Научная статья на тему 'Интерактивные практики в современных русскоязычных СМИ (на материале литературных блиц-рецензий)'

Интерактивные практики в современных русскоязычных СМИ (на материале литературных блиц-рецензий) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
82
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРАКТИКА / БЛИЦ-РЕЦЕНЗИЯ / ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ИМЕНА / ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ / СТИЛЬ "ГЛАМУР" / "НОВОЯЗ" / INTERACTIVE COMMUNICATION PRACTICE / BLITZ REVIEW / PRECEDENT NAMES / PRECEDENT PHENOMENA / 'GLAMOUR' STYLE / 'NEWSPEAK'

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусейнова И.А.

В статье рассматриваются интерактивные практики, направленные на установление контакта с массовым реципиентом читателем современных текстов, публикуемых в новых средствах массовой информации. Автор анализирует литературные блиц-рецензии, опубликованные в Интернете, в которых применяются интерактивные практики, ориентированные на создание диалогичности при помощи прецедентных феноменов, «новояза», стиля «гламур» и стереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гусейнова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE COMMUNICATION PRACTICES IN CONTEMPORARY RUSSIAN MASS MEDIA (AN ANALYSIS OF LITERARY BLITZ REVIEWS)

The article discusses interactive communication practices used to establish contact with the audience readers of new media texts. The author analyzes literary blitz reviews that are published on the Internet and reveal interactive communication practices used for creating dialogue with the reader through reference to precedent phenomena, ‘newspeak’, ‘glamour’ style and stereotypes.

Текст научной работы на тему «Интерактивные практики в современных русскоязычных СМИ (на материале литературных блиц-рецензий)»

УДК 378

И. А. Гусейнова

доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры немецкого языка переводческого факультета МГЛУ; e-mail: ginnap@mail.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ (на материале литературных блиц-рецензий)

В статье рассматриваются интерактивные практики, направленные на установление контакта с массовым реципиентом - читателем современных текстов, публикуемых в новых средствах массовой информации. Автор анализирует литературные блиц-рецензии, опубликованные в Интернете, в которых применяются интерактивные практики, ориентированные на создание диалогичности при помощи прецедентных феноменов, «новояза», стиля «гламур» и стереотипов.

Ключевые слова: интерактивная практика; блиц-рецензия; прецедентные имена; прецедентные феномены; стиль «гламур»; «новояз».

Guseynova I. A.

Ph. D., Doctor of Philology, Professor at the Faculty of Translation and Interpreting, MSLU; e-mail: ginnap@mail.ru

INTERACTIVE COMMUNICATION PRACTICES IN CONTEMPORARY RUSSIAN MASS MEDIA (an Analysis of Literary Blitz Reviews)

The article discusses interactive communication practices used to establish contact with the audience - readers of new media texts. The author analyzes literary blitz reviews that are published on the Internet and reveal interactive communication practices used for creating dialogue with the reader through reference to precedent phenomena, 'newspeak', 'glamour' style and stereotypes.

Key words: interactive communication practice; blitz review; precedent names; precedent phenomena; 'glamour' style; 'newspeak'.

Разнообразие жанров массовой коммуникации и развитие информационно-коммуникационных технологий требуют изучения и осмысления материалов, публикуемых одновременно, как в традиционных, так и в новых СМИ. На наш взгляд, целесообразно проанализировать интерактивные практики, которые обеспечивают устойчивый интерес читателя к тем или иным периодическим изданиям, размещаемым в виртуальном пространстве Интернета.

Под интерактивной практикой применительно к средствам массовой коммуникации мы понимаем интенсивное употребление «диалогических, репликативных жанров» [2, с. 325]. К ним относится, прежде всего, интервью, однако мы учитываем то обстоятельство, что диалог формируется сегодня как в нарративных, так и аргумен-тативных жанрах. В статье мы сосредоточимся на анализе языковых средств, которые способствуют созданию диалогичности в виртуальной среде.

