УДК 323.32
Ли Сяотао
https://orcid.org/0000-0002-8533-3431
Российская интеллигенция в начале XXI века
Статья подготовлена в рамках деятельности Центра по изучению русскоговорящих стран (ЦИРС) Юго-Западного университета КНР при Министерстве образования Китайской Народной Республики
Статья посвящена анализу феномена российской интеллигенции в XXI веке. Автор рассматривает различные определения понятия «интеллигенция», приводит точки зрения российских и китайских ученых, отмечает, что интеллигент - это особый социально-психологический тип человека, сложившийся в России в XIX веке, интеллигенция представляет собой большое социально-культурное сообщество, члены которого получили современное качественное образование, имеют систематические знания, что позволяют им ориентироваться в таких науке и технике, культуре, искусстве, образовании и религии, осуществлять творческую деятельность. Автор рассматривает основные этапы исторического развития российской интеллигенции, размышляет над изменением самосознания интеллигенции и ее социального статуса. В статье комментируются основные направления деятельности российской интеллигенции, анализируется опыт проведения научных конференций, организации научных школ, публикаций монографий и сборников статей, посвященных проблемам интеллигенции в России. Особое внимание уделяется вопросу о сложном и противоречивом статусе российской интеллигенции в современной ситуации, рассматриваются причины кризиса российской интеллигенции в начале XXI века, выявляются проблемы современной российской интеллигенции и определяются задачи, стоящие перед ней. Автор приходит к выводу, что интеллигенты как создатели, распространители и носители национальной культуры представляют собой главную силу возрождения национального духа.
Ключевые слова: Россия; интеллигенция; социально-психологический тип, первое десятилетие XXI века; национальное самосознание, кризис, политическая ситуация.
Li Xiaotao
Russian intelligentsia at the beginning of the XXI century
The article is devoted to the analysis of the phenomenon of the Russian intelligentsia in the XXI century. The author considers various definitions of the concept «intelligentsia», gives the points of view of the Russian and Chinese scientists, notes that the intellectual is a special social and psychological type of the person developed in Russia in the XIX century, the intelligentsia represent big welfare community which members got modern quality education, have systematic knowledge that allow them to be guided in science and technology, culture, art, education and religion, to carry out creative activity. The author considers the main stages of historical development of the Russian intelligentsia, reflects over change of consciousness of the intelligentsia and its social status. In the article the main activities of the Russian intelligentsia are commented on, is analyzed experience of holding scientific conferences, the organizations of schools of sciences, publications of monographs and collections of articles devoted to intelligentsia problems in Russia. Special attention is drawn to the question of the difficult and contradictory status of the Russian intelligentsia in a modern situation, the reasons of the crisis of the Russian intelligentsia at the beginning of the XXI century are considered, problems of the modern Russian intelligentsia come to light and the tasks facing it are defined. The author comes to the conclusion that intelligentsia as creators, distributors and bearers of national culture are the main force of the national spirit revival.
Key words: Russia; intelligentsia; social and psychological type, the first decade of the XXI century; national consciousness, crisis, political situation.
В 1980-х годах советская интеллигенция активно поддерживала реформы М. С. Горбачева и энергично агитировала за демократизацию и открытость, однако интеллигенты не
ожидали, что их претензии и действия в конце концов приведут к распаду СССР, развалу экономики, социальным потрясениям, этнической сепарации и др. В 1992 году известный
© Ли Сяотао, 2019
социолог культуры Л. Д. Гудков предсказывал «уход интеллигенции с исторической сцены». В обществе постоянно звучала фраза «интеллигенция умерла». В газетах, журналах и на интернет-сайтах появилось множество статей с такими заголовки, как «Интеллигенция умирает», «До свидания, интеллигенция!» и др. [1, с. 26].. Многие социологи и политологи утверждали, что теперь интеллигенты постепенно исчезают и рассеиваются. Они ушли с дороги: или уехали за границу, или переключились на другие отрасли. Можно ли назвать интеллигенцию социальным классом? Если бы она рассматривалась как общественная сила в социально-культурной сфере, то нам должно было бы грустно видеть, что интеллигенция постепенно исчезает из нашей социальной жизни». В 1999 году известный социолог Н. Е. Покровский сокрушался о том, что волею исторического случая мы оказались свидетелями и участниками окончательного крушения интеллигенции и ухода ее с исторической арены. По словам известного писателя и общественного деятеля Д. А. Гранина, русская интеллигенция, к сожалению, скоро будет заменена западными интеллектуалами.
