Научная статья на тему 'Интерактивная образовательная среда как условие повышения эффективности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС до'

Интерактивная образовательная среда как условие повышения эффективности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4031
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочкина Наталия Альбертовна, Куликова Надежда Викторовна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, наряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает требования к условиям ее реализации и результатам освоения ООП ДО. Следует особое внимание уделить созданию образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования. (п.3.1) Стоит отметить, что под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в ФГОС ДО. При этом образовательная среда приобретает интерактивный характер. Существуют различные концепции и подходы к формированию образовательной среды: С.Г. Вершловский,.Г. Воронцова, А.В. Иванов, Г.А. Ковалев, А. Козырев, И.В. Крупина, О.Е. Лебедев, А.К. Лукина, Ю.С. Мануйлов, СВ. Тарасов, В.А. Ясвин и др. Предметно-пространственная среда одна из составляющих образовательной среды. Образовательная среда дошкольной образовательной организации относится к сложным, многоаспектным педагогическим явлениям, которые характеризуются не столько количественными, сколько качественными признаками. Важно создание такой среды, где возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, познавательную, продуктивную деятельность как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Поэтому в последнее время, говоря об образовательной среде, употребляют выражение «интерактивная среда». Под интерактивной понимается среда, способствующая созданию условий для диалога как одной форм познания. Интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между педагогами и детьми, формирует между ними обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) его дальнейшую перспективу. Созданию интерактивной среды способствуют информационные технологии, они призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающего его эффективность. ИКТ в дошкольном образовании следует рассматривать не как эпизодическое явление, а как универсальную информационную систему, призванную объединить различные направления образовательного процесса, обогатить их, и изменить. Ресурсы интерактивной образовательной среды можно условно подразделить на четыре группы: предметные ресурсы (мебель, ИКТ оборудование, дидактические материалы, игры, игрушки и др); пространственные ресурсы (помещения, участки, детские площадки и др); организационно-смысловые (циклограммы деятельности, режимы, расписания, модели образовательного процесса и т.д.); социально-психологические ресурсы (участники образовательных отношений). В рамках каждой из этих групп существуют актуальные проблемы, связанные с использованием ИКТ, а именно: Предметные ресурсы: нецелесообразное размещение ИКТ оборудования в ДОО; стационарность мебели не позволяет видоизменять пространство; неполное использование функциональных возможностей оборудования (например, интерактивная доска используется как экран); Пространственные ресурсы: размер помещений, например, кабинетов специалистов, не соответствует интерактивным потребностям образовательного процесса; отсутствие мобильного ИКТ комплекса (оборудования, например, интерактивная приставка, планшет, ноутбук) для проведения мероприятий на открытом воздухе; Организационно-смысловые ресурсы: нарушение требований СанПиН в отношении работы с ИКТ оборудованием; отсутствие контроля за целесообразностью использования ИКТ в ДОО; Социально-психологические ресурсы: неготовность педагога к интерактивному взаимодействию; отсутствие системы социального партнерства; замена «живого» общения виртуальным. Изменения, происходящие в дошкольном образовании, требуют поиска новых форм и образовательных технологий, в том числе с использованием интерактивного оборудования (интерактивная доска, интерактивный стол, документ-камера, система интерактивного голосования ActiVote, интерактивная ручка «Знаток» и др.). В настоящее время это оборудование стало все активнее появляться в детских садах, вместе с тем, возникает противоречие. С одной стороны, руководители организаций находят средства и организуют современную информационную среду, а с другой стороны оборудование используется нецелесообразно и не в полном объеме. Кроме того осложняет ситуацию неготовность педагогов к работе с новым оборудованием, отсутствие технического сопровождения. Процесс изменений требует создания и корректировки необходимых условий для повышения информационной активности, профессионального роста и саморазвития управленческого и педагогического персонала ДОО, всех субъектов образовательного процесса. Созданию интерактивной среды должна предшествовать серьезная аналитическая работа. Необходимо исследовать готовность педагогов к внедрению информационных технологий в образовательный процесс, проанализировать эффективность использования имеющегося оборудования в образовательном процессе, изучить возможности применения ИКТ в образовательном процессе. Вместе с тем, интерактивная среда должна способствовать и отслеживанию результативности образовательной деятельности. С этой точки зрения для педагогов окажется полезным использование системы интерактивного голосования, например, ActiVote. В работе с детьми дошкольного возраста использование системы интерактивного голосования ActiVote возможно в следующих направлениях: педагогическая диагностика; развивающие задания в рамках непрерывной непосредственно образовательной деятельности; формирование коллектива (голосование как выбор ведущего в игре, распределение ролей); планирование деятельности; право выбора (выбор темы занятия, темы работы, материалов и пр.); формирование адекватной самооценки оценить себя. Интересным является опыт использования интерактивной ручки «Знаток», расширяющей возможности самостоятельного получения информации дошкольниками, не прибегая к помощи взрослого. Редко встречается в детских садах документ-камера, функциональные возможности которой позволяют сделать образовательный процесс мобильным и интерактивным. Данное оборудование помогает транслировать не только статическое изображение (например, картинку), но и динамическое ( движение рук, например, в процессе изодеятельности). Опыт использования интерактивного оборудования показал, что для эффективного и целесообразного использования в рамках группы, кабинета необходимо создать комплекс, включающий ноутбук, стационарно закрепленный мультимедийный проектор, интерактивную доску (или экран). Остальные составляющие, например, документ камера, планшеты, система интерактивного голосования, могут быть в одном комплекте на дошкольную организацию. Как показывает практика, интерактивная среда современного детского сада способствует развитию у детей познавательной активности и воображения, формированию опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, накоплению опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками при условии ее целесообразной организации и использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочкина Наталия Альбертовна, Куликова Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивная образовательная среда как условие повышения эффективности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС до»

