Научная статья на тему 'Интенционный компонент мотивации физической активности и его развитие на основе транстеоретической модели'

Интенционный компонент мотивации физической активности и его развитие на основе транстеоретической модели Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕНЦИЯ / ТРАНСТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинов С. И., Сагадеева С. Г., Николаев А. Ю.

Создание в вузе условий для развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности и здоровья будущего специалиста представляет собой одну из актуальных проблем высшего профессионального образования РФ. Вуз становится последней инстанцией, где можно организованно управлять поведением, связанным с проявлением обучающимися физической активности. Между тем приобщение студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями порождает противоречие между намерением тренироваться интенцией и реализацией этого намерения на практике действием. В статье на основе результатов собственных исследований рассматриваются подходы, касающиеся преодоления этого затруднения. Предлагаемый авторами подход к оценке физической активности студентов на основе поведенческих теорий может существенно обогатить представления специалистов по адаптивной и оздоровительной физической культуре и сделать следующий шаг на пути становления доказательной педагогики физической активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логинов С. И., Сагадеева С. Г., Николаев А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интенционный компонент мотивации физической активности и его развитие на основе транстеоретической модели»

интенционныи компонент мотивации физической активности и его развитие на основе транстеоретической модели

УДК/UDC 159.943.7

Поступила в редакцию 20.04.2015 г.

Доктор биологических наук, профессор С.И. Логинов1 Аспиранты С.Г. Сагадеева1, А.Ю. Николаев1

1 Сургутский государственный университет, Сургут

INTENTIONAL COMPONENT OF PHYSICAL ACTIVITY MOTIVATION AND ITS DEVELOPMENT WITH REGARD TO TRANSTHEORETICAL MODEL

Dr.Biol., Professor S.I. Loginov1

Postgraduate students S.G. Sagadeeva1, A.Yu. Nikolaev1

1 Surgut State University, Surgut

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Создание в вузе условий для развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности и здоровья будущего специалиста представляет собой одну из актуальных проблем высшего профессионального образования РФ. Вуз становится последней инстанцией, где можно организованно управлять поведением, связанным с проявлением обучающимися физической активности. Между тем приобщение студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями порождает противоречие между намерением тренироваться - интенцией и реализацией этого намерения на практике - действием. В статье на основе результатов собственных исследований рассматриваются подходы, касающиеся преодоления этого затруднения.

Предлагаемый авторами подход к оценке физической активности студентов на основе поведенческих теорий может существенно обогатить представления специалистов по адаптивной и оздоровительной физической культуре и сделать следующий шаг на пути становления доказательной педагогики физической активности.

Ключевые слова: физическая активность, двигательная активность, мотивация, интенция, транстеоретическая модель, студенты.

Annotation

Creation in the university of conditions for the development of physical qualities and enhancement of the level of physical fitness and health of future specialists are among the most urgent problems of higher vocational education in the Russian Federation. The university becomes a last resort for those who learn physical activity. Meanwhile, the situation of involvement of students in regular physical exercises gives rise to a contradiction between the intention to exercise and the realization of this intention in practice which is action. On the basis of the findings of the research the approaches related to coping with these difficulties were examined in the paper.

The approach to the assessment of physical activity of students on the basis of behavioral theories suggested by the authors can significantly extend the ideas of experts on adaptive and recreational physical culture and take the next step in the formation of the evidence-based pedagogics of physical activity.

Key words: physical activity, motor activity, motivation, intention, transtheoretical model, students.

Введение. Физическая активность (ФА) структурно неоднородна и объединяет весь спектр мышечных действий человека, направленный на адаптацию и выживание в физической и социальной окружающей среде [1, 3]. Различные виды ФА, а именно производственная, хозяйственно-бытовая, физкультурно-спортивная, рекреационная и досуговая физическая активности, оказывают различное влияние на организм человека [5, 6] и требуют изучения на основе общепризнанных поведенческих теорий и корректно разработанных экспериментальных планов [3].

