Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ИННОВАТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ДШМИ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ИННОВАТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ДШМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детские музыкальные школы / педагогика / инновации / технология / интерактивный / «Сольфеджио» / «Музыкальная литература» / «Слушание музыки» / технологическая карта / синтезатор / синестезия / интерактивная доска. / children's music schools / pedagogy / innovation / technology / interactive / "Solfeggio" / "Musical literature" / "Listening to music" / technological map / synthesizer / synesthesia / projector / IСT / interactive desktop

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пайзиева Дилноза Абдурасул Кизи

в статье на основе практических результатов освещаются методы организации интерактивных форм урока с использованием инновационных технологий и медиа средств при преподавании теоретико-музыкальных предметов в детских музыкальных школах. А также частично дается результаты проводимых практических опытов, излагая психологические и восприятельные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF INNOVATION IN THE TEACHING OF MUSICAL AND THEORETICAL DISCIPLINES AT MUSIC SCHOOLS

in the article, the methods of organizing interactive lesson forms using innovative technologies and media tools in the teaching of music-theoretical subjects in children's music schools are covered based on practical results. And also the results of practical experiments are partially given, outlining the psychological and educational aspects

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ИННОВАТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ДШМИ»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ИННОВАТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ДШМИ

Пайзиева Д.А.

Пайзиева Дилноза Абдурасул кизи - свободный соискатель (PhD), кафедра «Теория музыки», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье на основе практических результатов освещаются методы организации интерактивных форм урока с использованием инновационных технологий и медиа средств при преподавании теоретико-музыкальных предметов в детских музыкальных школах.

А также частично дается результаты проводимых практических опытов, излагая психологические и восприятельные аспекты.

Ключевые слова: детские музыкальные школы, педагогика, инновации, технология, интерактивный, «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Слушание музыки», технологическая карта, синтезатор, синестезия, интерактивная доска.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF INNOVATION IN THE TEACHING OF MUSICAL AND THEORETICAL DISCIPLINES AT MUSIC

SCHOOLS Payzieva D.A.

Paizieva Dilnoza Abdurasul kizi - free applicant (PhD), DEPARTMENT OF MUSIC THEORY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article, the methods of organizing interactive lesson forms using innovative technologies and media tools in the teaching of music-theoretical subjects in children's music schools are covered based on practical results. And also the results of practical experiments are partially given, outlining the psychological and educational aspects Keywords: children's music schools, pedagogy, innovation, technology, interactive, "Solfeggio", "Musical literature", "Listening to music", technological map, synthesizer, synesthesia, projector, ICT, interactive desktop.

УДК 078

В настоящее время мы наблюдаем фундаментальные инновации в различных областях науки и технологии, под которым меняется возможности и взгляды человечества. В частности, произошли большие изменения в структуре музыкального языка, в принципах исполнения и его восприятия. Это послужило толчком к появлению инноваций и в системе музыкального образования. Особенно нужда в новациях остро ощущается в обучении к музыкально-теоретическим предметам. Одним из важных и значимых нововведений в музыкальной педагогике XX-XXI веков является, безусловно, использование компьютеризации и информационных технологий. Музыкальная педагогика в наши дни не может быть не компьютеризирована.

В данной статье рассматривается ряд инновационных способов, начиная с документов до цифровых технологий, которые могут служить педагогу в организации «интерактивных» уроков «Сольфеджио» и «Теория музыки» в детских музыкальных школах.

В современной педагогике мы станем свидетелями внедрения официальных документов при формировании процессов интерактивных уроков. Одним из таких нововведений является "технологическая карта" данного урока. "Технологическая карта" урока является аналогом традиционного плана урока, отличие которого заключается в том, что правильно составленная "технологическая карта" инструктирует преподавателя, по каким технологиям организовать учебный процесс, в какой форме и какие ресурсы, приемы использовать. В "технологической карточке" наглядно показана форма проведения урока, используемые образовательные технологии, перечень ресурсов, технических средств, взаимодействие преподавателей и учащихся.

