Научная статья УДК 327.8
https://doi.org/10.24158/pep.2023.9.9
Интересы и влияние США в Латинской Америке Олег Анатольевич Хлопов
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5702-8288
Аннотация. В статье исследуются ключевые сферы и проблемы, лежащие в основе американо-латиноамериканских отношений, и анализируются текущие вызовы лидерству США в вопросах миграции, демократии и экономики. Хотя президент Дж. Байден заявил, что влияние Соединенным Штатам в Латинской Америке необходимо для решения постоянных проблем, которые мешают региону полностью реализовать свой потенциал, США сейчас, будучи крупным мировым игроком, сталкиваются с проблемой фрагментированного лидерства, а латиноамериканские государства развивают многочисленные партнерские отношения с другими регионами и странами, включая Россию и Китай. В статье делается вывод, что многие государства, которые являются сторонниками многополярного мира и стремятся занять достойное место в глобальной системе экономических отношений, например, РФ и КНР, не приемлют прямого вмешательства США в их внутренние дела.
Ключевые слова: международные отношения, Латинская Америка, конкуренция, США, Россия, КНР
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Хлопов О.А. Интересы и влияние США в Латинской Америке // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 9. С. 71-77. https://doi.org/10.24158/pep.2023.9.9.
Original article
The Role and Influence of the United States in Latin America: Problems and Perspectives
Oleg A. Khlopov
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5702-8288
Abstract. This article explores key areas and issues underlying U.S.-Latin American relations and analyzes current challenges to U.S. leadership on issues of migration, democracy, and the economy. Despite President J. Biden's assertion that the United States' influence in Latin America is necessary to address the persistent challenges that prevent the region from realizing its full potential, the United States now faces the challenge of fragmented leadership as a major global player, and Latin American states are developing numerous partnerships with other regions and countries, including Russia and China. According to the article, conclusion dwell upon the fact that many states that are supporters of a multipolar world and strive to take their rightful place in the global system of economic relations, such as the Russian Federation and the People's Republic of China, do not accept direct U.S. interference in their internal affairs.
Keywords: international relations, Latin America, competition, USA, Russia, China
Funding: Independent work.
For citation: Khlopov, O.A. (2023) The Role and Influence of the United States in Latin America: Problems and Perspectives. Society: Politics, Economics, Law. (9), 71-77. Available from: doi:10.24158/pep.2023.9.9 (In Russian).
Эволюция лидерства США в Южной Америке. С момента появления США на международной арене в XIX в. и до наших дней асимметрия отношений стала характерной особенностью во взаимодействии Соединенных Штатов со странами Западного полушария.
Как признался Томас Джефферсон своему другу Александру фон Гумбольдту, «у Америки есть свое полушарие: она должна иметь свою отдельную систему интересов, которая не должна быть подчинена интересам Европы»1. Так родилась концепция «Западного полушария», которую с тех пор риторически повторяли все лидеры США, чтобы подчеркнуть реальную или предполагаемую общность интересов и проблем, вызывающих обеспокоенность у американской политической элиты.
1 Jefferson Th. Thomas Jefferson to Alexander von Humboldt, December 06. 1813. November 18, 2013 [Электронный ресурс] // Founders Online. National Archives. URL: https://founders.archives.gov/documents/Jef-ferson/03-07-02-0011 (дата обращения: 25.08.2023).
© Хлопов О. А., 2023
Десять лет спустя, во время своего седьмого ежегодного послания Конгрессу, президент Джеймс Монро разъяснил ключевую роль, которую играют Соединенные Штаты в Южном полушарии в ответ на европейские амбиции: «Мы должны рассматривать любую попытку со стороны европейских стран распространить свою систему на любую часть этого полушария как опасное для нашего мира и безопасности... Мы не можем рассматривать любое вмешательство какой-либо европейской державы с целью угнетения их или иного контроля над их судьбой ни в каком ином свете, кроме как проявление недружественного расположения к Соединенным Штатам»1.
