Научная статья на тему 'Интенсификация прироста живой массы телят в постнатальный период биотехнологическими методами'

Интенсификация прироста живой массы телят в постнатальный период биотехнологическими методами Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
88
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Муру Ев А. В., Жапов Ж. Н., Лиханов П. С.

In this work the results of researches on stimulation of the increase of calves' weight of beef breed by biotechnological methods in the first days of postnatal ontogenesis are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Муру Ев А. В., Жапов Ж. Н., Лиханов П. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интенсификация прироста живой массы телят в постнатальный период биотехнологическими методами»

Литература

1. Вилли К., Детъе В. Биология. - М.: Мир, 1974.-8)3 с.

2. Грюнталь С,Ю, К методике количественного учета жужелиц (Coleóptera, Carabidae) П Энтомологическое обозрение,- 1982.-Т. 61.-Вып. 1.-C.201-20Í.

3. Нинбург Е.А. Введение в общую экологию (подходы и методы), - М.: Товарищество научных изданий КМК,

2006. - 138 с.

4. Хобракова Л.Ц., Шарова И,Х. Экология жуков-жужелиц Восточного Саяна. - Улан-Удэ, 2004. - 158 с.

5. Barber Н. Traps for cave-inhabiting insecls//J. ElishaMitchell Sci. Soc.- 1931,-B. 46. -P. 259-266.

A.B. Муруев, Ж.Н. Жапов, П.С. Лиханов г. Улан-Удэ

Интенсификация прироста живой массы телят в иостнатальныЙ период биотехнологическими методами

In this work the results of researches on stimuiation of the increase of calves' weight of beefbreed by biotechnologicaí methods in the first days ofpostnatal ontogénesis are given.

Важнейшей стороной онтогенеза животных являются процессы его роста. И их сущность сводится к закономерному увеличению размеров тела и его клеточной массы до пределов, строго установленных генетически для каждого животного взрослой особи каждого вида. Ростовые процессы, протекающие в организме млекопитающих, в конченом итоге обеспечивают оптимальное усиление всех функций организма животных, необходимых для его полноценного существования. Эта количественная сторона онтогенеза у многоклеточных организмов определяется координированным увеличением размеров и числа функционирующих клеток из которых складываются различные органы и ткани целого организма. В основе увеличения размеров каждой клетки (гипертрофия) и их числа (гиперплазия) лежит ускоренный по сравнению с нерас-тущими тканями синтез РНК и белка, синтез ДНК и повышения частоты митозов клеток. Таким образом, ростовые процессы в конце концов обусловлены интенсивностью синтеза нуклеиновых кислот и белка в тканях животных (анаболитические процессы).

Одним из важнейших интегральных показателей интенсивности анаболитических процессов в организме животных является азотистый баланс -- соотношение количеств потребляемого с пищей и выводимого из организма азота за единицу времени. При высоком уровне анаболизма имеющем место во время роста, и развития животных выявляется положительный азотистый баланс, т.е. задержка азота.

У позвоночных животных ведущую роль в формировании общих размеров туловища, т.е. роста организма в целом, играет рост скелета. Именно величина и форма скелета определяют продольные (линейные) и отчасти поперечные размеры тела животного. Последние зависят также и от степени развития скелетных мышц и подкожной жировой клетчатки. В процессе онтогенеза позвоночный рост костно - хрящевого аппарата координирован с синхронным или асинхронным увеличением размеров и массы мягких тканей - мягких соединительных тканей мышц, эпидермиса, внутренних органов и т.д.

Следовательно, способность к росту и размножению млекопитающих есть биологически заданное (имманентное) свойство клеток, причем она потенциально очень велика. Вместе с тем индивидуальная тенденция клеток почти к неограниченному росту и размножению в условиях существования целого многоклеточного организма достаточно жестко контролируется рядом межклеточных взаимодействий. В результате интенсивность и длительность роста тканей, органов и всего организма на каждом этапе морфогенеза оказывается специфически зависимой от соотношения многих регуляторных факторов, количественно и качественно варьирующих у разных видов животных. Регуляция же роста тканей сводится в конечном итоге к регуляции синтеза нуклеиновых кислот и белка.