Мы рассматриваем ФА как специфическую форму поведения человека, во многом определяющую состояние его здоровья. В этом случае детерминанты и сопутствующие факторы (корреляты), от которых зависит изменение физически низкоактивного поведения, можно достаточно четко идентифицировать и подвергнуть всестороннему анализу [4]. В качестве детерминант ФА принято рассматривать физиологические (физическое развитие, физическая подготовленность, фи-

зические отклонения), средовые (доступность оборудования и мест для занятий физкультурой, сезонность, безопасность), психологические, социальные, демографические характеристики (самоэффективность, знания и убеждения, влияние родителей и друзей, ролевое моделирование, уровень образования и общей культуры, социально-экономический статус, пол, возраст). Они по-разному проявляют себя в студенческие годы, вступают во взаимодействие, дополняют друг друга или, напротив, входят в конкурентные отношения.

Анализу детерминант ФА студентов и других категорий населения посвящен ряд обзорных статей [2, 9, 14]. Но для успешной идентификации детерминант и сопутствующих работе коррелятов необходимо использовать только те методы, эффективность которых доказана на основе строгих научных принципов в результате рандомизированных контролируемых испытаний (РКИ) [12]. В этом отношении в области доказательной педагогики ФА нам предстоит еще очень большая работа.

№ 7 • 2015 Июль | July

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с га

О (U .с Н

Известно, что ФА прямо или опосредованно способствует укреплению здоровья [5]. Тем не менее парадоксальным является факт, что, зная о пользе физических упражнений (ФА), многие люди продолжают оставаться физически малоподвижными и ведут сидячий образ жизни. Одной из причин такого поведения может быть неразвитая интенция. Этот термин обозначает психологическое состояние, когда необходимо перенести мотив на действие. При этом такой перенос может реализоваться и потребность будет удовлетворена, а может по каким-то причинам не реализоваться и потребность так и останется на уровне мотива.

Выяснение и устранение причин, затрудняющих развитие интенции (намерения), становится во многом ключевым пунктом в деле привлечения студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями (регулярной ФА) и составляет цель настоящего исследования.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 465 первокурсников Сургутского госуниверситета (экспериментальная группа) и 240 первокурсников, образовавших контрольную группу, всего 705 человек в возрасте 17,8±0,2 года. До начала управляющего психолого-педагогического воздействия (УППВ) 402 студента (151 юноша и 251 девушка) и после УППВ 266 студентов (67 юношей и 199 девушек) полностью заполнили ТТМ-опросник ФА, модифицированный нами [4] для русскоговорящих. Контрольную группу составили 240 студентов первых курсов медицинского, психологического и инженерного факультетов, из которых 211 человек (100 девушек и 111 юношей) также заполнили ТТМ-опросник. Норма отклика составила 87,9 %. До и после УППВ измеряли частоту занятий физическими упражнениями (раз/нед) и продолжительность занятия (мин/занятие), количество студентов на каждой стадии мотивационной готовности (СМГ) к изменению поведения ( %%), баланс принятия решения (БПР), процессы изменения поведения и самоэффективность (Т-баллы). Ва-лидность русскоязычных субтестов, определенная процедурой «тест - ретест», варьировалась в пределах 0,81-0,84. Описательную статистику, нормализацию первичных экспериментальных данных и их множественный дисперсионный, корреляционный анализы проводили с помощью пакета программ Б1айзйса10.0. Достоверность наблюдаемых различий оценивали с помощью критерия Уилкоксона, теста Тикеу'в ИБЭ, а также критериев Фишера и Стьюдента для зависимых выборок.

Выбор ТТМ не случаен и был обусловлен тем, что теория объединяет текущий поведенческий статус с намерением (интенцией) человека поддерживать или изменять его в соответствии с некоторым образцом поведения [13]. Теория состоит из 4 конструктивных элементов (конструктов): стадии мотивационной готовности, процессов изменения, баланса принятия решения и самоэффективности. Принято выделять пять стадий мотивационной готовности для изменения поведения: неосознанность, осознание, подготовки, деятельность и поддержание измененного поведения [12]. Применительно к ФА на стадии неосознанности находятся люди, которые не занимаются физической культурой (ФК) и не намерены заниматься ею в ближайшие шесть месяцев. Осознавшие не занимаются ФК, но хотели бы начать в ближайшие полгода. На стадии подготовки люди занимаются ФК от случая к случаю. Стадия действия включает лиц, которые в настоящее время занимаются ФК 3 раза и более в неделю, по 30 мин и более с частотой пульса, соответствующей возрасту и физической подготовленности, но занимаются меньше шести месяцев, тогда как стадия поддержания предусматривает вышеуказанные регулярные тренировки [7, 10].

