Научная статья на тему 'Интерактивная кукла как модель человека'

Интерактивная кукла как модель человека Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
664
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / КУКЛА / DOLL / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / AN ARTIFICIAL INTELLECT / AN AESTHETICS / АНТИЧНОСТЬ / ANTIQUITY / МЕХАНИЧЕСКИЕ КУКЛЫ / MECHANICAL DOLLS / ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / PLASTIC IMAGE / ЧЕЛОВЕК / PERSON / РОБОТОТЕХНИКА / ЭСТЕТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Катаев Виталий Анатольевич, Лишанкова Елена Анатольевна

Статья посвящена интерактивной кукле, которая свои обликом напоминает человеческую фигуру, а тело человека является одной из форм предметного бытия культуры. На каждом историческом этапе, в разных этнокультурных системах существовали определенные образы кукол, с разными конструктивными особенностями. В данной работе особое внимание уделено анализу развития интеллектуальных кукол, начиная с зарождения и до рубежа ХХ-XXI веков. Выдвигается гипотеза о том, что наука находится в преддверии новых исследований взаимодействия человеческого тела и интерактивных кукол, в связи с чем мы можем уже в ближайшем будущем ожидать прогрессирующего влияния интерактивности на повседневность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted an interactive doll which the shape reminds a human figure, and the body of the person is one of forms of subject life of culture. At each historical stage, in different ethnocultural systems there were certain images of dolls, with different design features. In the given work the special attention is given the analysis of development of intellectual dolls, since origin and till a XXIst century boundary. The hypothesis that a science on the threshold of new researches of interaction of a human body and interactive dolls and we can expect in the near future already progressing influence of interactivity on daily occurrence is put forward.

Текст научной работы на тему «Интерактивная кукла как модель человека»

Примечания

1. Ворохоб Ю. А. Аудиовизуальная культура учителя: актуальность проблемы ее формирования / Ю. А. Ворохоб // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 3. - С. 34-35.

2. Иоскевич Я. Б. Категории аудиовизуального / Я. Б. Иоскевич // Новые аудиовизуальные технологии / отв. ред. К. Э. Разлогов. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - С. 42-43.

3. Константинов А. И. Звуки в жизни зверей / А. И. Константинов, В. Н. Мовчан. -Л.: Ленинградский ун-т, 1985. - Вып.7. - 304 с. - [Жизнь наших птиц и зверей].

4. Лобова А. Ф. Теория и практика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие / А. Ф. Лобова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. - 210 с.

5. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988.

- 254 с.

6. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки. - М., 1980. - С. 91-111.

7. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский.

- М.: Музыка, 1972. - 382 с.

8. Юденко Ю. Р. Активизация аудиальных форм работы при изучении орфографии в начальных классах (на примере изучения глагольных орфограмм): монография / Ю. Р. Юденко - Красноярск: КГПУ, 2006. - 149 с.

В. А. Катаев, Е. А. Лишанкова

ИНТЕРАКТИВНАЯ КУКЛА КАК МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА

Статья посвящена интерактивной кукле, которая свои обликом напоминает человеческую фигуру, а тело человека является одной из форм предметного бытия культуры. На каждом историческом этапе, в разных этнокультурных системах существовали определенные образы кукол, с разными конструктивными особенностями. В данной работе особое внимание уделено анализу развития интеллектуальных кукол, начиная с зарождения и до рубежа XX-XXI веков. Выдвигается гипотеза о том, что наука находится в преддверии новых исследований взаимодействия человеческого тела и интерактивных кукол, в связи с чем мы можем уже в ближайшем будущем ожидать прогрессирующего влияния интерактивности на повседневность. Ключевые слова: теория и история культуры, интерактивность, кукла, искусственный интеллект, робототехника, эстетика, Античность, механические куклы, пластический образ, человек.

Article is devoted an interactive doll which the shape reminds a human figure, and the body of the person is one of forms of subject life of culture. At each historical stage, in different ethnocultural systems there were certain images of dolls, with different design features. In the given work the special attention is given the analysis of development of intellectual dolls, since origin and till a XXIst century boundary. The hypothesis that a science on the threshold of new researches of interaction of a human body and interactive dolls and we can expect in the near future already progressing influence of interactivity on daily occurrence is put forward. Keywords: theory and history of culture, interactivity, a doll, an artificial intellect, an aesthetics, antiquity, mechanical dolls, a plastic image, the person.