Для нашего анализа мы решили выбрать жанр рецензии, отражающий культурную жизнь России и россиян, с одной стороны, и повествующий о литературных книжных новинках - с другой. В качестве эмпирического материала нами были выбраны рецензии, опубликованные в «Литературной газете» за период 2007-2015 гг., посвященные книгам отечественных и зарубежных авторов (http://lgz.ru/article/-21-6510-27-05-2015/strana-nevozmozhnostey/; http://lgz.ru/article/ N41--6193--2008-10-08-/Blits-rеtsеnzii6054/?Sphrase_id=82342/).

Отметим, в ходе обработки эмпирического материала нами было установлено, что в электронной версии «Литературной газеты» популярностью у читателей пользуются «блиц-рецензии», суть которых заключается в кратком представлении того или иного издания в аннотированном формате. Определение этой жанровой разновидности рецензии пока не выработано, однако можно утверждать, что композиционно блиц-рецензия состоит из следующих структурных элементов:

1) библиографической справки, в которой представлена фамилия и инициалы автора произведения, название издания, место издания, издательство, год издания и количество страниц, ср.: «В. Ф. Ложко, Л. В. Храмкова. Серебряная память Коктебеля. - Симферополь : МСП «Ната», 2008. - 384 с.» [3];

2) зачина, призванного ввести читателя в культурно-исторический контекст, например: «Когда говорят о Серебряном веке, имеют в виду чаще всего именно русскую поэзию конца XIX - начала XX в. Однако вся культура того периода была вовлечена в единый процесс духовного и нравственного обновления. Хотя, конечно же, главным содержанием Серебряного века стала литература» [3];

3) основного информационного блока, раскрывающего суть или содержание издания, ср.: «Самые талантливые представители ее ощущали "и тяжкий груз безвременья 80-х годов, и смутный гул

приближающихся непонятных событий, которые витали в воздухе", -отмечают авторы книги. Цветом Серебряного века в русской литературе стали А. Блок, Н. Гумилёв, М. Цветаева, В. Иванов, М. Волошин, М. Кузмин, И. Северянин, С. Соловьёв, Б. Пастернак, А. Грин. А культурным центром, колыбелью Серебряного века стал в эту эпоху Коктебель. Сюда стремились писатели, художники, вообще творческие люди, где они искали и отдохновения, и вдохновения. Навсегда останутся в памяти Коктебеля прошлого, нынешнего и будущего имена Максимилиана Волошина, Андрея Белого, Осипа Мандельштама, Алексея Толстого, Викентия Вересаева, Михаила Булгакова, Валерия Брюсова, Максима Горького и многих, многих других» [3];

4) эхо-фразы, или резюмирующего элемента, призванного привлечь внимание читателя к изданию, например: «Об этом легендарном месте и этих удивительных людях - книга, в которую вошли и биографические справки писателей, работавших и отдыхавших в доме Волошина в Коктебеле. Сборник иллюстрирован редкими фотографиями» [3].

Неотъемлемой частью блиц-рецензии является фотография суперобложки издания, а также броский заголовок, служащий привлечению внимания читателя, например: «Средь тяжкого груза и смутного гула» [3]. Подчеркнем, что данная цитата отсылает читателя к известному стихотворению А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно...» (http://music.lib.rU/d/domnin_l/alb9.shtml/), а также апеллирует к фоновым знаниям читателя, связанным с поэзией Серебряного века.

Таким образом, блиц-рецензия обладает устоявшимися признаками жанра критики, проявляющимися, прежде всего, в риторическом построении текста и его супер- и макроструктурной организации. Иными словами, блиц-рецензия строится по определенной текстовой модели, которая широко используется при составлении подобных сообщений. Однако композиционная устойчивость данного типа текста - блиц-рецензии - не является стабильной: она может варьировать в зависимости от специфики художественно-публицистической литературы, представляемой в виртуальном пространстве. При представлении молодежной литературы, научной фантастики, политической литературы и других, используются различные интерактивные практики, способствующие установлению контакта с читательской аудиторией. Таким образом, интерактивные практики зависят не только от

специфики канала распространения информации, но и от социокультурных параметров реципиента. Рассмотрим ниже специфику реализации интерактивных практик в блиц-резенциях.

