Педагогика
УДК 372. 881. 111.1
старший преподаватель Васильева Эльмира Раисовна
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», филиал в г. Октябрьском (г. Октябрьский);
кандидат филологических наук, доцент Самигуллина Лилия Закариевна
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», филиал в г. Октябрьском (г. Октябрьский);
кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Елена Викторовна
ФГБОУ ВО "Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ, КАК ОСНОВНОЙ АСПЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация. В современных условиях социально-экономического развития, на фоне процессов глобализации и международной интеграции во второй половине XX века ключевая роль отведена взаимодействию в поликультурной среде, как важному аспекту межкультурной и социальной коммуникации. Россия оказалась вовлечённой в процессы глобальных изменений мирового пространства в результате падения "железного занавеса". Среди основных характеристик постсоветского пространства можно отметить активное развитие межкультурных интеракций на региональном и государственном уровнях, в результате чего большое количество коммерческих и некоммерческих структур оказалось вовлеченным в разнообразные формы межкультурных коммуникаций между современной Россией и странами Запада. Кроме того, отмечается активное развитие межкультурной коммуникации и на уровне межличностных интеракций.
Ключевые слова: межкультурные коммуникации, область культурного обмена, межкультурное сотрудничество, международная интеграция, национальные традиции, процессы глобализации и интеграции.
Annotation. In the current conditions of socio-economic development, against the globalization backdrop and international integration in the second half of the 20th century, a key role is given to interaction in a multicultural environment, as an important aspect of intercultural and social communication. Russia has become involved in the processes of global changes in world space as a result of the fall of the Iron Curtain. Among the main characteristics of the post-Soviet space, the active development of intercultural interactions at the regional and state levels can be noted, as a result of which a large number of commercial and non-commercial structures turned out to be involved in various forms of intercultural communications between modern Russia and Western countries. In addition, there is an active development of intercultural communication at the level of interpersonal interactions.
Keywords: intercultural communications, the field of cultural exchange, intercultural cooperation, international integration, national traditions, processes of globalization and integration.
Введение. Разрешение вопросов, связанных с возникновением этнонациональной напряженности в современном постсоветском государстве, кризисом в экономической и политической сферах, социальной мобильностью, интенсивной миграцией, маргинализацией отдельных слоёв населения способствовало развитию научного интереса к изучению разнообразных аспектов процесса межкультурного взаимодействия. Актуальность вопросов межкультурной коммуникации обусловлена не только необходимостью адаптации общепринятых форм монокультурных интеракций к современному социальному пространству на фоне сохранения разнообразия культур, но и появлением практического интереса, связанного с организацией коммерческих структур при участии иностранного капитала, а также образовательных институтов, ориентированных на зарубежные модели обучения и привлекающих профессорско-преподавательский состав из других государств [2].
Взаимосвязь межкультурных коммуникаций с процессами, получившими своё развитие и в области культурного обмена, очевидна. На современном этапе общественного развития невозможно решить политические, экономические, социальные вопросы без межкультурного сотрудничества представителей разных этносов [3]. Конструктивный, взвешенный диалог, знание традиций и культур других народов находят своё отражение в формировании духовного и интеллектуального потенциала, что, в свою очередь, создаёт положительный образ государства в мировом пространстве.
К основным направлениям культурного обмена можно отнести международные связи в области музыки, искусства, театра и кинематографии, международные связи в области науки и образования, связи в области международного туризма и спорта, торгово-промышленные контакты. Существует множество разнообразных форм международного культурного обмена, получившие наиболее полное и последовательное развитие в условиях международной общественной интеграции. К основным формам международного культурного обмена, как правило, относятся фестивали, конкурсы, гастроли, соревнования, спортивные конгрессы, научные и образовательные конференции, программы научно-исследовательского и образовательного обмена, практика стипендий и грантов, деятельность фондов и научных организаций, выставки, ярмарки, а также совместные культурные проекты.
Международные культурные связи в области музыки, театра и кино, можно охарактеризовать как наиболее распространенное направление культурного обмена в силу своего особенного эмоционального воздействия. Бесспорно, данное направление культурного взаимодействия способно стать тем объединяющим началом независимо от социальной, религиозной, политической принадлежности, на котором возможно построение конструктивного взаимодействия и активизация взаимовыгодного сотрудничества как на межличностном, так и государственном уровнях [5].
Международные связи в области туризма и спорта также отводится ключевая роль в системе направлений современного культурного обмена. Международные спортивные связи имеют глубокие исторические корни и относятся к древнейшим формам межкультурного взаимодействия и народной дипломатии. Спорт, как интернациональное явление, по праву считается гарантом стабильности мирового правопорядка и способствует объединению народов, разрешению проблем межкультурных коммуникаций в силу своего гуманистического и миротворческого потенциала.
