нокурсниками: стремится понять их внутренний мир, поделиться своими переживаниями и др.
В заключение отметим, что сценарный подход помогает преподавателю избавиться от многих «вредных» стереотипов взаимодействия со студентами и значительно повысить его эффективность. Главное при этом - исходить из сценария студента, а не из собственного субъективного видения ситуации и оценивать продуктивность сценария исходя из того, насколько он способствует становлению студента как профессионала.
Литература
1. Реморенко И. Сценарий или программа? //
Первое сентября. - 2002. - № 37. - С. 3.
2. Нижегородцев Р.М. Взаимодействие сце-
нариев управления динамическими системами: наложение, иерархия, конфликт // iber. rsuh. ru.
3. Климов Е.А. Конфликтующие реальнос-
ти в работе с людьми (психологический аспект). Учеб. пособ. - М., 2001.
4. Кларин М.В. Характерные черты иссле-
довательского подхода: обучение на основе решений проблем // Школьные технологии. - 2004. - №1. - С. 11-26.
Л. КОРНЕЕВА, доцент Уральский государственный технический университет
Управленческая и профессиональная деятельность в современных экономических условиях отличается установкой на демократизацию и создание партнерских отношений в коллективе, что находит отражение в новых подходах к обучению в системе повышения квалификации кадров. Для того чтобы не отставать от требований времени, происходит интенсификация образовательного процесса на основе внедрения в него интерактивных технологий обучения и организационного развития персонала, создания психологически комфортной среды, обеспечивающей свободу слушателям в выборе образовательных форм и методов.
Приоритетными методами обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров являются активные методы, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков.
Наиболее распространенными являются следующие методы: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учеб-
Интерактивные методы обучения
ные групповые дискуссии, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций), деловые и ролевые игры.
Тренинги
Под тренингами понимают учебную технологию моделирования специально заданных ситуаций, где обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.
В начале 90-х годов XX века, когда российские учреждения повышения квалификации кадров только начинали знакомиться с западными методами обучения, большой популярностью среди бизнесменов пользовались тренинг навыков ведения телефонных переговоров и тренинг эффективных продаж.
В настоящее время все большее распространение получают тренинги лидерских навыков руководителей, в ходе которых они осваивают различные аспекты управления, такие, как мотивация подчиненных, приня-
тие решений, организация работы в командах и т. д. В результате такого обучения руководители не только анализируют сам процесс управленческой деятельности (планирование, принятие решений, оценка, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала.
Программированное обучение
Суть программированного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценке степени его усвоения. Информация здесь предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После работы над каждым блоком обучающийся должен выполнить задания, показывающие степень усвоения изучаемого материала. Программированное обучение позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе; переход к следующему блоку материала происходит только после того, как усвоен предыдущий.
Вариантом является компьютерное обучение, отличительной особенностью которого является то, что обратная связь здесь может быть такой же богатой и красочной, как в современных компьютерных играх со звуковым сопровождением.
Учебная дискуссия
Учебная дискуссия отличается от других ее видов тем, что решение проблемы предстоит найти в учебном процессе с данной группой лиц и в данной аудитории.
Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен вести к запланированному педагогом заданию, то есть быть полностью управляемым.
Управление здесь носит двоякий харак-
тер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся - отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины: учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов» [1].
Можно выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии.
1. Высокая степень компетентности педагога-организатора и, как правило, достаточный практический опыт решения подобных проблем у слушателей.
2. Высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-организатора (относительно низкий уровень импровизации со сторо-ныпедагога).
3. Усвоение обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие их диалектического мышления как цель и результат учебной дискуссии.
Этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.
Case-study
Цель метода - научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, принимать оптимальное решение и формулировать программы действий.
При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетаются индивидуальная работа обучающихся с
проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы (Teamarbeit), что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики.
Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.
Отечественными и немецкими исследователями разработаны, в принципе, одинаковые рекомендации по работе с конкретной проблемной ситуацией [2, 3].
Рассмотрим наиболее важные из них.
• Проблемная ситуация, как правило, не бывает ограничена одной темой или дисциплиной курса. Обучающиеся должныис-пользовать навыки нахождения межпредметных связей.