3 октября 1993 года Б. Н. Ельцин, являющийся в то время президентом России, организовал октябрьское событие, которое потрясло весь мир. 5 октября, на второй день после инцидента, 42 известных поэтов, писателей и ученых совместно опубликовали в газете «Известия» письмо соотечественникам - сенсационное «Письмо Сорока двух» [10], в котором они публично выразили поддержку действиям Ельцина по обстрелу Белого дома. Это письмо не только вызвало шум в СМИ, но и привело к горячим спорам об интеллигенции в обществе. После резкого осуждения, попыток оправдания и жарких дискуссий в конце 20-го века в российском обществе стало преобладать настроение разочарования в интеллигенции. Большинство людей считали, что из-за неспособности выдержать испытания и утраты морали и даже доверия к себе в начале 1990-х гг. интеллигенция перестала существовать [9, с. 160]. И многие известные интеллигенты даже отказываются называть себя интеллигенцией, хотя, конечно, в дискуссиях об интеллигенции существует такое мнение: «Мы еще не мертвы, мы просто больны».
СССР распался уже 26 лет назад, преодолела ли кризис российская интеллигенция? В каком положении она находится на текущий момент?
I. Определение понятия интеллигенции
Прежде чем обсуждать эту тему, необходимо определить концепцию «российской интеллигенции», вследствие того, что до сих пор в академических кругах России и Китая понятие «российская интеллигенция» определяется по-разному, и эти концепции пока не удалось унифицировать. Сегодня в российском обществе существуют критика и даже отрицание интеллигенции, так, например, если в XX веке по отношению к интеллигенции использовались такие понятия, как «образованный слой», «культурный человек», «интеллектуал» и т. д., то в начале XXI века вместо термина «интеллигенция», чаще стали использовать слова «средний класс», «креативный класс», что показывает противоречивое отношение общества к интеллигенции.
В русском и многих других языках мира слово «интеллигенция/ intelligentsia» употребляется для определения интеллигенции, хотя это слово не исконно русское, но российская интеллигенция с ее яркой индивидуальностью, неповторимым темпераментом и позитивно направленной деятельностью создала свой славный образ в мировой культуре и истории. Она не только обеспечивала позитивную коннотацию слова «интеллигенции / intelligentsia», но и обогащала это слово, придавая ему уникальный смысл, способствовала широкому распространению слова «интеллигенция /intelligentsia» в языковой картине мира.
Сюй Цзилинь, известный китайский исследователь проблем интеллигенции, так определил российскую интеллигенцию XIX и XX веков: «В то время в отстающем от запада российском обществе была такая группа людей, которая принадлежала к высшему слою, но приняла западное образование и обладала западными знаниями. Исследуя в таком духе отсталое самодержавие России, эти люди чувствовали, что общество, где они живут, крайне уродливо и нерационально, что вызвало у них сильное чувство отчуждения от нынешнего порядка. Такая группа, имеющая чувство отчуждения от существующего общества и обладающая сильным критическим духом, особенно нравственно-
критическим сознанием, в то время называлась интеллигенцией. Российская интеллигенция является не профессиональным классом, а духовным. Люди этой группы могут даже происходить из разных сословий, некоторые из них могут быть офицерами, учителями, или др., но у них общие черты в духовном темпераменте» [13, с. 74]. Это определение было признано в отечественных академических кругах и до сих пор считается классическим определением русской интеллигенции столетие назад.
В России термин «интеллигенция» имеет особое значение. Размышляя о феномене интеллигенции, философ М. Каган назвал интеллигентов образованными людьми с больной совестью, по мнению философа, интеллигент - это особый социально-психологический тип человека, сложившийся в России в XIX веке в силу особых исторических условий, термин «интеллигенция» в России не всегда относится к людям, занимающимся умственным трудом [4, с. 17]. Когда речь идет об интеллигенции, мы имеем ввиду не только работников умственного труда, но и особый слой среди них, тех, которые обладают определенными национально-культурными характеристиками и особыми нравственными качествами: четкой нравственной позицией и социальной ответственностью. Такие люди уделяют пристальное внимание всему происходящему в обществе, они не эгоистично замыкаются в узком семейном кругу, а наделены способностью сопереживать [4, с. 18].