Эти слова определяли политику США в отношении Америки на протяжении следующих двух столетий, хотя и со значительными корректировками. Сама расплывчатость формулировки того, что перешло в название «доктрина Монро», позволила рассматривать ее реализацию довольно широко: как оборонительную, изоляционистскую, интервенционистскую или гегемонистскую. Так, в 2013 г. госсекретарь США Джон Керри заявил, что эра «доктрины Монро» закончилась2. Советник Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон возразил, что пришло время ее воскресить3.
В рамках концепции «Предопределение судьбы» («Manifest Destiny») американцы были убеждены, что они принесли «просвещенную цивилизацию» населению, считавшемуся менее развитым и не отвечающим современным стандартам (Сиротинская, 2017). Высокомерие и этноцентризм пронизывали их международные отношения, то же было характерно для французов и британцев в колониальные времена.
Историк Ларс Шульц в своем фундаментальном исследовании наглядно продемонстрировал, что в двусторонних отношениях у США преобладали предрассудки и сильный этноцентризм, который восходит к поколению Джона Куинси Адамса, и что «вера в неполноценность Латинской Америки является важнейшим аргументом политики Соединенных Штатов в отношении государств Южного полушария» (Schoultz, 1998).
Однако такая риторика почти исчезла с движением за гражданские права в 1960-х гг. Стратегия национальной безопасности 2022 г. в сдержанных выражениях определяет общую политику США в отношении Южной Америки, обязуясь «расширять взаимодействие и партнерство на основе принципов взаимного уважения и равенства»4.
С тех пор, и особенно после президентства Б. Обамы, Китай добился значительных успехов в Латинской Америке, что сильно повлияло на расклад сил в полушарии и отношения расположенных в нем стран с США (Пиреш, Насименту, 2020), возродив конкуренцию великих держав в Южной Америке.
Вопросы и проблемы геостратегической конкуренции. Хотя проблемы безопасности всегда доминировали в политике США в отношении Западного полушария, острота их восприятия очень часто зависела от международного контекста, роли и активности игроков за пределами региона (Smith, 1996).
После Второй мировой и в самом начале «холодной» войны США инициировали подписание Межамериканского договора о взаимной помощи5 (Рио-де-Жанейро, 1947), и создание Организации американских государств (ОАГ), пришедшей на смену старому Панамериканскому союзу. Во времена «холодной войны» Соединенные Штаты часто вмешивались в национальную политику других стран «по соображениям безопасности», как они декларировали. В Южной Америке это делалось для предотвращения создания левых/прокубинских/просоветских правительств. Большая часть вмешательства США, прямого или косвенного, скрытого или явного, частично поддерживалась или даже поощрялась местными элитами (например, в Гватемале в 1954 г., в Чили в 1964 и 1970-1973 гг., в Бразилии в 1964 г.). Более того, начиная с 1990-х гг., несмотря на асимметрию военно-политических и экономических возможностей между латиноамериканскими государствами и США, правители первых всегда умудрялись защитить интересы своих стран или своих элит перед лицом требований или предложений Соединенных штатов (Crandall, Crandall, 2021).
С другой стороны, было бы чрезмерным упрощением изображать однородный латиноамериканский фронт, противостоящий северной сверхдержаве. Латиноамериканские страны редко, если вообще когда-либо, соглашались на одну единственную позицию, что облегчало Вашингтону задачу осуществления внешнеполитических маневров.
1 Monroe J. Seventh Annual Message. December 02, 1823 [Электронный ресурс] // The American Presidency Project. Documents. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/node/205755 (дата обращения: 25.08.2023).
2 Kerry J. Remarks on U.S. Policy in the Western Hemisphere [Электронный ресурс] // US. Department of State. URL: https://2009-2017.state.gov/secretary/remarks/2013/11/217680.htm. (дата обращения: 25.08.2023).
3 Bolton J. The Room Where It Happened: A White House Memoir. N. Y., 2020. 592 р.
4 National Security Strategy. 2022 [Электронный ресурс] // The White House. URL: https://clck.ru/32t5XC (дата обращения: 23.08 2023).
5 Inter-American Treaty of Reciprocal Assistance [Электронный ресурс] // OAS. URL: http://www.oas.org/ju-ridico/english/treaties/b-29.html (дата обращения: 23.08 2023).
