DOI: 10.17805/zpu.2015.2.34
Социальные ожидания постсоветских руководителей в условиях возрождения института предпринимательства в России*
В. П. Позняков (Институт психологии РАН, Московский гуманитарный университет),
Д. А. Китова (Институт психологии РАН, Университет РАО)
В статье анализируются психологические трудности возрождения и развития российского предпринимательства в условиях переходного периода развития общества. Приводятся результаты серии исследований психологических проблем изменения форм собственности и становления нового российского предпринимательства. Рассматриваются и анализируются социальные ожидания советских руководителей в условиях возрожде-
* Публикация подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 15-06-12031 «Разработка и развитие интерактивной информационно-исследовательской базы данных "Социальная психология российского предпринимательства"»).
This publication was prepared with the support from the Russian Foundation for the Humanities (project No. 15-06-12031 "Design and Development oflnteractive Information and Research Database Social Psychology of Russian Entrepreneurship").
ния института предпринимательства в России.
Переход к рыночной экономике в начале 1990-х годов привел к развитию новых форм собственности и отношений, к которым основная масса россиян оказалась не готовой. Особенно остро проявилась проблема психологической неготовности постсоветских руководителей, социальный опыт хозяйственной деятельности которых сложился в годы советской власти и стал непригодным для выживания в условиях рыночных отношений. Возрождение института предпринимательства вызвало психологическую растерянность у значительной части руководителей того периода. Такая растерянность была обусловлена неопределенностью векторов социально-экономического развития, что вызывало рассогласованность социальных ожиданий и формировало противоречивые психологические отношения.
Отношения постсоветских руководителей к своей предстоящей хозяйственной деятельности рассматриваются в контексте теории психологических отношений В. П. Познякова как психологические отношения личности. Психологические отношения в заданном русле представляют собой отношения постсоветских руководителей к различным условиям и сторонам социально-экономических преобразований, к самим себе как ее субъектам и к представителям других социальных групп, с которыми они связаны хозяйственными и иными формами взаимодействия. В таком ключе психологические отношения субъектов экономической деятельности, с одной стороны, отражая объективные экономические условия, выступают результатом изменения этих условий. С другой стороны, выполняя функцию регуляции экономического поведения, и прежде всего деловой активности субъекта, они сами являются факторами изменения этих условий, что переводит проблему в поле предикторов реальных экономических отношений, в источник общественного развития.
Выполненный историко-психологический анализ возрождения нового российского предпринимательства позволяет констатировать, что становление нового российского предпринимательства сопровождалось целым рядом серьезных, эмоционально окрашенных, психологических трудностей, появление которых фактически ознаменовало появление новой социальной группы современного российского общества, носителей новых жизненных ценностей, которые продолжают сохраняться и транслироваться в настоящее время.
Ключевые слова: психологические отношения, социальные ожидания, экономическая деятельность, предпринимательство, экономическая психология, социальная психология, российские предприниматели.
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике в начале 1990-х годов привел к развитию новых форм собственности и отношений, к которым основная масса россиян оказалась не готовой. Социальный опыт жизнедеятельности, сложившийся в годы советской власти, стал непригодным для выживания в условиях рыночных отношений. Особенно остро проявилась проблема психологической неготовности — многие люди, в свое время адаптировавшиеся к жестко ограниченным правам собственности и стесненным материальным условиям жизни, утратили потребность в проявлении хозяйственной инициативы и самодеятельности. Возрождение института предпринимательства оказалось неожиданностью для большинства граждан, вызвало психологическую растерянность у значительной части руководителей того периода. Их растерянность была обусловлена прежде всего ценностной неопределенностью предстоящих событий (ожиданием выгод или потерь).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Отношение человека к социальной реальности в условиях ожидаемых выгод представлено в мотивационной теории В. Врума (см.: Мескон, Альберт, Хедоури, 2002).
