Научная статья на тему 'ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЕАЭС / СНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утевская Марина Валерьевна

Вопросы интернационализации российского образования в новых реалиях экономики санкций стоят достаточно остро. Российские университеты заняты поиском новых направлений для международной кооперации и путей развития в стремительно меняющемся мире. В статье проанализированы основные подходы к интернационализации образования и определены ключевые тенденции развития международной деятельности российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF RUSSIAN EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Actual issues of the internationalization ofRussian education in the new realities of the economy of sanctions are quite acute. Russian universities are busy looking for new directions for international cooperation and ways of development in a rapidly changing world. The article analyzes the main approaches to the internationalization of education and identifies key trends for the development of international activities of Russian universities.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Утевская М.В.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Вопросы интернационализации российского образования в новых реалиях экономики санкций стоят достаточно остро. Российские университеты заняты поиском новых направлений для международной кооперации и путей развития в стремительно меняющемся мире. В статье проанализированы основные подходы к интернационализации образования и определены ключевые тенденции развития международной деятельности российских вузов.

Ключевые слова. Образование, стратегическое развитие, интернационализация, международная кооперация, ЕАЭС, СНГ.

Utevskaya M.V.

INTERNATIONALIZATION OF RUSSIAN EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Abstract. Actual issues of the internationalization ofRussian education in the new realities of the economy of sanctions are quite acute. Russian universities are busy looking for new directions for international cooperation and ways of development in a rapidly changing world. The article analyzes the main approaches to the internationalization of education and identifies key trends for the development of international activities of Russian universities.

Keywords. Education, strategic development, internationalization, international cooperation, EAEU, CIS.

Введение

Интернационализация высшего образования стала определяющей тенденцией в современном мире. Сейчас достаточно трудно представить современный крупный российский университет без активной международной позиции, который не участвует в процессе интернационализации, так как интернационализация позволяет повышать качество образовательных программ с помощью интеграции лучших международных практик и международных стандартов, укреплять репутацию на международной арене и, как следствие, повышать свою конкурентоспособность на образовательном рынке.

Однако, в результате беспрецедентных санкций, российские образовательные учреждения оказались в ситуации, когда налаженные годами кооперационные связи оказались под угрозой разрыва, а доступ к европейским рынкам стал ограничен. Для того, чтобы предотвратить сбой в международной работе образовательных учреждений, необходимо достаточно быстро произвести трансформацию и определить ключевые ориентиры для международной деятельности университетов в ближайшем будущем.

Материалы и методы

В качестве основных источников данных для исследования были использованы аналитические материалы Министерства образования Российской Федерации и Россотрудничества, опубликованные на официальных сайтах этих ведомств, а также материалы экспертов ведущих образовательных учреждений

ГРНТИ 06.71.45 EDN QORQJN © Утевская М.В., 2022

Утевская Марина Валерьевна - кандидат экономических наук, директор Международного института экономики и политики, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). E-mail: mpuchkova@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 12.12.2022.

Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики. Изучая нормативно-правовые акты, автор использовал такие теоретические методы, как анализ, синтез и обобщение. Основными методами исследования выступали сравнительный анализ и комплексная оценка экспертных материалов по результатам сессии «Интернационализация российского высшего образования в современных условиях» , которая состоялась в ходе ПМЭФ-2022 (см.: https://roscongress.org/sessions/spief-2022-internatsionalizatsiya-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennykh-usloviyakh/discussion/#). Данная статья представляет собой расширенную и дополненную версию экспертного заключения по итогам указанной сессии, ранее подготовленного автором. Результаты и обсуждение

Такое понятие, как «интернационализация высшего образования» появилось в 80-е годы XX века и стало одним из важнейших показателей развития национальных систем образования в различных странах мира. Под интернационализацией образования следует понимать процесс, происходящий на национальном, отраслевом и институциональном уровнях, при котором цели, функции и механизм предоставления образовательных услуг приобретают международный характер. С одной стороны, развитая интернационализация внутри вуза служит фундаментальной основой для стратегии экспорта образования. С другой стороны, экспорт образовательных услуг является движущим механизмом интернационализации системы образования. Экспорт образования применяется в качестве инструмента «мягкой силы», влияния государства и служит существенной статьей дохода образовательной организации [1].

Среди основных направлений интернационализации обычно выделяют: академическую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, мобильность образовательных программ и институциональную мобильность, внедрение международных образовательных стандартов, разработку иноязычных образовательных программ и осуществление образовательного процесса на иностранном языке, создание мультиязычной образовательной среды, открытое и дистанционное обучение посредством массовых открытых онлайн-курсов, реализуемых на национальных и международных он-лайн-платформах [2].