Намерения создать в регионе международные институты без участия Соединенных Штатов материализовались в XXI в. Благодаря возникновению Боливарианского альянса (АЛБА) в 2004 г., Союза южноамериканских наций (УНАСУР) в 2004 г. и более широкого Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) в 2010 г., а также доброжелательным отношениям с Китаем, как на уровне отдельных государств, так и рамках региональных организаций, возник «институциональный беспорядок» с менее чем удовлетворительными результатами для США1.
Проблемой на пути стратегического партнёрства США и ведущих государств Южного полушария в последние десятилетия стал антиамериканизм в политической культуре правящих элит. При этом оказалась очевидной неспособность США нейтрализовать этот фактор (Сударев, 2020).
За последние пятьдесят лет незаконный оборот наркотиков, связанное с ним насилие и партизанская война стали важными внутренними угрозами безопасности для США. Высокий уровень производства наркотиков и их активный экспорт, мощные преступные организации в странах Латинской Америки давно сделали эти государства объектом пристального внимания Вашингтона. Андская инициатива, продвигаемая Дж. Бушем-старшим, «План Колумбия», «Инициатива Мериды», запущенные Дж. Бушем-младшим в партнерстве с Мексикой, Инициатива региональной безопасности Центральной Америки были направлены на борьбу с незаконным оборотом и производством наркотиков, а также с насилием и коррупцией (Манухин, 2020).
Президент Б. Обама признал «совместную ответственность» США и Мексики за незаконный оборот наркотиков и за распространение практики их потребления в США, а также за большое количество огнестрельного оружия, вывозимого из Соединенных Штатов2.
Помимо угрозы со стороны наркокартелей, которая сохраняется, для Вашингтона источником беспокойства в регионе стала Россия, недавно расширившая свое военное сотрудничество с Никарагуа и Венесуэлой, а также присутствие китайских компаний в Латинской Америке3.
Превалирование Китая в сфере высоких технологий, центров обработки данных, 5G и стратегических коммунальных услуг, а также его дипломатическое влияние, направленное на то, чтобы убедить страны Латинской Америки переключить свое признание с Тайваня на КНР, вызывает обеспокоенность в политических кругах США4.
Что касается прямых иностранных инвестиций (ПИИ), то Китай является источником раздражения для Вашингтона, поскольку он инвестирует огромные средства в ключевые инфраструктурные и высокотехнологичные проекты, уверенно преобладает в сфере слияний и поглощений5. В 2022 г. 21 латиноамериканское государство присоединилось к инициативе «Один пояс - один путь».
Начало специальной военной операции России на Украине в 2022 г. имело несколько последствий в Западном полушарии, которые указывают на отсутствие региональной сплоченности и желание ряда латиноамериканских стран оставаться «неприсоединившимися». В то время как большинство государств проголосовали в ООН за осуждение России, Боливия, Куба, Сальвадор и Никарагуа последовательно воздерживались. На голосовании по резолюции, предлагающей исключить Россию из Совета по правам человека, Куба, Боливия и Никарагуа проголосовали против, а Бразилия, Мексика, Сальвадор - воздержались.
Некоторые страны не решаются принять чью-либо сторону в том, что все чаще называют «новой холодной войной», которую они не считают своей собственной. Деловые интересы с Россией, а также ее усилившиеся взаимодействие с Китаем и расширение БРИКС объясняют эту осторожность.
Россия рассматривает Латинскую Америку как стратегического партера в Западном полушарии. С экономической точки зрения страны региона являются привлекательным рынком для российских товаров в разных областях, особенно в сфере военно-промышленного комплекса. Развитие двусторонних экономических отношений позволяет улучшить позиций России в Латинской Америке, что закладывает основы для будущих стратегических партнерств с государствами Южной Америки и Карибского бассейна (Коновалова, 2023).
1 Roy D. China's Growing Influence in Latin America [Электронный ресурс] // Counsel on Foreign Relations. URL: https://clck.ru/35dLwK (дата обращения: 25.08.2023).
