УДК 378.013
DOI: 10.28995/2073-6304-2020-4-47-58
Интернационализация образовательных услуг: тенденции и стратегии
Надежда А. Ременцова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Москва, Россия, nnhope@yandex.ru
Аннотация. В условиях продолжающейся глобализации в мировой экономике большое значение приобретает интернационализация высшего образования. В данной работе проанализированы основные понятия термина «интернационализация», рассмотрены базовые национальные стратегии и подходы, задающие направление политики государств по интернационализации высшего образования, выявлены основные мировые тенденции интернационализации высшего образования, а также выделены преимущества интернационализации на уровне государства и уровне вуза. Для государства интернационализация является важным элементом развития страны, так как позволяет использовать дополнительные возможности развития экономики и способствует получению прибыли от экспорта образовательных услуг, развитию рынка руда, приобретению внешнеполитических преимуществ, развитию национальной системы высшего образования в соответствии с глобальными тенденциями, развитию культурной и социальной жизни общества. С позиции вузов интернационализация позволяет повысить качество образовательных программ в соответствии с международными стандартами, укрепить репутацию на международном уровне и, соответственно, стать более конкурентоспособными. В этой связи многие страны используют различные способы и формы интернационализации высшего образования. В качестве примера в статье рассматриваются современные институциональные практики развития интернационализации в Объединенных Арабских Эмиратах, Южной Корее, Китайской Народной Республике и Российской Федерации.
Ключевые слова: интернационализация, экспорт образовательных услуг, высшее образование, развитие, государство, вуз
Для цитирования: Ременцова Н.А. Интернационализация образовательных услуг: тенденции и стратегии // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020 № 15. С. 47-58. Б01: 10.28995/2073-63042020-4-47-58
© Ременцова Н.А., 2020 ISSN 2073-6304 • Вестник РГГУ: Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4
Internationalization of educational services: tendencies and strategies
Nadezhda A. Rementsova
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
nnhope@yandex.ru
Abstract. With ongoing globalizasication in the world economy, the internationalization of higher education is becoming increasingly important. The article considers several main definitions of "internationalization", makes an overview of the basic national strategies and approaches which defines country's policies regarding internationalization of higher education. It also identifies the mainstream world tendencies of higher education internationalization and advantages of internationalization in terms of government and higher education institution perspectives.
For the state, internationalization is an important element of the country's development, as it offers government to use additional opportunities of: developing the economy and making profit by exporting educational services; supporting the labour market; getting political benefits; developing the national higher education systems in accordance with global trends; the society cultural and social life developing. From the position of universities internationalization allows to improve the quality of educational programs in accordance with international standards, to strengthen reputation at the international level and, thus, to become more competitive. In this regard, many countries use internationalization of higher education in different ways and forms. As an example, the article examines contemporary institutional practices for the development of internationalization in the United Arab Emirates, China, South Korea and Russian Federation.
Keywords: internationalization, export of educational services, higher education, development, state, higher educational institution
For citation: Rementsova, N.A. (2020), "Internationalization of educational services: tendencies and strategies", RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law"Series, no. 4, pp. 47-58, DOI: 10.28995/2073-6304-2020-4-47-58
В настоящее время продолжается процесс интернационализации образования, и прежде всего высшей школы. Усиленное развитие интернационализация высшего образования получила в середине 1990-х гг. Произошли значительные изменения в содержании высшего образования, начался процесс интеграции различных образовательных систем, в результате чего международная составляющая стала одним из основных направлений в сфере высшего образования. Тогда же возникло и понятие «интернационализация
высшего образования», трансформировавшись из понятия «международное образование» [Императивы 2013].
Ученые и исследователи связывают с интернационализацией различные процессы в образовании и предлагают множество определений и характеристик. Прежде всего необходимо определиться с понятием «интернационализации высшего образования».
С научной точки зрения, согласно Д. Найт, интернационализация это «процесс встраивания международного, межкультурного и глобального измерения в цели, функции и процессы высшего образования на институциональном и национальном уровнях» [Knight 2008].
