УДК 378
А. КРАЛОВА, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой, ВШЭ (Прага), e-mail: [email protected]
С.М. ШЕВЧЕНКО, кандидат технических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
М.В. МУХИНА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ТЕМПУС»
А. Kralova, S.M. Shevchenko, М-V. Mukhina
INTERNATIONALIZATION OF ECONOMICAL EDUCATION IN THE PROJECT "TEMPUS" FRAMEWORKS
В статье описывается опыт работы в международном проекте ТЕМПУС «Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в России и Таджикистане» группы преподавателей Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Приводятся результаты деятельности за период 20102013 год по реализации задач проекта, направленного на повышение уровня экономического образования и воспитания предпринимательского духа в России.
Ключевые слова: интернационализация, экономическое образование, основная образовательная программа, учебный план.
The article describes the experience of professor's group from Minin University in the international project TEMPUS "Development and introduction of sustainable structures for entrepreneurship training in Russia and Tajikistan". The results of work in solving project's tasks for the period 2010
- 2013 are showed in the article. The project aim is improvement of level of economical education and entrepreneurship training in Russia.
Keywords: Internationalization, economical education, the main educational program, study plan
Происходящие в нашей стране, как и в других странах мирового сообщества, преобразования в экономике предъявляют повышенные требования, как к образовательному уровню выпускников высшей школы, так и к кадрам квалифицированных специалистов.
В. Путин обозначил задачи российской экономики: «Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира... Но и возможности человечества никогда не были столь велики. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности. В подобных обстоятельствах важно обеспечивать стабильное поступательное развитие нашей экономики, максимальную защищенность наших граждан от ударов кризиса и, вместе с тем, неуклонное и быстрое обновление всех аспектов хозяйственной жизни - от материально-технической базы до подхода к экономической политике государства. Нам нужна новая экономика с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством, экономика, работающая на современной технологической базе. Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов
- и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития» [2].
В контексте современных реформ российского образования и присоединения России к Болонскому процессу особую значимость приобретает анализ прогрессивных тенденций в
развитии образовательных систем европейских стран, включая интернационализацию систем подготовки педагогических кадров».
Одной из программ Европейского Союза, направленных на создание, развитие систем высшего образования в странах-партнерах, является программа ТЕМПУС, в частности международный проект «Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в России и Таджикистане». Нижегородский государственный педагогический университета имени Козьмы Минина (НГПУ им. К. Минина) был приглашен в этот проект в 2010 году.
Доминирующей идеей проекта являлось развитие экономической грамотности населения России посредством организации одновременной работы по трем направлениям:
- создание и модернизация образовательных стандартов и учебных планов школьного курса экономики (цель 1),
- разработка программ повышения квалификации учителей экономики (цель 2),
- введение и модернизация программ подготовки преподавателей экономики в педагогических университетах РФ и РТ в соответствии с требованиями Болонской конвенции (цель 3).
В консорциум проекта вошли представители ведущих стран Европейского Союза -Австрии, Чехии, Германии, Великобритании: в проекте приняли участие: Венский экономический университет, Высшая школа экономики (Прага), университет Падеборна (Германия), со стороны России в проекте участвовали Министерство образования РФ, Министерство образования Нижегородской области, Министерство образования Барнаул, Нижегородский институт развития образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (г.Барнаул), Российский государственный педагогический университет им. А. Герцена (Санкт-Петербург). Полный перечень всех участников проекта представлен на рисунке 1:
Рисунок 1 - Представители консорциума
НГПУ им. К. Минина в составе рабочей группы С.М. Шевченко, М.В. Мухина, О.В. Каткова был приглашен в проект для решения задач третьей цели:
■ Разработка учебных планов бакалавриата по профилю Экономика.
■ Набор и обучение студентов по разработанному плану.
■ Разработка учебных планов магистратуры и их введение.
■ Публикация результатов введения, оценки и распространения экономического образования в учреждении-партнере.
Проект был рассчитан на три года 2010-2013 годы (рисунок 2).
Цель 3. Календарный план
Рисунок 2 - Календарный план третьей цели
Решение и обсуждение рабочих вопросов и проблем проходило заочно через электронную платформу МооШе и очно в рамках шести квалификационных и координационных конференций и семинаров.
На квалификационном семинаре в Нижнем Новгороде кураторами проекта Й.Аффом. Р. Фортмюллером (ВЭУ, Вена), А.Краловой, М.Урбановой (ВШЭ, Прага), был проведен обзор проекта, мастер-класс «Бухгалтерский учет» профессором ВЭУ (Вена) Р. Фортмюллером для преподавателей НГПУ им. К. Минина, проведено открытое занятие по микроэкономике со студентами второго курса, представлена презентация дистанционных курсов по экономическим дисциплинам, разработанным в системе электронного обучения МооШе, проведен круглый стол профессорами ВЭУ и Пражского экономического университетов со студентами НГПУ.