Однако, после того, как в марте 2022 года крупнейшая международная платформа в сфере массового онлайн-образования Coursera объявила о прекращении сотрудничества с российскими институциями и заблокировала весь размещенный ранее контент, перед университетским сообществом встал вопрос о переносе своих курсов на отечественные образовательные платформы и развитии своих собственных. На данный момент действует образовательная платформа «Открытое образование», российская образовательная сеть Megacampus и платформы, ориентированные на размещение бизнес-курсов. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и VK объявили о планах разработки и запуска платформы образовательных курсов ведущих российских вузов, а компания Skillbox намерена получить грант для создания новой системы обучения.

Но для влияния на повышение интернационализации российского образования всем указанным платформам предстоит набрать сначала популярность в пределах страны, а далее транслировать свои разработки на страны СНГ, а также внести этот пункт в свои стратегии развития на ближайшие 5 лет. Немаловажной при этом должна быть гибкая система сотрудничества с вузами, чтобы как можно больше образовательных учреждений и их курсов имели возможность представлять себя на платформах.

Отдельно стоит выделить важную составляющую стратегии по интернационализации вуза - привлечение иностранных граждан к обучению. В последние годы в России был принят целый ряд мер государственной поддержки, направленных на увеличение числа иностранных граждан, обучающихся в российских университетах, таких как Программа стратегического академического лидерства «Приоритет - 2030», Государственная программа «Глобальное образование», Стратегическая инициатива Правительства РФ «Россия - привлекательная для учебы и работы страна», Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В результате реализации таких проектов можно отметить существенное увеличение иностранных студентов в российских университетах (таблица), продвижение российских университетов в международных рейтингах, увеличение количества научных публикаций российских ученых в международных журналах.

Ежегодно увеличивается квота на образование в Российской Федерации для иностранных граждан по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования

и дополнительного профессионального образования за счет федерального бюджета. В 2021 году квота составляла 18 тыс. человек, в 2022 году - 23 тыс. человек. С 2023 года квота должна составлять 30 тыс. человек [4]. Параллельно Министерством науки и высшего образования Российской Федерации развивается информационное сопровождение поступающих иностранных студентов посредством портала «Study in Russia» (https://studyinrussia.ru).

Таблица

Иностранные студенты, обучающиеся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в образовательных организациях высшего образования и научных организациях РФ [6]

Показатель 2010/2011 2019/2020 2020/2021 2021/2022

Иностранные студенты, принятые на обучение, всего, тыс. человек 37,3 101,2 98,2 104,1

из них граждане стран:

СНГ, Балтии, Грузии 27,9 70,1 60,4 60,2

Европы 0,3 0,9 0,8 0,9

Азии 7,3 21,6 24,2 23,3

Центральной и Южной Америки 0,2 1,1 1,6 1,2

Северной Америки 0,1 0,1 0,1 0,1

Африки 1,4 7,3 10,5 8,5

Удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов, % 2,2 7,3 7,7 7,9

В связи с изменениями во внешнеполитической ситуации в настоящее время в дискуссиях по интернационализации много внимания уделяется вопросам направления движения международного сотрудничества, а также актуальности ранее выставленных приоритетов, поднимаются вопросы возможного оттока иностранных студентов, ограничения доступа российских ученых к международным платформам, приостановление отношений с университетами в «недружественных» странах как по линии научной деятельности, так и по линии обменов.

Действительно, часть европейских партнеров отказалась от продолжения сотрудничества с российскими университетами; большинство университетов приостановило совместную деятельность в рамках работы по программам высшего образования по двойным дипломам, при этом сохранив возможность приема российских студентов на индивидуальной основе. Соответственно, нельзя категорично сказать о желании университетов-партнеров полностью разорвать отношения. Задача, которая сейчас стоит перед российскими университетами в рамках развития интернационализации, заключается в поиске новых партнеров и развитии уже ранее налаженных связей с партнерами в странах СНГ, ЕАЭС, Китае, Южной Корее, в странах Персидского залива и АСЕАН, а также в странах Латинской Америки.

