Научная статья на тему 'Интериоризация профессионально-ориентированных знаний студентами в практической педагогической деятельности'

Интериоризация профессионально-ориентированных знаний студентами в практической педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / PROFESSIONAL KNOWLEDGE INTERIORIZATION / SOCIAL PEDAGOGUE PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL TRAINING / PRACTICAL READINESS FORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарёва Татьяна Владимировна

В статье обсуждается проблема интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальных педагогов в процессе вузовской подготовки, описаны конкретные способы и методы данного процесса, даны рекомендации по их проведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарёва Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally oriented knowledge interiorization by students in practical pedagogic activity

Professionally oriented knowledge interiorization of social pedagogues in process of higher educational institutions training problem is discussed in the article, this process' concrete ways and methods are described, recommendations by their conduction are described.

Текст научной работы на тему «Интериоризация профессионально-ориентированных знаний студентами в практической педагогической деятельности»

УДК 378

Пушкарева Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент Московский педагогический государственный университет

kafppmospi@mail. т

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обсуждается проблема интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальных педагогов в процессе вузовской подготовки, описаны конкретные способы и методы данного процесса, даны рекомендации по их проведению.

Ключевые слова: интериоризация профессиональных знаний, личностные качества социального педагога, профессиональная подготовка, технология формирования практической готовности.

Профессиональная подготовка социального педагога - процесс сложный, много. плановый и предусматривает глубокое освоение студентами профессионально-ориентированных знаний и практическую готовность к социально-педагогической деятельности. Результативность этого процесса зависит от многих факторов. Конечно, учебный процесс занимает особое место и имеет свою специфику. Кроме того, личностные качества педагога, его черты характера чрезвычайно важны для профессиональной деятельности. Процесс интеграции обучения и развития личностных качеств может быть обеспечен в процессе конкретной практической деятельности будущего социального педагога. Одной из важнейших доминант профессиональной готовности социального педагога является интериоризированные профессиональные знания, ориентированные на практическую деятельность [1].

Сложность современной социально-политической и психологической обстановки в обществе, характеризующейся переоценкой старых ценностей, отказом от идеологических доминант в сложном процессе нравственного становления личности, привела к поиску принципиально новых подходов к профессиональной подготовке социального педагога, основанных на гуманизации всей системы образования, сущность которой определяется самой гуманистической природой педагогической деятельности, в центре которой находится формирующаяся личность как «высшая ценность».

Гуманизация педагогического образования предусматривает, прежде всего, субъектное развитие и саморазвитие личности социального педагога, готового на профессиональном уровне участвовать не только в учебном, но и воспитательном процессе, реализовать на практике современные педагогические технологии, осуществлять в различных сферах профессиональной деятельности. И это сложный процесс, предусматривающий формирование у профессионала потребности в освоении и присвоении знаний, использование их в практической педагогической деятельности и вновь в потребности их обновления, поиска и присвоения. К сожале-

нию, сегодня организация учебной практики в вузе не дает в полной мере реализовать задачу интерио-ризации профессионально-ориентированных знаний из-за слабой организации практики, из-за неготовности, а то и нежелания отдельных руководителей социальных центров допускать студентов к реальной социально-педагогической работе и т.д. Результативность в предлагаемой нами технологии формирования готовности социального педагога к практической педагогической деятельности, обеспечивается реализацией принципа субъектного развития и саморазвития личности. Разработанные и апробированные технологические карты обучения студентов в реальном процессе практической педагогической деятельности предусматривают наряду с формированием профессионально значимых качеств личности овладение каждым студентом системными знаниями о закономерных связях человека с природой, государством, о процессах становления личности в реальном социокультурном и образовательном пространстве, развитие творческого потенциала каждого будущего педагога, формирование внутренней установки на самообразование, самовоспитание и саморазвитие. Одним из возможных вариантов реализации этого принципа является самостоятельная творческая педагогическая деятельность, какой в процессе обучения может быть летняя педагогическая практика. Она дает возможность студенту почувствовать себя действительно субъектом своего профессионального становления и субъектом педагогического процесса.