Подробно все конструкты ТТМ применительно к изменению уровня и структуры физической активности студентов рассмотрены в нашей монографии [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Изменение стадий мотивационной готовности (СМГ). Установлено, что до УППВ 10 % всех студентов независимо от пола не занимались физическими упражнениями и не собирались заниматься ими в ближайшем будущем (стадия 1: Неосознанность); 31 %% студентов не выполняли физических упражнений в свободное время, но собирались сделать это в течение полугода (стадия 2: Осознание); 21 % студентов занимались физическими упражнениями нерегулярно, от случая к случаю (стадия 3: Подготовка); каждый пятый студент отдавал ФК свободное время регулярно, но менее чем полгода (стадия 4: Действие) и 18 0% занимались ФК регулярно более чем полгода (стадия 5: Поддержание).

После УППВ картина распределения выглядела следующим образом: 12, 12, 16, 26 и 34 0% соответственно. Достоверно уменьшилось количество студентов, находившихся на стадии осознания (стадия 2), и увеличилось - на стадии поддержания (стадия 5). В целом до УППВ физически низкоактивный образ жизни вели 61,2 0% студентов данной выборки, находившиеся на первых трех СМГ. УППВ снизило число «сидячих» студентов до 39,4 0%. Число юношей после УППВ достоверно возросло только на стадии 5, тогда как характер распределения девушек по стадиям изменения поведения в целом соответствовал картине общего распределения. Достоверно уменьшилось (по сравнению с контрольной группой и показателями до УППВ) число девушек, находившихся на стадии осознания (стадия 2), и увеличилось - на стадии регулярной тренировки (стадия 5).

В контрольной группе количество студентов по стадиям мотивационной готовности распределилось следующим образом: 13,7; 26,4; 20,3; 19,3 и 20,3 % соответственно. В целом на первых трех стадиях изменения поведения к концу эксперимента находились 60,4 0% студентов контрольной группы, в то время как в экспериментальной группе таковых осталось только 39,4 0/0.

Изменение баланса принятия решения (БПР). Этот конструк отражает процесс своеобразного взвешивания всех «за» и «против» при осуществлении намерения регулярно тренироваться.

Среди юношей до УППВ число всех аргументов «за» согласно тесту Tukey's HSD достоверно увеличивалось (p=0,0003) от стадии к стадии (1 <2 <3 <5), тогда как все аргументы «против» не менялись (p=0,2744). После УППВ все аргументы «за» достоверно менялись на первых двух стадиях изменения поведения (p=0,0505), а все аргументы «против» достоверно не изменялись (p=0,2638). Множественный дисперсионный анализ (MANOVA) показал, что БПР существенно зависел от стадии изменения поведения (коэффициент Rao R (8, 290) = 3,54; p<0,0006). У девушек до УППВ все аргументы «за» увеличивались от стадии к стадии (p<0,05), Rao R (8, 490) = 3,62 (p<0,0004), кроме стадии подготовки (1 <2 <4 <5). Все аргументы «против» также не изменялись (p=0,1424).

В контрольной группе у юношей и девушек сумма всех аргументов «за» также достоверно увеличивалась от стадии к стадии (p=0,0003), но число аргументов «против» не снижалось. Процесс сильно зависел от стадии изменения (Rao R (8, 210) = 3,27; p<0,0015).

