Научная статья на тему 'Интенсификация взросления детей, интегрированных в спортивную сферу деятельности, как социальное явление'

Интенсификация взросления детей, интегрированных в спортивную сферу деятельности, как социальное явление Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / дети-спортсмены / взросление / интенсификация взросления / факторы интенсификации взросления / sport / child athletes / maturation / accelerated maturation / factors of accelerated maturation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермилова Анна Вячеславовна

Анализируется проблема ускоренного взросления детей-спортсменов с опорой на теории социализации и конструирования собственного взросления. Для изучения заявленной проблемы были использованы теоретико-прикладные разработки исследователей Н.В. Веселковой и Е.В. Прямиковой, направленные на выявление социальной природы компетентности взросления, а также два авторских социологических исследования: первое – «Долголетие в спорте высших достижений», осуществленное методом анкетного опроса спортсменов высокого класса (n = 400 чел., выборка «снежным комом»); второе – «Темпоральность как фактор интенсификации взросления», проведенное методом фокус-группы спортсменов-ветеранов (n = 17 чел.), реализованных на кафедре общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2023 г. Объект исследования – процесс интенсификации взросления детей, интегрированных в сферу физической культуры и спорта. Цель исследования – выявить факторы, способствующие интенсификации процесса взросления детей-спортсменов. В результате предлагается авторская интерпретация понятия «интенсификация взросления» детей-спортсменов. Выявляется система факторов, способствующая интенсификации взросления данной категории населения: индивидуализация и автономность субъекта, темпоральность спортивного пространства, усиленная социальная мобильность детей в поле спорта, критичность мышления, успешность несовершеннолетних в результате достижений на спортивном поприще и признания их заслуг в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accelerated maturation of children integrated into sports activities as a social phenomenon

The paper analyzes the problem of accelerated maturation of children-athletes with reference to the theories of socialization and constructing their own maturation. To study the stated problem the theoretical and applied works of the researchers N.V. Veselkova and E.V. Pryamikova, aimed at revealing the social nature of the maturation competence, as well as two author's sociological researches were used. The first is "Longevity in sports of highest achievements", which was carried out by the method of questionnaire survey of high-class athletes (n = 400 people). The second is "Temporality as a factor of intensification of growing up", conducted by the method of focus-group of veteran athletes (n = 17 people) was realized at the Department of General Sociology and Social Work of National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod in 2023. The object of the study is the process of accelerated maturation of children integrated into the sphere of sports activities. The purpose of the study is to identify the factors contributing to the intensification of the process of growing up of children-athletes. As a result, the author's interpretation of the concept of "accelerated maturation" of child athletes is proposed. The system of factors contributing to the accelerated maturation of this category of population is revealed: individualization and autonomy of the subject, temporality of sports space, enhanced social mobility of children in the field of sports, critical thinking, success of minors as a result of achievements in sports and recognition of their merits in society.

Текст научной работы на тему «Интенсификация взросления детей, интегрированных в спортивную сферу деятельности, как социальное явление»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 138-146 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 138-146

https://soziopolit.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-2-138-146, EDN: TYTKPV

Научная статья УДК 316.44

Интенсификация взросления детей, интегрированных в спортивную сферу деятельности как социальное явление

А. В. Ермилова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Россия, 603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 23

Ермилова Анна Вячеславовна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общей социологии и социальной работы, ermilova.75@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2895-1628

Аннотация. Анализируется проблема ускоренного взросления детей-спортсменов с опорой на теории социализации и конструирования собственного взросления. Для изучения заявленной проблемы были использованы теоретико-прикладные разработки исследователей Н. В. Веселковой и Е. В. Прямиковой, направленные на выявление социальной природы компетентности взросления, а также два авторских социологических исследования: первое - «Долголетие в спорте высших достижений», осуществленное методом анкетного опроса спортсменов высокого класса (n = 400 чел., выборка «снежным комом»); второе - «Темпоральность как фактор интенсификации взросления», проведенное методом фокус-группы спортсменов-ветеранов (n = 17 чел.), реализованных на кафедре общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н. И. Лобачевского в 2023 г. Объект исследования - процесс интенсификации взросления детей, интегрированных в сферу физической культуры и спорта. Цель исследования - выявить факторы, способствующие интенсификации процесса взросления детей-спортсменов. В результате предлагается авторская интерпретация понятия «интенсификация взросления» детей-спортсменов. Выявляется система факторов, способствующая интенсификации взросления данной категории населения: индивидуализация и автономность субъекта, темпоральность спортивного пространства, усиленная социальная мобильность детей в поле спорта, критичность мышления, успешность несовершеннолетних в результате достижений на спортивном поприще и признания их заслуг в обществе. Ключевые слова: спорт, дети-спортсмены, взросление, интенсификация взросления, факторы интенсификации взросления Для цитирования: Ермилова А. В. Интенсификация взросления детей, интегрированных в спортивную сферу деятельности, как социальное явление // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 138-146. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-2-138-146, EDN: TYTKPV

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Accelerated maturation of children integrated into sports activities as a social phenomenon

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 23 Prospekt Gagarina (Gagarin Avenue), Nizhnij Novgorod 603950, Russia, Anna V. Ermilova, ermilova.75@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2895-1628

