Интеллигенция и мир. 2022. № 2. С. 169—186. Intelligentsia and the World. 2022. No. 2. P. 169—186.
Рецензия
УДК 316.343.652
DOI: 10.46725/IW.2022.2.9
ИНТЕЛЛИГЕНТЫ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛАХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Рец. на кн.: Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. 312 с.
Владимир Александрович Порозов
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9157-598X
Аннотация. Рецензируется книга, представляющая собой сборник научных работ очных и заочных участников XXXI Международной научно-теоретической конференции интеллигентоведов, состоявшейся 23—24 сентября 2021 г. в Ивановском государственном университете. Конференция на тему «Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность» была посвящена двадцатилетию междисциплинарного научного журнала «Интеллигенция и мир». Широкий спектр публикаций дает достаточно характерную и полную картину состояния современного интеллигентоведения как актуальной отрасли (направления) современного научного гуманитарного знания. Особое внимание в предпринятом обзоре обращается на соотнесение понятий интеллигенция, интеллигент, интеллектуал.
Ключевые слова: интеллигенция, интеллигент, интеллектуал, научная конференция, сборник материалов конференции, научный журнал, «Интеллигенция и мир», Ивановский государственный университет, интеллигентоведение, школа профессора В. С. Меметова
© Порозов В. А., 2022
Для цитирования: Порозов В. А. Интеллигенты об интеллектуалах, интеллектуалы об интеллигенции. Рец. на кн.: Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23— 24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. 312 с. // Интеллигенция и мир. 2022. № 2. С. 169—186.
Review
INTELLIGENTSIA ABOUT INTELLECTUALS, INTELLECTUALS ABOUT INTELLIGENTSIA
Review on the book: Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: proceedings of the XXXI international scientific and theoretical conference. Ivanovo, 23—24 september 2021. Ivanovo: Ivanovo state university, 2021. 312 p.
Vladimir A. Porozov
Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Perm, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9157-598X
Abstract. The book under review is a collection of scientific papers by in-person and distant participants of the XXXI International scientific and theoretical conference of intellectuals, held on September 23—24, 2021 at Ivanovo State University. The conference on the topic "Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity" was dedicated to the twentieth anniversary of the interdisciplinary scientific journal "Intelligentsia and the World". A wide range of publications gives a fairly characteristic and complete picture of the state of modern intellectual studies as an actual branch (direction) of modern scientific humanitarian knowledge. Particular attention in the undertaken review is drawn to the correlation of the concepts of intelligentsia, representative of intelligentsia, intellectual.
Keywords: intelligentsia, representative of intelligentsia, intellectual, scientific conference, collection of conference materials, scientific journal, "Intelligentsia and the world", Ivanovo State University, intellectual studies, Professor V. S. Memetov's school
For citation: Porozov, V. A. (2022), 'Intelligentsia about intellectuals, intellectuals about intelligentsia. Review on the book: Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialy XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii (2021) [Intelligentsia and Intellectuals: genesis, formation, development, activity: proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September 2021, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo, 312 p.]', Intelligentsiia i mir [Intelligentsia and the World], no. 2: pp. 169—186 (in Russ.).
Введение. 31-я меметовская
Коллектив основанного профессором В. С. Меметовым НИИ интеллигентоведения, трансформировавшегося ныне в Научно-образовательный центр «Интеллигенция и интеллектуалы в мировой и отечественной истории и политике», за многие годы своей плодотворной работы подготовил и издал десятки монографий и тематических сборников по разрабатываемой им тематике. Высокая творческая активность и неустанная работоспособность исследователей, разрабатывающих это научное направление, эффективно реализуется в издании Ивановским государственным университетом «ваковского» по статусу междисциплинарного российского научного журнала «Интеллигенция и мир», двадцатилетию которого была посвящена интеллигенто-ведческая конференция 2021 года. Это была уже тридцать первая «меметовская» конференция, что само по себе является убедительным свидетельством широты и практической неисчерпаемости избранной проблематики.