С практической точки зрения интернационализацию можно рассмотреть как «процесс коммерциализации высшего образования и научно-исследовательской деятельности, а также это международная конкуренция за привлечение иностранных студентов из платежеспособных стран мира с целью получения дохода, обеспечения национального авторитета и укрепления репутации на международном уровне» [Khorsandi 2014].
С нашей точки зрения, основными направлениями интернационализации высшего образования на сегодня являются:
- создание филиалов вузов за границей;
- внедрение международных образовательных стандартов;
- академическая мобильность студентов и преподавателей;
- независимая международная аккредитация образовательных программ;
- академическое и научное сотрудничество образовательных организаций на международном уровне;
- программы двойных дипломов (например, два года обучения в одной стране и два в другой «2+2», или три года обучения в одной стране и год в другой «3+1»);
- создание мультиязычной, мультикультурной и интернациональной среды в вузе.
Интернационализацию высшего образования можно разделить на два уровня: государственный и вузовский.
На государственном уровне интернационализация высшего образования оказывает положительное влияние на развитие политической, культурной, социальной и экономической составляющих развития страны. Так, привлекая иностранных граждан для обучения на свою территорию, государство реализует следующие цели:
- приобретение внешнеполитических преимуществ путем повышения влияния государства с помощью распространения языка и культуры, а также, создание положительного образа страны за рубежом;
- развитие систем образования и науки в стране путем привлечения талантливых учащихся из-за рубежа, а также обмена с другими государствами учащимися и профессорско-преподавательским составом;
- развитие отдельных направлений экономики посредством привлечения зарубежных учащихся и специалистов, имеющих необходимые компетенции и квалификации;
- реализация стратегических интересов страны и влияния через подготовку квалифицированных кадров;
- повышение качества и вариативности образования;
- привлечение высококвалифицированной рабочей силы;
- нивелирование старения нации;
- получение экономической выгоды и развитие образовательной инфраструктуры.
Также интернационализация положительно влияет на экономическую выгоду государств за счет стимулирования развития экспорта образовательных услуг и продуктов за рубеж.
С развитием образования как важной экспортной отрасли и экономической составляющей, многие государства осознают важность оказания поддержки на правительственном уровне и необходимость регулирования экспорта образовательных услуг [Ременцова 2018]. В этой связи многие страны разрабатывают нормативные документы и стратегии по развитию экспорта образования, нацеленные на интернационализацию образования, увеличение количества иностранных студентов и реформирование политики образования и рынка труда в отношении последних.
В этой связи страны, ранее не уделявшие должного внимания вопросам экспорта образовательных услуг, активно включились в этот процесс.
Так, например, растущий интерес к интернационализации высшего образования показывают Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Стремясь стать региональным центром обучения на Ближнем Востоке и перевести экономику страны от сырьевой к экономике знаний, правительство предпринимает меры по привлечению иностранных учащихся и созданию благоприятной среды для открытия филиалов престижных иностранных вузов.
В сравнительном исследовании 38 мировых систем образования, проведенном Британским советом, ОАЭ занимают высокое место по показателям открытости системы образования и международной политики применительно к студенческой мобильности, а также по признанию зарубежных дипломов и степеней1.
1 Kamak K. Education in the United Arab Emirates, 10/08/2018/ [Электронный ресурс]. URL: https://wenr.wes.org/2018/08/education-in-the-united-arab-emirates (дата обращения 1 февраля 2020).
Недавно руководство этой страны разработало процедуру упрощения выдачи виз на обучение. С 2018 г. иностранные студенты, получающие обучение в ОАЭ, могут получить 5-летнюю визу вместо одногодичной, которая выдавалась до этого. В планах правительства ОАЭ увеличить срок действия виз до 10-ти лет для лучших студентов2. Таким образом страна намерена привлечь еще больше иностранных студентов для обучения на своей территории.