Один из новых инструментов который появился в классах «Сольфеджио» это - Синтезатор. В преподавании "сольфеджио" роль синтезатора (в место акустического фортепиано) как многофункционального инструмента очень значительно. Особенно в воспитании у учеников "открытого слуха". Использование синтезатора на уроках "сольфеджио" - это эксперимент, который уже много лет апробируется в практике зарубежных стран. Известно, что до этого времени, как практический музыкальный инструмент в дисциплинах "Сольфеджио", "Музыкальная литература", фортепиано считалось основным инструментом преподавателей теории. Все музыкальные примеры, мелодии исполнялись только на

фортепиано. Это само по себе приводит к тому, что учащиеся могут вжиться к клавишному тембру и настраивать свой слух только под фортепиано. Учитывая разнообразность музыкальных инструментов и манеры их исполнения, для воспитание и развития тембрового слуха будет целесообразно слушать тембров разных инструментов и визуально видеть исполнение.

Основываясь на опыте нашей практики (ДШМИ № 24, обучающиеся отдела народных инструментов) в качестве эксперимента на уроках «Сольфеджио» начали использовать синтезатор. Хочу отметить тот факт, что появления синтезатора в классе было проявлена позитивным настроением и огромным интересом у учащихся. Не будет преувеличением сказать, что это стало еще одним доказательством открытости юного поколения к постоянным новшествам.

Использование синтезатора на уроках "сольфеджио", безусловно, началось с ознакомления с этим инструментом. В нем были представлены ранее спетые мелодии, исполненные на различных инструментах с использованием функции "Голос" синтезатора. Исполнение одной мелодии в разных тембрах вызвало большой интерес у учащихся. С другой стороны, было замечено, что тембры разных инструментов запоминаются легче. Наряду с положительными показателями возникли и трудности. Эта ситуация в основном возникла во время пении звукорядов и мелодий под аккомпанементов других тембров таким образом утруднив учеников. Это объясняется не открытостью слуха и неготовностью к исполнению даже в унисон с другими тембрами. Пение звукорядов и секвенции под тембров скрипки или духовых инструментов, было очень трудным для 60% учеников. Интерес проявили 40% учеников. Причина в том, что те 40% обучающихся имели более продвинутые навыки и слух. Но в ходе занятий положительные результаты стали наблюдаться даже у остальных учеников. Еще одной важной функцией синтезатора является "Style Song" которая задает ритмы музыки в разных направлениях. С использованием функции ""Style Song" и "Авто аккомпанемент" можно аккомпанировать к заданной мелодии разные стили и жанры. Такой опыт сам по себе вызывает определенную степень затруднений у учащихся, поскольку ранее они были с ними незнакомы. Но после второго, третьего занятий студенты начали быстро осваиваться. В то же время были сформированы первоначальные знания и навыки о музыкальных стилях, таких как джаз, поп. Синтезатор обладает очень важными функциями для дисциплины "сольфеджио", такими как метроном и ускорение и замедление темпа, и помогает учащимся дирижировать в одном ритме, под метронома. С самого начала первого применения этого опыта студентам предлагалось выполнять как можно больше практических заданий с использованием синтезатора, принимая во внимание их возможности и другие задачи. Поскольку применение этой инновационной музыкальной техники в дисциплине "сольфеджио" является одним из первых шагов, требуется проработать еще много процессов. Использование синтезатора на курсах "сольфеджио" позволяет будущим юным музыкантам выполнять такие важные задачи, как развитие чувства "красочности звука", совершенствование исполнительских навыков, пробуждение чувства ритма. Таким образом она предлагает учащимся открытое отношение к новым музыкальным техникам, свежий взгляд и отношение к предмету "Сольфеджио".