Abstract. The paper analyzes the problem of accelerated maturation of children-athletes with reference to the theories of socialization and constructing their own maturation. To study the stated problem the theoretical and applied works of the researchers N. V. Veselkova and E. V. Pryamikova, aimed at revealing the social nature of the maturation competence, as well as two author's sociological researches were used. The first is "Longevity in sports of highest achievements", which was carried out by the method of questionnaire survey of high-class athletes (n = 400 people). The second is "Temporality as a factor of intensification of growing up", conducted by the method of focus-group of veteran athletes (n = 17 people) was realized at the Department of General Sociology and Social Work of National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod in 2023. The object of the study is the process of accelerated maturation of children integrated into the sphere of sports activities. The purpose of the study is to identify the factors contributing to the intensification of the process of growing up of children-athletes. As a result, the author's interpretation of the concept of "accelerated maturation" of child athletes is proposed. The system of factors contributing to the accelerated maturation of this category of population is revealed: individualization and autonomy of the subject, temporality of sports space, enhanced social mobility of children in the field of sports, critical thinking, success of minors as a result of achievements in sports and recognition of their merits in society.

Keywords: sport, child athletes, maturation, accelerated maturation, factors of accelerated maturation

For citation: Ermilova A. V. Accelerated maturation of children integrated into sports activities as a social phenomenon. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 2, рр. 138-146 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-2-138-146, EDN: TYTKPV This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

A. V. Ermilova

Получивший распространение в социальных науках и массовом сознании стереотип относительно устойчивого представления об автономных мирах взрослых и невзрослых сохраняет свою актуальность. Такой взгляд о существовании совершенно разных миров сложился во многом благодаря теории социализации [1], значимость которой, как и прежде, велика, поскольку «основным результатом социализации является приобщение индивидов к идее "коллективного сознания" и установление однородности и целостности общества» [2, с. 107]. В рамках теории социализации данные субъекты предстают перед нами двумя в высшей степени разными видами. Так, дети рассматриваются как «незрелые, иррациональные, некомпетентные, асоциальные и окультуренные», а взрослые представляются «зрелыми, рациональными, компетентными, социальными и автономными» [3, с. 13]. Такое противоречие нашло свое отражение в нормативно-правовой базе: Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка. Однако новые социальные реалии, среди которых особое место мы отводим именно бифуркациям в современной семье, привели к установлению префигуративной культуры межпоколенного взаимодействия, «в которой не исключается возможность усвоения родителями опыта собственных детей» [4, с. 170]. Не приуменьшая роли социализации, нам бы хотелось отметить, что значимость оппозиционной системы двух автономных видов в условиях трансформации межпоколенного взаимодействия снижается, а на ее место приходит новая социальная реальность культурного обмена. В результате анализ заявленной проблематики уместнее производить с опорой на концептуальные рамки социологии возраста и времени [3], так как налицо повышение роли субъект -ности несовершеннолетних, тем более если они интегрированы в сферу спорта и выступают в качестве самостоятельных акторов, защищая честь спортивной школы, региона, страны.

Применение именно социологии возраста и времени по отношению к категории детей, интегрированных в сферу спорта, нам кажется наиболее удачным в связи с тем, что данные отрасли социологии позволяют проблематизировать реальную и провозглашенную престижность возрастов, а также принимают во внимание продолжительность маршрута становления личности как спортсмена-профессионала в сфере физической культуры и спорта (ФКС). Необходимо подчеркнуть, что под спортсменом-профессионалом мы понимаем не только актора, заключившего трудовой договор (контракт) с работодателем,

позволяющий ему за участие в соревнованиях и подготовку к ним в качестве своей основной деятельности получать вознаграждение и (или) заработную плату от организаторов таких соревнований [5]. В рамках исследования спортсмен-профессионал - это, прежде всего, личность, обладающая определенными навыками и компетенциями, помогающими ему выполнять качественно и продуктивно свои обязанности в границах спортивного поля деятельности.

Под маршрутом становления личности как спортсмена-профессионала мы понимаем дистанцию следования индивида в поле спорта, движение которого начинается с этапа входа в сферу ФКС (начальная точка), продолжается этапом перехода из детского во взрослый спорт (промежуточная точка) и заканчивается стадией приобретения высокого уровня квалификации в спортивном поле деятельности (конечная точка достижения наивысшего результата). Тем не менее, наряду с указанными этапами становления спортсмена, существует и этап завершения спортивной карьеры как конечная точка функционирования в спортивной сфере деятельности в качестве спортсмена. Следует иметь в виду, что маршрут становления личности спортсмена-профессионала вариативен в зависимости от вида спорта, так как реализация акторов в некоторых видах спорта, а именно приобретение высокого уровня квалификации, возможна еще в несовершеннолетнем возрасте (например, фигурное катание, художественная гимнастика). Этапы становления спортсмена всегда соотносятся с этапами формирования габитуса спортсмена, каждый из которых определяется самобытностью реализации практик, характерных только для социального поля спорта [6, с. 347].

Становление личности, сопряженное с профессиональной спортивной средой, соотносится с процессом ее взросления. Взросление как процесс, с одной стороны, имеет прямое отношение к социализации индивида. Но она предполагает воздействие на индивида через внешние каналы (через социальные институты и практическую деятельность). Мы же имеем в виду и собственную активность индивидов в процессе взросления, а именно социальную обусловленность конструирования собственного взросления. Именно сочетание социализирующего вектора влияния на личность, а также самостоятельное конструирование своего взросления во многом определяет успешность актора в сфере ФКС. Обобщающей чертой социализации и конструирования собственного взросления является темпоральность, а именно спе-

цифическая взаимосвязь моментов времени и временных характеристик, разворачивающихся в спортивном поле деятельности по отношению к конкретному субъекту. Темпорализация как исследовательский подход позволит на глубинном уровне проанализировать интенсификацию взросления детей-спортсменов изнутри.

