Научная статья на тему 'Интернационализация инновационных процессов: глобальное регулирование и нивелирование рисков'

Интернационализация инновационных процессов: глобальное регулирование и нивелирование рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ПОДДЕРЖКА ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ / МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / GLOBAL REGULATION / INTERNATIONALISATION OF INNOVATIVE PROCESSES / SUPPORT OF DYNAMIC BALANCE / MODEL OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пригульный А. Г.

Раскрываются особенности перехода от государственного к глобальному регулированию инновационных процессов, преимущества и риски этих процессов для мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF INNOVATIVE PROCESSES: GLOBAL REGULATION AND LEVELLING OF RISKS

Features of transition from state to global regulation of innovative processes, advantages and risks of these processes for economic reveal.

Текст научной работы на тему «Интернационализация инновационных процессов: глобальное регулирование и нивелирование рисков»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: ГЛОБАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НИВЕЛИРОВАНИЕ РИСКОВ

А.Г. Пригульный, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Раскрываются особенности перехода от государственного к глобальному регулированию инновационных процессов, преимущества и риски этих процессов для мировой экономики.

Ключевые слова: глобальное регулирование, интернационализация инновационных процессов, поддержка динамического равновесия, модель экономического развития

INTERNATIONALIZATION OF INNOVATIVE PROCESSES: GLOBAL REGULATION AND LEVELLING OF RISKS

A.G. Prigulnyj. The Saint-Petersburg academy of management and economy

Features of transition from state to global regulation of innovative processes, advantages and risks of these processes for economic reveal.

Key words: global regulation, internationalisation of innovative processes, support of dynamic balance, model of economic development

Разнообразие форм взаимодействия субъектов мировой экономики открывает возможности свободного перелива ресурсов, вызывает глубинные изменения в основах жизнедеятельности государств и народов. Проблемы распределения и использования ресурсов постепенно становятся предметом глобальной экономической политики, баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью все чаще устанавливается в процессе глобального международного регулирования с делегированием нарастающего объема полномочий от государства наднациональным политическим и экономическим организациям. Формирование новой структуры мировых взаимодействий перестает быть результатом только межгосударственных договоренностей, а сами межгосударственные отношения и институты уступают место новым субъектам глобальной системы экономических отношений [1].

Организации глобального регулирования вырабатывают правила, процедуры и методы взаимодействия основных субъектов международных экономических отношений. Их усилия направлены на создание универсальных норм, мониторинг их соблюдения, обеспечение прозрачности поведения участников в сфере согласования макроэкономической политики, контроля над макроэкономическими показателями, уровнем конкурентоспособности стран, определяющих состояние основных мировых рынков с целью нивелирования соответствующих рисков. В сферу таких организаций входит выработка стратегии и конкретных действий по отношению к третьим странам в случае интеграции, регулирование деятельности на мировых рынках, предоставление гарантий инвестиций, защиты окружающей среды, ресурсосбережения, развития экологически чистых производств и т. д.

Под воздействием сил глобального регулирования происходит изменение отдельных функций государственного регулирования. В настоящее время поддержание динамики равновесия спроса (потребления) и предложения (производства), регулирование циклов развития мировой экономики осуществляется преимущественно международными организациями. Это особенно стало заметным в условиях финансово-экономического кризиса 2007-2010 гг., так как по мере либерализации экономических границ между

внешними и внутренними рынками все сложнее поддерживать внутреннее динамическое равновесие.

Объективная необходимость поддержки динамического равновесия на уровне мировой экономики привела к тому, что объектами глобального регулирования стали практически все рынки, а предметами - отдельные виды деятельности по разработке и реализации стандартов финансовой деятельности, платежных систем, налогообложения, страхования, инвестирования, новых видов техники, технологии и т. д.

