Научная статья на тему 'ГАБИТУС СПОРТСМЕНА: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ П. БУРДЬЕ'

ГАБИТУС СПОРТСМЕНА: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ П. БУРДЬЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛЕ СПОРТА / СПОРТСМЕН / ГАБИТУС / ТРАЕКТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГАБИТУСА СПОРТСМЕНА / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГАБИТУСА СПОРТСМЕНА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермилова Анна Вячеславовна

Осуществляется социологическая интерпретация понятия «габитус спортсмена» через призму теории П. Бурдье с опорой на данные социологического исследования. Для описания габитуса спортсменов используются данные следующих социологических исследований: во-первых, интервьюирования спортсменов, обучающихся на факультете физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского (n = 74 чел., представляющие индивидуальные и командные виды спорта в процентном соотношении 50/50); во-вторых, вторичного анализа интервью матерей спортсменов высших достижений (n = 3 чел.); в-третьих, включенного наблюдения, осуществленного в ходе тренировочно-спортивного процесса с представителями следующих видов спорта: волейбол, баскетбол, хоккей, легкая атлетика, единоборства. Для анализа полученных данных в ходе интервьюирования студентов-спортсменов использован подход обоснованной теории, предложенный А. Страуссе и Д. Корбин, в ходе которого был применен метод «life histories» - анализ жизни спортсменов со слов их матерей, а также conversational analysis - анализ диалогов интервьюера и спортсменов. В ходе анализа данных (процедуры кодирования) были выявлены и описаны понятия: «траектории и этапы формирования спортивного габитуса», «социальные практики габитуса спортсмена», между которыми была зафиксирована плотная связь. Достоверность полученных результатов находится в пределах допустимого уровня, так как субъективные взгляды информантов выражены в тех индикаторах, которые свойственны их деятельности, приобретены в процессе интеграции в спортивное поле на протяжении 10 и более лет. Результатом этого стал высокий спортивный статус (кандидат мастера спорта, мастер спорта), что и явилось обоснованием их отбора для интервьюирования. Были выявлены особенности формирования габитуса спортсменов, его траектории и этапы формирования. В зависимости от этапа формирования габитуса в спортивном поле агент наделяется переходными спортивными габитусами, которые, аккумулируясь, позволяют индивиду приобрести габитус состоявшегося спортсмена. Габитус спортсмена синтезирует разнообразие социальных опытов агентов различных социальных полей, тем самым наделяя себя самобытностью реализации практик, характерных только для социального пространства спорта. В целом габитус спортсмена можно определить как систему приобретенных предрасположенностей, которые навязаны структурой социального поля спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ермилова Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HABITUS OF THE ATHLETE: A SOCIOLOGICAL INTERPRETATION THROUGH THE PRISM OF P. BOURDIEU’S THEORY

The article provides a sociological interpretation of the concept of the «athlete’s habitus» performed through the prism of P. Bourdieu’s theory based on sociological research data. To describe the athletes’ habitus, data of the following sociological studies were used: interviews with athletes studying at the Faculty of Physical Culture and Sports of Lobachevsky University (n = 74 persons representing individual and team sports in a 50/50 ratio); secondary analysis of interviews with mothers of high-performance athletes (n = 3 persons); participant observation carried out during the training and sports process with representatives of the following sports: volleyball, basketball, hockey, athletics, martial arts. The grounded theory approach, proposed by A. Strausset and D. Corbin, was used to analyze the data obtained during the interviews with student athletes, part of which were applied the method of «life histories» (analysis of the life of athletes from their mothers’ words) and conversational analysis (analysis of the interviewer-athlete dialogues). During the data analysis (coding procedure) the following concepts were identified and described: trajectories and stages of the sports habitus formation, social practices of the athlete’s habitus; a strong connection was noted between these concepts. Reliability of the obtained results is within the acceptable level as the subjective views of the informants are expressed in the indicators typical of their activity, acquired in the process of integration into the sports field over 10 years or more. This resulted in a high sports status (candidate master of sports, master of sports), which was the rationale for their selection for the interview. The paper reveals the peculiarities of the formation of the athletes’ habitus, its trajectory, and formation stages. Depending on the stage of the habitus formation in the sports field, the agent is endowed with transitional sports habitus, which, accumulating, allow the individual to acquire the habitus of the established athlete. The athlete’s habitus synthesizes the diversity of social experiences of agents of various social fields, thereby endowing itself with the identity of the realization of practices characteristic only of the social space of sport. In general, we can define the athlete’s habitus as a system of acquired predispositions that are imposed by the structure of the social field of sport.

Текст научной работы на тему «ГАБИТУС СПОРТСМЕНА: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ П. БУРДЬЕ»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2022 Философия. Психология. Социология Выпуск 2

УДК 316.6:796.07

DOI: 10.17072/2078-7898/2022-2-339-349

ГАБИТУС СПОРТСМЕНА: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ П. БУРДЬЕ

Ермилова Анна Вячеславовна

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород)