Ожидаемая человеком выгода может выступать как побудительная причина, как мотив, способствующий интенсификации процесса адаптации личности к социальным изменениям. Ожидание же препятствий и потерь, наоборот, будет сдерживать процесс такой адаптации. Эта позиция находит свое отражение в теории деятельностно-го переживания Ф. Е. Василюка. Переживание, по его мнению, есть вариант «особой внутренней деятельности, внутренней работы, с помощью которой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией» (Василюк, 1984: 12).
Препятствия и потери в жизнедеятельности человека воздействуют на психологию не только в момент реальной встречи с ними. Они начинают «давить» на психику задолго до того, как возникают сложные жизненные ситуации, при которых привычные для человека ценности утрачивают свое значение как детерминанты поведения, и приходится их пересматривать. Таким образом, переход к новым социально-экономическим условиям резко обостряет привычную жизнедеятельность человека. Чтобы адаптироваться к этим условиям, надо пережить, т. е. преодолеть, препятствия и утраты и восстановить уравновешенный стиль жизнедеятельности.
Сложившуюся в эпоху возрождения российского предпринимательства хозяйственную ситуацию один из авторов данной статьи, В. П. Позняков, проанализировал с позиций своей концепции психологических отношений субъектов экономической деятельности. Психологические отношения, по его мнению, представляют собой эмоционально окрашенные оценки и представления о различных сторонах деятельности, в нашем случае — ожидаемой предпринимательской деятельности. Психологические отношения субъектов экономической деятельности могут изучаться на разных уровнях: как психологические отношения личности, межличностные и межгрупповые отношения, т. е. эти отношения имеют иерархическую структуру. При таком подходе отношения хозяйственных руководителей советского периода к своей предстоящей хозяйственной деятельности включают отношения к различным ее условиям и сторонам, к самим себе как ее субъектам и к представителям других социальных групп, с которыми они связаны хозяйственными и иными формами взаимодействия (Позняков, 2002). Основное положение данной концепции состоит в том, что психологические отношения субъектов экономической деятельности, с одной стороны, отражая объективные экономические условия, в первую очередь отношения собственности, являются результатом изменения этих условий. С другой стороны, выполняя функцию регуляции экономического поведения, и прежде всего деловой активности субъекта, они сами выступают факторами изменения этих условий, что переводит проблему из сугубо психологического русла (эмоциональный фон ожиданий) в поле предикторов реальных экономических отношений в обществе, в источник общественного развития.
Переход к рыночным отношениям в экономике, становление нового российского предпринимательства вызывало у большинства населения России противоречивые чувства. Основной массе были свойственны пессимистические настроения, тормозящие социально-экономическую активность. Но возникали также небольшие группы оптимистов, возлагавшие большие надежды на рыночные условия. Эти сложные социально-психологические явления в 1990-х годах изучали психологи Академии народного хозяйства при СМ РФ (Китов, 1987, 1990; Китова, 2003, 2005; и др.) и специалисты Института психологии РАН (Журавлев, 1991, 1999; Журавлев, Позняков, 1992; Динамика социально-психологических явлений ... , 1996; Социальная психология ... ,
1999; Социально-психологические исследования ... , 1999; Позняков, 1999, 2000, 2001 и др.). Следует признать, что на основе именно этих и некоторых других работ интенсивно становилась отечественная экономическая психология (Журавлев, Позняков, 2004; Китова, 2003; Проблемы экономической психологии, 2004, 2005 и др.).
Если обобщить некоторые результаты исследований тех лет, можно увидеть социальные ожидания постсоветских руководителей того времени, которые приводятся ниже.
Чувство неопределенности ситуации, которое связано с трудностью представить себе хотя бы в общих чертах личную судьбу на фоне проводимой социально-экономической реформы. В поведенческом плане это лишает человека возможности целенаправленно организовывать свою жизнь, строить какие-то реальные планы и стремиться к их реализации.