Международный туризм также становится существенной культурной, экономической и политической величиной на современном этапе общественного развития. Туризм, как внешний, так и внутренний, является не только важной формой межкультурной коммуникации, но и глобальным социально-экономическим и политическим феноменом, оказывающим воздействие на государственную и региональную политику.
Среди приоритетных и перспективных направлений культурного обмена можно выделить международные связи в сфере науки и образования.
Изложение основного материала статьи. Особенно актуальной межкультурная коммуникация становится в сфере высшего, в частности, университетского образования, что обусловлено активизацией международных связей. В течение продолжительного времени высшее образование считалось вопросом внутренней политики государства с присущими национальными традициями. Процессы глобализации и интеграции в новый миропорядок способствовали интернационализации образования и созданию единой образовательной платформы [7].
В условиях современной России для высшего образования характерны следующие тенденции [8]:
- Интеграция образования, что связано с возрастанием ценности образования и требованиями современного мира. В рамках Болонской декларации Европейские государства представляют собой единое образовательное пространство, дающие равные образовательные возможности гражданам независимо от национальной, языковой, религиозной принадлежности;
- Гуманитаризация образования, целью которого является подготовка не только профессионального специалиста, но и всесторонне образованного, культурного и эрудированного человека с активной жизненной позицией;
- Создание эффективной модели взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда, взаимосвязи с работодателями, обеспечивающими интеграцию с реальным сектором экономики для решения социально-экономических проблем, разработка и внедрение в производство современных образовательных и бизнес-технологий;
- Развитие сферы высшего образования на коммерческой основе;
- Внедрение программ академической мобильности в образовательный процесс, что является самой важной формой культурного обмена в сфере образования, способствующей личностному росту, повышению качества высшего образования и научных исследований, развитию международного сотрудничества и эффективному формированию межкультурной коммуникации.
В данной статье представлены некоторые особенности реализации академической мобильности как приоритетной формы культурного обмена в сфере высшего образования. Анализируются проблемы межкультурных взаимодействий и основные барьеры, способствующие снижению эффективности интеракций (такие как особенности языковых и невербальных систем, элементов общественного сознания) [9]. Результаты проведенного исследования не позволяют распространять выводы на широкий социальный контекст, однако способствуют более глубокому пониманию проблем межкультурной коммуникации в сфере высшего образования и ведению более конструктивного диалога между современной Россией и Западом.
Известно, что иностранные студенты профессорско-преподавательский состав - это показатель престижа, востребованности и конкурентоспособности вуза в мировом образовательном пространстве. Подготовка студентов к межкультурной коммуникации направлена не только на овладение языковыми нормами, но и изучение культуры другого народа. Согласно оценкам студентов, длительная работа с американскими преподавателями способствовала, в первую очередь, к осознанию себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной группе. Так ответили 19% респондентов. Возможно, данное предпочтение связано с тем, что студенты в ходе работы с американцами услышали много положительной информации как о себе, так и о российском народе в целом. 31% опрошенных отметили желание к участию в диалоге культур, что подтверждается их стремлением к академической мобильности, интеграции в мировое сообщество, практической реализации своей профессиональной деятельности за рубежом. Согласно результатам исследования, 19% развили в себе чувство толерантности, эмпатии, непредвзятости к другой нации. Данные результаты соизмеримы с преодолением культурных национальных стереотипов, в пользу чего выступило 18% опрошенных [13]. Подобные предпочтения можно объяснить тем фактом, что молодое поколение в целом не подвержено формированию стереотипов и спокойно относится к политической пропаганде, звучащей с СМИ.
Таблица 1
Выявление особенностей межкультурной коммуникации в условиях академической мобильности
№ Чему, по вашему мнению, способствует взаимодействие с другими культурами? Всего в %
1. осознанию себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной группе 19%
2. лучшему пониманию особенности национального характера жителей других стран 7%
3. преодолению культурных национальных стереотипов 18%
4. предупреждению осложнения во взаимоотношениях, возможного непонимания культур 5%
5. приближению навстречу друг другу, сохраняя при этом национальную уникальность 1%
6. развитию в себе чувства толерантности, эмпатии, непредвзятости 19%
7. развитию способности к участию в диалоге культур 31%
Существует множество различных форм научной и культурно-досуговой деятельности в процессе реализации межкультурной коммуникации в рамках академического обмена в сфере образования. К ним можно отнести тематические вечера, праздники, массовые гуляния, спортивные мероприятия, вечера общения и знакомств, молодежные балы и дискотеки, ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, концерты и фестивали, молодёжные спектакли и т.д. Данные формы межкультурного обмена способствуют преодолению этнокультурных стереотипов и предрассудков, а также формированию межкультурной компетенции [10]. В частности, проведение тематических вечеров, и
совместная работа в английском тематическом клубе, совместные спортивно-культурные мероприятия способствовали созданию идеальной модели межкультурной коммуникации [2, с. 175] - общению без напряжения, стереотипов и предрассудков. Так, 71% опрошенных студентов отмечают взаимосвязь между проведением различных форм межкультурной коммуникации и эффективным взаимодействием [1].