Интеллигенция, таким образом, оказывается такой группой, которая никогда не была высоко признана и четко определена, ее самосознание всегда было разнообразным и противоречивым. В настоящее время основное понимание интеллигенции в российских академических кругах можно кратко выразить так: во-первых, интеллигенция представляет собой большое социально-культурное сообщество, и люди в этой социальной сфере занимаются творческим умственным трудом, имеют высоко оцененное обществом социальное положение и профессию; во-вторых, это мощная социальная группа, которая может быть разделена на несколько структур. Такие люди получили современное качественное образование, имеют систематические знания, что позво-
ляют им ориентироваться в науке и технике, культуре, искусстве, образовании и религии, осуществлять творческую деятельность; более того, эти интеллигенты занимаются развитием и распространением культуры. В то же время существует очень важный момент. Интеллигент, безусловно, представляет собой носителя культуры. Но недопустимо отождествлять интеллигенцию с работниками умственного труда или деятелями культуры, поскольку интеллигенция не ограничивается узким профессиональным кругом, интеллигент всегда ищет истину, и уникальная особенность интеллигенции - думать о судьбе своего народа. Мы полностью согласны с данной точкой зрения, поэтому в данной статье мы будем опираться на данную концепцию для характеристики современной российской интеллигенции.
II. Основные направления деятельности
российской интеллигенции
1. Академические организации и научные конференции
Для интеллигенции академические организации подобны школам по развитию мысли. Людей привлекают общие ценности, образ жизни, мысли, хобби, традиции и др. в академических организациях, где они могут найти тех, с кем находят общий язык, достигают взаимопонимания. Такие общественные организации становятся своего рода духовным убежищем для интеллигенции. А общаясь с коллегами одной профессии на конференциях и симпозиумах в процессе дискуссий, люди получают новые идеи, углубляют свои знания. Интеллигент как человек, который порождает и распространяет идеи, считает публичные выступления и публикацию своих статей для широкой общественности своим любимым делом и неотъемлемой частью своей жизни.
На рубеже ХХ-ХХ1 веков в России был создан ряд исследовательских центров, занимающихся проблемами интеллигенции. Наиболее влиятельные из них - «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории Отечества» Ивановского государственного университета, «XX век в судьбах интеллигенции России» Уральского государственного университета. На сегодняшний день в этих центрах опубликовано более 100 сборников и монографий, более 500 статей и
проведено более 50 международных научных конференций. В 2002 году в исследовательском центре «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории Отечества» Ивановского государственного университета начал издаваться журнал «Интеллигенция и мир», который специализируется на исследовании феномена интеллигенции. Эти публикации вызвали большой интерес в российских академических кругах.
Благодаря постоянному участию ученых из многих областей гуманитарных наук, спектр исследований проблем интеллигенции еще более расширился. Например, вокруг известного социолога, декана факультета социологии Российского государственного гуманитарного университета РГГУ Ж. Т. Тощенко собралась группа социологов, которые посвящали свои силы исследованию разных аспектов феномена интеллигенции в современном обществе. В частности, с 1999 года они каждый год организуют международный симпозиум по проблемам интеллигенции, составляют и опубликовывают серию сборников «Интеллигенция и современность», которая существует уже более 16 лет, публикуют научные монографии.
С 1990-х годов во многих городах и известных вузах России проводятся конференции и семинары по проблемам интеллигенции (городские, общероссийские, международные и др.). В последние годы по мере увеличения числа участников и повышения качества статей конференции, посвященные проблемам интеллигенции, проводимые в МГУ и СПбГУ, становятся все более и более важными и популярными для отечественных и зарубежных исследователей.
2. Вузы
Безусловно, важнейшими культурными центрами для изучения проблем интеллигенции являются вузы. С конца прошлого века, после введения интеллигентоведения в академическую систему российских вузов, более 100 человек получили степени кандидата и доктора наук благодаря проведению исследований, посвященных российской интеллигенции. В настоящее время во многих университетах России в качестве обязательных предметов для гуманитарных специальностей существуют такие курсы, как «История российской интеллигенции», «Российская
интеллигенция и культура» и др. Например, на философском факультете МГУ введена не только «История российской интеллигенции» для бакалавров, но и «Российская интеллигенция Х1Х-ХХ веков» как общий факультативный предмет для аспирантов.
