ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Т.В. Сойфер*
ИНТЕРЕС КАК КРИТЕРИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ключевые слова: некоммерческие организации, юридические лица, субъекты гражданского права, интерес, потребность.
T.V. Soyfer. Interest as a Criterion for Differentiation of Non-commercial Organizations
The article notes that the traditional criteria for dividing the non-commercial organizations to aspects arising from the allowance of existing rules don't allow to evaluate the existing legislative decisions to ensure their adequacy. In this connection proves the possibility and expediency of differentiation of non-profit organizations, depending on the nature of interest, located on the basis of their creation and implemented in the course of their activities. The author attempts to determine the nature of the interest and the principles of its correlations with the requirement, by the classification of interests that could make the basis of non-commercial organizations. The author suggests the demand to distinguish non-commercial organizations to implement private, private-public and public interests. It is noted that the nature of the interest has an impact on the principles of non-commercial organizations, each of the groups, their internal structure, sources of assets, and therefore must be considered in civil legal regulation of their status.
Некоммерческие организации в настоящее время могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных не только ГК РФ, но и другими законами. Эти формы весьма разнородны, что обуславливает существенные расхождения в гражданско-правовом статусе отдельных некоммерческих организаций. Вместе с тем все они имеют два общих признака, нормативно закрепленных исключительно с целью их отграничения от коммерческих юридических лиц: основная цель деятельности некоммерческих организаций не связана с извлечением прибыли, полученная прибыль не может распределяться между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1).
* Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [[email protected]]
1 Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145 (далее — Закон о некоммерческих организациях).
В основу классификации некоммерческих организаций могут быть положены критерии, традиционно используемые для разграничения юридических лиц в целом. В их числе статус учредителей и правовой режим имущества, на основе которого создаются некоммерческие организации; принцип формирования состава учредителей (участников), а также характер их прав в отношении созданных некоммерческих организаций и их имущества; юридическая форма обособления принадлежащего организациям имущества; объем гражданской ответственности организаций по своим обязательствам; наличие и виды учредительных документов, на основании которых они создаются и осуществляют свою деятельность; нормативный источник, предусматривающий возможность создания и существования некоммерческих организаций в соответствующих формах.
Особым основанием деления некоммерческих юридических лиц на виды является их структурное устройство, исходя из которого они разграничиваются на корпоративные и унитарные. В рамках реформирования гражданского законодательства планируется, что именно этот критерий станет основополагающим для деления всех юридических лиц, в том числе и некоммерческих 1.
Также возможным представляется выделение некоторых групп некоммерческих организаций по критерию целей деятельности. Хотя цели всех некоммерческих организаций направлены на достижение общественных благ, эти блага имеют неодинаковую сущность и находятся в разных сферах. Характер блага и сфера деятельности некоммерческого юридического лица влияет не только на выбор его организационно-правовой формы, но и на принципы его функционирования, объем гражданской правоспособности, источники формирования имущества и пр. В связи с этим нашли законодательное закрепление понятия научной, физкультурной, благотворительной, социально ориентированной некоммерческих организаций с установлением некоторой специфики их правового статуса.
Все отмеченные критерии основываются на различиях в гражданско-правовом регулировании некоммерческих организаций отдельных видов и выводятся непосредственно из анализа действующих норм. Тем самым имеет место констатация юридических признаков, нормативно закрепленных за отдельными организациями. Причины, обусловившие придание той или иной некоммерческой организации конкретных особенностей, оценка целесообразности и оправданности именно такого подхода со стороны за-
1 См.: Пункт 1.5 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 11; ст. 651 проекта федерального закона о внесении изменений в ГК РФ // < http://arbitr.ru/_upimg/F1D1873F3B7610EA129A1457192-E2435_РазделI.pdf > (последнее обращение — 11 июня 2011 г.).
конодателя остаются за рамками классификации. Поэтому поиск критериев дифференциации некоммерческих организаций с целью установления адекватной специфики правового регулирования их отдельных видов должен осуществляться в принципиально ином направлении, предполагающем исследование причин создания этих организаций. Только при их верном уяснении могут быть сформированы действительно эффективные гражданско-правовые нормы, позволяющие не только отграничить некоммерческие организации от коммерческих и предложить для них определенные правовые формы, но и создать для их деятельности оптимальный режим. Представляется, что дифференцирующим некоммерческие организации признаком, отвечающим указанным требованиям, может выступать интерес, лежащий в основе их создания и реализуемый в процессе их функционирования.