Напомним, что «важным средством употребления "мягкой силы" в области языка является использование выгодных для нее источников номинаций» [1, с. 27]. Применительно к блиц-рецензиям можно утверждать, что при установлении контакта с интеллектуальной публикой, черпающей информацию из различных источников, нередко применяются прецедентные имена, шире, прецедентные феномены. Отметим, что «прецедентные имена - это широко известные имена собственные, которые используются в тексте не столько для обозначения конкретного человека (ситуации, города, организации и др.), сколько в качестве своего рода культурного знака, символа определенных качеств, событий, судеб» [4, с. 4]. Принято считать, что они способствуют созданию интертекстуальности, но, по нашему мнению, они также представляют собой одну из интерактивных практик, широко представленных в блиц-рецензиях, например: «Цветом Серебряного века в русской литературе стали А. Блок, Н. Гумилёв, М. Цветаева, В. Иванов, М. Волошин, М. Кузмин, И. Северянин, С. Соловьёв, Б. Пастернак, А. Грин» [3; 8]. Данный прием представлен и в других блиц-рецензиях, ср.: «Генерал Новиков погиб от пули чекиста в марте 1930 года. Его супруге, Ольге Алмазовой из рода Трубецких ...» [7]; «В сборнике собраны письма писателей, которые высоко ценили работы критика. Среди них Константин Симонов и Василий Белов, Сергей Крутилин и Николай Кочин, Иван Мележ и Ирина Ракша» [7].

Весьма распространенным является также использование в качестве прецедентных имен и географических реалий, имеющих существенное значение для определенной читательской аудитории, ср.: «Имеется в виду генерал Вячеслав Митрофанович Новиков, встретивший Первую мировую войну на австро-венгерском фронте в составе 25-го Смоленского полка, сформированного в Воронеже. А впоследствии отказавшийся покинуть своих солдат, не имевших возможности эвакуироваться из Крыма» [3]. Другой пример: «Он состоялся в прошлом году под эгидой правительства Москвы по инициативе Международного сообщества писательских союзов при активном содействии Московских городской и областной писательских организаций» [5]; «А культурным центром, колыбелью Серебряного века стал в эту эпоху Коктебель» [3]. Географические реалии выступают в данном

случае также в роли слов-стимулов, призванных вызвать определенные ассоциации у читателя, погрузить его в иной пространственный и / или временной контекст, вызвать потребность в дискуссии и к знакомству с дополнительным материалом по данной проблематике, что побуждает читателя к приобретению данного издания.

Для установления контакта с иной целевой группой и привлечения ее интереса к рецензируемому изданию в качестве интерактивной практики нередко используется «новояз» [2, с. 322]. На наш взгляд, использование «новояза» связано с решением определенных коммуникативных задач, прежде всего, с созданием коннотаций, важных для представителей определенного социума. В качестве примера можно привести стиль гламур, представленный в современной тривиальной литературе и связанный с интенсивным использованием в тексте произведения модных торговых марок, фирм, брендов, производителей и т. п., широко рекламируемых в СМИ. Данное явление нередко встречается и в блиц-рецензиях, однако носит завуалированный характер. В качестве лексических единиц стиля «гламур» нередко выступают имена собственные, которые престижно знать в литературных кругах, например: «Цветом Серебряного века в русской литературе стали А. Блок, Н. Гумилёв, М. Цветаева, В. Иванов, М. Волошин, М. Куз-мин, И. Северянин, С. Соловьёв, Б. Пастернак, А. Грин» [3]; «Навсегда останутся в памяти Коктебеля прошлого, нынешнего и будущего имена Максимилиана Волошина, Андрея Белого, Осипа Мандельштама, Алексея Толстого, Викентия Вересаева, Михаила Булгакова, Валерия Брюсова, Максима Горького и многих, многих других» [3]; литературные направления и течения, ср.: «Серебряный век», а также исторические периоды, важные для данной целевой аудитории, ср.: «безвременье 80-х годов» [3].

