А.В. Кученкова
ИНТЕРЕС К ПОЛИТИКЕ В СТРУКТУРЕ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЯН*
В статье рассматриваются состояние, динамика и факторы интереса россиян к политике. Определяется место политики среди жизненных ориентаций. Интерес к политике раскрывается во взаимоотношении с частотой отслеживания политических новостей, событий и обсуждения политических вопросов с близкими и друзьями. Проверяются наличие и сила взаимосвязи между интересом к политике и политическим поведением.
Ключевые слова: интерес к политике, политическое сознание, политическое поведение.
Интерес к политике - ключевая характеристика политического сознания, закладывающая основу для формирования политической компетентности, осознанного выбора определенных политических предпочтений и ориентаций, а также для политического участия в самых разнообразных формах - от выборов федерального и регионального уровней до акций протеста. Отсутствие интереса к политической сфере жизни общества и к политическим событиям в сочетании с уверенностью в невозможности оказывать влияние на власть приводит к общественной, политической апатии и отстраненности. Подобное отчуждение от участия в политической жизни не способствует развитию гражданского общества, формированию ответственности не только за близкий круг родных и близких, но и за решение общественных вопросов как на местном, так и на более высоком уровне. В этой связи актуализируется потребность в изучении состояния, динамики и факторов уровня интереса к политике для того, чтобы оценить потенциал развития этого показателя.
© Кученкова А.В., 2015
* Исследование подготовлено при поддержке РНФ, проект № 14-18-02016.
В повседневной жизни людей события политической жизни общества занимают второстепенное положение, в то время как на первом плане были и остаются крепкая семья, постоянная и приносящая материальную независимость работа, надежные друзья. Интересы и жизненные приоритеты индивида определяются его ближайшим окружением, теми, с кем человек вступает в ежедневные коммуникации, от кого зависит его личное благополучие. Только 6 % опрошенных россиян в 2009 г. отмечают, что политика для них очень важна1. Полученная оценка согласуется с данными Европейского исследования ценностей, согласно которым в 2008 г. доля россиян, для которых очень важна семья, составила 82 %, работа -50,6 %, свободное время - 36,9 %, друзья - 35,3 %, религия - 16,5 %, политика - 7,8 %. По сравнению с 1999 г. совокупная доля респондентов, для которых политика важна или очень важна, сократилась с 38,8 до 35,2 %.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что важность политики признает лишь небольшая доля россиян. При этом если вопрос формулируется более конкретно, не о политике в целом, а о политических событиях, то доля заинтересованных возрастает. Так, в 2006 г. 17 % россиян отмечали, что для них очень важно быть в курсе событий в стране2. В этой связи уровень интереса населения к политике необходимо рассмотреть подробнее и во взаимосвязи с другими характеристиками.
В опросах общественного мнения интерес к политике измеряют с помощью трех показателей: субъективная оценка индивидом собственного интереса к политике; частота обсуждения политических событий с родственниками, друзьями, коллегами; частота слежения за политическими новостями в различных СМИ.
По данным Европейского исследования ценностей в 2008 г. 7,2 % россиян очень интересовались политикой, 27,6 % - в некоторой степени, 43,6 % не очень интересовались, 21,6 % совершенно не интересовались. Эти данные согласуются с оценками других исследований. Например, Левада-центр3 с 2003 по 2007 г. фиксировал от 5 до 7 % респондентов, очень интересовавшихся политикой, и от 28 до 37 % скорее интересовавшихся. Тем самым можно утверждать, что в 2000-е годы чуть более трети населения заявляли о той или иной степени интереса к политике.