Интерактивная образовательная среда как условие повышения эффективности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Кочкина Наталия Альбертовна, Куликова Надежда Викторовна

АО ИОО, г.Архангельск. МБДОУ Детский сад №174, г.Архангельск

Ключевые слова:

ИКТ, интерактивная среда, интерактивное оборудование

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, наряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает требования к условиям ее реализации и результатам освоения ООП ДО. Следует особое внимание уделить созданию образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования. (п.3.1)

Стоит отметить, что под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в ФГОС ДО. При этом образовательная среда приобретает интерактивный характер.

Существуют различные концепции и подходы к формированию образовательной среды: С.Г. Вершловский, .Г. Воронцова, А.В. Иванов, Г.А. Ковалев, А. Козырев, И.В. Крупина, О.Е. Лебедев, А.К. Лукина, Ю.С. Мануйлов, СВ. Тарасов, В.А. Ясвин и др.

Предметно-пространственная среда одна из составляющих образовательной среды. Образовательная среда дошкольной образовательной организации относится к сложным, многоаспектным педагогическим явлениям, которые характеризуются не столько количественными, сколько качественными признаками. Важно создание такой среды, где возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, познавательную, продуктивную деятельность как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Поэтому в последнее время, говоря об образовательной среде, употребляют выражение «интерактивная среда».

Под интерактивной понимается среда, способствующая созданию условий для диалога как одной форм познания. Интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между педагогами и детьми, формирует между ними обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) его дальнейшую перспективу.

Созданию интерактивной среды способствуют информационные технологии, они призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающего его эффективность. ИКТ в дошкольном образовании следует рассматривать не как эпизодическое явление, а как универсальную информационную систему, призванную объединить различные направления образовательного процесса, обогатить их, и изменить. Ресурсы интерактивной образовательной среды можно условно подразделить на четыре

группы:

• предметные ресурсы (мебель, ИКТ оборудование, дидактические материалы, игры, игрушки и др);

• пространственные ресурсы (помещения, участки, детские площадки и др);

• организационно-смысловые (циклограммы деятельности, режимы, расписания, модели образовательного процесса и т.д.);

• социально-психологические ресурсы (участники образовательных отношений).