2 A Message Of Co-Responsibility with Mexico [Электронный ресурс] // NPR. URL: https://clck.ru/35dLyo (дата обращения: 06.09.2023).
3 Faller Craig S. Statement before the 117th Congress. Senate Armed Services Committee. [Электронный ресурс] // DefesaNet. URL: https://goo.su/XtWxqUq (дата обращения: 25.08.2023).
4 Congressional Research Service. China's Engagement with Latin America and the Caribbean [Электронный ресурс] // CRS. Updated June 23, 2023. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF10982. (дата обращения: 25.08.2023).
5 Economic Commission for Latin America and the Caribbean. Foreign Direct Investment in Latin America and the Caribbean [Электронный ресурс] // UN ECLAC. 2021. URL: https://repositorio.cepal.org/bitstream/han-dle/11362/47148/4/S2100318_en.pdf. (дата обращения: 25.08.2023).
Сегодня администрация Дж. Байдена сталкивается с рядом довольно враждебных латиноамериканских партнеров, поскольку недавние президентские выборы дали странам региона лидеров, которые являются либо антагонистами США, либо, в лучшем случае, критически настроенными союзниками, за исключением Канады, что является настоящим вызовом в период обострения конкуренции между великими державами.
Проблема Кубы ухудшает отношения США с Южной Америкой с 1960-х гг. и остается основным яблоком раздора между большинством латиноамериканских стран и Вашингтоном. Агрессивная политика Джорджа Буша-младшего привела Соединенные Штаты к разрыву с частью государств региона, потере доверия и позиций лидерства (Hakim, 2006).
Провозглашенное в 2009 г. Б. Обамой стремление к «партнерству» с американскими странами, которые были занесены Вашингтоном в черный список, но не представляли реальной угрозы для безопасности США, помогли ему примириться с Латинской Америкой и извлечь выгоду из более благоприятного взаимодействия1. В 2022 г. Дж. Байден, сохраняя санкции против Кубы, снял ограничения на денежные переводы и поездки, введенные администрацией Д. Трампа2, постепенно вновь открыл консульские службы в Гаване и заключил миграционное соглашение.
От экономического либерализма к конкуренции за лидерство. Экономические интересы являются еще одним важным мотивом для активной деятельности Соединенных Штатов в Латинской Америке. Их присутствие в регионе наиболее было выражено в северной части Латинской Америки на рубеже XIX-XX вв. и проявлялось преимущественно в «долларовой дипломатии», в то время как связи с Европой, особенно с Великобританией, оставались сильными для многих стран Южной Америки. Экономическое доминирование США постепенно распространилось по всему полушарию, хотя Бразилия, Аргентина и Чили всегда поддерживали диверсифицированных торговых партнеров, обращаясь к Советскому Союзу за импортом, когда Конгресс США наложил на них санкции «за нарушение прав человека» в 1970-х гг. Тот факт, что именно эти страны сейчас обращаются к Китаю как к основному торговому партнеру, соответствует историческим закономерностям.
Военное вторжение США в Ирак, широко критикуемое в регионе, в сочетании с внутренней оппозицией в Соединенных Штатах, «левый поворот» во многих странах Латинской Америки как следствие социальных неудач и тотальный экономический либерализм положили конец порядку в полушарии под руководством США, в том числе мертворожденной Зоне свободной торговли Америки (Free Trade Area of the Americas - FTAA), инициированной США в 2003 г., которая так и не была создана, а процессы экономической интеграции в странах Латинской Америки вышли из-под контроля США.
На фоне этого Вашингтон заключил двусторонние соглашения о свободной торговле со многими странами Южного полушария. Таким образом, сегодня США участвуют в шести соглашениях о свободной торговле, в том числе с Мексикой и Канадой (North American Free Trade Agreement - NAFTA), некоторыми странами Центральной Америки и Доминиканской Республикой, имеют 11 двусторонних соглашений - с Чили (2004 г.), Перу (2009 г.) и, после значительного сопротивления Конгресса, Колумбией (2012 г.), Панамой (2012 г.) и др.
