А. Н. Кураев
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
Введение
Женский вопрос возник как комплекс социальных проблем, связанных с положением женщины в обществе и семье (уравнение женщин и мужчин в политических, гражданских, экономических, культурных и других правах, охрана материнства и детства и т. п.)1. Данный вопрос выражался в осмыслении положения и роли женщин в обществе, обосновании программы их эмансипации с целью вовлечения в общественную жизнь в качестве активных и творческих субъектов.
В женском вопросе тесно переплетались три темы, которые являлись одновременно и причинами, и сутью его: 1) «Эмансипация» — освобождение женщин, снятие ограничений в правах по признаку пола, предоставление им полной юридической правоспособности; 2) «Суфражизм» — движение за предоставление женщинам одинаковых с мужчинами избирательных прав; 3) «Феминизм» — теория равенства полов и деятельность женщин в процессе борьбы за равноправие на основе феминистской идеологии, в которой существующая гендерная система критикуется как дискриминационная по отношению к женщинам; важными признаками феминизма считаются теоретическая работа и критическое отношение к привилегированному положению мужчин в обществе2.
© Кураев А. Н., 2020
Кураев Алексей Николаевич — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры общественных процессов, СМИ и рекламных технологий, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), [email protected] (Dr. Sc. (History), Professor of the Department of Social Processes, Media and Advertising Technologies, K. G. Razumovsky Moscow State University of Technology and Management — the First Cossack University).
Обострение женского вопроса в Российской империи в конце XIX — начале XX в. было связано с изменением социальных ролей женщин под воздействием процессов модернизации и развития капитализма, которые вынудили широкие женские массы выйти на рынок труда. С конца XIX в. женщины работали в сфере государственного аппарата — в почтовых конторах, таможнях, статистических комитетах МВД и Министерства земледелия, в канцеляриях министерств, Государственного совета, Сената и других государственных учреждений; в редакциях журналов и газет, издательствах и типографиях; в экономической сфере — на фабриках и заводах, в швейных мастерских и даже в конторах частных промышленных и торговых предприятий. Женщины-врачи трудились в земских больницах и на дому; с 1898 г. их начали принимать на государственную службу.
К началу XX в. доля женщин среди работников текстильной промышленности достигла 46,6 %, в металлообрабатывающей промышленности — 2 %; а в 1910 г. она составляла соответственно 55,4 и 5 %. Всего в фабрично-заводской промышленности в 1902 г. трудились более 479 тыс. женщин, или 28 % от всей массы работников; а к январю 1917 г. данная доля равнялась уже 40 %. С 1904 г. женщинам разрешили поступать на государственную службу в Почтово-телеграфное ведомство (при условии прохождения трехгодичного испытательного срока или сдачи экзаменов на знание немецкого и французского языков); в 1907 г. они составляли в нем уже подавляющее большинство работников — 44 тыс. из 56 тыс. служащих. Число женщин, служивших на железных дорогах, достигло в 1909 г. 30 тыс., из них более 21 тыс. были заняты охраной железнодорожных путей.
В то же время в Российской империи сохранялась дискриминация по тендерному признаку. Это проявлялось прежде всего в оплате труда женщин. Например, в начале XX в. заработок женщин-обходчиц на железных дорогах составлял лишь четверть заработка мужчин-обходчиков. А заработок учительниц школ Москвы — чуть более 1/8 заработка учителей-мужчин.
Законодательство и политика в области прав и обязанностей женщин строились на основе традиционно-патриархальных
взглядов на предназначение женщины. Сохранялось неравенство в вопросах семейного и гражданского права. Законодательство предписывало жене «неограниченное послушание» мужу; отдельный паспорт она могла получить лишь с его согласия. Женщина не имела права отыскивать отца ребенка, рожденного вне законного брака. Право опеки над имуществом малолетних детей при жизни родителей принадлежало только отцу. Совершеннолетие девушки определялось на четыре года позже юноши: соответственно в 21 год и 17 лет. Женщины были очень сильно стеснены в правах наследования по прямой и совершенно исключены из числа наследников в боковых линиях родства (дочери, имеющие братьев, получали 1/7 движимого и 1/17 недвижимого имущества). Без позволения мужа жена не могла вступать в договор личного найма, выдавать векселя. Женщины не имели представительства в органах земского и городского самоуправления и в Государственной думе — не могли участвовать в выборах и быть туда избранными. Максимум, что позволялось женщинам, и то лишь при наличии имущественного ценза, — это уполномочить ближайших родственников-мужчин на участие в выборах. Женщины не имели права быть и присяж-
3
ными заседателями .
