассмотрены форумы, посвященные школьной коммуникации и коммуникации в семье, а именно теме обращений, обозначений, именований. На этих форумах было отобрано около 1 300 прозвищ, из которых 502 - это прозвища, используемые в рамках школьной коммуникации (387 обозначений детей и 115 обозначений учителей), а 770 - это прозвища, используемые в кругу семьи (352 обозначения детей и 418 других членов семьи). Для школьных прозвищ характерна пейоративность, краткость, секретность. В качестве языковых средств используются прецедентные имена, молодежный жаргон (заимствования и диалектизмы), контрактуры. В отличие от школьных прозвищ семейные прозвища отмечаются своей мелиоративностью, избыточностью яз ы-ковых средств. Здесь встречаются средства преувеличения, композиты и словосочетания.
Помимо вебфорумов, посвященных теме коммуникации в семье и школе, были рассмотрены сайты общения, содержащие анекдоты, приколы, а юмористические высказывания в СМИ за период конца ХХ века и начала XXI века, где было отобрано около 150 этнических прозвищ. Наиболее популярными оказались анекдоты и юмористические высказывания о восточных фризах, гражданах турецкого происхождения, жителях ГДР. В последнее время все чаще
встречаются анекдоты о переселенцах из Африки. Контекст употребления такого рода прозвищ позволил выявить внешние и внутренние, реальные и мнимые характеристики представителей некоторых этнических сообществ, их социальный статус в немецкой концептосфере. Основные стилистические средства, к которым прибегают при образовании этнических прозвищ, это игра слов, метафора, метонимия. Характерной особенностью является их пейоративность и прецедетность.
Для исследования функционально-прагматической и лингвокультурологи-ческой специфики немецких прозвищ были рассмотрены сайты новостных порталов, блогов, микроблогов, онлайн-энциклопедии, развлекательных форумов, на которых представлено аутентичное употребление данных наименований представителями немецкого национально-культурного сообщества. Именно в рамках данных форм интернет-коммуникации возможно наблюдение за про-звищной номинацией, поскольку они характеризуются своей популярностью, глобальностью, актуальностью, доступностью информации, которую они предоставляют. Прагматические и лингвокультурологические коннотации являются важной частью интерпретации прозвищ в данных формах коммуникации, фиксируя отношение говорящего или адресата к тому, о ком идет речь, маркируя формальную и смысловую связь с национально-культурными явлениями, отражаясь на языковых особенностях прозвищной номинации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арутюнова Н. Д., Журинская М. А. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М. : Прогресс, 1990. - 512 с.
2. Dijke T. van. Ideology and discourse. A Multidisciplinary introduction. - NewYork : Palgrave Macmillian, 2008. - 300 p.
3. Fraas C., Meier S., Pentzol Ch. Online Kommunikation: Grundlagen, Praxisfelder und Methoden. - Berlin ; New York : de Gruyter, 2012. - 263 s.
4. Zu- und Beinamen Fellbacher Sippen [Электронный ресурс]. - URL: http://www.thomas-scharnowski.de/mall/beinamen.htm.
© Н. А. Аблова, 2018