УДК 37
Молоткова Баира Борисовна
соискатель кафедры методики обучения математике Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Molotkova Baira Borisovna
PhD applicant of the Mathematics Teaching Methodology Department, State Pedagogical University of Russia [email protected]
INTERACTIVE RESOURCES OF THE INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE MATHEMATICS LEARNING
Аннотация:
В статье рассматривается один из способов применения информационных технологий в процессе изучения тригонометрии. Ведущим свойством учебного материала в электронном виде выделяется интерактивность. В статье приводится пример интерактивного учебного модуля, позволяющего реализовать все этапы процесса усвоения знаний через порционное предъявление учебного материала.
Ключевые слова:
информационные технологии в образовании, интерактивный учебный модуль, изучение тригонометрии.
Summary:
The article considers a mode of the information technology application during trigonometry study. The principle feature of the learning material in electronic form is its interactivity. The author gives an example of the interactive learning module allowing acquisition of knowledge by batch presentation of the learning material.
Keywords:
information technology in education, Interactive Learning Module, study of trigonometry.
Развитие современных информационных технологий происходит стремительными темпами. Рынок компьютерных технологий обновляется каждый год. Современный развивающийся человек сегодня уже не представляется за компьютером, а ассоциируется с планшетом в руках.
В связи с этим, перед образовательной политикой любой страны становится целью создание и развитие образовательных ресурсов, отвечающих современности.
Главным свойством образовательных ресурсов в электронном виде исследователи выделяют интерактивность. «Ведущим свойством электронных образовательных ресурсов наряду с мультимедийностью, моделингом, коммуникативностью и производительностью является интерактивность. При этом интерактивность служит стержневым инструментом, необходимым условием реализации возможностей четырех других. Рассматривать эффективность использования новых педагогических инструментов имеет смысл, исходя из уровня интерактивности, как базового инструмента компьютерных технологий обучения» [1, с. 6-7].
Интерактивность представления учебного материала позволяет учащимся в процессе учебно-познавательной деятельности строить новые знания.
Работы В.В. Давыдова и В.П. Зинченко расширяют представление о знании. Так, В.П. Зинченко в своей работе [2] подчеркивает, что главным в перспективе развития образования должно стать так называемое живое знание, которое отличается от готового знания тем, что оно должно быть построено самими учащимися. Особое внимание уделяется не просто формированию знаний, а знаний нового качества. Формирование качественных знаний актуально для современного информационного общества, в котором перед каждым человеком стоит задача овладения навыками приобретения и применения знаний. Без специально организованной работы по формированию качеств знаний учащихся невозможно дальнейшее изучение предмета, основанное на усвоенных знаниях, что особенно актуально для математики. Математика является важным элементом человеческой культуры и значима в различных отраслях и сферах человеческой дея-
тельности, являясь либо непосредственным приложением на практике, либо основанием для многих смежных научных областей. Уровень математизации знаний принят основным критерием для определения знания как научного (И. Кант).
Итак, на современном этапе развития образования актуально новое отношение к знанию в современном обществе, а именно перенос акцента с объема знаний на их качество.
Ведущей характеристикой системы качеств математических знаний учащихся является осознанность [3, с. 220-232].
Осознанность определяется знанием учащегося связи между ранее усвоенным и новым материалом.
При восприятии учебного материала в электронном виде учащиеся, не имея направления действий, не могут построить новое математическое знание. То есть процесс усвоения учебного материала учащимися при использовании учебного материала должен иметь направление действий, ведущее к результату. Направление действий при использовании учебного материала в электронном виде происходит при наличии свойства интерактивности и представления учебного материала в последовательности, соответствующей этапам процесса усвоения знаний. В связи с этим такое представление учебного материала можно определить как интерактивный учебный модуль, структура которого представляется следующим образом (рис.1):
Проблемная Актуализация Введение нового Алгоритм Закрепление
ситуация знании материала использования новых
знании
Рисунок 1 - Интерактивный учебный модуль
Среди учебных тем алгебры в старших классах особые затруднения вызывает тригонометрия. Как показывает устный опрос учителей математики, преподавателей колледжей и вузов «Тригонометрия» - одна из плохо осознаваемых тем курса алгебры и начал анализа.
При изучении тригонометрии определяется система измерения, необходимая в дальнейшем для решения широкого класса уравнений и неравенств (тригонометрических), с которыми учащийся сталкивается в других научных областях. Введение этой системы измерения углов позволяет определить тригонометрические функции как числовые функции и раскрыть трансцендентный характер этих функций. В связи с этим разработанные интерактивные учебные модули посвящены введению радианного измерения углов и перевода углов из одной меры в другую. Рассмотрим пример интерактивного учебного модуля «Радианное измерение углов»: После нажатия учащимся на кнопку «НАЧАТЬ УРОК» (рис. 2) открывается следующий слайд (рис. 3). Следующий слайд посвящен постановке проблемной ситуации перед учащимся.
