Научная статья на тему 'ИНТЕРЬЕР РУССКОЙ УСАДЬБЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ'

ИНТЕРЬЕР РУССКОЙ УСАДЬБЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
798
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЬЕР / РУССКАЯ УСАДЬБА / КЛАССИЦИЗМ / ДВОРЯНСТВО / ПОДМОСКОВНЫЕ УСАДЬБЫ / УСАДЕБНАЯ АРХИТЕКТУРА / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Анастасия Георгиевна

Статья посвящена вопросу формирования феномена русской усадебной культуры, который начал складываться после манифеста Петра III. Подробно изучаются характерные черты усадебного интерьера в эпоху классицизма. Анализируется убранство помещений и домовых пространств на примере дворцов-усадеб и маленьких подмосковных имений. В ходе работы над статьей были использованы мемуары, произведения графики, фотографии и открытки из различных коллекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Николаева Анастасия Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERIOR OF A RUSSIAN MANOR OF THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY AS A CULTURAL PHENOMENON

This article is devoted to the formation of the phenomenon of Russian estate culture, which began to form after the manifesto of Peter III. The characteristic features of the manor interior in the era of classicism are studied in detail. The decoration of rooms and house spaces is analyzed on the example of palaces-manors and small estates near Moscow. In the course of the work on the article, various sources were used: memoirs, works of graphics, photographs and postcards from various collections.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРЬЕР РУССКОЙ УСАДЬБЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ»

Искусство в историческом исследовании

УДК 747 ББК 85.128

А.Г. Николаева

Интерьер русской усадьбы первой половины XIX века как феномен культуры

Статья посвящена вопросу формирования феномена русской усадебной культуры, который начал складываться после манифеста Петра III. Подробно изучаются характерные черты усадебного интерьера в эпоху классицизма. Анализируется убранство помещений и домовых пространств на примере дворцов-усадеб и маленьких подмосковных имений. В ходе работы над статьей были использованы мемуары, произведения графики, фотографии и открытки из различных коллекций.

Ключевые слова: интерьер, русская усадьба, классицизм, дворянство, подмосковные усадьбы, усадебная архитектура, культура

Усадьбы как неотъемлемый атрибут жизни русских дворян XIX в. имеют свою магию, они связывают человека с местом его обитания и рождают уникальную культуру повседневности, по сей день актуальную для изучения.

Еще в 1910 г. барон Н.Н. Врангель писал, что

...при слове «усадьба» нам обыкновенно рисуется белокаменный дом екатерининского или александровского времени, тенистый сад, «храмы любви» и «дружбы», мебель корельской березы или красного дерева1.

По словам современного исследователя,

.многие усадьбы - отнюдь не пышные дворцы с парадной шеренгой колонн, а подчас простые постройки, окруженные фруктовым садом; которые хранят «тайны истории», ибо здесь жили люди, создавшие славу России2.

© Николаева А.Г., 2021

Врангель Н.Н. Старые усадьбы: Очерки русского искусства и быта. М.: Книга по требованию, 2013. С. 9. Новиков В.И. Путешествие в мир русской усадьбы. М.: Русское слово - учебник, 2013. С. 5.

2

В самом деле, и сейчас, по прошествии веков, перед глазами предстают очертания старинных усадеб, образы которых остались в истории благодаря художественной литературе и мемуарам, изобразительному искусству и фотографии.

Русская усадьба как феномен культуры начинает складываться после манифеста Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762). При Екатерине II льготы были подтверждены и расширены благодаря «Грамоте на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (1785). Так дворянское сословие получило возможность уйти с государственной службы и заняться делами, входившими в круг их интереса. Тут нужно отметить, что государство подобным образом стремилось перенаправить знания и свободное время дворян на развитие хозяйственной деятельности. Ведь теперь дворянин почувствовал себя хозяином собственной жизни и мог избрать для себя любой род занятий, руководствуясь желаниями и финансовым положением.

Особое место в связи с этим заняла Москва и ее окрестности. Древняя столица стала городом для опальных и состарившихся вельмож, здесь находились старинные родовые поместья. Многие знатные представители старых фамилий возвращались к истокам и доживали здесь свой век. Оказавшись не у дел и находясь далеко от двора, многие дворяне могли позволить себе жить так, как им хочется. Московский генерал-губернатор Ф.В. Ростопчин, писал:

Все важнейшие вельможи, за старостью делавшиеся неспособными к работе, или разочарованные, или уволенные со службы, приезжали мирно доканчивать свое существование в этом городе, к которому всякого тянуло или по его рождению, или по его воспитанию, или по его воспоминаниям молодости, играющим столь сильную роль на склоне жизни. Каждое семейство имело свой дом, а наиболее зажиточные - имение под Москвой. Часть дворянства проводила зиму в Москве, а лето в ее окрестностях3.