В рамках работы квалификационного семинара и распространения результатов был организован тренинг по методике обучения экономики заведующей кафедрой «Дидактика экономики» А. Краловой (ВШЭ, Прага) [1]. Акцент был сделан на практико-
ориентированное обучение. Студентам предлагалось разработать дизайн занятия по определенной теме школьного курса экономики, провести это занятие (деловая игра), включая видеозапись, с последующим анализом и рефлексией полученного результата. При этом, кроме профессиональных, формируются коммуникативные и информационные компетенции. Дискуссию вызвал вопрос о критериях оценки уровня сформированности компетенций: Как можно оценить компетенцию и на каком этапе, если она формируется в рамках нескольких дисциплин и семестров? Учитывая, что сформированные компетенции -важный фактор академической мобильности, социальной и профессиональной компетентностей - очевидна значимость этого вопроса.
В Пражском университете методика экономики сконцентрирована в магистратуре, срок обучения в которой составляет 2 года. Акцент в процессе подготовки делается на практико-ориентированное обучение. В России, в частности, в НГПУ им. К.Минина эта подготовка реализуется в рамках бакалавриата: начиная со второго курса, студенты изучают психолого-педагогические дисциплины, информационные технологии в образовании и предмете, на старших курсах - методики обучения экономике и другие частные методики.
Практики, включая педагогические, в рамках бакалавриата, составляют 18 недель, в магистратуре - 38, включая научно-исследовательскую, что согласуется с подходом к организацией практики в Высшей Школе Экономики г. Прага. Уже в рамках практики бакалавриата студенты посещают школы, разрабатывают планы проведения уроков и защищают их перед преподавателями школ, что приводит к раннему включению студентов в профессиональную деятельность.
Авторами статьи разработаны две основные образовательные программы (ООП) подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование: одна для профиля «Экономика», вторая - для двух профилей «Технология и Экономика». Выбор двух указанных профилей не случаен:
во-первых, в НГПУ им. К. Минина накоплен значительный опыт подготовки учителя экономики и учителя технологии и предпринимательства в рамках специальности «Технология и предпринимательство» с дополнительной специальностью «Экономика».
во-вторых, в примерном учебном плане УМО для профиля «Технология» предусмотрен значительный перечень экономических дисциплин, на базе которых возможна реализация более углубленного экономического образования.
в-третьих, в случае выбора бакалавром не педагогической деятельности (научно-исследовательской, производственной и т.п.) сочетание экономической и технологической подготовки делает выпускника более готовым к работе в экономической, промышленной и предпринимательской сферах деятельности.
При разработке учебного плана по направлению «Педагогическое образование» были учтены виды и задачи профессиональной деятельности выпускника, Федеральный государственный образовательный стандарт, примерный учебный план УМО, общие компетенции, компетенции профиля.
В основу разработки ООП были положены компетентностный, личностно-ориентированный подходы, рекомендации работодателей, особенности региона и научных школ вуза [3].
Формирование ООП предполагает:
- обеспечение универсальности, фундаментальности высшего образования и его практической направленности;
- разработку нового нормативно-методического обеспечения образовательного процесса;
- гибкое реагирование на потребности рынка труда, достижения науки и техники.
Учебный план подготовки бакалавра по одному профилю Экономика рассчитан на 4
года и общую трудоемкость 240 з.е.; по двум профилям - 5 лет, 300 з.е (в России 1 з.е. - 36 часов, в европейских вузах - 32 часа.). Учебный план бакалавриата включает в себя график
учебного процесса, три цикла дисциплин: Б1 - гуманитарный, социальный и экономический, Б2 - математический и естественнонаучный, Б3 - профессиональный; разделы (физическая культура и практика) и итоговую государственную аттестацию, что коррелирует с европейскими нормами.*
*(Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60з/е).
Каждый цикл дисциплин состоит из базовой и вариативной частей. Основные (обязательные) дисциплины базовой части определены во ФГОС.
Вуз имеет право самостоятельно: устанавливать перечень дисциплин вариативной части, определять виды практик и их длительность, устанавливать формы итоговой государственной аттестации; определять конкретную трудоемкость каждого цикла в установленном во ФГОС интервале.
Несмотря на различие в общей трудоемкости, перечень дисциплин экономической направленности в обеих программах практически не отличается. Доля дисциплин по выбору студента в общем объеме вариативной части составляет более 31%, доля занятий в интерактивной форме порядка 21%, лекционных - порядка 28,6%, что соответствует европейскому подходу.
Для рассматриваемых в работе профилей подготовки распределение общей трудоемкости между циклами представлено в таблице 1:
Таблица 1 - Распределение общей трудоемкости для циклов
Циклы дисциплин и разделы Общая трудоемкость
Зачетные единицы 1 асы
Базовая часть Вариативная часть Базовая часть Вариативная часть
Гуманитарный, социальный и экономический цикл 22 21 792 756
Математический и естественнонаучный цикл 20 33 720 1188
Профессиональный цикл 48 70 1728 2520
Физическая культура 2 - 400 -
Практика 12 - 432 -
Итоговая государственная аттестация 12 - 432 -
ИТОГО 116 124 4504 4464
Для контроля знаний студентов используется балльно-рейтинговая система оценки. Суммарная рейтинговая оценка за семестр представляет собой интегральную оценку в баллах за выполнение всех видов учебной работы, предусмотренных учебным процессом. Согласно принятой в НГПУ им.К.Минина системе рейтинговой оценки, индивидуальный рейтинг студента не может превышать 100 баллов. Эти баллы распределяются на все виды контроля и промежуточную аттестацию (в соответствии с предусмотренной учебным планом формой).
