УДК 378
Пушкарева Татьяна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Московский педагогический государственный университет
kafppmospi@mail. т
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье обсуждается проблема интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальных педагогов в процессе вузовской подготовки, описаны конкретные способы и методы данного процесса, даны рекомендации по их проведению.
Ключевые слова: интериоризация профессиональных знаний, личностные качества социального педагога, профессиональная подготовка, технология формирования практической готовности.
Профессиональная подготовка социального педагога - процесс сложный, много. плановый и предусматривает глубокое освоение студентами профессионально-ориентированных знаний и практическую готовность к социально-педагогической деятельности. Результативность этого процесса зависит от многих факторов. Конечно, учебный процесс занимает особое место и имеет свою специфику. Кроме того, личностные качества педагога, его черты характера чрезвычайно важны для профессиональной деятельности. Процесс интеграции обучения и развития личностных качеств может быть обеспечен в процессе конкретной практической деятельности будущего социального педагога. Одной из важнейших доминант профессиональной готовности социального педагога является интериоризированные профессиональные знания, ориентированные на практическую деятельность [1].
Сложность современной социально-политической и психологической обстановки в обществе, характеризующейся переоценкой старых ценностей, отказом от идеологических доминант в сложном процессе нравственного становления личности, привела к поиску принципиально новых подходов к профессиональной подготовке социального педагога, основанных на гуманизации всей системы образования, сущность которой определяется самой гуманистической природой педагогической деятельности, в центре которой находится формирующаяся личность как «высшая ценность».
Гуманизация педагогического образования предусматривает, прежде всего, субъектное развитие и саморазвитие личности социального педагога, готового на профессиональном уровне участвовать не только в учебном, но и воспитательном процессе, реализовать на практике современные педагогические технологии, осуществлять в различных сферах профессиональной деятельности. И это сложный процесс, предусматривающий формирование у профессионала потребности в освоении и присвоении знаний, использование их в практической педагогической деятельности и вновь в потребности их обновления, поиска и присвоения. К сожале-
нию, сегодня организация учебной практики в вузе не дает в полной мере реализовать задачу интерио-ризации профессионально-ориентированных знаний из-за слабой организации практики, из-за неготовности, а то и нежелания отдельных руководителей социальных центров допускать студентов к реальной социально-педагогической работе и т.д. Результативность в предлагаемой нами технологии формирования готовности социального педагога к практической педагогической деятельности, обеспечивается реализацией принципа субъектного развития и саморазвития личности. Разработанные и апробированные технологические карты обучения студентов в реальном процессе практической педагогической деятельности предусматривают наряду с формированием профессионально значимых качеств личности овладение каждым студентом системными знаниями о закономерных связях человека с природой, государством, о процессах становления личности в реальном социокультурном и образовательном пространстве, развитие творческого потенциала каждого будущего педагога, формирование внутренней установки на самообразование, самовоспитание и саморазвитие. Одним из возможных вариантов реализации этого принципа является самостоятельная творческая педагогическая деятельность, какой в процессе обучения может быть летняя педагогическая практика. Она дает возможность студенту почувствовать себя действительно субъектом своего профессионального становления и субъектом педагогического процесса.
