Научная статья на тему 'Интернет-банкинг'

Интернет-банкинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18037
695
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеенко А.А., Багаева А.П.

Исследуется интернет-банкинг, его основные цели и задачи, проблемы на пути внедрения, развитие интернет-банкинга в России и за рубежом. Рассматриваются услуги, предоставляемые интернет-банкингом, а также преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-банкинг»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии

УДК 336.717

А. А. Моисеенко Научный руководитель - А. П. Багаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ

Исследуется интернет-банкинг, его основные цели и задачи, проблемы на пути внедрения, развитие интернет-банкинга в России и за рубежом. Рассматриваются услуги, предоставляемые интернет-банкингом, а также преимущества и недостатки.

Интернет банкинг или как его еще называют на западе Е-Ъапк^ - это технология дистанционного банковского обслуживания, которая позволяет вкладчикам банка получать доступ к информации о своих счетах и осуществлять операции по ним, используя интернет.

Первое упоминание о российских системах он-лайн-банкинга связано с развертыванием в 1998 году системы «Интернет Сервис Банк» в Автобанке. Она предназначалась для физических лиц, а для управления счетами было достаточно лишь стандартного браузера.

Сегодня есть все основания предполагать, что в ближайшее время российский рынок интернет-банкинга ждут серьезные прогрессивные изменения, как количественные, так и качественные.

В будущем году продолжится экстенсивное развитие рынка корпоративного интернет-банкинга. Однако активное развитие будет возможно при условии, что сами банки начнут активнее продвигать услуги интернет-банкинга своим клиентам. Основная проблема рынка - слабая информированность клиентов банков о возможностях дистанционного обслуживания посредством интернет-банкинга.

В ближайшее время должны произойти серьезные изменения и в сегменте персонального интернет-банкинга. Мощным толчком в развитии рынка должен стать выпуск ведущими разработчиками систем интернет-банкинга решений, ориентированных исключительно на физических лиц.

Интернет-банкинг - это система удаленного получения банковских услуг через Интернет. Виртуальное общение с банком осуществляется в интерактивном режиме - через сайт банка. Для работы в системе необходимо подключить эту услугу в офисе банка и иметь возможность выхода в Интернет через совместимый браузер. Управление счетом возможно из любой точки мира, с любого компьютера, подключенного к Интернету.

Возможности интернет-банкинга позволяют:

Отправлять в банк все виды финансовых документов.

1. Получать выписки и документы по всем счетам в банке за любой период времени.

2. Отслеживать все этапы обработки платежных документов в банке в режиме реального времени.

3. Оперативно получать сообщения об ошибках.

4. Работать в одном интерфейсе со счетами в разных банках.

5. Осуществлять просмотр и печать входящих и исходящих платежных документов.

6. Отличие интернет-банкинга от классической системы «Клиент-Банк».

По данным Банка международных расчетов, наибольшее распространение интернет-банкинг получил в Австрии, Финляндии, Корее, Сингапуре, Испании, Швеции и Швейцарии, однако занимаются им преимущественно традиционные, а не «виртуальные» банки. В Финляндии до одной трети клиентов пользуются банковским обслуживанием через Интернет.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1. Интернет-банкинг в России и ее регионах развивается быстрыми темпами. В перспективе интернет-банкинг займет достойное место в денежном обороте, ввиду удобства управления счетами с помощью Интернета. Интернет-банкинг при этом значительно экономит расходы банка.

2. Анализ особенностей оказания Интернет-услуг в региональной системе коммерческих банков позволил выявить существенные препятствия на пути развития Интернет-банкинга, такие как:

низкая степень информатизации регионов;

неразвитость розничного обслуживания при диверсифицированном обслуживании юридических лиц, в том числе с использованием электронных расчетов;

непризнание электронной подписи, что существенно затрудняет проведение электронных трансакций;

отсутствие основных принципов Интернет-банкинга;

отсутствие минимальных требований, касающихся защиты конфиденциальной банковской и финансовой информации.

3. Будущее Интернет-банкинга в регионах связано с развитием розничного банковского обслуживания. При этом очевидно, что первенство будет за крупными отечественными банками, которые уже успешно осваивают интернет-пространства, увеличивают количество предоставляемых услуг и повышают уровень сервиса.