Интерактивные доски. На сегодняшний день интерактивная доска стала актуальным рабочим инструментом педагогики и многих других областей. Ни для кого не секрет, что сфера медиа-технологий развивается и обновляется день ото дня. В результате наших наблюдений за деятельностью наших зарубежных педагогов-исследователей, мы стали свидетелями создания сенсорных моделей интерактивных досок для музыкального образования. Интерактивные доски или интерактивные панели с сенсорным управлением работают так же, как смартфон, планшет. Только они будут в виде белой доски. Если сравнивать их с предыдущими музыкальными электронными досками, то это позволяет использовать различные музыкальные программы, интерактивные электронные руководства на сенсорных досках. Интерактивные доски применяются непосредственно через подключение компьютерного и проекторного оборудования. Преимущество сенсорных панелей в том, что они могут выполнять различные задачи с помощью перемещения программ без проектора на панель с помощью флэш-карты. Такие сенсорные панели, безусловно, откроют большие возможности в музыкальном образовании.

Ритмические карточки и использование инструментов Карла Орфа. Ряд карточек с разными ритмами используются в основном при работе с ритмическими группами на уроке. Такие карточки рассчитаны на разные единицы измерения, которые можно заменять для формирования различных комбинаций. Процесс применения ритмических карточек очень интересен, и учащиеся с большим интересом выполняют различные ритмические изображения. Карточки, в которых указаны ритмические группы, сначала раскладываются в более простой последовательности, а затем заменяются карточками, в которых даны относительно сложные ритмические группы.

Карточки, в которых указаны ритмические группы, сначала раскладываются в более простой последовательности, а затем заменяются карточками, в которых указаны относительно сложные ритмические группы. Ритмические карточки также можно исполнять на фоне нескольких мелодий, выбранных для ритмических упражнений. В этом случае учащиеся исполняют ритмические группы с помощью ударных стилей хлопки в ладоши, щелканье по парте, что постепенно становится скорее сложным, чем простым. А также можно параллельно играть двух вертикально поставленных ритмических карточек (при этом даются разные ритмические фигуры). Безусловно этот прием поможет развить оба полушария мозга учеников. Работа над ритмическими упражнениями является одним из важных принципов курса "Сольфеджио", и очень важно регулярно уделять время ритмическим упражнениям на каждом уроке. Важно, чтобы исполнитель чувствовал

ритм и размер во время пения или исполнения определенного музыкального произведения. Использование "Orf instruments1,1 при формировании и развития чувства метро - ритма считается одной из техник, которая принесла свои плоды. Список инструментов Карла Орфа включает в себе следующие инструменты:

• глокеншпилы;

• ксилофоны;

• металлофон;

• тарелки;

• барабанный стол;

• бумвейкеры;

• Орф колотушки

Из вышеперечисленных инструментов в процессе практики использовались только ксилофон, тарелки, барабанный стол, бумвейкеры, orf-колотушки. Причина в том, что наша цель - дать ритм к мелодию, исполняемой с использованием различных ударных инструментов, а ксилофоны и бумвейкеры - это инструменты с определенным диапазоном. В то же время, во время пения различных мелодий, учащиеся дают ритм, используя такие инструменты, как треугольники, бубенцы, колокольчики. Для этого сначала отрабатывается над мелодией в течение двух уроков, только затем ритм переносится на пение, давая его. Этот опыт также придает особое настроение процессу исполнения, прививая студентам важные навыки, такие как интерес к изучению новых мелодий, ощущение состояния, близкого к исполнению ансамбля. Выполнение таких практических упражнений на уроке раскрывает курс "Сольфеджио" как науку, близкую к практике исполнения.

Во время практики мы стали свидетелями того, что учащиеся начальных классов (имеются в виду учащиеся 1-2 классов) тщательно прорабатывают мелодию в течение 2 уроков, чтобы они могли выполнять различные упражнения на одну мелодию (транспонирование, пение по заданной методике, пение с аккомпанементом).