Реализуя тезис «Америка прежде всего», Д. Трамп поставил под сомнение саму обоснованность свободной торговли и даже угрозу выживания НАФТА. Б. Обама ранее согласился с тем, что соглашение необходимо пересмотреть, но жесткая тактика администрации Д. Трампа привела его на грань исчезновения, пока между тремя странами (США, Мексикой и Канадой) не возник консенсус - было подписано региональное соглашение ЮСМКА, заменившее действовавший с 1994 г. документ НАФТА (Комкова, 2019).
В рамках «поворота» внешней политики США в Азию и ориентации ее на расширение числа некитайских азиатских и тихоокеанских партнеров Соединенные Штаты присоединились к ТрансТихоокеанскому партнерству (ТТП) при администрации Б. Обамы, что привело к укреплению сотрудничества со странами Тихоокеанского побережья Америки (Канада, Мексика, Перу и Чили) (Campbell, 2016). Однако это партнерство оказалось недолговечным проектом, поскольку Д. Трамп вывел США из ТТП в 2017 г., что еще больше сузило возможности для сотрудничества Вашингтона с другими американскими государствами.
1 Obama B. Remarks by President Obama on Latin America in Santiago, Chile [Электронный ресурс] // White House Archives. 21, 2011. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2011/03/21/remarks-pres-ident-obama-latin-america-santiago-chile (дата обращения: 25.08.2023).
2 Background Press Call by Senior Administration Officials on New Cuba Policy [Электронный ресурс] // White House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/press-briefings/2022/05/17/background-press-call-by-sen-ior-administration-officials-on-new-cuba-policy/. (дата обращения: 25.08.2023).
Торговля товарами и услугами США с Западным полушарием в 2019 г. принесла примерно 1,9 трлн долл., экспорт - 937, импорт - 948 млрд долл. Дефицит торговли товарами составил 11 млрд долл. Хотя США остаются лидером в сфере торговли региона, многие эксперты указывают на растущее влияние в ней Китая и на необходимость усиления экономической интеграции США на этих территориях, чтобы сохранить активное участие в общем объеме экспорта со странами Латинской Америки и Карибского бассейна1.
Причины притяжения и влияния США. Несмотря на ослабленные и сложные отношения с правительствами латиноамериканских государств, Соединенные Штаты остаются объектом притяжения благодаря реализации политики «мягкой силы».
Хотя общее количество переселенцев в США резко упало в 2021 г., из-за ограничений, связанных с распространением Covid-19, и закрытия границ, а также из-за миграционной политики администрации Д. Трампа в 2019 г., почти 300 тыс. человек из Южной Америки получили статус легального постоянного жителя Соединенных Штатов. В то же время Пограничная служба США столкнулась с беспрецедентным ростом числа нелегальных мигрантов на юго-западной границе2, что следует рассматривать как системное явление, а не как следствие избрания более доброжелательного президента в Вашингтоне.
Джо Байден подписал шесть указов, в том числе касающихся всеобъемлющего законопроекта об иммиграционной реформе3. В 2021 г. Белый дом запустил Стратегию США по устранению коренных причин миграции «The Root Causes of Migration»4, долгосрочную программу стоимостью в 3,7 млрд долл., рассчитанную на четыре года, которая едва начала реализовываться в конце 2022 г., поскольку Конгресс выделил лишь 231 млн долл. на программы развития, программы по снижению насилия в отношении женщин и девочек и антикоррупционную деятельность.
Соединенные Штаты остаются привлекательными для иностранных студентов, что делает их вторым государством по популярности после Аргентины. Даже если миграционные потоки в силу экономических и финансовых факторов немного уменьшили свою силу, США по-прежнему значительно опережают в этом отношении Китай, несмотря на усилия последнего по привлечению студентов из региона.
Вашингтон планомерно усиливает области, в которых его сотрудничество и партнерство со странами Латинской Америки могут быть усилены. В борьбе с Covid-19 к 2022 г. США передали в регион более 52 млн доз вакцины, а также медицинское оборудование (Stallings, 2020).
Вашингтон также стремится сплотить совместные действия латиноамериканских государств по проблемам изменения климата и обеспечению устойчивой окружающей среды, в решении которых заинтересованы все жители Южной Америки, хотя лидерство США в этой области в значительной степени риторическое.