Отсюда важнейшим условием готовности к осуществлению практической педагогической деятельности является наличие наряду с основательными знаниями предметов и педагогическим мастерством, таких качеств, как эмпатия, искренность, положительное самовосприятие, отсутствие тревожности и неуверенности в себе. Р. Бернс говорит о необходимости формирования позитивной трансформации «Я»-концепции студента педагогического вуза. Изучая индивидов с ярко выраженной тенденцией к позитивному восприятию себя и окружающих, с тенденцией к самоактуализации, он обнаружил, что они отличаются от остальных более адек-

126

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Пушкарева Т.В., 2012

ватным восприятием реальности и испытывают более комфортное состояние в окружающем мире [4]. И поскольку «Я» человека составляет неотъемлемую и важнейшую часть той реальности, которую он воспринимает, «самоактуализирующаяся личность лучше знает себя и легче принимает себя таким, какой он есть», что чрезвычайно важно для социального педагога. Реализовать задачу формирования профессионально-ориентированной личности социального педагога возможно только в процессе реальной педагогической деятельности. Примером такой практики может быть и студенческий педагогический отряд. Сама идея педагогических отрядов не так уж нова, и на протяжении практически всей истории как советского, так и российского периодов высшего образования педагогические отряды в той или иной форме существовали. Если в первые годы советской власти это были отряды вожатых, которые работали с детьми по месту жительства, то сегодня - это совсем другое явление, это сложное, многоплановое, многогранное объединение студентов, призванное решать свои профессиональные задачи в нескольких направлениях, прежде всего это социальное педагогическое сопровождение детей и подростков в самых разных детских учреждениях: детских оздоровительных лагерях, клубах по месту жительства, школах, психологических консультационных пунктах для детей и подростков, находящихся в зоне действия учреждений дополнительного образования детей [3].

Второе направление работы педагогических отрядов - это формирование собственной устойчивой профессиональной позиции, профессиональной установки на социальное взаимодействие еще в процессе «ученичества», т.е. студенчества, что также является важной составляющей профессиональной подготовки педагога.

Естественно, участие в педагогическом отряде формирует значимые профессиональные качества личности будущего педагога и, конечно же, помогает сформировать операциональные умения и навыки.

Выпускник любого вуза, начиная свою профессиональную деятельность, проходит репродуктивный период, период калькирования чужого опыта. Будущий социальный педагог, прошедший школу педагогического отряда, этот период оставляет позади и, приступая к профессиональной деятельности, начинает моделировать собственную педагогическую деятельность, наращивать собственный педагогический опыт, постоянно актуализируя знания интериоризируемые им в учебном процессе. Кроме того, работа в педагогическом отряде дает огромный, ни с чем не сравнимый опыт педагогической коммуникации, который в перспективе ложится в основу всей профессиональной деятельности специалиста, но, как правило, именно на эту сторону менее всего обращается внимание в процессе про-

фессиональной подготовки в вузе: умение работать в команде, работать с напарником, подчинять свои интересы решению общих задач - то, с чем педагог в первую очередь сталкивается, приходя в школу или детское учебно-воспитательное учреждение. Очень часто выпускник вуза не умеет работать в команде, работать на основе сотрудничества и педагогически грамотно общаться. Естественно, профессиональная готовность. Социальный педагог - это очень сложное целостное личностное образование, соединяющее в себе и мотивационный, и содержательнодеятельностный, и интеллектуальный, и коммуникативно-технологический, и результативно-деятельностный, и оценочно-прогностический компоненты -все то, что ложится потом в основу так называемой практико и личностноориентированной технологии собственной педагогической деятельности [2].

Мы исходили из того, что педагогический отряд -это своеобразная, очень сложная форма профессионального становления социального педагога. В этом концептуальное отличие нашего педагогического отряда от других; оно заставляет выстраивать целую иерархию ценностных ориентиров, по которым человек приходит в отряд, а также диктует нам многоплановость, многопрофильность работы в педагогическом отряде. Целый большой пласт -это теоретическая подготовка, которая идет в отряде; несоизмеримо больший пласт - работа практическая, причем в разных формах взаимодействия с детьми и с взрослыми: с учителями, родителями и т.д. И, конечно же, это собственно коммуникативная культура, которая формируется в условиях жизни такого отряда.