И вот перед нами сборник материалов этой конференции: 46 авторов 43-х опубликованных материалов представляют 15 городов России, а также столицу братской Беларуси Минск и мусульманский Исламабад. Материалам сообщений, представленных на конференцию, предпосылаются «Слово от организаторов конференции», служащее введением, и состав редакции журнала в разные годы (портреты ее членов помещены на последней странице обложки). Вслед за статьями участников конференции представлены весьма развернутые материалы экспертного опроса по теме «Журналы социально-гуманитарных наук на современном
этапе: ожидание и реальность», проведенного редколлегией журнала «Интеллигенция и мир». Завершается сборник сведениями об авторах. Шестеро из семи членов редакционной коллегии сборника под энергичным руководством профессора В. Л. Черноперова и один из двух рецензентов представляют современную редакцию журнала, что не удивительно: все они — видные представители «интеллигентоведческого движения» с солидным стажем, а четверо трудятся в редакции журнала, преимущественно «на общественных началах», более десяти лет.
Интеллигенция и мир интеллектуалов
Не трудно заметить, что круг проблем, разрабатываемых очными и заочными участниками конференции, и магистральная тематика журнала в принципе совпадают. Конференции представляют собой своеобразный «полигон», на котором российские интеллигентоведы, в непосредственном общении обкатывая свои научные идеи, намечают векторы направлений дальнейшего продвижения вперед. По сборникам конференций можно в определенной степени заглянуть и в завтрашний день журнала. Кроме того, можно отметить, что спектр материалов конференций по сравнению с журнальными статьями более широк и менее академичен — глубокий, проверенный временем демократизм «движения» накладывает свой отпечаток и на публикации данного формата.
Наверное, поэтому постоянный и многоуважаемый заместитель главного редактора журнала профессор С. М. Усманов в весьма свободной форме поделился своим видением процесса изучения социального слоя, не дающего покоя коллегам. Автор подчеркивает, наряду с необходимостью продолжения разработки методологических вопросов, ценность конкретных исследований, причем особо актуальным считает учет культурно-исторических аспектов. Интересно, что автор называет интеллигенцию российской, а интеллектуалов западными, словно у нас нет интеллектуалов, а на западе интеллигентов быть не может: с точки зрения С. М. Усманова эти термины отражают разные явления. Особое значение для перспектив интеллигентоведения имеет введение в исследования социологических параметров и культурологических аспектов, чего на современном этапе явно
недостает. В качестве ориентира указан польско-американский ученый Александр Гелла, неназванные работы которого в кругах, группирующихся вокруг журнала, предполагаются общеизвестными. В представленной трактовке и интеллигентов, и интеллектуалов объединяет «круг людей культуры», но интеллигенция — это «феномен модернизации традиционных обществ», выступающий к тому же, в отличие от интеллектуалов, как отдельная «социальная страта» [Усманов, 2021: 62]. Ну, а с тем, что в трудах интеллигентоведов зачастую много риторики и мало конструктивной критики разработок других авторов, конечно, нельзя не согласиться.
Значительно усложняет анализ отечественной интеллигенции Н. Н. Васильев. Во-первых, он использует понятие новой интеллигенции, которая, по его мнению, «потеряла приоритет морали в мировосприятии и на этой основе приобрела внутреннюю органическую оппозиционность власти», да еще и с произошедшей «бизнесификацией сознания» [Васильев, 2021: 9]. А во-вторых, высказывается мнение о перерождении части интеллигенции в интеллектуалов, общественная роль которых в определенной степени может носить негативный характер: «Интеллектуалы наносят сознательный вред обществу и государству прежде всего использованием отечественных образовательных ресурсов для поддержки западных экономик через эмиграцию и работой на иностранные организации на территории России (ино-агентов)» [Васильев, 2021: 13]. Автор обращает внимание на наличие исторической цикличности в изменении остроты отношений интеллигенции с государством и обществом, причем на текущий период цикла приходится фаза обострения. Отмечается, что, выявление причин такой цикличности может дать возможность установления в обществе некого динамического равновесия.
