Научная статья на тему 'Интернационализация деятельности нефтегазовых компаний в стратегии повышения их конкурентоспособности'

Интернационализация деятельности нефтегазовых компаний в стратегии повышения их конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОЦЕСС ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНДУСТРИЯ / КЛАСТЕР / ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернационализация деятельности нефтегазовых компаний в стратегии повышения их конкурентоспособности»

А.Н. Карпусь

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, процесс интернационализации, стратегии развития, конкурентоспособность, индустрия, кластер, отраслевой рынок, транснационализация, интеграция, инвестиции.

Глобализации мировой экономики предшествовали процессы интернационализации и транснационализации деятельности крупнейших компаний различных отраслей и секторов. Эти процессы продолжают распространяться на новые регионы и охватывают все большее количество субъектов предпринимательской деятельности.

В научной литературе интернационализация обычно рассматривается как последовательный процесс выхода на зарубежные рынки. Нередко интернационализация описывается как набор действий компаний с зарубежными партнерами, которые предопределяются комбинацией внешних и внутренних условий. Очевидно, что выбор наиболее адекватной модели интернационализации для российских компаний с точки зрения повышения собственной конкурентоспособности должен базироваться на анализе характера и уровня конкуренции в отрасли и на отраслевом рынке.

Стратегия интернационализации компаний нефтегазового сектора должна формироваться в зависимости от особенностей иерархической среды микро-, мезо- и макроэкономических уровней, а также учитывать характер интернациональной иерархической среды конкретного макрорегиона/страны/кластера, с которыми отечественные компании планируют осуществлять контакты в результате реализации стратегии интернационализации. При нынешней сильнейшей зависимости российской экономики от товарно-сырьевой конъюнктуры мирового рынка отечественные компании нефтегазового комплекса в целом занимают на нем более слабые позиции по сравнению с зарубежными конкурентами. Конкурентные преимущества последних опираются, прежде всего, на известные всему миру бренды и высокое качество продукции при более низкой себестоимости. Задача повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках невозможна без их модернизации, в том числе на основе привлечения прямых иностранных инвестиций и привлечения стратегических партнеров к реализации новых проектов.

Для дальнейшей добычи нефти в России потребуются разработки трудноизвлекаемых запасов и крупные инвестиции в модернизацию способов добычи. Доступ российских компаний к новым технологиям, внедрение современных схем управления логистикой и товаропроводящими сетями, проникновение на рынки других стран и организация сбыта продукции нефтепереработки и нефтехимии может быть существенно облегчен процессами их интернационализации, интеграции с зарубежными партнерами. В процессах интернационализации деятельности компаний нефтегазового комплекса России в последнее десятилетие можно выделить три периода, в течение которых эти процессы оказывали разнонаправлен-

© Карпусь А.Н., 2013

ные воздействия на конкурентоспособность отечественных компаний и отрасли в целом. Главной особенностью первого периода является то, что интернационализация и транснационализация деятельности компаний осуществлялась в условиях подъема мировой и российской экономики, второго и третьего периодов - модификация этих процессов происходила в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

Период стабильного роста мировой и отечественной экономики 1999-2008 годов характеризовался зарождением и достаточно быстрым развитием российских ТНК, ростом их прямых инвестиций за рубежом. Компании нефтегазовой, металлургической, химической и телекоммуникационной отраслей не только наращивали свое производство и экспорт, но и с 2005 года начали вкладываться в зарубежные активы. За период с 2005 по 2007 год зарубежные активы российских компаний этих четырех отраслей увеличились почти в четыре раза (до 90 млрд долл. США), а занятость в структурные подразделения за пределами России - до 140 тыс. чел. [1].

Следует отметить, что даже в кризисные 2008 и 2009 годы продолжалось наращивание зарубежных активов российских компаний, прежде всего за счет завершения начатых в предыдущие годы сделок слияния и поглощений (М&А). В результате транснациональной стала деятельность более двух десятков отечественных компаний. Из нефтегазовых компаний наиболее высокими темпами и масштабами сделок по М&А в этом периоде отличались «Лукойл» и «ТНК-ВР». Реализовывались интернациональные проекты как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Так, например, компания «Лукойл» развивала долгосрочное сотрудничество, эффективно реализуя несколько совместных программ в Узбекистане, обладающем огромными запасами углеводородного сырья и развитой индустрией по его добыче и переработке.