Таким образом, женщины не могли реализовать свои профессиональные знания и потенциальные возможности. Модернизация явилась социально-исторической эпохой, в которой женщины сумели заговорить о сбоях в социальной конструкции полов. Низкий правовой статус (политика, семья, права наследования и другие сферы), дискриминация в условиях и оплате труда, отчуждение от образования, невозможность участия в общественной деятельности и невостребованная социальная активность стали основными предпосылками возникновения женского движения, которое являло собой одно из направлений освободительного движения в России.
Целью данной статьи является рассмотрение позиции либеральной и марксистской интеллигенции относительно сущности женского вопроса и путей его решения в России в конце XIX — начале XX в.
Автор применил следующие научные методы исследования: анализ и синтез фактов (сначала разделение их на элементы,
изучение их возникновения и развития, затем осмысление взаимосвязей и взаимозависимостей фактов), индукцию (от частного к общему) и дедукцию (от общего к частному), сравнительный анализ (сопоставление отдельных явлений и процессов с целью обнаружения их сходства и различий).
Позиция либеральной интеллигенции
Основательницами и лидерами женского движения в России являлись образованные дворянки А. П. Философова, Н. В. Стасова, М. В. Трубникова. Затем к ним присоединились интеллигентки из средних слоев.
На наш взгляд, нельзя однозначно квалифицировать российское женское движение как «либеральное (либеральный феминизм)»4. Ведь в женском движении активно участвовали: социалистки, защищавшие избирательные права женщин, идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах; феминистки, выступавшие за равноправие женщин и мужчин; радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью. В начале XX в. женский вопрос приобрел разные интерпретации и пути решения в либеральной и марксистской политических доктринах.
Либеральная интеллигенция признавала значимость решения женского вопроса для достижения социальных изменений и право женщин на самостоятельное политическое движение в защиту своих интересов. Она рассматривала женское феминистское движение как один из отрядов общедемократического наступления на самодержавие. Поэтому пути решения женского вопроса либералы видели в поддержке независимого женского движения и участия женщин в деятельности либеральных партий. Принципиальной установкой отечественного либерального феминизма было представление об огромной общественной значимости решения женского вопроса, которое позволит всему российскому обществу двигаться по пути прогресса и решать общечеловеческие задачи. Так, на 1 -м Всероссийском женском съезде в декабре 1908 г. А. П. Философова утверждала: «Женский вопрос — это искажение справедливости. Мы требуем только (курсив мой. — А. К.) признания за нами равных прав с мужчиной на труд во всех областях и требуем,
чтобы общество и государство расплатилось бы с нами за него той же монетой — признанием за нами тех же политических и гражданских прав, что и за мужчиной... Когда женщина достигнет этого, — исчезнет и женский вопрос: он сольется с общече-ловеческим»5. Обратим внимание на слово «только». Как видно, либералы не хотели смешивать женский вопрос с решением других насущных политических и социально-экономических проблем. Философовой вторил известный социолог В. М. Хвостов. Он сформулировал цель женского движения как самоорганизацию женщин и борьбу против «всех тех стеснений, которыми в настоящее время опутана женская личность», а также против представлений о «природной неполноценности женщин»6.
С конца XIX в. либеральная интеллигенция активно создавала женские клубы. В результате в крупных городах страны сложилась целая сеть женских объединений: профессиональных, образовательных, благотворительных, взаимной поддержки и других, которые составили организационную структуру женского движения. В своей деятельности они основывались на идеях либерализма, утверждавших права и свободы личности. Крупнейшей организацией клубного характера стало Русское женское взаимно-благотворительное общество (РЖВБО), созданное в Петербурге в 1895 г. Его лозунг — «Свобода и равенство всех перед законом без различия пола». РЖВБО было инициатором созыва 1-го Всероссийского женского съезда, в 1908, 1911 и 1914 гг. участвовало в конгрессах Международного женского совета.