XX век был самым нестабильным и бурным периодом в истории России. За короткие сто лет эта страна пережила свержение Российской империи, рождение и распад СССР и создание Российской Федерации. В политической, военной, социальной, экономической, культурной и других областях произошли невиданные изменения, и в этих кардинальных переменах большую роль сыграла русская интеллигенция.
Именно поэтому в первой половине XX века известный русский литературный критик Р. В. Иванов-Разумник заявил: «История русской интеллигенции есть история русского сознания именно потому, что первая является носительницей второго» [2, с. 73]. И во второй половине XX века известный советский философ В. Ф. Кормер также пришел к выводу, что «Проблема интеллигенции -ключевая в русской истории» [5, с. 209].
В глазах преподавателей и студентов интеллигенция - это создатель национальной культуры, история которого касается русской национальной культуры, особенно русской мысли, литературы, философии, драмы, кино и др., так что история русской интеллигенции представляет собой настоящую «Русскую энциклопедию» XX века и зеркало русской истории, побуждающее современных людей использовать историю в качестве зеркала для изучения реальных проблем современного общества.
3. Печатные издания
Основной и традиционной платформой интеллигенции для публикации собственных работ, произведений и результатов исследований являются газеты, журналы и книжные издания, которые позволяют почувствовать «пульс и мысль» интеллигенции и следить за изменениями в социальных тенденциях. «Только в 1990-е годы в России были защищены 30 докторских и 104 кандидатских диссертации, посвященные данной проблематике, состоялось более 50 крупных научных форумов, результаты которых отражены в соответствующих сборниках материалов,
вышли в свет более 100 книг, а количество статей в периодике превысило возможности библиографического учета» [8, с. 92].
В XXI веке, помимо профессиональных журналов и сборников статей (таких, как вышеназванные «Интеллигенция и мир» и «Интеллигенция и современность»), издаются еще непериодические сборники трудов международных конференций и специальные сборники статей, также иногда в газетах введены специальные рубрики об интеллигенции и т. д. В этих сборниках, журналах и различных научных организациях исследователи фокусируют внимание на следующих аспектах. Во-первых, когда родилась российская интеллигенция? Причина, по которой российские ученые спорят по этому вопросу, во многом связана с их различными трактовками понятия интеллигенции. Исследователи из каждой области науки имеют свои определения и свои критерии оценки. В глазах исследователей суть этого вопроса заключается в том, как относятся к природе и специфике российской интеллигенции, как оценивают роль интеллигенции в процессе формирования русской культуры, и в таких принципиальных элементах, как национальные особенности и типы интеллигенции, подъемы и спады интеллектуальной деятельности интеллигенции, внутренние законы и тенденция развития интеллигенции. Во-вторых, каковы национальные особенности российской интеллигенции? В-третьих, российская интеллигенция - это позитивный или негативный феномен? Она является чудовищем или чудом? В-четвертых, что более нужно России сегодня - интеллигенты или интеллектуалы? Какая интеллигенция нужна современной России? В-пятых, действительно ли интеллигенты спасают Россию или они тащат ее в бездну? [8, с. 21-26; 11, с. 217-234]. В научных кругах по-прежнему нет единого мнения по этим вопросам и самосознание, и социальная роль интеллигенции все еще нуждаются в дальнейшем изучении.
11 марта 2010 года 350 известных интеллигентов и политических деятелей, в том числе Елена Боннэр - вдова академика А. Д. Сахарова, известный диссидент Владимир Буковский, бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, и председатель Исламского комитета России - Гейдар Дже-
маль и др., совместно выступили с открытым письмом, требуя, чтобы Путин, тогдашний премьер-министр, ушел в отставку, а правительство изменило свой политический курс. Это письмо доступно в Интернете, но его практически невозможно найти на бумажных носителях. Хотя правительство намеренно игнорировало это письмо, интеллигенты не перестали выражать свои политические взгляды и критиковать правительство.
От выборов 2011 года до начала 2012 года проблема интеллигенции снова стала часто обсуждаться в российских СМИ. Тогда в телепрограммах представители различных секторов горячо обсуждали проблему интеллигенции: программа ток-шоу «Реакция» в то время действительно вызвала сильную «реакцию», тем более, газета «Московские новости» намеренно открыла специальную рубрику, чтобы пригласить много известных специалистов участвовать в дискуссии, и учредила специальную награду от имени «российской интеллигенции».
