Научная статья на тему 'ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2050
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давудова Айзанат Рамазановна

В данной статье рассмотрена интернальность как психологическая проблема, а также интернальность показана то же самое, что уровень субъективного контроля, локус контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»



SCIENCE TIME

ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Давудова Айзанат Рамазановна, Дагестанский государственный педагогический университет, Республика Дагестан, г. Махачкала

E-mail: dajzanat@inbox.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрена интернальность как психологическая проблема, а также интернальность показана то же самое, что уровень субъективного контроля, локус контроля.

Ключевые слова: интернальность, психологическая проблема, зрелость личности, локус контроля.

Одним из показателей зрелости личности, уровня ее нравственного развития и успешности выступают интернальность и мотивация. Они определяют меру ответственности человека за события собственной жизни.

Под интернальностью понимается склонность личности видеть в качестве причин происходящих в ее жизни событий преимущественно себя: собственные способности, усилия, свойства характера и т.д. [4].

Сама проблема интернальности по-разному представлена во многих философских, психологических и социологических концепциях. В философии проблема интернальности рассматривается в связи с вопросами судьбы и свободы воли, например, в теориях волюнтаризма (А.Шопенгауэр, Э.Гартман и др.), утверждающих независимость человеческой воли от окружающей действительно сти.

В психологии категория локуса контроля затрагивается в связи с исследованием разных аспектов индивидуального успешного поведения и эффективного коллективного поведения; при изучении социального влияния; в связи с вопросами нравственного поведения личности и социальных сообществ.

Интернальность - интегральное качество личности принимать ответственность за происходящее, реализовывать активную жизненную позицию и достигать успеха в разнообразных жизненных ситуациях. Интернальность осуществляется на основе сложной структуры контроля и предполагает гибкое

I SCIENCE TIME Щ

использование оптимальных атрибутивных стратегий в процессе принятия решении [4].

Термин «нтернальность» означает то же самое, что уровень субъективного контроля, локус контроля. Чем выше интернальность, тем в большей степени человек считает именно себя причиной происходящего с ним.

Само понятие «интернальность» соотносится с именем Дж. Роттера и его теорией локуса контроля.

Локус контроля (от лат. locus - место, местоположение и франц. controle -проверка) - личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок [2]. При этом данная индивидуально-психологическая характеристика является достаточно устойчивым, слабо поддающимся изменениям личностным качеством, несмотря на то, что окончательно формируется в процессе социализации. Во многом эта стабильность локус - контроля обусловлена тем, что он практически напрямую связан с таким показателем социальной ориентации личности, как экстернальность (экстернальный, или внешний локус контроля) и интернальность (интернальный, или внутренний локус контроля).

Данные экспериментальных исследований показали, что индивиды, которым свойствен внутренний или интернальный локус-контроля, обладают адекватной самооценкой, у них чаще всего не тревожны, склонны последовательному решению поставленных задач, умеют постоять за себя, уверенны в свои способности, доброжелательны к окружающим, коммуникабельны. [4].

Что касается тех людей, которым характерен внешний локус контроля, то они нередко избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, неуверенны в своих способностях и потому чаще всего не готовы решать стоящие перед ними задачи в логике "сегодня и здесь", а склонны скорее подходить к их решению по схеме "завтра и где-нибудь", т.е. откладывают на следующий день. [4].

Для исследования локуса контроля главным образом применяются разработанные Дж. Роттером шкалы интернальности - экстернальности. Эти шкалы позволяют не только конкретизировать различия между интерналами и экстерналами относительно приписывания контроля над собственной жизнью внутренним или внешним источникам, но и выявляют ряд интересных закономерностей. Так, Б. Стрикланд, К. Вэлстоун и Б. Вэлстоун установили, "...что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы будут активно искать

| SCIENCE TIME Щ

информацию о возможных проблемах здоровья. Интерналы также в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу" [1].

Также зафиксирована взаимосвязь типа локуса контроля с психическим здоровьем индивида. В частности, "исследования... показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психические проблемы, чем у людей с интернальным локусом контроля. Например, Фарес пишет, что тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Также вероятность проявления психических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов [3].

Кроме того, интернальность и экстернальность связаны с проблемой конформизма и нонконформизма. Как отмечают Л. Хьелл и Д. Зиглер, "...многочисленные исследования показывают, что экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы. Интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Также интерналам обычно нравятся люди, которыми они могут манипулировать, и не нравятся те, на кого они не могут повлиять. Интерналы более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других" [6].

В психологии интернальность связывают с проблемой ответственности. Ответственность выступает как существенная черта личности и отражает объем личных задач человека, т.е. пределы его долга. Под долгом понимают обязанность личности перед кем-то или перед своей совестью, а под совестью -осознание и переживание ответственности [4].

Осознание личностью своей ответственности определяется целым рядом факторов, к которым относятся познавательные, мотивационные, характерологические, ситуативные и прочие. Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

Интернальность и экстернальность не являются врожденными и неизменными чертами. Это устойчивые характеристики человека, формирующиеся в процессе его социализации.

В своих работах Роттер пишет, что экстерналы и интерналы не есть "типы", поскольку каждый имеет характеристики не только в своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную "экстернальность", а на другом - "интернальность", убеждения же людей расположены на всех точках

I SCIENCE TIME Щ

между ними, по большей части в середине" [5].

Суть данного феномена заключается в том, что люди склонны видеть причины своих успехов в собственных способностях, личностных качествах, усилиях, т. е. используют внутренний локус контроля и, наоборот, приписывают неудачи действию внешних причин, прибегая к внешнему локусу контроля. При этом подобное наблюдается даже в тех случаях, когда социальная цена ошибки ничтожно мала.

Таким образом, степень активности человека в достижении своих целей, мера независимости и самостоятельности его поведения выступает одной из важнейших психологических характеристик личности. Уровень развития чувства личной ответственности за происходящие с человеком события играет важную роль в разрешении разнообразных жизненных ситуаций: формировании межличностных отношений, способе разрешения конфликтных ситуаций семейного и производственного характера, в отношении к болезни. Ощущение человеком себя как неспособного изменить ситуацию, быстро приспособиться к меняющимся условиям окружающего мира вызывает стресс, синдром хронической усталости, депрессию, формирует чувство беспомощности и неэффективности. Возможность контроля, напротив, связана с умением принимать эффективные решения и достигать цели, находить в себе возможности преодоления негативных последствий.

Литература:

1. Ванек Д., Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действия // Вопросы психологии, 1989. - №3. С.75-79.

2. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, 1995.- Т. 16. - N 1. С. 47 - 59.

3. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности -новая версия методики "Уровень субъективного контроля" // Психологический журнал, 1999. - Т. 20.- N 2.С. 42 - 49.

4. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. - 264 с.

5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2007.-409 с.

6. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. - СПб: Питер, 2006. - 598 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.