Анализировать собственную публикацию автору данной рецензии не пристало, но думается, что постановка вопроса о переносе сущностных черт интеллигенции в столь рьяно пропагандируемые цифровые системы, буквально заменяющие людей, заслуживает внимания, а связанные с эти проблемы — глубокого изучения. Ведь кибернетических интеллектуалов, не озабоченных нравственными проблемами, процесс цифровизации вполне может породить [Порозов, 2021: 31—37].
Профессор Э. Б. Ершова рассматривает социокультурные трансформации интеллигенции на рубеже ХХ—XXI вв. через личностно-психологические и мировоззренческие аспекты: сквозящее в статье «чувство потери интеллигенцией в определенной степени своего статуса» [Ершова, 2021: 19] вполне понятно. Интересна постановка вопроса о переходе части интеллигенции в класс предпринимателей «по правилам нового общественного строя», что также требует изучения с социологическим инструментарием. Автор приходит к выводу о том, что жизнь, ход развития общества ставят перед интеллигенцией сложнейшую, но очень важную задачу — выработать идейные и духовные основы, своего рода «генетику, которая спасет наш народ и другие народы от потери своего самосознания» [Ершова, 2021: 20].
Неутомимо продолжает поиск ответа на «вечный» вопрос: «что есть интеллигенция?» — профессор И. В. Купцова. Ее предложение рассматривать все предложенные точки зрения как этапы развития интеллигенции [Купцова, 2021: 26] не лишено оригинальности, но вряд ли может быть общепринятым. К тому же, как выясняется, предложенный экскурс лишь подтверждает известную периодизацию, данную в свое время В. С. Меметовым и В. В. Возиловым [Интеллигенция в России: традиции и новации..., 1997: 14].
Зато профессор А. А. Соловьев рассматривает «возможность применения к анализу феномена интеллигенции различных методологических стратегий междисциплинарного характера, в том числе, корпуса постмодернистских метанарративов» [Соловьев, 2021: 54]. Однако за уверенным владением «интеллектуальной» терминологией (Бодрийяр, Гуссерль, Делёз, Люббе) не совсем ясно, чем же, по мнению автора, грозят «черная смерть и испанка, SARS и MERS и, конечно же, вездесущий COVID» собственно интеллигенции. Несмотря на многогранность и неоднородность «феномена», А. А. Соловьев склонен вести речь «о коллективной самоидентификации данной социокультурной общности», но полицентрический характер событийного пространства интеллигенции вступает в противоречие с полем власти «в катастрофической ситуации обесценивания духовных смыслов, девальвации и профанации Слова, миссия и роль интеллигенции претерпевает маргинальные метаморфозы, служение
идее в социуме замещается поклонению Мамоне», усиливается тенденция перехода социума «на режим индивидуально значимого поведения» [Соловьев, 2021: 55—56]. Интеллигенция продолжает выполнять свою миссию, однако способы ее служения, роль и место в переживаемом моменте нуждаются в ментальном переосмыслении. Очевидно лишь, что неимоверно тонкий «верхний культурный слой» пребывает в эмоциональной фрустрации, а его интеллектуальная востребованность сегодня крайне минимизирована.
Свой подход к определению интеллигенции демонстрирует М. В. Жульков: «интеллигенция начинается там, где развивается мысль». То есть интеллектуалов и интеллигентов надо искать в «переходной группе» современного человечества «от власти желаний к власти мысли» (ниже — «доминирование чувств и физического тела» и «человек желающий», пусть даже пассионарий) и в более высоких группах — мыслящих, интуитивных («небольшая группа мыслящих людей; еще меньшая группа с развитой интуицией») [Жульков, 2021: 87]. Разделить интеллигенцию на интеллектуалов и интеллигентов легко: «Человек должен научиться с помощью ума контролировать свою психическую природу, достигая целостного сознания. Определенная мера контроля показывает принадлежность человека к интеллигенции. Ментально развитый человек — это просто интеллектуал, а интеллект в соединении с нравственностью выражает интеллигентность» [Жульков, 2021: 88]. Одна из важнейших тенденций современного мира — формирование мировой интеллигенции, призванной руководить формированием глобально ноосферной цивилизации, глобального ноосферного сознания. Страстным поборником этой идеи является, как известно, ивановский профессор Г. С. Смирнов [Смирнов, 2016], и мы видим, что он не одинок. Ведущей силой в развитии нашей цивилизации, подчеркивает М. В. Жульков, может стать Культура, а транслирует и развивает ее именно интеллигенция.
