Научная статья на тему 'Интерактивность в культурном пространстве как способ привлечения аудитории'

Интерактивность в культурном пространстве как способ привлечения аудитории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3064
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВ / АКТИВНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / САЙНС-АРТ / ПРОВОКАТИВНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / INTERACTIVE / ACTIVE VIEWER POSITION / INVOLVEMENT / SCIENCE-ART / PROVOCATION / STRATEGIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Астанская Алена Михайловна

В статье рассматривается интерактивность как содержательная характеристика культурного пространства. Приводятся примеры конкретных интерактивных площадок, выделяются группы их посетителей, определяются факторы влияния на зрительские практики. Кроме того, поднимается вопрос технического перенасыщения культурного сегмента, что сказывается на проявлении творческой свободы зрителя. Статья содержит практические рекомендации по успешному формированию и продвижению интерактивного культурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactivity in the cultural space as a way to attract the audience

The article discusses the interactive as a substantial feature of cultural space. There are examples of specific interactive places where we can extract different groups of visitors and determine factors of impact on audience’s experience. Besides, the article examines the influence of technic profusion in cultural segment which reflects on displaying spectators creative freedom. There are practical recommendations for successful formation and promotion of interactive creative space.

Текст научной работы на тему «Интерактивность в культурном пространстве как способ привлечения аудитории»

УДК 7.091:004.9

А. М. Астанская

Интерактивность в культурном пространстве как способ привлечения аудитории

В статье рассматривается интерактивность как содержательная характеристика культурного пространства. Приводятся примеры конкретных интерактивных площадок, выделяются группы их посетителей, определяются факторы влияния на зрительские практики. Кроме того, поднимается вопрос технического перенасыщения культурного сегмента, что сказывается на проявлении творческой свободы зрителя. Статья содержит практические рекомендации по успешному формированию и продвижению интерактивного культурного пространства.

Ключевые слова: интерактив, активное включение, вовлеченность, сайнс-арт, провокативность, стратегия

Alena M. Astanskaya

Interactivity in the cultural space as a way to attract the audience

The article discusses the interactive as a substantial feature of cultural space. There are examples of specific interactive places where we can extract different groups of visitors and determine factors of impact on audience's experience. Besides, the article examines the influence of technic profusion in cultural segment which reflects on displaying spectators creative freedom. There are practical recommendations for successful formation and promotion of interactive creative space.

Keywords: interactive, active viewer position, involvement, science-art, provocation, strategies

Отойдя от природы, как исключительно от источника жизнеобеспечения, человек расширил рамки своих интересов и стал заниматься вопросами удовлетворения более сложных, духовных потребностей. В пространстве культуры, словно в интерактивном поле, человек имеет возможность использовать свой потенциал и иные возможности для собственного развития и развития окружающей действительности.

В соответствии с общей тенденцией диалогизма, коммуникативные возможности искусства становятся наиболее приоритетной областью в исследовании культуры. Диалогизм подразумевает под собой отказ от пассивно-потребительского отношения к искусству в пользу активно-творческого. И действительно, в настоящее время все более характерной чертой сферы культуры становится активность самого зрителя, которого авторы и исполнители стараются сделать соучастником действия. «Это проявляется в конструкции и расположении сцены, во взаимопроникновении сцены и зала, в выходе актеров и музыкантов не только в зал, но и на площади и улицы городов. Все это еще более усложняет характер воздействия

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

121

Раздел I. Социологический анализ культуры

художественных произведений на аудиторию и делает его все более зависимым от активности, сотворчества аудитории»1. Более того, в конце ХХ века владение информацией все еще остается конкурентным преимуществом, но уже скорее не стратегическим, а тактическим и вспомогательным ресурсом. По большей части это связано с тем, что интернет сделал распространение информации мгновенным и общедоступным. В этих условиях важным преимуществом становится креативность - готовность к принятию и созданию новых идей. Это творческая направленность, полем для проявления которой служат те события и площадки, которыми сегодня полон рынок культуры: всевозможные фестивали, массовые праздники, центры искусств и т. д. Этот творческий динамизм человека и выразился в возникновении феномена интерактивности, характеризующем особенности современной системы коммуникации. Современное культурное пространство способно создать диалоговую коммуникативную сеть, где каждый из участников обретает новую роль. Создавая все новые и новые взаимосвязи, сети общения, в которых устойчивость диалога определяется усилиями, которые в него вкладываются, человек провоцирует возникновение множеств точек опоры, динамично растущих зон самореализации2.