Инициатор создания (декабрь 1905 г.) и лидер Женской прогрессивной партии (ЖПП) М. И. Покровская рассматривала ее как партию для борьбы за женские права, так как, по ее мнению, существующие политические партии не ставили перед собой такой задачи. ЖПП участвовала в подготовке петиции к II Государственной думе с требованием избирательных прав для женщин. Эту партию часто называли профессиональной, определяя характер ее феминизма как деловой, связанный с профессиональной деятельностью женщин «интеллигентных профессий», особенно врачей. Для достижения поставленных целей партия развивала сотрудничество с другими российскими женскими и феминистскими организациями, с международным
феминистским движением. В 1909 г. на Лондонском конгрессе она присоединилась к Международному женскому суфражистскому альянсу. ЖПП участвовала также в 6-м конгрессе Международного женского совета (1911 г., Стокгольм).
И в период революции 1905—1907 гг., и после нее ЖПП пыталась решить главную задачу русского феминизма — объединить женщин разных классов и слоев на единой партийной платформе. Тема единения — концепция «женского пролетариата» — разрабатывалась на заседаниях Реферативного отдела и практически реализовывалась в деятельности Клуба партии. Активистки ЖПП утверждали, что интеллигентные женщины эксплуатируются так же, как и работницы, и поэтому тоже являются пролетариатом; основа объединения «интеллигентного» и «неинтеллигентного» женского пролетариата — их общая внеклассовая, внесословная униженность по половому признаку, и поэтому все женщины представляют собой единый класс; изменить ситуацию могут только сами женщины, выступая массово и вне классовых интересов за свои права. Прогрессистки считали, что союз интеллигенток, работниц и крестьянок — это един-
7
ственный путь к получению женщинами гражданских прав . Процесс единения шел трудно по многим причинам, в том числе из-за низкого образовательного уровня работниц. Поэтому в Клубе проводились занятия для работниц и женской прислуги. В качестве солидарной помощи устраивались благотворительные акции. В начале 1914 г. ЖПП — инициатор движения за право женщин быть адвокатами. (В 1912 г. III Государственная дума приняла законопроект о праве женщин на адвокатскую практику, но он не был утвержден Государственным советом.) Однако ЖПП так и не стала массовой, не имела отделений за пределами Петербурга. Это объяснялось сложной для понимания идеологией и риторикой партии, которые находили отклик лишь у узкого круга образованных женщин и казались утопическими на фоне острых классовых столкновений.
Несомненная заслуга ЖПП — решительная борьба против проституции и условий существования этого явления. Главной мишенью партии был Врачебно-полицейский комитет, осуществлявший надзор за проститутками. Он характеризовался как позор страны и как мера, дискриминирующая и унижающая
женщин. Прогрессистки требовали его роспуска. По этому поводу в правительственные структуры было подано огромное количество ходатайств и требований. В 1909 г. при участии ЖПП был подготовлен проект уголовного уложения, включавший статьи против сутенеров и сводников. В апреле 1910 г. ЖПП и Российское общество защиты женщин организовали 1-й Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами8. В 1913 г. совместно с Лигой равноправия женщин через сочувствующих депутатов в IV Государственную думу был внесен законопроект об отмене регламентации проституции. М. И. Покровская сформулировала несколько интересных идей о «единой половой морали», в частности об ответственности мужчин, как потребителей услуг проституток, за существование проституции; этих мужчин предлагалось так же считать «проститутками» и подвергать общественному осуждению9.
Позиция марксистской интеллигенции
С точки зрения марксистской интеллигенции, женский вопрос носил вторичный характер и отдельно от классовых отношений не существовал. В женском вопросе социал-демократы видели проявление основного противоречия капитализма — между трудом и капиталом. Для них решение женских проблем пролегало через включение женщин в революционную борьбу пролетариата. Поэтому к независимому женскому движению социал-демократы относились отрицательно, полагая, что оно сознательно отвлекает работниц от классовой борьбы. А. М. Коллонтай, главный идеолог социал-демократии в женском вопросе, полагала, что «у работниц нет специфических женских задач. специфических интересов, отличающихся от интересов всего пролетариата»10. Она утверждала, что «отдельного, самостоятельного женского вопроса не существует, противоречие, которое при буржуазном строе угнетает женщину, является частью великой социальной проблемы борьбы труда и капитала»11.
