Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал личности: опыт социологического анализа'

Интеллектуальный потенциал личности: опыт социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3508
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТ / КУЛЬТУРА / ПОТЕНЦИАЛ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERSONALITY INTELLECTUAL POTENTIAL / INTELLECT / CULTURE / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кунгурцева Гузэль Фанузовна

Статья посвящена исследованию феномена интеллектуального потенциала. Дан социологический анализ интеллектуального потенциала личности как социального явления, который развивается, существует и функционирует в обществе в определенных социокультурных условиях. В то же время реализация интеллектуального потенциала личности является механизмом формирования и развития интеллектуального потенциала общества. Предлагается оригинальная дефиниция интеллектуального потенциала личности через понятия « интеллект» и «потенциал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality intellectual potential: experience of sociological survey

The article is devoted to investigations of theoretical problems of the personality intellectual potential. The sociological analysis is given and the original definition is suggested. The essential and functional characteristics, its properties and relation to the society intellectual potential are looked through. The conclusion is made that the forming of intellectual potential is fulfilled in determined social-cultural conditions. The necessity of the plurality of potential reproduction is confirmed through the personality self-expression in different kinds of activity.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал личности: опыт социологического анализа»

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

ляться новые концептуальные подходы к его изучению. Эти подходы будут освещены в следующей статье.

Библиографический список

1. Ленин, В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. В 50 т. Т. 40. — М. : Гос. изд-во полит. литературы, 1963. —С. 315.

2. Вебер, М. Избранные произведения ; пер. с нем. / М. Вебер — М. : Прогресс, 1990. -С.142-150.

3. Сухарева, Н. Н. Предпосылки превращения труда в первую жизненную потребность / Н. Н.Сухарева - Минск, 1984. — С. 15.

4. Митрошенков, О. А. Либерализм / О. А. Митрошенков // Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. - М. : Мысль, 2003. — С. 559-560.

5. Либерализм в России.-М. : Институт философии РАН, 1996. -С. 70-71.

6. Шабанова, Марина. Социология свободы: трансформирующееся общество / Марина Шабанова // Серия «Монография». № 8.-М. : Московский общественный научный фонд, 2000.-С. 43-53.

7. Хайек, Ф. А. фон. Дорога к рабству ; пер. с англ. / Ф. А. фон Хайек.-М. : Экономика, 1992.- 176 с.

8. Friedman, Milton. Capitalism and Freedom / Milton Friedman //

With the assistance of Rose D. Friedman.-Chicago and London : The University of Chicago Press, 1982. -202 p.

9. Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. -1990.-№ 3.-С. 134-148.

10. Новикова, Л. Идейные истоки русского либерализма / Л. Новикова, И. Сиземская // Общественные науки и современность.- 1993.-№ 3.-С. 124- 135.

11. Петров, И.И. Новый либерализм для России: уроки западных дискуссий / И.И. Петров // Общественные науки и современность.- 1996.-№ 5. -С. 71-82.

12. Политическая история России : учебн. пособие / Отв. ред. проф. В. В. Журавлев.-М. : Юристъ, 1998.-С. 217.

13. Верещагин, А.Н. Земский вопрос в России (политикоправовые аспекты) / А.Н. Верещагин. - М. : Междунар. отношения, 2002.-189 с.

КУДРИНСКАЯ Людмила Александровна, доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии, социальной работы и политологии.

Адрес для переписки: е-шаД: kudr_omsk@bk.ru

Статья поступила в редакцию 23.06.2010 г.

© Л. А. Кудринская

УДК 3163 Г. Ф. КУНГУРЦЕВА

Уфимский государственный авиационный технический университет

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА__________________________________

Статья посвящена исследованию феномена интеллектуального потенциала. Дан социологический анализ интеллектуального потенциала личности как социального явления, который развивается, существует и функционирует в обществе в определенных социокультурных условиях. В то же время реализация интеллектуального потенциала личности является механизмом формирования и развития интеллектуального потенциала общества. Предлагается оригинальная дефиниция интеллектуального потенциала личности через понятия «интеллект» и «потенциал».

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал личности, интеллект, культура, потенциал, деятельность.