ТРИГОНОМЕТРИЯ ЧАСТЬ 2
ТЕМА
РАДИАННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ
[ НАЧАТЬ УРОК >]
^ Радианное измерение углов [ а | ЕР
Чему равна радианная мера угла, равного 40°?
выберите верное значение
5 я Ая
4 ~9
9 я 2 я
"У ~9
Рисунок 2 - Слайд «Начало урока» Рисунок 3 - Слайд «Постановка
проблемной ситуации»
Если учащийся верно выполняет задание, тогда ему предлагается следующее задание. В случае неверного ответа появляется слайд, представленный на рисунке 4.
Рисунок 4 - Слайд «Верный ответ»
Рисунок 5 - Слайд «Этап актуализации знаний»
Таким образом, учащийся, которому до этого было неизвестно, как по известной градусной мере угла найти ее радианную, осознает, что он не знает, как выполнить это задание. Следующим этапом является этап актуализации знаний, в котором учащиеся вспоминают формулу длины окружности и определение угла в 1 радиан (рис. 5 и рис. 6).
Рисунок 6 - Слайд «Этап актуализации знаний»
Рисунок 7 - Слайд «Этап введения нового материала»
Следующий материал позволяет учащимся определить радианную меру угла, равного 1 °, и градусную меру угла в один радиан. Это составляет этап введения нового материала (рис. 7-10).
Рисунок 8 - Слайд «Этап введения нового материала»
Рисунок 9 - Слайд «Этап введения нового материала»
Нажимая на активные элементы модуля, выделенные синим цветом (кнопки «Далее» и др.), учащийся воспринимает определенную порцию учебного материала.
Нажимая на активный элемент «1 радиан =» учащийся видит градусную меру угла в один радиан. Это показано на рисунках 9-10.
Рисунок 10 - Слайд «Этап введения нового материала»
Рисунок 11 - Слайд «Использование новых знаний для решения математических задач»
Далее рассматриваются алгоритмы перевода градусной меры угла в радианную и ради-анной в градусную. Это показывает, каким образом использовать новые знания для решения математических задач (рисунки 11-17).
Рисунок 12 - Слайд «Использование новых знаний для решения математических задач»
Рисунок 13 - Слайд «Использование новых знаний для решения математических задач»
Рисунок 14 - Слайд «Использование новых знаний для решения математических задач»
Рисунок 15 - Слайд «Использование новых знаний для решения математических задач»
Радианное измерение углов [ д | ^|и£3»]
Рассмотрим пример перевода градусной меры угла в радианы:
Переведите в радианы угол, заданный в градусах: 150°
Вспомним, что при изучении радианного измерения углов, мы вывели равенство:
180° = 71 радиан.
Можно построить пропорцию: л рад 180° храд - 150°
Вспомним что: я • 150° = х • 180°
Отсюда найдем х:
я--180° _
150°
Рисунок 16 - Слайд «Использование новых Рисунок 17 - Слайд «Использование новых знаний для решения математических задач» знаний для решения математических задач»
Рассмотрим пример перевода градусной меры угла в радианы:
Переведите в радианы угол, заданный в градусах: 150°
Вспомним, что при изучении радианного измерения углов, мы вывели равенство:
180° = 71 радиан.
Можно построить пропорцию:
я рад 180°
храд - 150°
Вспомним что: п • 150° = х • 180°
Отсюда найдем х:
X =
Далее происходит процесс закрепления нового материала. Учащемуся предлагаются задания, аналогичные заданиям, представленным на этапе постановки проблемной ситуации. Два задания по переводу градусной меры угла в радианную и два задания по переводу радиан-ной меры угла в градусную.
Апробация разработанных модулей прошла успешно. Учащиеся благодаря индивидуальной работе с модулями более осознанно усвоили материал и показали положительные результаты. Кроме того, усвоенные знания стали прочным фундаментом для построения последующего учебного материала по тригонометрии.
Ссылки:
1. Осин А.В. Новый носитель или новое явление? Мультимедиа в образовании - что это такое? // Библиотека в школе. 2007. № 7. С. 6-10.
2. Зинченко В.П. Психологическая педагогика: материалы к курсу лекций. Самара, 1998. Ч. 1. Живое знание.
3. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. № 150: Рецензируемый научный журнал. СПб., 2012.