Интернационализация высшего образования и улучшение его качества являются одними из ключевых государственных целей ОАЭ. Согласно образовательной стратегии Министерства образования ОАЭ, в ближайшее время необходимо значительно улучшить качество образовательной системы3. Кроме этого, ОАЭ являются вторым государством в мире после Китая по количеству представительств и филиалов иностранных вузов на своей территории и продолжают увеличивать это количество и дальше4. Одной из причин заинтересованности правительства в расширении числа филиалов зарубежных вузов на своей территории - это желание укрепить собственную «мягкую силу». Импортируя высшее образование, то есть открывая на своей территории филиалы лучших вузов с признанной мировой репутацией, страна тем самым повышает свою репутацию, ассоциируя себя со странами-лидерами в области образования [Лейн 2013]. Например, открывая филиал таких известных университетов, имеющих бренд мирового уровня, как Корнельский университет, Оксфордский университет, Университет Нью-Йорка, и имеющих многолетнюю безупречную репутацию, Объединенные Арабские Эмираты усиливают свою репутацию в сфере высшего образования на международной арене, за счет ассоциации со странами - «владельцами бренда» - США и Великобританией.
Отметим, что, несмотря на все преимущества интернационализации, описанные выше, существует противоположная точка зре-
2 ICEF Monitor, UAE announces five-year student visas and residency opportunities, 29/05/2018 [Электронный ресурс]. URL: http://monitor. icef.com/2018/05/uae-announces-five-year-student-visas-and-residency-opportunities/ (дата обращения 01 октября 2019).
3 United Arab Emirates Country Commercial Guide, -8/07/2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.export.gov/article?id= United-Arab-Emirates-Education/ (дата обращения 1 октября 2019).
4 ICEF Monitor, UAE announces five-year student visas and residency opportunities, 29/05/2018 [Электронный ресурс]. URL: http://monitor. icef.com/2018/05/uae-announces-five-year-student-visas-and-residency-opportunities/ (дата обращения 1 октября 2019).
ния, учитывающая возможность ее негативного влияния на образование. Так, например, по мнению Джейн Найт, существуют риски, связанные с излишней коммерциализацией образования и превращением в товар образовательных программ, снижением качества образования по причине увеличения количества иностранных «низкокачественных» учебных заведений, и в этой связи потерей культурой и национальной идентичности, а также «утечки мозгов» [Knight 2007].
Интернационализация высшего образования оказывает прямое влияние и на высшие учебные заведения.
С позиции вуза, интернационализация обеспечивает:
- получение внебюджетных средств от обучения;
- сохранение профессорско-преподавательского состава;
- повышение имиджа учебного заведения;
- обмен опытом в научной и образовательной среде;
- получение дополнительных доходов от иностранных студентов (проживание, питание, учебные материалы и т. д.);
- улучшение показателей в мировых и национальных рейтингах;
- широкие возможности для проведения различных научных исследований.
Интересным примером высокой степени интернационализации служит Национальный университет Сингапура, в котором более чем половина профессорско-преподавательского состава (ППС), четверть учащихся, 70% магистров и аспирантов, большая часть исследователей университета являются представителями более чем ста стран мира [Рамакришна 2013].
По мнению В.М. Филиппова [Филиппов 2013], в современных условиях первоочередной задачей вузов является не интернационализация, направленная на увеличение количества иностранных студентов или направления за границу профессоров и преподавателей, а внутренняя интернационализация, т. е. собственных студентов и ППС. Это обуславливает необходимость интернационализации всех направлений жизнедеятельности высшего учебного заведения. При этом такие компоненты интернационализации, как: обмен опытом и знаниями на международном уровне; увеличение доли иностранных студентов в высших учебных заведениях; воспитание в интернациональной среде и воспитание толерантности у обучающихся; привлечение ведущих иностранных профессоров и преподавателей и т. д., необходимо рассматривать не в качестве отдельных целей, а в качестве вспомогательных инструментов во внутренней интернационализации высшей школы Российской Федерации (РФ), направленной на интернационализацию личностей учащихся и своего ППС.