В июне 2022 г. состоялся перенесенный из-за пандемии Covid-19 Девятый саммит Америк. Верная своему взгляду на демократию администрация Дж. Байдена отказалась пригласить на него лидеров Кубы, Никарагуа и Венесуэлы, в результате чего главы нескольких других государств, включая Мексику, воздержались от личного присутствия на мероприятии. США не предложили существенной повестки дня, в то время как страны Латинской Америки ожидали масштабную программу обсуждения экономической и социальной помощи ради прогресса. На саммите же были представлены несколько среднесрочных дорожных карт по развитию демократии, здравоохранения, по климату, продовольственной безопасности, экономическому развитию -«Американское партнерство ради экономического процветания»5, а также «Лос-Анджелесская декларация о миграции»6.
Выводы и заключение. С начала XXI в. Латинская Америка последовательно укрепляет свои политические и экономические позиции, становится одним из центров многополюсного мира.
1 Latin America and the Caribbean: U.S. Policy and Key Issues in the 117th Congress.R46781 [Электронный ресурс] // CRS. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R46781 (дата обращения: 06.09.2023).
2 U.S. Department of Homeland Security. Legal Immigration and Adjustment of Status Report Fiscal Year 2022, Quarter 4 [Электронный ресурс] // DHS. URL: Legal Immigration and Adjustment of Status Report | Homeland Security (dhs.gov) (дата обращения: 25.08.2023).
3 The US Citizenship Act of 2021: What's Inside and Who Could Be Eligible for Immigration Relief [Электронный ресурс] // Center for Migration Studies. URL: https://cmsny.org/citizenship-act-2021-explainer/ (дата обращения: 25.08.2023).
4 Report on the Strategy to Address the Root Causes of Migration in Central America [Электронный ресурс] // White House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/04/19/report-on-the-u-s-strategy-for-addressing-the-root-causes-of-migration-in-central-america/ (дата обращения: 25.08.2023).
5 Итоги IX Саммита Америк 2022 в Лос-Анджелесе [Электронный ресурс] // РСМД. URL: https://clck.ru/35dN2U (дата обращения: 06.09.2023).
6 Los Angeles Declaration on Migration and Protection [Электронный ресурс] // White House. URL: https://clck.ru/35dN4g (дата обращения: 06.09.2023).
США, еще недавно считавшие Западное полушарие своим «задним двором», сегодня сталкиваются в регионе с конкуренцией со стороны КНР, России. У Соединенных Штатов уже нет достаточных политических и экономических ресурсов для реализации своих глобальных инициатив в отношении Южной Америки. Торговые связи Китая со странами Латинской Америки способствуют развитию государств региона, в результате КНР стала играть ключевую роль в реализации инфраструктурных проектов на этих территориях, оттеснив США на второй план.
Россия и многие другие государства не приемлют прямого вмешательства США в свои внутренние дела, являются сторонниками многополярного мира и стремятся занять достойное место в системе международных отношений.
Соединенные Штаты сегодня находятся на перепутье, будучи крупным игроком, столкнувшимся с проблемой фрагментированного лидерства на фоне развития латиноамериканскими странами многочисленных партнерских отношений с другими государствами.
Список источников:
Комкова Е.Г. ЮСМКА вместо НАФТА // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63, № 4. С. 50-58. https://doi. org/10.20542/0131 -2227-2019-63-4-50-58.
Коновалова К.А. Стратегические партнерства России и государств Латинской Америки в новых геополитических условиях // Мировая политика. 2023. № 1. С. 37-51. https://doi.org/10.25136/2409-8671.2023.139954.
Манухин А.А. Подход США к сотрудничеству с Колумбией и Мексикой в деле противодействия наркотрафику // Латинская Америка. 2020. № 12. С. 6-25. https://doi.org/10.31857/S0044748X0012274-0.
Пиреш М.К., Насименту Л.Г. Доктрина Монро 2.0 и трехсторонние отношения США, Китая и Латинской Америки // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. Т. 15, № 3. С. 202-222. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2020-03-08.