Одними из первых свободных площадок для свободного самовыражения были сквоттерские проекты. В сквотах чаще всего рождался творческий импульс, потому что здесь художник не работал для того, чтобы платить за жилье. Сквот был и жильем, и мастерской, и местом общения, и галереей. Наверное, самый известный пример сквота в нашем городе - это «Пушкинская-10». В настоящее время арт-центр осуществляет выставочную, концертную и образовательную деятельность, представляя широкий спектр современного искусства. Это открытая площадка -здесь каждый желающий может быть услышан.

Сегодня арт-сквоты в своем изначальном понимании не имеют столь широкого распространения. Популярность набирают творческие центры и арт-площадки, существующие часто на базе бывших промышленных объектов. Здесь возникает открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества. Большие промышленные пространства заводов и фабрик как нельзя лучше соответствуют размаху самых разных художественных экспериментов. Они открыты для любой публики, посетители чувствуют себя здесь первооткрывателями, они не связаны музейным правилом «руками не трогать»3. В Москве это Artplay, Фабрика, Винзавод. В Санкт-Петербурге - совмещающие выставочные и креативные пространства «Ткачи», Новая Голландия, лофт-проект «Этажи». Работа по формуле «люди - место - процессы» - это постоянная культурная активность, лекции, семинары, встречи, мастер-классы, социальные и благотворительные проекты. Помимо этого, востребованными становятся развлечения с уклоном в образование. Активное развитие получают детские тематические комплексы, работающие внутри торговых центров: «КидБург» в «Гранд Каньоне», «Умникум» в ТРЦ «Галерея». Это очень удобно для ро-

122 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

дителей, которые могут во время совершения покупок оставить ребенка не просто поиграть, а чему-то научиться.

Скорость восприятия и социальная активность людей растут, формируя новые потребности. Чувствуется необходимость возникновения настоящих центров современной культурной жизни. Мест, куда приходят самые разные люди, где всегда есть чем заняться, чему поучиться и с кем пообщаться, где можно провести свой досуг качественно. К тому же, у многих есть проблемы с восприятием современного искусства, поэтому далеко не каждый поедет в свободное время в музей, чтобы полюбоваться на работы современных художников. Зато кто-то поедет на концерт музыкальной группы, кто-то - на интересную театральную постановку или открытую лекцию. Так ломается барьер в восприятии современного искусства, люди понимают, что это не сложно или занудно, доступно не только избранным интеллектуалам - каждый может увидеть в представленных произведениях что-то свое, интерпретировать их по-своему.

Сегодня в нашем городе наиболее успешно функционирующим является Музей современного искусства «Эрарта». В нем сосредоточено множество интересных проектов, нацеленных на интерактивное участие посетителей. Интерес вызывает пространство свободного самовыражения СоТЫ - 70 ячеек, которые можно арендовать и выставить там на всеобщее обозрение свой арт-объект. Или специальный проект U-Space, где под определенную инсталляция отведено отдельное помещение, которое становится местом для уединения, медитации, в котором создана своя атмосфера. Помимо этого, в Эрарте много интерактивных экскурсий, которые строятся по принципу сотворчества экскурсовода и посетителей, вовлечения их в творческий процесс.

Так или иначе, интерактивность предполагает диалог, от качества которого во многом зависит позиция зрителя (отстраненность или включенность). «Чтобы воспринять произведение, необходимо произвести определенную работу, приложить творческие усилия»4. Это своего рода эстетический труд зрителя, он связан с открытием еще неосознанных потребностей и возможностей, с расширением ценностного горизонта. Таким образом, говоря о зрительской активности, мы не имеем в виду исключительно механические действия (пританцовывать, подпевать, хлопать в ладоши). Ю. М. Лотман, к примеру, понимал позицию зрителя как достаточно активную, в том плане, что он обладает способностью давать индивидуальные интерпретации тексту, посланному автором (мы вносим в него свои чувства, реакции).