Музыкально-программное обеспечение (Обучающие, развивающие и тестирующие программы). Слух -самый базовый и важный навык музыканта. И "Сольфеджио" - главная наука, которая служит ему. Музыкальное восприятие, навыки прослушивания музыки должны прививаться человеку с детства. Чем раньше и правильно эти навыки будут воспитаны, тем эффективнее это будет. У музыканта умение слышать музыку воспитывается в процессе прослушивания хорошей музыки. В ходе урока регулярное народное творчество, сочинительство, прослушивание образцов художественной музыки разных эпох также развивают у учащихся внутренний слух. Внутренний слуховой голос - один из факторов, способствующих чистоте интонации. В области развития и тестирования слуха мобильные приложения music trainer являются одним из приложений, которые в настоящее время распространены среди музыкантов. С помощью программ «Music trainer» музыканты смогут развить свои слуховые навыки и протестировать их. Тренажеры для слуховых аппаратов могут использоваться по предметам "Сольфеджио", учащимися всех классов. Во время стажировки мы использовали программу Jungle music в основном для учащихся 1-2 классов, а сайт «Идеальный слух»2, разработанный российскими программистами, - для старших классов.

Музыкальная программа "Jungle Music" структурирована в форме игры, которая с помощью этой игры помогает работать главным образом с корзиной нот и тоном нот. Эта игровая программа была в значительной степени применена в качестве эксперимента к отстающим ученикам, которым трудно запоминать ноты, форма урока проводился индивидуально. Результат, с другой стороны, очень радует, прежде всего, возросшей уверенностью ученика в себе и интересом к уроку. Ноты разучивались с легкостью и интонирования тоже заметно улучшались.

"Идеальный слух" желательно применять в основном у старшеклассников. В программе сайта все этапы теории музыки распределены по группам: интервалы, тритоны, звукоряды и лады, трезвучия с обращениями, характерные интервалы, доминантный септаккорд и его обращения, вводные септаккорды. Есть возможность выбрать уровень тестов. Например, в теме интервала указаны все интервалы, и из них можно выбрать некоторые (в зависимости от упомянутой темы) или выбрать все (в конце года, на контрольных уроках). Следующим этапом является выбор мелодического или гармонического варианта интервалов. Затем выберите тренажер или тест. Учащиеся по этой программе могут работать как самостоятельно, так и вместе с учителем или же с классом. Регулярно использовать эти программы на всех занятиях невозможно. Причина в том, что время, отведенное на предметы "Сольфеджио" и "ЭТМ", ограничено, а продолжительность занятий также зависит от количества учащихся в группе.

Огромное значение в преподавании предмета "музыкальная литература" имеют медиа техники и интернет-ресурсы. В дисциплинах "Музыкальная литература" и "Прослушивание музыки" важным фактором является то, получают ли учащиеся информацию как визуально, так и вербально. Информация остается глубоко запечатленной в памяти, когда она воспринимается как визуально, так и вербально одновременно. Для этого нам, безусловно, будут очень полезны компьютерные технологии, интернет-ресурсы и различные медиа-технологии. Такие эксперименты, как слайды, картинки с изображениями композиторов, показ видеороликов,

1 Система детского музыкального воспитания Карла Орфа: сб. / Под ред. Л.А. Ларенбойма. - Л.: Музыка, 1970.

М1р8://идеальныйслух.рф/.

изображающих исполнение оригинального варианта исполнения произведения, перенесение интересных фактов о жизни композитора, знакомство его с эпохой, его творчества, прямое сравнение других видов искусства того времени и их общих черт, укрепляют вниманию учеников.

На первый взгляд, это кажется не таким важным, но знание психологических аспектов восприятия информации учащимися обладает большой проницательностью. Важно правильно интерпретировать информацию, даваемую подрастающему поколению, объяснять ее цель и ее место в музыке. Не будет преувеличением сказать, что только в таких случаях нам удавалось заставить наших читателей хорошо запомнить предоставленную информацию. Важно, чтобы у преподавателя был развитый словарный запас, навыки, позволяющие сделать его мысли ясными и понятными.