Чувство неизвестности, спровоцированное отсутствием необходимой информации, когда люди либо ее не имеют в достаточном объеме, чтобы оценить перспективы собственной жизни, либо такая информация имеется, но в нее не верят по разным причинам. В частности, руководителям не были известны сроки перехода к устойчивым рыночным отношениям, социальные и экономические последствия на каждом этапе такого перехода, наличие возможности найти себе достойное применение и многое другое, без чего планирование личного жизненного пространства невозможно.
Неуверенность в завтрашнем дне, которая имеет широкий спектр — от некоторых сомнений до чувства полной обреченности. Такая неуверенность порождается, в частности, пониманием того, что видимых улучшений в материальных условиях жизни с течением времени не происходит. Напротив, обстановка ухудшается, деньги обесцениваются, товары дорожают, преступность не снижается, социальные конфликты не смягчаются. У части руководителей зарождаются настроения безысходности, фаталистической предрасположенности событий к неуклонному движению в худшую сторону.
Чувство нестабильности (хрупкости условий жизни), вызванное непродуманными экономическими решениями органов государственной власти, когда даже адаптировавшиеся к новым условиям люди не уверены, что такая ситуация сохранится продолжительный период. Отсюда наблюдалась активизация не самых лучших качеств людей — реанимация настроений, побуждающих к тому, чтобы быстрее решить свои материальные проблемы, не считаясь с интересами окружающих. Соответственно, происходило травмирование человеческих отношений, порождение новых конфликтов.
Предчувствие своей ненужности, обусловленное утратой социального статуса. Суть таких опасений заключается в том, что профессиональный опыт и знания, наработанные ранее, могут оказаться невостребованными в новых условиях, а высокий социальный статус может быть утерян навсегда.
Чувство заброшенности (экзистенциалистский термин), т. е. предоставленности самому себе, отсутствия единой идеологии, снижение уровня социальной защиты, к которым человек привык за годы советской власти. Человек, привыкший надеяться на государство, на трудовой коллектив, обрекается на выживание собственными силами, что порождает необычные для основной массы населения психологические ситуации социального развития.
Ностальгия по плановому ведению хозяйства, когда цели, сроки, способы, результаты экономической деятельности предсказуемы и определены государством, что никак не соотносится с условиями рыночных отношений, когда руководителю
приходится действовать в условиях не только неопределенности и риска, но и жесткой конкуренции. При плановом хозяйстве большинству руководителей в психологическом отношении было комфортнее и легче.
Неприятие рыночных реальностей из идеологических соображений, когда переход к новой парадигме хозяйствования обесценивает значимость многих мировоззренческих позиций и жизненных достижений. Вот типичное высказывание руководителей: «Самое неприятное — когда меня начинают оценивать в рублях как товар».
Озлобленность людей по самым разным поводам связана с тем, что предельная озабоченность личной судьбой, психологическая травмированность неудачами доводит их до крайней степени эмоционального напряжения, ставит многих на грань готовности к агрессивному поведению.
Утрата доверия к власти из-за непоследовательных действий правительства, из-за попыток выходить из кризисных ситуаций за счет бюджета работников при одновременном сохранении (и даже увеличении) расходов на бюрократический аппарат управления (Доверие и недоверие ... , 2013; Журавлев, Сумарокова, 1998; и др.).
Страх за семью становится весьма распространенным явлением среди переживаний руководителей в связи с переходом к рыночным отношениям. Переживания вызывают необходимость обеспечения семьи при дефиците товаров народного хозяйства, росте цен и возможном (иногда и резком) снижении доходов. Беспокоит также страх за будущее детей.
Осознание неравенства стартовых условий, сложившихся в начале перехода к рынку. Это не побуждает к активности тех, кто не успел создать себе выгодный старт, не настраивает к участию в конкуренции, ибо выигрыш крайне маловероятен, если вообще возможен, сеет среди них страх перед вырвавшимися вперед, негативное отношение к ним и желание навредить. По крайней мере, социальная установка на мирное сосуществование с более удачливым соседом среди населения встречается пока редко. Даже при равенстве стартовых условий к предпринимателям, добившимся успехов, отношение большинства людей отрицательное. Уравнительные принципы глубоко внедрились в психологию советского человека.