Профессор В. В. Комиссаров обращает внимание на одну из важнейших функций интеллигенции — общественную самокритику. Хочется надеяться, что это лишь начало изучения вопроса, который должен быть рассмотрен не только на примере советского общества. В данном случае в весьма насыщенном по фактуре и спектру источников материале (от теоретической
статьи в журнале «Коммунист» до популярной кинокомедии) прослеживается состояние явления в советском государстве, ибо как подчеркивали излюбленные автором Стругацкие: «Без искусства и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, .. .лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей» [Комиссаров, 2021: 91—92].
Несколько неожиданный взгляд на интеллигенцию продемонстрировал А. М. Семененко, рассматривая историю города Иваново через призму «белого» и «красного» [Семененко, 2021: 43—47]. Конечно, деление на красных революционеров и белых, как приверженцев «традиции», далеко не ново, но применение данного классификационного признака в наши дни требует не только смелости, но даже и нетрадиционности мышления, ибо, как известно, хорошо забытое старое — тоже новое. Вывод же о том, что подобное разделение по-прежнему имеет место и, в конечном счете, приводит к диссонансу, выглядит и научным, и аргументированным.
Наконец-то появился долгожданный материал об интеллигенции Китая. С. Г. Петрова со знанием дела и китайского языка квалифицированно разъясняет: «В Поднебесной всегда выделялся целый пласт ученых мужей, которых называли ши... Будучи всегда полисемантическим понятием, ши к рубежу XIX—XX вв. обрело еще и значение "интеллигенция", обозначая уже не отдельного ученого, а некий общественный элемент» [Петрова, 2021: 110]. Однако традиционно служилые образованные сословия не представляли собой целостного общества, феномен интеллигенции как продукт западной мысли стал постепенно перениматься китайскими студентами, обучавшимися в Европе и Америке. Китайские коммунисты в русле марксистской риторики применили к интеллигенции обозначение чжиши цзецзи («знание» — «класс»). Либеральные китайцы предпочитают термин, обозначающий интеллектуала — ю сиэчжэ («тот, у кого есть познание»). Современное понятие чжиши фэньцзы («знающая часть общества») объединяет и интеллигентов, и интеллектуалов. Лидер начавшегося в нынешнем веке изучения интеллектуальной элиты Китая Сюй Цзилинь входит в наше интеллигентоведение
следующим определением: «Интеллигент — это тот, кто владеет знаниями и культурными символами и может использовать разум, чтобы выйти за рамки, ограничения его или его семьи, класса и местности» [Петрова, 2021: 113]. Осознающая себя и свой независимый статус, озабоченная общественными проблемами современная китайская интеллектуальная элита сильно отличается, по мнению С. Г. Петровой, от технических специалистов, бюрократов и просто профессиональных ученых. Моментом зарождения китайской интеллигенции можно считать 4 мая 1919 г., что непосредственно указывает на связь с массовым общественным движением. Будем считать дату выхода анализируемого сборника материалов ивановской конференции началом активного приобщения российских интеллектуалов к процессу изучения интеллигенции Китая.
М. В. Баканова, представляющая среди авторов анализируемых материалов Пакистан, поступает проще. Она цитирует... Большую советскую энциклопедию, понятие «интеллектуалы» рассматривает как «узкую часть термина "интеллигенция"» и утверждает, что образованная элита как западных, так и мусульманских стран «фактически может быть закономерно рассмотрена в качестве интеллигенции» [Баканова, 2021: 137—138]. Также будем считать, что это неплохое начало долгого пути, и начало это положено.