Отсюда важнейшим условием готовности к осуществлению практической педагогической деятельности является наличие наряду с основательными знаниями предметов и педагогическим мастерством, таких качеств, как эмпатия, искренность, положительное самовосприятие, отсутствие тревожности и неуверенности в себе. Р. Бернс говорит о необходимости формирования позитивной трансформации «Я»-концепции студента педагогического вуза. Изучая индивидов с ярко выраженной тенденцией к позитивному восприятию себя и окружающих, с тенденцией к самоактуализации, он обнаружил, что они отличаются от остальных более адек-
126
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Пушкарева Т.В., 2012
ватным восприятием реальности и испытывают более комфортное состояние в окружающем мире [4]. И поскольку «Я» человека составляет неотъемлемую и важнейшую часть той реальности, которую он воспринимает, «самоактуализирующаяся личность лучше знает себя и легче принимает себя таким, какой он есть», что чрезвычайно важно для социального педагога. Реализовать задачу формирования профессионально-ориентированной личности социального педагога возможно только в процессе реальной педагогической деятельности. Примером такой практики может быть и студенческий педагогический отряд. Сама идея педагогических отрядов не так уж нова, и на протяжении практически всей истории как советского, так и российского периодов высшего образования педагогические отряды в той или иной форме существовали. Если в первые годы советской власти это были отряды вожатых, которые работали с детьми по месту жительства, то сегодня - это совсем другое явление, это сложное, многоплановое, многогранное объединение студентов, призванное решать свои профессиональные задачи в нескольких направлениях, прежде всего это социальное педагогическое сопровождение детей и подростков в самых разных детских учреждениях: детских оздоровительных лагерях, клубах по месту жительства, школах, психологических консультационных пунктах для детей и подростков, находящихся в зоне действия учреждений дополнительного образования детей [3].
Второе направление работы педагогических отрядов - это формирование собственной устойчивой профессиональной позиции, профессиональной установки на социальное взаимодействие еще в процессе «ученичества», т.е. студенчества, что также является важной составляющей профессиональной подготовки педагога.
Естественно, участие в педагогическом отряде формирует значимые профессиональные качества личности будущего педагога и, конечно же, помогает сформировать операциональные умения и навыки.
Выпускник любого вуза, начиная свою профессиональную деятельность, проходит репродуктивный период, период калькирования чужого опыта. Будущий социальный педагог, прошедший школу педагогического отряда, этот период оставляет позади и, приступая к профессиональной деятельности, начинает моделировать собственную педагогическую деятельность, наращивать собственный педагогический опыт, постоянно актуализируя знания интериоризируемые им в учебном процессе. Кроме того, работа в педагогическом отряде дает огромный, ни с чем не сравнимый опыт педагогической коммуникации, который в перспективе ложится в основу всей профессиональной деятельности специалиста, но, как правило, именно на эту сторону менее всего обращается внимание в процессе про-
фессиональной подготовки в вузе: умение работать в команде, работать с напарником, подчинять свои интересы решению общих задач - то, с чем педагог в первую очередь сталкивается, приходя в школу или детское учебно-воспитательное учреждение. Очень часто выпускник вуза не умеет работать в команде, работать на основе сотрудничества и педагогически грамотно общаться. Естественно, профессиональная готовность. Социальный педагог - это очень сложное целостное личностное образование, соединяющее в себе и мотивационный, и содержательнодеятельностный, и интеллектуальный, и коммуникативно-технологический, и результативно-деятельностный, и оценочно-прогностический компоненты -все то, что ложится потом в основу так называемой практико и личностноориентированной технологии собственной педагогической деятельности [2].
Мы исходили из того, что педагогический отряд -это своеобразная, очень сложная форма профессионального становления социального педагога. В этом концептуальное отличие нашего педагогического отряда от других; оно заставляет выстраивать целую иерархию ценностных ориентиров, по которым человек приходит в отряд, а также диктует нам многоплановость, многопрофильность работы в педагогическом отряде. Целый большой пласт -это теоретическая подготовка, которая идет в отряде; несоизмеримо больший пласт - работа практическая, причем в разных формах взаимодействия с детьми и с взрослыми: с учителями, родителями и т.д. И, конечно же, это собственно коммуникативная культура, которая формируется в условиях жизни такого отряда.
Процесс формирования практической готовности социального педагога может быть управляемым, если он реализуется как технологический процесс, отвечающий требованиям диагностичности (изме-ряемости), интенсивности, воспроизводимости, социально-игровой контекстности, моделирования профессиональных коммуникаций, сочетания дидактических, коммуникативных и личностно-смысловых функций, субъективности и избирательности, роли творческой индивидуальности педагога. Наша исследовательская и опытно-экспериментальный работа показала, что наибольшую эффективность обеспечивают личностно и практико-ориен-тированные педагогические технологии, подтверждая вывод о том, что ведущей тенденцией формирования практической готовности является тенденция технологизации педагогического образования.