Проблема интенсификации взросления детей, интегрированных в сферу ФКС, проанализирована с опорой на теорию социализации Т. Парсонса [1], теоретических разработок временных аспектов развития социума Т. Х Эрик-сона [7]; идей социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана [8], концепции тем-поральности З. Баумана [9]; нетрадиционного подхода к изучению взросления, направленного на исследование социальной компетентности взросления Н. В. Веселковой и Е. В. Прямиковой.

Мы убеждены, что сфера спорта как специфическая область человеческой деятельности способствует интенсификации взросления детей, т. е. ребенок, занимающийся спортом, взрослеет быстрее, чем его сверстники. Интенсификация взросления - это процесс ускорения перехода из детского состояния во взрослое, результатом чего становится приобретение определенного/ных социально значимого/ых статуса/ов в обществе. Чем же обусловлена природа интенсификации взросления человека в спортивной сфере деятельности? Ответить на этот вопрос помогут нам теоретико-прикладные разработки исследователей Н. В. Ве-селковой и Е. В. Прямиковой, направленные на выявление социальной природы компетентности взросления, а также два авторских социологических исследования, реализованных на кафедре общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н. И. Лобачевского в 2023 г.: первое - «Долголетие в спорте высших достижений», осуществленное методом анкетного опроса спортсменов высокого класса (п = 400 чел., выборка «снежным комом»); второе - «Темпо-ральность как фактор интенсификации взросления», проведенное методом фокус-группы спортсменов-ветеранов (п = 17 чел.). Объект исследования - процесс интенсификации взросления детей, интегрированных в сферу ФКС. Цель исследования - выявить факторы, способствующие интенсификации процесса взросления детей, интегрированных в сферу физической культуры и спорта.

Анализ эмпирической информации и теоретические разработки представителей Уральского университета позволили выявить следующие аргументы (факторы) в пользу интенсификации взросления детей-спортсменов.

Индивидуализация как фактор интенсификации взросления.

Прежде чем приступить к аргументации индивидуализма как фактора интенсификации взросления в сфере ФКС, следует уточнить трактовку данного понятия. Индивидуализация - это «широкий социальный процесс, отражающий в данном случае не столько ослабление базовых социальных зависимостей, сколько субъектность» [3, с. 40]. Соответственно, аргументация индивидуализма в сфере ФКС невозможна без рассуждений о представителях спорта с позиции объект-субъектного подхода. Спортсмен, независимо от возраста, в поле спорта - это объект и субъект действия. Однако значимость этих характеристик в ходе реализации в спортивной сфере действия разная. Формирование и становление спортсмена, его профессионализм в большей степени опираются на восприятие спортсмена как субъекта действия. Только в том случае, если индивид идентифицирует себя с субъектом в социальном поле спорта, демонстрируя готовность к самостоятельному действию в собственных интересах, в интересах семьи и спортивного коллектива, спортивной организации, региона, страны, беря на себя большую долю ответственности, возможно, состоится как спортсмен и достигнет высокого профессионального уровня. Наивысший уровень спортсмена как субъекта проявляется на соревнованиях, когда он самостоятельно несет ответственность за результат, которая тесно коррелирует с таким понятием, как «доверие». Доверие подразумевает признание за начинающим спортсменом взрослости, а именно наделение его ответственностью за что-то очень важное. Следовательно, участие в соревновательной деятельности (высокий уровень ответственности), которое, как правило, начинается в самом раннем возрасте, является важнейшей характеристикой индивидуализации в спорте, способствуя развитию субъектности личности.

Как показывают данные социологического исследования, первый опыт участия в спортивных соревнованиях состоялся преимущественно в возрасте до 10 лет (49,8%), независимо от того, является ребенок представителем командного или индивидуального вида спорта. Дебютирование на соревнованиях позже указанного возраста (с 10 до 15 лет) преимущественно состоялось у детей, занимающихся такими видами спорта, как бокс, фехтование, велоспорт, прыжки с трамплина, для которых характерна более поздняя интеграция в спортивную сферу деятельности. Стоит заметить, что вхождение детей в спортивную среду, как правило, проис-

ходит в возрасте с 5 до 10 лет (61,0%). Несмотря на это, 11,0% будущих чемпионов начали заниматься спортом до 5 лет. Как правило, это представители фигурного катания, художественной и спортивной гимнастики, синхронного плавания, тренировочный процесс в которых нередко сопровождался насилием и истязанием детей [10, 11]. Испытывая на себе такое давление со стороны тренеров, а также родителей, дети-спортсмены представляют собой объект действия. Однако колоссальные физические и психические нагрузки в процессе тренировок воспитывают в будущем чемпионе такие необходимые качества для достижения спортивного результата, как сила воли, целеустремленность, дисциплинированность, упорство, настойчивость, терпение, в результате чего ребенок-спортсмен трансформируется в субъект действия. Следовательно, спорт как вид деятельности способствует взращиванию такой важной характеристики личности, как субъектность, необходимой для достижения высоких спортивных результатов.