Однако революция 1905—1907 гг. показала важность участия женщин в революционной борьбе. Поэтому женский вопрос стал разрабатываться социал-демократами в контексте победы социальной революции и построения нового общества. Одновременно они были обеспокоены активностью феминистских
организаций в среде пролетарок. В этом социал-демократы, особенно большевики, увидели угрозу «распыления» рабочего класса по половому признаку. В результате российская социал-демократия заняла по женскому вопросу очень противоречивую позицию. С одной стороны, она призывала работниц бороться за свое освобождение только в рядах организованного пролетариата и под руководством РСДРП, декларируя равноправие полов в рабочем движении. Социал-демократы утверждали, что при социализме женский вопрос решится автоматически, так как будут созданы политические, социально-экономические и бытовые условия для успешного сочетания материнства с активным участием женщин в общественном производстве. С другой стороны, социал-демократия рассматривала рабочее движение, пролетариат и РСДРП сугубо вне гендерных категорий и различий. Социал-демократы негативно относились к участию работниц в феминистских организациях, считая их «буржуазными».
Созданный в феврале 1905 г. в Москве Союз равноправности женщин (СРЖ) по своему месту на российской политической арене максимально приблизился к радикальным социалистическим партиям. СРЖ объединял образованных женщин среднего класса. Программа СРЖ включала требования: 1) немедленного созыва Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, равного, тайного избирательного права без различия пола, национальности и вероисповедания; неприкосновенности личности и жилища; свободы совести, слова, печати, союзов; восстановления в правах пострадавших за политические и религиозные убеждения; 2) признания прав народностей России на политическую автономию и национально-культурное самоопределение; 3) уравнения женщин всех социальных слоев в политических и гражданских правах с мужчинами; уравнения крестьянок с крестьянами в аграрных реформах; охраны женского труда и обязательного страхования женщин-работниц наравне с мужчинами; допуска женщин во все сферы общественной и профессиональной деятельности; совместного обучения лиц обоих полов; отмены законов о проституции и законов, унижающих человеческое достоинство женщин; 4) отмены навсегда смертной казни12. Как видно, представители СРЖ рассматривали проблему неравенства полов как одну из важнейших
на пути развития общества. Получение женщинами избирательных прав представлялось «равноправницам» первоочередным шагом. Принцип внесословности был для них также важен, поэтому они отстаивали права женщин всех сословий и социальных групп. Многие из «равноправниц» разделяли социалистические взгляды. Этим объяснялось их активное участие в революционной деятельности. К октябрю 1905 г. СРЖ насчитывал 48 отделений, а к весне 1906 г. — уже 78 отделений и 8 тыс. членов. В отделениях крупных городов было от 100 до 300 членов, в уездах — 10—20. В период реакции деятельность СРЖ пошла на спад. Конференция СРЖ (апрель 1908 г.) констатировала кризис организации: ее численность упала до 1,5 тыс. человек (26 отделений), партийные конфликты разрастались. Решено было не легализовать Московское и Петербургское отделения в соответствии с новыми правилами. Всем отделениям рекомендовалось пропагандировать идею равноправия, организовывать клубы работниц в составе легальных женских обществ. В конце 1908 г. СРЖ распался.
Женский политический клуб (ЖПК) был создан в Петербурге весной 1906 г. как межпартийная политическая организация. Ее целями являлись пропаганда идей равноправия женщин и всеобщего избирательного права. В ЖПК входило 600 членов. Ведущие позиции в Клубе занимали социал-демократы. В нем также состояли эсеры и кадеты. ЖПК основал четыре клуба работниц, где не реже одного раза в неделю проходили собрания с докладами о текущих политических событиях: законопроекте о равноправии женщин, гражданских свободах, черносотенном терроре и др. В собраниях участвовали депутаты I Государственной думы от фракций социал-демократов и трудовиков. 9 июля 1906 г., после разгона I Думы, ЖПК был запрещен полицией13.