Среди наиболее активных субъектов глобального регулирования важнейшую роль играет узкий круг экономических и финансовых организаций, представленных примерно шестьюдесятью финансово-промышленными группами, включающими около 500 транснациональных корпораций (ТНК). Они составляют ядро глобальной системы, обладающее почти неограниченной экономической властью. При этом в каждой из развитых стран господствующее положение занимают несколько финансово-промышленных групп, конкурирующих на всех мировых рынках между собой и с иностранными корпорациями. Пять крупнейших транснациональных компаний контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования (авиационной и автомобильной техники, электронного оборудования). Особенно сильна концентрация капитала в информационных технологиях. Две-три компании держат в своих руках почти всю сеть телекоммуникаций [2].

Экономическая мощь ТНК сравнима с валовым национальным продуктом средних государств. О централизации капиталов свидетельствуют данные ООН: развивающимся государствам, в которых проживает почти 80 % мирового населения, принадлежит 22 % глобального богатства. Причем процесс поляризации далеко не завершен. Часть доходов, приходящихся на бедные страны, продолжает сокращаться. В начале 1990-х гг. на 85 % мирового населения приходилось всего 15 % совокупного мирового дохода. Тридцать лет назад на 20 % самых бедных стран приходилось 2,3 % глобального богатства, а в настоящее время лишь 1,4 % [3].

Эти обстоятельства вызвали тенденции, которые изменили основы мирового хозяйства. К числу важнейших экономических процессов, набирающих силу, относится поиск глобальных решений, компенсирующих риски решения проблем при помощи либеральных, сугубо рыночных методов . Во-первых, рыночные механизмы сами по себе не могут справиться с рисками возникновения глобальных проблем (дефицитом электрической и тепловой энергии, ухудшающейся экологической ситуации, бедностью и неравномерным распределением материальных благ, растущим значением фундаментальных научных знаний и т. п.). Во-вторых, мировое развитие переживает уникальный момент, когда появились новые технологии, идеологемы, общественные институты, существующие пока обособленно, но имеющие перспективу нового качества мирового сообщества [4].

С одной стороны, при таких условиях рыночные механизмы стали глобальными, но, с другой стороны, рынок обнаружил неспособность обеспечивать оптимальное распределение и использование ресурсов на длительную перспективу. Это говорит о том, что возникли предпосылки для новой модели экономического развития, в основу которой должны быть положены знания и качество человеческого капитала. Эта модель характеризуется следующими основными чертами:

- формированием единого мирового научно-технического пространства и рынка высокотехнологичных товаров и услуг;

- закреплением за отдельными странами в рамках рынка высокотехнологичной продукции той или иной специализации, которая отражает преимущественное развитие критических технологий в данной стране;

- формированием в рамках глобализации механизмов получения технологической ренты, реализующей специализацию отдельных стран;

- формированием национальных инновационных систем, интегрированных на интернациональном уровне. Появление таких систем, охватывающих весь комплекс институтов и обеспечивающих воспроизводство инноваций, развитие и распространение

новых технологий, стало важнейшим элементом закрепления специализации отдельных стран на мировых рынках высокотехнологичной продукции и поддержания технологической сопряженности отраслей национальной экономики.

Одна из ключевых характеристик экономической модели состоит в том, что она ведет к нарастанию и закреплению качественного разрыва между странами-лидерами и периферией, где сейчас оказалась российская экономика.

В 70-80-е гг. прошлого столетия критически значимыми для индустриального развития западных стран были поставки традиционных массовых ресурсов - топлива и металлов, - а также приток рабочей силы низкой квалификации. В настоящее время линии такой зависимости все более определяются технологической специализацией лидирующих стран. По отношению к лидерам другие страны превращаются в источник массовой потребительской продукции (текстиля, бытовой электроники и др.). Одновременно на периферию, как и прежде, переводится выпуск ряда видов продукции производственного назначения (прежде всего металлургической и химической), для которой характерны высокая экологическая нагрузка и относительно низкие квалификационные требования к рабочей силе.