Соответственно, готовность к действию -это важная характеристика субъектности, развитие которой возможно только через индивидуализм, на что в свое время указывал С. Люкс [12]. По его мнению, индивидуализм выражается:

- в уважении к личности - ценность или достоинство отдельного человека;

- в независимости или самостоятельности мыслей и действий индивида;

- в наличии приватной сферы;

- в развитии собственного «Я» - самосовершенствование, устремленность к цели [13, с. 7-8].

Все перечисленные характеристики индивидуализма имеют самое прямое отношение к детям-спортсменам, о чем свидетельствует иерархия мотивов выбора спорта как одного из основных видов деятельности (многозначный вопрос): высокий уровень интереса к спортивным практикам как виду активности (68,0%), достижение высших спортивных результатов (60,7%), возможность проявить себя в процессе соревнований (48,5%), физическое самосовершенствование (44,4%), воспитание характера и силы воли (37,8%), возможность вести здоровый образ жизни (34,3%).

Идея самостоятельности мыслей и действий детей-спортсменов во многом зависит от условий их становления. В данном случае речь идет об опыте их жизнедеятельности в спортивных классах, спортивных училищах и интернатах, где акторам приходилось демонстрировать более высокий уровень независимого мышления

и самостоятельных действий, несмотря на достаточно жесткий контроль со стороны тренерского состава. На данный аспект указали 33,3% респондентов, имеющих опыт функционирования в данных спортивных организациях. Все остальные участники исследования тоже признают важность навыка принятия самостоятельных решений с опорой на установки тренера, но в большей степени в соревновательной деятельности. И это не говорит о снижении субъектно-сти детей-спортсменов, находящихся в постоянном взаимодействии с их тренерами. В данном случае дети осознают, что тренер способствует достижению высокого спортивного результата, что, в свою очередь, свидетельствует об их рациональной индивидуализации, которая характеризуется сочетанием независимости и сотрудничества. Следовательно, спорт способствует формированию ментальной самостоятельности у акторов, а также субъектной активности, являющихся характерными чертами индивидуализации детей-спортсменов и складывающихся под воздействием следующих условий существования в спортивном пространстве:

- отсутствие опеки со стороны семьи на выездных соревнованиях;

- долговременные спортивные сборы детей в летнее время;

- наличие конкуренции как в самом виде спорта, так и непосредственно внутри команд;

- востребованность процесса конструирования собственного социального пространства, необходимого для отстаивания своих интересов (влияние конкуренции).

Присущая спортсменам, в том числе начинающим, индивидуализация представляет собой социальный процесс, отражающий «не столько ослабление социальных зависимостей, сколько субъектность» [3, с. 40], ведущий к автономности субъекта в социальном пространстве, которая, с авторской точки зрения, претендует на самостоятельную позицию в перечне факторов взросления.

Автономность субъекта как фактор интенсификации взросления.

Анализируя проблему интенсификации взросления детей-спортсменов, следует иметь в виду, что она характеризуется достижением личностной автономии индивида. Дифференцируя автономию на социально-культурную и финансово-материальную, исследователи приходят к выводу, что первая, как правило, наступает раньше [14]. Мы не будем опровергать вывод, но хотели бы внести уточнение относительно изучаемой категории населения. Следует начать с того, что, например, современный

профессиональный спорт значительно помолодел, в результате чего многие несовершеннолетние спортсмены демонстрируют выдающиеся спортивные результаты и, соответственно, получают достаточно высокое финансовое вознаграждение. В качестве примера можно привести российских фигуристок А. Щербакову и А. Трусову, одержавших победу на Олимпийских играх 2022 г. и получивших вознаграждение в несколько миллионов рублей. Помимо этого, спортсменам начисляются суточные и зарплаты в федеральных и региональных центрах спортивной подготовки, выплаты по линии национальных федераций и спортивных обществ [15]. И таких примеров немало (например, футболисты Н. Умяров, В. Грулев, Д. Уткин [16]), что говорит о возрастании роли финансово-материальной автономности детей-спортсменов и трансформации их роли в собственных семьях. Вполне очевидно, что экономическая независимость несовершеннолетних спортсменов способствует укорачиванию процесса взросления. Тем не менее нам бы хотелось задержать внимание на проблеме возможного отставания формирования социально-культурной автономии детей-спортсменов, о чем свидетельствует неоднозначная ситуация, которая произошла на той же Олимпиаде с А. Трусовой [17]. Возникновению данной проблемы могут способствовать:

- отсутствие этапа планирования спортивной карьеры в жизнедеятельности спортсменов;

- несформированность личности молодого спортсмена;

- социализация детей в значительной мере в границах спортивного поля;

- низкий уровень образования, наличие фиктивного образования;

- феномен стигматизации спортсменов в обществе;

- проблемы со здоровьем;

- низкий уровень осознания рисков в спорте;

- внезапный обрыв спортивной карьеры, например, в результате травматизации;

- обособленность детей, профессионально занимающихся спортом, от социума, вызывающая замкнутость их сознания на спортивной деятельности.