Развитие услуг интернет-банкинга в региональных коммерческих банках будет способствовать некоторому росту регионального финансового рынка за счет отдаленных пользователей услуг банков в Интернете; экономии фонда заработной платы на содержание штата сотрудников банков и снижению расходов на содержание филиалов за счет того, что операции, проводимые региональными банкам, будут полностью автоматизированы; расширению спектра оказываемых банковских услуг и повышению стандартов обслуживания клиентов. Таким образом, в России

Секция «Информационно-экономические системы»

имеется огромный потенциал для развития новых банковских технологий с использованием возможностей Глобальной сети.

Библиографические ссылки

1. Висящее А. Вытеснит ли Интернет-банкинг филиальные сети? // Банковское дело в Москве. № 8. 2009.

2. Гаджиев А. А., Велиева Ж. Э. Автоматизированная система «клиент-банк» в действии..

3. Говядинова Н. Н., Голенда Л. К. Автоматизированные системы безналичных расчетов : учебник. М., 2008.

4. Деньги. Кредит. Банки : учебник / под. ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. М. : Проспект, 2008. 624 с.

5. Джанбалаев М. // Банковское дело. 2007. № 10. С. 47-51.

6. Мухачев П. Платежи и банки в Интернете (аналитический обзор) // Мир Internet, 2009. № 11. С. 28-33.

© Моисеенко А. А., 2012

УДК 004

В. В. Онтужев, Г. А. Пузанова Научный руководитель - О. А. Антамошкин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ ПО ЛИЦЕНЗИИ GNU/GPL В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Рассмотрены основные проблемы применения программ, распространяемых по лицензии GNU/GPL в российских организациях и государственных и муниципальных органах Российской Федерации.

На российских коммерческих предприятиях в настоящее время применяется платное закрытое программное обеспечение. Это приносит предпринимателям достаточно большие затраты. Однако сейчас существует альтернативное бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом - свободное, которое не уступает по качеству коммерческому.

Цель данного исследования - определить, в каких границах возможно применение лицензии GNU/GPL в Российских организациях.

Особый интерес вызывает лицензия GNU General Public License - лицензия на свободное программное обеспечение, созданная в рамках проекта GNU в 1988 г.

Тексты лицензий GNU/GPL находятся в свободном доступе в сети Интернет и могут быть свободно скопированы и распечатаны пользователем. В тех странах, где это не противоречит местному законодательству, свободные лицензии имеют силу без подписи и печати лицензиара, в электронном виде. Лицензия обязательно присутствует в виде ссылки на текст в коде открытого программного продукта. При покупке так называемой «коробочной» версии дистрибутива, лицензионное соглашение будет в нее вложено в виде специально напечатанного документа. Соглашение в виде текстового файла всегда можно найти и скачать при загрузке образов программных продуктов из сети Интернет.

На уровне конечного пользователя (например, корпоративного) возникает вопрос - на каком языке должна быть лицензия, так официальной русскоязычной версии GNU/GPL на данный момент не существует. Если в составе приобретаемого им решения присутствует программа для ЭВМ или база данных в неизменённом виде, то конечный пользователь может легально ими пользоваться на основании исходного лицензионного договора с разработчиком, даже если

он составлен на иностранном языке, как уже говорилось выше. Однако, из практических соображений желательно, чтобы даже в этом случае поставщик передавал пользователю соответствующие права по лицензионному договору, составленному на русском языке в соответствии с российским авторско-правовым и иным законодательством. Из этих же соображений желательно, чтобы этот договор был в письменной форме на бланке и с печатью поставщика.

Если же в состав решения входят модифицированные поставщиком программы для ЭВМ и или базы данных, лицензионный договор на передачу пользователю прав на них в любом случае должен быть составлен на государственном языке.

Разрешению правовых сложностей при использовании свободного программного обеспечения, распространяемого под лицензией GNU/GPL различных версий, в деятельности малого бизнеса повещено письмо министерства экономического развития Российской Федерации от 5 мая 2009 г. № Д05-2235[1].

По мнению Минэкономразвития России, использование свободного программного обеспечения не может являться основанием для применения санкций и создания препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности при контроле за соблюдением авторских прав.

Но оптимистические взгляды Министерства экономического развития Российской Федерации не всегда разделяются контрольными и надзорными органами, в силу того, что прямые положения о свободном распространении программ в Российском законодательстве отсутствуют. В связи с этим, организациям, использующим программы по лицензии GNU/GPL, можно предложить следующие рекомендации.

Лучшим способом доказать легальность приобретения свободного программного обеспечения являет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.