В процессе роста, когда предельные для данного вида животных размеры их организма и его отдельных компонентов еще не достигнуты генетически заданных размеров, интенсивность синтеза белка и клеточная пролиферация в той или иной степени превалирует над скоростью распада белка и отмирания клеток (некробиоз). При достижении предельных значений размеров органов и тканей пролиферация их клеточных элементов и белковый синтез в них еще продол-

200

жается, однако их скорость в данном случае становится в среднем равной скорости распада белка некробиотических процессов. Смещение останавливающегося во взрослом организме равновесия этих противоположных процессов в сторону усиления пролиферации и синтеза белка, а следовательно, и процессы роста могут возобновляться при регенерации поврежденных тканей.

Кроме того, известно, что усиление ростовых процессов может происходить в тканях взрослого организма и в результате рабочей гипертрофии. Говоря о регуляции интенсивности и времени протекания ростовых процессов, следует отметить, что они контролируются рядом внутренних и внешних факторов. К внутренним регуляторам, в частности, относятся гормоны, местные тканеспецифические и другие факторы саморегуляции ростовых процессов организма животных.

Из внешних факторов, оказывающих определенное влияние на рост и белковый обмен, следует назвать следующие: условия питания, физическая и нервная нагрузка, климатические факторы, уровни фоновой радиоактивности среды, концентрация кислорода в воздухе. Влияние внешних факторов на рост и анаболические процессы реализуется через нервную и эндокринную системы животных. Из внутренних факторов особое место принадлежит конечно, эндокринной системе, в частности от интенсивности синтеза и концентрации в крови соматропного гормона (СТГ).

Одна из главных функций этого гипофизарного гормона это стимулирующее влияние на линейный рост, общие размеры тела, его массу, размеры и массу отдельных органов. При этом роль СТГ в регуляции ростовых и анаболических процессов у большинства изученных видов позвоночных определяющая.

Известно, что гормон роста у человека и животных начинает секретировагься гипофизом уже в первой трети эмбрионального развития. При этом у плода человека концентрация СТГ в крови резко возрастает от 12-й до 16-й недели и держится на очень низком уровне до 32-й недели эмбрионального развития. В это время содержание этого гормона в крови плода примерно в 40 раз превышает его уровень в крови взрослого человека. Однако перед родами концентрация СТГ постепенно снижается примерно в 10 раз. В раннем постэмбриональном периоде постна-тального онтогенеза скорость секреции этого гормона гипофизом приближается к величинам, близким к базапьному уровню секреции гормона у взрослого человека. Известно, что ростовая активность гормона у эмбриона и на самых ранних этапах постэмбрионального развития невелика. В эти дни этот период постнатального онтогенеза, характеризующиеся небольшой интенсивностью ростовых процессов, последние лишь на 20 % зависят от функций гипофиза. В указанные периоды СТГ выполняет в организме, по-видимому, не столько ростовые, сколько адаптивные функции. Его участие в ростовых процессах наиболее полно проявляется позднее, в фазе их вторичного подъема, происходящего на фоне стабилизации интенсивности роста. Очевидно, в эти периоды постнатального онтогенеза животных и человека в их тканях созревают механизмы, обеспечивающие проявление определяющего влияния гормона на соматический рост и синтез белка.

Опираясь на эти теоретические данные, нами были набраны 2 группы новорожденных телят казахской белоголовой породы в возрасте 2-3 месяцев, которым был инъецирован сурфагон (синтетический аналог рилизнг гормона) в дозе 5 мкг на 40 кг живой массы. Наша научная гипотеза заключается в том, что экзогенное введение сурфагона должно обеспечить синтез сома-тотропного гормона (СТГ) гипофизом подопытных телят, а в свою очередь СТГ приведет к стимуляции линейного роста и развития тела животных. Результаты проведенных исследований представлены в таблице 1.

Из данных таблицы 1 видно, что до введения рилизинг - гормона концентрация СТГ составило 0,23 ММЕ/л, а уже через 42 часа после инъекции рилизинг - гормона «Сурфагон» наблюдается повышение концентрации СТГ и через 86 часов концентрация СТГ возрастает в 2 раза.