В марте 2014 года профессор Андрей Зубов из МГИМО опубликовал статью, в которой он публично возражал политике правительства по возвращению Крыма России. В статье он сравнивал Путина с Гитлером и рассматривал присоединение Крыма к России как включение Австрии в состав нацистской Германии, за что он был уволен из МГИМО. Известный писатель Л. Е. Улицкая также оценивала нынешнюю Россию как повторное появление Третьего рейха Гитлера (в ответ на это официальные СМИ сравнили некоторых критикующих правительство интеллигентов с шпионами Запада, и с «Пятой колонной» западных стран, охватывающих Россию). Между тем, 500 интеллигентов, в том числе знаменитая балерина Светлана Захарова, пианист Денис Мацуев и немало других известных людей, написали совместное письмо, чтобы публично поддержать Путина и правительство. Эти события вызвали много дискуссий и большой общественный резонанс.
В то время как интеллигенты неутомимы в самосовершенствовании в своих профессиональных сферах, они также постоянно обращают внимание на изменения общества, будущее страны и судьбу народов, а не просто находятся в стороне (публикуют статьи в прессе, выступают по телевизору, пишут блоги и т. д., чтобы выразить свои политические взгляды и подвергнуть резкой критике
недостатки эпохи). В дополнение к публикации статей и написанию открытых писем, некоторые из них даже предпринимают активные действия для участия в различных общественных мероприятиях и демонстрациях. Зимой 2012 года много интеллигентов вышли на улицы, чтобы принять участие в демонстрациях на Болотной площади Москвы и улице Академика Сахарова. 24 декабря, как утверждали организаторы демонстраций, число людей, участвовавших в демонстрациях на Болотной площади, достигло 200 тыс., а московская полиция сообщила, что там было 2 000 человек, и некоторые иностранные свидетели считали, что там было около 3 000 человек. В Интернете было зарегистрировано 45 376 человек, выразивших свое мнение по поводу этой демонстрации. Согласно опросу среди этих людей, 62 % участников получили высшее образование, 13 % из них окончили университет, 11 % являлись выпускниками среднего профессионального училища, 5 % окончили среднюю школу и 8 % имели два диплома вуза, 12 % из них были студентами или безработными, 8 % работали предпринимателями или государственными служащими, 46 % профессионалы, 4 % занимались бизнесом, 2 % являлись домохозяйками и 9 % занимали руководящие посты.
В современную информационную эпоху, в то время как интеллигенты придерживаются своих традиционных методов - высказывать свое мнение на бумажных носителях, критиковать социальную несправедливость и пропагандировать свои политические взгляды, они также идут в ногу со временем и используют новые источники информации. В 1998 году после официального признания ЮНЕСКО Интернет был сразу же признан интеллигенцией за интерактивность, своевременность, комплексность и гипертекстуальность и стал наряду с печатью, радио и телевидением четвертой подсистемой СМИ. Сейчас Фейсбук и Твиттер очень популярны в России, через них люди могут без использования программного обеспечения, помогающего подключиться к иностранной сети, просмотреть все, что они хотят. Причина того, что зимой 2012 года организаторы демонстрации на Болотной площади достигли успеха, является то, что они в полной мере использовали эти сетевые инструменты. Вот поэтому некоторые люди даже называли
это событие «Фейсбук-революцией». Интересно, что большинство людей в России сейчас признают телевидение больше, чем интернет и печать. Они полагают, что с помощью Интернета можно быстро распространять информацию, но в Интернете также много сплетен и ложной информации, чрезмерно эмоциональных выступлений вплоть до выяснения личных отношений и оскорблений, что недопустимо для многих интеллигентов. В телевизионном ток-шоу наиболее обсуждаемыми темами об интеллигенции являются не только классические вопросы о российской интеллигенции: «Что делать?», «Кто виноват?», «Есть ли у России особый путь?» «Что такое свобода? «В чем виновата интеллигенция?» «Кому нужна интеллигенция?», «Для страны, общества и народу интеллигенция - это счастье или бедствие?» и др., и в ток-шоу часто горячо обсуждают участие интеллигенции в политике обществ, в дискуссиях принимают участие известные писатели, актеры, художники, а также священнослужители, общественные деятели, научно-технические работники и т. д. Хотя в этих мероприятиях или событиях участвуют не так много интеллигентов, влияние и голос интеллигенции нельзя недооценивать. Поскольку это в первую очередь означает, что интеллигенты все еще находятся в центре общественной жизни и являются социальной силой, которой нельзя пренебрегать. Они не будут игнорировать поведение правительства, закрывать глаза на проблемы и хранить молчание. С другой стороны, различное отношение российской интеллигенции к политике проявляется в том, что одни интеллигенты, освоившие передовые технологии, оставили свои родные города и зарабатывают на жизнь за границей. «За последние более чем 10 лет (1998-2008) свыше 200 тыс. ученых выехали за границу» [7, с. 106]. Другие же интеллигенты оставили свои профессиональные сферы деятельности и стали сотрудничать с властью, чтобы получить свободный доступ в СМИ и высокие зарплаты. Есть и другие группы интеллигентов: те, которые полностью изолированы от политики, те, кто активизируется в виртуальном пространстве Интернета, обсуждая там политические вопросы, противостоя властям и прямо и честно критикуя социальную несправедливость и различные негативные общественные явления.