Другая модель интернационализации работает и в Южной Корее. Так, в ряде вузов Кореи введены учебные программы на английском языке не только в целях привлечения на обучение иностранных студентов, но и в связи с тем, что английский язык является ключевым языком науки в современном мире и важным элементом в интернационализации местных студентов. При этом, не располагая англоязычной образовательной средой, Корея не может соперничать с англоязычными странами в качестве обучения на английском языке. По этой причине в дополнение к англоязычным программам, изучив потребности иностранных студентов, приезжающих в Корею, некоторые корейские вузы разработали образовательную программу, ориентированную на их потребности, а именно включающую пошаговое обучение корейскому языку и культуры [Ли, Ли 2019].
Комбинация этих двух корейских моделей интернационализации имеет ряд плюсов:
- привлечение иностранных учащихся, заинтересованных в обучении на английском языке;
- интернационализация местных студентов и ППС;
- привлечение иностранных студентов, желающих изучить местный язык и культуру;
- использование достоинств и конкурентных преимуществ образовательной системы конкретной страны.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что практически интернационализация высшего образования реализуется через:
- совместные университеты и образовательные учреждения;
- филиалы вузов за рубежом;
- языковые центры в странах-импортерах;
- представительства университетов за рубежом;
- франшизу в образовании;
- совместные образовательные программы и программы двойных дипломов;
- сетевые университеты;
- открытые образовательные платформы.
Так, например, все вышеперечисленные формы интернационализации высшего образования широко используются в Китае [Шведова 2013].
Совместные образовательные программы (СОП) открывают широкие перспективы для развития высшего образования, набирая популярность во всем мире, имеют соответствующую государственную поддержку и финансирование. Преимущества обучения по международным совместным образовательным программам очевидны: это инновационные методики и технологии преподавания;
использование опыта ведущих мировых вузов; возможность обучения в поликультурной образовательной среде; двойной диплом с получением квалификации, признаваемой в государстве-партнере и в иностранном вузе-партнере и т. д. Так, например, Китайская Народная Республика (КНР) усиленно развивает СОП с различными зарубежными партнерами, в том числе и с РФ. По экспертным данным, в рамках сотрудничества по СОП между Россией и Китаем существует более 110 проектов по программам бакалавриата, два проекта по программам магистратуры, пять проектов по программам спецкурсов [Ван Ли, Баранова 2017].
В качестве последних достижений в области СОП РФ и зарубежных партнеров можно выделить следующие: российско-французская программа бакалавриата «Экономика и управление», организованная Нижегородским государственным университетом совместно с университетом имени Пьера МендесаФранса; различные магистерские СОП Российского Государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина и ряда зарубежных вузов. СОП долгое время действуют и в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации, где интернационализация образования также является приоритетном направлением деятельности. Помимо большого количества программ обучения, преподаваемых на английском языке, часть программ реализуется в партнерстве с ведущими университетами мира. У студентов есть уникальная возможность получения двух дипломов: Финансового университета и вуза-партнера, в числе которых Университет Глазго (Великобритания), Университет Гренобль Альпы (Франция), Туринский университет (Италия), Блумсбергский университет (США) и многие другие.
Примером совместных образовательных организаций служат: Российско-французский университет в Москве; Германо-российский институт новых технологий (German-Russian Institute of Advanced Technologies) в Казани, основанный Техническим университетом Ильменау (TU Ilmenau), Магдебургским университетом и Казанским национально-исследовательским техническим университетом им. А.Н. Туполева; Совместный инженерный институт, организованный Санкт-Петербургским политехническим университетом (СПбПУ) и Цзяньсуским педагогическим университетом и т. д.
Еще один интересный факт интернационализации образования посредством франшизы (иностранное учебное заведение наделяет полномочиями местное учебное заведение в проведении обучения по своим образовательным программам с выдачей своих дипломов на взаимно-согласованных условиях) - «Лондонский образователь-
ный проект», созданный в 2007 г. Финансовым университетом и зарубежным вузом-партнером. Данный проект является одним из направлений международной образовательной деятельности Финансового университета и выполняет функции «обучающего института» по Международным программам Лондонского университета5.