Таблица I

Концентрация СТГ в крови телят до и после инъекции Сурфагона_

Показатели До инъекции После инъекции через:

3 часа 16 часов 42 часа 86 часов

СТГ, ММЕ/л М±т 0,23±0,03** 0,12±0,045* 0,058±0,014 0,17±0,082" 0,48±0,12

О, % 22 64 41 82,3 43,7

ит 0,16-0,24 0-0,24 0-0,098 0-0,41 0,25-0,76

Примечание: *- Р > 0,01 достоверность разницы до и после введения

Р < 0,05 достоверность разницы до и после введения

201

Таким образом, инъекция 5 мкг на 40 кг живой массы рилизинг-гормона «Сурфагон» стимулирует выделение и синтез СТГ уже через 42 часа и тем самым способствует повышению роста и развития организма телят в постнатальный период их развития, что в конечном итоге проведет к интенсификации прироста живой массы телят.

Кроме того, повышение концентрации соматотролного гормона в крови телят способствует не только приросту живой массы, но и эффективной трансформации потребляемого корма в животноводческую продукцию, т.е. в мясную.

С.Г. Гармаева, C.B. Гомбоева, О.Е. Мазур, Н.М. Пронин

г. Улан-Удэ

Влияние микроэлементного состава ельца сибирского Байкальского бассейна на его гематологические показатели*

The comparative analysis hematological parameters and the contents of zinc, copper and had in liver Leuciscus leuciscus baicalensis from the river Selenga (145 hns and 30 kms from a mouth), bay Cherkalov and Chivyrkuy bay of Lake Baikal is carried out. The contents of heavy metals raises in a line: Chivyrkuy bay - bay Cherkalov - the river Selenga, thus hematological parameters worsen.

Данные по содержанию тяжелых металлов (TM) в гидробионтах Байкальской природной территории приведены в работах Ветрова с соавторами (1989, 1997), Корнакова с соавторами (1985, 1986), Грошевой с соавторами (1990, 1991), Погадаевой с соавторами (1998), Дырхеевой и Пронина (2001), Рудневой (2001), Гомбоевой с соавторами (2003), в которых освещены экологические аспекты накопления некоторых ТМ в зависимости от условий обитания, эколого-трофического статуса, возраста рыб и сезонов года. Но в литературе отсутствуют данные о комплексном изучении содержания ТМ и физиологических показателей гидробионтов озера Байкал.

Важнейшим условием нормального функционирования организма является поддержание постоянства внутренней среды, которое достигается деятельностью ряда систем, находящихся между собой в сложных регуляторных взаимоотношениях. К их числу относится кроветворная система, которая является наиболее чувствительным показателем влияния различных веществ на организм. Как правило, токсиканты одновременно воздействуют на разные показатели крови, что обусловлено наличием множества коррелятивных связей между отдельными частями системы (Микряков, Лапирова, 1997).

Целью данной работы явилось определение гематологических параметров ельца сибирского Leuciscus leuciscus baicalensis и уровня накопления в его органах и тканях некоторых микроэлементов (медь, свинец, цинк).

Материал и методы исследования

Исследования проведены в марте - апреле 2005 г. в разных районах бассейна оз. Байкал: станция Монахово (Чивыркуйский залив оз. Байкал); станция Истомино (залив Черкалов оз. Байкал); станция Колесово (участок р. Селенга ниже Селенгинского целлюлозно-картонного комбината (СЦКК) - 30 км от устья); станция Зенит (участок р. Селенги ниже Улан-Удэнского промышленного узла - 145 км от устья). У всех исследованных рыб измеряли длину тела, массу, определяли пол, возраст по чешуе (Правдин, 1966). Выборка рыб из всех популяций была представлена половозрелыми особями, с преобладанием самок в возрасте 5 + - 7 +, длиной 163-215 мм и массой - 55-120 г. Общий объем материала - 74 экземпляра ельца.

Кровь от живых рыб отбирали пастеровской пипеткой из гемального канала хвостового стебля. Определение реакции красной и белой крови проводилось на основе учета уровня гемоглобина (по Сали), общего числа эритроцитов (в камере Горяева) и лейкоцитов непрямым методом, а отдельных их клеточных форм - путем идентификации на препаратах крови, окрашенных по Паппенгейму, При видовом определении лейкоцитов и идентификации форменных элементов крови была использована классификация Ивановой (1983). На препаратах определяли соотношение зрелых и молодых эритроцитов на 500 клеток, лейкоцитарную формулу - на 200 клеток белой крови.

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 05-04-97268 (р байкал а)

202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.