Феномен интеллектуального потенциала является одним из самых противоречивых, парадоксальных и таинственных во многих проявлениях и отношениях. Историческая практика подтверждает, что человек живет в состоянии постоянной борьбы разумности и неразумности, знания и незнания, здравого смысла и глупости, рационального и иррационального. Используя ум, здравый смысл, знания, он принимает решения, понимает происходящие процессы, что-то узнает, объясняет, делает открытия, не только выживает, но и познает глубины вселенной, создает ранее невиданные блага жизни. С этой позиции, главное предназначение интеллектуального потенциала заключается в гармонизации человеческого бытия, поддержании жизнедеятельности через создание определенного баланса между потребностями человека и требованиями объективной реальности.

С другой стороны, исторический прогресс осуществляют люди, однако не менее очевидно, что тормозят его тоже люди. В целом разумные субъекты ведут себя неоднозначно, часто разрушая и уничтожая то, что накоплено путем предыдущего развития. Социальные конфликты, экологические и техногенные катастрофы, войны — вот далеко не все результаты деятельности «человека разумного», не укладывающегося в рамки здравого смысла.

Указанная выше двойственность человеческого ума дает основания утверждать, что, с одной стороны, мыслительная и познавательная способности являются неотъемлемым свойством индивида и основой развития социума; с другой — при определенных социальных, политических, исторических условиях и обстоятельствах способность быть разумным и поступать в рамках здравого смысла исчезает.

Особенность данного явления связана не только с этими процессами, но и с тем, что вокруг него завязывается тугой клубок явлений, обозначаемых близкими по смыслу понятиями «интеллект», «здравый смысл», «разум», «знание», «рассудок», «мышление», познание которых дает возможность приоткрыть тайну самого интеллектуального потенциала. Накопленные знания в различных областях, результаты современной жизнедеятельности человека, интеллектуализация общественных отношений с неизбежностью привели к необходимости, как теоретического исследования сущности интеллектуального потенциала, так и разработки механизмов и методик его развития, функционирования, воспроизводства и реализации на уровне личности, социальной группы и общества в целом.

Социологический подход в изучении проблемы интеллектуального потенциала личности предполагает, прежде всего, анализ его как социального явления, который развивается, существует и функционирует в обществе, в определенных социокультурных условиях, одновременно являясь одним из механизмов общественного развития.

Следует отметить, что категория «интеллектуальный потенциал» имеет много значений и оттенков: уровень образования населения, уровень развития науки и техники, уровень развития общественного сознания, степень творчества в процессе деятельности, содержание интеллектуальных способностей, общей и специальной одаренности, накопляемые населением знания и их применение. Поэтому исследование этой проблемы, на наш взгляд, необходимо проводить в двух направлениях: во-первых, с точки зрения развития субъекта интеллектуального потенциала, в процессе деятельности которого формируются содержание, свойства и механизмы интеллектуального потенциала, которые остаются относительно неизменными при различных (в результате исторических изменений, политических, научно-технических, социальных революций и т.д.) преобразованиях этого феномена. Данный аспект предполагает изучение когнитивных аспектов интеллектуального потенциала с психологических, социально-философских позиций теории познания и, прежде всего, формирования интеллектуальной деятельности на уровне мыслительных процессов и образов, высшим проявлением которой является теоретическое познание как система научного знания; во-вторых, разработка проблемы интеллектуального потенциала возможна с точки зрения уровня интеллектуализации социальных явлений и социальной структуры общества. Рассмотрение интеллектуального потенциала как социологической категории предполагает анализ сущности, природу этого явления, исходя из внутренних и внешних связей социальной общности, отношений между индивидами и общностями, группами, системой социальных институтов. В условиях развития техники, автоматизации и компьютеризации, построения систем искусственного интеллекта имеет смысл говорить как об интеллектуализации экономики и производства, форм социального взаимодействия, так и об интеллектуальном обеспечении управления развитием общества, региона, той или иной социальной системы.

Содержательный подход к социологическому определению интеллектуального потенциала обусловлен необходимостью обратиться к некоторым философским и психологическим взглядам на эту проблему и анализу, по меньшей мере, двух понятий: «потенциал» и «интеллект».

Прежде всего, обращает на себя внимание употребление понятия «потенциал». Этот термин стал час-

то применяться относительно социальных явлений и процессов. Понятие «потенциал» было важнейшим понятием философии Аристотеля. Он применял его вместе с понятием «акт», то есть действенность и возможность. Разделив бытие на «потенциальное» и «актуальное», он вывел тезис, что становление возможно как переход от первого ко второму.

В Социологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Потенциал (от лат. ро1епИа — сила) — совокупность имеющихся средств, запасов, сил в какой-либо области» [1, с. 254]. Понятие «потенциал» можно определить как некую субстанцию, наличие которой при определенных внутренних и внешних условиях обусловливает возможность и готовность ее реализации. Относительно к субъекту социальной деятельности это совокупность определенных психических и социальных структур, формирование которых осуществлялось в процессе культурной и исторической деятельности; то есть потенциал содержит в себе опыт предыдущих поколений, но не ограничивается им, идет постоянный процесс накопления, а в дальнейшем возможность и способность использования его.

Другим базовым понятием, отражающим сущность интеллектуального потенциала личности, является «интеллекти».

Анализ историко-философских и психологических взглядов с убедительностью доказывает, что понимание природы интеллекта имеет широкий и не всегда последовательный характер. Отсутствие общетеоретических подходов к данной проблеме выявило множество концепций и определений, описывающих различные уровни и грани умственных структур и аспекты интеллектуальной деятельности. Ограниченность рамками данной статьи, не позволяет детально и всесторонне воспроизвести данные теории, поэтому остановимся лишь на некоторых, приближающих к пониманию содержания объекта нашего исследования.

В целом можно констатировать, что исследования проблемы интеллекта представлены в следующих интерпретациях: интеллект рассматривается как частная способность, уровень Ю, не имеющий отношения к решению реальных проблем (этот подход преобладает в западной психологии); в философии интеллект часто отождествляется с разумом и рассматривается как высшая мыслительная, познавательная способность; интеллект олицетворяет интегральную целостность умственных возможностей; современные представления об интеллекте как проявлении когнитивных и личностных свойств.

М. А. Холодная рассматривает интеллект как «особую форму организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего» [2, с. 106]. При этом ментальные структуры — это своеобразные психические механизмы, которые обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, а также управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуального отражения. Ментальное пространство представляет собой субъективное пространство, создаваемое в уме, где хранятся в памяти слова, происходит организация знания, осуществляется поиск решения определенной проблемной ситуации и т.д. Поиск решения, по мнению автора, зависит от того, как человек мысленно видит в данный конкретный момент времени конкретное событие, то есть от репрезентации, индивидуального умозрения [2, с. 95 — 98].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

В рамках предлагаемого подхода критерии уровня интеллектуального развития личности связываются, во-первых, с тем, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее, и, во-вторых, с тем, какие решения он принимает и насколько эффективно действует в тех или иных сложных ситуациях.

Несколько иной аспект в исследовании интеллекта представлен в работе В. Ю. Крамаренко, В. Е. Никитина, Г. Г. Андреева «Интеллект человека», который в целом дополняет предыдущую позицию. «...Под интеллектом необходимо понимать целостность и гармоничность отражательной деятельности мозга, всю совокупность умственных способностей человека», и далее «Интеллект необходимо рассматривать как интегральную и высокодифференцированную способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга. В этом понятии отражен основной диапазон умственных возможностей человека, осуществляющих анализ и оценку информации, создание новых форм логической деятельности» [3, с. 105— 106]. Следовательно, интеллект непосредственным образом связан с отражательной деятельностью, вбирающей в себя обширные и разнообразные пласты человеческой культуры, и отражение окружающей действительности осуществляется на разных интеллектуальных уровнях. Авторы выделяют три уровня интеллекта. На уровне здравого смысла отражен обыденный тип практической деятельности людей, протекающий в непосредственных условиях жизнедеятельности. Этот уровень проявляет себя в форме здравых суждений, известных как природная смекалка. [3, с. 113—114] Второй уровень интеллекта—рассудок. «Его основу составляют устойчивые структуры обыденного и научного знания. В нем ассимилированы законы, способы, правила, нормы, предписания, определяющие взаимоотношения людей в обществе. В рассудке отражены наиболее устойчивые, выверенные моменты человеческого знания. Он составляет основу современного образования» [3, с. 117—118]. Наконец, высшим уровнем интеллекта является разум «как способность оперировать объемными единицами информации, организуя знание согласно принципам». «Разум — это не только высшая умственная способность, но и целесообразное практическое отношение к миру, проявляющееся в интеграции и создании новых форм человеческой предметной деятельности. Для разума характерно ясное осознание цели, направленность в будущее, возможность предвидения» [3, с. 125— 126].