Осуществляется социологическая интерпретация понятия «габитус спортсмена» через призму теории П. Бурдье с опорой на данные социологического исследования. Для описания габитуса спортсменов используются данные следующих социологических исследований: во-первых, интервьюирования спортсменов, обучающихся на факультете физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского (n = 74 чел., представляющие индивидуальные и командные виды спорта в процентном соотношении 50/50); во-вторых, вторичного анализа интервью матерей спортсменов высших достижений (n = 3 чел.); в-третьих, включенного наблюдения, осуществленного в ходе тренировочно-спортивного процесса с представителями следующих видов спорта: волейбол, баскетбол, хоккей, легкая атлетика, единоборства. Для анализа полученных данных в ходе интервьюирования студентов-спортсменов использован подход обоснованной теории, предложенный А. Страуссе и Д. Корбин, в ходе которого был применен метод «life histories» — анализ жизни спортсменов со слов их матерей, а также conversational analysis — анализ диалогов интервьюера и спортсменов. В ходе анализа данных (процедуры кодирования) были выявлены и описаны понятия: «траектории и этапы формирования спортивного габитуса», «социальные практики габитуса спортсмена», между которыми была зафиксирована плотная связь. Достоверность полученных результатов находится в пределах допустимого уровня, так как субъективные взгляды информантов выражены в тех индикаторах, которые свойственны их деятельности, приобретены в процессе интеграции в спортивное поле на протяжении 10 и более лет. Результатом этого стал высокий спортивный статус (кандидат мастера спорта, мастер спорта), что и явилось обоснованием их отбора для интервьюирования. Были выявлены особенности формирования габитуса спортсменов, его траектории и этапы формирования. В зависимости от этапа формирования габитуса в спортивном поле агент наделяется переходными спортивными габитусами, которые, аккумулируясь, позволяют индивиду приобрести габитус состоявшегося спортсмена. Габитус спортсмена синтезирует разнообразие социальных опытов агентов различных социальных полей, тем самым наделяя себя самобытностью реализации практик, характерных только для социального пространства спорта. В целом габитус спортсмена можно определить как систему приобретенных предрасположенностей, которые навязаны структурой социального поля спорта.

Ключевые слова: социальное поле спорта, спортсмен, габитус, траектории формирования габитуса спортсмена, этапы формирования габитуса спортсмена.

THE HABITUS OF THE ATHLETE: A SOCIOLOGICAL INTERPRETATION THROUGH THE PRISM OF P. BOURDIEU'S THEORY

Anna V. Ermilova

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod)

The article provides a sociological interpretation of the concept of the «athlete's habitus» performed through the prism of P. Bourdieu's theory based on sociological research data. To describe the athletes' habitus, data of the following sociological studies were used: interviews with athletes studying at the Fac-

© Ермилова А.В., 2022

ulty of Physical Culture and Sports of Lobachevsky University (n = 74 persons representing individual and team sports in a 50/50 ratio); secondary analysis of interviews with mothers of high-performance athletes (n = 3 persons); participant observation carried out during the training and sports process with representatives of the following sports: volleyball, basketball, hockey, athletics, martial arts. The grounded theory approach, proposed by A. Strausset and D. Corbin, was used to analyze the data obtained during the interviews with student athletes, part of which were applied the method of «life histories» (analysis of the life of athletes from their mothers' words) and conversational analysis (analysis of the interviewer-athlete dialogues). During the data analysis (coding procedure) the following concepts were identified and described: trajectories and stages of the sports habitus formation, social practices of the athlete's habitus; a strong connection was noted between these concepts. Reliability of the obtained results is within the acceptable level as the subjective views of the informants are expressed in the indicators typical of their activity, acquired in the process of integration into the sports field over 10 years or more. This resulted in a high sports status (candidate master of sports, master of sports), which was the rationale for their selection for the interview. The paper reveals the peculiarities of the formation of the athletes' habitus, its trajectory, and formation stages. Depending on the stage of the habitus formation in the sports field, the agent is endowed with transitional sports habitus, which, accumulating, allow the individual to acquire the habitus of the established athlete. The athlete's habitus synthesizes the diversity of social experiences of agents of various social fields, thereby endowing itself with the identity of the realization of practices characteristic only of the social space of sport. In general, we can define the athlete's habitus as a system of acquired predispositions that are imposed by the structure of the social field of sport. Keywords: social field of sport, athlete, habitus, trajectories of formation of the athlete's habitus, stages of formation of the athlete's habitus.

Введение

Неотделимой частью развития и функционирования современного социума является спорт как социокультурное и политическое явление, оказывающее влияние на все сферы его жизнедеятельности. Взаимодействуя с иными сферами человеческой деятельности, современный спорт является автономной, включая материально-техническое и финансовое, методическое и нормативное обеспечение, менеджмент, медицинское обслуживание, процессы отбора спортсменов, тренировки и подготовку их к соревнованиям. Спорт в той или иной степени оказывает воздействие на членов общества, их отношения, способствует удовлетворению потребностей, формируя тем самым образ жизни людей. Речь идет, например, о спортивных тенденциях в моде, о профилактике девиаций, нацеленности на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Спорт как вид профессиональной деятельности формировался на протяжении веков, что отразилось на интерпретации данного понятия. В «Большой олимпийской энциклопедии» спорт определяется как «составная часть физической культуры, соревнования по различным физическим упражнениям и их комплексам, а также система их организации и проведения» [Большая олимпийская энциклопедия, 2006,

с. 662]. В России понятие спорта закреплено в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в соответствии с ним спорт представляет собой сферу социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившуюся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним [Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ]. Как правило, спорт делят на два ключевых направления: массовый спорт и спорт высших достижений. Исследовательское внимание направлено именно на представителей спорта высших достижений. Спорт высших достижений предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения наилучших спортивных результатов [Попков В.И., Вдовкин И.И., 2020]. На подготовку спортсменов уходят годы изнурительных тренировок, соревнований, проходя через которые не каждый спортсмен добивается высоких результатов. В связи с этим актуализируется вопрос формирования личности спортсмена, на что в свое время обратил внимание олимпийский чемпион в прыжках с шестом С. Бубка: «Чемпионами не рождаются, ими становятся... благодаря работе и терпению» [Бубка., 2015]. Следовательно, формирование личности спортсмена связано с процессами социализации,

мыслительными и поведенческими установками, с осуществляемыми практиками в спортивном пространстве, что, в свою очередь, связано с понятием «габитус».

