Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелькумова Элла Ивановна

Интерактивные технологии в обучении обеспечивают не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрывают новые возможности личности обучающихся. Является необходимым условием для становления и совершенствования ценностных ориентаций через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности как накопления социального опыта, принятия критериев общественной и профессиональной успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING AS A FACTOR OF PERSONALITY SOCIALIZATION

Interactive technologies in teaching provide not only an increase in knowledge, abilities, skills, methods of activity and communication, but also reveal new opportunities for the personality of students. It is a necessary condition for the formation and improvement of value orientations through the inclusion of participants in the educational process in a meaningful experience of individual and collective activity as the accumulation of social experience, the adoption of criteria for social and professional success.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Мелькумова Э.И. Email: [email protected]

Мелькумова Элла Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: интерактивные технологии в обучении обеспечивают не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрывают новые возможности личности обучающихся. Является необходимым условием для становления и совершенствования ценностных ориентаций через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности как накопления социального опыта, принятия критериев общественной и профессиональной успешности. Ключевые слова: личность, обучение, интерактивные технологии, социализация, внутренняя мотивация, ценностные ориентации образования и развития личности.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING AS A FACTOR OF PERSONALITY SOCIALIZATION Melkumova E.I.

Melkumova Ella Ivanovna - PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC THEORY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: interactive technologies in teaching provide not only an increase in knowledge, abilities, skills, methods of activity and communication, but also reveal new opportunities for the personality of students. It is a necessary condition for the formation and improvement of value orientations through the inclusion of participants in the educational process in a meaningful experience of individual and collective activity as the accumulation of social experience, the adoption of criteria for social and professional success. Keywords: personality, learning, interactive technologies, socialization, intrinsic motivation, value orientations of education and personality development.

УДК 378.978 DOI: 10.24411/2304-2338-2021 -10701

Современные педагогика и психология настаивают на реализации личностного подхода к учащимся в процессе обучения как одного из основополагающих принципов организации всего учебно-воспитательного процесса. Сегодня переориентированная цель образования ставит в центр педагогической деятельности личность учащегося, подчеркивая общеразвивающий характер образования.

Личностно-ориентированное обучение основывается на уважении к личности воспитанника, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к ученику как субъекту педагогической деятельности.

Интерактивная форма обучения - это форма организации образовательного процесса, которая, преследуя конкретные учебные цели (освоение учащимися информационного материала), значительно расширяет педагогические задачи, а именно; создание необходимых комфортных условий обучения, психологической атмосферы успешности и умственной способности участников обучения.

Отличительной особенностью применения интерактивных технологий является условие постоянного и активного взаимодействия всех участников учебного коллектива. Постоянная рефлексия над собой и действиями других помогает учащемуся в определении своей модели действий и поведения, осознанному отношению к усвоению знаний и умений. Именно этот аспект применения интерактивных технологий позволяет рассматривать их не только как средство улучшения образования, но и как средство воспитательного воздействия.

В педагогической науке учебное взаимодействие рассматриваются с позиций организации учебной деятельности, где выделяются индивидуальная, фронтальная и групповая формы познавательной деятельности. Интересно, что в первых двух вариантах взаимодействие определяется разновидностью отношений ученик-учитель только количественным составом участников. Групповая же форма организации учебной деятельности более сложная по вариантности, но в своей основе устанавливает связи не только ученик-педагог, но и отношение внутри ученической группы. Насыщенное в решении познавательных задач, данная форма преследует конкретно-познавательные цели (решение конкретной учебной ситуации), коммуникативно-развивающие (навыки взаимодействия внутри группы и за ее пределами) и социально-направленные (формирование гражданской позиции, социального статуса личности). Формы групповой учебной деятельности могут быть совершенно разные: от работы в парах, ротационных групп до «мозгового штурма»; от учебных дискуссий и дебатах до самых сложных пресс-конференций, мастер-классов и видеоконференций. Следует отметить, что эффективность интерактивного обучения напрямую зависит от уровня обсуждаемой проблемы, от целостного ее представления, где обеспечивается переход от частных вопросов к широкой постановке видения поиска и решения значимой (лучше общественной) проблемы.

