Научная статья на тему 'Интерактивные образовательные технологии на практических занятиях по дисциплине "философия"'

Интерактивные образовательные технологии на практических занятиях по дисциплине "философия" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / "ЭСТАФЕТА ИДЕЙ" / "RELAY OF IDEAS" / "УЧЕНЫЙ СОВЕТ" / "SCIENTIFIC COUNCIL" / АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / OPTIMIZATION OF THE LEARNING PROCESS / ENHANCING CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Юлия Сергеевна, Ушакова Наталья Евгеньевна

Статья содержит подробное описание авторской техники по адаптации и применению базовых методов активного обучения на практических занятиях по дисциплине «Философия». Рассматривается тезис о том, что на одном практическом занятии можно задействовать целый комплекс интерактивных образовательных технологий, что в целом активизирует творческий потенциал студентов и оптимизирует процесс обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Юлия Сергеевна, Ушакова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR PRACTICAL STUDIES ON SUBJECT "PHILOSOPHY"

The article contains a detailed description of the author's technique of adaptation and application of the basic methods of active learning in practical classes on the subject «Philosophy». It is considered the thesis that in one practical class you can use a set of interactive educational technologies, which in general stimulates creativity of students and optimizes learning process

Текст научной работы на тему «Интерактивные образовательные технологии на практических занятиях по дисциплине "философия"»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ р

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ °

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» Л

Е

Винокурова Ю.С. 2

Ушакова Н.Е. Л

га

Статья содержит подробное описание авторской техники по адаптации и при- р"1 менению базовых методов активного обучения на практических занятиях по дисциплине «Философия». Рассматривается тезис о том, что на одном практическом занятии можно задействовать целый комплекс интерактивных образовательных технологий, что в целом активизирует творческий потенциал студентов и оптими-

О

Ш

и п

зирует процесс обучения °

The article contains a detailed description of the author's technique of adaptation Д and application of the basic methods of active learning in practical classes on the subject

«Philosophy». It is considered the thesis that in one practical class you can use a set of О

interactive educational technologies, which in general stimulates creativity of students ф

and optimizes learning process f^

С

Ключевые слова: интерактивные образовательные технологии; О

«эстафета идей»; « Ученый Совет»; активизация творческого потенциала; Я оптимизация процесса обучения О

Я

Keywords: interactive educational technologies; «relay of ideas»; «Scientific Council»; ^ enhancing creativity; optimization of the learning process Э

СГ Я

Преподавание дисциплины «Философия» в современных условиях гу- q манитарного преобразования мира предполагает формирование у будущих специалистов не только научного мировоззрения, философской и общей О культуры, но и способности творчески мыслить, самостоятельно разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни, а также обладать на- Р выками работы с людьми1.

В настоящее время происходит пересмотр многих традиционных подходов ^ к построению учебного процесса в высшей школе. Из психологических иссле- ^ дований известно, что человек запоминает лишь 10 % от прочитанного; 20 % - А от услышанного; 30 % - от увиденного; 50 % - от услышанного и увиденного; Я 70 % - от сказанного им самим; 90 % - от сделанного им самим2. Именно это Я

делает актуальным внедрение развивающих и личностю-ориентированных технологий в систему высшего образования, и, в частности, в процесс преподавания дисциплин гуманитарного цикла, к которым относится и «Философия».

¡Я

1 Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - С. 2.

2 Веблер В.Д. Мотивирующее преподавание и обучение в вузе: материалы к семинару / под науч. ред. И.А. Иродовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - С. 31.

Несмотря на существование общих методических рекомендаций, опыт внедрения интерактивных образовательных технологий позволяет отметить необходимость их адаптации для практического применения не только в рамках отдельной учебной дисциплины, но и для каждого конкретного занятия.

В учебном процессе на разных этапах обучения в целом и на разных этапах проведения конкретных практических занятий интерактивные методы решают разные задачи:

- привлекают к работе всех участников данного учебного занятия в равной степени, что способствует активизации процесса познания;

- дают возможность каждому участнику представить свое знание или видение проблемы;

- дают возможность участникам занятия лучше узнать друг друга;

- развивают творческую активность, ассоциативное мышление;

- поощряют разнообразие точек зрения;

- позволяют преподавателю использовать разнообразные методические формы обучения, что, в свою очередь, стимулирует внимание и повышает способности памяти;

- в целом оптимизируют подготовку студентов к профессиональной деятельности таким образом, чтобы они были способны успешно заниматься научной или творческой работой.

Одним из условий успешного усвоения учебного материала является создание мотивации, обусловленной интересом к изучаемой дисциплине. Для этого необходимо предоставить студентам возможность высказать предложения по планированию и форме проведения занятий, организовать совместное формулирование целей на занятиях и путей их реализации.

Так, например, задание «Мы рекомендуем учебный план такой: ...», которое можно дать в начале курса. Группа разбивается на команды по 5-6 человек. Каждая команда получает большой лист бумаги, карандаши, фломастеры или краски, при помощи которых в творческой форме готовит проект плана изучения дисциплины, раскрывая структуру и тематику каждого раздела.