«Подмосковные» - так в свою бытность ласково называли усадьбы, расположенные в окрестностях Москвы. В «золотой век» расцвета усадебной культуры их насчитывалось более тысячи.

К началу XIX в. складывается типовой усадебно-парковый комплекс, включавший в себя дом с флигелями, конюшни, сараи, оранжереи. На территории усадьбы могла также находиться церковь. И обязательным для усадьбы считалось устройство сада или парка.

Многие крупные «подмосковные» усадьбы были перестроены из старых родовых поместий. Как правило, к главному дому пристраивалось несколько флигелей - один для гостей, а другой для подрастающих детей. Композиция и масштабы усадебных владений зависели от уровня дохода и культуры самого владельца. Близость к природе формировала уникальную культурную среду для многих представителей дворянского сословия. Здесь воплощались в жизнь идеалистические представления помещика, его мечты и фантазии. Интерьер в этой связи представляет собой зеркало общества, отразившее историко-культурные аспекты времени и взгляды своих владельцев.

Ростопчин Ф.В. Ох, французы! / Сост., вступ. ст., примеч. Г.Д. Овчинникова. М.: Русская книга (Сов. Россия), 1992. С. 255-256.

3

Усадьбы Подмосковья в связи с близостью города вобрали в себя черты как городской, так и сельской жизни. Имения сильно отличались друг от друга по своему характеру, размеру, художественному оформлению, а самое главное, по предназначению. Очень часто владелец усадьбы принимал деятельное участие в составлении проекта по обустройству поместья. Многие не жалели ни средств, ни возможностей, стараясь привлечь к строительству и украшению самых талантливых архитекторов и зодчих. Каждая мелочь, каждая деталь была продумана и несла в себе особый смысл.

Имел значение фактор отдаленности усадьбы от города. Многие нюансы определялись заранее. Если усадьба предназначалась для увеселений, то, как правило, находилась недалеко от города. Яркими примерами являются Останкино, Кусково, Кузьминки, Архангельское и многие другие. Чем дальше от Москвы, тем больше появлялось поместий с уклоном на ведение хозяйства, в них архитектура и парки имели простой и незамысловатый облик. Подобных имений, конечно, было больше.

Среди старых парков, вблизи водоемов появляются дома-дворцы, которые словно подражали роскошным императорским резиденциям. Эпоха Просвещения диктует интерес к античности, вызванный во многом археологическими находками в Помпеях. Это находит отражение в белых колоннах с портиками, нарядных фронтонах, сквозных галереях, боковых флигелях. Такая архитектура не требовала большого количества декоративных элементов. Однако она претендовала на представительность и монументальность.

Царящий на рубеже XVШ-XIX вв. классицизм проявлялся в строгой симметрии зданий и построек, подъезды к усадьбам оформлялись аллеями, многие из них сохранились до сих пор.

Усадьба была тем подмостком, на котором разыгрывалась парадная и повседневная жизнь дворян. Поэтому и в интерьере так четко ощущается деление комнат по их функциональному предназначению. Многие помещения отличались между собой как по размеру, так и по декору.

Первое помещение, куда попадали гости, был вестибюль. Он представлял собой просторный зал и служил прихожей. Одним из ярких примеров подобных помещений можно назвать вестибюль в усадьбе Архангельское. На сохранившихся фотографиях 1930-х гг.4 мы видим стены, покрытые расписными узорами, состоящие из венков, военной арматуры, грифонов, а камин-пьедестал венчает скульптурная композиция. Пространство, спроектированное архитектором Е.Д. Тюриным, как бы предвосхищало торжественность парадных дворцовых помещений, что вполне соответствовало стилистике 1820-х гг. В вестибюле также располагалась лестница, ведущая на второй этаж.

Как правило, по высоте вестибюлю соответствовал парадный зал. Поэтому они располагались рядом. Оформление зала было торжественным, а само помещение просторным. Большие окна выходили в открытую часть парка, именно таков парадный зал в доме князей Вяземских в усадьбе Остафьево. На открытках 1900-х гг.5 запечатлен овальный двусветный зал. Коринфские коло-

Дворец-музей «Архангельское». Вестибюль. Фотография И. Тувина. Набор открыток. М.: Госкиноиздат, 1946. (Из собрания автора) Остафьево. Издание Г.С.Д.Ш., 1890-1900. (Из собрания автора)

4

5

ны и живописный плафон украшают интерьер. А мебель из красного дерева относится ко времени правления Екатерины II и Павла I. В парадной зале разворачивалась светская жизнь, устраивались балы и парадные обеды. Такие комнаты часто обставлялись минимальным количеством мебели.