Понятие «габитус» впервые ввел в научный оборот древнеримский врач, анатом К. Гален, под которым он понимал внешний вид человека (особенности телосложения, осанки, цвета кожи, выражения лица и др., на основе чего можно судить о состоянии здоровья человека, имеющемся у него заболевании или о предрасположении к каким-либо заболеваниям) [Габитус]. В дальнейшем данное понятие было использовано в работах М. Мосса, Н. Элиаса, П. Бурдье. В научных трудах французского социолога, антрополога М. Мосса габитус применяется в связи с изучением техник тела представителей «туземцев» [Мосс М., 2001]. В работах немецкого социолога Н. Элиаса габитус служил для обозначения инкорпорированной (встроенной в тело) истории и социальности [Элиас Н., 2001]. Научные разработки в данном направлении вели и отечественные исследователи: А.В. Воронцов, выявляя обусловленность габитуса социальным окружением [Воронцов А.В., Громов А.И., 2010]; Е.В. Гредновская, полагающая, что габитус способен изменить социальную структуру в практиках агента [Гредневская Е.В., 2010]; М.В. Курникова, рассматривающая в зеркале социологической теории П. Бурдье такое социальное явление, как физическая культура и спорт [Курникова М.В., 2021].

Концепция габитуса, разработанная П. Бурдье в 60-е гг., до сих пор сохраняет актуальность и применяется к изучению различных социальных пространств и категорий населения [Розов Н.С., 2010]. По его мнению, габитусы — это «системы устойчивых и переносимых диспозиций, структурированные структуры, предрасположенные функционировать как структурирующие структуры, т.е. как принципы, порождающие и организующие практики и представления, которые могут быть объективно адаптированными к их цели, однако не предполагают осознанной направленности на нее и непременного овладения необходимыми операциями по ее достижению» [Бурдье П., 2001, с. 44]. Габитус тесно взаимодействует со средой и дает возможным агенту самоопределяться в социуме и адекватно реагировать на ситуации и события. Следовательно, сходные усло-

вия существования индивидов могут формировать типологические систематические габитусы членов группы: «...характерные структуры одного определенного класса условий существования, формируют структуры габитуса, которые, в свою очередь, лежат в основе восприятия и оценивания всякого последующего опыта» [Бурдье П., 1998, с. 46]. Габитус как приобретенная система порождающих схем делает возможным свободное продуцирование любых мыслей, восприятий и действий, вписанных в границы, свойственные особенным условиям производства данного габитуса, и только им [Бурдье П., 2001, с. 45].

Основное содержание

С опорой на концепцию габитуса П. Бурдье проанализируем габитус спортсменов. Предлагаем: во-первых, рассмотрение особенностей формирования спортивного габитуса в социальном поле спорта (траектории и этапы формирования габитуса спортсмена, виды спортивных габитусов в процессе построения спортивной карьеры), во-вторых, определение социально-спортивных практик, которые порождает габитус спортсмена. Результатом наших изысканий, как и целью научной статьи, является описание габитуса спортсмена в социологической интерпретации через призму теории П. Бурдье. Для описания габитуса спортсменов используются данные следующих социологических исследований: во-первых, интервьюирования спортсменов, обучающихся на факультете физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского (n = 74 чел., представляющие индивидуальные и командные виды спорта в процентном соотношении 50/50); во-вторых, вторичного анализа интервью матерей спортсменов высших достижений (n = 3 чел.); в-третьих, включенного наблюдения, осуществленного в ходе тренировочно-спортивного процесса с представителями следующих видов спорта: волейбол, баскетбол, хоккей, легкая атлетика, единоборства. Для анализа полученных данных в ходе интервьюирования студентов спортсменов использован подход обоснованной теории, предложенный А. Страуссе и Д. Корбин [Страусс А., Корбин Дж., 2001], в процессе которого был применен метод «life histories» — анализ жизни спортсменов со слов их матерей, а также conversational analysis —

анализ диалогов интервьюера и спортсменов. В ходе анализа данных (процедуры кодирования) были выявлены и описаны понятия: «траектории и этапы формирования спортивного габитуса», «социальные практики габитуса спортсмена», между которыми была зафиксирована плотная связь. Это позволило определить сущность и специфику спортивного габитуса. Достоверность полученных результатов находится в пределах допустимого уровня, так как субъективные взгляды информантов выражены в тех индикаторах, которые свойственны их деятельности, приобретены в процессе интеграции в спортивное поле на протяжении 10 и более лет. Результатом этого стал высокий спортивный статус (кандидат мастера спорта, мастер спорта), что и явилось обоснованием их отбора для интервьюирования. Данный подход дал возможность осуществить концептуализацию понятия «габитус спортсмена» на базе научных разработок П. Бурдье.