С начала XXI века влияние интеллигенции на российское общество, по-видимому, уменьшились. Одна из основных причин, на наш взгляд, заключается в неудачных реформах, в которой активно участвовали интеллигенты, признающие впоследствии свою вину и заблуждения. Перед интеллигенцией стоит много проблем в стране и обществе, но до сих пор интеллигенция не выдвинула эффективных практических предложений и программ для изменения нынешней ситуации. Это снижает социальный престиж интеллигенции и углубляет внутренние противоречия между различными группами интеллигентов. Большой проблемой для современной российской интеллигенции является и отсутствие харизматических фигур: сейчас в России нет ни одного человека, пользующегося высоким авторитетом среди интеллигентов, таких, какими были А. Д. Сахаров или Д. С. Лихачев, которые могли бы собрать сотни людей по первому зову. Одновременно нельзя отрицать, что сейчас среди интеллигентов очень популярно равнодушное отношение к политике. Китайский поэт Ван Сяобо сказал, что для интеллигента стать элитой мышления важнее, чем стать моральной элитой. Это чрезвычайно соответствует самопозиционированию большинства сегодняшних российских интеллигентов.
Упадок интеллигенции на самом деле является потерей национальной культуры страны, потому что интеллигенты как создатели, распространители и носители национальной культуры представляют собой главную силу возрождения национального духа. Тем не менее, существование интеллигенции нельзя отрицать. По нашему мнению, российская интеллигенция не погибла. Интеллигенты все еще живы. Они сейчас стоят на своих позициях. Они сосредоточиваются на академической деятельности, размышляют о событиях времени, ищут истину и защищают национальный дух и культуру со всем достоинством и ответственностью.
3. Будущее российской интеллигенции
Интеллигенты постоянно спрашивают: Кто мы? Кто виноват? Что делать? В конце XX века, то есть в начале распада СССР, интеллигенты все еще спрашивали больше всего: «Кто виноват?», «В чем же мы виноваты?» А
вступив в XXI век, интеллигенты обсуждают уже другой вопрос: Быть или не быть?
После распада СССР в результате трансформации политической системы социальная экономика, законы, технологии и другие важные социальные структуры российского общества претерпели огромные изменения. Поэтому интеллигентам необходимо изменить сложившийся образ жизни, систему ценностей и нормы поведения, чтобы идти в ногу со временем. В то же время им также нужно адаптироваться к огромным изменениям общества, вызванным развитием рыночной экономики и информационных технологий, что является еще более трудным. Для некоторых людей этот мир изменился так быстро, что они не успели принять меры. Их идеалы и убеждения были беспощадно разрушены новой социальной реальностью, их система ценностей оказалась полностью подорвана. Они не могут найти свое место в обществе и утрачивают те убеждения, на которые они раньше опирались. Еще более усугубляет этот процесс спад в отечественной экономике. Известное изречение И. Бунина, высоко ценимое интеллигентами, о том, что нет ничего более ценного, чем поэзия и свобода, в современном мире, к сожалению, утрачивает свою ценности: сейчас между свободой и высокой зарплатой русские интеллигенты предпочитают выбирать последнее.
