Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения преподавания ботаники у студентов - провизоров'

Интерактивные методы обучения преподавания ботаники у студентов - провизоров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-МЕТОД / ОЛИМПИАДА / ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокий Галина Васильевна

В статье говорится о важности качественной подготовки, ориентированной на формирование профессиональных и жизненных навыков, с помощью интерактивных методов обучения при изучении дисциплины «Ботаника». Это кейс-метод, эвристическая беседа, групповая работа с иллюстративным материалом и олимпиада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения преподавания ботаники у студентов - провизоров»

приходит в прямой контакт с действительностью. Именно здесь понятия, которыми оперирует человек в своей деятельности, наполняются своим реальным содержанием.

Список литературы

1. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. № 1, 1995.

2. The transformation of educational goals in the student's subjective purpose / Rogova A.M., Ginsberg E.A. // Vestnik of Tomsk State Pedagogical University (Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 1999. Edition 7 (16). P. 75-76.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ БОТАНИКИ У СТУДЕНТОВ - ПРОВИЗОРОВ Бокий Г.В.

Бокий Галина Васильевна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье говорится о важности качественной подготовки, ориентированной на формирование профессиональных и жизненных навыков, с помощью интерактивных методов обучения при изучении дисциплины «Ботаника». Это кейс-метод, эвристическая беседа, групповая работа с иллюстративным материалом и олимпиада.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, кейс-метод, олимпиада, эвристическая беседа.

В условиях продолжающегося реформирования системы образования, в том числе системы высшего медицинского образования, важной задачей становится подготовка специалистов нового уровня, в соответствии с изменившимися требованиями рынка труда. Реализация «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации» совершенно обоснованно отдает приоритет направлению «Кадры» [5].

Современные особенности развития социально-экономических преобразований в стране, обществе и фармации как сфере деятельности предъявляют новые требования к специалисту-провизору. Ориентация на новые цели образования - компетенции -требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем. При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность студентов, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность учащихся, определяющие поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели [4]. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дает знания и навыки, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

• пробуждение у обучающихся интереса;

• эффективное усвоение учебного материала;

• самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

• установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

• формирование у обучающихся мнения и отношения;

• формирование жизненных и профессиональных навыков;

• выход на уровень осознанной компетентности студента.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, кейс-метод, групповая работа с иллюстративным материалом [4].

Необходимость преобразования курса ботаники в профессионально -ориентированный курс для студентов фармацевтического факультета Рост ГМУ и для усиления познавательной активности студентов в процессе изучения данного курса заставило наряду с традиционной лекционно-семинарской зачетной системой, широко использовать интерактивные методы обучения. В этой связи использование в учебном процессе кейс-метода, эвристических бесед и групповая работа с иллюстративным материалом является наиболее эффективным для формирования таких важных качеств специалиста-провизора как лидерство, толерантность, умение анализировать в короткие сроки большой объем информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации. В связи с этим на кафедре фармацевтической химии и фармакогнозии Рост ГМУ по дисциплине «Ботаника» был разработаны кейс-задачи разного уровня.

Кейс-задачи (ситуационные задачи) первого уровня входят в раздел первого семестра «Анатомия и морфология растений», «Растительные ткани и анатомическое строение органов» для выполнения этих задач каждый студент получает индивидуальный набор органов растений (листья, стебли, корневища, корни, однодольных и двудольных растений).

При предоставлении студенту для распознания и диагностики неизвестных объектов, создается ситуация, которая содержит посильное познавательное затруднение. По микропрепаратам поперечных срезов данных органов студентами проводится анализ анатомического строения, выявление диагностических микроскопических признаков. По топографии тканей, представляющей собой тестовые задания, и анонимным рисункам обучающийся определяет тип вегетативного органа, выполняя конкретную задачу.

Аналогичная самостоятельная работа, проводится при изучении систематики растений. Имея индивидуальный гербарный набор неизвестных растений и соответствующие препараты генеративных органов для изучения под бинокуляром, студент устанавливает систематическое положение каждого. При этом он выявляет диагностические признаки вегетативных и генеративных органов вида и демонстрирует умение использования определителя.

На основе обратной связи эта работа выявляет недочеты в процессе обучении, которые тут же подвергается коррекции.

Кейс-задачи следующего, более высокого, уровня включают описания лекарственных растений или семейств покрытосеменных растений, а студент на основе имеющихся данных должен определить растение или семейство. При этом

41

предоставляются анонимные рисунки и фото растений. В этой ситуации студенту необходимо самостоятельно провести всесторонний многоэтапный анализ, выявить и сформулировать признаки объекта, и предложить возможные пути решения. Задачи такого типа можно решать на аудиторном занятии коллегиально или внеаудиторно самостоятельно с письменным отчётом и с последующим обсуждением на занятии особенностей разбора данной ситуации разными студентами. Прорабатываемые в группах, кейсы позволяют студентам приобрести уверенность в себе, понять свою роль при работе в команде, отметить слабые и сильные стороны, обеспечить активное участие в учебном процессе.

