Научная статья на тему 'Интерактивное обучение как инновационная технология. Применение интерактивных досок в образовательном процессе'

Интерактивное обучение как инновационная технология. Применение интерактивных досок в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
794
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGY / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE LEARNING / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / INTERACTIVE WHITEBOARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурлакова Юлия Владимировна, Быкова Надежда Сергеевна

В данной статье рассмотрены аспекты, положительные стороны применения интерактивных технологий обучения в образовательных организациях. Особое внимание авторами уделено такому средству обучения как интерактивная доска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение как инновационная технология. Применение интерактивных досок в образовательном процессе»

Интерактивное обучение как инновационная технология. Применение интерактивных досок в образовательном процессе Бурлакова Ю. В.1, Быкова Н. С.2

1Бурлакова Юлия Владимировна /Burlakova Yuliya Vladimirovna - студент;

2Быкова Надежда Сергеевна /Bykova Nadezhda Sergeevna - студент, факультет управления и социально-технических сервисов, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в данной статье рассмотрены аспекты, положительные стороны применения интерактивных технологий обучения в образовательных организациях. Особое внимание авторами уделено такому средству обучения как интерактивная доска.

Abstract: this article describes aspects of positive aspects of using the interactive technologies of training in educational organizations. Special attention is given to such a learning tool as an interactive whiteboard.

Ключевые слова: образование, инновационные технологии, интерактивное обучение, интерактивная доска.

Keywords: education, innovative technology, interactive learning, interactive whiteboard.

Главной задачей образования на современном этапе является не просто «прививание» обучающемуся фундаментальных знаний, а обеспечение его всеми необходимыми условиями для успешной социальной адаптации, развитие у него склонности и высокой мотивации к самообразованию.

Глобальная информатизация общества, которая наблюдается с начала второго тысячелетия, обусловила проникновение информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в систему образования. В настоящее время в образовательных учреждениях большое распространение получили новейшие IT-технологии, которые можно использовать на учебных занятиях (компьютеры, мультимедиа, электронные книги, вебинары, конференции и т.д.). Использование IT-технологий в образовательном процессе влечет за собой трансформацию привычных функций преподавателя, теперь он примеряет на себя роли консультанта и организатора, а его главной задачей является совершенствование процесса обучения посредством внедрения новых технологий и использования инновационных методов и средств образования, для обеспечения динамичного и интересного процесса [1]. В этом современным педагогам в полной мере могут помочь интерактивные технологии.

Интерактивность («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - это взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо [2]. Использование интерактивных технологий в обучении обеспечивает наглядность и простоту восприятия информации, что благоприятно влияет на эффективность образовательного процесса.

Среди самых распространенных интерактивных методов обучения такие как: мозговой штурм (brainstorm), круглые столы (дискуссия, дебаты), case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), деловые и ролевые игры, мастер-классы. Наряду с ними существуют и другие, например, обсуждения в группе, тренинги и многое другое.

Все интерактивные методы обладают рядом преимуществ:

• Индивидуальный подход в обучении.

• Емкость и сжатость предоставляемого объема учебной информации.

• Упрощение процесса усвоения учебного материала за счет визуального восприятия информации.

| 79 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 7(9) 2016

• Активизация познавательной деятельности (получение обучающимися теоретических знаний и практических навыков).

Сегодня все больше образовательных учреждений оснащают свои аудитории и классы интерактивными техническими средствами. Большое распространение получили так называемые интерактивные доски.

Интерактивная доска - это основной элемент сложной системы, состоящей из проектора, компьютера, специального программного обеспечения и дополнительного оборудования, интегрированного в сеть [3]. Ее главная функция состоит в демонстрации и активной работе со всеми видами графических и текстовых файлов, видеоматериалами. Использование интерактивной доски на занятии позволяет обучающимся увидеть реалистичные модели объектов, наблюдать за преобразованиями и изменениями, а также управлять ими, просто касаясь доски, что позволяет реализовывать принципы развивающего обучения на практике. С ее помощью преподаватель имеет возможность взаимодействовать с обучающимися в режиме online в течение всего занятия.

Выделяют следующие виды интерактивных досок:

• Активная электронная доска - ее особенность заключается в том, что она подключается к источнику питания и к компьютеру. Работа с файлами осуществляется при помощи специального стилуса.

• Электромагнитная интерактивная доска - ее работа осуществляется по принципу пассивной электромагнитной технологии с использованием специальных маркеров.

• Интерактивная инфракрасная электронная доска - обладает большим дисплеем, оснащенным инфракрасными датчиками, с которым можно работать как при помощи специального стилуса, так и просто с помощью пальцев [4].

Для организации работы интерактивных досок на учебных занятиях используется специальное программное обеспечение, которое позволяет преподавателю накладывать текст или графические обозначения на любые экранные изображения, акцентировать внимание обучающихся на отдельных деталях, перемещать и изменять графические объекты. Такая доска может стать первым шагом на пути к созданию ультрасовременной мультимедийной образовательной среды в учебных аудиториях с возможностью проведения интерактивных опросов и тестирований.

Сегодня многие педагоги согласны с тем, что использование интерактивных методов обучения в образовательных учреждениях не просто возможно, а необходимо.

Литература

1. Анисенко А. А., Бурлакова Ю. В. Современные технологии обучения // Педагог 3:0. Подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской конференции, г. Нижний Новгород, 2016.

2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование. Издатель ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Н. Э. Баумана». Эл. № ФС 77 - 48211. ISSN 1994-0408.

3. Неудахина Н. А., Смышляев А. А. Интерактивная доска как средство реализации информационных технологий // Мир науки, культуры, образования. № 6 (25), 2010.

4. Интерактивные технологии в образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polymedia.ru/o-kompanii/stati/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/ (дата обращения: 03.07.2016).

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 7(9) 2016 | 80 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.