Считается, что понятие «интерес» (от лат. Ыгггззё) впервые стало использоваться в римском праве для обозначения заинтересованности в чем-либо, обычно в области обязательственного права '. Вместе с тем категория интереса никогда не являлась чисто юридической, выступая центральным понятием различных общественных наук, каждая из которых рассматривает его под определенным углом зрения. Естественно, смысловое наполнение этого понятия различается с учетом предмета каждой из наук и присущих им методов познания. При этом исследование категории интереса с правовых позиций имеет производный характер и предполагает его анализ лишь в отдельных аспектах, с учетом условий и области применения.
В юридической доктрине однозначный взгляд на сущность интереса не сложился. Среди многочисленных точек зрения могут быть выделены четыре основные позиции. Одни авторы раскрывают понятие интереса через субъективную составляющую 2, другие — акцентируют внимание на объективности его существования 3, третьи — рассматривают интерес как органическое сочетание объективного и субъективного элементов 4. Также высказывается мнение о последовательном возникновении интересов двух типов, один из которых является субъективным, а другой обладает объективным характером 5.
1 См.: Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. М., 1989. С. 159.
2 См.: Пассек Е.В. Неимущественный интерес и непреодолимая сила в гражданском праве. М., 2003. С. 51.
3 См.: Михайлов С.В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002. С. 26.
4 См.: Грибанов В.П. Интерес в гражданском праве // Советское государство и право.1967. № 1. С. 52—54.
5 См.: Курбатов А.Я. Теоретические основы сочетания частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 56—57.
Каждая из теорий, объясняющих сущность интереса, связывает его с понятием потребности, в качестве которой принято считать нужду в чем-либо, возникшую под влиянием общественных условий и реальных обстоятельств и требующую удовлетворения. Потребность и интерес представляют собой самостоятельные, хотя и тесно связанные в силу общности функций, категории. Относительно принципов их соотношения высказываются различные мнения. В частности, предлагается рассматривать потребность как объективное явление, служащее источником интереса отмечается необходимость субъективного осознания потребности для ее преобразования в интерес 2; потребность признается важной составляющей интереса наряду с определением путей, способов, средств и мер, необходимых для удовлетворения потребностей 3; в понятие интереса предлагается включать осознанную потребность, определенные способы ее достижения и непосредственное осуществление деятельности в определенном направлении 4.
Наиболее соответствующей сути явлений представляется позиция, согласно которой интерес — это результат осознания потребности ее обладателем, вследствие чего происходит формирование целей деятельности, в процессе или в результате которой потребность может быть удовлетворена. При этом целью деятельности выступает какое-либо благо. Характер блага, предопределенный потребностью, влияет на процесс формирования интереса и обусловливает его направленность, поскольку от сущности блага зависят возможные средства и методы его достижения.
Создание некоммерческой организации следует рассматривать как средство, способствующее удовлетворению потребностей. Именно это средство в сочетании с конкретной потребностью и представляет собой интерес. Подобный интерес обладает существенными особенностями, поскольку предполагается, что реализация потребности в данном случае будет осуществляться не непосредственно самим ее обладателем, а иным, специально созданным субъектом — некоммерческим юридическим лицом. Необходимость выбора именно такого пути к удовлетворению потребности может быть продиктована различными причинами, но прежде всего наличием у юридического лица большего объема возможностей, нежели у его учредителей. Так, только создание религиозной организации гражданами, имеющими потребности в совместном исповедании и распространении ве-
1 См.: Хантов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. Новосибирск, 1987. С. 80—81.
2 См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 239.
3 См.: Гончарова А.Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества. Красноярск, 2001. С. 48.
4 См.: Михайлов С.В. Интерес как общенаучная категория и ее отражение в науке гражданского права // Государство и право. 1999. № 7. С. 88.
ры, позволит основывать и содержать культовые объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний; учреждать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения; получить безвозмездно в собственность или пользование культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 19, ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»1.
В основе создания некоммерческих организаций могут находиться различные потребности, следовательно, существенно отличаются и возникающие в результате интересы. От их видовой принадлежности, направленности, общественной значимости зависит выбор конкретной организационноправовой формы создаваемого некоммерческого юридического лица, а также характер законодательной регламентации тех отношений, в рамках которых эти интересы реализуются. В зависимости от вида опосредуемых потребностей и интересов некоммерческие организации могут быть разделены на три группы.
Первую группу составляют некоммерческие организации, деятельность которых направлена на удовлетворение частных потребностей и интересов конкретных лиц, участвовавших в создании организации или вступивших в нее позднее (учредителей, участников, членов). Такие потребности могут иметь индивидуальный или общий характер, быть имущественными или неимущественными, что влияет на методы, используемые некоммерческой организацией в процессе своей деятельности. В зависимости от характера частных потребностей учредителей (участников) некоммерческие организации данной группы разграничиваются на три категории: призванные удовлетворять исключительно имущественные потребности либо неимущественные потребности, и организации, деятельность которых направлена на получение благ разного рода, способных удовлетворять и те, и другие потребности.