Чувство принудительного навязывания рыночных отношений большинству населения страны помимо его воли. Отсутствие сколько-нибудь научно обоснованной программы адаптации людей к рыночным отношениям вызывает впечатление того, что рынок кем-то навязывается населению.
Недостаток знаний о рынке и отсутствие соответствующего опыта ведения дел, хотя внутреннее отношение к реформе является положительным. В значительной мере это связано с тем, что в стране нет общедоступных и понятно написанных пособий по психологии рыночных отношений. Кроме того, среди советских экономистов нет единства мнений относительно путей перехода к рынку.
Чувство разрыва привычных человеческих отношений, сложившихся в повседневной жизни и хозяйственной деятельности как по вертикали, так и по горизонтали. Партнеры, которые еще вчера были надежными, теряют свою значимость и обязательность, перестают сотрудничать, происходит обвальное разрушение деловых и личных связей, что не может не вызывать глубоких переживаний. Поиск новых партнеров оказывается делом в высшей степени сложным, так как состояние в экономике не дает возможности адекватно оценить ситуацию, принять соответствующее решение и реализовать его.
Таковы основные психологические трудности, которые порождают сопротивление рыночным отношениям. Преодоление этих трудностей выпало на долю новых
российских предпринимателей сферы малого и среднего бизнеса, появление которых фактически ознаменовало появление новой социальной группы современного российского общества, носителей новых жизненных ценностей (Позняков, 1992, 1999; Журавлев, Позняков, 1993, 1995, 2012; Журавлев, Кочеткова, 1997; Купрейченко, Журавлев, 1999; и др.)
ПОЗИТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Нами были рассмотрены основные психологические трудности возрождения института предпринимательства в России, которые порождают сопротивление рыночным отношениям. Но были, конечно же, и оптимистические ожидания от смены системы хозяйственного управления. Представленные материалы получены по результатам обработки опросных листов постсоветских руководителей. Опрос был проведен среди 267 руководителей высшего звена на курсах повышения квалификации в Академии народного хозяйства при СМ РФ в начале 1990-х годов (опрос проводился под руководством А. И. Китова). Руководители отвечали на вопрос: «Что вы ожидаете в связи с переходом к рыночным отношениям?» Рассмотрим, какие надежды связывали с рынком некоторые руководители.
Свобода для хозяйственной самостоятельности — примерно так можно назвать ожидания групп руководителей, которые выражают позитивные ожидания от развития экономической реформы. Общий смысл этих ожиданий — надежда на получение экономической свободы, желание выйти из-под непрерывного давления бюрократического аппарата, сковывающего инициативу и творчество.
Возможность самореализации, раскрытия способностей — так можно обозначить следующую группу ответов, в которых содержатся позитивные ожидания. Типичные варианты ожиданий: открыть свое дело, свобода экономического самовыражения, возможность полностью реализовать свой творческий потенциал (экономические взгляды и подходы), получить интересную работу и т. д.
Улучшение материальных и культурных условий жизни ожидается через примеры высказываний: «надежда на улучшение жизненного уровня», «приближение уровня жизни к капиталистическому», «приобщение к мировой культуре» и др.
Опрошенные называют и целый ряд других позитивных ожиданий, связанных с рынком. Вот некоторые из них: надежда на то, что установится связь между своим трудом и уровнем своего благосостояния, которая в явной форме прежде отсутствовала; ожидание лучшей доли для детей; вера в возрождение доброты во взаимоотношениях людей, так как считалось, что озлобленность, зависть и им подобные агрессивные установки порождены нищетой и бесправием; ожидания, что рынок позволит покончить с таким позорным социальным явлением, как очереди; ожидание, что рынок принесет конкуренцию, которая заставит каждого стараться жить лучше и соответственно лучше трудиться; возможность стать собственником, организовать свое дело и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной массе постсоветской элиты руководителей были свойственны пессимистические настроения, сковывающие социально-экономическую активность и процесс адаптации к условиям рыночных отношений. Но вырисовывалась небольшая группа оптимистов, возлагавших надежды на рыночные реалии. Во всех этих случаях коренным образом меняются условия существования человека — экономические, социальные, духовные. Рассмотренные выше разнопорядковые жизненные ситуации от-
личаются друг от друга по многочисленным критериям и требуют от человека непривычной для него мобилизации всех сил. И редко кто остается в новых социально-экономических условиях абсолютно тождественным самому себе, личность претерпевает изменения различной глубины, зависящие как от самого субъекта, так и от жизненной ситуации.
