_Аннотация
В статье предложены виды материального стимулирования персонала и конкретные меры государственной поддержки для действующих предприятий строительной промышленности при проведении ее реконструкции и технического перевооружения.
Ключевые слова: доплаты, инвестиционная политика, инновации, компенсация, материальное стимулирование, надбавки, премии, реконструкция, техническое перевооружение
Челомин Александр Владимирович,
аспирант, кафедра экономики, финансов и статистики, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет [email protected]
материальная поддержка строительного предприятия
при реконструкции
интенсификация технического перевооружения и реконструкции промышленных предприятий
по выпуску строительного кирпича на основе развития системы материального стимулирования персонала
Большое значение для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий имеет материальное стимулирование персонала и комплексная инвестиционная политика.
Авторами проанализированы исследования российских и зарубежных ученых, а также нормативные документы Российской Федерации и произведен опрос сотрудники шести крупных промышленных предприятий Нижегородской области, производящие строительный кирпич (ОАО «Навашинскийзавод стройматериалов», ОАО «Силикатный завод № 1», ЗАО «Борский силикатный завод», ООО
«Починковское УПСМ», ОАО «Керма», ООО «Силикатстрой»). На основе анализа этих материалов авторами предложены виды материального стимулирования персонала и меры государственной поддержки промышленных предприятий, выпускающих строительный кирпич, для проведения ими реконструкции и технического перевооружения своихпро-изводств.
Материальное стимулирование
При денежном материальном стимулировании производится оплата труда (тарифная (сдельная, повременная); бестарифная и смешанная) и компен-
сационные выплаты, которые делятся на следующие виды (1, 2):
- постоянные и прогрессивные премии и доплаты, включающие в себя выполнение объема работ сверх нормы и работ в сверхурочное время, за отклонение от нормальных условий труда, а также за внедрение инноваций на предприятии, как для отдельных работников, так и для всего персонала и пр.;
- надбавки за выполнение определенных работ точно в заданные сроки и с требуемым качеством;
- выплата материальной помощи в денежной форме в случае юбилея, свадьбы, рождения детей, смерти близких родственников, в некоторых экстренных случаях (кража, пожар и др.) и т.д.;
- вознаграждение за выслугу лет;
- оплата праздничных дней, простоев техники и т.д.;
- компенсация за не использованные очередные отпуска, рост цен и т.п.;
- прочие выплаты.
Неденежное материальное стимулирование включает:
- предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за определенные заслуги на предприятии (по ускорению темпов проведения реконструкции и технического перевооружения);
неденежное материальное стимулирование включает предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за определенные заслуги на предприятии
- предоставление юридических услуг и консультационной помощи;
- предоставление дополнительных услуг: лечение, льготные путевки, оплата расходов на транспорт, полная или частичная оплата мобильной связи, подарки, оплата представительских расходов;
- выделение помещений для корпоративного отдыха и жилья для нуждающихся работников продолжительностью согласованной с руководством предприятия;
- постоянные отчисления в размере части прибыли в накопительную часть пенсии работников предприятия;
- помощь в получении дополнительного образования (3);
- ежегодное повышение уровня заработной платы с учетом инфляции;
- предоставление предприятием ссуды для работников на ограниченный срок;
- доставка сотрудников (на работу и с работы);
- предоставление бесплатных стоянок для автотранспорта.
Государственные льготы
При государственной финансовой поддержке может осуществляться полное освобождение от налогов промышленных предприятий, выпускающих строительный кирпич, от налогов на время проведения работ по реконструкции и техническому перевооружению, но не более 5 лет с начала проведения работ.
Однако при невозможности полного освобождения от налогов применяются государственные льготы с условием проведения предприятиями реконструкции или технического перевооружения производств.
1. Льготы по налогу на прибыль сроком на 5 лет:
- при малой реконструкции - 15%;
- при средней реконструкции - 10%;
- при полной реконструкции - 5%;
- при техническом перевооружении -15%.
2. Льготы по налогу на имущество сроком на 5 лет:
- при малой реконструкции - 70%;
- при средней реконструкции - 57%;
- при полной реконструкции - 45%;
- при техническом перевооружении -70%.
3. Инвестиционный налоговый кредит (отсрочка от уплаты налога на прибыль) сроком на 5 лет в объеме не превышающим стоимость затрат на реконструкцию или техническое перевооружение:
- при малой реконструкции - 100%;
- при средней реконструкции - 70%;
- при полной реконструкции - 55%;
- при техническом перевооружении -100%.