К вестибюлю и залу примыкали гостиные. Их обставляли диванами, креслами, мягкой мебелью. Примечательно, что цвет обивки мебели должен был соответствовать тому цвету, которой оформляли стены гостиной. Так и называли гостиные по цвету. Цвет был насыщенным и часто контрастировал с мебелью из красного дерева. Композиция комнат была подчинена строгой симметрии, это касалось расположения дверей и печей, развески картин и расстановки мебели. Д. Благово писал по детским впечатлениям:

Все парадные комнаты были с панелями, а стены и потолки затянуты холстом и расписаны краскою на клею. В зале нарисована на стенах охота, в гостиной ландшафты, в кабинете у матушки то же, а в спальне, кажется, стены были расписаны боскетом; еще где-то драпировкой или спущенным занавесом. Конечно, все это было малевано домашними мазунами, но, впрочем, очень недурно, а по тогдашним понятиям о живописи даже хорошо6.

Из-за запрета Павла I на ввоз французской мебели начался подъем отечественного производства. Н.Н. Соболев отмечает, что большинство образцов мебели этого периода было изготовлено русскими мастерами, учившимися у европейских коллег7. В книге «Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII - начала XIX в.» отмечается большой спрос на мебель, сделанную из пород карельской березы и красного дерева. Такая изысканная мебель украшалась латунными тягами и бляшками. Этот стиль получил название «жакоб»8. Прекрасные образцы подобной мебели сохранились в собрании музейно-выста-вочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим».

В начале правления Александра I появились новые предметы мебели, не имевшие европейского аналога: зеркала-псише, кресла-«корытце», курительницы на треножниках, кушетки-рекамье и многое другое. Особой известностью пользовалась мастерская по производству мебели А.К. Пика. Набирала популярность мебель из древесины березы и груши, персидского ореха и тополя.

В гостиной устраивали небольшие приватные «уголки». Такие пространства отделялись от основного помещения при помощи растений и ширм. Помогали в этом высокие растения в кадках, жардиньерки, столы-геридоны с вазами. Именно такой уголок гостиной в усадьбе Братцево с интерьером первой четверти XIX в. запечатлен на фотографии 1900-х гг.9 В центре фотографии мы видим гостиный гарнитур из волжской березы со скульптурным изображением лебедей. Это символ императрицы Жозефины Богарне. После войны с Наполеоном в России появилось много трофейной мебели из Франции, которая служила прототипом для русских мастеров. С правой стороны стоит застекленная горка для фарфора в стиле ампир, а венчает ее ваза с изображением античных сюжетов.

Благово Д.Д. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. М.: Наука, 2014. С. 18.

Соболев Н.Н. Стили в мебели (Исторический очерк). М., 1939. С. 317-318. Чериковер Л.З. Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII - начала XIX в.: [Альбом] / [Авт. текста: канд. архитектуры Л.З. Чериковер]. М.: Гос. изд-во лит. по строительству и архитектуре, 1954. 19 с.: ил. Уголок гостиной в усадьбе Братцево. I-я четверть XIX в. Фотография 1900-х / Васильев А.А. Русский интерьер в старинных фотографиях. Mini. М.: СЛОВО/ SLOVO, 2010. С. 130.

6

7

8

9

Помимо гостиной и залы, к парадным помещениям также относили и столовую. Иногда в усадьбах имелась буфетная.

Мебели в столовых комнатах старались ставить как можно меньше. Распространенными атрибутами были буфеты-горки или консольные столики у стен для посуды, которые во второй половине XIX в. сменили стеклянные витрины. Фарфор выполнял не только бытовую, но и представительскую функцию. Это было своего рода маркером богатства и вкуса хозяина.

В буфетной хранили посуду, скатерти и салфетки, предметы для чаепития. Кухни, как правило, в доме не было, она располагалась в отдельной постройке, чтобы запахи пищи не тревожили обитателей усадьбы.

Дом делился на две половины - мужскую и женскую. Комнатой для отдыха и домашних занятий служила диванная. В ней происходило общение между членами семьи, родственниками и близкими знакомыми.

Комнаты в доме обычно были проходными и составляли анфиладу. Открытые двери между комнатами создавали иллюзорное впечатление бесконечности, закрытие некоторых дверей позволяло менять внутреннее пространство.