В рамках каждой из этих групп существуют актуальные проблемы, связанные с использованием ИКТ, а именно:

• Предметные ресурсы: нецелесообразное размещение ИКТ оборудования в ДОО; стационарность мебели не позволяет видоизменять пространство; неполное использование функциональных возможностей оборудования (например, интерактивная доска используется как экран);

• Пространственные ресурсы: размер помещений, например, кабинетов специалистов, не соответствует интерактивным потребностям образовательного процесса; отсутствие мобильного ИКТ комплекса (оборудования, например, интерактивная приставка, планшет, ноутбук) для проведения мероприятий на открытом воздухе;

• Организационно-смысловые ресурсы: нарушение требований СанПиН в отношении работы с ИКТ оборудованием; отсутствие контроля за целесообразностью использования ИКТ в ДОО;

• Социально-психологические ресурсы: неготовность педагога к интерактивному взаимодействию; отсутствие системы социального партнерства; замена «живого» общения виртуальным.

Изменения, происходящие в дошкольном образовании, требуют поиска новых форм и образовательных технологий, в том числе с использованием интерактивного оборудования (интерактивная доска, интерактивный стол, документ-камера, система интерактивного голосования ActiVote, интерактивная ручка «Знаток» и др.). В настоящее время это оборудование стало все активнее появляться в детских садах, вместе с тем, возникает противоречие. С одной стороны, руководители организаций находят средства и организуют современную информационную среду, а с другой стороны оборудование используется нецелесообразно и не в полном объеме. Кроме того осложняет ситуацию неготовность педагогов к работе с новым оборудованием, отсутствие технического сопровождения.

Процесс изменений требует создания и корректировки необходимых условий для повышения информационной активности, профессионального роста и саморазвития управленческого и педагогического персонала ДОО, всех субъектов образовательного процесса.

Созданию интерактивной среды должна предшествовать серьезная аналитическая работа. Необходимо исследовать готовность педагогов к внедрению информационных технологий в образовательный процесс, проанализировать эффективность использования имеющегося оборудования в образовательном процессе, изучить возможности применения ИКТ в образовательном процессе. Вместе с тем, интерактивная среда должна способствовать и отслеживанию результативности образовательной деятельности. С этой точки зрения для педагогов окажется полезным использование системы интерактивного голосования, например, ActiVote. В работе с детьми дошкольного возраста использование системы интерактивного голосования ActiVote возможно в следующих направлениях:

• педагогическая диагностика;

• развивающие задания в рамках непрерывной непосредственно образовательной деятельности;

• формирование коллектива (голосование - как выбор ведущего в игре, распределение ролей);

• планирование деятельности; право выбора (выбор темы занятия, темы работы, материалов и пр.);

• формирование адекватной самооценки - оценить себя.

Интересным является опыт использования интерактивной ручки «Знаток», расширяющей возможности самостоятельного получения информации дошкольниками, не прибегая к помощи взрослого.

Редко встречается в детских садах документ-камера, функциональные возможности которой позволяют сделать образовательный процесс мобильным и интерактивным. Данное оборудование помогает транслировать не только статическое изображение (например, картинку), но и динамическое ( движение рук, например, в процессе изодеятельности).

Опыт использования интерактивного оборудования показал, что для эффективного и целесообразного использования в рамках группы, кабинета необходимо создать комплекс, включающий ноутбук, стационарно закрепленный мультимедийный проектор, интерактивную доску (или экран). Остальные составляющие, например, документ камера, планшеты, система интерактивного голосования, могут быть в одном комплекте на дошкольную организацию.

Как показывает практика, интерактивная среда современного детского сада способствует развитию у детей познавательной активности и воображения, формированию опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, накоплению опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками при условии ее целесообразной организации и использования.

Список литературы:

1.ActiVote: Руководство пользователя. Версия для РС. Издание для России. ТР-1430-RU. Вып. 3. Promethean Technologies Group Ltd, 2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portal.loiro.ru/files/articles_283_activote2.pdf.

2.Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Метод. пос. / Сост. М.Н. Солоневичева. СПб.: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2008.

3.Система тестирования и голосования Promethean ActiVote // Polymedia [Электронный ресурс]. Режим

доступа:http://www.polymedia.ru/oborudovanie/sistema-testirovaniya-i-oprosa-promethean/9760/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.