Авторский интерес к проблеме стигматизации спортсменов продиктована негативным ее влиянием на мир ребенка в целом, на процесс его становления в поле спорта, на процесс идентификации спортсмена как во время построения спортивной карьеры, так и после ее завершения. «Ведущими причинами стигматизации спортсменов являются, во-первых, наличие зависти к

достижениям представителей спорта, во-вторых, ошибочное восприятие спорта как деятельности, которая не связана с тяжелым трудом» [18, с. 100]. В результате может сформироваться низкий уровень резистентности к стигматизации, размывая социально-культурную автономию субъекта, что может привести, с одной стороны, к непониманию жизни вне спорта, с другой - к досрочному уходу детей из мира спорта. Итогом феномена навешивания ярлыков на представителей спорта является деградация статуса спорта в социуме как вида деятельности.

Тем не менее стоит признать, что в современных условиях существования спорта для детей, интегрированных в социальное поле спорта, в значительной мере характерна социально-культурная автономность, что подтверждается мотивацией выбора спорта как вида профессиональной деятельности. Очевидно, важно не допускать состояния ценностно-нормативного вакуума в сознании будущих чемпионов, негативно влияющего на становление как самой личности, так и профессионала в спортивной сфере деятельности.

Темпоральность как фактор интенсификации взросления.

Динамической характеристикой изменения любой социальной системы, в том числе и системы спорта, является темпоральность, отражающая не только «субъективное восприятие временности, относительно которой происходит ее интерпретация, но и интенциональность субъективного в реальность, саморефлексию по поводу становящейся действительности» [19, с. 130].

Изучение процесса взросления детей-спортсменов с помощью концепции темпоральности возможно через две ключевые категории - ускорение и темпоральные доминанты (прошлое, настоящее, будущее). Быстрота прохождения возрастного маршрута, выявление доминирующего модуса времени для достижения высокого результата - это важные аспекты темпорально-сти, которые необходимо учитывать, анализируя проблему интенсификации взросления детей-спортсменов. С нашей точки зрения, ускорение является важной характеристикой деятельности спортсменов. Работа на опережение с оглядкой на конкурентов, соперников является неотъемлемой частью становления и реализации актора в социальном поле спорта. Спортсмен как бы пытается обогнать самого себя, идя к поставленной цели, стараясь достичь наивысшего результата первым. Достигая успехов, не успевая осознать результат свои усилий, спортсмены, как правило, начинают планировать следующий этап своих достижений, прикладывая огромные усилия.

Очевидно, что они становятся «заложниками» тирании момента, на что в свое время указывал Т. Эриксон [7]. Анализ результатов фокус-группы ветеранов волейбольной команды (п = 17 чел.) показал высокий уровень форсирования времени в ходе подготовки к спортивным соревнованиям. Рассуждая о годах, проведенных в детско-спортивной школе, респонденты дали следующие ответы:

«Забыли о победе, у нас мало времени, нужно готовиться к следующим соревнованиям!» - говорил нам тренер на следующий день после того, как мы выиграли Первенство России. А нам было только 14 лет (жен., 47 лет);

Спорт - это жизнь от соревнований к соревнованиям, рассиживаться некогда (жен., 47 лет);

Хочешь быть первым - нужно работать на опережение, делать больше чем твой соперник, постоянно планируя будущие действия (жен., 48 лет);

«Всегда нужно думать о сопернике, который на шаг впереди. Нужно стараться его обогнать, тогда вы победите», - твердил нам тренер, когда нам исполнилось 10 лет (жен., 48 лет).

Оценка полученных данных свидетельствует и о наличии определенной темпоральной доминанты, которой в жизнедеятельности детей-спортсменов является в большей степени будущее, а не прошлое и не настоящее. Ориентация на будущее подразумевает планирование своей жизнедеятельности в спортивном поле, которое характерно для 54,3% участников опроса. Значительная доля спортсменов, планирующих карьеру в ходе своего профессионального становления, данный вид деятельности осуществляли в долгосрочной перспективе, ставя перед собой долгосрочные карьерные цели (73,4%), что говорит о наличии самопроектирования или проектирования своего будущего с участием иных субъектов взаимодействия в ходе функционирования в спортивном поле деятельности. Планирование своего карьерного продвижения в сфере спорта характерно для 53,4% респондентов, среди которых преобладают субъекты, планирующие профессиональный рост в долгосрочной перспективе (43,0% -долгосрочное планирование; 15,5% - краткосрочное планирование; 41,5% - затруднились ответить). Причем чем выше спортивное звание, тем чаще доминирует процесс планирования спортивной карьеры в жизнедеятельности спортсменов в долгосрочной перспективе.

Кроме выявленной темпоральной доминанты, данные интервью свидетельствуют о желании спортсменок достичь наивысшего результата посредством интенсификации труда в

соответствии с поставленной целью - работа на опережение, что тоже положительно отражается на процессе интенсификации взросления детей-спортсменов.

Несомненно, спортивная деятельность связана с оценкой результативности спортсмена в прошлом и настоящем. Тем не менее спортивный процесс всегда нацелен на итоговый продукт, который возможно получить в будущем. Тренерские установки, характеризующие тренерское мастерство, как правило, связаны с будущими результатами. Об этом, например, свидетельствуют методические указания подготовки тренера к проведению установки на игру, где первостепенное значение в данной схеме имеет именно важность будущего матча [20]. Мотивация с ориентацией на будущие победы - важный психологический аспект взаимодействия тренера и подопечных. Следовательно, среди всех темпоральных доминант следует выделить прежде всего ценность будущего в жизнедеятельности детей-спортсменов, что содействует интенсификации их взросления.

