Научная статья на тему 'Интерактивные технологии на занятиях по иностранному языку'

Интерактивные технологии на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1092
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / SMART BOARD / EDUCATIONAL PROCESS / FOREIGN LANGUAGE / TEACHING METHODOLOGY / TEACHER / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Альфия Рафаиловна, Еремеева Гузель Ринатовна, Ладнер Рудольф Александрович

В статье рассмотрена необходимость применения новых образовательных технологий в процессе обучения, в целом, и актуальность использования интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку, в частности. Описаны теоретические и практические аспекты интерактивных технологий обучения, проанализирована их классификация. Акцент сделан на особенности применения интерактивной доски при обучении иностранному языку, описаны основные задачи и функции интерактивных досок (Smart Boards). В статье сделан вывод о том, что использование интерактивных форм деятельности, внедрение новых информационных технологий на занятиях по иностранному языку дают широкие возможности для формирования у студентов тех знаний, умений и навыков, которые перерастут в необходимые профессиональные компетенции будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Альфия Рафаиловна, Еремеева Гузель Ринатовна, Ладнер Рудольф Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article deals with the importance of interactive technologies in the process of foreign language teaching. Theoretical and practical aspects of interactive technologies are described. The use of interactive forms of activities, introduction of new information technologies in the process of foreign language teaching provide opportunities to form students’ knowledge and skills that will be developed into necessary professional competencies of future experts.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии на занятиях по иностранному языку»

УДК 372.881.111.1

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

А.Р. Баранова, Г.Р. Еремеева, Р.А. Ладнер

Аннотация. В статье рассмотрена необходимость применения новых образовательных технологий в процессе обучения, в целом, и актуальность использования интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку, в частности. Описаны теоретические и практические аспекты интерактивных технологий обучения, проанализирована их классификация. Акцент сделан на особенности применения интерактивной доски при обучении иностранному языку, описаны основные задачи и функции интерактивных досок (Smart Boards). В статье сделан вывод о том, что использование интерактивных форм деятельности, внедрение новых информационных технологий на занятиях по иностранному языку дают широкие возможности для формирования у студентов тех знаний, умений и навыков, которые перерастут в необходимые профессиональные компетенции будущего специалиста.

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивная доска, учебный процесс, иностранный язык, методика преподавания, преподаватель, студент.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS

OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

A. Baranova, G. Eremeeva, R. Ladner

Abstract. The article deals with the importance of interactive technologies in the process of foreign language teaching. Theoretical and practical aspects of interactive technologies are described. The use of interactive forms of activities, introduction of new information technologies in the process of foreign language teaching provide opportunities to form students' knowledge and skills that will be developed into necessary professional competencies of future experts.

Keywords: interactive technologies, smart board, educational process, foreign language, teaching methodology, teacher, student.

В настоящее время одним из требований общества к системе образования является ее опережающий характер к социально-экономическим, политическим, научно-технологическим и культурным изменениям в современном мире. Быстроразвивающиеся технологии обучения также требуют своевременного реагирования и применения в образовательном процессе. Соответственно, важной задачей преподавателя иностранного языка становится использование новых информационных и коммуникационных ресурсов. Разная школьная подготовка, разные учебные способности, необходимость объединения разноуровневых студентов в одну группу для проведения учебных занятий, а порой и низкая мотивация изучения иностранного языка в данных условиях делают труд преподавателя специфичным, и перед ним стоит задача подбора технологий обучения таким образом, чтобы каждый студент был вовлечен в активную образовательную и самообразовательную деятельность.

По мнению Г.А. Китайгородской, увлечение новшествами и нововведениями связано с необходимостью повышения качества функционирования образовательных систем и попыткой решить проблему повышения качества

с помощью инноваций в период модернизации образования [7]. Такие термины, как «интерактивная доска», «компьютер», «планшет» постоянно слышны в активном словаре преподавателей и студентов и, что важнее всего, эти технические средства регулярно используются в процессе обучения в целом и на занятиях по иностранному языку, в частности. Является необходимым дать определения таких понятий, как «интерактивная технология» и «педагогическая технология».

Педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей

(«технологическая цепочка») [5]. Для термина «интерактивный» современные словари дают большое количество определений, но в целом, они схожи и не имеют существенных различий в значении. Тем не менее, Е.Ю. Ваулина понятие «интерактивный» трактует как

«предполагающий непосредственное

взаимодействие с пользователем в процессе работы, немедленную реакцию на действие пользователя» [3]. Данной точки зрения придерживаемся и мы.

К этому стоит добавить лишь то, что в современном мире понятие интерактивных технологий неразрывно ассоциируют с использованием информационно-

коммуникативных и компьютерных технологий.