Вместе с тем следует отметить, что большинство сделок по M&A совершались российскими компаниями, как правило, за счет заемных средств. А это не могло не сказываться негативно на их балансах. Активы приобретаемых фирм в период подъема мировой экономики являлись обычно переоцененными, даже если находились не в лучшем состоянии. Необходимую их модернизацию предполагалось осуществлять за счет дешевых и доступных кредитных ресурсов. Кроме того, приобретаемые компании чаще всего были обременены большими долгами, сделки отягощались также значительными выплатами по социальным обязательствам перед трудовыми коллективами и профсоюзами приобретаемых предприятий. Разразившийся кризис ликвидности и последующий экономический кризис развеяли иллюзии о неисчерпаемости кредитных ресурсов, о постоянном росте рыночного спроса и цен.

Таким образом, реализация российскими компаниями в 2004-2008 годах стратегии форсированной транснационализации привела к потерям от кризиса намного большим, чем у более консервативных конкурентов, ориентирующихся главным образом на привлечение прямых иностранных инвестиций, т.е. лишь на интернационализацию своей деятельности на территории России. Анализ показал, что российские компании нефтегазового сектора, скупавшие зарубежные активы в период с середины 2000 гг., в период кризиса значительно ухудшили финансовые параметры своей деятельности. Компании, проводившие более осторожную политику зарубежных приобретений и предпочитавшие привлекать иностранных инвесторов и вкладывать собственную прибыль в модернизацию своих производственных

мощностей на территории России, оказались в значительно более предпочтительном финансовом и технологическом положении.

Важной особенностью стратегии интернационализации в докризисной модели развития компаний отрасли было достаточно пренебрежительное отношение к необходимости развития собственных компетенций. Значительная часть прямых иностранных инвестиций осуществлялась в форме проектов под ключ, когда зарубежный генеральный подрядчик разрабатывал проект, подбирал оборудование и технологии, не отягощая этими заботами российские компании. Очевидно, что интернационализация капитала компаний должна сопровождаться усилением внимания к развитию и использованию собственных корпоративных ресурсов и компетенций. Таким образом, можно сделать вывод о том, что форсированная экспансионистская политика транснационализации деятельности российских компаний, выраженная в приобретении зарубежных активов, не всегда была оправданной, часто строилась на неверной оценке перспектив развития отрасли и мировой экономики в целом и поставила их в период кризиса в затруднительное положение.

В период глобального экономического кризиса не все интернациональные проекты оказали положительное влияние на экономическое состояние нефтегазовых компаний и на экономику страны в целом. Как известно, в 2009 году ВВП России сократился больше, чем в любой другой развитой стране. Вклад российских транснационализирующихся корпораций в эту тенденцию весьма значителен. Их капитализация упала значительно больше, чем у отраслевых зарубежных компаний-конкурентов. Единственная российская компания, которой удалось улучшить свои позиции в ряду ведущих мировых корпораций, - это «Сургутнефтегаз». В частности, в списке «БТ-500» по сравнению с 2008 годом в 2009 году «Газпром» опустился с 4-го места на 36-е, «Роснефть» - с 65-го на 76-е, «Лукойл» - с 89-го на 125-е, а «Сургутнефтегаз» поднялся с 216-го на 174-е место [2].

Последствия экономического кризиса 2008-2009 годов в России показали необходимость изменения самой парадигмы развития процессов интернационализации и транснационализации отечественных корпораций. По нашему мнению, негативные последствия форсированного процесса международной экспансии нарождающихся российских ТНК будут сказываться на их экономике еще в течение длительного периода времени. Кризис вскрыл ограниченность и недостатки самой модели продвижения деятельности компаний за рубеж. Стала очевидной необходимость пересмотра стратегии развития отечественных корпораций и выработки более адекватных и приемлемых подходов как к интернационализации их внутренней деятельности, так и к продвижению на мировые рынки. Необходимо более взвешенное отношение к осуществлению зарубежной экспансии, пересмотр рискованных стратегий развития, основанных на ускоренной транснационализации деятельности компаний с финансированием экспансии за счет иностранных кредитов. Первой реакцией крупных нефтегазовых компаний на исчезновение доступного и дешевого зарубежного кредитования стала активная работа по снижению издержек и замораживание части зарубежных инвестиционных проектов наряду с согласованием с зарубежными кредиторами реструктуризации корпоративной кредиторской задолженности.