Формировать активную включенную позицию посетителей может провока-тивность как средство психологического воздействия. Провокация направлена на других людей и имеет целью вызвать определенную реакцию путем нарушения их ожиданий, установок, а также неожиданной смены метода воздействия. Провока-тивные воздействия способны сподвигнуть зрителя к участию и включению в происходящее. Не всегда на уровне действия, но практически постоянно на уровне

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

123

Раздел I. Социологический анализ культуры

эмоциональном. В результате своего исследования Елизавета Морозова, московская художница, выделила наиболее типичные формы провоцирования: прямая агрессия (художник видит смысл своих действий в эпатаже публики, устраивая представление в полутьме или ведя действие в нескольких комнатах одновременно), провокация смехом, провокация «избыток/недостаток смысла» (основана на непонятности художественного события для неподготовленного наблюдателя, воспринимающего происходящее как абсурд), открытость (здесь имеется в виду открытость самого процесса создания арт-объекта)5.

Помимо этого, сама форма проведения мероприятий может подразумевать далеко не пассивную роль посетителя: наличие нескольких сцен, отдельных зон, формат нон-стоп. Вся эта комплексность подачи требует комплексности восприятия. Зрителю дается свобода выбора в том пространстве, в котором он находится.

Реальным и успешным способом организации современного культурного проекта, предполагающего формирование активной включенной позиции зрителя, является синтез творческих областей (музыка, кино, инсталляция, танец и т. д.): он активно погружается в происходящего, т. к. видит, слышит, осязает все в контексте единой темы, что помогает лучше ее понять. Здесь можно использовать термин «синестезия». Это явление восприятия, когда сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Следует вспомнить также не единичные мнения о том, что синестезия свойственна детям в первые месяцы жизни. Выходит, что принципы синестезии, исходя из своей первоприродности, органичны, понятны и естественны для человека.

Примером воплощения синтеза творческих областей могут стать фестивали «Этномеханика», «Электро-механика» в ЦСИ им. Сергея Курехина; различные выставки, совмещенные с видеопоказами, музыкой, лекциями; музыкальные концерты, совмещенные с фотовыставками; фестивали Систо, GeekPicnic и т. п. Эти яркие, динамичные, порой масштабные события могут быть не достаточно грамотно выстроены с точки зрения организации, но определенно точно они несут в себе важную идейную составляющую - по своей задумке нацелены на воспитание активного зрителя, которому дается площадка для проявления его творческого потенциала.

События подобного формата имеют следующие общие характеристики. Во-первых, множественность зрительных позиций, которая связана с динамикой зрительного взора и последующим суммированием впечатления. В пространстве творческой синестезии зритель постоянно меняет свою позицию, что обусловлено разделением самого пространства на различные зоны. Например, центр им. С. Курехина включает в себя несколько залов, каждый из которых имеет различное содержание: музыка, видео, инсталляция. Все это вызывает не только различные эмоциональные переживания, но и обусловливает воздействие на разные органы чувств. Прием передачи активности зрителю аналогичен приему монтажа в кино: фиксируются отдельные моменты, которые он сам должен объединить. Во-вторых,

124 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

наличие разных форм творчества в одном пространстве культурного события способствуют и более полному раскрытию его темы, глубокому погружению публики в действо, большей информационной и образовательной насыщенности (посетитель может узнать, попробовать, изучить гораздо больше, чем на других узконаправленных мероприятиях).

Однако наличие разных сфер и областей вовсе не предполагает их хаотичное сосуществование. Для потенциально успешного события важна не только тема, идейное воплощение, но и четкая организация, структура и явно прослеживаемый контекст, в котором данное обилие составляющих будет выглядеть органично.

Организовать эту структуру, направить зрителя, помочь ориентироваться в многоголосном пространстве действа в состоянии организатор. Здесь выявляется важность сочетания его режиссерской позиции, отражающейся в грамотной организации программы мероприятия и свободы творческой реализации, дающей возможность зрителю почувствовать себя действительно полноправным участником происходящего. Необходим определенным образом выстроенный сюжетный ряд, сценарный план, который сродни отрежиссированному театральному действу: важно обозначить начало, возможную кульминационную часть, финал. Все это поможет зрителю ориентироваться в пространстве.