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют, что как у юношей, так и у девушек под влиянием УППВ достоверно повышается только сумма аргументов «за», убеждающих заниматься физическими упражнениями, поскольку их польза очевидна. В то же время сумма ар-

Влияние УППВ на показатели познавательной и поведенческой стратегии изменения поведения студентов по данным однофакторного дисперсионного анализа и сравнительного теста Tukey's HSD

Показатели ТТМ ДоУППВ После УППВ Контроль

Р (4, 397) Тикеу'в (р<0,05) Р (4, 261) Тикеу'в (р<0,05) Р (4, 206) Тикеу'в (р<0,05)

Самоэффективность 14,13 1 <2, 3, 4, 5 2 <4 <5 3 < 5 8,16С 1 <3, 4, 5 3 <4, 5 13,87 1 <2, 3, 4, 5 2 <4, 5

Все аргументы «за» 8,21 1 <2, 3, 4, 5 10,12Б 1 <4 8,12 1 <2, 3, 4, 5

Аргументы «против» 2,79 НД 4,44М 1 <4, 5 4,34 1 <3, 4

Степень осознания 10,32 1 <2, 3, 4, 5 4, 5 9,71С 1 <3, 4, 5 8,14 1 <4, 5

Социальное освобождение 4,12 1 <3, 4, 5 4 <5 4,36М 1 <4 5,19 1 <2, 3, 4, 5

Облегчение 3,72 1 <4, 5 2,21М НД 5,07 1 <2, 3, 4, 5

Переоценка окружения 7,99 1 <2, 3, 4, 5 5,72М 1 <5 6,07 1 <2, 3, 4, 5

Самопереоценка 15,5 1 <2, 3, 4, 5 4 <5 14,78Б 1 <3, 4, 5 12,84 1 <2, 3, 4, 5

Взаимопомощь 6,51 1 <3, 4, 5 1 <5 4,22М НД 5,15 1 < 4, 5

Условные рефлексы 14,8 1 <3, 4, 5 3 <4, 5 4, 5 9,55С 1 < 5 12,26 1 < 4, 5

Самоосвобождение 15,0 1 <2, 3, 4 4 < 5 15,1Б 1 <3, 4, 5 12,67 1 <3, 4

Контроль стимулов 9,25 1 <4, 5 4 <5 1 <5 8,89С 1 <5 11,26 1 <2, 3, 4

Подкрепление 8,78 1 <2, 3, 4, 5 6,49С 1 <3, 4, 5 9,01 1 <2, 3, 4, 5

Условные обозначения: Стадии ТТМ: 1 - неосознанность; 2 - осознание; 3 - подготовка; 4 - действие; 5 - поддержание; эффекты УППВ: М - малый, С - средний, Б - большой.

гументов «против» меняется в меньшей степени и свидетельствует о том, что значительные усилия в учебном процессе следует сосредоточить на создании условий, которые приводили бы к снятию или хотя бы уменьшению предубеждений (психологических барьеров) против занятий физическими упражнениями.

С этих позиций УППВ не оказало существенного влияния на степень осознания необходимости изменения поведения. Уровень социального освобождения повышался только на стадии поддержания. Облегчение и переоценка окружающей среды положительно отличались на стадии неосознанности и были существенно меньшими на стадии поддержания. После УППВ в процессе изменения поведения на стадии осознания студенты чаще пользовались помощью других людей, однако взаимопомощь на последующих стадиях снижалась. Выработка новых условных рефлексов в должной степени не развивалась, их подкрепление и контроль стимулов оставались слабыми на стадиях неосознанности и действия, величина самоосвобождения была наиболее низкой на стадии осознания. Другие изменения, несмотря на рост абсолютных величин показателей от стадии к стадии и положительную динамику по сравнению с данными до УППВ, были несущественными.

Результаты однофакторного дисперсионного анализа и сравнительного теста Тикеу'в ИБЭ, а также качественных показателей эффекта УППВ в сравнении с контролем представлены в таблице. На основании коэффициента F была определена степень влияния УППВ. При этом считали, что при F от 1 до 5 - малый эффект, 5,1-10 - средний, выше 10 -большой эффект.