Интеллектуальная конкретика
Остальные участники «процесса» справедливо избегают «вечного вопроса», молчаливо солидаризируясь с базовыми определениями В. С. Меметова как основателя ивановской интелли-гентоведческой школы, который допускал понятие «интеллигент/интеллектуал» («круг людей культуры»?!), памятуя об общности ряда социальных функций и схожести статуса, но различиях в роли нравственных аспектов мировоззрения и деятельности. Это позволяет сэкономить драгоценное время и место, как свое, так и читателей, и непосредственно перейти к существу освещаемого вопроса.
Словно отвечая на призыв профессора С. М. Усманова, всегдашние локомотивы теоретических изысканий профессора
О. В. Золотарев и И. В. Сибиряков демонстративно обращаются к исторической конкретике. О. В. Золотарев анализирует социальный статус советского учительства [Золотарев, 2021: 20—25], и весьма своевременно, надо сказать, ибо интерес к истории этой важнейшей и многочисленной категории отечественной интеллигенции в последние годы значительно поугас. Прослеживаемая корреляция этого статуса с положением интеллигенции в структуре общества не вызывает возражений. И. В. Сибиряков начинает разработку новой проблемы, поддержанной государственным заданием и связанной с изучением методами исторической науки «интеллектуальной миграции» [Сибиряков, 2021: 48—54]. Уточняется понятийный аппарат, выделяются три миграционных волны ХХ века, показывается их отличие от перемещения представителей интеллигенции в масштабах страны. Однако заявленное в аннотации предположение о существенном изменении форм и направлений интеллектуальной миграции в условиях информационной революции пока не реализовано.
Завидную верность избранному направлению исследований демонстрирует профессор Е. М. Раскатова, тем более что история российской художественной интеллигенции второй половины ХХ века никогда не будет написана до конца, что, впрочем, соотносимо с любым социальным явлением любого периода. Но здесь всё, как всегда, неожиданно свежо и по-хорошему занимательно. В этот раз речь о кухне и ее роли в истории интеллигенции [Раскатова, 2021: 38—43]. Впрочем, опять же отметим, что экстраполировать мировоззренческие и поведенческие аспекты художественной интеллигенции, а, следовательно, и выводы ее исследователей, на всю интеллигенцию и, в частности, на столь непопулярную у аналитиков-гуманитариев интеллигенцию техническую, конечно, нельзя.
Далее, на примере событий разных эпох и участия в них интеллигентов/интеллектуалов с применением исторического или, реже, социологического инструментария в ряде статей показывается борьба за сохранение и развитие интеллектуальных и нравственных ценностей. Профессор В. Л. Черноперов анализирует модель университетского образования В. фон Гумбольдта (Берлин, 1810 г.), профессор К. Е. Балдин — кружок иваново-вознесенских
технологов начала ХХ в., профессор О. А. Яновский — проект «Белорусский университет», 1919—1921 гг. О недостаточности усилий в деле сохранения и развития этих ценностей говорится в публикациях профессора Г. С. Широкаловой (историческая память о Второй мировой войне поколения 2), костромского профессора А. В. Зябликова и доцента из Иваново К. А. Юдина (очередные обличения сталинской кинематографической цензуры), профессора С. Л. Страшнова (аудитория телеканала «Россия К», составляющая 1,1—1,7 % населения страны, что заставляет задуматься, каким образом будет происходить «посредническое связывание распадающихся страт» и возможна ли эта связь вообще). Немаловажные страницы истории российской интеллигенции и ее мироощущения в разных аспектах и временах воскрешают А. Н. Кураев (интеллигенция в массовых организациях 1905— 1907 гг.), И. А. Комиссарова (интеллигенция и налоговая система периода нэпа) и другие авторы.
