ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
DOI: 10.17805/zpu.2015.1.19
Интерактивная информационно-исследовательская база данных «Социальная психология российского предпринимательства»*
В. П. Позняков (Институт психологии РАН, Московский гуманитарный университет),
С. В. Тихомирова (Институт психологии РАН)
В статье представлены итоги и перспективы работы над проектом создания новой версии информационно-исследовательской базы данных «Социальная психология российского предпринимательства». Целью его является разработка и развитие возобновляемой интерактивной одноименной информационной системы, которая уже была создана в 2012 г. авторским коллективом. В ней был опубликован обширный материал, полученный в результате многолетних исследований группы ученых Института психологии РАН и Московского гуманитарного университета по единой программе в ряде регионов России.
Необходимость разработки новой версии информационной системы связана с выявлением новых научных потребностей профессионального сообщества в ходе эксплуатации базы. Выяснилось, что предложенная систематизация эмпирических данных и форма их представления понятны специалистам. Для студентов и непрофильных аспирантов эмпирические данные также представляют интерес, но использование описанных методик и размещенных массивов данных представляет для них определенную трудность. Для решения данной проблемы и предлагается новая версия информационной системы, которая представляет не только «сырые» данные и методики их обработки, но и обработанные специалистами и визуализированные результаты выполненных исследований с их интерпретацией.
Новым исследователям будет предоставлена возможность не только обрабатывать имеющиеся данные, но и размещать результаты своих научных изысканий по теме, причем в виде не только научной статьи с результатами и выводами, но и в виде промежуточных результатов на разных стадиях обработки и визуализации, а также формулировать новые исследовательские задачи и гипотезы, которые неизбежно возникают при работе с эмпирическими массивами.
Таким образом, новая версия информационной системы будет аккумулировать и представлять не только числовые стандартизованные по методикам ряды данных, но и опыт их
* Публикация подготовлена при поддержке РГНФ (проект «Разработка и развитие интерактивной информационно-исследовательской базы данных «Социальная психология российского предпринимательства», грант №15 06 12031).
The publication was prepared with support from the Russian Foundation for the Humanities (project "Design and Development of Interactive Information and Research Database Social Psychology of Russian Entrepreneurship", grant No. 15 06 12031).
научной обработки и интерпретации. В такой форме база данных по предпринимательству может вызвать интерес и у нового сегмента пользователей — госслужащих, руководителей и специалистов, аналитиков и практиков государственного управления, интересующихся проблемами современного российского предпринимательства.
Ключевые слова: информационно-исследовательская база данных, интерактивная база данных, база знаний, обработка данных, визуализация данных, социальная психология, российские предприниматели.
ктуальность и научная значимость создания интерактивной информационно-ис-
следовательской базы данных «Социальная психология российского предпринимательства» обусловлена необходимостью получения систематизированных знаний о социально-психологических закономерностях и механизмах формирования относительно новой социальной группы российского общества — российских предпринимателей. Сегодня во всем мире идет процесс интенсивного создания электронных баз данных, библиотек и справочно-информационных систем. Тем не менее создание баз знаний в области научной психологии пока является исключительно редким явлением. В Интернете широко представлены справочные и образовательные ресурсы на английском и многих других языках по различным проблемам экономической психологии, в том числе — психологии предпринимательства.
Предложенный проект продолжает публикации обширного материала по малоизвестным, труднодоступным данным, полученным в результате многолетних исследований, проводимых группой научных сотрудников Института психологии РАН по единой программе в ряде регионов России на протяжении более чем 20 лет, т. е. фактически с появления представителей этой социальной группы в российском обществе (Позняков, 1992, 2001; Журавлев, Позняков, 1995; 2012; Купрейченко, Журавлев, 1999; Социально-психологические исследования ... , 1999 и др.). За это время группой исследователей под научным руководством профессоров А. Л. Журавлева и В. П. Познякова проведено 12 полномасштабных исследовательских «срезов», в ходе которых было опрошено свыше 2000 российских предпринимателей, представляющих разные регионы России и различные сферы бизнеса.