Интерактивная кукла своим обли- общества кукла являлась заменой чело-

ком напоминает человеческую фигуру, века и была неразрывно связана с его

ее пропорции. Тело человека является телом и одеждой.

одной из форм предметного бытия Постепенно кукла начинает играть

культуры. роль своеобразного зеркала, отражаю-

М. С. Каган считает: «... тремя кана- щего изменения человеческого облика и

лами — через игру, обряд и труд — чело- — одновременно — понимание человеком

веческое тело выходило из природы в своей внешности. Каждый историчес-

культуру» (5, с. 196). кий период диктовал свое соотношение

На самых ранних этапах развития физического и духовного, телесного и

интеллектуального, что в свою очередь предопределяло различие идеальных образов человека, способов его изображения и в конечном счете разнообразие кукол, которые во все времена представляли собой совершенное воплощение человеческого тела.

В первобытную эпоху куклы-игрушки были «человекообразными». Согласно религиозным представлениям, любое изображение человеческой фигуры содержит в себе часть души, а следовательно, сакрально.

Куклы каменного века имели разнообразные воплощения: мужчин, женщин и детей с лицами ящериц или птиц, со змеями вместо кос, с головами-фаллосами; лодок в виде человеческих фигур; представляли собой женские статуэтки из глины с примесью зерен. Все они имели непосредственное отношение к древним культам. Куклы являлись участницами различных ритуалов, в том числе и одного из самых древних — погребального. Куклы-статуэтки носили схематичный и условный характер. В этих малых скульптурах первобытный художник выделял самые значимые части человеческого тела. Впоследствии эта мифологическая тема отразилась в формообразовании кукол многих народов.

По сравнению с первобытным социальным устройством, представления о человеческом теле в эпоху Античности коренным образом изменились. Известнейший исследователь А. Ф. Лосев в своей «Истории античной эстетики» утверждает, что в основе всех эстетических представлений Античности «лежит живое человеческое тело, оно и есть единственный идеал для всего. Все должно на него ориентироваться, с ним согласовываться, быть с ним в гармонии. Но человеческое тело состоит из физических стихий, то есть, как рассуждали греки, из огня, воздуха, воды и земли. Следовательно, прекрасное для Античности выступает тогда, когда физические стихии гармонируют одна с

другой в живом и совершенном человеческом теле, когда принцип общетелесной жизни, который греки называли "душой", целиком подчиняет себе все телесные "стихии". Сформированное по такому принципу тело и есть ... идеал. Смотря по тому, как он осуществлен в физических стихиях, возникает самый феномен красоты» (8, с. 74).

Но подражающие природе или человеческому телу игрушки, помимо того что давали людям во все времена эстетическое наслаждение, выполняли и гносеологическую функцию.

Таким образом, искусство изготовления игрушки можно представить как способ трансляции и актуализации ценностей индивидуального и коллективного бытия.

Первые попытки создания искусственного человека относятся к древним цивилизациям. Куклы, управляемые с помощью механизмов, имеют долгую историю. В древние времена их называли автоматами, или андрогинами, поскольку обликом и движениями они уподоблялись человеку. Есть сведения, что в Гелиополисе статуя Аполлона могла двигать головой, руками, ногами, вращать глазами и даже отвечать на вопросы жрецов. Когда вопрошавший медлил, статуя «от нетерпения» покрывалась испариной. В храмах куклы-автоматы создавали театральные эффекты.

Куклы античного периода «натуралистически» повторяли фигуру человека. Об этом свидетельствуют и попытки сделать кукол подвижными, наделить их способностью подражать человеческим жестам. Древнеримский врач Клавдий Гален в своем трактате «О частях человеческого тела» описывал расположение мускулов ноги следующим образом: «Подобно тем, которые посредством маленьких веревочек управляют движениями деревянных кукол, прикрепляя эти нити к верхушке той части, которая должна двигаться, и притом выше ее соединения с другими частями,

подобно им природа, гораздо ранее, нежели люди додумались до этого ухищрения, устроила таким способом движения нашего тела» (12, с. 487).

В период Античности тело человека являлось образцом для создания куклы, которая в свою очередь выполняла функцию наглядного пособия для изучения анатомии.