Реализации частных потребностей имущественного характера способствует создание и последующая деятельность потребительского кооператива, товарищества собственников жилья, общества взаимного страхования, некоммерческого партнерства, негосударственного пенсионного фонда. Примером некоммерческих организаций, удовлетворяющих одновременно частные материальные и нематериальные потребности участников, могут быть общины коренных малочисленных народов, создаваемые в целях защи-
1 Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
ты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (ст. 61 Закона о некоммерческих организациях). Что касается некоммерческих организаций, призванных удовлетворить частные неимущественные интересы, то к ним могут быть отнесены религиозные организации и объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Деятельность организаций этой группы, исходя из их некоммерческой сущности, может иметь и в большинстве случаев имеет определенный позитивный общественный эффект, однако он является лишь сопутствующим и не обладает самостоятельным значением. Создавая юридическое лицо, его учредители (участники) не стремятся к появлению такого эффекта, т.е. к удовлетворению общественных потребностей.
Направленность деятельности некоммерческих организаций на реализацию исключительно частных интересов предопределяет наличие у них некоторых общих черт (как правило, корпоративное устройство и соответствующая структура органов управления, особые источники формирования имущества и др.), а также некоторого сходства с коммерческими организациями. Как следствие, в литературе высказываются мнения об отсутствии у некоторых организаций индивидуальных черт и их тождестве с другими формами юридических лиц, входящих в данную группу. Так, отмечается принципиальная однородность потребительского кооператива и иных организаций рассматриваемой группы — товарищества собственников жилья ‘, общества взаимного страхования 2, общины коренных малочисленных народов 3. При этом нередко обосновывается необходимость законодательного признания потребительских кооперативов коммерческими юридическими лицами 4. Как предпринимательскую, направленную на исключительно коммерческое использование денежных средств граждан и распределение между ними полученных в результате доходов, предлагается рассматривать и деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению 5. Тем самым частный характер интереса, предполагающий создание и деятельность некоммерческой организации в определенных направлениях, позволяет некоторым авторам обнаруживать их существенное сходство с коммер-
1 См.: Макаров О.В. Правовой режим кооперативных форм создания и реконструкции недвижимости: состояние и проблемы // Юридический мир. 2008. № 6. С. 43.
2 См.: Сумской Д.А. Некоммерческие организации в теории российского гражданского права // Российская юстиция. 2009. № 6. С. 15.
3 См.: Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право. 2002. № 5. С. 53.
4 См.: Сидоров В.Н. Правосубъектность некоммерческих организаций. М., 2007. С. 15.
5 См.: Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. № 3. С. 72.
ческими организациями. Однако следует отметить, что такое сходство является исключительно внешним, поскольку частные потребности, удовлетворению которых способствует деятельность некоммерческих организаций, как и принципы ее осуществления, по своему характеру значительно отличаются от тех, что присущи коммерческим юридическим лицам.
Вторую группу составляют образования, способные реализовать частно-общественные интересы посредством удовлетворения потребностей как своих учредителей (участников), так и других лиц, а в результате — общества в целом. К этой категории могут быть отнесены общественные организации, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации. Природа тех благ, на которые направлена деятельность данных организаций, позволяет одновременно удовлетворять и частные, и общественные потребности. При этом частная и общественная составляющие интереса тесно взаимосвязаны и зачастую не могут быть отделены друг от друга, хотя какая-то из них всегда превалирует в зависимости от правовой формы организации и ее конкретных целей. Соотношение элементов в структуре интереса может меняться и в процессе деятельности организации.
Следует отметить, что под общественным интересом обычно понимается некая усредненность индивидуальных и групповых интересов, присущих обществу, которая приобретает новое качество и не может рассматриваться как их простое сочетание ‘. Общественные интересы нельзя расценивать как совокупность частных интересов членов общества в силу разрозненности и разно-направленности последних, а также расхождений в характере потребностей, лежащих в основе указанных интересов. Содержание общественных потребностей, в отличие от потребностей частных (групповых, общих), таково, что можно предположить, что ими обладают или могут обладать все. Соответственно, общественный интерес — это интерес принципиально иного качества, нежели частный, при его реализации позитивный результат способны ощутить или ощущают любой и каждый. Положительный эффект в результате достижения блага, на которое был направлен интерес, возникает для всех членов общества, даже если кто-то из них не осознавал соответствующую потребность. При этом содержание потребности таково, что можно предположить ее наличие у неограниченного числа субъектов (улучшение экологической обстановки, развитие физкультуры и спорта в стране и т.п.).
Характер общественных потребностей (отделенных от потребностей частных) в принципе исключает возможность их реализации путем создания некоммерческих организаций. Юридические лица всегда учреждаются ка-
1 См.: Тотъев К.Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. 2002. № 9. С. 22.