• В ходе анализа проблемной ситуации слушатели должны уметь выявлять именно внутренние причины, а не их внешние проявления.
• Обучающиеся должны демонстрировать понимание концепций, идей и подходов, описанных в курсе, а также умение использовать их для анализа конкретной ситуации и выработки рекомендаций. Обычно проблемную ситуацию можно интерпретировать несколькими способами, и слушатели должны быть готовы к выявлению неопределенности и неоднозначности.
• Обнаружив один проблемный аспект ситуации, следует пытаться найти и другие направления анализа.
• Слушателям рекомендуется приводить примеры из личного опыта, подтверждающие правильность анализа.
Отечественный исследователь М.И. Ма-гура выделяет следующие этапы работы обучающихся над практической ситуацией: ознакомление с ситуацией, выявление проблем, анализ имеющейся информации, уточнение выявленных проблем и определение
степени их значимости, анализ сильных и слабых сторон рассматриваемой ситуации (SWOT-анализ), формулирование альтернативных решений, оценка предложенных альтернатив, подготовка решений по итогам рассмотрения практической ситуации, презентация результатов проведенного анализа, обсуждение выступлений и подведение итогов проведенного анализа с участием преподавателя [4].
Следует отметить, что в немецкой системе повышения квалификации менеджеров, в отличие от российской, разработана практика регистрации разработанных проблемных ситуаций для анализа, предусмотрены закрепление авторских прав и платное тиражирование конкретных обучающих ситуаций в соответствии с федеральным законом о защите авторских прав на интеллектуальную собственность.
Деловые и ролевые игры
Ряд активных методов обучения получил общее название деловых игр. Этот метод представляет собой ролевую игру с различными, зачастую противоположными, интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по ее окончании. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации специалистов, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д.
Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников.
В любом типе коммуникации один из участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник - реципиентом, который, воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает соб-
ственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник -организатор коммуникации - согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.
Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики. Однако завершающая фаза может быть расширена до рефлексии всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать: динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий движения мыслительных процессов; динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения и т. д.
Активные методы обучения повышают способность руководителей разных уров-
ней выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить при необходимости альтернативные решения и выбирать из них наиболее оптимальное как в процессе индивидуальной работы, так и во взаимодействии с другими работниками.
Литература
1. Schelten A. Begriffe und Konzepte der berufspädagogischen Fachsprache. -Stuttgart, 2000.
2. Гительман Л.Д. Преобразующий менед-
жмент: Лидерам реорганизаций и консультантам по управлению: Учеб. пособие. - М., 1999.
3. Arnold R. Pädagogische Professionalisierung
betrieblicher Bildungsarbeit. - Frankfurt am Main, 1999.
4. Магура М.И., Курбатова М.Б. Органи-
зация обучения персонала компании. -М., 2002.
Ценностный потенциал
педагогического
воздействия
А. ХУЗИАХМЕТОВ, профессор Казанский государственный педагогический университет
Подготовка профессиональных учителей, чем занимается наш университет, — тема со множеством аспектов. Имеются в виду узкопредметная специализация, овладение известным объемом общекультурных знаний, педагогическим мастерством, методической грамотностью и т. п. И одно из условий освоения тонкостей современной педагогики заключается в их последовательном вычленении и соединении в практической деятельности. Это не только теория, но по большому счету искусство, сродни художественному. Сегодня особенно интенсивно обсуждается проблематика моделирования педагогического процесса, в том числе в вузе. Педагогическая модель состоит, по общему мнению, из ряда мето-
дик и технологий, способствующих реконструкции процессуально-методической стороны педагогического действия. В самом общем виде предлагаются правила возможного применения приемов педагогического воздействия, включая прямое и контекстное обучение, диалоговое и инструктивное общение, исследовательское, индивидуальное и коллективное воздействие на обучаемого, а также внешне регулируемые и самообразовательные способы деятельности. Таким образом, модель мыслится как форма, оболочка, внутри которой развивается уникальный процесс, обладающий своим содержанием, методами и технологиями обучения, воспитания, образования и культурного развития.