Выполненный историко-психологический анализ возрождения нового российского предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что проведение экономических реформ, направленных на переход к рыночным отношениям, смену форм собственности, становление нового российского предпринимательства, сопровождалось целым рядом серьезных психологических трудностей, связанных с неоднозначным, а порой и противоречивым отношением представителей различных социальных групп российского общества к осуществляемым изменениям. Многие из этих трудностей продолжают сохраняться и в настоящее время, поэтому их исследование по-прежнему остается актуальной научной задачей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Василюк, Ф. Е. (1984) Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М. : Изд-во Моск. ун-та. 200 с.
Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе (1996) / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Изд-во Института психологии РАН. 226 с.
Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества (2013) / отв. ред. А. Б. Ку-прейченко, И. В. Мерсиянова. М. : Изд. дом НИУ ВШЭ. 564 с.
Журавлев, А. Л. (1991) Психология человека и экономические реформы // Социалистический труд. № 1. С. 20-23.
Журавлев, А. Л. (1999) Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений : дис. ... д-ра психол. наук. М. 132 с.
Журавлев, А. Л., Кочеткова, Н. А. (1997) Динамика социально-психологических качеств российских предпринимателей в изменяющихся экономических условиях // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Изд-во Института психологии РАН. 142 с. С. 35-44.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1992) Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. Т. 13. №4. С. 24-32.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1993) Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал. Т. 14. № 6. С. 23-34.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1995) Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : Изд-во Института психологии РАН. 58 с.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2004) Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1. №3. С. 46-64.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства : Концепция психологических отношений. М. : Изд-во Института психологии РАН. 480 с.
Журавлев, А. Л., Сумарокова, В. А. (1998) Доверие предпринимателей к разным видам организаций: региональные особенности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 295 с. С. 258-272.
Китов, А. И. (1987) Экономическая психология. М. : Экономика. 303 с.
Китов, А. И. (1990) Личность и перестройка : Заметки психолога. М. : Профиздат. 189 с.
Китова, Д. А. (2003) Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-
экономических условиях России. Ставрополь : Изд-во СевКавГТУ. 331 с.
Китова, Д. А. (2005) Материальное самообеспечение личности как предмет психологического исследования // Проблемы экономической психологии : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Изд-во Института психологии РАН. Т. 2. 644 с. С. 577-601.
Купрейченко, А. Б., Журавлев, А. Л. (1999) Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с. С. 89-109.
Мескон, М. Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. (1992) Основы менеджмента. М. : Дело. 702 с.
Позняков, В. П. (1992) Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. № 4-5. C. 14-17.
Позняков, В. П. (1999) Региональные особенности психологических отношений российских предпринимателей к своей деятельности // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с. С. 68-89.
Позняков, В. П. (2000) Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М. : Изд-во Института психологии РАН. 220 с.
Позняков, В. П. (2001) Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Изд-во Института психологии РАН. 240 с.
Позняков, В. П. (2002) Психологические отношения в условиях изменения форм собственности : дис. ... д-ра психол. наук. М. 346 с.
Проблемы экономической психологии (2004) : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрей-ченко. М. : Изд-во Института психологии РАН. Т. 1. 620 с.
Проблемы экономической психологии (2005) : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрей-ченко. М. : Изд-во Института психологии РАН. Т. 2. 644 с.
Социальная психология экономического поведения (1999) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шо-рохова. М. : Наука. 237 с.
Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства (1999) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с.
Дата поступления: 12.03.2015 г.
