Научная статья на тему 'Интенсификация образовательного процесса через построение взаимодействия учителя и ученика с использованием современных информационных технологий'

Интенсификация образовательного процесса через построение взаимодействия учителя и ученика с использованием современных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джаджа В. П.

В настоящее время в России идёт модернизация системы образования, ориентированная на вхождение в мировое информационное пространство. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником с использованием современных информационных технологий. В центре всей школьной образовательной системы ставится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных ус-т-:-ьий его развития, реализация её природных потенциалов. По мнению учителей, -е ников и родителей, школа в первую очередь должна учить детей умению мыслить самостоятельно, опыту общения, расширять общекультурный кругозор. Всё ттс достигается с большей эффективностью при широком внедрении в образовательный процесс информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интенсификация образовательного процесса через построение взаимодействия учителя и ученика с использованием современных информационных технологий»

В.П. Джаджа

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ МОДЕЛЬ И ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ

Внедрение и использование в современной школе информационных, коммуникационных, мультимедийных технологий становится делом привычным, ни у кого не вызывающим сомнений в целесообразности и неизбежности этого процесса. Сейчас трудно найти школу, в которой нет компьютерного класса, все чаще используются компьютеры на уроках математики, физики, химии, истории, литературы и др. Другими словами, компьютер уже сейчас завоевал прочные позиции в различных предметных областях среднего образования.

Следует отметить, что современный компьютер, как таковой, уже не актуален. Современной школе он требуется с набором дополнительных периферийных устройств: принтер, сканер, мультимедийный проектор и другие. В 1991 году на Западе, а в России в начале 2000 года, появилось новое программно-аппаратное учебное средство «Интерактивная доска» (электронный аналог традиционной школьной доски), используемое совместно с компьютером, а также имеющее больше возможностей представления учебной информации и графического комментирования экранных изображений.

С другой стороны, на рынке учебных программных средств появилось большое количество учебных изданий на CD-ROM, а в Интернете - разного рода учебных ресурсов, охватывающих практически весь набор учебных предметов средней школы. Можно спорить о качестве этих изданий и ресурсов, полноте, соответствии стандартам и т.д. Одно бесспорно, учитель имеет сейчас мощный инструмент для обучения и широкий набор электронных учебных изданий для интенсификации учебного процесса и повышения эффективности обучения. Однако, как это всегда бывает, новые технологии и технические средства обучения несут с собой и новые проблемы. Первой, на наш взгляд, это отсутствие или недостаточное количество методик использования новых учебных средств и электронных изданий, а также трудности включения их в учебный процесс, основанный на классно-урочной системе. В данной статье предлагаются некоторые приемы использования на уроках математики так называемых мультимедийных моделей совместно с интерактивной доской. Под мультимедийными моделями здесь понимаются программные продукты, которые Н.Х. Розов назвал “набором миниатюр” [1], представляющие собой библиотеку мини-программ и документов, содержащих учебную информацию различного типа (графику, анимацию, аудио- и видеоинформацию). По способу представления информации эти модели можно разделить на статические, динамические и интерактивные. К статическим можно отнести рисунки, схемы, графики, диаграммы, формулы, представленные в виде стандартных графических файлов.

Динамические модели - это анимированные картинки и видеоролики, которые воспроизводятся с помощью браузера, например: Internet Explorer, или стандартного видео-плеера, например: Проигрыватель Windows Media. В качестве интерактивных моделей предлагаются интерактивные мультимедийные динамические модели, созданные с помощью программы Macromedia Flash 5.0 и представляющие собой отдельные файлы формата SWF. Эти модели воспроизводятся Flash-плее-

ром или любым браузером. Проиллюстрируем модели разного типа на примере мультимедийной библиотеки по тригонометрии, созданной для УМК по алгебре и ачалам анализа А.Г. Мордковича для 10-11 кл. Статические рисунки, созданные на основе графических иллюстраций из учебника А.Г. Мордковича [2]. Например: уакет числовой окружности № 1. Статическая модель, созданная по рисунку 7 на ;транице13 учебника, применяется в демонстрациях совместно с интерактивной доской. Динамические модели-фильмы (или анимационные ролики) иллюстриру-- I примеры из параграфов 1 и 2 учебника и представляют собой файлы в формате AVI (видео-файлы). Эти модели создаются с помощью интерактивной доски ш средства записи в режиме реального времени. Динамические модели-фильмы могут быть созданы непосредственно на уроке учителем или учеником в момент демонстрации того или иного примера на доске с использованием шаблона еди-шчной окружности на координатной плоскости. Приведем пример 3, рисунок 10 •ч тоника А.Г. Мордковича [2]. Для введения основных тригонометрических поня-нй А.Г. Мордкович в методическом пособии для учителя предлагает пять игр [3]. Вило подготовлено шесть интерактивных моделей, являющихся компьютерными «¿логами этих игр.

Приведем пример третьей игры.

Игра 3. Отыскание координат точек числовой окружности. Интерактивная ■ мель в формате SWF изображает числовую окружность с отмеченными на ней ■муечательными точками» и действует в полуавтоматическом режиме. Пользо-к ль с помощью мыши перемещает точку М по окружности, при прохождении 1ерез «замечательные точки» появляется соответствующее значение, выраженное ШГ 'их числа «пи», и координаты точки.

Эти мультимедийные модели легко встраиваются в современный урок матема-Ьвя. могут быть использованы для объяснения нового материала, на обобщающих ■ivax. а также в качестве тренажеров при фронтальной, групповой и индивиду-р >< работе. Причем их можно объединить в общую презентацию, используя программные средства, как Microsoft Power Point или SMART Notebook из Вс- -ьа программного обеспечения интерактивной доски.

Однако если использовать эти модели совместно с интерактивной доской, то Вг ~ый эффект, на наш взгляд, может многократно увеличиться, причем с помо-■ю самых простых инструментов: умное перо, подсветка, затенение экрана. Ум-Bi перо (Smart Реп) позволяет осуществлять графическое комментирование эк-Ьн: д изображений различным цветом (стандартно четырьмя: черный, красный, и зеленый), причем если используются модели, описанные выше, то поверх H|l . возможностью сохранения. Подсветка представляет собой инструмент, поз-Вве щий выделить часть экрана в виде круга, квадрата или звезды, а остальную затенить с разной степенью прозрачности. f Понятно, что это требуется для акцентирования внимания слушателей на важ-Вв> часть доски. Затенение экрана, или другими словами ширма, позволяет за-НП любую прямоугольную часть доски. Известно, что этот прием очень часто »уют учителя, закрывая, например, листом ватмана правильное решение за-Вщ, открывая его после обсуждения для проверки. Однако в нашем варианте это Hct ректно и не требует много времени. Тем более что этот инструмент может э зваться не время от времени, а постоянно.

I Опыт применения на уроках математики мультимедийных моделей совместно ^■»гсактивной доской позволяет нам сделать вывод, что методика использования

перечисленных инструментов интерактивной доски совместно с мультимедийной моделью зависит от выбранного типа модели, а также от конкретной модели: ее содержательной части, методических и дидактических целей ее использования.

Литература

1. Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и продуктов при обучении в средней школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. “Информатика и информатизация образования”. — М.: МГЛУ, 2003.-№ 1(1).-С. 102-106.

2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: В 2-х ч. Ч. 1: Учеб. для общеобра-зоват. учреждений. 4-е изд. - М.: Мнемозина, 2003.

3. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Методическое пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.