Конечно, этапы организации могут быть различны. Отличаться может воплощение идеи, техническая составляющая мероприятия, но есть одна очень важная качественная характеристика, которая должна обязательно заключаться в культурном проекте, нацеленном на активное зрительское участие, интерактивность и использование достижений различных сфер культуры. Эта характерная черта -цельность события. Организатор должен идти от целого, а не целое образовывать из простого сложения частей (творческих компонентов). Организаторы-режиссеры должны и идейно, и пространственно помогать зрителю не «потеряться» в творческом пространстве мероприятия. Причем в определенных случаях организатор может сознательно направлять движение зрителя в творческом пространстве (скажем, с помощью структуры мероприятия, введения в программу мастер-классов и т. п.) Но следует сказать, что только открывшись происходящему зритель может почувствовать концентрацию творческого потока в себе самом.

Рассмотрим на примере крупнейшего европейского фестиваля о современных технологиях, науке и искусстве «GEEK PICNIC», который проходил в августе 2013 года в Санкт-Петербурге, на Елагином острове. Взяв за основу искусство, науку и технологии как сферы, которые особенно интересны современным людям, организаторы поделили все действо на 5 зон: «Технологии», где каждый мог пообщаться с изобретателями, понаблюдать за работой 3D принтера, поуправлять настоящими роботами; «Наука», представленная интерактивным музеем Лабиринтум, обсерваторией с телескопами; «Искусство», где можно было посетить выставку картин, принять участие в мастер-классах; зона «Пикник» - лаундж-зона, активные виды от-

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

125

Раздел I. Социологический анализ культуры

дыха, открытая библиотека от «Буквоед», настольные игры; «Экспо», где были представлены выставки по истории компьютеров, дизайнерские товары.

Таким образом, пространство Елагина острова, которое, по сути, было разделено на 5 отдельных территорий со своей тематикой и контентом, все-таки представляло собой единую огромную площадку, где постоянно передвигающаяся аудитория, несмотря ни на что, чувствовала себя в формате одной общей идеи, суть которой в гармоничном сосуществовании науки, технологии и искусства. Это словно разные углы зрения, образующие в совокупности полноценный взгляд на окружающий мир. Наука - основной двигатель и причина происходящих в мире глобальных перемен. Технологии являются воплощением происходящих изменений. Современное же искусство практически постоянно заимствует элементы и образы из области науки и техники, позволяя объединить, осмыслить и интерпретировать реальность. Современному человеку искусство, наука и технологии интересны не на уровне сухой теории, а на уровне понимания, активного использования. Поэтому основная цель была познакомить посетителей с действительно живыми, передовыми и актуальными знаниями, разработками и концепциями. А познать их без собственного участия очень сложно, поэтому «GEEK PICNIC» провоцировал публику на постоянный интерактив и включение в процесс, будь то мастер-класс, лекция, game-зона, битва роботов или простое общение с пусть и незнакомыми, но интересными и разделяющими твои взгляды людьми.

Однако любой проект, ориентированный на активность зрителя, предполагает изначальное определение мотивов и стимулов его участия в действе. Таким образом, изучение зрительских практик и предпочтений было одной из задач исследования «Стратегии формирования публичного творческого пространства», проведенного автором. Так, в количественном опросе участвовали молодые люди, потенциально посещающие различного рода культурные мероприятия города -110 человек в возрасте от 19 до 30 лет, жители Санкт-Петербурга. Респондентам задавался в том числе вопрос, возникало ли у них когда-либо желание принять участие в происходящем вокруг творческом процессе (т. е, по сути, выяснялась необходимость мероприятий, которые бы вовлекали зрителя в действо, нужны ли они петербургскому зрителю).

Нежелание участвовать респонденты связывали с личными качествами (стеснительность), привычкой («нравится позиция зрителя»), убеждением в собственной невозможности творческой инициативы («Лучше их не смогу», «от творчества далека»). Однако сами же опрашиваемые допускали поправку в сторону изменения своего решения: «Если мероприятие - спектакль, музыкальный концерт, опера или балет, то мое единственное желание - им насладиться. Если же это какой-нибудь хэппенинг, флэшмоб или что-то в этом роде, то бывает, хочется присоединиться. Потому что это весело, это объединяет, удовлетворяет мою потребность в интеграции. Кроме того это не является элитарным искусством, т. е. я могу не хуже», «Если

126 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

действо не созвучно внутреннему состоянию, то и принять участие не захочется». Таким образом, многое зависит от формата действа, его атмосферы.