Незначительный эффект УППВ наблюдался для социального освобождения, устранения неприятных ощущений при выполнении физических упражнений (облегчение), показателя «все аргументы "против"» и взаимопомощи. Средний эффект был обнаружен для самоэффективности, осознания необходимости изменения поведения, переоценки окружения, выработки условных рефлексов и контроля отвлекающих влияний. Большое влияние УППВ оказало на показатель «все аргументы "за"», самопереоценку и самоосвобождение. Эти данные говорят о том, что студенты изменяются благодаря их мотивации и готовности изменить свое поведение. В этом случае уровень ФА может быть изменен с помощью целенаправленного психолого-педагогического управляющего воздействия.

Влияние УППВ на самоэффективность. Согласно ТТМ самоэффективность - это степень, с которой индивидуум верит в то, что он способен достичь цели изменения. Это важный интенционный посредник между намерением и действием [12]. Проведенное нами УППВ выявило тенденцию к повышению уровня самоэффективности студентов. Взаимосвязь между ожиданием эффективности физических упражнений и участием в регулярных тренировках увеличивалась по мере изменения поведения, связанного с занятиями физической культурой. Эти результаты совпадают с данными других авторов, также выявивших наличие связи между занятиями физической культурой и ожиданием эффективности [11]. Студенты, находящиеся на стадии поддержания, сообщили о самом большом уровне самоэффективности по сравнению с теми студентами, кто находился на более низких стадиях изменения поведения.

№ 7 • 2015 Июль | _1и!у

http://www.teoriya.ru

Вывод. Предлагаемый нами подход к оценке физической активности студентов на основе поведенческих теорий может существенно обогатить представления специалистов по адаптивной и оздоровительной физической культуре и сделать следующий шаг на пути становления доказательной педагогики физической активности.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Комков А.Г. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема / А.Г. Комков, Е.В. Антипова // Теория и практика физ. культ. - 2003. - № 3. - С. 5-8.

3. Логинов С.И. Физическая активность: Методы оценки и коррекции / С.И. Логинов. - Сургут. гос. ун-т. Сургут, 2005. - 344 с.

4. Логинов С.И. Физическая активность студентов на Севере и стадии изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений / С.И. Логинов // Теория и практика физ. культ.

- 2002. - № 5. - С. 39-43.

References

1. Bal'sevich, V.K. Ontokineziologiya cheloveka (Human ontokineziology) / V.K. Bal'sevich. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 2000. - 275 P.

2. Komkov, A.G. Formirovanie fizicheskoy aktivnosti detey i podrostkov kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema (Formation of physical activity of children and adolescents as a socio-pedagogical issue) / A.G. Komkov, E.V. Antipova // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. -2003. - № 3. - P. 5-8.

3. Loginov, S.I. Fizicheskaya aktivnost': Metody otsenki i korrektsii (Physical activity: Methods of evaluation and correction) / S.I. Loginov.

- Surgut state un-ty. Surgut, 2005. - 344 P.

4. Loginov, S.I. Fizicheskaya aktivnost' studentov na Severe i stadii izmeneniya povedeniya, svyazannogo s vypolneniem fizicheskikh uprazhneniy (Physical activity of students in the North and stage of

behavior change related to performance of physical exercises) / S.I. Loginov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2002. - № 5. - P. 39-43.

5. Caspersen, C.J., Powell, K.E., Christenson, G.M. Physical activity, exercise, and physical fitness. Definitions and distinctions for health-related research. // Public Health Reports. 1985. V. 3. P. 126-131.

6. de Geus, E.J., Bartels, M., Kaprio, J., Lightfoot, J.T., Thomis, M.Genetics of regular exercise and sedentary behaviors. // Res. Hum. Genet. 2014. V. 17, N 4. P. 262-271. doi: 10.1017/thg.2014.42.

7. Leech, R.M., McNaughton, S.A., Timperio, A.The clustering of diet, physical activity and sedentary behavior in children and adolescents: a review review. // Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2014. V. 22, P. 11-14. doi: 10.1186/1479-5868-11-4.

8. Liira, H.,Engberg, E., Leppavuori, J. [et.al.]Exercise intervention and health checks for middle-aged men with elevated cardiovascular risk: a randomized controlled trial. // Scand. J. Prim. Health Care. 2014. V. 32, N 4. P. 156-162. doi: 10.3109/02813432.2014.984967.