Формирование личности, в том числе личности спортсмена, проходит через процесс социализации, результатом чего становится

«рождение» габитуса. П. Бурдье утверждал, что в ходе именно первичной социализации субъекты в большей степени постигают принципы реализации социальных действий, которые в процессе жизнедеятельности личности формируются в устойчивые установки — диспозиции. Однако традиционно агентами первичной социализации выступают, например, родители, прародители и иные близкие люди. В отношении представителей спорта мы не можем однозначно утверждать, что именно традиционные агенты первичной социализации доминируют в ходе становлении спортсменов. Перед нами встает вопрос: «Всегда ли агенты первичной социализации (родителя, прародители, близкие люди) являются носителями устойчивых принципов в отношении социальных действий, которые они аккумулируют и передают более молодому поколению?» В данном случае следует указать на две возможные траектории формирования спортивного габитуса в ходе интеграции агентов в спортивную сферу деятельности (рисунок).

Траектории формирования спортивного габитуса в процессе интеграции агентов в сферу спорта Trajectories offormation of sports habitus in the process of integrating agents into the field of sports

Формирование спортивного габитуса в процессе социализации может осуществляться с опорой на траекторию партнерства, т.е. активными субъектами становления спортсмена в одно и то же время становятся, например, ро-

дители/родственники-тренер-ребенок, друзья-тренер-ребенок, о чем свидетельствуют истории известных спортсменов (А. Агасси, А. Дейгл, Н. Кирьос, А. Курниковой). Первичные данные, полученные в ходе интервьюиро-

вания (п = 74 чел.), также актуализируют значимость партнерской траектории.

«Отец был тренером, поэтому с самого детства он приводил меня с собой в зал. Как только я стал достаточно взрослым для данного вида спорта, я начал заниматься фехтованием сначала с отцом, а потом у другого тренера, но под пристальным вниманием папы» (мужчина, 22 года)

«Мой отец мастер спорта по баскетболу. Я решил пойти по его стопам. Начал тренироваться в спортивной школе, а также набираться опыта у моего папы. Считаю, что мне повезло, так как и отец, и тренер многому меня научили» (мужчина, 24 года)

«Меня пригласили в секцию друзья, которые уже занимались фехтованием более 3 лет. Я решил тоже начать заниматься этим видом спорта. Друзья мне во многом помогли, с ними было легче адаптироваться в коллективе, я многому у них смог научиться» (мужчина, 19 лет)

«С самого детства старший брат ходил на площадку играть в футбол и брал меня с собой, научил меня элементарным действиям в футболе, а потом в 6 лет привел меня в секцию к своему тренеру в младшую группу» (мужчина, 21 год)

Следует заметить, что партнерская траектория начала спортивной карьеры, а именно включенность, например, родителей, других близких людей в жизнедеятельность начинающего спортсмена и тренеров, в меньшей степени распространена в исследуемой совокупности спортсменов (23 %). Однако она положительно сказывается на спортивных достижениях будущих чемпионов, на что указали все участники опроса, чье становление происходило в соответствии с данной траекторией.

Тем не менее социализация ребенка в самом раннем возрасте, а именно его интеграция в поле спорта, может начаться и без сопровождения его родственников/друзей, что характерно для индивидуальной траектории.

«Очень сильно полюбил этот вид спорта, и это была полностью моя воля выбрать именно бокс, так как данный вид спора воспитывает в тебе силу воли, мужество, делает из тебя настоящего мужчину» (мужчина, 21 год)

«В дошкольном возрасте часто играл во дворах в футбол, а потом захотел заниматься

профессионально. Несмотря на то что именно родители записали меня в СШОР "Салют", я лично сам принял решение заниматься им в детстве. На данный момент продолжаю играть, но уже в другой команде» (мужчина, 20 лет)

В ходе становления ребенка как спортсмена по индивидуальной траектории агентами первичной социализации являются не близкие/родственники, а представители только спортивного поля — преимущественно тренер, а также в дальнейшем ими могут стать коллеги по команде, психолог, врач и иные сопровождающие спортсмена агенты. Такая трансформация социализирующего агента связана с тем, что начинающий спортсмен значительное время, тренируясь и участвуя в соревнованиях, проводит в большей степени с агентами спортивной сферы деятельности. Однозначно можно утверждать, что первичная социализация представителей отдельных видов спорта в РФ, например, таких как спортивная/художественная гимнастика, обучающихся в спортивных классах, проживающих в спортивных интернатах, в большей мере связана не с семьей, а с агентами социального поля спорта. И то, что знакомство с данным видом спорта произошло с помощью посреднической функции родителей или других близких людей, в меньшей степени влияет на спортивные достижения их детей. Например, в Китае работают 300 государственных интернатов, в которых тренируются и учатся дети с 4-6 лет. Первичными агентами социализации, естественно, становятся тренеры и психологи, которые социализируют около полумиллиона будущих чемпионов [Михайлова А., 2018], тем самым оказывая воздействие на процесс формирования габитуса спортсмена. Следует заметить, что первичными агентами социализации могут стать и непосредственно сами члены команды в игровых видах спорта, локализованных в едином социальном пространстве (волейбольный центр Одинцово, волейбольная школа-интернат в г. Белгороде). При этом одна траектория формирования габитуса спортсмена может перетекать в иную, в частности, партнерская траектория переходит в однонаправленную в ходе построения спортивной карьеры. С социализирующим аспектом жизнедеятельности начинающего спортсмена следует связывать начало профессионального

возраста, под которым мы понимаем возраст (количество лет), детерминированный особенностями профессиональной деятельности. По мнению студентов факультета физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского, имеющих в своем спортивном арсенале победы на российских соревнованиях либо на мировой спортивной арене, началом отсчета профессионального возраста следует считать в большей степени этап спортивной специализации (59,6 %), для которого характерно начало занятий в группе специализации у профессионального тренера. Именно на этом этапе определяются перспективы в спорте, проверяются способности и устойчивость мотивации. Однако 40,4 % участников опроса убеждены в том, что приобретение профессионального возраста связано именно с этапом перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта, отличительной особенностью которого является установка работать «на результат». Именно на этапе входа в спорт, по их мнению, ребенок усваивает установки социального поля спорта, с чего в принципе и начинается формирование габитуса спортсмена.