Разрабатывая технологию формирования практической готовности, мы исходим из того, что противопоставление теоретической и практической подготовки учителя неправомерно, но и противоречиво. Теоретическая подготовка включает не только теорию, систему понятий, тенденций, противоречий, законов и закономерностей, но и их глубокие взаи-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
127
мосвязи и взаимозависимость, изучение динамики которых позволяет формировать у студентов системность. В процессе теоретического познания осуществляется выделение реальных, действительных элементов явления или процесса, выступающих в мышлении в форме определенных понятий. В этих внутренних процессах мышления проявляется творчество, предвидение, прогнозирование, которые непосредственно отражаются на практике в виде умений. Мышление студента приобретает практическое значение и способствует интериоризации практико-ориентированных знаний.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.
2. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия с подростком: Методическое пособие. - М., 2002.
3. ЛевановаЕ.А., ВолошинаА.Г., ПлешаковВ.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге: возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. - М.: МОСУ, 2001.
УДК 378.145
Полуянов Валерий Борисович
доктор педагогических наук, профессор Российский государственный профессионально-педагогический университет, г.Екатеринбург
Носырева Анна Николаевна Носырев Алексей Николаевич
Новоуральский технологический институт НИЯУ МИФИ, г. Новоуральск
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО
В статье затронута актуальная проблема, вызванная тем, что в связи с переходом на уровневую систему обучения, а также в рамках высокого уровня конкуренции, ВУЗы должны быть заинтересованы в выявлении «узких мест» в организации образовательного процесса, в том числе, с точки зрения основного потребителя — студента.
Ключевые слова: закрытое административно-территориальное образование, качество образования, студент, анкета.
На сегодняшний день на территории России насчитывают 45 объектов, которым присвоен статус закрытого административного территориального образования, в это число входит Новоуральский городской округ (НГО).
Особенности режима закрытого административно территориального образования (далее - ЗАТО) оказывают прямое воздействие на множество сфер жизнедеятельности лиц и организаций. Сложно оспаривать и тот факт, что статус ЗАТО, в значительной степени, влияет и на систему образования.
На территории НГО достаточно хорошо развита система высшего профессионального образования. Помимо филиалов различных вузов, имеется мощный образовательный центр - Новоуральский технический институт НИЯУ МИФИ (далее - Институт). Данное учебное заведение было создано в 1952 году как вечернее отделение Московского механического института, оно было призвано удовлетворить потребности базового предприятия атомной отрасли Уральского электрохимического комбината (УЭХК) в квалифицированных специалистах.
На сегодняшний день в связи с реструктуризацией градообразующего предприятия УЭХК возникла острая проблема трудоустройства выпускников Института. По данным исследования «Центра Ато-
минновации» [1] особую озабоченность вызывает отток молодежи из НГО. По итогам 2009-2010 учебного года, согласно данным Управления образования НГО, только 33% учащихся выбирают по окончанию школы аттестацию по естественнонаучным дисциплинам ЕГЭ, сдача которых позволила бы приобрести востребованные в городе Новоуральске профессии, остальные предпочитают сдавать экзамены по гуманитарным предметам. Применительно к Институту такая ситуация представляет перспективу развития лишь кафедре экономики и управления, абитуриентам которой требуются результаты ЕГЭ не по физике, а по естествознанию. Но обучение студентов кафедры экономики и управления осуществляется на полной компенсационной основе и для поддержания государственного статуса и, как следствие, выделение бюджетных ресурсов, особое внимание следует уделять управлению качеством образовательного процесса в бюджетных группах, набор которых производится на других кафедрах Института, где данная работа не проводится.
Поэтому в целях оказания содействия коллегам ежегодно проводится анкетирование студентов всех специальностей с целью выявления «узких мест» в организации образовательного процесса и разработки рекомендаций по их устранению.
128
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Полуянов В.Б., Носырева А.Н., Носырев А.Н., 2012