Политические науки
ИНТЕРЕСЫ США И ТУРЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Гребнева А.Э.
Студентка 4курса института истории, международных отношений,
и социальных технологий Волгоградский государственный университет. Волгоград.
Научный руководитель: Парубочая Е.Ф.
Доцент, к.н. кафедры международных отношений, политологии и
регионоведения.
Волгоградский государственный университет. Волгоград
Аннотация: В настоящей работе современный этап американо-турецких отношений был охарактеризован как важный элемент мировой политики. Нельзя не отметить наличие противоречий, которые мешают полноценному развитию дипломатических отношений между двумя странами. В виду осложненной военными действиями проблемы на Ближнем Востоке актуально исследовать причины противоречий для прогнозирования стратегии поведения стран в регионе.
Ключевые слова: политические интересы, Турция, США, Ближний Восток.
Summary: The present stage of U.S.-Turkish relations have been characterized as an important element of world politics in the present work. It is important to note the contradictions that prevent the full development of diplomatic relations between the two countries. In view of the complicated military operations, problems in the middle East is important to investigate the causes of the differences to predict the strategic behavior of countries in the region.
Keywords: political interests, Turkey, USA, middle East.
Одним из ключевых факторов, влияющих на развитие американо-турецких отношений является ситуация на Ближнем востоке. США и Турция имеют ряд спорных вопросов по проведению ближневосточной политики. Ближний Восток для США представляет особый интерес во внешней политике в виду сложных взаимоотношений с такими странами, как Ирак, Сирия и Иран. Остроту проблеме придает отношение властей США и Турции к курдам. Как известно, США поддерживают курдских регионалистов, а Турция признает их террористами.
Первостепенно важным приоритетом для Турции в Ираке обладают вопросы противодействия и предотвращения угроз безопасности (в том числе и потенциальных) и политического единства со стороны курдов, базирующихся в Северном Ираке. Такие угрозы включают в себя как безопасное убежище для Рабочей Партии Курдистана (РПК), так и
потенциальное принятие декларации независимости Регионального Правительства Курдистана (КРГ) [7].
Ирак является проблемной зоной для внешнеполитической деятельности США во многом благодаря военной интервенции, начатой Дж. Бушем-младшим и ее последствиям. К тому же, Америка в последнее время все более открыто поддерживает курдскую сторону в Ираке, что, безусловно, зачастую идет в разрез с интересами Турции ввиду огромной значимости для ее внутренней и внешней стабильности Курдского вопроса. Иран также выступает в качестве ключевого фактора для реализации амбиций США, а также их попыток по стабилизации ближневосточной региона. Несовпадение интересов с Турцией в вопросах сдерживания Ирана периодически приводит к дестабилизации отношений Анкары и Вашингтона. К тому же, ослабление Ирана - это путь для Турция для получения большего влияния в регионе.
Несмотря или, возможно, благодаря турецкой озабоченности угрозами со стороны курдов, исходящих из Ирака, важность для Турции приобрело ее политическое и экономическое партнерство с КРГ и буферные территории Северного Ирака. Это побудило Турцию обеспечить жизнеспособность КРГ как перед лицом угрозы со стороны Исламского государства, так и непредсказуемого поведения центрального правительства Ирака, даже если в конечном итоге это грозит ухудшением туркско-курдского вопроса и появлению новых предпосылок для сепаратистов в создании Курдской автономии [3].
С этой целью Турция оказывает материальную помощь КРГ и различным группам меньшинств (особенно туркменским), чтобы помочь им отказаться от сотрудничества с ИГИЛ. Турция также способствует транспортировке нефти КРГ по трубопроводам в турецкие порты для международного экспорта [1].
В 2014 г. США помогли остановить данное сотрудничество, так как оно подрывало суверенитет Ирака, поскольку финансовая прибыль от экспорта шла в обход официального иракского правительства. На практике же в 2015 г. КРГ возобновила экспорт нефти. В то же время, в конце 2014 г. прекратило свое действие нефтяное соглашение КРГ и Багдада, что сделало курдов более важным партнером для США в борьбе против ИГИЛ.
Некоторые наблюдатели полагают, что продолжение нападений Турции на РПК в Северном Ираке может усилить напряжение в их отношениях, особенно если курдская сторона сочтет действия второй ослабляющими их усилия по борьбе с ИГИЛ или представляющими угрозу для мирного населения [4], [5].
Турецкий подход к Ирану можно назвать чередованием двух политик. Первая это конкуренция за геополитическое влияние; вторая - поиск относительно стабильных политических и экономических связей для поддержания стабильности в регионе, а также обеспечение доступа Турции к иранской нефти и газу. Эпицентром турецко-иранских
отношений являются Сирия и Ирак. В связи с этим, иранские связи с иракским и сирийским правительствами, а также с различными курдскими группами позволяют приобрести ряд рычагов давления на Турцию.