Следовательно, габитус спортсменов есть следствие интериоризации объективных социальных отношений, сложившихся в социальном поле спорта, и в то же время субъективный источник действий различных агентов (спортивных функционеров, коллег по команде). Социальное поле спорта может структурировать специфический габитус агента (спортсмена) и даже группы, в соответствии с которым спортсмен будет осуществлять те или иные практики. Габитус в сфере спорта является своего рода механизмом, порождающим разные социальные практики, которые были выявлены в ходе включенного наблюдения:

- язык тела. П. Бурдье утверждал, что габитус манифестируется в теле человека, в том числе в телесности самого спортсмена. Диспозиции габитуса как бы вписаны в телесность агента и могут проявляться в его походке, движениях, манерах. Представителей различных видов спорта можно идентифицировать по анатомическому сложению, специфике двигательной активности (например, представители единоборств имеют анатомические особенности в отличие спортсменов, занимающихся баскетболом). Соответственно, специфическая двига-

тельная активность спортсмена приобретает социальное значение, так как оказывает влияние на восприятие окружающих его людей;

- особенности речи. Существующий габитус находит выражение не только в теле, но и в сознании агента-спортсмена, что воздействует на его вербальные возможности. В данном случае речь идет о наличие терминологии, характерной преимущественно только для определенного вида спорта (тактики нападения в волейболе: нападающий удар «Крест», «Обратный крест», «Возврат»; тактики нападения в баскетболе: «Треугольник», «Малая восьмерка»);

- предпочтения в удовлетворении первичных потребностей (на примере предпочтений в еде). Данный вид практики включает в себя разнообразие диет в зависимости от вида спорта. Диета представителя гимнастики не будет тождественна диете метателя ядра;

- эстетический вкус. Как правило, он не тождествен вкусу представителей иных сфер деятельности. В частности, предпочтения в одежде спортсменов в большей степени связаны со спортивной направленностью, несмотря на то, что агент может находиться вне спортивного пространства.

Итак, габитус представителя спорта — это результат усвоения объективных структур через уже существующие практики в социальном поле спорта + результат процесса экстериори-зации, т.е. переход действия из внутреннего во внешний план. Для экстериоризации характерно возникновение новых практик в сфере спорта с опорой на ранее усвоенные практики, что ведет к трансформации социального поля спорта. Примером интериоризации и экстериориза-ции может являться трансформация правил такого вида спорта, как волейбол. С одной стороны, спортсмены усваивают традиционно сложившуюся схему игры через устоявшиеся практики. С другой — усвоенные практики объективной структуры способствуют возникновению новых практик, например, практическая роль либеро, которой до 1998 г. не было, что расширяет границы интеграции агентов с иными физическими данными (маленький рост) в данный вид спорта. Здесь следует учитывать, что габитусы игроков, выполняющих разные функциональные амплуа (нападающий либо защитник-либеро) будут не сходны, что следует учитывать тренерскому составу в ходе опреде-

ления позиции еще в детской команде. В целом габитус спортсмена мы можем определить как систему приобретенных предрасположен-ностей, которые навязаны структурой социального поля спорта.

Структура социального поля неоднородна, что в определенной степени связано с многообразием видов спортивной деятельности в исторической динамике развития социума. Каждый спортсмен в социальном поле спорта обладает, с одной стороны, единичным габитусом (индивидуальным), что подчеркивает его статус в данной структуре. Однако может ли единичный габитус агента трансформироваться в коллективный габитус? Ответ, по мнению П. Бурдье, вполне очевиден. Схожие габитусы с точки зрения процесса социализации и условий существования в социальном пространстве формируют целые классы габитусов, которые складываются на основе опыта агентов, что, по нашему мнению, можно обозначить как коллективный габитус. В результате мы можем предположить, что габитус представителей индивидуальных видов спорта, например, тяжелой атлетики будет не тождествен габитусу представителей командных видов спорта (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол). Естественно, что индивидуальные виды спорта в большей степени способствуют формированию индивидуального спортивного габитуса, тогда как в командных видах спорта условием выживания и функционирования спортсмена в данной системе становится наличие «Мы-сознания», что является фундаментом формирования коллективного габитуса. Если же нашу гипотезу распространить на весь социум, очевидным становится следующее — габитус спортсменов, синтезирующий в себе разнообразие социальных опытов различных видов спорта, обладает самобытностью и отличается от габитусов иных профессий. Соответственно, независимо от направленности спорта (коллективный/индивидуальный) мы можем утверждать, что спортсмен одновременно может обладать и индивидуальным габитусом, и коллективным в зависимости от локализации в социальном пространстве.