Естественно, с точки зрения удаленности от России отдельных стран из обозначенного списка новые проекты развивать достаточно тяжело и затратно, но здесь на помощь могут прийти онлайн-ре-сурсы, которые позволяют обеспечить процесс передачи знаний, невзирая на границы. Тем более период пандемии позволил российским университетам достаточно хорошо освоить возможности образования с применением дистанционных технологий. Что касается двойных дипломов, то на сегодняшний день интересной альтернативой могут выступать программы «зеркальных дипломов», которые позволят обучающимся интегрироваться в любую образовательную программу на любом ее этапе.

Отдельное внимание уделяется позиционированию российского образования за рубежом, а также продвижению русского языка за рубежом. В странах СНГ необходимо работать с российскими школами, российские университеты должны содействовать открытию русских школ в дружественных странах, а также подготовительных факультетов на русском языке за рубежом, так как именно продвижение русского языка позволяет создавать контингент для дальнейшего обучения в российских университетах, а кроме этого, продвижение русского языка содействует развитию торгово-экономических отношений и науки.

Работа в этом направлении активно ведется Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина. Издаются журналы «Русский язык за рубежом» и «Русский язык в мире», создан портал

«Образование на русском» - крупнейшая онлайн-площадка для изучения русского языка, отслеживается Индекс положения русского языка в мире [3].

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) имеет несколько направлений деятельности в сфере управления образованием и науки, которые курируют отделы: по продвижению русского языка, высшего образования и науки, научно-образовательных проектов. Ежегодно с целью популяризации российского образования за рубежом Русскими домами проводятся образовательные выставки. В 2023 году к проведению планируются: «Российское образование. Ташкент-2023» (Узбекистан), «Выставка российских вузов: Ереван-2023» (Армения), «Образование в России - 2023» (Бишкек, Киргизия) и другие.

Ключевая задача в позиционировании российской системы образования в мире - показать, что Россия обеспечивает безопасность как своих граждан, которых отчисляют университеты из недружественных стран [5], так и иностранных граждан, которые могут беспрепятственно продолжить обучение в России. При этом другой важной задачей выступает сохранение российского присутствия в международном олимпиадном движении, а также продвижение российского образования через расширение предложений летних школ для иностранных студентов.

Не стоит забывать, что важным активом российских университетов за рубежом остаются выпускники, которые зачастую занимают ключевые позиции в различных отраслях и готовы принимать участие в продвижении российского образования. Следует развивать работу с выпускниками из дружественных стран: обращаться к ним для формирования образовательных программ с точки зрения потребностей регионального рынка труда, таким образом, актуализируя российские образовательные программы и прибавляя им конкурентные преимущества перед иностранными студентами.

Говоря об интернационализации в настоящий момент, невозможно не коснуться и темы исключения России из Болонского процесса. В действительности, сложно говорить о выходе, не осуществив полноценного соответствия всем принципам Болонской системы. Важно понимать, что Болонский процесс никак не влиял и не влияет на содержание и качество программ и курсов российских университетов. В текущих условиях необходимо продолжать улучшать качество российского образования.

Заключение

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что в текущих условиях, говоря об интернационализации российского образования, не надо драматизировать ситуацию. Российский рынок образовательных услуг не закрывается для иностранных студентов. Иностранцы по-прежнему поступают в российские вузы, а некоторое их снижение в количестве следует относить скорее к строгим ковидным ограничениям последних лет, чем к внешнеполитическим факторам. В целом ежегодная тенденция состоит в увеличении числа иностранных студентов.

Российские университеты работают над сохранением максимальной открытости и продвижением российского образования на внешнем контуре в новых реалиях. Университеты ищут новых партнеров как в научной, так и в бизнес-среде, для открытия новых возможностей в сфере международного сотрудничества и интернационализации российского образования. Необходимо и дальше расширять информационное присутствие на международном рынке образования, развивать онлайн-образование, популяризировать русскоязычные программы и создавать программы на иностранных языках. А также увеличивать не только число иностранных студентов, но и вес научных разработок российских университетов на международной арене.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Ефремова Л.И. Экспорт образования: глобальные тенденции будущего // Научно-практическая конференция «Экспорт российского образования: вызовы и достижения». М.: РУДН, 2021.

2. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 149-166.

3. Индекс положения русского языка в мире: индекс глобальной конкурентоспособности (ГК-Индекс), индекс устойчивости в странах постсоветского пространства (УС-Индекс). Выпуск 2 / под ред. М. А. Осадчего. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2022. 60 с.

4. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. №2 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

5. Постановление Правительства Российской федерации от 21 марта 2022 г. № 434 «Об утверждении особенностей приема на обучение по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2022 году».

6. Российский статистический ежегодник. 2022: Стат. сб. / Росстат. М., 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.