На подготовку дается 10-15 минут. Каждая команда представляет свой проект. В процессе представлений этих проектов легко выясняется уровень знаний студентов по данной дисциплине, тематические интересы группы, а также предпочтения по форме проведения занятий. Проекты команд не оцениваются. Отмечаются наиболее полные по содержанию и оригинальные по форме подачи материала.

Например, одна из команд сравнивает дисциплину «Философия» со Вселенной, в которой были свои «Солнечные системы» - темы. Звезды (или солнца) обозначали лекции; планеты вокруг этих «солнц» - семинары; кометы - самостоятельную работу, рефераты; метеориты - контрольные работы, проверочные тесты и т.д. Сравнивая, обсуждая предлагаемые «Учебные

Интерактивные образовательные технологии на практических...

планы», студенты получают общее представление о том объеме работы, который им предстоит выполнить в течение семестра, и сами предлагают пути и формы его освоения, что, безусловно, повышает мотивацию обучения.

Для поддержания постоянного интереса к процессу обучения важную роль играет по возможности частая смена организационных форм учебы (работа в больших и малых группах, проигрывание ситуаций, опрос экспертов и т.д.) в течение каждого из занятий3.

В качестве практического примера применения интерактивных образовательных технологий можно привести сценарий одного из практических занятий по теме: «Предмет и специфика философии». Начать его можно, используя метод «мозговой атаки» под названием «Эстафета идей».

После заявления темы и задач занятия: 1) определение круга философских проблем; 2) выявление особенностей философского знания; 3) обозначение функций философии - студенты устно отвечают на вопросы: «С чем у вас ассоциируется понятие «философия»? Как она «выглядит»? Как «звучит»?» «Эстафета идей» может быть дополнена методом структурирования проблемы или метаплановым методом4.

Студентам предлагается на выданных заранее карточках написать фломастером слова или краткие высказывания, которые, по их мнению, отражают суть понятия «философия». Принимаются любые ответы, карточки с ответами закрепляются на доске при помощи скотча без объяснений ответов. Время выполнения - 4-6 минут.

«Эстафета идей» и метаплановый метод позволяют выяснить информированность и отношение студентов к теме занятия, развивают ассоциативное мышление. Преимущество метапланового метода заключается в том, что во время закрепления карточек на поверхности они могут быть упорядочены, например, по сходству или по другим признакам. Карточки визуализируют разнообразие точек зрения, различия на уровне понимания внутри группы. Все варианты ответов обсуждаются, выбираются главные и второстепенные, делаются выводы о том, что является предметом философского знания. В процессе работы могут быть выявлены различные группы и связи между ними. Таким образом, решается задача актуализации рассматриваемой темы.

Логическим продолжением этапа работы по активизации творческого потенциала группы может стать мини-лекция, проведенная в интерактивном режиме5. Например, один из вариантов вводного фрагмента мини-лекции:

3 Веблер В.Д. Дидактика учебных занятий с большим количеством участников: материалы к семинару / под науч. ред. Н.Н. Пайкова и А.П. Чернявской. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. -С. 34.

4 Веблер В.Д. Мотивирующее преподавание и обучение в вузе: материалы к семинару / под науч. ред. И.А. Иродовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - С. 16.

5 Активные методы обучения студентов: практ. рук. / Отв. за вып. И.М. Лоханина, М.М. Каша-пов, Н.В. Клюева. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2005. - С. 4.

Преподаватель задаёт вопрос: «- Что в переводе означает слово «философия»?» Если в аудитории не найдется никого, кто знает перевод, преподаватель сам отвечает на свой вопрос: «- Любовь к мудрости. Богиня мудрости в Древней Греции - Афина - обычно изображалась с совой. Почему? Сова -это ночной хищник. Она видит в темноте. Древние греки верили, что сова увидит истину в сумраке человеческих душ, схватит её и принесет Афине. А богиня покажет истину людям. Современное философское знание стало сложнее, многограннее. Имеет свою структуру. Для меня она ассоциируется с коридором, в котором много дверей. На первый взгляд этот коридор скучный. Но если открыть двери, вы увидите жизнь во всем её многообразии. Человек идет по жизни как по этому коридору. И, открывая двери, может найти ответы на свои самые важные вопросы».

Далее следует изложение содержания изучаемой темы: основные разделы и функции философии, специфика философского знания.

Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала, особенно при наличии сопроводительной мультимедийной презентации. Программа Power Point позволяет регулировать появление очередного фрагмента презентационного слайда при помощи настроек анимации. Эта опция позволяет акцентировать внимание студентов на последовательности излагаемого учебного материала.

Каждый фрагмент лекционных записей можно также выделить определенным цветом (как цвет шрифта, так и саму область фигуры, в которую заключен текст) и в целом решает задачу визуализации учебного материала6.