Сравнительный анализ результатов эмпирических исследований, выполненных по единой программе с временным интервалом, позволил проследить тенденции и выявить закономерности становления социально-психологических характеристик российских предпринимателей с учетом влияния регионального и гендерного факторов. В результате исследований были выявлены существенные различия социально-психологических характеристик российских предпринимателей, обусловленные региональными особенностями ведения бизнеса и их гендерной принадлежностью (Позняков, 1999, 2001; Позняков, Титова, 2005; и др.).
Эмпирические данные представляют большой интерес как для специалистов, так и для студентов вузов и практических работников. Поэтому вторая, отчасти техническая проблема, решаемая в рамках данного проекта, связана со сбором, хранением, систематизацией, визуализацией и представлением эмпирических данных, а также распространением в электронной форме их больших объемов, полученных в ходе изучения представителей такой трудоемкой для исследования социальной группы, как предприниматели.
С ростом объемов полученных данных возникла потребность в коллективном ресурсе, где бы аккумулировались собранные эмпирические результаты и проводилась работа по их хранению, систематизации, описанию, переводу в единый формат, удобный для обработки и вторичного анализа. Эти данные представляют научную цен-
ность, а свободный доступ к полученной информации должен повысить научный потенциал и социальную значимость выполненных исследовательских проектов.
В 2010-2012 гг. была создана первая версия информационно-исследовательской базы данных «Социальная психология российского предпринимательства. Информационно-исследовательская база данных». В ней были представлены в систематизированном виде первичные данные опросов предпринимателей, а также тексты научных отчетов и публикаций, выполненных участниками проекта. Сведения о ресурсах информационно-исследовательской базы данных размещены на официальном сайте Института психологии РАН по адресу http://www.sme-psychology.ru. Результаты исследований, выполненных в ходе реализации проекта, частично опубликованы в академических научных изданиях, в том числе в журнале «Знание. Понимание. Умение» (Позняков, 2014; Позняков, Вавакина, 2011; Позняков, Груздева, 2013 и др.). Развернутая библиография представлена в коллективной публикации (Позняков, Познякова, Тихомирова, 2012).
Необходимость разработки новой версии информационной системы связана с выявлением новых научных потребностей профессионального сообщества в ходе эксплуатации системы. Выяснилось, что предложенная систематизация эмпирических данных и форма их представления понятны специалистам, социальным и экономическим психологам, обладающим достаточно высоким уровнем и опытом работы с эмпирическими данными. Для студентов и непрофильных аспирантов эмпирические данные также представляют интерес, но использование описанных методик и размещенных массивов данных представляет для них определенную трудность, связанную с отсутствием опыта работы с социально-психологическими показателями и методиками. Это явление относится к числу относительно распространенных и обычно рассматривается в современных учебных пособиях (Социальная психология . , 2002).
Для решения данной проблемы и предлагается новая версия информационной системы, которая представляет не только «сырые» данные и методики их обработки, но и обработанные специалистами и визуализированные результаты выполненных исследований с их интерпретацией. Существенным свойством новой версии информационной системы является ее интерактивность, т. е. новым исследователям дается возможность не только взять представленные в базе данные и провести их обработку, но и разместить в системе результаты своих научных изысканий по теме, причем в виде не только научной статьи с результатами и выводами, но и в виде промежуточных результатов на разных стадиях обработки и визуализации, а также сформулировать новые исследовательские задачи и гипотезы, которые неизбежно возникают при работе с эмпирическими массивами. Таким образом, новая версия информационной системы аккумулирует и представляет не только числовые стандартизованные по методикам ряды данных, но и опыт их научной обработки и интерпретации. В такой форме база данных по предпринимательству может вызвать интерес и у нового сегмента пользователей — госслужащих, руководителей и специалистов, аналитиков и практиков государственного управления, занимающихся проблемами современного российского предпринимательства.