В декабре 2011 г. в рамках системы Активной эшелонированной противоракетной обороны театра военных действий (АЭПРОТВД) НАТО на базе Куречик (Kurecik) близ восточного турецкого города Малатья был активирован радар раннего предупреждения. Большинство аналитиков интерпретируют эту систему как попытку противостоять потенциальным ракетным угрозам в сторону Европы из Ирана [2].
Ключевым фактором, оказавшим влияние на некоторые аспекты американо-турецких отношений, стало соглашение по иранской ядерной программе, достигнутое в июле 2015 г. между Ираном и странами «шестерки» в обмен на снятие санкций с Тегерана. После его подписания ближневосточные специалисты вновь заговорили о возможном переделе сфер влияния в регионе. В частности, подобные трансформации должны были коснуться и США с Турцией.
Так, Ю.Б. Щеголовин выделяет несколько основных последствий урегулирования вопроса по иранской ядерной программы, главное из которых - возможное возрастание роли Турции как главного противовеса Ирану на Ближнем Востоке [8].
Турция приветствовала (хоть и весьма осторожно) международное соглашение июня 2015 г., касающееся иранской ядерной программы и сопутствующих ее санкций, что можно частично объяснить ее гарантией безопасности как члена НАТО [6]. Турецкие лидеры могут предвидеть, что потенциальная оттепель американо-иранских отношений может привести к снижению ограничений турецкой торговли с Ираном. Тем не менее, со стороны Турции сохраняются опасения касательно возможного возрастания роли Ирана в регионе.
Таким образом, отношения Турции со своими ближневосточными соседями оказывает серьезное влияние не только на политику Анкары, но и Вашингтона. Как можно видеть, интересы Соединенных Штатов пересекаются не только в вопросах двустороннего сотрудничества, но и в их деятельности на важных для их внешнеполитических курсов территориях. Проанализировав современную деятельность турецкого правительства в регионе, можно прийти к выводу, что она обусловлена в первую очередь внешнеполитическими амбициями Турции и желании развернуть свой курс в сторону восстановления влияния на Ближнем Востоке.
Список использованных источников:
1. Гурьев, А.А. Курдский вопрос и турецко-американские отношения // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/06-07-05.htm
2. Достигнуто соглашение по ядерной программе Ирана // Русская служба BBC. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2015/07/150714_iran_deal_reached
3. Щегловин, Ю.Б. Новый баланс сил на Ближнем Востоке после заключения соглашения по иранской ядерной программе // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=25369
4. Bar'el, Z. "Iran's women defeat Ahmadinejad's 'legal prostitution' bill" // Haaretz. Sept 01, 2010. URL: http://www.haaretz.com/print-edition/features/zvi-bar-el-iran-s-women-defeat-ahmadinejad-s-legal-prostitution-bill-1.311386?localLinksEnabled=false
5. Kurds defy Iraq to establish own oil sales // Financial Times. URL: https://www.ft.com/content/aeae33e4-45ae-ne5-af2f-4d6e0e5eda22
6. Lawrence, Quil Invisible Nation: How the Kurds' Quest for Statehood Is Shaping Iraq and the Middle East, New York: Walker & Company, 2008. P. 185.
7. Malatya radar system to be commanded from Ramstein // Hurriyet Daily News. URL: http://www.hurriyetdailynews.com/malatya-radar-system-to-be-commanded-from-ramstein-- .aspx?pageID=238&nid=13013
8. Remarks by Frank. A. Rose "Implementation of the European Phased Adaptive Approach" // U.S. Department of State. URL http: //www. state. gov/t/avc/rl s/2013/207679. htm
НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИНДЕЙЦЕВ КРИКСКОГО ПЛЕМЕНИ ВО ВРЕМЯ УПРАВЛЕНИЯ США ЭНДРЮ
ДЖЕКСОНОМ
Ильина А. Д.,
студентка 4 курса института истории, международных отношений
и социальных технологий Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Научный руководитель: Нелин Т. В.,
к.и.н., доцент кафедры международных отношений, политологии и
регионоведения,
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: В настоящей работе проанализирована составляющая такого события, как Тропа Слез - переселение индейцев пяти цивилизованных племен за р. Миссисипи, а именно переселение одного из этих племен - криков, особенности и динамика их перемещения на Запад США.
Ключевые слова: коренной народ, федеральное правительство, переселение, крикская война.
Summary: In the current article there was analyzed a part of such historical event as Trail of Tears - removal of Creek nation, its particular features, dynamic of their migration to the West of the USA.