Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения в преподавании дисциплины "Основы экологии и охраны природы" студентам фармацевтического факультета'

Интерактивные методы обучения в преподавании дисциплины "Основы экологии и охраны природы" студентам фармацевтического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ / РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокий Галина Васильевна

Статья посвящена интерактивным методам обучения, которые используются при изучении дисциплины «Основы экологии и охраны природы». В статье описаны различные интерактивные методы обучения. Показано их влияние на уровень эффективности обучения и на повышение познавательной активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бокий Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения в преподавании дисциплины "Основы экологии и охраны природы" студентам фармацевтического факультета»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ» СТУДЕНТАМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Бокий Г.В.

Бокий Галина Васильевна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: статья посвящена интерактивным методам обучения, которые используются при изучении дисциплины «Основы экологии и охраны природы». В статье описаны различные интерактивные методы обучения. Показано их влияние на уровень эффективности обучения и на повышение познавательной активности студентов.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, проблемные лекции, работа в малых группах.

Современный уровень развития фармации, обусловленный динамичным ростом отечественной фармацевтической отрасли, формирует условия для тесного взаимодействия профильных вузов с работодателями, в том числе в области построения учебного процесса [ 1, 46].

Цель данной работы - рассмотреть особенности преподавания дисциплины «Основы экологии и охраны природы» с использованием интерактивных методов с учетом современных требований предъявляемых к выпускникам фармацевтических факультетов.

Изучение дисциплины «Основы экологии и охраны природы» направлено на формирование у провизоров общекультурных и профессиональных компетенций с непременной экологической составляющей [5].

Задачи, которые необходимо решить в процессе изучения дисциплины: формирование у студентов практических знаний, навыков, умений и представлений о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов.

Особенности интерактивных методов заключаются в том, что в процессе обучения студентов формируются навыки и умения практического применения полученных знаний, развиваются коммуникативные и творческие способности.

Рабочие программы, подготовленные для этой дисциплины, включают лекционные (14 часов), практические занятия (34 часа) и самостоятельную работу студентов (24 часа). Весь лекционный материал представлен в форме презентаций. Устная речь и визуальные изображения дополняют друг друга, повышая информативность и уровень восприятия материала. Студент при необходимости может зафиксировать материал, тем самым, при подобном повторе, закрепляет информацию. Лекции по таким темам как «Экологические и гигиенические проблемы атмосферы», «Экологический контроль загрязнения гидросферы», «Экологическое и гигиеническое значение питания» проходят в проблемной форме, в начале и по ходу изложения лекционного материала создаются проблемные ситуации. Например, антропогенное влияние на атмосферу или гидросферу и обратный процесс влияние их на человека. Наиболее острыми экологическими проблемами являются загрязнение водных объектов, атмосферного воздуха, почвы, пищевых продуктов; анализ данных мониторинга атмосферного воздуха населенных пунктов федеральных округов Российской Федерации, источники загрязнения атмосферного воздуха или водных ресурсов. Главная задача вовлечь студентов в этот анализ, заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных аспектах и в целом на проблеме.

Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно приходят к тем выводам, которые лектор должен сообщить в качестве новых знаний.

Лекции проводятся и с помощью разбора конкретных ситуаций, когда экологическая ситуация, представляется на слайде презентации для дальнейшего обсуждения. Так для лекции по теме «Экология человека. Влияние окружающей среды на здоровье», выносится конкретная ситуация по окружающей среде г. Ростова - на - Дону и разбираются региональные экологические проблемы.

При проведении практических занятий и семинаров используется решение экологических ситуационных задач, тестов, проигрывание ситуаций по мониторингу загрязнения атмосферы, водоемов, почвы, кейс-технологии, обучающие студента анализу и оценке конкретной ситуации из практической жизни.

При решении экологических ситуационных задач, предпочтительными являются групповые методы, поскольку интегрируется опыт участников учебной деятельности, создается творческий потенциал, не идентичный механической сумме ответов отдельных студентов [2]. Студенты разбиваются на несколько команд, состоящих из 4-5 человек, которые работают над конкретной ситуацией в течение нескольких минут. Когда команды готовы к ответу, начинается общее обсуждение. Докладывает студент, выдвинутый командой. При неправильном решении задачи подключаются студенты других команд. Преподаватель направляет дискуссию, следит, чтобы все студенты принимали участие в обсуждении.

Студенты участвуют и в работе над кейсом. Структура кейса включает ситуацию из реальной жизни, комментарии специалистов, вопросы и задания для работы с кейсом, списка литературных источников. При работе над кейсом студент наглядно представляет, как теория реализуется в практической жизни.

Так, например, на практическом занятии по теме «Характеристика основных технологических процессов и вредных производственных факторов в аптеках» решается ситуационная задача по оценке микроклимата помещений аптеки, санитарным требованиям по уборке помещений и требований к личной гигиене сотрудников аптек, с описанием конкретной ситуации для каждого производственного помещения аптеки. Задача снабжена перечнем вопросов, на которые необходимо ответить при её решении.

Для каждого практического занятия разработаны вопросы для самоподготовки, задания и набор тестов. Тестовые задания дополняются собеседованием по изучаемой теме. Устный опрос (собеседование) проходит как в индивидуальной форме, так и групповой, что позволяет вовлечь в обсуждение темы наибольшее количество студентов и повысить их активность и заинтересованность.

Самостоятельная работа вне аудитории помогает закреплять знания, совершенствовать практические умения и навыки и проходит в форме реферата - презентации по экологической тематике или подготовки информационного сообщения. Каждое практическое занятие содержит темы для сообщений и написанию рефератов. Студентам предоставляется возможность вобрать любую тему из предложенных или подобрать свою. Допускается и поощряется подготовка сообщений в форме презентаций группой (2-3 человека). В процессе подготовки сообщения возможны консультации по данной теме и по выбору литературы с преподавателем, если в этом возникает необходимость. В аудитории происходит просмотр и обсуждение подготовленных сообщений и презентаций. Кроме того наряду с аудиторными заданиями на рубежный контроль выносятся и результаты внеаудиторной самостоятельной работы.

Реализация в учебном процессе интерактивных методов обучения повышает эффективность усвоения учебного материала и образования в целом, что согласуется с современными требованиями образовательной политики государства и обуславливает формирование экологической культуры, сознания и ответственности при подготовке квалифицированных специалистов.

Список литературы

1. Голикова Н.С., Петрова Е.В., Тарасов В.В. Качественное фармацевтическое образование: Характеристика ведущих Фармацевтических компаний // Сборник тезисов VIII Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования - 2017». М., 2017. С. 46-47.

2. Даниленкова В.А. Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза / В. А. Даниленкова // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 510-513.

3. Мухаметжанова А.О. Интерактивные методы обучения в вузе / А.О. Мухаметжанова, К.А. Айдарбекова, Б.О. Мухаметжанова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 2-1. С. 84-88.

4. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", 2017. 15 с.

5. Формирование профессиональных компетенций провизоров при выполнении самостоятельной работы студентами по дисциплине «Основы экологии и охраны природы»/ Э.В. Воронина, В.В. Новикова, С.С. Дубровина, А.В. Баландина // Современные наукоемкие технологии, 2016. № 3-1. С. 106-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.