В 1907 г. в Петербурге по инициативе А. M. Коллонтай при Союзе текстильщиков и Центрального бюро профсоюзов организуется первый пролетарский женский клуб «Общество взаимопомощи работниц». При клубе была вечерняя женская школа. С 1914 г. стал выходить созданный по инициативе В. И. Ленина социал-демократический женский журнал «Работница», сыгравший большую роль в активизации женского движения.
Женское движение в 1905—1914 гг.
Первая российская революция оказала огромнейшее влияние на женское движение. С одной стороны, общий социальный подъем активизировал и радикализировал борьбу женщин за равноправие. Женское движение приобрело политический характер, возникли первые женские политические организации и партии. Однако избирательное законодательство 1905—1907 гг. нарушило равенство россиян в политическом бесправии: даже на волне революции женщины не получили избирательных прав. Представление о том, что «женское освобождение» произойдет автоматически в результате демократических реформ, оказалось иллюзией. Поэтому женщины пришли к осознанию необходимости создания собственного массового движения за свои права.
1907—1914 гг. — это этап формирования массового женского движения с разветвленной инфраструктурой, интегрирующего различные социальные слои женщин. В женском движении стали участвовать не только зажиточные, но уже и беднеющие и бедные слои. «Новых женщин» отличала социальная мобильность, отказ от материальной связи со своей средой, а также от ее моральных установок, идеалов, ценностей и норм поведения. Расширился и возрастной состав движения, прежде всего за счет девушек и молодых женщин, избавившихся от родитель-
14
ской опеки и «ига семьи»14.
Количество женских организаций и разнонаправленность их деятельности продолжали возрастать. Все существовавшие женские объединения с определенной долей условности можно разделить на благотворительные, нравственно-этические, религиозные, профессиональные и общественно-политические. Многообразие деятельности и направлений женского движения способствовало формированию широкой социальной базы его участниц и возможности выражать интересы разных слоев женщин. В Петербурге в 1908, 1910 и 1913 гг. при участии женских организаций были проведены три всероссийских женских съезда.
Основные сферы деятельности женского движения
Одним из условий равноправия женщин и их эмансипации было получение ими образования. Модернизация вызывала необходимость повышения производительности труда путем распространения разнообразных знаний среди населения через систему просвещения. В России право на высшее образование в связи с гендерной дискриминацией не имели женщины всех сословий. Во второй половине XIX в., дав ход реформам в области женского начального и среднего образования, правительство лишь осуществляло жесткий контроль за деятельностью учебных заведений. Начиная с 1860-х гг. с разнообразными инициативами по просвещению масс выступали женские организации. Активизировалась борьба женщин за высшее и профессиональное образование. Итогом женских инициатив явилось создание к началу XX в. в России общественной системы женского образования, действующей параллельно с государственной. Эту систему представляли высшие, средние и начальные женские курсы и учебные заведения, которые функционировали при женских организациях на общественные средства15.
Женские организации активно участвовали в борьбе за доступ к сфере профессионального труда. Консерватизм государственной политики в отношении женщин, непризнание за ними прав на профессионально-трудовую деятельность вызвали появление женских инициатив трудовой самопомощи. Для приобщения женщин к профессиональному труду стали создаваться всякого рода общества взаимопомощи, производственные артели, бытовые товарищества и коммуны. К началу XX в. общества трудовой помощи для женщин выполняли многопрофильные функции: предоставляли лицам женского пола удобные помещения для пребывания в свободное от работы время; занимались поиском рабочих мест и занятий; обеспечивали пищей и медицинской помощью; назначали денежные пособия; устраивали кассы взаимопомощи, читальни. Деятельность женщин в трудовом вспомоществовании дополняла мероприятия государственного и общественного призрения. В деле реализации права на труд в сфере «интеллигентных профессий» женские организации постоянно взаимодействовали с государственными и общественными органами власти.
Активно развивалась благотворительность женских объединений и частных лиц. Она в некоторой степени компенсировала отсутствие четко организованной государственной помощи бедным. Направления благотворительности были многоплановыми: материальная поддержка малоимущих и нуждающихся, просветительство, поддержка учащихся девушек и женщин, помощь в получении профессионального образования и трудоустройстве, борьба с проституцией и алкоголизмом, опека над детьми, забота о престарелых, движение сестер милосердия. Действуя параллельно с властными структурами на основе интеграции интересов различных групп женщин, благотворительные женские организации закладывали фундамент системы социальной защиты.