Необходимо отметить, что такая составляющая интернационализации, как СОП и программы двойных дипломов, не всегда может оказывать положительный эффект. Так, например, по мнению А.М. Алексанкова, погоня за достижением определенных показателей и индикаторов эффективности высших учебных заведений способствует развитию их интернационализации, но не учитывая при этом некоторые специфические особенности. Так, например, некоторые высшие учебные заведения в целях недопущения попадания в разряд «неэффективного вуза» по числу иностранных учащихся принимают их вне зависимости от успеваемости, мотивации, платежеспособности и т. д. Это касается и программ двойных дипломов, а так же иностранных преподавателей [Алексанков 2013].
Несмотря на указанные выше некоторые опасения относительно интернационализации, следует особо подчеркнуть, что в настоящее время происходящие процессы интернационализации в сфере образования приобретают стратегическое значение для многих государств. Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития, можно выделить четыре основные стратегии (подхода), определяющие политику страны применительно к интернационализации высшего образования [OECD 2004].
1. Согласованный подход (Mutual understanding approach) -направлен на долгосрочные академические, культурные, политические цели развития государства, а также содействие созданию и развитию институциональных партнерств в сфере высшего образования. Реализуется через поддержку студенческой и академической мобильности, посредством выделения стипендий и создания программ академических обменов. Этот подход предполагает не конкуренцию, а международное сотрудничество, и часто применяется в Испании, Мексике, Корее и Японии.
2. Стратегия миграции и привлечения высококвалифицированной рабочей силы (Skilled migration approach) - направлена на поддержку миграции и трудоустройство зарубежных специалистов и талантливых студентов после завершения обучения в принимающей стране. Это дает возможность развития экономики страны и
5 Портал Финансового университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.fa.ru/international/london/Pages/programms-ly.aspx/ (дата обращения 2 марта 2020).
повышения ее конкурентоспособности в экономике знаний. Такой подход включает систему академических стипендий и активное продвижение системы высшего образования страны за границей. Данная стратегия применяется в ряде европейских стран (Франция, Финляндия, Нидерланды и др.), США и Канаде.
3. Подход получения дохода (Revenue-generating approach) базируется на согласованном подходе и на стратегии привлечения высококвалифицированной рабочей силы, но с предложением образовательных услуг только на платной основе, без предоставления государственных субсидий. Подход получения дохода широко используется в Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, США.
4. Стратегия расширения возможностей (Capacity building approach) - применяется в основном в странах Юго-Восточной и Центральной Азии и направлена на:
- стимулирование работы иностранных ученых и высших учебных заведений в принимающей стране, обеспечивая им благоприятные условия для осуществления образовательной деятельности на коммерческой основе;
- получение учащимися высшего образования в вузах-поставщиках иностранных образовательных услуг или за рубежом, при этом стимулируя их возвращение на родину.
В заключение можно отметить, что в настоящее время в мировой системе образования сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции. Несмотря на некоторые возможные опасения применительно к интернационализации, она необходима в нынешних условиях для развития российских вузов и системы образования. В целом интернационализация позволяет государству реализовывать свои стратегические цели, развивать экспорт образовательных услуг, а вузам улучшать качество образовательных программ, развивать научно-исследовательскую работу и осуществлять процесс интернационализации собственных студентов и ППС. Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе интернационализацию следует рассматривать как стратегическую основу развития системы образования и получения экономической выгоды от экспорта образовательных услуг.
Литература
Алексанков 2013 - Алексанков А.М. Интернационализация высшего образования:
вызовы и реалии// Аккредитация в образовании. 2013. № 5 (65). С. 80-81. Ван Ли, Баранова 2017 - Ван Ли, Баранова И.И. Совместные образовательные программы китайских университетов и российских вузов: состояние, тенденции
и перспективы // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 1. С. 134-141.
Императивы 2013 - Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. 420 с.
Найт 2008 - Найт Д. Интернационализация образования приносит не только пользу // Экономика образования. 2008. № 2. С. 64-65.
Лейн 2013 - Лейн Д.Е. Интернационализация высшего образования: краткий обзор правительственных целей и стратегий // Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. C. 139-161.