Анализ современной ситуации показал, что частные компании внесли более радикальные изменения в стратегии интернационализации их деятельности, по сравнению с компаниями с преобладающим государственным капиталом. В частности, это различия можно видеть на примере двух лидеров отрасли: частной компании «Лукойл» и государственной компании «Роснефть». Наряду со стандартным набором антикризисных мер, используемым практически всеми компаниями, независимо от состава акционеров (снижение издержек операционной деятельности, пересмотр отношений с субподрядчиками, рефинансирование долговых обязательств, пересмотр инвестиционных программ с переносом сроков их реализации и т.д.), в этих компаниях можно выделить различия в оперативности и характере модификации стратегий развития.

Так, в компании «Лукойл» уже в декабре 2009 года была объявлена новая программа стратегического развития на десятилетний период (2010-2019 годы), которая радикально отличается от ранее принятой программы на 2008-2017 годы [3]. Различия в стратегии выражаются, прежде всего, в изменении соотношения деятельности «Upstream» (геологоразведка и добыча нефти) и «Downstream» (переработка, транспортировка и торговля нефтепродуктами) в пользу последней. Вместо наращивания объемов добычи нефти к 2017 года до уровня 3,3 млн баррелей в день в нефтяном эквиваленте в новой стратегии ставится более скромная цель - достичь в 2019 году уровня 2,7 млн баррелей. В то же время намечено увеличение мощностей нефтепереработки с 70,1 до 72,6 млн т в год при значительном увеличении глубины переработки. Причем 78 % всех капиталовложений в нефтепереработку будет направлено на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов на территории России, чтобы перерабатывать 75 % всего объема добываемой нефти. Главное внимание при этом уделяется улучшению финансовых показателей и финансовой устойчивости компании.

Следует отметить, что «Лукойл» даже в кризисные 2008-2009 годы завершил свою программу приобретения нефтеперерабатывающих мощностей в Европе (45 % пакет акций нефтеперерабатывающего завода TRN в Нидерландах, 49 % акций нефтеперерабатывающего комбината ISAB в Италии). Данные сделки обеспечивают компании доступ к современным нефтеперерабатывающим мощностям непосредственно на ведущих европейских рынках сбыта и по своей схеме радикально отличаются от многих сделок по M&A российских металлургических компаний. Планируется также дальнейшее приобретение компанией в этих странах сети АЗС. Таким образом, акционеры и менеджмент компании «Лукойл» достаточно быстро и адекватно отреагировали на изменение мировой конъюнктуры в отрасли и модифицировали стратегию интернационализации своей деятельности таким образом, чтобы она эффективно содействовала росту конкурентоспособности компании на отечественном и мировом рынках.

В компании «Роснефть» новая стратегическая программа развития, объявленная в 2010 году, мало отличается идеологически от ранее принятой. В отличие от стратегии «Лукойла» и ведущих зарубежных конкурентов, компания по-прежнему основной упор делает на развитие направления «Upstream». В частности, предполагается значительный рост добычи нефти на новом месторождении в Восточной Сибири, на шельфовых проектах в бассейнах Охотского, Каспийского, Черного и Азовского морей. При этом доля собственной нефтеперера-

ботки остается достаточно скромной (порядка 45 %), как и доля доходов от торговли нефтепродуктами (также около 45 %).

Компания «Роснефть» вышла из кризисного периода с самым значительным в отрасли уровнем кредиторской задолженности. По состоянию на 01.04.2009 года ее сумма составляла 19,2 млрд долл. В феврале 2009 года компания получила кредит от китайских госбанков на общую сумму в 1,5 млрд долл. Подобная интернационализация капитала улучшила текущее финансовое положение компании, но условием предоставления кредита является гарантия поставки в Китай начиная с 2010 года в течение 20 лет по 15 млн т сырой нефти в год. То есть на два десятилетия за компанией закрепляется статус компании «Upstream» - сырьевого придатка страны с более развитой нефтеперерабатывающей промышленностью. Проблема погашения кредиторской задолженности будет решаться компанией традиционными для государственных корпораций мерами: распродажей части активов; реализацией на рынке части государственного пакета акций; получением от государства налоговых льгот и т.д.