В 1990-е годы россияне в большей степени проявляли интерес к политике, чем в 2000-е. В 1994 г. значительный интерес к политике проявляли 9 % населения, средний - 28 %, малый - 34 %, отсутствие интереса - 28 %. А в 1999 г. уровень интереса был еще более высоким: 13 % заявляли о значительном интересе к политике, 33 %
о среднем, 29 % о малом и 25 % - об отсутствии интереса4. Некоторое снижение уровня этого показателя в 2000-е годы объясняют так называемым эффектом конца медового месяца, когда в «новых демократиях», к которым относят и Россию, вначале возникает всплеск интереса к политике, а затем снижение его уровня5.
Интерес к политике является одной из основных характеристик политического сознания и базовым уровнем проявления связи индивида и политической системы. Однако признание индивидом высокого уровня интереса к политике может носить отчасти декларативный характер и не приводить к большей вовлеченности в политическую жизнь.
Внимание к политике может проявляться в регулярном отслеживании политических новостей и событий и в частых обсуждениях политических вопросов с близкими и друзьями. Результаты опросов свидетельствуют о том, что подавляющее большинство населения постоянно следит за политическими новостями в СМИ: 63,4 % каждый день, 16,7 % - несколько раз в неделю, 9,1 % - один-два раза в неделю, 7,7 % - реже и только 3,2 % - никогда (2008 г., источник - Европейское исследование ценностей). Однако лишь треть утверждает, что интересуется политикой. Из тех, кто следит за политическими событиями ежедневно, только 45,2 % отмечают, что очень или в некоторой степени интересуются политикой. Среди респондентов, уделяющих внимание политическим новостям несколько раз в неделю, лишь 28,2 % заявляют о большей или меньшей степени интереса к политике. То есть быть в курсе событий, происходящих в политической сфере жизни общества, еще не означает для респондентов проявлять интерес к политике. Среди тех, кто регулярно следит за новостями в этой области, можно выделить две группы: активные и пассивные наблюдатели. Если для первых политические события представляют определенную значимость и важность, то вторые хотя и уделяют время и внимание новостям, но не придают этому существенного значения и остаются отстраненными от политической системы, демонстрируют стремление к информированности при явном отсутствии интереса и индифферентности.
Если регулярное отслеживание политических новостей не может в полной мере свидетельствовать об интересе к политике, а стремление быть в курсе событий, происходящих в стране, свидетельствует о проявлении декларативных, а не операциональных ценностей6, то иначе дело обстоит с обсуждением политических вопросов с близкими, друзьями, коллегами.
Среди респондентов, утверждающих, что политика часто является предметом их разговоров с окружающими, 30,4 % очень и
48,8 % в некоторой степени интересуются политикой. А среди тех, кто время от времени затрагивает политические темы в процессе общения, интересующихся политикой 39,8 % (5,4 % очень и 34,4 % в некоторой степени). Таким образом, обсуждение политических тем с близкими и знакомыми в большей степени связано с проявлением интереса к политике, чем слежение за политическими новостями, поскольку свидетельствует о том, что индивид переосмысливает политические вопросы, дает им оценки, вырабатывает собственную точку зрения. Последнее в свою очередь указывает на большую вовлеченность в политическую жизнь и может стать первым этапом на пути к осуществлению политических действий.
Проявление интереса к политике должно способствовать побуждению индивидов к политической активности, а именно участию в политической жизни посредством как наиболее распространенных конвенциональных форм (участие в выборах, деятельность политических партий и движений, обращение к политикам и др.), так и протестных акций (митинги, забастовки, пикеты, сборы подписей и др.). Проверим, насколько сильно интерес к политике связан с политической активностью.
Намерение и готовность участвовать в выборах федерального уровня связаны с интересом к политике (статистически значимо по критерию хи-квадрат), но не очень сильно (коэффициенты фи и V Крамера равны 0,16). Действительно, среди респондентов, интересующихся политикой, доля тех, кто проголосовал бы на выборах, если бы они состоялись в ближайшие выходные, выше на 15-20 %, чем среди не интересующихся.