Онлайн-музеи могут проводиться один или два раза в четверть. Тот факт, что мы организуем виртуальное путешествие по онлайн-музеям, позволяет учащимся расширить свое мировоззрение, быть полностью внимательными во время урока, получать удовольствие от процесса прохождения урока. Главное, на основе увиденного в них возникают различные самостоятельные мысли, вопросы. Объяснение темы на слайдах. Объяснение новой темы на слайдах, в свою очередь, ставит задачу использования программы Power Point перед преподавателем на уроке от начала до конца. Еще одним преимуществом создания слайда является то, что не вся необходимая информация исключается во время создания слайда, оставляя основные необходимые моменты. Например, на слайдах в краткой форме размещены дата и место рождения композитора, процесс обучения и творческий путь. Это значительно сэкономит время для других занятий во время урока.

Музыкальная синестезия или музыкальная графика. В мире музыки такие известные композиторы, как Римский-Корсаков, Скрябин, Мессиан, считаются синестетическими творцами. То есть это те, кто видеть краску звука. Например, Скрябин "видел" тембры скрипки и трубы в желтом, красном цвете.3 Музыка и изобразительное искусство.

Было проведено множество экспериментов, научных работ по синестезию музыки и изобразительного искусства. В результате было доказано, что синтез двух искусств не только хорошо влияет на психологическое, физиологическое состояние педагогов, но и стимулирует раскрытие творческих граней. В ходу нашего личного опыта проведенной в течении учебного процесса, были нарисованы картинки к таким произведением как «Марш деревянных солдатиков» Чайковского из балета «Щелкунчик» и «Утро» Э. Грига из цикла «Пьер Гюнт». И результат проявился в следующих показателях: «Марш деревянных солдатиков» Чайковского из балета «Щелкунчик»:

S 40% учеников - героические образы, в котором использовались коричневые, красные и синие цвета; S 25% учеников - образ моря, изображенные в синих и в желтых цветах; S 35% учащихся описали лес, используя зеленые, коричневые, желтые цвета. На произведение «Утро» Э. Грига:

S 70% учащихся - использовали почти все цвета, изобразили картину природы; S 18% учащихся - горные пейзажи; S 7% учащихся - животные;

S 5% учащихся - основались на свободной фантазии, использовав в основном зеленые, желтые, голубые и оранжевые цвета.

Применение выше описанных способов организации интерактивных методов и технологий в данное время считается наиболее эффективными способами организации интерактивных занятий. Потеря интереса к музыкально-теоретическим предметам и сокращение часов на эти предметы в ДШМИ настораживает нас педагогов-исследователей больше находить и разрабатывать новые технологии и методики которые обеспечит актуальность и дальнейшее развитие.

Список литературы /References

1. ДядченкоМ.С. "Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков"

2. Кузнецова Ирина Николаевна Дистанционное обучение - в школе // КИО. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-shkole (дата обращения: 15.12.2023).

3. Система детского музыкального воспитание Карла Орфа: Сб / Под ред. Л. А. Ларенбойма. - Л.: Музыка, 1970.

4. Слуева О.В. Мусина мактаблари дарс жараёнларида инновациялар.// Мир культуры: Исскуства, наука, образование.

5. Стражникова Татьяна Ивановна Инновационные технологии обучения в системе музыкального образования: перспективы развития // Культурная жизнь Юга России. 2009. №2.

6. Тараева Г.Р. Компьютерная музыка и теоретические проблемы музыкального языка. // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. №4. 92-98

7. Томашева Ангелина Аркадьевна. "Состояние музыкальной синестезии" Омский научный вестник, № 4. (58), 2007, с. 219-221.

8. ХаргривзД.Дж., Норт. А.К. "Как учат музыке за рубежом" - М: "классика XXI", 2009., (с. "Мастер класс").

3Томашева Ангелина Аркадьевна. "Состояние музыкальной синестезии" Омский научный вестник, № 4 (58), 2007, с. 219221.

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 15.12.2023).

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.