Таким образом, интеллект представляет собой иерархическую структуру, осуществляющую многоуровневую отражательную деятельность, умственную способность обрабатывать информацию, воспринимать и объяснять ситуацию, принимать решения. Одним из важных следствий определения интеллекта является заключение о том, что наличный уровень интеллекта — это результат его развития. Определенные усилия со стороны таких социальных институтов, как семья, образование, государство, способствуют не только формированию интеллекта человека, но и реализации его потенциальных интеллектуальных возможностей в производстве, создании культурных ценностей, воспитании, управлении обществом. Однако не следует забывать, что, находясь в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, в определенных исторических условиях, эти же социальные институты могут выполнять роль пресса, избирательно запрещая одни направления развития знания и предписывая другие, то есть, способны разрушить наличный интеллектуальный потенциал личности

и общества в целом. При таком подходе интеллект перестает быть объектом исследования только психологии, он приобретает социальную окраску и становится социологической категорией. Безусловно, вне работы интеллекта, невозможно существование человека как индивидуальности, интеллект способствует познанию и адаптации к окружающей среде, решению проблемы и разнообразит выбор социальной деятельности. Но само по себе наличие интеллекта еще не является гарантией личного благополучия, профессионального успеха и социального прогресса, хотя создает для этого определенную базу. Так как общество представляет собой систему социальных связей, взаимодействий и отношений между людьми, то и становление человека как личности, формирование его интеллектуального потенциала, включение в систему культуры данного общества происходит в про-цессе такого взаимодействия и благодаря ему. Тем самым интеллектуальный потенциал является социально детерминированным и определяется условиями воспитания и обучения. В процессе всей своей жизни человек усваивает сложную совокупность социальных ценностей, норм, знаний, представлений, взаимодействуя с себе подобными и, обретая, тем самым свою социальную сущность. С одной стороны, характеристика личности как совокупности социальнозначимых свойств, определяет ее как устойчивую систему. С другой — личность — это не просто нечто сотворенное, но и активное, творящее начало. Социальные явления и действия приобретают личностное измерение через реализацию ее сущности. То есть сущность человека развивается и развертывается как социальная сила, направленная на использование возможностей самой личности во взаимодействии с природой и обществом. Таким образом, сущностные силы можно охарактеризовать как возможность реализации социально-значимых свойств личности с помощью интеллектуальной деятельности.

Исходя из сказанного, интеллектуальный потенциал личности можно определить как познавательные возможности, реализация которых является условием развития сущностных сил индивида и социума.

Актуализация интеллектуального потенциала личности возможна через такие базовые интеллектуальные качества как знания, навыки, умения, творчество, компетентность, инициатива.

Выполняя свои экономические, социальные, духовные, политические функции, человек способствует улучшению качества жизни большинства граждан, то есть, являясь элементарным носителем интеллектуального потенциала, реализуя его, он тем самым способствует развитию интеллектуального потенциала общества. Чем выше уровень интеллектуального развития человека и оптимальных возможностей для реализации творческих способностей, тем богаче общество и выше мощь общественного потенциала.

Интеллект человека, порожденный обществом, является регулятором общественной жизни и деятельности человека, ибо интеллект можно рассматривать, как способность понимать, строить отношения с другими людьми и с самим собой. То есть интеллектуальный потенциал человека проявляется на внутриличностном уровне, и как определенный способ межличностного взаимодействия, направленный на совершенствование окружающего мира. Причем развитие интеллекта происходит успешнее, если социальные связи и отношения глубже, обширнее и эффективнее. Диалектическая взаимообусловленность развития и формирования интеллектуального

потенциала общества и личности позволяет определить интеллектуальный потенциал как явление социальное, уровень развития которого определяет функционирование всех социальных институтов, эффективность и качество управления социальным развитием общества. Но реализация интеллектуального потенциала личности имеет смысл только в том случае, если результаты ее направлены на поддержание жизнедеятельности и саморазвитие индивида и являются условием и источником развития другого человека и общества. Социальная сущность интеллектуального потенциала человека заключается в способности не только разумно действовать, рационально мыслить и справляться с жизненными проблемами, но и развивать других людей, создавать условия для формирования и развития высшего уровня интеллектуальной деятельности - творчества.