Перед российской интеллигенцией XXI века по-прежнему стоят важные задачи, но способы их решения изменяются. Сейчас российские интеллигенты уже завоевали свободу слова и могут выбирать объект исследования в соответствии со своими интересами, им больше не нужно бояться высказывать свое собственные идеи и мнения. Однако после скандальной ситуации с профессором Андреем Зубовым из МГИМО некоторые люди снова начали бояться открыто высказывать свою точку зрения. В 2012 году С. В. Магаева опубликовала «Красную книгу российских интеллигентов» [6], которая вызвала большой резонанс среди интеллигенции. Автор выбрал пять поколений интеллигентов из 18 этнических групп, в том числе учители, инженеры, писатели, художники, врачи и ученые. Выбранный временной интервал охватывает вторую половину XIX века, весь XX век и первое десятилетие XXI века. Самому старшему выбранному представителю интеллигенции 101 год, самому
младшему 23 года, и выбранные регионы -восток, запад, север, юг и центр России - от европейской части до Сибири, от Карелии до всей российской территории Северного Кавказа. После подробного наблюдения и исследования их жизни автор пришел к выводу, что сегодня российские интеллигенты находятся на грани исчезновения и нуждаются в срочной помощи общества и государства, чтобы выйти из кризиса. Между тем, однако, автор также твердо убежден в том, что, хотя интеллигенты, пережившие три революции, находятся в сложной ситуации, на них все еще возлагаются общественные надежды, и они по-прежнему являются опорой страны, людьми, которым можно доверить будущее государства и народа.
С начала XX века российские интеллигенты пережили три основных идеологических и социальных кризиса: провал первой в России демократической революции 1905 года (сборник статей «Вехи», вызвавший большой общественный резонанс, известен в китайских академических кругах), Октябрьская революция (сборник «Смена вех», вызвавший много споров среди интеллигентов, и последующий «Из глубины» были «горячими точками» исследования в китайских и русских академических кругах); но распад СССР в конце XX века оказал небывалое влияние на российскую интеллигенцию. Хотя интеллигенты выступали в качестве главной силы в процессе «опрокидывания» этого «красного колеса», однако, видя разрушение всех прежних социальных ценностных ори-ентаций, распад страны и другие непредвиденные последствия, российская интеллигенция впала в замешательство.
Первое десятилетие XXI века уже прошло, но кризис для российской интеллигенции не закончился. Кризис является синонимом «суда» в древнегреческом языке, так что некоторые ученые рассматривают кризис интеллигенции как суд для современных интеллигентов. После распада СССР у интеллигентов было достаточно времени, чтобы пересмотреть свои взгляды, адаптироваться к новой ситуации и задуматься над актуальными проблемами современности. На рубеже веков в сознании интеллигенции уже глубоко укоренились слова академика
Н. А. Федоренко о том, что единственный
путь, который сможет привести нас к счастливой жизни, является возрождение духа России [12, с. 301]. В процессе возрождении духа России именно интеллигенция является главной силой. Перед современным российским обществом стоит много вопросов и много дел, которые нуждаются в исследовании и активных действиях интеллигенции. Именно поэтому на российскую интеллигенцию возлагается великая ответственность и ей предстоит еще долгий путь.
Библиографический список
1. Дискуссионные вопросы современного российского интеллигентоведения [Текст] : материалы XXII Международной научно-теоретической конференции, Иваново, 22-24 сентября 2011 г. / М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ивановский гос. ун-т». - Иваново : Ивановский гос. ун-т, 2011. - 253 с.
2. Иванов-Разумник, Р. В. Что такое интеллигенция? [Текст] // Интеллигенция. Власть. Народ. Антология. - М. : Наука, 1993. - 341 с.
3. Интеллигенция России в XX веке и проблема выбора: Материалы «круглого стола» Все-рос. конф. «Интеллигенция России в истории XX века: неоконч. Споры», посвящ. 90-летию сб. «Вехи» / [Отв. ред. М. И. Кондрашева]. - Екатеринбург, 1999. - 123 с.
4. Каган, М. С. Российская интеллигенция: критика исторического опыта. Тезисы докладов Всероссийской конференции с международным участием [Текст] / М. С. Каган. - Екатеринбург, 2001.
5. Кормер, В. Ф. Крот истории, или Революция в Республике 8-Б: [Роман]; Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура; О карнавализации как генезисе «двойного сознания»: [Статьи] [Текст] / В. Ф. Кормер. - М. : Традиция, 1997. - 286 с.
6. Магаева, С. В. Красная книга российских интеллигентов (психологические портреты) [Текст] / С. В. Магаев. - Киров : Лобань, 2012.
7. Наумова, Т. В. Научная интеллигенция в новой России[М] [Текст] / Т. В. Наумова. - М. : ИФРАН, 2008.