4. Инвестиционный налоговый кредит (отсрочка от уплаты налога на имущество) сроком на 5 лет в объеме не превышающим стоимость затрат на реконструкцию или техническое перевооружение:
- при малой реконструкции - 100%;
- при средней реконструкции - 50%;
- при полной реконструкции - 0%;
- при техническом перевооружении -100%.
5. Частичная компенсация инвесторам процентной ставки по кредитам, направленная на проведение реконструкции и технического перевооружения:
- при малой реконструкции - 9%;
- при средней реконструкции - 6%;
- при полной реконструкции - 3,5%;
- при техническом перевооружении -9%.
6. Освобождение от уплаты земельного налога на время проведения работ по
при государственной финансовой поддержке может осуществляться полное освобождение от налогов промышленных предприятий, выпускающих строительный кирпич
реконструкции и техническому перевооружению, но не более 5 лет с начала проведения работ.
7. Освобождение промышленных предприятий от уплаты налога на добавленную стоимость на время проведения работ по реконструкции и техническому перевооружению, но не более 5 лет с начала проведения работ.
8. Регулирование цен на производственное оборудование введением льготных таможенных пошлин на его импорт.
9. Оказание прямой финансовой поддержки промышленным предприятиям по выпуску строительного кирпича в рамках выделенных и утвержденных бюджетов.
Нефинансовая государственная поддержка
В основе нефинансовой государственной поддержки предприятий лежат: 1) защита отечественных производителей строительных материалов от постоянного ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию аналогичную конкурентоспособной продукции промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича;
2) снижение для предприятий промышленности строительных материалов цены на потребляемые энергоресурсы (энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение) не менее чем в 2 раза от первоначальной их стоимости;
3) установление повышающих коэффициентов по заработной плате работников:
- при проведении малой реконструкции и технического перевооружения
- 1,08;
- при проведении средней реконструкции - 1,05;
- при проведении полной реконструкции - 1,02;
- при проведении расширения и нового строительства - 1;
4) привлечение частных инвестиций путем стимулирования повышения спроса на строительный кирпич (помощь в организации выставок, постоянно действующих ярмарок, рекламной поддержки промышленных предприятий по выпуску конку.. .при невозможности
полного освобождения от налогов применяются государственные льготы с условием проведения предприятиями реконструкции или технического перевооружения производств
рентоспособного строительного кирпича и т. д.);
5) оказание поддержки промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича в осуществлении ремонтов оборудования сроком службы до 10 лет;
6) оказание имущественной поддержки путем передачи в аренду земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, а также иного имущества в пределах Нижегородской области предприятиям промышленности по выпуску строительного кирпича в Нижегородской области на льготных условиях с его использованием только по целевому назначению;
7) оказание информационной и консультационной поддержки для промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича Правительством РФ и отдельных регионов;
8) содействие в продвижении строительного кирпича, выпускаемого промышленными предприятиями Нижегородской области, на рынки иностранных государств;
9) распространение информации о возможности применения ускоренной амортизации оборудования;
10) предоставление поручительств и гарантий Правительством РФ и отдельных регионов в качестве полного или частичного страхования обязательств инвестора по возврату заемных средств, направленных на проведение реконструкции и технического перевооружения промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича;
11) прохождение экспертизы проектов реконструкции и технического перевооружения за счет государственных источников финансирования.
Выводы
Предложенные нами виды материального стимулирования персонала и меры государственной поддержки предприятий на примере предприятий Нижегородской области, выпускающих строительный кирпич, могут быть применимы для предприятий других отраслей промышленности, как в Нижегородской области, так и в других регионах Российской Федерации.
Литература
1. Горфинкель В.Я. Экономика фирмы: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2011. -679 с.
2. Кокина Ю.П., Шлендер П.Э. Экономика труда: Учебник. - М.: Магистр, 2008. - 686 с.
в основе нефинансовой господдержки предприятий лежит защита отечественных производителей стройматериалов от постоянного ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин
3. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. / Пер. с англ. - М.: Добрая книга, 2007. - 536 с.
Alexander V. Chelomin
Postgraduate Student, Chair of Economics, Finance and Statistics, Nizhniy Novgorod University of Architecture and Civil Engineering
Intensifying Modernization and Reconstruction of Industrial Enterprises for Producing Building Bricks through the Development of a System of Material Incentives for the Staff
_Abstract
The article suggests types of material incentives for the staff and specific measures of the state support for existing enterprises of the construction industry during their reconstruction and modernization.
Keywords: extra charges, investment policy, innovations, indemnifications, material incentives, allowances, bonuses, reconstruction, modernization