Примечательно, что две трети (64 %) среди отрицающих какой бы то ни было интерес к политике в то же время выражают готовность участвовать в выборах. Вероятно, выборы на национальном уровне воспринимаются как особо значимое событие даже теми, кто не проявляют интереса к политике. Кроме того, на подобные ответы респондентов могло повлиять и время проведения опроса: в 2008 г. проходили выборы президента, что, безусловно, способствовало привлечению внимания к теме выборов.
Участие в различных политических акциях, как санкционированных, так и нет, не получило распространения среди россиян. Исследования подтверждают, что лишь небольшая доля населения принимает участие в каких-либо политических действиях7. При этом данный показатель взаимосвязан с интересом к политике (статистически значимо по критерию хи-квадрат, значения коэффициентов фи и V Крамера варьируются от 0,13 до 0,25 для различных акций). Для того чтобы это наглядно продемонстрировать, ра-
зобьем респондентов по уровню интереса на две группы: к первой отнесем тех, кто очень или в некоторой степени интересуется политикой, ко второй - тех, кто не очень или совершенно не интересуется. В большинстве случаев среди опрошенных с высоким уровнем интереса в два раза больше тех, кто принимал или мог бы принять участие в политических акциях, чем среди не проявляющих интерес к политике. Тем самым можно констатировать, что интерес к политике в небольшой степени стимулирует более активное участие в политической жизни.
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что интерес к политике способствует большей вовлеченности индивида в политическую сферу общественной жизни. В этой связи актуализируются вопросы: можно ли повысить уровень интереса к политике, детерминирован ли он социально-демографическими характеристиками индивида или же является универсальным проявлением стремлений и личностных ориентаций.
Мужчины в большей степени склонны проявлять интерес к политике, чем женщины (связь между переменными статистически значима, коэффициенты фи и V Крамера равны 0,218). Вероятно, это может быть объяснено устойчивостью традиционной ориентированности мужчин на карьеру, общественное признание, в то время как для женщин на первом месте в структуре ценностных ориентаций остается благополучие семьи и близких, а вопросы общественного развития отходят на второй план. Кроме того, политика в течение долгого времени оставалась мужской сферой, и небольшое количество женщин, профессионально реализующих себя в этой области, является косвенным подтверждением этому.
Прослеживается взаимосвязь между возрастом и уровнем интереса к политике: чем старше респонденты, тем больше внимания они уделяют политической жизни общества (коэффициент корреляции Спирмена составил 0,111). Более распространенная среди молодежи аполитичность подтверждается и другими исследованиями8 и связана с тем, что для молодых людей приоритными оказываются самоопределение и самореализация в профессиональной и личной жизни.
Интерес к политике возрастает и с повышением уровня образования. Взаимосвязь между переменными не очень сильная (коэффициент корреляции Спирмена равен 0,157), но статистически значимая.
Одной из наиболее значимых социальных характеристик индивидов, влияющих на их мнения по различным вопросам, в том числе на оценку политической и экономической обстановки в стране, является уровень дохода. Однако на степень проявления интереса
к политике этот показатель значимого воздействия не оказывает. Среди наиболее обеспеченной категории населения больше тех, кто очень интересуется политикой (13 % против 6-7 % в других категориях). Однако совокупная доля респондентов, в той или иной степени интересующихся политикой, практически не отличается в четырех группах из пяти и колеблется от 35,1 до 36,6 %. Чуть ниже этот показатель для россиян с ежемесячным доходом 19000-56000 руб. (и составляет 29,9 %).
Подводя промежуточные итоги, можно отметить, что высокий уровень интереса к политике независимо от дохода чаще проявляют мужчины, респонденты старшего возраста и с более высоким уровнем образования. При этом, характеризуя внимание к политике всего населения, можно отметить парадоксальную закономерность. С одной стороны, две трети населения регулярно следят за политическими событиями и новостями, с другой - только треть заявляет об интересе к политике. Можно предположить, что проявление интереса выражается в пассивной и активной формах. Стремление большинства населения к информированности в сфере политической жизни в сочетании с отрицанием интереса к ней свидетельствует о том, что большинство предпочитает роль наблюдателей, нежели участников.