Создание интерактивной информационно-исследовательской базы данных позволит предоставить доступ к собранной и систематизированной научной информации не только студентам, аспирантам, но и в целом широкому кругу потенциальных пользователей глобальной сети Интернет: преподавателям, политикам, экономистам, менеджерам, издателям и др. Таким образом, коллективными пользователями проекта выступают научно-исследовательские организации и их подразделения, высшие учеб-
ные заведения, а также федеральные и региональные организации, занимающиеся поддержкой и развитием малого и среднего бизнеса в России.
Реализация проекта предполагает создание уникальных функциональных информационно-коммуникационных модулей, которые можно будет использовать в деятельности любой научно-исследовательской, образовательной или общественной организации. Доступ пользователей научно-исследовательской базы данных будет осуществляться через Интернет. Описание новой версии базы данных размещено на сервере Института психологии РАН www.ipras.ru, а доступ к новой версии базы данных — на сайте http://sme-psychology.ru. Название новой версии базы данных решено оставить прежним «Социальная психология российского предпринимательства», поскольку на сайте фактически начало формироваться научное сообщество исследователей российского предпринимательства. Тем не менее считаем нужным обозначить существенные отличия новой версии базы данных.
Во-первых, интерактивность новой версии базы данных предполагает возможность создания нового знания в результате новой обработки имеющихся данных. В первой версии системы мы также предлагали такие возможности, но система не имела возможности размещения новых результатов. Фактически новые знания оставались у специалистов и не могли быть представлены на обсуждение здесь же, на сайте базы данных. Тем самым новая версия системы оперирует не только с открытыми эмпирическими данными, но и с новыми знаниями.
Во-вторых, разрабатывается формат представления новых знаний по обозначенной теме, тем самым база данных развивается в направлении базы знаний.
В-третьих, предоставляется возможность самостоятельного сбора эмпирических данных по стандартизованным методикам и записи их в общую базу данных. Тем самым расширены возможности визуализации на сайте результатов новых исследований, проведенных как авторами проекта, так и членами тематического научного сообщества.
Наконец в-четвертых, предусмотрены возможности для обучения студентов профильных факультетов, практикующихся в области сбора и обработки эмпирических данных.
Авторы не нашли российских и международных аналогов разрабатываемой интерактивной системе. Однако стоит отметить, что открытые базы данных существуют, существует возможность также пользоваться эмпирическими данными, но взаимодействие с такими базами данных одностороннее, т. е. возможно получить данные, обработать их на свое усмотрение и обсуждать традиционным путем в доступных научных коллективах. Сегодняшний уровень развития научного знания не позволяет пока собрать не только данные, но и результаты исследований, сравнить и сопоставить их, т. е. базы эмпирических данных в психологии пока не стали базами знаний.
Регистрация и доступ к ресурсам базы данных организован с учетом наличия нескольких целевых групп пользователей сайта. Начальный блок регистрации является общим для всех пользователей. Прохождение первого этапа регистрации обеспечивает доступ к базе данных в режиме чтения, можно скачать числовые ряды, но невозможно записать в базу свои данные и поместить результаты своих исследований на сайт. Пользователям, которые заявили себя как исследователи, будет направлено письмо с предложением повысить уровень доступа, чтобы была возможность разместить свои эмпирические данные и результаты обработки, записать их в стандартный формат представления знаний и разместить на сайте под своим именем. Отдельный доступ для представления данных в специальном разделе будет предоставлен студентам для практики работы с эмпирическими данными и предоставления результатов.
По мере накопления обработанных данных доступ к ним будет открыт всем заинтересованным пользователям сети Интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1995) Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : Изд-во Института психологии РАН. 58 с.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М. : Изд-во Института психологии РАН. 480 с.
Купрейченко, А. Б., Журавлев, А. Л. (1999) Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с. С. 89-109.
Позняков, В. П. (1992) Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. №4-5. C. 14-17.
Позняков, В. П. (1999) Региональные особенности психологических отношений российских предпринимателей к своей деятельности // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с. С. 68-89.
Позняков, В. П. (2001) Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Изд-во Института психологии РАН. 240 с.
Позняков, В. П. (2014) Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиций концепции психологических отношений // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 267-275.
Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2011) Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 100-103.
Позняков, В. П., Груздева, Е. А. (2013) Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 226-234.