Ли, Ли 2019 - Ли Хи-Кёнг, Ли Бёнг-Сик. Гибридная интернационализация в Корее: перспективна ли она? // Международное высшее образование. Языковые вопросы и роль английского языка. 2019. № 96. С. 18-20.
Рамакришна 2013 - Рамакришна С. Перспективы интернационализации высшего образования: опыт университетов стран Азии // Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. C. 186-199.
Ременцова 2018 - Ременцова Н.А. К вопросу государственного регулирования экспорта образовательных услуг // Самоуправление. 2018. № S1. С. 133-136.
Филиппов 2013 - Филиппов В.М. Внутренняя интернационализация в российском высшем образовании. // Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. С. 200-212.
Шведова 2013 - Шведова И. А. Интернационализация высшего образования в Китае // Вестник Том. гос. ун-та. История. 2013. № 1 (21). C. 132-138.
Khorsandi 2014 - Khorsandi, Taskoh Ali. A Critical Policy Analysis of Internationalization in Postsecondary Education: An Ontario Case Study. Abstract of Ph.D. dissertation, The University of Western Ontario, Ontario, Canada.
Knight 2007 - KnightJ. "Internationalization brings important benefits as well as risks". International Higher Education, 46: pp. 8-10.
Knight 2008 - Knight, J. Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalization, Sense Publishers, Rotterdam, the Netherlands.
OECD 2004 - OECD, Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges, OECD Publishing, Paris, France.
References
Aleksankov, A.M. (2013), "Internationalization of higher education. Challenges and realities", Akkreditatsiya v obrazovanii, no. 5 (65), pp. 80-81.
Filippov, V.M. (2013), "Internal internationalization in Russian higher education", Lar-ionova, M.V., Perfil'eva, O.V. (eds.), Imperativy internatsionalizatsii [Imperatives of internationalization], Logos, Moscow, Russia, pp. 200-212.
Khorsandi, Taskoh Ali (2014), A Critical Policy Analysis of Internationalization in Post-secondary Education: An Ontario Case Study. Abstract of Ph.D. dissertation, The University of Western Ontario, Ontario, Canada.
Knight, J. (2007), "Internationalization brings important benefits as well as risks", International Higher Education, no. 46, pp. 8-10.
Knight, J. (2008), Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalization, Sense Publishers, Rotterdam, Netherlands.
Lane, J.E. (2013), "Internationalization of higher education. Short overview of the government aims and strategies", Larionova, M.V., Perfil'eva, O.V. (eds.), Imperativy internatsionalizatsii [Imperatives of internationalization], Logos, Moscow, Russia, pp. 139-162.
Larionova, M.V. and Perfil'eva, O.V. (eds.) (2013), Imperativy internatsionalizatsii [The imperatives of internationalization], Logos Publ., Moscow, Russia.
Lee, H.-K. and Lee, B.-S. (2019), "Hybrid internationalization in Korea. Is it promising?", Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. Yazykovye voprosy i rol' angliiskogo yazyka, no. 96, pp. 18-20.
Lee, V. and Baranova, I.I. (2017), "Joint educational programs of Chinese and Russian universities. Status, trends and prospects", Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye I obshchestvennye nauki, vol. 8, no. 1, pp. 134-141.
OECD (2004), Internationalization and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges, OECD Publishing, Paris, France.
Ramakrishna, S. (2013). "Perspectives of the higher education internationalization. The experience of Asian universities", Larionova M. V., Perfil'eva O.V. (eds.), Imperativy internatsionalizatsii [Imperatives of internationalization], Logos, Moscow, Russia, pp. 186-199.
Rementsova, N.A. (2018). "On the question of the government regulating the export of educational services". Samoupravlenie, no. S1, pp. 133-136.
Shvedova, I.A. (2013) "Internationalization of higher education in China", Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Istoriya, no. 1 (21). pp. 132-138.
Информация об авторе
Надежда А. Ременцова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, д. 49; nnhope@yandex.ru
Information about the author
Nadezhda A. Rementsova, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia; bld. 49, Leningradskii Avenue, Moscow, Russia, 125993; nnhope@yandex.ru