В традиционном разделе «Личность в интеллигентоведче-ском дискурсе» героями стали древнеримский историк Секст Аврелий Виктор, интеллигент Британской Индии Са-ид Ахмад Хан, ярославский предприниматель рубежа XIX— XX вв. А. Ф. Грязнов, самарский адвокат А. Г. Елшин, Патриарх Алексий I (Симанский), партийный работник Б. А. Борисов, профессор Тимирязевской академии И. А. Каблуков, социолог Ю. А. Левада, сочинский краевед Н. О. Кирпич, палехский художник Ф. А. Каурцев. По-прежнему в фаворе русская эмиграция (публикации Л. В. Климович, А. А. Корникова, Л. П. Муромцевой). Эта бесконечная мозаика всегда вызывает как абстрактно научный, так и чисто человеческий интерес.
Вероятно, следовало строже отнестись к отбору материалов. Так, статья, достаточно профессионально и скрупулезно прослеживающая организационно-техническую работу в Красной армии 1918—1923 гг. (А. А. Кузнецов) и аспирантское изложение журналистского очерка (Д. С. Сафолов) собственно ин-теллигентоведческого материала не содержат. Также при всех оговорках об ответственности авторов определенная редакторская работа все же нужна: в ряде текстов грамматических ошибок явно многовато.
«Журнальное» заключение
Обобщенный ответ большинства участников экспертного опроса «Журналы социально-гуманитарных наук на современном этапе: ожидание и реальность» в значительной мере можно было предсказать заранее. Важны, каждый по-своему, и электронный, и типографский варианты отраслевых и вузовских журналов, по возможности междисциплинарного характера. В идеале каждый номер должен существовать и в том, и в другом виде; главное — тематика издания и качество публикуемых материалов. Современная наукометрия, если и отражает какие-то параметры изданий, то в целом далека от реальной оценки их вклада в науку. Отечественные индексы цитирования (РИНЦ и ВАК) на сегодняшний день для российской гуманитарной науки неизмеримо важнее, чем все прочие. Очень хотелось бы унификации требований, при этом устранения их излишней формализации. Критерии оценки результативности ученого, представляющего точные и технические науки, и исследователя-гуманитария во многих вопросах должны разумно различаться. Будущее научных журналов не безоблачно, но оно, безусловно, есть. Что и подтвердили большинством ответов более чем полсотни участников опроса из двадцати регионов России и Республики Беларусь. Однако скрупулезный анализ этих ответов с полным списком данных открытых вопросов сам по себе является ценным историческим и социологическим источником, характеризующим сегодняшнее состояние гуманитарных наук и их не поддающихся грузу лет и ученых степеней рыцарей. Ну а такое незначительное, но облегчающее труд ученого предложение, как перенос ссылок из концевых в постраничные, журнал «Интеллигенция и мир» уже пытался реализовать.
Уверен, что всё сказанное в адрес журналов относится и к научным конференциям, дающим возможность непосредственного, живого общения исследователей-единомышленников. Даже заочное дает многое. Свидетельство тому — анализируемый сборник материалов очередного форума интеллигентоведов-ивановцев. Не по месту жительства, так по месту встречи, но особенно — по духу и научному результату.
Список источников
Баканова М. В. Интеллигент Британской Индии — сэр Саид Ахмад Хан // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 137—141.
Васильев Н. Н. Новая интеллигенция против государства и общества // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 7—15.
Ершова Э. Б. Процессы генезиса и эволюции системы духовно-нравственных ценностей интеллигенции России в 1990—2000-е годы (авторский взгляд на проблему) // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23— 24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 15—20.
Жульков М. В. Интеллигенция в современном мире: между национальным и глобальным // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 85—90.
Золотарев О. В. Социальный статус советского учительства // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 20—25.
Интеллигенция в России: традиции и новации: тез. докл. Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 25—26 сентября 1997 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1997. 447 с.
Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. 312 с.
Комиссаров В. В. Общественная самокритика как функция интеллигенции в советском обществе // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 91—96.
Купцова И. В. Проблема генезиса интеллигенции в современной отечественной историографии // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 26—31.
Петрова С. Г. Об особенном пути формирования китайской интеллигенции // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 109—114.