SOCIAL EXPECTATIONS OF POST-SOVIET EXECUTIVES IN THE RENAISSANCE OF THE INSTITUTE OF ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA V. P. Poznyakov
(Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences; Moscow University for the Humanities),
D. A. Kitova
(Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences;
University of the Russian Academy of Education)
The article analyses psychological issues of reviving and developing entrepreneurship in Russia during the transitional period of social development. We provide the outcomes of a series of studies of psychological problems of ownership change and the rise of the new Russian entrepreneurship.
The transition to a market economy in the early 1990s led to the emergence of new forms of property relations, which the majority of Russians were not ready for. A particularly glaring psychological problem was the specific administrative experience which had developed during the Soviet years and made post-Soviet executives unprepared for survival in a free market. The revival of entrepre-neurship as an institute psychologically perplexed a significant part of executives. This was due to the uncertainty of the vectors of socio-economic development, which caused a mismatch of social expectations and shaped controversial psychological relationships.
The attitude of post-Soviet executives to their future economic activity are considered here within the context of the theory of psychological attitudes (developed by V. P. Poznyakov) as personal attitudes. In this vein, these attitudes represent the views of post-Soviet executives on various conditions and aspects of the socio-economic transformation, attitudes to themselves as its subjects and to
representatives of other social groups they are linked with by economic and other ties. Thus, psychological relations between subjects of economic activity, on the one hand, reflect the objective economic conditions and are shaped by changes in these conditions. On the other hand, by regulating economic behavior and, above all, the business activity of the subject, they themselves become factors of change of these conditions. This makes them predictors of real economic relations and a source of social development.
Our historical and psychological analysis of the revival of entrepreneurship in Russia helped us conclude that the rise of the new Russian business was accompanied by a number of emotionally charged psychological difficulties, which effectively marked the emergence of a new social group in contemporary Russian society. They are the bearers of new life values which have persisted and are being spread and transmitted at present.
Keywords: psychological relations, social expectations, economic activity, entrepreneurship, economic psychology, social psychology, entrepreneurs in Russia.
REFERENCES
Vasilyuk, F. E. (1984) Psikhologiia perezhivaniia. Analiz preodoleniia kriticheskikh situatsii [The psychology of emotional experience. An analysis of overcoming critical situations]. Moscow, Moscow State University Publ. 200 p. (In Russ.).
Dinamika sotsial'no-psikhologicheskikh iavlenii v izmeniaiushchemsia obshchestve [Dynamics of socio-psychological phenomena in a changing society] (1996) / ed. by A. L. Zhuravlev. Moscow, Institute of Psychology, RAS. 226 p. (In Russ.).
Doverie i nedoverie v usloviiakh razvitiia grazhdanskogo obshchestva [Trust and distrust in the conditions of development of civil society] (2013) / ed. by A. B. Kupreichenko and I. V. Mersiyanova. Moscow, Publ. House of the Higher School of Economics. 564 p. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. (1991) Psikhologiia cheloveka i ekonomicheskie reformy [Human psychology and economic reforms]. Sotsialisticheskii trud, no. 1, pp. 20-23. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. (1999) Psikhologiia sovmestnoi deiatel'nosti v usloviiakh organizatsionno-eko-nomicheskikh izmenenii [The psychology of joint activities in terms of organizational and economic change] : diss. ... Doctor of Psychology. 132 p. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. and Kochetkova, N. A. (1997) Dinamika sotsial'no-psikhologicheskikh kachestv rossiiskikh predprinimatelei v izmeniaiushchikhsia ekonomicheskikh usloviiakh [The dynamics of socio-psychological characteristics of Russian entrepreneurs in a changing economic environment]. In: Sovmestnaia deiatelnost' v usloviiakh organizatsionno-ekonomicheskikh izmenenii [Joint activities in terms of organizational and economic change] / ed. by A. L. Zhuravlev. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology, RAS. 142 p. Pp. 35-44. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. and Poznyakov, V. P. (1992) Dinamika mezhgruppovykh otnoshenii v usloviiakh izmeneniia form sobstvennosti [The dynamics of inter-group relations under conditions of changing forms of ownership]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 13, no. 4, pp. 24-32. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. and Poznyakov, V. P. (1993) Sotsial'no-psikhologicheskie trudnosti stanovleniia malogo biznesa v Rossii (analiz gruppovogo mneniia predprinimatelei) [Socio-psychological barriers to small business development in Russia (Analysis of entrepreneurs' group opinions)]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 14, no. 6, pp. 23-34. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. and Poznyakov, V. P. (1995) Delovaia aktivnost' predprinimatelei: metody otsenki i vozdeistviia [Business activities of entrepreneurs: Methods of evaluation and impact]. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology, RAS. 58 p. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. and Poznyakov, V. P. (2004) Ekonomicheskaia psikhologiia: teoreticheskie prob-lemy i napravleniia empiricheskikh issledovanii [Economic psychology: Theoretical problems and directions of empirical studies]. Psikhologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, vol. 1, no. 3, pp. 46-64. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. and Poznyakov, V. P. (2012) Sotsial'naia psikhologiia rossiiskogo predprini-matel'stva: kontseptsiia psikhologicheskikh otnoshenii [Social psychology of Russian business: The concept of psychological relations]. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology, RAS. 480 p.
(In Russ.).
Zhuravlev, A. L. and Sumarokova, V. A. (1998) Doverie predprinimatelei k raznym vidam organi-zatsii: regional'nye osobennosti [Confidence of entrepreneurs to different types of organizations: regional features]. In: Sotsial'no-psikhologicheskaia dinamika v usloviiakh ekonomicheskikh izmenenii [Socio-psychological dynamics in the context ofeconomic changes] / ed. by A. L. Zhuravlev and E. V. Sho-rokhova. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology, RAS. 295 p. Pp. 258-272. (In Russ.).
Kitov, A. I. (1987) Ekonomicheskaia psikhologiia [Economic psychology]. Moscow, Ekonomika Publ. 303 p. (In Russ.).
Kitov, A. I. (1990) Lichnost' i perestroika : Zametki psikhologa [Personality and perestroika: Notes of a psychologist]. Moscow, Proflzdat Publ. 189 p. (In Russ.).
Kitova, D. A. (2003) Material'noe samoobespechenie lichnosti v izmeniaiushchikhsia sotsial'no-ekonomicheskikh usloviiakh Rossii [Financial self-sufficiency of the individual in the changing socioeconomic conditions of Russia]. Stavropol, North-Caucasus State Technical University Publ. 331 p. (In Russ.).
Kitova, D. A. (2005) Material'noe samoobespechenie lichnosti kak predmet psikhologichesko-go issledovaniia [Financial self-sufficiency of the individual as a subject of psychological studies]. In: Problemy ekonomicheskoi psikhologii [Problems of economic psychology] : in 2 vols. / ed. by A. L. Zhuravlev and A. B. Kupreichenko. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology, RAS. 644 p. Vol. 2. Pp. 577-601. (In Russ.).
Kupreichenko, A. B. and Zhuravlev, A. L. (1999) Otnoshenie sovremennykh rossiiskikh predprin-imatelei k moral'no-eticheskim normam delovogo povedeniia [Attitudes of contemporary Russian entrepreneurs to moral and ethical norms of business behaviour]. In: Sotsial'no-psikhologicheskie issledovaniia rukovodstva i predprinimatel'stva [Social and psychological studies of leadership and entrepreneurship] / ed. by A. L. Zhuravlev and E. V. Shorokhova. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology, RAS. 276 p. Pp. 89-109. (In Russ.).
Mescon, M. H., Albert, M. and Khedouri, F. (1992) Osnovy menedzhmenta [Management]. Moscow, Delo Publ. 702 p. (In Russ.).