Информационные технологии, по мнению И.Г. Захаровой, это «совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способах сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» [6]. Если информационные технологии - это педагогические технологии, требующие использования специальных способов для работы с информацией, то компьютерные технологии - это вспомогательные средства в обучении. Это все подразумевает применения технических средств: компьютеров,

интерактивных досок и всевозможных программ, которые могут способствовать продуктивной работе в процессе обучения. Таким образом, интерактивное взаимодействие означает диалог субъектов с использованием любых подручных средств, которые доступны в данный момент.

Е.А. Курилина называет ряд направлений внедрения новых технологий в образование:

- использование компьютеров для решения учебных и научных задач в самых различных областях науки и техники, включая математическое моделирование, обработку информации и управление учебным процессом;

- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

- использование компьютерных технологий в качестве новых инструментов и средств обучения;

- использование новых информационных технологий для творческого развития обучаемого и повышения мотивации его к обучению;

- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики обучения;

- использование компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве интересных и полезных объектов обучения;

- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы [8].

Следовательно, возникает вопрос о значимости и продуктивности их использования на занятиях по иностранному языку. Здесь нельзя не упомянуть об интерактивной доске, которая представляет собой сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. SMART BOARD - что в дословном переводе с английского языка означает «умная доска». Учитывая преимущества интерактивных досок, важно указать, что, работая с доской, обучающиеся могут усваивать учебный материал на достаточно высоком уровне. Это способствует совершенствованию навыков говорения, письма, чтения и аудирования. Основными функциями интерактивной доски являются проигрывание аудио- и видеоматериала, проектирование изображений, выполнение упражнений, использование интернет-ресурсов и т.д. Таким образом, SMART BOARD является основой мотивационного компонента, способствующего развитию интереса к занятиям по иностранному языку. Использование интерактивных технологий позволяет студентам по-новому взглянуть на обучение, творчески подойти к подготовке домашнего задания, найти новые разнообразные решения задач. Это, безусловно, повышает эффективность занятия, что приносит удовлетворение субъектам образовательного процесса.

Полностью функционирующие

интерактивные доски интегрируют в себе четыре компонента:

1) компьютер;

2) мультимедийный проектор;

3) программное обеспечение;

4) собственно доска [8].

В свою очередь, К.М. Арынгазин, А.В. Дзюбина называют четыре задачи, которые позволяют решать интерактивные доски. Первая задача - уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала.

Вторая задача интерактивных досок -экономия времени занятия за счет отказа от конспектирования. Студенты по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК в пошаговым режиме. При этом не только доступны предлагаемые преподавателем иллюстрации и записи, но и правильно воспроизводится последовательность его действий у доски.

Третья задача интерактивных

досок - повышение эффективности подачи материала. Чтобы объяснить механизм этого процесса, сделаем небольшое отступление. В художественной фотографии, театре, кинематографе, мультипликации, живописи и других сферах искусства традиционно различают сцену и героя (объект), говоря языком психологии, фоновое и когнитивное, фон и фигуру. Фон и фигура подчиняются своим законам, они настолько различны, что их оформлением часто занимаются разные люди. В театре это художник сцены и костюмер, в мультипликации - также художник фона и художник-аниматор.

Четвертая задача интерактивной доски в аудитории - организация групповой работы (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях [2]. Основными положительными моментами использования информационных технологий являются: динамичность, удобство, наглядность. Но существуют и негативные моменты, или «опасности», как их называют Е.Ю. Смотрицкий и Е.Я. Шейнина. По мнению данных исследователей, помимо положительных сторон внедрения интерактивных технологий, существуют два направления, которые должны быть учтены в процессе обучения:

Во-первых, это яркость, интенсивность, игровая форма занятия могут превратиться в простое развлечение, когда главное-то как раз и останется «за кадром», пройдет мимо внимания и не останется в памяти обучающегося, т.е. к формам проведения занятий по иностранному языку следует подходить дифференцированно, менять вид деятельности на занятии, согласно возрасту и особенностям студентов.

Конечно, технологии можно считать исключительно положительным моментом, но нельзя забывать, что ход занятия строится не только на действии интерактивной доски или проектора, но и на умелом использовании их преподавателем. Здесь также важна и способность преподавателя сделать акцент на главном, заинтересовать обучающихся, сделать занятие продуктивным. Ведь наличие программного обеспечения и хорошего технического сопровождения может, на наш взгляд, расслабить как обучаемого, так и педагога.