При составлении рейтинг-плана важным моментом является определение перечня обязательных и дополнительных видов деятельности студента и формируемых его личностных качеств, а также баллов за каждый вид деятельности или задание с учетом его степени сложности, т.е. формирование рейтинг-шкалы. В НГПУ им.К.Минина принят следующий перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему:
55-70б. -«удовлетворительно»
71-85б. - «хорошо»
86-100б. - «отлично»
В рейтинговую оценку могут быть добавлены поощрительные баллы (например, за активную работу на лабораторно-практических занятиях, за качественно выполненные доклады, участие в конференциях, олимпиадах и др.).
Учебный процесс, построенный в соответствии с ООП, должен в достаточной степени моделировать различные стороны будущей профессиональной деятельности. Поэтому доля практических занятий превышает 60% общей трудоемкости, что способствует усилению профессиональной направленности учебного процесса и согласуется с подходами европейской школы.
Учитывая, что во ФГОС-3 отражены только компетенции и не выделены дидактические единицы дисциплин, по-видимому, целесообразно в рамках ЕС программы проекта ТЕМПУС разработать базовое содержание (дидактические единицы) по специальным дисциплинам с учетом европейских стандартов. Это приведет к действительной интеграции европейского и российского образования, позволит выработать общие подходы и критерии к оценке качества образования, обеспечить мобильность студента в европейском образовательном пространстве.
Учебный план обсуждался на консультационно-координационных совещаниях, семинарах, проводимых в рамках реализации Проекта ТЕМПУС, скорректирован с учетом рекомендаций руководителей Проекта в соответствии с европейскими тенденциями экономического образования.
Разработчиками учебного плана были учтены полученные в ходе работы по проекту ТЕМПУС («Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в Российской Федерации и Таджикистане») рекомендации координаторов проекта (Венский экономический университет, Пражский экономический университет) и, в частности, введены в качестве самостоятельных дисциплин: логистика и методика обучения логистике; деньги, кредиты, банки; дидактика экономики; государственные финансы; методика обучения бухучету и налогообложению и др. [4].
По разработанной ООП подготовка бакалавров реализуется в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина с 2011 года.
Образовательная программа позволяет подготовить бакалавра, способного и готового к разработке и реализации программ развития предпринимательского духа в России, конкурентоспособного, мобильного на рынке труда. Выпускники бакалавриата могут продолжить образование в магистратуре по направлениям: Педагогическое образование (Экономическое образование) или Экономика. Разработаны учебные план магистратуры по программам подготовки «Экономическое образование» и «Информационные технологии в экономическом образовании».
Таким образом, активная проработка принципов и подходов к проблеме экономического образования по всем трем направлениям позволила достичь поставленной цели и получить устойчивый результат.
Необходимо отметить, что проект «Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в России и Таджикистане» стремится не к единообразию программ, предписанным определенным учебным планом, а к согласованным параметрам, сближению и общему пониманию программ подготовки учителя экономики.
Защита многообразия образования в Европе и России является важнейшей чертой проекта, который никоим образом не пытался ограничивать независимость участников проекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Kralova, A. Teachers work in the subjects of Economies at secondary schools / A. Kralova // Еп1хергепеигеЫр-ЕгаеЬип§ im wissеnsсhаftliсhеn disкurs: Векга§е zu gеsеllsсhаftspolitischen, lеrnрsусholоgisсhеn und fасhdidакtischen Aspekten еiner modernen Entrepreneurship-Erziehung in Russland und Tаddschikistan: kollektive monographie / herausgegeben von Josef Aff und Richard Fortmuller - Band 1. - Vena, MANS, 2013. - Р. 95-106.
2. Путин, В. В. Нам нужна новая экономика [Электронный ресурс] / В.В. Путин //Ведомости. - 2012. - №30. - URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah (дата обращения 20.11.2014).
3. Шевченко, С.М. Проектирование основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Сервис»: компетентностный подход / С.М. Шевченко, Л.И. Кутепова, М.В. Мухина, Ж.В. Смирнова // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №4 (23) [Электронный ресурс]: Науковедение, - 2014.- URL: http://naukovedeni e .ru/PDF/19PVN414.pdf
4. Шевченко, С.М. Реализация компетентностного подхода в процессе подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» / С.М. Шевченко, М.В. Мухина // Воспитание предпринимательского духа в научном дискурсе: Социально-политические, психологические и дидактические аспекты современного воспитания предпринимательского духа в России и Таджикистане: кол. монография / под ред.Й.Аффа, Р.Фортмюллера. - Том 1. - 2013.- С. 221-227.
© Кралова А, Шевченко С.М., Мухина М.В., 2014