Позняков, В. П., Познякова, Н. Н., Тихомирова, С. В. (2012) Социальная психология российского предпринимательства. Разработка информационно-исследовательской базы данных // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 227-233.
Позняков, В. П., Титова, О. И. (2005) Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности // Проблемы экономической психологии : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Изд-во Института психологии РАН. Т. 2. 644 с. С. 181-204.
Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства (1999) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с.
Социальная психология (2002) : учеб. пособие для вузов / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Пер Сэ. 351 с.
Дата поступления: 12.12.2014 г.
interactive information and research database "the social psychology of the russian entrepreneurship" V. P. Poznyakov (The Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences;
Moscow University for the Humanities), S. V. Tikhomirova (The Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences)
The article presents the results and prospects of the project which aims to create a new version of information and research database "Social Psychology ofthe Russian Entrepreneurship". Its objective
is to further develop and promote an eponymous updatable interactive information system, which had been launched in 2012. The database contains extensive material obtained as a result of years of research by the project team, Institute of Psychology RAS, and Moscow University for the Humanities. The research had been carried out according to a unified plan in a number of Russia's regions.
The need to develop a new version of the information system stems from the new requirements and demands the research community came up with after the launch ofthe database. It was found that the proposed systematization of empirical data and the form of presentation is understandable only for a fully qualified professional. For students and non-profile graduate students, empirical data are also of great interest, but they find it hard to utilize the methods and datasets. To solve this problem, we now present a new version of the information system, which besides raw data and procession methods, also contains professionally processed and visualized outcomes of the research, together with their interpretation.
Researchers will now have the opportunity not only to process the available data, but also to input the results of their own work, not only in the form of a scientific paper containing results and conclusions, but also as intermediate results at different stages of processing and visualization. They will be able to formulate new research objectives and hypotheses which inevitably arise when working with empirical arrays.
Thus, the new version of the information system will accumulate and represent not only numerical standardized datasets, but also the experience of their scientific procession and interpretation. In this form, the database on entrepreneurship can attract the attention of a new pool of users — civil servants, managers and professionals, analysts and public administrators interested in the problems of business in contemporary Russia.
Keywords: information and research database, interactive online database, bank of knowledge base, data processing, data visualization, social psychology, Russian entrepreneurs.
REFERENCES
Zhuravlev, A. L. and Poznyakov, V. P. (1995) Delovaia aktivnost' predprinimatelei: metody otsenki i vozdeistviia [Business activities of entrepreneurs: Methods of evaluation and impact]. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychology of the RAS. 58 p. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. and Poznyakov, V. P. (2012) Sotsial'naia psikhologiia rossiiskogo predprini-matel'stva: Kontseptsiia psikhologicheskikh otnoshenii [Social psychology of Russian entrepreneur-ship: the concept of psychological attitudes]. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychology of the RAS. 480 p. (In Russ.).
Kupreichenko, A. B. and Zhuravlev, A. L. (1999) Otnoshenie sovremennykh rossiiskikh predprini-matelei k moral'no-eticheskim normam delovogo povedeniia [Attitudes of contemporary Russian entrepreneurs to moral and ethical norms of business behaviour]. In: Sotsial'no-psikhologicheskie issledovaniia rukovodstva i predprinimatel'stva [Social and psychological studies of leadership and entrepreneurship] (1999) / ed. by A. L. Zhuravlev and E. V. Shorokhova. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychology of the RAS. 276 p. Pp. 89-109. (In Russ.).
Poznyakov, V. P. (1992) Novaia sotsial'naia gruppa: priznaki, motivy deistvii, trudnosti stanov-leniia [The new social group: characteristics, motives, emergence issues]. Chelovek i trud, no. 4-5, pp. 14-17. (In Russ.).
Poznyakov, V. P. (1999) Regional'nye osobennosti psikhologicheskikh otnoshenii rossiiskikh pred-prinimatelei k svoei deiatel'nosti [Regional features of psychological attitudes of Russian entrepreneurs towards their activities]. In: Sotsial'no-psikhologicheskie issledovaniia rukovodstva i predprinimatel'stva [Socio-psychological studies of leadership and entrepreneurship] / ed. by A. L. Zhu-ravlev and E. V. Shorokhova. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychology of the RAS. 276 p. (In Russ.). Pp. 68-89.