Следует отметить, что в античный период кукла не только наделялась реалистическими чертами, но в облике некоторых видов отразилась гротескная концепция тела. «Граница между телом и миром ослаблена, тело освещается по преимуществу в моменты своей незавершенности и открытости; внешний облик его не отрывается от внутрите-лесного аспекта; все время фиксируется обмен между телом и миром... В гротеске особое значение приобретают всякие отростки и ответвления, — все то, что продолжает тело и связывает его с другими телами или внешним миром» (1, с. 351-393).

Куклы-статуи, изображавшие богов, точно так же повторяли человеческую фигуру, их движения были движениями человека. Статуи божеств почитались как их земное воплощение. Им поклонялись, им приносили жертвы, к ним возносились мольбы о долгой жизни, богатом урожае и здоровом потомстве. Считалось, что куклы-божества способны исцелять людей.

Необходимо отметить, что в Средние века эстетические представления под влиянием христианства изменились.

Существенным моментом является то, что в период Средневековья кукла не только являлась точной копией человека, но и была неким знаком, высшей духовной идеей. В период Средневековья кукол устанавливали в церквях во время религиозных праздников, они изображали Христа, Марию и святых, имели человеческий облик. Куклы, находящиеся в церквах, являлись как бы живыми картинами, представляя сцены из божественной истории. Поскольку назначе-

ние подобных кукол - представление некоей высшей духовной идеи, они не могли быть слишком «телесными», приземленными, приближенными по своему внешнему виду к человеку. От куклы требовалось «. косвенным образом визуализировать опыт экзистенциональ-ности, который человеческое тело переживает "внутренне"» (6, с. 544).

В эпоху Возрождения кукла по-прежнему была телесной моделью человека. Кукол использовали в светских мероприятиях или на улицах городов.

Новое время - эпоха Просвещения - породило моду на создание дорогих игрушек, а именно: механических кукол, которых очень любила буржуазия: «. никогда . не производилось столько сложных, изукрашенных, изготовленных известными мастерами по особому заказу, а также из чистой любви к искусству, дорогих, хитроумных устройств, имитирующих все, что ползает, прыгает, бегает, ходит по земле, летает по воздуху, плавает по воде» (7, с. 518).

«Изобретение пружины предопределило появление различных механизмов. В 1738 году в Париже Жак де Во-кансон из Гренобля показал механического флейтиста в рост человека. Внутри куклы пружины и мехи нагнетали воздух в различные части фигуры, отчего пальцы и губы флейтиста двигались.

Фурор произвел и механический мальчик работы швейцарского часовщика Пьера Жака Дро. Мальчик обладал более сложной конструкцией, чем флейтист: обмакнув перо в чернильницу, он стряхивал капли, рисовал и писал, ставя знаки препинания в нужных местах и делая переносы в конце строки. Содержание записей и рисунков можно было менять с помощью дисков, задававших программу действий.

В 1788 году австрийский барон Вольфганг фон Кемпелен представил публике шахматного турка - механическую куклу, игравшую в шахматы со всеми желающими.. "Турок" стал своего рода европейской сенсацией, не оста-

вившей равнодушными сильных мира сего: с ним играли и Екатерина II, и Наполеон, и многие другие выдающиеся личности...

Преуспел в изготовлении автоматических кукол и сын П. Ж. Дро - Анри Луи Жак Дро. Его прославила кукла, игравшая на клавесине: она поворачивала голову, словно читая ноты, а закончив пьесу, вставала и кланялась.» (7, с. 581).

Механические куклы ХУШ века являлись точной телесной моделью человека. А. Г. Погоняйло пишет: «Антино-мичная природа заводной игрушки -как механизм, она не должна играть (если механизм "играет" - значит он вышел из строя), но она - игрушка именно в качестве заводной, то есть механизма-автомата - позволяет лучше понять природу самого события представления мира механизмов в механицизме ХУП-ХУШ веков. Мир-механизм - это мир, принципиально описуемый, и таковым он стал благодаря редукции неисчерпаемой полноты естественных связей к закрытой их СИСТЕМЕ, редукции естественного языка к языку искусственному, но сама эта операция есть именно СОБЫТИЕ представления, в котором одновременно сбываются открытый взорам наблюдателя-механика принципиально постижимый мир ("принципиально" значит именно не сразу и не весь открывшийся, но постепенно открываемый мир, мир-картина) и зритель этой картины (новоевропейский субъект)» (10, с. 45).

Механическая кукла в образе человека представляет его как деталь этого мира, вынося за скобки иррациональное в психике. Телесность оказывается не столько носителем личных качеств, сколько пространством для работы сознания.