В то же время для компании «Роснефть» характерна транснационализация деятельности, позволяющая наращивать запасы. Так, в частности, сделка по приобретению 50 % в ТНК-ВР позволила «Роснефти» выйти на лидирующие позиции в мире, увеличив доказанные запасы нефти (по методике SEC) примерно в 1,2 раза - до 17-18 млрд баррелей. Суточная добыча «Роснефти» вырастет с 2,4 млн баррелей нефти до примерно 3,3 млн баррелей, что превышает нынешние показатели таких крупнейших международных корпораций, как BP (2,3 млн баррелей) и ExxonMobil (2,2 млн баррелей) [4]. Переход во владение «Роснефти» части активов ТНК-ВР позволил упростить работу по модернизации совместных предприятий нефтяных компаний, дал им доступ к деятельности на иностранных рынках.

В последние годы на основе углубления интернационализации и транснационализации деятельности крупных нефтяных компаний России были разработаны и внедрены сложнейшие и дорогостоящие технологии добычи трудноизвлекаемых запасов на суше и в глубоководных морских акваториях, арктических районах и других экстремальных зонах. Благодаря синергетическому эффекту от их интеграции с крупнейшими нефтяными компаниями обеспечивается коммерческая целесообразность этих проектов, достигаются и закрепляются конкурентные преимущества международных корпораций даже в условиях экономической нестабильности мирового рынка. Очевидно, что будущее процессов интернационализации деятельности российских нефтегазовых компаний в целях повышения их конкурентоспособности непосредственно зависит от качества проработки интернациональных проектов, выхода их на более высокое качество управления своими российскими и зарубежными активами. Неслучайным является то, что именно компания «Лукойл», в которой структуры и системы корпоративного управления в большей степени приведены в соответствие с мировым опытом и международными требованиями, успешно реализует стратегические задачи интернационализации и транснационализации бизнеса.

Участие российских нефтегазовых компаний в зарубежных инвестиционных проектах является объективной необходимостью их, важнейшим условием их превращения в транснациональные компании, способные успешно конкурировать с крупнейшими зарубежными корпорациями и государственными компаниями стран ОПЕК. От правильности выбора стра-

тегии интернационализации и эффективности ее реализации во многом зависят перспективы повышения конкурентоспособности российских вертикально интегрировавших нефтяных компаний, их перехода на качественно новый уровень развития и устойчивого роста производственного потенциала, улучшения финансовых показателей в интересах акционеров, инвесторов и страны в целом.

Библиографический список

1. Skolkovo Emerging Russian multinationals. - Nov. 2008.

2. 500 компаний мира по версии «FT-2009».

3. «Лукойл»: новая стратегия развития, акцент на рост стоимости. - Декабрь, 2009.

4. «Роснефть» покупает часть BP [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://neftegaz.ru/analisis/view/7887 (дата обращения: июль 2012 г.).

5. Что предпринимают нефтегазовые компании во время кризиса? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://neftegaz.ru/analisis/view/7446

В.В. Князев

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ, ЗАДАЧ И ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА БИОРЕМЕДИАЦИИ В РФ

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, прогнозирование, бизнес, биоресурсы.

Текущее состояние биотехнологии в Российской Федерации характеризуется, с одной стороны, отставанием объемов производства от уровня и темпов роста стран, являющихся технологическими лидерами в этой области, а с другой - возрастающим спросом на биотехнологическую продукцию со стороны потребителей [1-5]. Результатом является высокая им-портозависимость по важнейшим традиционным биотехнологическим продуктам - лекарственным препаратам и пищевым добавкам, и отсутствие на российском рынке собственных инновационных биотехнологических продуктов [6-8].

Поскольку биотехнология используется в различных отраслях промышленности и затрагивает многие сферы жизни человека, в мире принята следующая цветовая классификация биотехнологии [9]:

- серая - связана с природоохранной деятельностью, биоремедиацией; Природоохранные биотехнологии - технологии использование биотехнологических решений для защиты окружающей среды: очистки и оздоровления почв, канализационных стоков, обеззараживания экосистем, подвергнувшихся загрязнению, переработки отходов [10]. Сегодня все большее распространение получает использование биотехнологий при очистке загрязненных районов, что в основном связано с их превосходством по показателям скорости проведения обеззараживания с сохранением затрат на проведение очистки на прежнем уровне. Перспективными технологиями в этом направлении являются [12]:

© Князев В.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.