кими-то субъектами, именно они избирают такой способ достижения определенных благ, имея потребность, аналогичную потребности общественной или предполагающую ее удовлетворение. Именно потребности учредителей выступают основой создания некоммерческой организации и находят свое выражение в процессе определения целей деятельности организации. То обстоятельство, что деятельность некоммерческой организации направлена вовне, на пользу общества, к примеру, исключительно на расходование сформированного учредителями имущества на общественно полезные цели, на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, общества в целом (благотворительный фонд и т.п.) и не приводит к присвоению каких-либо материальных или нематериальных благ непосредственно учредителями, не может свидетельствовать об отсутствии у них собственных потребностей и интересов. Потребности учредителей в данном случае имеют особое содержание, они направлены не на присвоение, а на безвозмездное отчуждение имущества, безвозмездное оказание услуг и др.
Также необходимо обратить внимание на то, что потребности, находящиеся в основе частно-общественных интересов, не охватываются гражданско-правовым регулированием в полной мере, ибо не все удовлетворяющие их блага относятся к числу объектов гражданских прав, определенных ст. 128 ГК РФ. Как результат, правоотношения, в рамках которых реализуются частно-общественные интересы, могут иметь различную отраслевую принадлежность. Соответственно создание и деятельность некоммерческих организаций в данном случае может означать использование гражданско-правовых средств учредителями и самой организацией для получения нематериальных благ в разнообразных сферах (политической, духовной и пр.).
В третью группу входят некоммерческие организации, создание и деятельность которых направлены на удовлетворение публичных интересов. Следует иметь в виду, что единые взгляды на сущность публичных интересов в юридической науке не сложились. Одни авторы раскрывают это понятие исходя из широкой территориальной распространенности и массовости носителей интереса другие — склонны олицетворять публичные интересы с интересами государственными, которые, в свою очередь, признаются проявлением интересов общественных 2. Весьма распространенной является позиция, согласно которой публичными выступают общественные интересы, осознанные и признанные государством, а потому получившие нормативное закрепление 3. Некоторые авторы раскрывают понятие публичного интереса через его направленность
1 См.: БубликВ.А. Публично- и частноправовые начала в регулировании внешнеэкономической деятельности: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 50.
2 См.: Кряжков А.В. Публичный интерес: понятие, виды и защита // Государство и право. 1999. № 10. С. 94.
3 См.: Туманова Л.В. Состояния и перспективы развития законодательства о защите публично-правовых отношений. СПб., 2001. С. 23.
и значение ‘. На наш взгляд, к числу публичных следует относить лишь часть общественных интересов, а именно те из них, которые не только получили признание государства посредством законодательного закрепления, но и поддерживаются, разделяются и (или) выражаются им. Иначе говоря, публичный интерес — это плоскость пересечения, совпадения интересов общества и интересов государства.
Государство либо само учреждает юридические лица в целях реализации публичных интересов (примером могут быть государственные корпорации, государственные компании, государственные академии наук), либо предписывает обязательное создание соответствующих организаций и участие в них отдельным категориям субъектов (саморегулируемые организации), либо устанавливает особый правовой режим для добровольно учреждаемых организаций, действующих в особо значимых, по мнению государства, направлениях (казачьи общества, члены которых в силу прямого указания закона принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы). Как правило, все эти некоммерческие организации в той или иной степени наделяются некоторыми властными полномочиями. И хотя реализуются они за пределами гражданско-правового регулирования, их наличие и, как следствие, особый государственный контроль за обладающим ими субъектом, более жесткая регламентация его деятельности в целом, оказывают влияние на гражданско-правовое положение некоммерческой организации (ее правоспособность, структуру и порядок формирования органов управления и др.).
Дифференциация некоммерческих организаций в зависимости от интересов, которые они призваны удовлетворить, представляется наиболее оптимальной и отражающей реальную сущность подобных образований. Правовое регулирование их статуса как субъектов гражданского права должно учитывать характер лежащих в их основе интересов. Соответственно категориальная принадлежность некоммерческих организаций, определяемая с учетом реализуемых ими интересов, обуславливает необходимость дифференцированных законодательных подходов при установлении объема гражданской правоспособности организаций отдельных групп и условий их участия в гражданском обороте; предполагает появление у них особых черт, характеризующих внутреннее устройство юридического лица (виды органов, порядок их формирования и деятельности), особые источники формирования их имущества. Вместе с тем определенная общность некоммерческих организаций выделяемых групп в рамках единой системы не исключает возможность унификации норм, регламентирующих отдельные стороны их участия в гражданско-правовых отношениях.
1 См.: Тихомиров Ю.А. Современное публичное право. М., 2008. С. 424.