Усиленная социальная мобильность как фактор интенсификации взросления.

В данном случае следует учитывать дифференциацию мобильности (социальную и географическую), которая имеет место в жизнедеятельности детей-спортсменов с самого раннего возраста. Высокий уровень географической мобильности, связанный с поездками на соревнования по стране, характерен для всех без исключения детей, занимающихся спортом. Дебютирование на соревнованиях, в том числе проходящих в разных городах региона, субъектах страны, состоялось в возрасте до 10 лет (49,8%) либо с 10 до 15 лет (44,8%). Самое раннее начало участия в соревновательной деятельности в возрасте до 6 лет наблюдается в таких видах спорта, как фигурное катание и спортивная/художественная гимнастика. Естественно, данный вид мобильности отражается на ментальности детей-спортсменов, так как в процессе перемещения по стране они имеют возможность усваивать ценности, нормы, правила поведения, символы различных культурных систем, что отражается на конструировании их субъектности и мировоззрения.

Жизнедеятельность индивида, интегрированного в спортивную сферу деятельности, сопряжена и со сменой социальных статусов. Данное явление отвечает требованиям линейности социализации индивидов, проявляющейся в однородности и согласованности действий на протяжении всей деятельности. Мы имеем в виду в данном случае порядок присвоения

спортивных разрядов и званий на протяжении становления спортсмена, которое осуществляется по следующим возрастным группам: мужчины и женщины, юниоры и юниорки, юноши и девушки, мальчики и девочки [21]. Спортсменам в начале карьеры присваиваются разряды, а по достижении всех последних - звания. Начинается восхождение к пьедесталу с юношеских спортивных разрядов: 3-й юношеский, 2-й юношеский; 1-й юношеский. Имеющему 1-й взрослый спортивный разряд могут быть присвоены уже звания: мастер спорта, мастер спорта международного класса/гроссмейстер, заслуженный мастер спорта РФ [22]. Следовательно, становление детей-спортсменов происходит в условиях возрастания роли социальной мобильности, что опять же способствует интенсификации взросления, результатом чего становится формирования своеобразного социального мышления - его критичности.

Критичность мышления, формируемая в процессе преодоления трудностей в поле спорта, как фактор интенсификации взросления.

Критичность является важным свойством социального мышления начинающих спортсменов, стремящихся достичь высоких результатов на спортивном поприще. Авторское определение социально-критического мышления спортсменов базируется на его интерпретации Н. В. Веселковой и Е. В. Прямиковой. В нашем понимании, социально-критическое мышление спортсменов - это процесс ментального выявления скрытых смыслов реальности спортивного поля деятельности, ведущий к пересмотру актором своих представлений о нем. Дети-спортсмены в большей степени подвержены более раннему формированию критического мышления, которое необходимо на всем протяжении становления и реализации личности спортсмена. Пересмотр представлений о мире спорта базируется на непосредственном спортивном опыте (удачном/неудачном) будущих спортсменов, который человек приобретает в ходе тренировочно-соревновательной деятельности. Особое место в жизнедеятельности начинающих спортсменов занимает именно негативный опыт спортивной деятельности. В социуме распространено мнение, что человек взрослеет, лишь преодолевая трудности, которых в избытке в социальном поле спорта. Изначально вся спортивная деятельность сопряжена с высоким уровнем проявления рисков, несущих угрозу «различных видов потерь: физических (ущерб здоровью), психологических (потеря контроля над эмоциональным состоянием, стрессы), социальных (измене-

ние социального положения в социуме, уход из спортивной среды, потеря работы), материально-финансовых (потеря имущества, дохода), духовных (потеря веры в себя, в людей, в Бога), моральных (аномическое состояние личности, разрушение жизненных планов)» [23, с. 141], что актуализирует проблему осознанности выбора данной сферы деятельности.

Нельзя также забывать, что становление и реализация спортсменов связана с разнообразными кризисами, благоприятный выход из которых обусловлен наличием критического мышления у спортсменов. В ходе построения спортивной карьеры 73,3% участников опроса столкнулись с различными типами кризисов, иерархия которых представлена следующим образом: кризис перехода из юношеского спорта во взрослый - 40,0%; кризис при переходе к углубленной тренировке - 29,2%; кризис на этапе завершения спортивной карьеры - 23,1%; кризис при переходе от кульминации спортивной карьеры к финишу - 18,0%; кризис при переходе из массового спорта в спорт высших достижений -15,3%; кризис в начале спортивной специализации - 14,6%; кризис перехода из любительского спорта в профессиональный - 13,0%. Следует отметить, кризисы в начале спортивной подготовки и при переходе к углубленной тренировке испытывали спортсмены только в детско-под-ростковом возрасте, что усиливало развитие их критического мышления. Соответственно, столкновение с различными трудностями в ходе функционирования актора в спортивном поле деятельности способствует также наращиванию адаптационного ресурса, что ускоряет процесс их взросления. Умение преодолевать препятствия, испытания, встречающиеся на протяжении всего спортивного пути, в результате преобразуется в школу жизни, что в дальнейшем помогает актору ориентироваться в социальном пространстве, в том числе и вне поля спорта.