Складывается внешне парадоксальная ситуация. С одной стороны, активно развивается глобальный рынок товаров, капитала и рабочей силы, что является одной из основ новой и глобальной экономики. Налицо интернационализация производства, снижение административных барьеров передачи технологий, все более свободный перелив капитала между наиболее развитыми государствами и остальным миром. Состав экспортеров высокотехнологичной продукции постепенно размывается: доля лидеров современного мира (США, страны ЕС, Япония) снизилась с 90 % в 1980 г. до 80 % в 2000 г. [1].

С другой стороны, нарастает технологический разрыв между узкой группой стран-лидеров и другими странами. Закрепляясь в социальных, организационных и производственно-технологических структурах, данный разрыв становится «технологическим барьером развития». Характерно, что в странах, не входящих в группу лидеров, отрыв импорта высокотехнологичной продукции от ее экспорта не сокращается.

Трудности преодоления технологических барьеров развития определяются главным образом следующими обстоятельствами.

Во-первых, как правило, недостаточным уровнем развития человеческого капитала, что связано с качеством образования и других институтов социальной инфраструктуры, а также всей системы механизмов, определяющих статус образования и потребность в нем общества. Типичной является «ловушка бедности», когда недостаток образования связан с низкими доходами, рост которых блокируется низкой квалификацией рабочей силы.

В современной экономике функции накопления человеческого капитала - это не только поддержка качества рабочей силы, но и обеспечение распространения технологий (мобильность рабочей силы) и закрепления специализации страны на рынке наукоемкой продукции.

Во-вторых, неразвитостью сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок, не позволяющей поддерживать научно-технические и технологические заделы, обеспечивать весь цикл инновационного процесса на приоритетных направлениях и удерживать конкурентные позиции на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Именно из-за недостатка научно-технической базы ряд стран потерпел неудачу в развертывании полномасштабных программ производства современных вооружений.

В-третьих, отсутствием или неразвитостью инфраструктуры и механизмов распространения (передачи) передовых технологий между секторами экономики. Современное развитие в условиях глобализации резко снижает эффективность развития высокотехнологичных укладов. Это характерно для ситуации, когда эффект достигался за счет всех видов качественных ресурсов на узком фронте прорыва в высокоприоритетных направлениях. Отсутствие диффузии технологий ведет к тому, что высокотехнологичные

производства, скорее всего, в итоге будут поглощены ТНК без позитивного эффекта для национальных экономик.

В-четвертых, современные механизмы защиты интеллектуальной собственности и ряд специальных ограничений повышают стоимость формирования сферы новых технологий путем заимствований - приобретения пакетов технологий, ноу-хау, программных средств и т. п. Стоимость программного обеспечения, устанавливаемого на современные компьютеры, сопоставима с ценой аппаратного комплекса, а в ряде случаев превосходит его. При этом подавляющая часть рынка технологий по числу выданных патентов, доле стран в мировой торговле технологиями и другим показателям приходится на несколько наиболее развитых стран - США, Японию, Германию, Великобританию.

В-пятых, недостаточно развитой институциональной структурой и низким качеством организации и управления. Институциональная среда (нормы, правила, формы организации и др.) определяет не только инвестиционную и инновационную привлекательность управления, но и возможность применения современных технологий управления. Последние становятся аналогом традиционных «производственных» технологий индустриальной эпохи, определяя в конечном счете общий уровень развития экономики.

Выстраивание технологических барьеров ведет к тому, что современное мировое хозяйство приобретает пятиуровневую структуру: 1-й уровень - генерирующий поток инноваций и новых образцов; 2-й - быстро обновляемое индивидуализированное производство; 3-й - массовое крупносерийное производство; 4-й - выпуск базовых ресурсов для крупносерийного производства; 5-й - традиционные медленно обновляемые сферы. В зависимости от того, на каком уровне закрепляется данная страна в глобальной экономике, она становится получателем или плательщиком дополнительной добавленной стоимости.