Многообразие форм интеллектуальной активности индивида проявляется в интеллектуальном потенциале общества. Но интеллектуальный потенциал общества не есть лишь сумма интеллектов, присущих каждому члену общества, принцип сложения в данном случае не действует. Целое в социальной системе нельзя рассматривать как механическую сумму частей. Познать сущность целого возможно через познание механизма взаимодействия составляющих его частей. Хотя интеллектуальный потенциал общества не существует помимо конкретных людей, он не сводится к каждому конкретному индивидуальному субъекту, существуя как бы вне их. Это придает ему, во-первых, определенную самостоятельность, интенсивность влияния и воздействия на индивидов, во-вторых, объективный, то есть не зависящий от воли отдельных индивидов характер. Интеллектуальный потенциал общества предстает перед индивидом как объективный фактор в виде уже существующего уровня развития образования, производства, политики, науки, культуры в целом, как элемент социального, регулирующего поведение людей.

Таким образом, интеллектуальный потенциал общества можно обозначить как определенный уровень совокупного интеллекта, способного создать такую систему социальных связей и отношений, которая дает возможность развитию и реализации интеллектуального потенциалаличности.

Общество предоставляет интеллектуальному потенциалу личности как экономические, так и социальные предпосылки реализации, создает благоприятные социокультурные условия и духовную атмосферу.

Тем самым интеллектуальный потенциал общества включает наличный интеллектуальный потенциал личности и возможности его воспроизводства, начиная с создания условий для развития интеллекта, творческих способностей и заканчивая возможностью наиболее полной реализации во всех видах деятельности. Следует помнить, что воспроизводить интеллектуальный потенциал в состоянии только общество как целостная социальная система во взаимодействии с его подсистемами управления, производства, идеологии, образования, науки, политики, культуры, мировоззрения.

В целом, интеллектуальный потенциал общества как социальная реальность существует в трех формах: субъективно, как характеристика конкретных

индивидов, обладающих знаниями, навыками, умениями, творчеством, компетентностью, инициативой; объективно, как полученные результаты человеческой деятельности в материальном и духовном производстве и приобщения каждого нового поколения к современному уровню человеческого развития; и в форме межличностных взаимодействий, связей и отношений.

А интеллектуальный потенциал личности обладает, по крайней мере, четырьмя свойствами: с одной стороны, он способен актуализироваться, быть реализованным в деятельности; с другой — способен аккумулировать знания, созданные в результате деятельности прошлых поколений, как условие преемственного существования любого общества; в-третьих, как духовное образование, пронизывает производственную, воспитательную, образовательную, управленческую и т.д. деятельности, а непосредственным механизмом их функционирования выступает интеллектуальная деятельность; в-четвертых, не исчезает, а восполняется при его активном использовании.

Если, образно говоря, интеллектуальный потенциал на индивидуальном уровне аккумулирует общественный интеллект, то и его уровень, многообразие во многом зависят от индивидуального самовыражения личности в различных видах деятельности. В этом смысле индивидуальный интеллектуальный потенциал может быть гораздо ярче, богаче интеллектуального потенциала общества. Он может содержать новые оценки, идеи, которые еще не реализовались и не пополнили интеллектуальный потенциал общества, но со временем могут составить его содержание.

Уровень развития интеллектуального потенциала общества, его качественное состояние обусловлено возможностями общества в его воспроизводстве. Этот процесс непосредственно связан с созданием оптимальных условий и эффективной среды для реализации интеллектуальных возможностей личности, удовлетворения потребности в саморазвитии, мотивации творческого самовыражения, духовнокультурного роста и профессионализма.

Библиографический список

1. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор- академик РАН Г. В. Осипов.—М. : Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000.-488 с.

2. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная.-2-е изд. перераб. и доп.СПб. : Питер, 2002.-272 с.

3. Крамаренко, В.Ю. Интеллект человека / В.Ю. Крамаренко, В.Е Никитин, Г. Г Андреев. - Воронеж : Изд-во Воронежского унта, 1990.- 184 с.

КУНГУРЦЕВА Гузэль Фанузовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий.

Адрес для переписки: e-mail: kungurtzeva62@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.04.2010 г.

© Г. Ф. Кунгурцева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.