Постоянный анализ своих действий в социальном поле спорта, оценка своих возможностей (потенциала) для достижения результата - это проявление критичности мышления детей-спортсменов. Проявление критичности можно увидеть и в ходе сопоставления субъективной оценки спортсмена относительно, например, его готовности к соревнованиям, личного вклада в победу с мнением тренера, членов команды, родственников, болельщиков, в целом общественности, в результате чего он может рационально оценить свои несовершенства и работать над их устранением.

Особое место в процессе формирования критического мышления у спортсменов принад-

лежит многопоколенной форме трансмиссии ценностей. Процесс формирования личности спортсмена связан с его ориентацией на опыт более старших представителей спортивной сферы. Юные чемпионы, как правило, хотят быть похожи на спортсменов, достигших наивысших результатов, повторить их жизненный путь. В определенной степени идеализируя их, почитая их авторитет в социуме, они признают высокий уровень их профессиональной компетентности [24], что способствует ускорению процесса взросления самих детей-спортсменов.

Следовательно, критическое мышление позволяет сформировать объективный взгляд на свое место в мире спорта, рационально оценить свои перспективы реализации в данном направлении.

Успешность как фактор интенсификации взросления.

«Отличительное качество современной "идеальной формы" образа взрослости -успешность» [3, с. 97], которую, как правило, большинство людей получают уже в несовершеннолетнем возрасте. Следовательно, успешность можно рассматривать как категорию собственной эффективности, в нашем случае в спортивной сфере деятельности. Успешность, в частности ребенка-спортсмена, характеризуют два параметра - его достижения в данной сфере деятельности и признание его заслуг в обществе. Исторический экскурс в историю проведения Олимпийских игр свидетельствует о присутствие среди чемпионов детей-спортсменов (например, И. Серенсен - 12 лет: бронзовая медаль на Олимпиаде в 1936 г.; М. Гестринг - 13 лет: золотая медаль на Олимпиаде в 1936 г.; Н. Команечи - 14 лет: три золотых, серебряная и бронзовая медали на Олимпиаде 1976 г.; К. Юн Ми - 13 лет: золотая медаль на Олимпиаде в 1994 г.; Ю. Липниц-кая - 15 лет: золотая медаль на Олимпиаде в 2014 г. [25]), заслуги которых были признаны в разные эпохи развития общества.

В авторском исследовании тоже приняли участие и несовершеннолетние спортсмены, имеющие различные уровни квалификации, соответственно, добившиеся высоких достижений. Так, например, в возрасте до 18 лет 89,9% респондентов имеют звание кандидата в мастера спорта; 7,2% - мастера спорта; 3,0% - мастера спорта международного класса. Бытующее мнение, что взрослость нужно «добыть, заслужить» [3, с. 122], несомненно, соотносится с жизнедеятельностью будущих чемпионов, которые в самом раннем возрасте смогли самоактуализироваться и заслужить уважение в мире взрос-

лых. Высокий уровень спортивных результатов даже в детско-подростковом возрасте позволяет несовершеннолетнему выделиться в обществе, демонстрируя себя значимой личностью. Следовательно, высокий уровень результативности, успешности ребенка в спорте, признание его заслуг неизбежно ведут к повышению его статуса в обществе, интенсифицируя взросление.

Рассматривая вопрос интенсификации взросления юных спортсменов, следует указать, что она в определенной степени выгодна социуму, так как способствует более высокому уровню достижения результатов на спортивной арене, формируя национальный имидж России. Оказавшись в сфере спорта, ребенок вынужден быстрее взрослеть в погоне за результатом, что может негативно отразиться на его личности. Следует иметь в виду, что интенсификация взросления актуализирует проблему большой ресурсной затратности, которая связана, во-первых, с физическим и психическим здоровьем как исследуемой категории, так и их профессиональных наставников, членов семьи; во-вторых, с материальными и финансовыми затратами, необходимыми для становления юного спортсмена и его функционирования в спортивной сфере деятельности, со стороны его собственной семьи, а также государственными вложениями; в-третьих, с наличием эффективной лечебно-реабилитационной базы, реализующей индивидуально-медицинское сопровождение спортсменов.

Итак, спортивная сфера деятельности увеличивает скорость перехода из детского состояния во взрослое. Способствуют процессу интенсификации взросления детей, интегрированных в спорт, такие факторы, как индивидуализация и автономность субъекта, темпоральность спортивного пространства, усиленная социальная мобильность детей в социальном поле спорта, критичность их мышления, успешность несовершеннолетнего - его достижения и признание его заслуг в обществе. Следует уточнить, что все без исключения факторы интенсификации взросления имеют место в ходе становления и функционирования спортсменов в социальном поле спорта. Однако выраженность каждого из них в жизнедеятельности конкретного субъекта может быть разная. Чаще всего процесс интенсификации взросления рассматриваемой категории связан с такими определяющими качествами взрослости, как самостоятельность и высокий уровень ответственности. Тем не менее эксплицитность факторов интенсификации взросления у спортсменов неоднородна, что говорит о необходимости мониторинга для анализа позитивных и негативных сторон интенси-

фикации взросления, разработки рекомендаций,

направленных на снижение уровня рисков, в

связи с интенсификацией взросления.

Список литературы

1. Parsons T. The Social System. London : Routledge, 2005. URL: https://voidnetwork.gr/wp-content/up-loads/2016/10/The-Social-System-by-Talcott-Parsons. pdf (дата обращения: 01.07.2023).