Положительные ответы на вопрос о желании принять участие в происходящем (93 человека) можно разбить на несколько групп, исходя из причин и мотиваций, вызывающих это желание. Во-первых, это ориентация на конкретное творческое пространство и место, занимаемое в нем. Здесь можно выделить желание стать организатором и режиссером («Хочется поучаствовать в организации самого мероприятия, так как видишь недочеты и кажется, что знаешь, как их исправить», «Хочется стать организатором, так как это дает возможность изнутри посмотреть на мир искусства, познакомиться с художниками, артистами и другими интересными людьми»), стать актером, музыкантом, быть на сцене («Конечно, на концертах, где положение более свободное, зрителю участвовать непосредственно проще. Всегда становится радостно, когда весь зал начинает жить общим чувством, подпевая музыканту»). Во-вторых, проявлялось влияние полученного творческого навыка или его отсутствие («Все из-за того, что в детстве была тяга к театру, и музыке. Наличие музыкального образования на концертах способствует вызыванию ностальгии и желанию участвовать в происходящем действии с участниками концерта»). В-третьих, отмечались личные перспективы и интерес на достижение собственной цели, будь то желание раскрыть свой потенциал («Чувствую в себе нереализованный творческий потенциал, потребность в самореализации и самоутверждении!», «Возникали какие-то идеи, хотелось воплотить их») или стремление к познанию нового («Люблю пробовать себя в чем-то новом, если конечно меня интересует тематика мероприятия»). В-четвертых, большую роль отводили атмосфере мероприятия, отмечая, что именно она является одной из основных причин принятия решения по поводу участия или неучастия в происходящем («Смотря какая атмосфера. Иногда зал и происходящее и артисты кажутся такими родными, что так и тянет на интерактив, а иногда тебя просят поучаствовать а тебе не хочется, показаться смешным или неловким», «Безусловно. Так как создаваемое вокруг тебя представление, как водоворот засасывает тебя все сильнее и сильнее и сложно уже отделить реальность от шоу и ты сам уже как его элемент»).

Следует сказать, что результаты исследования в отношении изучения зрительских практик, их предпочтений и мотивов в культурном пространстве находят свое подтверждения в итогах иных исследовательских изысканий. Еще в начале 80-х годов в нашей стране изучались причины, вызывающие замедление роста аудитории учреждений художественной культуры (театров, концертов, музеев и выставок, кинотеатров), уменьшение интереса к их деятельности. В целом результаты исследования демонстрируют, как масштабы аудитории учреждений художественной культуры лимитируются, с одной стороны, тем, насколько люди равнодушны или неравнодушны к искусству, а с другой, тем, какие реальные возможности общения с ценностями культуры есть у тех, кого искусство интересует, т. е. что им предлагается

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

127

Раздел I. Социологический анализ культуры

в сфере культуры6. Все это позволило поделить население страны по их отношению к деятельности учреждений культуры на три большие группы. Первая группа - актуальная аудитория - люди, реально посещающие спектакли, концерты, выставки и другие площадки, представленные культурным сектором. Вторая группа - те, кто не считает для себя необходимым посещение учреждений культуры. У них нет интереса, или он был утрачен. Эта группа получила название «не»-аудитории, состоит из двух частей: те, у кого отсутствие интереса связано с общей неразвитостью потребности в общении с соответствующими видами искусства (способом привлечь хотя бы часть этой категории людей является сложная работа по эстетическому воспитанию с целью сформировать отсутствующую у них ныне потребность в общении с искусством) и те, кто предпочитает иные репродукционные способы контактов с ним, в числе которых одним из основных является телевидение. Пробуждение у этих людей потребности в контактах с произведениями искусства в их «живой» форме зависит от характера и качества искусства, а также от формы его подачи (насколько она интересна, актуальна). Третья группа - люди, которые хотели бы посещать учреждения культуры, но не бывают в них по каким-то причинам. Следовательно, правомерно считать, что «устранение определенных недостатков в работе учреждений культуры могло бы способствовать росту числа их посетителей за счет этой категории людей»7. Это потенциальная аудитория.

Так, сегодня наглядно видно, что актуализирована необходимость переориентации культурных институций. Музей, театр, библиотека из «храмов высокого искусства» преображаются в свободные дискуссионные клубы. Они вынуждены отодвигать на второй план функцию сохранения наследия и просвещения и становиться центрами и лабораториями современных творческих инициатив.