Порозов В. А. Цифровизация и интеллигенция // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23— 24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 31—37.
Раскатова Е. М. Кухня как культурное пространство в постсталинскую эпоху // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч. -теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 38—43.
Семененко А. М. «Красное» и «белое» в прошлом, в настоящем и в будущем города Иваново // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 43—47.
Сибиряков И. В. Феномен «интеллектуальной миграции» глазами профессионального историка // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 48—54.
Смирнов Г. С. Образование ноосферы: мировая интеллигенция и глобальное сознание. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2016. 428 с.
Соловьев А. А. Сингулярность интеллигенции в контексте апокалиптического дискурса // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 54—59.
Усманов С. М. Некоторые размышления об изучении интеллигенции // Интеллигенция и интеллектуалы: генезис, формирование, развитие, деятельность: материалы XXXI Междунар. науч. -теорет. конф., Иваново, 23—24 сентября 2021 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021. С. 59—64.
References
Bakanova, M. V. (2021), 'An intellectual of British India — Sir Said Ahmad Khan', Intelligentsia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialy XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23— 24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 137—141.
Ershova, E. B. (2021), 'Processes of Genesis and Evolution of the System of Spiritual and Moral Values of the Russian Intelligentsia in the 1990s—2000s (Author's view of the problem)', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialy XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 15—20.
Intelligentsiia v Rossii: traditsii i novatsii: tezisy dokladov Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii (1997) [Intelligentsia in Russia: traditions and innovations: abstracts of the International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 25—26 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo.
Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialy XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii (2021) [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo.
Komissarov, V. V. (2021), 'Public self-criticism as a function of the intelligentsia in Soviet society', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialyXXXIMezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 91—96.
Kuptsova, I. V. (2021), 'The problem of the genesis of the intelligentsia in modern Russian historiography', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialy
XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 26—31.
Petrova, S. G. (2021), 'About the special way of formation of the Chinese intelligentsia', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialy XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 109—114.
Porozov, V. A. (2021), 'Digitalization and intelligence', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialy XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 31—37.
Raskatova, E. M. (2021), 'Kitchen as a cultural space in the post-Stalin era', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialy XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 38—43.
Semenenko, A. M. (2021), '"Red" and "white" in the past, present and future of the city of Ivanovo', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialyXXXIMezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 43—47.
Sibiryakov, I. V. (2021), 'The phenomenon of "intellectual migration" through the eyes of a professional historian', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialy XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 48—54.
Smirnov, G. S. (2016), Obrazovanie noosfery: mirovaia intelligentsiia i global'noe soznanie [Formation of the Noosphere: World Intelligentsia and Global Consciousness], Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo, Russia.
Soloviev, A. A. (2021), 'The Singularity of the Intelligentsia in the Context of Apocalyptic Discourse', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialyXXXIMezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 54—59.
Usmanov, S. M. (2021), 'Some Reflections on the Study of the Intelligentsia', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel 'nost ': materialy XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 59—64.
Vasiliev, N. N. (2021), 'New intelligentsia against the state and society', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel 'nost ': materialy XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 7—15.
Zhulkov, M. V. (2021), 'Intelligentsia in the modern world: between national and global', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialy XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 85—90.
Zolotarev, O. V. (2021), 'The social status of Soviet teachers', Intelligentsiia i intellektualy: genezis, formirovanie, razvitie, deiatel'nost': materialy XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii [Intelligentsia and intellectuals: genesis, formation, development, activity: Proceedings of the XXXI International scientific and theoretical conference], Ivanovo, Russia, 23—24 September, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet, Ivanovo: 20—25.
Статья поступила в редакцию 03.11.2021; одобрена после рецензирования 30.11.2021; принята к публикации 29.12.2021.
The article was submitted 03.11.2021; approved after reviewing 30.11.2021; accepted for publication 29.12.2021.
Информация об авторе /Information about the author
В. А. Порозов — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии и общественных наук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия.
V. A. Porozov — Candidate of Science (History), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Russia.