2. Махиянова А. В., Фахрутдинова А. Ф. Специфика применения классических теорий идентификации и социализации к анализу современных тенденций // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 31 (212). Философия. Социология. Культурология. Вып. 19. С. 106-109. EDN: NTWYKV

3. Веселкова Н. В., Прямикова Е. В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2005. 290 с.

4. Семейная экосистема человека / науч. ред. З. Х. Са-ралиева. Нижний Новгород : Изд-во НИСОЦ, 2018. 225 с. EDN: YRVDAL

5. Фискалов В., Черкашин В. Теоретико-методологические аспекты практики спорта. URL: https://mybook. ru/author/v-fiskalov/teoretiko-metodicheskie-aspekty-praktiki-sporta-uc/ (дата обращения: 01.07.2023).

6. Ермилова А. В. Габитус спортсмена: социологическая интерпретация через призму теории П. Бурдье // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 2. С. 339-349. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-339-349

7. Эриксон Т. Тирания момента. Время в эпоху информации. URL: https://vk.com/doc78790380_444803674 ?hash=FZhod1iummm53NZSZEDHcMJIlUaYqllJiyX0 RoP19xw&dl=tK1XXuTy1tf4nnbxIdhAh6W8bmYTW EnVfDe4dNQYoWc (дата обращения: 03.07.2023).

8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. 324 с.

9. Бауман З. Рассказанные жизни и прожитые истории // Социологические исследования. 2004. № 1 (237). С. 5-14. EDN: OWRTJD

10. «Жутко бьют!»: тренеров по гимнастике обвинили в истязании детей в Новосибирске. URL: https:// www.thevoicemag.ru/lifestyle/news/01-04-2022/ zhutko-byut-trenerov-po-gimnastike-obvinili-v-istyazanii-detey-v-novosibirske/ (дата обращения: 02.07.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Боль и слезы омских звездочек художественной гимнастики. О том, как воспитывают олимпийских чемпионок. URL: https://omsk.mk.ru/articles/2017/01/10/ bol-i-slezy-omskikh-zvezdochek-khudozhestvennoy-gimnastiki.html (дата обращения: 02.07.2023).

12. Люкс С. Смыслы индивидуализма. URL: https:// proza.ru/2022/12/17/947 (дата обращения: 01.07.2023).

13. Хархордин О. В. Обличать и лицемерить: генеало-

гия российской личности. М. : Летний сад ; СПб. : Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2002. 508 с.

14. Van de Velde C. L'autonomie des jeunes adultes, une affaire d'État ? Des politiques publiques aux cultures familiales en Europe // Informations Sociales. 2008. Vol. 145, № 1. P. 112-121. https://doi.org/10.3917/inso.145.0112

15. Вечный титул, орден, машина и 15 миллионов призовых. Что получат будущие российские герои Пекина. URL: https://www.sport-express.ru/ olympics/beijing2022/reviews/olimpiada-2022-skolko-zarabotayut-chempiony-i-prizery-pekina-razmer-gosudarstvennyh-i-regionalnyh-premiy-1884444/ (дата обращения: 02.07.2023).

16. Золотая молодежь. Самые дорогие российские футболисты до 23 лет. URL: https://sportrbc.ru/ news/62f0e7309a7947c016adf97c (дата обращения: 03.07.2023).

17. «Ненавижу всех! Не хочу больше ничего делать в фигурке!» Истерика Трусовой, которая осталась без золота на Олимпиаде. URL: https://www.sports.ru/ tribuna/blogs/figureice/3017092.html (дата обращения: 02.07.2023).

18. Ермилова А. В. Представители спорта как категория, «пораженная» стигмой в системе образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (83). С. 91-101. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.009

19. Карадже Т. В. Темпоральность как динамическая характеристика изменений социальной системы // ЛОКУС: люди, общество, культуры, смыслы. 2022. Т. 13, № 2. С. 130-143. https://doi.org/10.31862/2500-2988-2022-13-2-130-143

20. Подготовка тренера к проведению установки на игру футболистов. URL: http://nauka-it.ru/ attachments/article/4245/sugak_21vek_10_2019.pdf (дата обращения: 03.07. 2023).

21. ЕВСК: порядок присвоения спортивных разрядов и званий. URL: https://rebenokvsporte.ru/evsk-poryadok-prisvoeniya-sportivnyh-razryadov-i-zvanij (дата обращения: 05.07.2023).

22. Спортивные разряды и звания: перечень и присвоение. URL: https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/335904/ sportivnyie-razryadyi-i-zvaniya-perechen-i-prisvoenie (дата обращения: 05.07.2023).

23. Ермилова А. В. Риски в спорте высших достижений: социологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 1 (69). С. 138-146. https://doi.org/10.52452/18115942_2023_1_138, EDN: LNMVNY

24. К победе - через встречи с чемпионами. Проект «Легенды спорта - детям». URL: https://primeru. net/sport_news/3032-k-pobede-cherez-vstrechi-s-chempionami.html (дата обращения: 01.08.2023).

25. 7 самых юных олимпийских чемпионов. URL: https://deti.mail.ru/article/samye-yunye-olimpijskie-chempiony/ (дата обращения: 05.07.2023).

Поступила в редакцию 18.01.2024; одобрена после рецензирования 27.01.2024; принята к публикации 07.02.2024 The article was submitted 18.01.2024; approved after reviewing 27.01.2024; accepted for publication 07.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.