Углубить, закрепить знания, полученные на практических занятиях и лекционном курсе, их систематизировать помогают олимпиады по дисциплине, которые регулярно проводятся на кафедре фармацевтической химии и фармакогнозии.

Целью олимпиады является стимулирование познавательного интереса студентов к углублению знаний, развитие навыков умственного труда и логического мышления. При этом происходит актуализация полученных теоретических знаний, выработка умения применять их при выполнении соответствующих заданий. Нельзя не отметить развитие творческой составляющей личности студента, его эрудиции, что позволяет получить в дальнейшем отличные и хорошие оценки на практических занятиях по ботанике у большинства обучающихся.

В олимпиаде 2016-2017 учебного года впервые были задействованы студенты 1 курса фармацевтического факультета, это позволило выявить в начале учебного года потенциальные возможности студентов, и помогает в дальнейшей учебной работе с ними. Олимпиада была проведена по первому разделу дисциплины «Анатомия и морфология растений». Задания были представлены в виде ситуационных задач для вегетативных органов растений, также в тестовой форме для генеративных органов растений. Тестовые задания носили разноплановый характер: множественный выбор, на установление соответствия, на выбор пропущенных слов, краткий ответ и описание.

Олимпиада показала возможности объединения теоретической и практической части учебного материала, позволила выявить потенциальные возможности вчерашних школьников, оценить уровень теоретических знаний, сформировать адекватное отношение у студента к собственным теоретическим знаниям и практическим навыкам, способствуя возрастанию мотивации студентов на конечный результат обучения.

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Экзамен проходит в три этапа: тестирование, собеседование и оценка практических навыков. Для определения практических навыков на экзамене студентам предлагается решить ситуационную задачу и определить по анатомическому рисунку орган растения.

Важным звеном в преподавании ботаники является летняя учебная полевая практика. По сути, это первое практическое применение теоретических знаний для студентов, полученных при прохождении теоретического курса дисциплины «Ботаника». Завершается прохождение практики оформлением отчёта, в котором студенты излагают результаты своей учебно-практической деятельности [3].

При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность студентов, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность студентов, определяющие поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности.

Таким образом, всё вышеизложенное помогает оптимизировать изучение и преподавание дисциплины, способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, дает возможность самореализоваться студенту, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития

42

интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов.

Задача подготовки будущих качественных специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в обновлении общества, начинается буквально с первого года обучения и готовит базу для дальнейшего успешного освоения последующих профессиональных дисциплин.

Список литературы

1. Бокий Г.В. Роль дисциплины ботаники в формировании профессиональных компетенций у студентов-провизоров // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы: межд. конф. (Ростов-на-Дону, 16 декабря 2014). Ростов-на-Дону, 2014. С. 38-42.

2. Бокий Г.В. Основные тенденции в обучении фармацевтической ботанике как средства повышения и совершенствования качества подготовки провизора // Материалы XIV Российской научно-практической конференции с международным участием «Обмен веществ при адаптации и повреждении (Дни молекулярной медицины на Дону)» (Ростов-на-Дону, 15-16 мая 2015). Ростов-на-Дону, 2015. С. 177-179.

3. Бокий Г.В. Формирование экологической компетентности у студентов-провизоров при прохождении полевой практики по ботанике // Достижения науки и образования, 2016. № 6 (7). С. 64-66.

4. Касимовская Н.А., Несвижский Ю.В. Основные формы и методы активного обучения: методические материалы для преподавателей. М.: Изд-во Первого МГМУ, 2014. 28 с.

5. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. (Утверждена приказом Минпромторга России от 23.11.09№956.). М., 2009. 70 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Мамадалиев Ш. М.

Мамадалиев Шухрат Машраббоевич - старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, Наманганский инженерно-педагогический институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены место и значение профессионального воспитания в процессе производственного обучения.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, производственное обучение, профессиональная деятельность, умение и навыки, мотив, развитие индивидуальности.

По содержанию производственное обучение представляет собой расширение области значимого для учащегося в сфере профессиональной деятельности через усиление и осознание собственных способностей, возможностей, опыта самоутверждения и самовыражения в социуме по мере приобретения знаний, умений, навыков, развития адекватной и устойчивой самооценки. Профессия при этом рассматривается как социокультурное явление, а овладение ею - как приобщение к современной технической и технологической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.