Однако очень часто воплощение интерактивного поля в контексте культурного события решается за счет исключительно технических возможностей. Технология дает мощные средства для выражения идей. И уже сегодня мы можем утверждать, что science-art - это не просто явление на периферии искусства, а полноценное направление.

Российским примером сосуществования науки и искусства можно назвать довольно известное событие - Московскую биеннале современного искусства «Переписывая миры», которая проходила в Москве осенью 2011 года. Одним из ключевых понятий биеннале была интерактивность. Программа основных площадок (ЦУМ и Центр дизайна и архитектуры Artplay) была представлена работами медийно-технологическими. Суть биеннале заключалась в демонстрации того, что именно реакция и возникновение интереса у публики формируют и наполняют смыслом художественный объект.

Самой интерактивной инсталляцией оказался «Сад заблуждения и упадка». На стену проецировался поток различных анимированных значков. Напротив стены располагался джойстик, нажимая на который можно было «уничтожить» кого-ни-

128 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

будь или что-нибудь. Оказывается, поток значков зависит от ленты сообщений в сети Twitter, если пользователи активно обсуждают Обаму, появится Обама. Последствия же выстрела определяются индексом международного фондового рынка: если он растет, то в анимированном мире после выстрела наступит настоящий мир; если индекс падает, то «выпущенная пуля» приведет к катастрофам.

Почти с каждым объектом зрителю необходимо взаимодействовать, иначе он не заработает. Кураторы настаивают, что основной посыл - заставить поверить, что пространство биеннале для активного участника процесса создания произведения искусства. И вроде бы такие актуальные и важные идеи высказываются: взаимодействие, участие, коммуникация... Но эти идеи захватывают потенциального зрителя на момент чтения пресс-релизов, материалов, предшествующих самому событию и максимум на момент начала знакомства с площадками биеннале. Затем же кажется, что все это не более, чем гаджет-арт и парад аттракционов. На главных площадках биеннале чувствуешь себя словно в игротеке - все очень заманчивое, коммуникабельное. Но, скажем, та самая инсталляция «Сад заблуждения и упадка» уже осмысляется иначе: тебя приглашают поуправлять процессом, уменьшить творящееся в мире зло, но от тебя мало что зависит. Все зависит от ситуации на Международном фондовом рынке. Мы не можем повлиять на мир. Наоборот - сеть управляет нашими решениями. И в итоге показалось, что в этой увлекательной игре почти исчез главный герой - человек. Когда мы смотрим на мир, изучаем его с помощью современных технологий, то, безусловно, приобретаем массу дополнительной информации. Однако в данном примере отсутствует ответ на главный вопрос: «Зачем?». Безусловно, подобные мероприятия имеют место быть. Но здесь дело в диссонансе между заявленной идеей - возможностью зрителя влиять на результат, его правом выразить себя - и воплощением этой идеи. Биеннале видит свою задачу в том числе и в формировании активного зрителя, но в итоге доводит его до состояния запрограммированного робота, нажимающего на нужные кнопки и идущего по прописанному пути.

В случае технического перенасыщения зритель не превратится в созидателя, а будет напоминать марионетку, подчиняющуюся запрограммированному видению художника. Технологии способны как облегчить процесс презентации культуры и искусства для зрителя (в плане техническом), так и сыграть для него злую роль: лишить его возможности сделать собственный выбор.

Чтобы технологии не мешали дойти до сути, необходимо сперва задать мотивацию для последующего диалога. Это может быть само творческое пространство, его компоненты и составляющие. И действительно, пространство может задать вызов, но его нужно помочь обнаружить зрителю. «Пространство должно инициировать самостоятельные субъектные действия зрителя, но не определять их полно -быть заразительным, наполненным энергетикой, но одновременно - незавершенным, позволяющим»8. В этом, кстати, и заключается возможность проявления зри-

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

129

Раздел I. Социологический анализ культуры

тельской активности - возможность его множественной интерпретации по поводу культурного пространства и происходящего в нем.