Международные сравнительные исследования показывают, что несмотря на существующие между странами различия в большинстве государств «с давно сформировавшейся демократической системой доля людей, хотя бы отчасти интересующихся политикой, составляет около половины взрослого населения. Из них сильно интересуются политикой - не менее 10 %»9. В то время как в России только треть населения проявляет интерес к политике (при этом очень интересуются 6-7 %) и по сравнению с 1990-ми годами значение этого показателя снизилось.
Низкая значимость политики в жизни россиян свидетельствует о невысокой важности общественных целей и интересов. Однако индивид даже в своей повседневной жизни зависим от внешних условий и особенностей экономико-политического развития страны, специфики функционирования социальных институтов, правовых норм. Возможность оказывать влияние на принятие политических решений через различные каналы коммуникации общества и власти должны пробуждать интерес к политической сфере.
Объяснение низкого уровня интереса россиян к политике необходимо искать в специфике политических процессов, происходивших в стране. В течение последних десятилетий российская политическая система претерпела существенные изменения. Транс-
формационные процессы коснулись не только функционирования институтов и организаций, но и практик взаимодействия населения и власти, потребовав осмысления происходящих перемен и приспособления к новым политическим реалиям. В странах, переживающих подобные изменения, можно ожидать как повышения, так и снижения уровня интереса к политике.
В период общественных трансформаций рост внимания к политической сфере может быть обусловлен значительным влиянием политических событий на повседневную жизнь людей, большим числом событий, происходящих в сфере политики, высокой зависимостью курса страны от личности политиков и сил, находящихся у власти, в условиях неустоявшихся политических институтов, большими усилиями лидеров мобилизовать население для своей поддержки10. С другой стороны, решающее влияние могут оказать факторы, снижающие уровень интереса к политике: нарушение традиционных связей людей с политической системой при несформированности новых; большая значимость экономической составляющей в жизни людей, вследствие чего люди тратят время и усилия на адаптацию к новым экономическим условиям, а не на общественную жизнь; низкий уровень доверия к коллективным действиям в целом и политическим действиям в частности. Вероятно, именно последние факторы превалировали в России в 1990-е годы, что привело к установлению невысокого по сравнению с другими странами уровня интереса к политике.
Пока сфера политики остается значимой для очень небольшой доли населения, построение крепкого гражданского общества будет затруднено, поскольку именно интерес к политике является одной из основополагающих характеристик политического сознания индивида, позволяющих заложить основы для формирования гражданской самостоятельности и инициативности, выработки собственных убеждений, умения консолидироваться с соратниками, стремления отстаивать собственные и общественно-полезные интересы с помощью политических действий.
Примечания
1 Горшков М.К. Российская повседневность в условиях кризиса: социологическое измерение // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 36-47.
2 Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Постсоветский человек и гражданское общество. М., 2008. С. 16.
3 Там же. С. 60.
4 Зоркая Н. Интерес к политике как форма политического участия // Мониторинг общественного мнения. 1999. № 4 (42). С. 15.
5 Андреенкова А.В. Политическое поведение россиян (часть 1) // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 3 (97). С. 52.
6 Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Указ. соч. С. 15-16.
7 См., например: Андреенкова А.В. Политическое поведение россиян (часть 2) // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 4 (98). С. 5-25; Римский В.Л. Политическая и общественная активность российских граждан // Общественные науки и современность. 2007. № 5. С. 60-68.
8 См., например: Звоновский В.Б. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. Т. 87. № 1. С. 54-61; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Ценностные ориентации, нравственные установки и гражданская активность молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 1 (95). С. 5-36.
9 Андреенкова А.В. Политическое поведение россиян (часть 1). С. 49.
10 Там же. С. 50.