Poznyakov, V. P. (2001) Psikhologicheskie otnosheniia i delovaia aktivnost' rossiiskikh pred-prinimatelei [Psychological relations and business activity of Russian entrepreneurs]. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychology of the RAS. 240 p. (In Russ.).
Poznyakov V. P. (2014) Itogi i perspektivy issledovaniia rossiiskikh predprinimatelei s pozitsii kontseptsii psikhologicheskikh otnoshenii [The results and prospects of research on Russian businessmen from the perspective of the conception of psychological relations]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 267-275. (In Russ.)
Poznyakov, V. P. and Vavakina, T. S. (2011) Tipy psikhologicheskogo otnosheniia rossiiskikh predprinimatelei k delovomu partnerstvu [The types of Russian entrepreneurs' psychological attitude towards business partnership]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 100-103. (In Russ.).
Pozniakov, V. P. and Gruzdeva, E. A. (2013) Sotsial'no-psikhologicheskie faktory otvetstvennogo otnosheniia predprinimatelei k drugim uchastnikam delovogo vzaimodeistviia [The social and psychological factors ofentrepreneurs' responsible attitude to other participants ofbusiness interaction]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 226-234. (In Russ.).
Poznyakov, V. P., Poznyakova, N. N. and Tikhomirova, S. V. (2012) Sotsial'naia psikhologiia rossii-skogo predprinimatel'stva. Razrabotka informatsionno-issledovatel'skoi bazy dannykh [The social psychology of Russian entrepreneurship. Information and research database development]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 227-233. (In Russ.).
Poznyakov, V. P. and Titova, O. I. (2005) Konkurentnye i partnerskie otnosheniia rossiiskikh predprinimatelei: regional'nye i gendernye osobennosti [Competition and partnership between Russian entrepreneurs: Regional and gender peculiarities]. In: Problemy ekonomicheskoi psikholo-gii [Problems of economic psychology] : in 2 vols. / ed. by A. L. Zhuravlev and A. B. Kupreichenko. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychology of the RAS. 644 p. Vol. 2. Pp. 181-204. (In Russ.).
Sotsial'no-psikhologicheskie issledovaniia rukovodstva i predprinimatel'stva [Socio-psychologi-cal studies of leadership and entrepreneurship] (1999) / ed. by A. L. Zhuravlev and E. V. Shorokhova. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychology of the RAS. 276 p. (In Russ.).
Sotsial'naia psikhologiia (2002) [Social Psychology] : a textbook / ed. by A. L. Zhuravlev. Moscow, Per Se Publ. 351 p. (In Russ.).
Submission date: 12.12.2014.
Позняков Владимир Петрович — доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, член-корреспондент Международной академии психологических наук. Адрес: 129366, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел./факс: +7 (495) 682-72-70; +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: [email protected]
Тихомирова Светлана Витальевна — кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. Адрес: 129366, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел.: +7 (495) 682-54-40. Эл. адрес: [email protected]
Poznyakov Vladimir Petrovich, Doctor of Psychology, Leading research fellow, Laboratory of social and economic psychology, Institute ofPsychology ofthe Russian Academy ofSciences; Professor, Department of Social and Ethnic Psychology, Moscow University for the Humanities; Corresponding member, International Academy of Psychological Science (IAPS). Postal address: 13 Yaroslav-skaya St., Moscow, Russian Federation, 129366. Tel./fax: +7 (495) 682-72-70; +7 (499) 374-56-11. E-mail: [email protected]
Tikhomirova Svetlana Vitalievna, Candidate of Psychology, Research Fellow, Laboratory of Social and Economic Psychology, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. Postal address: 13 Yaroslavskaya St., Moscow, Russian Federation, 129366. Tel.: +7 (495) 682-54-40. E-mail: sti@ ipras.ru