В современном мире, где имеет место переизбыток и доступность информации, а технический прогресс входит практически в каждый дом, стратегическим преимуществом становится креативность, творческие способности и творческая активность. Для их формирования и поддержания человеку необходимы, во-первых, качественная коммуникация для получения и обмена знаниями, идеями и, во-вторых, демократические интерактивные пространства для организации взаимодействия и дальнейшего проявления себя. Сегодня культурная среда предлагает площадки, открытые для совместного общения и активного участия творческих людей. Их уже давно не устраивает роль пассивного зрителя, они хотят не наблюдать, а участвовать. Поэтому эффект участия является одним из важнейших принципов в продвижении любой инициативы9.

К тому же потребители стали более искушенными, избирательными, и это объясняет необходимость начинать планирование стратегий и тактик организации творческого пространства именно с потребителя. Важно изучать потребности и нужды зрителей, их восприятия, вкусы, предпочтения и удовлетворенность. Сегодня у сферы культуры есть широкие возможности установления непосредственного контакта с аудиторией (адрес, электронная почта, телефон, блоги, социальные сети и т. д.). Чем более детальной информацией о своем зрителе будет обладать худож-ник/организатор, тем легче будет ему сформулировать и оформить возможные мотивы посещения события. Для актуальной аудитории важно лишь обозначить и сделать удобным процесс получения информации о действе, а для потенциальных зрителей - вызвать эмоциональный толчок, пробуждающий осознание необходимости своего присутствия на мероприятии. Необходимо поддерживать взаимоотношений с аудиторией настолько долго, насколько они будут оставаться взаимовыгодными. Производить рассылки, обмен информацией, мнениями - постоянный интерактив. Вариантом привлечения иной публики может служить побочная коммерческая деятельность на территории прохождения мероприятия (буфет, продажа сувениров, изделий handmade, печатной, музыкальной продукции). Возможна организация художественных выставок и продаж работ; введение практики просмотров, когда потенциальная публика, не купившая билет, получает доступ в холл, где может посмотреть на выставленные визуальные объекты. Определившись с потенциальной аудиторией, и информация о проекте будет распространяться целенаправленно, что сделает рекламу эффективной. А это очень важно, ведь часто событие не находит своего зрителя из-за банального отсутствия систематичности и напора информации.

Искусству сегодня не достаточно просто существовать в воплощении тех или иных артефактов, а зрителю не всегда понятна собственная роль в «диалоге» с прекрасным. Поэтому важно наличие определенных площадок, событийных проявле-

130 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

ний творческого пространства, где формат единого действа в рамках одного-не-скольких дней дает возможность организатору максимально сконцентрироваться на посетителе, а зрителю проявить свою творческую активность, включить творческий потенциал. И ошибочно утверждать, что положительное воздействие этого активного творческого времяпровождения ограничивается временными рамками события. Да, когда-то свет потухнет, музыка прекратит играть, залы опустеют, и зритель отправится в свою привычную жизнь. Но то, что он видел, где он побывал в течение одного лишь вечера, может помочь сделать его привычную жизнь не такой серой и однообразной, может дать понять, на что он сам способен, что ему интересно, где он в состоянии творчески проявить себя (будь то любимое дело, работа или общение с другими людьми), ведь творческий потенциал важно разглядеть, а уже в дальнейшем он может принести свои плоды в совершенно разных областях человеческой деятельности.

Примечания

1 Семенов В. Е. Социальная психология искусства: актуальные проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С. 123.

2 См. подробнее: Ярославцева Е. И. Интерактивный человек: межкультурные и образовательные коммуникацииь // Трансформации культуры в глобальном информационном обществе: междунар. науч. конф., 19-20 мая 2009 г.: сборник. М.: Изд-во МГУ, 2009. С. 358-371.

3 См. подробнее: Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. М.: Классика XXI, 2010. С. 105-106.

4 Даниэль С. М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. С. 52.

5 См. подробнее: Морозова Е. А. Провокативность как метод социально-психологического воздействия. URL: http: // scilance. com (дата обращения: 26. 02. 2015).

6 Художественная жизнь современного общества. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. Т. 2: Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. С. 177.

7 Там же. С. 161.

8 Жуковский В. И. Диалог с произведением искусства // Педагогика искусства. 2010. № 2. URL: http: // art-education. ru (дата обращения: 26.02. 2015).

9 См. подобнее: Зеленцова Е., Гладких Н. Указ. соч. С. 47-49.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.