Для России центральная проблема, связанная с формированием новой мировой экономики и новой модели роста, состоит в том, что наша страна стратегически не вписывается ни в один из этих структурных уровней - ни в число мировых лидеров, ни в группу производителей массовой индустриальной продукции, ни даже в группу поставщиков сырьевых ресурсов. В 90-е гг. Россия по экспорту закрепилась преимущественно на 4-м уровне, а по импорту - на 2-3-м уровнях. Это означает, что страна стала донором произведенной добавленной стоимости. По оценкам экспертов, за счет этого фактора экономика страны ежегодно теряет 10-12 млрд дол. Однако из-за недостаточной конкурентоспособности российского экспортного потенциала, компенсируемой сегодня более чем трехкратным разрывом между паритетом покупательной способности рубля и обменным курсом, в долгосрочной перспективе остается под вопросом удержание даже этих позиций.

По отношению к наиболее развитым странам отставание России имеет не количественный, а качественный характер. Если по объему валового внутреннего продукта (ВВП), измеренному по паритету покупательной способности, Россия соответствует таким странам, как Франция и Канада, то обобщенная производительность труда (ВВП по паритету покупательной способности на одного занятого в экономике) отстает от ведущих стран в 3-4 раза. Показатели же развития телекоммуникаций, обеспеченности компьютерами и т. п. различаются многократно.

По сравнению со странами, наполняющими мировой рынок массовой промышленной продукцией (Китай, страны Юго-Восточной Азии и др.), в России высок уровень оплаты труда, энергетических и транспортных затрат. Специализация на производстве энергетических и сырьевых ресурсов для нашей страны в долгосрочной перспективе затруднена в силу высокой стоимости их добычи и транспортировки. Даже чтобы удержаться в числе сырьевых экспортеров, для нашей страны необходима переориентация значительной части научно-технологического потенциала на исследования, направленные на повышение экономической эффективности производства и транспортировки энергоресурсов.

Для решения этой задачи необходимо: во-первых, быстрое углубление международного разделения труда в виде внутриотраслевой специализации и кооперации на

основе распространения транснациональных корпораций; во-вторых, масштабное участие России в организациях глобального регулирования.

В настоящее время ТНК контролируют, по разным оценкам, от трети до половины мирового промышленного производства. Развитие торговли на основе внутриотраслевой специализации привело к тому, что под их контролем находится свыше 60 % всей мировой торговли. Для сравнения: в 1977 г. доля внутрикорпорационных поставок американских ТНК в объеме экспорта их зарубежных филиалов составляла 37 %. ТНК концентрируют основные потоки научно-технических знаний: в их руках сосредоточено примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК (в США и Великобритании -80 и 90 % соответственно).

Возникла также обширная область международной собственности, на воспроизводство которой затрачивается до 8-9 % мирового ВВП. В еще большей степени монополизированы отдельные товарные рынки. На протяжении всего времени существования транснациональных или многонациональных компаний их постоянно обвиняли в недостаточном учете национально-государственных интересов и подозревали в прямых угрозах экономической безопасности национального развития. Поначалу почти повсюду правительства смотрели на ТНК двояко: с одной стороны, как на опасных хищников, с другой стороны, как на источники инвестиций, новых знаний и создания рабочих мест.

В 90-е гг. процесс диверсификации и создание на этой основе диверсифицированных холдингов как основной формы организации деятельности ТНК стал уступать место новым явлениям. Их содержание составляет освобождение от непрофильных производств и концентрация усилий на перспективных видах деятельности. Постепенно межграничные препятствия ослабли или исчезли, тенденция к обеспечению конкурентоспособности и экономии затрат за счет организации крупномасштабного производства стала уступать место другим методам организации производства. Изготовление продукции небольшими сериями под индивидуальные запросы и к определенному времени сместило акцент с объема производства на его своевременность, а компьютеризация производства позволила предприятиям производить товары для индивидуальных заказчиков по ценам товаров массового производства.

Пришлось быстро изменять и адаптировать структуры управления и поведение на открывшемся экономическом пространстве. Однако ТНК не только не сошли с дистанции, но более того - стали лидерами гонки. К середине 90-х годов выяснилось, что действовать эффективно и выигрывать во всеобщем состязании означает становиться и быть международной компанией. Центры компаний стали превращаться в места переработки основной информации, принятия стратегических решений, развития и накопления управленческих и научно-технических знаний.