Процесс окончательного формирования габитуса спортсмена состоит из несколько этапов, которые связаны между собой и в соответствии с которыми агент наделяется переходными габитусами (виды спортивных габитусов):

1~и этап: формирование первичного габитуса начинающего спортсмена, связанный с входом агента в социальное поле спорта, где ребенок апробирует свои возможности. На данном этапе вероятны перемещения агента из одного вида спорта в другой, более подходящий для его становления как спортсмена высших достижений. Процесс формирования первичного габитуса в той или иной степени связан с особенностями взаимодействия в семье, которое определенным образом способствует восприятию и усвоению спортивных установок в поле спорта, а в дальнейшем — и практик. Условно мы можем назвать такой габитус первично-семейный. Огромную роль в становлении будущего спортсмена и формировании спортивного габитуса играют родители будущих чемпионов, о чем свидетельствуют интервью матерей олимпийцев:

«И. Ищенко, спортивный врач — мама Натальи Ищенко, олимпийской чемпионки 2008 г., 16-кратной чемпионки мира и 7-кратной чемпионки Европы по синхронному плаванию: "Когда Наташе исполнилось шесть лет, я решила, что ребенок должен заниматься спортом, так как спорт укрепляет здоровье, делает его более организованным и целеустремленным";

В. Лобинцева — мама олимпийского чемпиона Никиты Лобинцева, члена национальной сборной России с 2005 г. по плаванию, серебряного призера Олимпийских игр 2008 г. в Пекине: "Никита с детства занимался спортом. Отец учил его основам — подтягиваться на турнике, приучал к физическим упражнениям, занимался с сыном растяжкой";

Г. Мальчугина — мама Юлии Чермошан-ской, олимпийской чемпионки 2008 г. в эстафете 4х100 м, чемпионки Европы и России среди юниоров и молодежи: "Я и мой муж — профессиональные спортсмены, поэтому Юля с самого детства часто присутствовала на наших тренировках, сборах и даже на соревнованиях"» [Как воспитать чемпиона..., 2012].

В данном случае, как уже было отмечено выше, партнерская траектория формирования спортивного габитуса способствовала достижению наивысшего результата.

2~и этап: формирование габитуса начинающего спортсмена, который тесно коррелирует со статусом обучающегося в школе. Характе-

ристикой данного этапа является закрепление начинающего спортсмена в определенном виде спорта и возрастающая роль тренера как агента социализации, помогающего усвоить диспозиции и воспроизвести спортивные практики, тогда как роль семьи в той или иной мере начинает уменьшаться. Чем дольше юный спортсмен интегрирован в спортивное пространство, тем ниже значимость первично-семейного габитуса. Именно габитус начинающего спортсмена выступает, во-первых, условием дальнейшей социализации агента на следующих этапах построения спортивной карьеры; во-вторых, началом отсчета профессионального возраста;

3-й этап: этап реализации себя в тренировочно-спортивном пространстве связан с формированием габитуса действующего спортсмена. На данном этапе спортивный агент является устойчивым элементом в тренировочно-спортивном пространстве, активно участвует в соревновательной деятельности, осваивая конкурентную среду, в результате чего происходит оценивание своих возможностей. Результативность на данном этапе формирования габитуса может быть нестабильной. По мнению 8 студентов, обучающихся на факультете физической культуры и спорта, принявших участие в интервьюировании (п = 74 чел.), отказ от построения дальнейшей спортивной карьеры был связан с низким уровнем результативности в соревновательной деятельности.

«Тренер стал уделять внимание спортсменам, которые показывали лучший результат, в результате чего я пережила кризис и приняла решение уйти из спорта» (девушка 20 лет — фехтование).

«Я проиграла важный бой и даже хотел уйти из спорта» (девушка 21 год — фехтование).

«2 сезона не мог завоевать 1-е место на чемпионате России, осознал отсутствие перспектив» (мужчина 35 лет — бодибилдинг).

«Была проиграна игра, и я не получил первый взрослый разряд, после чего не хотелось продолжать заниматься спортом» (мужчина 21 год — баскетбол).

4~и этап: габитус состоявшего спортсмена, характерной чертой которого является результативность. На этом этапе спортсмен достигает наивысшего результата в ходе реализации своей спортивной карьеры. Тем не менее стоит об-

ратить внимание на то, что габитус состоявшего спортсмена, как и габитусы начинающего и действующего, наделены такими практиками, которые способствуют высокому уровню травматизма, что говорит об их неустойчивости в спортивном пространстве. Устойчивость габитусов во многом зависит от системы реабилитации, помогающей вернуться в ряды действующих агентов.

5~и этап: габитус, завершившего карьеру спортсмена. Данный тип габитуса может развиваться в двух направлениях: во-первых, положительно направленный — плановое завершение спортивной карьеры; во-вторых, негативно направленный — экстренное завершение спортивной карьеры в связи с травматизмом, заболеванием, летальным исходом.

Итак, процесс формирования спортивного габитуса состоит из пяти этапов, каждый из которых определяется наличием специфических практик. Соответственно, габитус может изменяться, трансформироваться в ходе построения спортивной карьеры. Следовательно, габитус спортсмена в социальном поле спорта, структу-рируясь под его воздействием, наделяет данного агента переходными габитусами, в соответствии с которыми агент реализует практики. Результатом смены переходных габитусов в социальном поле спорта становится приобретение габитуса состоявшегося спортсмена.