Несмотря на то, что в этот период куклы как никогда были похожи на человека, копируя его движения: андроиды играли в шахматы, писали, рисовали, музицировали, даже умели «вздыхать»,

всегда существовала некоторая дистанция между человеком и куклой-двойником.

«Миф о роботе - это символический микрокосм человека и мира, подменяющий собой как человека, так и мир. Это синтез абсолютной функциональности и абсолютного антропоморфизма... Если бы его двойничество с человеком доходило до плавности жестов, он вызывал бы страх» (2, с. 100).

В современном мире техника внедряется не только в сознание, но и в наши тела: в виде искусственных органов. Происходит слияние человека и робототехники.

Норберт Винер в своей книге «God and Golem, Inc.», говоря о «новой технике протезирования, основанной на создании смешанных систем, состоящих из биологических и механических частей» (3, с. 86), предлагает не останавливаться на протезировании органов и функций организма, но двигаться к расширению возможностей человеческого тела с помощью техники.

Современные технологии формируют новую модель интерактивных кукол, которые создают новый ритм жизни и новую форму восприятия.

Компьютерные программы «загоняют человека в искусственные условия активизации как можно большего числа каналов, раздражающих и пробивающих персептивную анемию и броню невозмутимости . пытаются деформировать как внутреннее, так и внешнее тело человека, его жесты, действия, поступки» (11, с. 12).

Существует опасность, что «человек постепенно утратит свою укорененность в жизненном мире, потеряет связь с базовой системой координат, определяющих его опыт» (4).

С другой стороны, мы стоим в преддверии новых исследований взаимодействия человеческого тела и интерактивных кукол и можем ожидать прогрессирующего влияния интерактивности на повседневность.

Примечания

1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М., 1990.

2. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М., 1995.

3. Винер Н. Творец и робот. Обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией: пер. с англ. / Н. Винер. - М.: Прогресс, 1966.

4. Жижек С. Киберпространство, или невыносимая замкнутость бытия / С. Жижек // Искусство кино. - 1998. - №1. - С. 119-128.

5. Каган М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.

6. Клейст Г. Избранное / Г. Клейст. - М., 1977.

7. Куклы мира / вед. ред. серии Е. Ананьева. - М., 2003

8. Лосев А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. - М., 2000. - Т. 1.

9. Погоняйло А. Г. Философия заводной игрушки или апология механизма / А. Г. Погоняйло. - СПб., 1998.

10. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии / Б. Ф. Поршнев. - М.: Мысль, 1974.

11. Савчук В. Конверсия искусства / В. Савчук. - СПБ.: Петрополис, 2001.

12. Слонимская Ю. Марионетка / Ю. Слонимская // Что же такое театр кукол? : сб. статей. - М., 1990.

13. Якимович А. Новое время. Искусство и литература XVII-XVIII веков / А. Якимо-вич. - СПб., 2004.

Н. С. Кулешова

ЭТНОСЫ И ЭТНИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОГО ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

В статье рассмотрены современные научные подходы к проблемам этничности, которые характерны для философского, культурологического, политологического и этнологического знания. Подчеркивается значимость этой проблематики как для современного российского общества, так и для современных новых независимых государств, возникших на постсоветском пространстве. Ключевые слова: теория и история культуры, этнос, мигрант, этническая идентичность, ассимиляция, этнодифференциация.

Modern scientific approaches to the analysis of the ethnicity issues are reviewed in the article. These approaches are typical of philosophy, cultural studies, political science and ethnic studies. Specifics of the ethnic nationalism manifestation is identified that is common among the governments of the contemporary new independent states emerged after the collapse of the Soviet Union on the territory of the former USSR republics. Keywords: theory and history of culture, ethnos, migrant, ethnic identity, assimilation, ethnic differentiation.

Современные исследователи считают, что в основе понятия «этническая идентичность» находится отождествление субъекта с определенным этносом, что предполагает достаточно длительный процесс формирования этнической идентичности, который начинается с детства и юности, когда происходит первичная и вторичная социализация человека, складываются его самосозна-

ние, базовая система ценностей, стандарты поведения, весь образ жизни и формы общения, вся его адаптивно-адаптирующая деятельность в обществе.

Исследователи отмечают, что современные этносы представлены достаточно большими группами людей, этническая граница этих групп всегда размыта и не может быть определена одним каким бы то ни было параметром (раса,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.