Во-вторых, влияние коммерческих структур на образовательные объекты, т.е. образование -это тысячи школ, классов. Зачастую данные частные организации предоставляют

некачественную продукцию, которая, в свою

очередь, в последующем отражается на качестве предоставляемого образования [9]. Основной проблематикой, на наш взгляд, является то, что педагоги должны уметь использовать продукцию современной науки на своих занятиях и уметь использовать по назначению. К. Ангеловски говорит, что процент новаторов составляет лишь 6,6% в педагогическом коллективе, а количество реализаторов, тех, кто готов воплощать идеи новаторов - не более 44,7%, т.е., подготовка преподавателей, умеющих использовать технологии - это основная задача в образовательном процессе [1].

Таким образом, анализируя опыт отечественных ученых в сфере использования интерактивных технологий, педагогам следует больше внимания уделять следующему:

- владеть информацией об основных тенденциях, направлениях и методиках проведения занятий с использованием интерактивных технологий;

- уметь выбирать и дифференцировать эффективные приемы и средства, опираясь на цель и задачи занятий;

- самостоятельно работать с различными видами технических средств с целью вариативности форм занятия.

Тем не менее, следует вспомнить, что основными качествами современного и традиционного педагога являются такие качества, как инициативность, креативность, способность анализировать, делать выводы, и действительно иметь желание передать знания.

Л. Гейхман отмечает, что интерактивные технологии образования при изучении иностранных языков требуют от всех участников учебного процесса развития коммуникативных умений, навыков работы в парах и группах, умений аргументировать и дискутировать и т.д. В целом интерактивное обучение иностранным языкам создает совокупный эффект, который сказывается в том, что на фоне программного усвоения знаний формируются:

1. умение сотрудничать;

2. коммуникативная компетентность, которая определяется изменением стиля общения, осознанием барьеров общения, характером решения коммуникативных заданий;

3. толерантность, которая характеризуется восприятием других людей и обеспечивает полноту и адекватность общения в разных ситуациях [4].

Информатизация общества непосредственно повлияла и продолжает интенсивно влиять на систему высшего образования, которая по своей сути призвана готовить студентов с опережением требований общества.

При обучении иностранному языку интерактивные технологии применяются как средство обучения и инструмент для решения профессиональных задач. Это представляется

нам важным при формировании у будущих выпускников готовности умело использовать информационную среду для обеспечения качества работы.

Литература:

1. Ангеловски К. Учителя и инновации / К. Ангеловски; пер. с македонского. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

2. Арынгазин К.М., Дзюбина А.В. Применение интерактивной доски в процессе изучения курса физики в сфере высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / К.М. Арынгазин, А.В. Дзюбина. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Aryngazin& Dziubina/

3. Ваулина Е.Ю. Мой компьютер. Толковый словарь / Е.Ю. Ваулина. - М., Эксмо, 2004. - 496 с.

4. Вовчаста Н.Я. Роль интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. Часть I. -Новосибирск: СибАК, 2013. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sibac.info/conf/pedagog/xxiv/31482

5. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора

школы / Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 160 с.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

7. Китайгородская Г.А. Инновации в образовании

- дань моде или требование времени? / Г.А. Китайгородская // Иностранные языки в школе. - 2009.

- № 2. - С. 2-7.

8. Курилина Е.А. Интерактивная доска -инструмент информационных технологий в образовании [Электронный ресурс] / Е.А. Курилина. -Режим доступа: 2010.it-edu.rU/docs/Sekziya_7/6 _КигШпа_1256498917741236Мос

9. Смотрицкий Е.Ю., Шейнина Е.Я. Интерактивные технологии в школе. [Электронный ресурс] / Е.Ю. Смотрицкий, Е.Я. Шейнина. - Режим доступа: http://zhurnal.lib.rU/s/smotrytskyy-interactiv.shtml

Сведения об авторах:

Баранова Альфия Рафаиловна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка в сфере высоких технологий Казанского Приволжского Федерального Университета, e-mail: [email protected]

Еремеева Гузель Ринатовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка в сфере высоких технологий Казанского Приволжского Федерального Университета, e-mail: [email protected]

Ладнер Рудольф Александрович (г. Казань, Россия), преподаватель кафедры английского языка в сфере высоких технологий Казанского Приволжского Федерального Университета, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

A. Baranova (Kazan, Russia), Candidate of pedagogical sciences, associate professor at English Language Department in the Sphere of High Technologies, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University, e-mail: [email protected]

G. Eremeeva (Kazan, Russia), Candidate of pedagogical sciences, associate professor at English Language Department in the Sphere of High Technologies, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University, e-mail: [email protected]

R. Ladner (Kazan, Russia), Lecturer at English Language Department in the Sphere of High Technologies, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University, email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.