Формы борьбы женских организаций за гражданские и политические права, в том числе за избирательные права, были разнообразны. Женщины входили во все крупнейшие революционные и оппозиционные партии и организации, подвергались репрессиям, судам, казням, каторге, тюремному заключению и ссылке наравне с мужчинами. Благодаря давлению на представительную власть через партийные фракции и членов различных партий в представительных органах управления, прогрессивно мыслящих государственных деятелей и народных избранников, женщины добились смягчения брачного законодательства, несколько изменены были в пользу женщин законы об участии в местном самоуправлении, допуске к государственной службе. Придерживаясь традиционной консервативно-патриархальной концепции в вопросе о гражданско-правовом равенстве полов, большинство российских легальных политических партий не могли существенно повлиять на изменение государственной политики в отношении женщин. В то же время поддержка женщинами различных политических партий и объединений и личное участие в них вели к противоречиям внутри женских организаций и тем самым не способствовали консолидации общих усилий всего женского движения.
Заключение
Несмотря на разное понимание представителями либеральной и марксистской интеллигенции причин возникновения и сущности женского вопроса, все они активно участвовали в его решении, в том числе в организации и развитии женского движения. Главная заслуга этого движения в конце XIX — начале ХХ в. — постоянное привлечение внимания общества и государства к необходимости решения женского вопроса в России. 22 февраля 1913 г. (8 марта) в России впервые отмечался Международный женский день. Член Лиги равноправия женщин С. А. Тюрберт утверждала, что женское движение развивает современную демократию, а условия российской действительности ставят перед ним особые задачи — «служения общей для всего общества цели»16. Она считала, что неразвитость форм демократической жизни в России требует от женского движения усилий не только по достижению феминистских целей самого этого движения, но и по реализации общедемократических целей и задач. Женщинам в то время еще не удалось завоевать политические, в том числе избирательные права. Но развивалась система женского образования. Частично была решена проблема женской занятости. В 1912 г. III Государственная дума одобрила законопроект об уравнении женщин в правах наследования; однако данный закон не распространялся на крестьянское население.
Примечания
1 Коллонтай А. М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909; Философова А. П. Женский вопрос в России // Первый женский календарь на 1912 г. / [сост.] П. Н. Ариян. СПб., 1912.
2 Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности. СПб., 2007.
3 Отечественная история: энциклопедия: в 5 т. М., 1996. Т. 2. С. 181.
4 Россия в 1905—1907 гг.: энциклопедия. М., 2016. С. 283.
5 Цит. по: В. М. Из бесед с членами съезда. А. П. Философова // Слово. 1908. 11 дек. (№ 647). С. 6.
6Хвостов В. М. Женщина и человеческое достоинство: исторические судьбы женщин. Природа женщины. Женский вопрос. М., 1914. С. 509.
7 Программа Женской прогрессивной партии // Российские партии, союзы и лиги: сборник программ, уставов и справочных сведений. СПб., 1906.
8 Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами. СПб., 1911—1912. Т. 1, 2.
9 Покровская М. И. Как женщины должны бороться с проституцией // Труды Первого Всероссийского женского съезда. СПб., 1909; Ее же. Единая половая нравственность // Женский вестник. 1910. № 4.
10 Коллонтай А. М. К истории движения работниц в России. Харьков, 1920. С. 67.
11 Коллонтай А. М. Труд женщины в эволюции народного хозяйства. М.; Пг., 1923. С. 109.
12 Устав Союза равноправности женщин. Казань, 1906.
13 Маргулиес М.А. Женский политический клуб // Первый женский календарь на 1907 г. / [сост.] П. Н. Ариян. СПб., 1907.
14 Пушкарева Н. Л. У истоков русского феминизма: сходства и различия России и Запада // Российские женщины и европейская культура. СПб., 2001.
15 Ефремова Н. П. Первые шаги русских женщин к высшему образованию // Вопросы истории. 1983. № 5.
16 Тюрберт С. Женский вопрос и политический строй // Труды 1-го Всероссийского женского съезда. СПб., 1909. С. 511.