9. Marcus, B.H. King, T.K., Clark, M.M., Pinto, B.M., Bock, B.C. Theories and techniques for promoting physical activity behaviours. // Sports Med. 1996.V. 22, N 5. P. 321-331.

10. Nishida, Y., SuzukiH., Wang, D.H., Kira, S.J. Psychological determinants of physical activity in Japanese female employees. // Occup. Health. 2003. V. 45, N 1. P. 15-22.

11. Okely, A.D. et al. A school-based intervention to promote physical activity among adolescent girls: rationale, design, and baseline data from the Girls in Sport group randomised controlled trial. // BMC Public Health. 2011. V. 19, N 11. P. 658. doi: 10.1186/1471-245811-658.

12. Pinto, B.M. et al. Maintenance of exercise after phase II cardiac rehabilitation: a randomized controlled trial. // Am. J. Prev. Med. 2011. V. 41, N 3. P. 274-283. doi: 10.1016/j.amepre.2011.04.015.

13. Prochaska, J.O., DiClemente, C.C. Stages and processes of self-change of smoking. Toward an integrative model of change. // J. Cons. Clin. Psychol. 1983. V. 51, № 3. P. 390-395.

14. Rahmati, N.F.,Ghaffarpasand, E., Gholami, F.M., Jonaidi, J.N. Nutrition and Physical Activity Educational Intervention on CHD Risk Factors: A Systematic Review Study. // Arch. Iran. Med. 2015. V. 8, N 1. P. 51-57. doi: 0151801/AIM.0012.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

га

^

О (U ■С

Н

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ОТНОШЕНИЯ К ДВИГАТЕЛЬНОМ АКТИВНОСТИ ГИМНАЗИСТОВ 7-10 ЛЕТ СЕВЕРНОГО ГОРОДА

УДК/UDC 796.01:159.9 Поступила в редакцию 12.05.2015 г.

А.В. Аустер1

Кандидат педагогических наук, доцент Ж.И. Бушева1

1 Сургутский государственный университет», Сургут

Ключевые слова: мотивы, пассивное отношение, двигательная активность, гимназисты 7-10 лет.

Введение. В изучении проблемы формирования положительной мотивации для воспитания активного отношения к занятиям физической культурой и спортом актуально исследование контингента учащихся с различной двигательной активностью.

Цель исследования - определить ведущие мотивы пассивного отношения к двигательной активности гимназистов 7-10 лет северного города.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 184 учащихся МБОУ «Гимназия им. Ф. К. Салманова» г. Сургута ХМАО. С помощью анкетирования изучали мотивы пассивного отношения к двигательной активности гимназистов 7-10 лет северного города. Методом ранжирования из 20 мотивов пассивного отношения к двигательной активности определены ведущие.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлено, что девочки более пассивны к двигательной активности, чем мальчики, причем с возрастом количество не занимающихся физической культурой и спортом увеличивается.

Ведущими мотивами пассивного отношения к двигательной активности у гимназистов в зависимости от возраста и пола являются: «предпочитаю игры на компьютере» (68,0-100,0 %), «отсутствие информации о месте проведения занятий» (64,7-100,0 %), «предпочитаю общение в социальных сетях» (68,8-100,0 %), «лень» (73,3-100,0 %), «не люблю потеть» (71,4-92,8 %), «отсутствие свободного времени» (75,0-83,3 %), «усталость после уроков» (85,7 %), «отсутствие красочного спортивного инвентаря» (60 %).

Вывод. Школьники называют разнообразные причины, объясняющие их пассивность к двигательной активности. Их устранение - цель совместной работы образовательного учреждения и родителей, учителей физической культуры и тренеров-преподавателей над повышением мотивации гимназистов 7-10 лет к двигательной активности.

Литература

1. Лубышева Л.И. Ценностные ориентации и стиль жизни юных спортсменов в аспекте социологического анализа / Л.И. Лубышева, Е. П. Максачук // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 6. - С. 2-5.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.