Для закрепления материала мини-лекции автору статьи представляется уместным проведение ролевой игры «Ученый Совет», используя метод Майндмэпа7. Основной идеей метода Майндмэпа является то, что различные аспекты темы и их многообразные связи между собой можно намного лучше рассмотреть и запечатлеть в плоскостном изображении, чем в линейном изложении информации, которая передается в устной или письменной форме. Следуя условиям ролевой игры, студентам предлагается представить себя философами - учеными, которые профессионально занимаются философией. И как профессионалы они должны подготовить и дать преподавателю философии рекомендации, совет: что нужно рассказывать студентам о предмете и специфике философии как науки.

Порядок игры «Ученый Совет» следующий:

Студенты объединяются в небольшие группы (5-6 человек). Каждая группа получает свое задание. В середине листа бумаги формата А4 записан один из вопросов изучаемой темы: «Предметом философии является...»;

6 Веблер В.Д. Планирование и организация учебных курсов: материалы к семинару / под науч. ред. А.П. Чернявской. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - С. 29.

7 Веблер В.Д. Мотивирующее преподавание и обучение в вузе: материалы к семинару / под науч. ред. И.А. Иродовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - С. 29.

Интерактивные образовательные технологии на практических...

«Назовите особенности философского знания»; «Назовите разделы философского знания»; «Чем отличаются философские вопросы от научных?»; «Назовите функции философии» и т.д.

Команды должны разборчиво записать 2-3 наиболее важных ключевых аспекта по этой теме на горизонтально отходящих от центра линиях. Последующие мысли «подвешиваются» в виде ключевых слов к уже существующим главным.

Таким образом, ветки растут от центра к краям листа. Время выполнения - 5-7 минут. Затем команды обмениваются темами. Соблюдается правило: на чужих рекомендациях ничего нельзя зачеркивать, исправлять, можно только дополнять.

Таким образом, все участники игры знакомятся со всеми вопросами изучаемой темы; анализируют работу своих оппонентов. Центральная тема выделяется более отчетливо; связи между ключевыми понятиями благодаря соединению их линиями становятся легко узнаваемыми. В целом этот метод стимулирует развитие творческого мышления.

Условия выполнения задания таковы:

1. Отразить на листе ключевые моменты вашей темы (5-7 минут).

2. Обмен темами между Учеными Советами (по кругу).

3. Дополнения, если они есть (5-7 минут).

4. Доработка окончательного варианта Совета по заданной теме. Студенты, изучив дополнения, сделанные другими командами, могут использовать их для своего ответа (5-7 минут).

5. Презентации Ученых Советов (2-3 минуты).

В завершении игры преподавателем совместно со студентами подводятся итоги, отмечаются наиболее удачные рекомендации.

Подведение итогов практического занятия можно также провести в игровой форме. Например, следующим образом: «- А сейчас давайте все наши наработки по теме «Предмет и специфика философского знания» сведем в одно короткое заключение. В нем всего пять строк.

Игра называется «Пятистишие».

1 строка - одно существительное - «Философия»,

2 строка - два прилагательных о сути этого понятия,

3 строка - три глагола по теме (что делает философия),

4 строка - крылатая фраза по теме,

5 строка - одно существительное, которое выражает суть понятия «Философия».

Время выполнения - 4-6 минут. Все пятистишия выслушиваются без споров, комментариев и вопросов как со стороны преподавателя, так и со стороны других студентов. Этот вид работы может перейти в следующий этап практического занятия - обратную связь. Студентам (в произвольном

порядке) предлагается высказаться по поводу прошедшего занятия. Важно акцентировать внимание на чувствах и переживаниях каждого из участников.

Начать может преподаватель: «- Мои студенты часто спрашивают меня: Что мне дает философия? В моей жизни (как, наверное, и у вас) были (и скорей всего будут) трудные моменты, когда не видно, не ясно: что дальше? В чем смысл моей жизни? Найти ответы на эти вопросы мне помогает моя философия. Нужно остановиться, прислушаться к себе и тогда обязательно услышишь шелест крыльев совы, которая несет правильные ответы, истину». И, обращаясь к студентам, можно задать два вопроса: «- Как вы поняли, что является основным вопросом сегодняшнего учебного занятия? Какой существенный вопрос остался для вас без ответа?».

Обратная связь позволяет выяснить реакцию студентов на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат.

Таким образом, на одном практическом занятии можно задействовать целый комплекс интерактивных образовательных технологий.

Библиографический список

1. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. - М.: ПЕР СЭ, 2006.

2. Веблер В.Д. Мотивирующее преподавание и обучение в вузе: материалы к семинару / под науч. ред. И.А. Иродовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.

3. Веблер В.Д. Дидактика учебных занятий с большим количеством участников: материалы к семинару / под науч. ред. Н.Н. Пайкова и А.П. Чернявской. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.

4. Активные методы обучения студентов: практ. рук. / Отв. за вып. И.М. Лоханина, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2005.

5. Веблер В.Д. Планирование и организация учебных курсов: материалы к семинару / под науч. ред. А.П. Чернявской. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.