Отметим нагромождение имен собственных в приведенных выше примерах. На наш взгляд, их обилие призвано вызвать у данной читательской аудитории своего рода эмоциональное потрясение, обеспечивающее в дальнейшем прагматический эффект: если читатель причисляет себя к интеллектуальной аудитории, то ему рекомендуется обратиться к творчеству упомянутых личностей, что можно сделать, приобретая указанное в блиц-рецензии издание. Кроме того, данные имена являются своего рода «индексами элитарности» [2, с. 274], поскольку способствует конструированию имиджа интеллектуального читателя. Таким образом, данная интерактивная

практика способствует одновременной реализации нескольких прагматических задач - продаже и распространению литературы, а также повышению собственной значимости в социуме.

Нередко для привлечения интереса читательской аудитории к проблеме в блиц-рецензиях в качестве интерактивной практики используется обращение к различным стереотипам с целью их подтверждения или, наоборот, опровержения. Рассмотрим следующий пример: «Америка - больше не страна возможностей», - объявляет профессор Колумбийского университета лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц, последовательный противник монетаризма и популярной либеральной теории, что рынок всё отрегулирует сам, государству следует только не вмешиваться» [6], другой пример: «представление о США как о сияющем граде на холме, богатейшей и сильнейшей стране мира» [6]. Нагромождение стереотипов, ср. Америка - больше (не) страна возможностей; рынок всё отрегулирует сам; государству следует только не вмешиваться или сияющий, богатейший, сильнейший способствует созданию психологического напряжения у читателя, стимулирующего его к дальнейшему прочтению блиц-рецензии и приобретению издания. Отметим, однако, что подобное нагромождение вызывает у читателя двоякое чувство - согласие или отторжение, что в обоих случаях служит поддержанию читательского интереса к блиц-рецензии.

Нагромождение проявляется также и в стилистических приемах, например, гиперболах, интенсивно используемых в блиц-рецензии, ср.: «катастрофический разрыв», «опаснейшие перспективы», «страна несчастных, неудовлетворенных людей» [6].

В заключение подчеркнем, что для блиц-рецензии, посвященной книжным и литературным новинкам характерно прагматическое использование языковых средств. Возможность их варьирования приводит к разнообразию интерактивных практик, модифицируемых в зависимости от социокультурных параметров читательской аудитории. Гибкое использование интерактивных практик обеспечивают в результате решение практических задач, связанных с распространением различных книжных изданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алпатов В. М. «Идеология, выраженная в языке», и политологическая лингвистика / Профили языка: социолингвистика, национальное

варьирование, переводоведение, контрастивная стилистика: сб. тр. к 90-летию со дня рождения А. Д. Швейцера / отв. ред. Н. С. Бабенко, В. А. Нуриев. - М. : Буки Веди, 2015. - С. 21-29.

2. Киклевич А. К. Динамическая лингвистика: между кодом и дискурсом. -Харьков : Гуманитарный центр, 2014. - 444 с.

3. Ложко В. Ф., Храмкова Л. В. Серебряная память Коктебеля. - Симферополь: Ната, 2008. - 384 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lgz.m/article/N41--6193--2008-10-08-Mits-rеtsеnzii6054/?sphrase_id=82342/

4. Нахимова Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации: Монография. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т ; Ин-т социального образования, 2007. - 207 с.

5. Русское литературное зарубежье сегодня: литератур. сб. / рук. проекта М. А. Замшев, ред.-сост. И. Ю. Голубничий. - М. : ИПО «У Никитских ворот», 2008. - 216 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lgz.ru/ article/N41--6193--2008-10-08-/Blits-rеtsеnzii6054/?sphrase_id=82342/

6. Стиглиц Дж. Цена неравенства. - М. : Эксмо, 2015. - 512 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lgz.ru/article/N41--6193--2008-10-08-/Blits-rеtsеnzii6054/?sphrase_ id=82342/

7. Фёдоров М. Ольга Алмазова. - Воронеж: Из-во им. Е. А. Болховитино-ва, 2008. - 798 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lgz.ru/ article/N41--6193--2008-10-08-/Blits-rеtsеnzii6054/?sphrase_id=82342/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.