Выводы. Таким образом, разнообразные формы культурного обмена в области образования способствуют развитию профессиональных, информационных и культурных интеракций. Участие в академическом обмене выполняет приоритетную функцию в создании межкультурной компетенции и реализации межкультурной коммуникации, что, в свою очередь, даёт возможность расширения своего кругозора, повышения конкурентоспособности на рынке труда, установления контактов с потенциальными работодателями, а также способствует формированию взаимопонимания, терпимости и уважения к культуре партнеров по диалогу.
Литература:
1. Васильева Э.Р. Комплекс педагогических условий, формирующих поликультурные компетенции студентов технического вуза средствами дисциплины "иностранный язык". Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 2A. С. 356-366.
2. Васильева Э.Р. Поликультурная образовательная среда как интеграционное взаимодействие в формировании высококвалифицированного специалиста нефтегазовой отрасли. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 173-176.
3. Ганиева Й.Н., Нурутдинова А.Р. Анализ социолингвистических и лингвокультурологических факторов в системе высшего языкового образования. Общественные науки. 2017. № 1. С. 65-73.
4. Назырова А.С. Межкультурная компетентность как содержательная проблема готовности студентов к межкультурной коммуникации // Вестн. Чуваш. ун-та. - 2012. - № 2. - С. 240-245.
5. Нурутдинова А.Р. Модернизации профессионального образования: педагогическая интеграция (ретроспективный анализ). Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 3. С. 130-138.
6. Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. - 2003. - No2. - С. 58-64.
7. Шайдуллина А.Р., Нурутдинова А.Р. Система иноязычной межкультурной коммуникации: анализ методических направлений в обучении речевой деятельности: неязыковые вузы. Общественные науки. 2016. № 6-1. С. 6-12.
8. Aida R. Nurutdinova, Zuhra R. Zakieva, Liliya R. Ismagilova, Liliya R. Nurova, Elena A. Nelyubina, Elmira Sh. Salimzyanova, Alfia I. Konova. Skill conversion: the life-long foreign-language education in the system of continuing professional education. Modern journal of language teaching methods (MJLTM), Volume 8, Issue 11, November 2018. Pp. 565-578. http://mjltm.org/article-1-331-en.pdf
9. Grigoreva E.V., Nurutdinova A.R. English for science and technology: philosophy and approach (case study: educating future engineers). Общественные науки. 2016. № 3. С. 183-190.
10. Nurutdinova A.R., Dmitrieva E.V. Foreign languages in the market of further language education. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 263-266.
11. Nurutdinova A.R., Dmitrieva E.V., Amirova G. G .Ways to realise the concept of digital integration in education: design and teaching-learning. International Journal of Advanced Studies. 2018. Т. 8. № 1. С. 27-54.
12. Riemer M.J. English and communication skills for the global engineer. Global Journal of Engineering Education, 6, 2007.
13. Tukaeva R.N., Katekina A.A., Solodkova I.S., Nurutdinova A.R. Intercultural communicative competence in hospitality managers' training and regional tourism attractiveness // Educational Researcher - American Educational Research Association, 2018. - Issue 9 (2), (December). Volume 47. - Pages 979-986
Педагогика
УДК 372.8
студентка 3 курса физико-математического факультета Вдовенко Яна Сергеевна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы экологического воспитания учащихся в процессе обучения в школе. В работе рассматриваются пути экологического сопровождения уроков математики в средней школе. Приводятся примеры конкретных задач, в процессе решения которых создаются условия для экологического воспитания учащихся. Особое внимание уделяется каждому из предложенных способов внедрения экологического компонента в школьную программу по математике. Ключевые слова: экологическое воспитание, математические методы, метапредметные связи. Annotation. The article substantiates the relevance of the problem of environmental education of students in the process of education at school. The paper considers the ways of ecological support of mathematics lessons in secondary school. Examples of specific tasks in the process of solving which create conditions for environmental education of students are given. Special attention is paid to each of the proposed ways of introducing the environmental component in the school curriculum in mathematics.
Keywords: environmental education, mathematical methods, meta-subject relations.
Введение. В настоящее время система образования всецело стоит на пороге полного обновления и модернизации. Одной из ценностных ориентаций ее развития является экологизация образования [3]. Настало время, когда понятие «экология» перестало быть лишь разделом биологии, теперь оно еще и определяет уровень культуры и образованности современного человека.