ТНК разбились по форме организации и управления на два типа - обладающие простой или сложной интегрированной структурой. При простой интеграции компании отдают рутинное или устаревающее производство, по сути, в аренду странам развивающегося мира, сохраняя при этом за собой самые квалифицированные операции. При сложной интеграции все производства размещаются сообразно меняющейся логике рынка и принятие решений распыляется по всей организации. Отличительный признак последней организации - нескончаемый поток информации во всех направлениях вместо командной и контрольной системы. В результате возникла новая модель ТНК с сетевой структурой, широким рассредоточением производства и принятия решений.

Эти обстоятельства служат свидетельством стремления корпораций не разбавлять собственную культурную, интеллектуальную и управленческую среду. Максимально снизить риски глобальной деятельности, защитить стратегические интересы элиты, но не раствориться - вот истинная задача перерастания многонациональных компаний в транснациональные.

Под растущим давлением ТНК произошли принципиальные изменения в положении национальных государств, роль которых в регулировании международных процессов постепенно уравнивается с ролью ТНК либо ограничивается политической и социокультурной сферой. Другая тенденция состоит в нейтрализации международных позиций государства и передаче значительной части функций экономического и международного регулирования региональным надгосударственным объединениям. Возникает новый надгосударственный и трансграничный инструментарий экономического и правового регулирования, которым постепенно овладевает группа ведущих ТНК.

Организации глобального регулирования начали создаваться по инициативе различных стран в противовес развитию ТНК и их стремлению к монопольной власти, с целью преодоления препятствий перемещения ресурсов, создания режимов, благоприятных для участников внешней торговли и формирования общего экономического пространства. Вместе с тем универсализация режимов торговли и перемещения капиталов отнюдь не привели к созданию единого экономического пространства, однородной хозяйственной среды. Мировая экономика в настоящее время представляет собой многополюсную структуру, основанную на динамичном взаимодействии государственных социально-экономических образований, развитие которых протекает неравномерно. Взаимосвязи и взаимозависимости между частями этой структуры асимметричны, разные группы стран втянуты в мировые интеграционные процессы в неодинаковой степени и далеко не на равных условиях.

Наиболее интенсивно хозяйственное взаимодействие происходит внутри региональных и субрегиональных экономических союзов и группировок - ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР и др. Тенденция к экономическому объединению на региональной основе обусловлена тем, что для функционирования современного, сложного и многономенклатурного национального производства недостаточно внутреннего рынка -даже в относительно крупных странах. В этой связи создание более обширного единого экономического пространства выступает условием успешного национального развития и повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе [5].

Периодические кризисы на международных финансовых и фондовых рынках, спады промышленного производства, ценовые войны ясно дают понять, что рыночные механизмы переносят все свои недостатки и на мировое экономическое пространство. Совершенная конкуренция преобразуется в более жесткую конкуренцию корпораций и государств за рынки, условия их регулирования, за доступ к ресурсам, монопольное право получать разнообразную по источникам происхождения ренту.

Таким образом, тенденции к интернационализации социальных, экономических и инновационных процессов вызвали к жизни новые формы глобального регулирования, которые пришли на смену формам и методам национального и государственного управления в экономике. Получили развитие транснациональные и межгосударственные формы и методы регулирования процессов формирования и распределения всех видов ресурсов и нивелирования рисков мировой экономики.

Литература

1. Сильвестров С.Н. Глобализация: политико-экономические вызовы для России // Россия в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки / Д.С. Львов и [др.]. М.: Наука, 2004. С. 13-32.

2. Dawson М., Foster В. Virtual Capitalism: the Political Economy of the Information Highway // Monthly Review. 2006. Vol. 48. №3. P. 40-58.

3. Keegan V. Highway Robbery by the Super-Rich // The Gardian. 2006. 22 July. P. 23.

4. Туроу Л. K Будущее капитализма: Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2009. 430 с.

5. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики: монография / под ред. Д. Львова. М.: Экономика, 1999. С. 182-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.