Процесс формирования практической готовности социального педагога может быть управляемым, если он реализуется как технологический процесс, отвечающий требованиям диагностичности (изме-ряемости), интенсивности, воспроизводимости, социально-игровой контекстности, моделирования профессиональных коммуникаций, сочетания дидактических, коммуникативных и личностно-смысловых функций, субъективности и избирательности, роли творческой индивидуальности педагога. Наша исследовательская и опытно-экспериментальный работа показала, что наибольшую эффективность обеспечивают личностно и практико-ориен-тированные педагогические технологии, подтверждая вывод о том, что ведущей тенденцией формирования практической готовности является тенденция технологизации педагогического образования.

Разрабатывая технологию формирования практической готовности, мы исходим из того, что противопоставление теоретической и практической подготовки учителя неправомерно, но и противоречиво. Теоретическая подготовка включает не только теорию, систему понятий, тенденций, противоречий, законов и закономерностей, но и их глубокие взаи-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

127

мосвязи и взаимозависимость, изучение динамики которых позволяет формировать у студентов системность. В процессе теоретического познания осуществляется выделение реальных, действительных элементов явления или процесса, выступающих в мышлении в форме определенных понятий. В этих внутренних процессах мышления проявляется творчество, предвидение, прогнозирование, которые непосредственно отражаются на практике в виде умений. Мышление студента приобретает практическое значение и способствует интериоризации практико-ориентированных знаний.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.

2. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия с подростком: Методическое пособие. - М., 2002.

3. ЛевановаЕ.А., ВолошинаА.Г., ПлешаковВ.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге: возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. - М.: МОСУ, 2001.

УДК 378.145

Полуянов Валерий Борисович

доктор педагогических наук, профессор Российский государственный профессионально-педагогический университет, г.Екатеринбург

Носырева Анна Николаевна Носырев Алексей Николаевич

Новоуральский технологический институт НИЯУ МИФИ, г. Новоуральск

[email protected]

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО

В статье затронута актуальная проблема, вызванная тем, что в связи с переходом на уровневую систему обучения, а также в рамках высокого уровня конкуренции, ВУЗы должны быть заинтересованы в выявлении «узких мест» в организации образовательного процесса, в том числе, с точки зрения основного потребителя — студента.

Ключевые слова: закрытое административно-территориальное образование, качество образования, студент, анкета.

На сегодняшний день на территории России насчитывают 45 объектов, которым присвоен статус закрытого административного территориального образования, в это число входит Новоуральский городской округ (НГО).

Особенности режима закрытого административно территориального образования (далее - ЗАТО) оказывают прямое воздействие на множество сфер жизнедеятельности лиц и организаций. Сложно оспаривать и тот факт, что статус ЗАТО, в значительной степени, влияет и на систему образования.

На территории НГО достаточно хорошо развита система высшего профессионального образования. Помимо филиалов различных вузов, имеется мощный образовательный центр - Новоуральский технический институт НИЯУ МИФИ (далее - Институт). Данное учебное заведение было создано в 1952 году как вечернее отделение Московского механического института, оно было призвано удовлетворить потребности базового предприятия атомной отрасли Уральского электрохимического комбината (УЭХК) в квалифицированных специалистах.

На сегодняшний день в связи с реструктуризацией градообразующего предприятия УЭХК возникла острая проблема трудоустройства выпускников Института. По данным исследования «Центра Ато-

минновации» [1] особую озабоченность вызывает отток молодежи из НГО. По итогам 2009-2010 учебного года, согласно данным Управления образования НГО, только 33% учащихся выбирают по окончанию школы аттестацию по естественнонаучным дисциплинам ЕГЭ, сдача которых позволила бы приобрести востребованные в городе Новоуральске профессии, остальные предпочитают сдавать экзамены по гуманитарным предметам. Применительно к Институту такая ситуация представляет перспективу развития лишь кафедре экономики и управления, абитуриентам которой требуются результаты ЕГЭ не по физике, а по естествознанию. Но обучение студентов кафедры экономики и управления осуществляется на полной компенсационной основе и для поддержания государственного статуса и, как следствие, выделение бюджетных ресурсов, особое внимание следует уделять управлению качеством образовательного процесса в бюджетных группах, набор которых производится на других кафедрах Института, где данная работа не проводится.

Поэтому в целях оказания содействия коллегам ежегодно проводится анкетирование студентов всех специальностей с целью выявления «узких мест» в организации образовательного процесса и разработки рекомендаций по их устранению.

128

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Полуянов В.Б., Носырева А.Н., Носырев А.Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.