Следует указать, что установки (диспозиции, по П. Бурдье), определяющие габитус спортсмена, могут оказывать влияние и на иные сферы общественной жизни, в частности, на образовательную, семейную, досуговую, обеспечивая тем самым целостность личности. Диспозиции габитуса спортсменов, особенно тех, кто добился наивысших результатов и имеющих большой стаж пребывания в социальном поле спорта, существуют более продолжительное время, порой на протяжении всей жизни, несмотря даже на то, что агент уже завершил спортивную курьеру. Данный социальный феномен, а именно жизнеспособность диспозиций габитуса, П. Бурдье называет гистерезисом, что означает отставание габитуса. В данном случае речь идет о том, что спортсмен может воспроизводить старые социальные отношения в новом социальном пространстве. Иначе говоря, он приобрел новую социальную позицию в новых социальных отношениях, в

которых он пользуется прежними диспозициями габитуса, характерными для «старого» поля деятельности. В качестве примера можно привести ситуацию перехода спортсмена из любительского спорта в профессиональный, из одной команды в другую, в результате чего наличие гистерезиса габитуса может привести к негативным последствиям в процессе адаптации спортсмена к новой социальной реальности. Воспроизводя старые социальные установки, которые могут быть уже не актуальны для иного спортивного поля, спортсмен может быть отвергнут, не воспринят членами новой социальной общности, что может привести к его вытеснению. Эффект гистерезиса габитуса может проявляться и в том, что многие спортсмены, вне зависимости от уровня своих достижений, помнят своего первого тренера, так как именно он в большей степени способствовал формированию диспозиций габитуса спортсмена, во-первых, социализируя личность в педагогической направленности (воспитание трудолюбия, смелости и решительности, самостоятельности и активности, стремления к конкурентной борьбе; психологическая подготовка поведения при неудачах, к испытанию славой; к преодолению трудностей, к неожиданностям [Мурюкина Е.В., 2019]); во-вторых, помогая усвоению спортивных практик (техническая, тактическая подготовка), демонстрируя их.

Заключение

Процесс формирования габитуса спортсмена — это сложный поэтапный процесс, предполагающий наделение агентов переходными спортивными габитусами: первично-семейный, начинающего спортсмена, действующего спортсмена, состоявшего спортсмена, завершившего спортивную карьеру, в соответствии с которыми агент реализует практики. Особую роль в становлении спортсмена играют первичные агенты социализации — семья и агенты сферы ФКС, значимость которых изменяется в зависимости от стажа пребывания в социальном поле спорта, что предполагает осуществление интеграции будущего чемпиона в сферу спорта по двум траекториям: «траектория партнерства» и «индивидуальная траектория». На формирование габитуса спортсмена могут оказывать влияние следующие факторы: - разнообразие видов спорта;

- специфика входа и выхода из определенного вида спорта (возрастной аспект интеграции/дезинтеграции);

- особенности развития видов спорта в границах определенной территории (в частности, наличие/отсутствие развитой спортивной инфраструктуры и финансового обеспечения);

- специфика траекторий социализации личности в социальном поле спорта;

- специфика этапности формирования габитусов в спортивном поле;

- состояние физического и психического здоровья личности;

- индивидуальные или коллективные способы осуществления спортивной деятельности.

Габитус спортсмена синтезирует в себе разнообразие социальных опытов агентов в ходе приобретения габитуса состоявшегося спортсмена, тем самым наделяя себя самобытностью реализации практик, характерных только для социального поля спорта.

Список литературы

Большая олимпийская энциклопедия. Т. 2 (О-Я) / сост. В.Л. Штейнбах. М.: Олимпия, 2006. 968 с.

Бубка: Чемпионами не рождаются, ими становятся... Благодаря работе и терпению // Спорт Олимп. 2015. 27 мая. URL: http://sport-olymp.com/ru/interview/bubka_champions_are_not_ born_they_are_thanks_to_the_work_and_patience_2 705/ (дата обращения: 21.12.2021).

Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Але-тейя, 2001. 562 с.

Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. С. 44-59.

Воронцов А.В., Громов А.И. Теоретико-методологические основания социологии П. Бурдье // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2010. № 4. С.82-102.

Габитус / Эффективная медицина. URL: https://www.medeffect.ru/abc/g/gabitus.shtml (дата обращения: 21.12.2021).

Гредновская Е.В. Габитус как «социальное тело» принуждения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2010. № 8(184). С. 116120.

Как воспитать чемпиона: интервью с мамами Олимпийцев // Passion.Ru. 2012. 10 июл. URL:

https://www.passion.ru/people/intervyu/kak-vospitat-chempiona-intervyu-s-mamami-olimpiycev-56119.htm (дата обращения: 21.12.2021).

Курникова М.В. Физическая культура и спорт как социальное пространство формирования специфического габитуса // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 1. С. 103-109. DOI: https://doi.org/10.52452/18115942_2021_1_103

Михайлова А. Чудо поднебесное. Как растят чемпионов в Китае // Аргументы и факты. 2018. 11 авг. URL: https://aif.ru/health/children/ chudo_podnebesnoe_kak_rastyat_chempionov_v_kit ae (дата обращения: 22.12.2021).

Мосс М. Техники тела // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии: пер. с франц. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 242-263.

Мурюкина Е.В. Основы работы тренера по воспитанию личности спортсмена. Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. № 3(22). С. 220-229.

Попков В.И., Вдовкин И.И. Спорт высших достижений: проблемы, задачи, особенности и личность спортсмена // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 3, № 1. С.117-120.

