А. И. Краюшкин, А. И. Перепёлкин, Л. И. Александрова, Е. Ю. Ефимова, С. В. Фёдоров
Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра анатомии человека
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
УДК 611. 428-612. 427
Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном медицинском вузе, поэтому в работе профессорско-преподавательского состава кафедр ВолгГМУ применяются интерактивные образовательные технологии, которые необходимы для проведения учебного процесса.
Ключевые слова: технологии, учебный процесс, образование.
A. I. Krayushkin, A. I. Perepelkin, L. I. Aleksandrova, E. Yu. Efimova, S. V. Fedorov
INTERACTIVE TECHNIQUES IN THE IMPLEMENTATION OF METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF HUMAN ANATOMY
Implementation of interactive forms of learning is one of the most important ways of improving the training of students in today's medical school, so the faculty of VolgGMU employs interactive educational technologies that are necessary for the learning process.
Key words: learning, technologies, training.
Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста на основе ФГОС III является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации.
Современный учебный мультимедиа курс—это не просто интерактивный текстовый материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. В комплект курса рекомендуется включать видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы.
Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция. Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиа курсов (в программе Power Point и 3D Studio Max.)
На кафедре анатомии человека лекции носят проблемный характер (проблемные лекции, «раз-
мышление лектора вслух», представление нового материала в виде ситуационных задач, побуждение аудитории к их разрешению). Например, в лекции по функциональной анатомии дыхательной системы, в режиме диалога формулируется условие задачи: волокнисто-хрящевая оболочка трахеи дискретна. В чём биологический смысл данного явления? Как связать через указанный факт глотательные движения с отношением дуги аорты к левому бронху? Решению задачи способствует апелляция к одному из семи методологических принципов современной анатомии — принципу целостности, имеющему своё «прямое продолжение» в клинике. Решение ситуационных анатомических задач, касающихся любого морфологического факта достаточно проблематично без прочной опоры на методологические принципы, которые излагаются во введении в анатомию и служат условием логического построения всего лекционного курса.
Реализации дидактических основ педагогики высшей школы способствует наряду с доступностью, последовательностью, системностью — принцип наглядности, который на кафедре анатомии человека находит своё эффективное отражение в лекции-визуализации, когда, наряду с компьютерными презентациями, лектор использует традиционные демонстрации моделей органов, натуральные препараты трупного материала человека и животных. Например, студент видит череп взрослого и новорожденного во всех ракурсах, решая ситуационную задачу — в чем заключаются особенности черепа новорожденного?
На кафедре достаточно широко используются лекции с заранее запланированными ошибками, мобилизующие мотивационную, гностическую, контролирующую функции в обучении. Например, демонстрируется «перевернутый» слайд органов грудной и брюшной полостей. При этом студент не только должен внести коррективы в демонстрационный вариант, но и ответить на вопрос, какое латинское название имеет возможное «обратное» расположение внутренних органов.
Лекцией вдвоем на кафедре анатомии моделируется ситуация обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами (лекции по стоматологической анатомии с зав. каф. стоматологии детского возраста; лекции по общей и частной миологии с зав. каф. физической реабилитации и спортивной медицины).
На кафедре анатомии человека лекцией-консультацией завершается перед сессией III семестр обучения студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов [2, 3, 4] .
На кафедре есть видеокласс, который используется для проведения практических занятий: демонстрация учебных видеофильмов по различным тематикам, ряд из которых созданы самими студентами в качестве самостоятельной учебно-исследовательской работы (СУИРС) [1]; 3D атласов; макрофотографий различных органов тела человека. Также используются метод дискуссии, мозгового штурма и других при решении тестовых заданий и ситуационных задач.
Для усвоения программы дисциплин используется «стихотворная форма изложения материала», что создает поэтическую доминанту анатомических знаний» и является эмоциональной составляющей занятий. «Superioris membri, Где cingulum c pars libera, Clavicula и scapula — Атланты держат мир.....»
(Асс. каф. анатомии А. С. Пикалов)
Совместно с кафедрой русского языка издан этимологический словарь, который объясняет происхождение анатомических терминов.
Кафедра имеет свой Web-сайт, на котором помещена информация о тематических планах лекций, практических занятий и СУИРС, а также электронные пособия по дисциплине анатомия человека.
Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном медицинском вузе, поэтому, в работе профессорско-преподавательского состава кафедр ВолгГМУ применяются интерактивные образовательные технологии, которые необходимы для проведения учебного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буланов Д. В., Смирнов А. В., Загребин В. Л. Имму-ногистохимические и молекулярно-биологические характеристики опухолей семейства саркомы Юинга // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. — 2011. — № 1 (37) — С. 76—80.
2. Краюшкин А. И., Александрова Л. И., Дмитриенко С. В. и др. Самостоятельная работа студентов на кафедре анатомии человека.- 2007. — Волгоград: — Изд-во «Перемена». — С. 60.
3. Мандриков В. Б., Краюшкин А. И., Перепелкин А. И. и др. Основные направления оптимизации образовательной деятельности в Волгоградском государственном медицинском университете // Актуальные проблемы и перспективы развития Российского и международного медицинского образования. Вузовская педагогика. — Красноярск, 2012. — С. 84—86.
4. Мандриков В. Б., Петров В. А., Краюшкин А. И. Дмит-риенко С. В. Современные технологии преподавания в медицинском вузе // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. — 2005. — № 3. — С. 15—18.
5. Новак Н. А. Попов Ю. В. Подлеснов В. Н. и др. Научно-методические основы и практика организации учебного процесса в ВУЗе. — РПК «Политехник», Волгоград, 2003. — 316 с.
6. Снигур Г. Л., Смирнов А. В. К вопросу стандартизации патогистологической диагностики сахарного диабета // Вестник ВолгГМУ. — 2010. — № 3 (35) — С. 112—115.