Сиротинская М.М. Идея «предопределения судьбы» в восприятии американских современников: середина XIX в. // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2017. № 2 (8). С. 101-113.
Сударев В.П. Эволюция политики США в Латинской Америке при президенте Д. Трампе // США и Канада: экономика, политика, культура. 2020. Т. 50, № 1. С. 75-87. https://doi.org/10.31857/S268667300008057-2.
Campbell K. The Pivot: The Future of American Statecraft in Asia. N. Y., 2016. 432 p.
Crandall B.H., Crandall R. "Our Hemisphere"?: The United States in Latin America, from 1776 to the Twenty-first Century. Yale, 2021. 504 р. https://doi.org/10.12987/9780300262339.
Hakim P. Is Washington Losing Latin America? // Foreign Affairs. 2006. Vol. 85, iss. 1. P. 39-53. https://doi.org/10.2307/20031841.
Schoultz L. Beneath the United States. A History of US Policy Toward Latin America. Cambridge, 1998. 496 p. https://doi.org/10.4159/9780674043282.
Smith P.H. Talons of the Eagle: Dynamics of US-Latin American Relations. N. Y., 1996. 392 p.
Stallings B. Dependency in the Twenty-first Century? The Political Economy of China-Latin America Relations. Cambridge, 2020. 75 p. https://doi.org/10.1017/9781108875141.
References:
Campbell, K. (2026) The Pivot: The Future of American Statecraft in Asia. New York. 432 p.
Crandall, B. H. & Crandall, R. (2021) "Our Hemisphere"?: The United States in Latin America, from 1776 to the Twenty-first Century. Yale. 504 р. Available from: doi:10.12987/9780300262339.
Hakim, P. (2006) Is Washington Losing Latin America? Foreign Affairs. 85 (1), 39-53. Available from: doi:10.2307/20031841.
Komkova, E. G. (2019) USMCA Instead of NAFTA. World Economy and International Relations. 63 (4), 50-58. Available from: doi: 10.20542/0131 -2227-2019-63-4-50-58. (In Russian).
Konovalova, K. A. (2023) Russian-Latin American Strategic Partnerships in New Geopolitical Context. World Politics. (1), 37-51. Available from: doi:10.25136/2409-8671.2023.1.39954. (In Russian).
Manukhin A. A. (2020) The U.S. Approach to Cooperation with Colombia and Mexico on the Issue of Countering Drug-Trafficking. Latinskaia Amerika. (12), 6-25. Available from: doi:10.31857/S0044748X0012274-0. (In Russian).
Pires, M. C. & Nascimento L. G. The Monroe Doctrine 2.0 and U.S. - China - Latin America Trilateral Relations. International Organisations Research Journal. 15 (3), 202-222. Available from: doi:10.17323/1996-7845-2020-03-08. (In Russian).
Schoultz, L, (1998) Beneath the United States. A History of US Policy Toward Latin America. Cambridge. 496 p. Available from: doi: 10.4159/9780674043282.
Sirotinskaya, M. M. (2017) Ideya "predopredeleniya sud'by" v vospriyatii amerikanskih sovremennikov: seredina XIX v. [The idea of "predestination of fate" in the perception of American contemporaries: mid XIX century]. Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Is-toriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie. (2 (8)), 101-113. (In Russian).
Smith, P. H. (1996) Talons of the eagle: Dynamics of US-Latin American relations. New York. 392 p.
Stallings, B. (2020) Dependency in the Twenty-first Century? The Political Economy of China-Latin America Relations. Cambridge. 75 p. https://doi.org/10.1017/9781108875141.
Sudarev, V. P. (2020) Evolution of U.S. Policy Towards Latin America under the Presidency of D. Trump. USA & Canada: Economics, Polinics, culture. No.1. Vol. 50. Pp. 75-87. https://doi.org/10.31857/S268667300008057-2. (In Russian).
Информация об авторе О.А. Хлопов - кандидат политических наук, доцент факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=890240
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author O.A. Khlopov - PhD in Political Science, Associate Professor, Department of International Relations, Political Science and Foreign Regional Studies, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=890240
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.09.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.