Розов Н. С. Динамическая концепция менталитета и изменчивое разнообразие российских габитусов // Идеи и идеалы. 2010. № 1(3), т. 1. С. 60-79.

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / пер. с англ. и послесл. Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 73038/ (дата обращения: 21.12.2021).

Элиас Н. Общество индивидов. М.: Праксис, 2001. 336 с.

Получена: 24.01.2022. Доработана после рецензирования: 31.05.2022. Принята к публикации: 12.06.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Bourdieu, P. (2001). Prakticheskiy smysl [Practical Reason]. St. Petersburg: Aleteyya Publ., 562 p. Bourdieu, P. (1998). [Structure, habitus, practice].

Zhurnal sotsiologii i sotsial 'noy antropologii [The

Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 1, no. 2, pp. 44-59.

[Bubka: Champions are not born, they become champions... Through work and patience] (2015). Sport Olimp [Sport Olymp]. May 27.Available at: http://sport-olymp.com/ru/interview/bubka_ champions_are_not_born_they_are_thanks_ to_the_work_and_patience_2705/ (accessed 21.12.2021).

Elias, N. (2001). Obschestvo individov [Society of individuals]. Moscow: Praksis Publ., 336 p.

Federal 'nyy zakon «O fizicheskoy kul 'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii» ot 04.12.2007N 329-FZ [Federal Law N 329-FZ of December 4, 2007 «On physical culture and sports in the Russian Federation»]. Available at:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 73038/ (accessed 21.12.2021).

Grednovskaya, E.V. (2010). [Habitus as a «social body» of compulsion]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial 'no-gumanitarnyye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities]. No. 8(184), pp. 116-120.

[How to raise a champion: interviews with mothers of Olympians] (2012). Passion.Ru. Jul. 10. Available at: https://www.passion.ru/people/intervyu/kak-vospitat-chempiona-intervyu-s-mamami-olimpiycev-56119.htm (accessed 21.12.2021).

Kurnikova, M.V. (2021). [Physical culture and sport as a social space of a specific habitus formation]. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial 'nye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences]. No. 1, pp. 103-109. DOI: https://doi.org/10.52452/ 18115942_2021_1_103

[Habit]. Effektivnaya meditsina [Effective medicine]. Available at: https://www.medeffect.ru/abc/g/ gabitus.shtml (accessed 21.12.2021).

Mikhailova, A. (2018). [The miracle of the celestial. How to raise champions in China]. Argumenty i fakty [Arguments and Facts]. Aug. 11. Available at: https://aif.ru/health/children/chudo_podnebesnoe_kak _rastyat_chempionov_v_kitae (accessed 22.12.2021).

Moss, M. (2001). [Body techniques]. Obschestva. Obmen. Lichnost': Trudy po soctsial 'noy antropologii [Society. Exchange. Personality. Works on social anthropology]. Moscow: «Vostochnaya Literatura» RAS Publ., pp. 242-263.

Muryukina, E.V. (2019). [Basics of coach work on educating athlete's identity]. Crede Experto: transport, obschestvo, obrazovanie, yazyk [Crede

Experto: Transport, Society, Education, Language]. No. 3(22), pp. 220-229.

Popkov, V.I. and Vdovkin, I.I. (2018). [The sport of high achievements: problems, objectives, characteristics and personality of the athlete]. Fizicheskaya kul 'tura. Sport. Turizm. Dvigatel 'naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation]. Vol. 3, no. 1, pp. 117-120.

Rozov, N.S. (2010). [Dynamic concept of mentality and changeable diversity of Russian habits]. Idei i idealy [Ideas and Ideals]. No. 1(3), vol. 1, pp. 60-79.

Steinbach, V.L. (ed.) (2006). Bol'shaya olimpiyskaya entsiklopediya. T. 2 (O-Ya) [Great Olympic encyclopedia. Vol. 2]. Moscow: Olimpiya Publ., 968 p.

Strauss, A. and Korbin, J. (2001). Osnovy kachestvennogo issledovaniya: obosnovannaya teori-ya, protsedury i tekhniki [Basics of qualitative research: Techniques and procedures for developing grounded theory]. Moscow: Editorial URSS Publ., 256 p.

Vorontsov, A.V. and Gromov, A.I. (2010). [Theoretical and methodological foundations of sociology P. Bourdieu]. VestnikMoskovskogo Universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i politologiya [Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science]. No. 4, pp. 82-102.

Received: 24.01.2022. Revised: 31.05.2022. Accepted:

12.06.2022

Об авторе

Ермилова Анна Вячеславовна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общей социологии и социальной работы

Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского,

603022, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23;

e-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2895-1628

ResearcherID: GLS-9255-2022

About the author

Anna V. Ermilova

Candidate of Sociology, Docent, Associate Professor of the Department of General Sociology and Social Work

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 23, Gagarin av., Nizhny Novgorod, 603022, Russia; e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2895-1628 ResearcherID: GLS-9255-2022

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Ермилова А.В. Габитус спортсмена: социологическая интерпретация через призму теории П. Бурдье // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 2. С. 339-349. DOI: 10.17072/2078-7898/2022-2-339-349

For citation:

Ermilova A.V. [The habitus of the athlete: a sociological interpretation through the prism of P. Bourdieu's theory]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofía. Psihologia. Sociología [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology], 2021, issue 2, pp. 339-349 (in Russian). DOI: 10.17072/2078-7898/2022-2-339-349

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.