Poznyakov, V. P. (1992) Novaia sotsial'naia gruppa: priznaki, motivy deistvii, trudnosti stanovle-niia [The new social group: characteristics, motives, emergence issues]. Chelovek i trud, no. 4-5, pp. 14-17. (In Russ.).
Poznyakov, V. P. (1999) Regional'nye osobennosti psikhologicheskikh otnoshenii rossiiskikh pred-prinimatelei k svoei deiatel'nosti [Regional features of psychological attitudes of Russian entrepreneurs towards their activities]. In: Sotsial'no-psikhologicheskie issledovaniia rukovodstva i predprinimatel'stva [Socio-psychological studies of leadership and entrepreneurship] / ed. by A. L. Zhu-ravlev and E. V. Shorokhova. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology, RAS. 276 p. Pp. 68-89. (In Russ.).
Poznyakov, V. P. (2000) Psikhologicheskie otnosheniia subektov ekonomicheskoi deiatel'nosti [Psychological relations among the subjects of economic activity]. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology, RAS. 220 p. (In Russ.).
Poznyakov, V. P. (2001) Psikhologicheskie otnosheniia i delovaia aktivnost' rossiiskikh pred-prinimatelei [Psychological relations and business activity of Russian entrepreneurs]. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology, RAS. 240 p. (In Russ.).
Poznyakov, V. P. (2002) Psikhologicheskie otnosheniia v usloviiakh izmeneniia form sobstven-nosti [Psychological relations under conditions of changes in ownership forms] : diss. ... Doctor of Psychology. Moscow. 346 p. (In Russ.).
Problemy ekonomicheskoi psikhologii [Problems of economic psychology] (2004) : in 2 vols. / ed. by A. L. Zhuravlev and A. B. Kupreichenko. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology, RAS. Vol. 1. 620 p. (In Russ.).
Problemy ekonomicheskoi psikhologii [Problems of economic psychology] (2005) : in 2 vols. / ed. by A. L. Zhuravlev and A. B. Kupreichenko. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology, RAS. Vol. 2. 644 p. (In Russ.).
Sotsial'naia psikhologiia ekonomicheskogo povedeniia [Social psychology of economic behav-
ior] (1999) / ed. by A. L. Zhuravlev and E. V. Shorokhova. Moscow, Nauka Publ. 237 p. (In Russ.).
Sotsial'no-psikhologicheskie issledovaniia rukovodstva i predprinimatel'stva [Socio-psycholog-ical studies of leadership and entrepreneurship] (1999) / ed. by A. L. Zhuravlev and E. V. Shorokhova. Moscow, Publ. House of the Institute of Psychology, RAS. 276 p. (In Russ.).
Submission date: 12.03.2015.
Позняков Владимир Петрович — доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, член-корреспондент Международной академии психологических наук. Адрес: 129366, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел./факс: +7 (495) 682-72-70; +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: pozn_v@mail.ru
Китова Джульетта Альбертовна — доктор психологических наук, профессор, ассоциированный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, профессор кафедры психологии Университета Российской академии образования. Адрес: 129366, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел.: +7 (495) 682-59-30. Эл. адрес: j-kitova@yandex.ru
Poznyakov Vladimir Petrovich, Doctor of Psychology, Leading Research fellow, Laboratory of Social and Economic Psychology, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences; Professor, Department of Social and Ethnic Psychology, Moscow University for the Humanities; Corresponding member, International Academy of Psychological Science (IAPS). Postal address: 13 Yaroslavskaya St., 129366 Moscow, Russian Federation. Tel./fax: +7 (495) 682-72-70; +7 (499) 374-56-11. E-mail: pozn_v@mail.ru
Kitova Dzhulietta Albertovna, Doctor of Psychology, Professor, Associated Research Fellow, Laboratory of Social and Economic Psychology, Institute of Psychology, Russian Acаdemy of Sciences; Professor, Department of Psychology, University of the Russian Academy of Education. Postal address: 13 Yaroslavskaya St., Moscow, Russian Federation, 129366. Tel./fax: +7 (495) 682-72-70. E-mail: j-kitova@yandex.ru