Мужской кабинет служил местом решения хозяйственных вопросов и интеллектуальных дум. Обставляли его скромно, без лишних изысков, но с удобством для хозяина. В небольшой комнатке помещали секретер, конторку или бюро для хранения господских бумаг. Особое место в кабинете занимали портреты и миниатюры, книги, астрономические инструменты, глобусы. Именно такой образ запечатлен на открытке, где изображена репродукция работы неизвестного художника, который изобразил кабинет в доме князей Долгоруковых в Москве на Пречистенке10. На картине мы видим комнату с драпировками и кинжалами на стенах. В центре стоит письменный стол, покрытый ковром. Вероятно, в подобном декоре выражался мечтательный романтический настрой ее владельца. Вся картина пронизана уютом и непринужденностью. На стене в овальной раме отчетливо проглядывается портрет предка - сенатора князя Я.Ф. Долгорукова.

Женский кабинет оформлялся несколько иначе. Это помещение несло в себе несколько функций единовременно: пространство служило для хозяйки рабочим местом, а также салоном для приема гостей. Колорит одной из таких комнат был запечатлен графом Ф.П. Толстым в живописной работе «За шитьем», выполненной в 1-й четверти XIX в.11 Большую роль в складывании интерьерного образа женского кабинета брали на себя цвета и ткани. Хозяйки тщательно подбирали шторы и драпировки, обивку мебели и ковры. Комнаты старались сделать в светлых тонах. Стены расписывали модными узорами цветов, венков, букетов согласно веянию времени. Мебель нередко украшали вышивкой крестиком. Главенствующую позицию в меблировке занимал столик-бобик, предназначенный для рукоделия, диванчики-канапе для двоих, козетки-столики, зеркала, инструменты для занятия рукоделием.

Кабинеты могли находиться на верхних этажах дома, такие ком- 10 неизвестный х наты называли антресолями. 11 Собрание ГТГ.

Дамы и господа, сидя на антресолях верхнего этажа дома, увлеченно вышивали мельчайшим венецианским или граненым богемским бисером настенные панно, чехлы для чубуков, сонетки, бювары, вязанные подстаканники, диванные подушки, каминные экраны и даже порой целые столешницы и диванные обивки12.

Особое место в усадьбе занимала библиотека. Отделка комнаты нередко выполнялась из дерева, интерьер заполняли книжные шкафы из дуба и сосны. В одном из номеров журнала «Столица и усадьбы» так описывается библиотека в усадьбе Отрада -

...на фоне темно-синих сводчатых стен - в массивных дубовых шкапах, за медной решеткой стоят тысячи книг в красивых кожаных, богато позолоченных переплетах конца XVIII и начала XIX века. На стенах между шкапами висят старинные гравюры. Среди них много воспоминаний о близких, дружеских отношениях основателя «Отрады» к

13

разным выдающимся людям13.

Образ одной из библиотечных комнат нижнего этажа воплощен в акварели Э.В. Дитерса, подготовленной для выставки Нового общества 1917 г.14

Интересным явлением стала портретная галерея, которая часто встречается в интерьере состоятельных усадебных домов, отстроенных во второй половине XVIII - начале XIX в. Одной из таких галерей, реконструированных в наше время, является коллекция портретов, собранных гр. П.Б. Шереметевым в усадьбе Кусково. Уникальное собрание включало в себя портреты государственных деятелей европейских держав и Российской империи, семейные портреты рода Шереметевых.

Собирательство портретной живописи в усадьбах началось с подражания императорским галереям. Однако затем это приобрело и семейный характер, поскольку таким образом собиратель галереи сохранял уникальные портреты и образы предков. Живопись и гравюры были важной частью усадебного интерьера. Они играли неотъемлемую роль в формировании общего образа пространства.

Дворянские усадьбы - будь то большая усадьба-дворец для увеселения или простая усадьба с хозяйством - сформировали целый культурный пласт истории повседневности XIX в. Образ русского интерьера складывался согласно модным веяниям своего времени. С. Охлябинин в работе «Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века» отмечает, что даже «в глубинке же, да еще и в исполнении доморощенных архитекторов и строителей, барский дом отличался не только милым провинциальным упрощенчеством, но и желанием помещика на свой лад преподнести, пусть и наивно, свой, "личный классицизм" провинциальные мелко помещичьи усадьбы образом пытались выразить в интерьерах и архитектуре свое представление о классицизме»15.

Изучение русского усадебного интерьера - это прекрасный способ понять ментальность российского дворянства на рубеже XVIII-XIX столетий.

12 Дудорева В. Бисер в старинном рукоделии. М., 1923.

С. 7.

13 Кондаков С.Н. Отрада: Имение графа В.А. Орлова-Давыдова (Московская губ., Серпуховского уезда) // Столица и усадьба. 1917.

№ 83-88. С. 4.

14 Там же. С. 8.

15 Охлябинин С. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. [Электронный ресурс]. URL: https://www. booksite.ru/fulltext/ohly/ abin/1.htm (дата обращения: 29.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.