8. Олейник, О. Ю. Изучение проблем интеллигенции в 90-е годы [Текст] // Интеллигенция и мир. - 2001. - № 1. - С. 91-100.
9. Перелом. Сборник статей о справедливости традиции [Текст]. - М. : Пробел, 2000, 2013. - 176 с.
10. Письмо сорока двух. Писатели требуют от правительства решительных действий. Интернет-ресурс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HONOUR/ LETT42.HTM. - (Дата обращения: 20.04.2019).
11. Рахшмир, П. Ю. Интеллектуальная защита бунта против интеллектуалов [Текст] // Диалог со временем. - 2012. - Вып. 38. - С. 129-141.
12. Федоренко, Н. П. Россия: уроки прошлого и лики будущего [Текст] / Н. П. Федоренко. - М. : Экономика, 2001. - 488 с.
13.
1999^6$.
Reference List
1. Diskussionnye voprosy sovremennogo ros-sijskogo intelligentovedenija = Debatable questions of modern Russian intelligentsia study [Tekst] : mate-rialy XXII Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii, Ivanovo, 22-24 sentjabrja 2011 g. / M-vo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, GOU VPO «Ivanovskij gos. un-t». - Ivanovo : Ivanovskij gos. un-t, 2011. - 253 s.
2. Ivanov-Razumnik, R. V Chto takoe intelli-gencija? = What is intelligentsia? [Tekst] // Intelli-gencija. Vlast'. Narod. Antologija. - M. : Nauka, 1993. - 341 s.
3. Intelligencija Rossii v XX veke i problema vy-bora = The intelligentsia of Russia in the XX century and a choice problem: Materialy «kruglogo stola» Vseros. konf. «Intelligencija Rossii v istorii XX ve-ka: neokonch. Spory», posvjashh. 90-letiju sb. «Vehi» [Tekst] / [Otv. red. M. I. Kondrasheva]. -Ekaterinburg, 1999. - 123 s.
4. Kagan, M. S. Rossijskaja intelligencija: kritika istoricheskogo opyta. Tezisy dokladov Vserossijskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem = Russian intelligentsia: criticism of historical experience. Theses of reports of the All-Russian conference with the international participation [Tekst] / M. S. Kagan. -Ekaterinburg, 2001.
5. Kormer, V F. Krot istorii, ili Revoljucija v Respublike S-F: [Roman]; Dvojnoe soznanie intelli-gencii i psevdokul'tura; O karnavalizacii kak gene-
zise «dvojnogo soznanija» = Mole of history, or Revolution in S-F Republic: [Novel]; Double consciousness of the intellectuals and pseudo-culture; About carnivalesque as genesis of «double consciousness»: [Stat'i] [Tekst] / V. F. Kormer. - M. : Tradicija, 1997. - 286 s.
6. Magaeva, S. V Krasnaja kniga rossijskih intel-ligentov (psihologicheskie portrety) = The Red List of the Russian intellectuals (psychological portraits) [Tekst] / S. V Magaev. - Kirov. : Loban', 2012.
7. Naumova, T. V Nauchnaja intelligencija v no-voj Rossii[M] = The scientific intelligentsia in new Russia [M] [Tekst] / T. V Naumova. - M. : IFRAN, 2008.
8. Olejnik, O. Ju. Izuchenie problem intelligencii v 90-e gody = Studying of problems of the intellectuals in the 90-s [Tekst] // Intelligencija i mir. - 2001. -№ 1. - S. 91-100.
9. Perelom. Sbornik statej o spravedlivosti tradicii = Crisis. Collection of articles about tradition justice [Tekst]. - M. : Probel, 2000, 2013. - 176 s.
10. Pis'mo soroka dvuh. Pisateli trebujut ot pravitel'stva reshitel'nyh dejstvij = Letter of forty two. Writers demand resolute actions from the government. Internet-resurs [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HONOUR/ LETT42.HTM. - (Data obrashhenija: 20.04.2019).
11. Rahshmir, P. Ju. Intellektual'naja zashhita bunta protiv intellektualov = Intellectual protection of a revolt against intellectuals [Tekst] // Dialog so vremenem. - 2012. - Vyp. 38. - S. 129-141.
12. Fedorenko, N. P. Rossija: uroki proshlogo i liki budushhego = Russia: lessons of the past and faces of the future [Tekst] / N. P. Fedorenko. - M. : Jekonomika, 2001. - 488 s.
fc^f'J, 1999^6$.