При использовании интерактивных технологий кардинально меняется роль и значимость педагога. Он не является единственным источником знаний, скорее его активность направляется на создание условий инициативы учащихся. Педагог выполняет функцию консультанта, координируя стратегию и тактику познавательного процесса.

Интерактивные технологии рассматриваются как разновидность взаимообучения, где и ученик, и учитель представляются равноправными участниками учебного процесса. Именно поэтому эти технологии способствуют созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия и наставничества. Демократичность, толерантность общения и взаимодействия в последующем выливаются в социальные умения критически мыслить, самостоятельно принимать решения в жизни и профессии.

Особая педагогическая ценность интерактивных технологий обучения в повышении эффективности усвоения информации, поскольку студенты не пассивно усваивают и воспроизводят учебный материал, а критически мыслят, решают сложные задачи путем анализа обстоятельств и определенной дополнительной информации, взвешивая и учитывая другие мнения, дискутируя, принимая адекватные решения. Активность становиться залогом формирования устойчивого познавательного интереса, критерием успешности в продвижении в знаниях.

Совместная деятельность в процессе обучения предполагает индивидуальный вклад в обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Доброжелательность и взаимная поддержка позволяют максимально эффективно получать новые знания, рассвечивать саму сущность познавательного процесса, делая учебное сотрудничество более высокой формой взаимодействия. Учение в сотрудничестве, обеспечение высокого уровня внутренней мотивации способствуют формированию ценностных ориентаций образования и развития личности.

Интерактивная продуктивность в обучении основывается на нескольких векторах: позитивная взаимозависимость, личная ответственность, содействующее взаимодействие и навыки совместной деятельности. Не угасающая актуальность

внедрения технологий интерактивного сотрудничества определяется современными целевыми установками всего образовательного процесса. Это в первую очередь социализация личности через совместную деятельность в обучении. Именно совместная деятельность является основой жизнедеятельности в демократичном обществе. Поэтому готовность к жизни, как необходимого условия существования, эти технологии рассматривают как целевые. Более того, процессы информатизации и технологизации современного общества требуют у учащихся в дальнейшем высокой степени социального опыта, необходимости подготовки к профессиональной и общественной жизни.

Социальные умения, которые оказывают многоплановое воздействие на жизненные навыки вхождения творческой личности в общественную жизнь, обеспечиваются значимостью интерактивных умений в процессе обучения. Эта значимость не однозначна. С одной стороны, она характеризуется личностным развитием, ориентацией на собственную систему оценок ситуаций, уровнем самоконтроля, самооценки, саморазвития. С другой, личность определяется умениями взаимодействия, социально-перцептивными, операционно-технологическими умениями, т.е. способностями к личностным контактам, конструированию различных моделей поведения корпоративного поведения. Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивные технологии изменяют традиционные транслирующие формы на диалоговые. Созданная среда образовательного общения характеризуется открытостью, толерантностью взаимодействия, накоплением совместного знания и возможностью шлифовки социальных качеств личности.

Список литературы /References

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2007. 200 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 480 с.

3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008. 176 с.

4. Вольфовская Т.О. Определение уровня сформированности интерактивных умений личности на этапах социализации // Педагогика и психология, 2003. № 3-4. С. 141148

ABOUT DOIRA CLASS Ikramov I.I. Email: [email protected]

Ikramov Ilkham Inogamovich - Acting Professor, DEPARTMENT PERFORMANCE ON PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: doira is the most popular instrument in Uzbekistan, often accompanied by dances and songs. No musical ensemble or orchestra is complete without this instrument. All colorful and complex rhythms can only be played on the doira, so doira players are distinguished by their performing skills. AI Petrosyants wrote about this in all the published literature "Doira's Textbook" for students who are just starting to learn. It includes notes on musical performance, literacy, recommendations for obtaining theoretical knowledge, exercises for practical performance, etudes, starting with small pieces and improving performing skills. In the past, it was traditionally taught by teacher-student orally, but at the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.