Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал: сущность и методы его оценки. Часть 2'

Интеллектуальный капитал: сущность и методы его оценки. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
546
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интеллектуальный капитал / индикаторный метод / человеческий капитал / социальный капитал / структурный капитал / оценка интеллектуального капитала / международные индексы. / Intellectual capital / indicator method / human capital / social capital / structural capital / assessment of intellectual capital / international indexes.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарева Мария Алексеевна

Современный этап экономического развития характеризуется значительными трансформациями, где нематериальные активы становятся важнейшим фактором конкурентоспособности экономики. Данные изменения актуализируют необходимость исследований в рамках экономической науки такого явления, как «интеллектуальный капитал», с точки зрения его сущности и методов оценки. Поэтому в статье дается определение интеллектуального капитала, проводится анализ методов его оценки в научных исследованиях и международных индексах и осуществляется его декомпозиция. Было выявлено, что для оценки национального интеллектуального капитала предпочтительней использовать «гуманитарный подход» к определению — рассматривать его не как финансовую категорию, а с позиции результатов деятельности индивида и человеческого капитала. В результате было дано определение интеллектуального капитала, в соответствии с которым это многокомпонентная категория, включающая в себя социально-экономические отношения, которые возникают между субъектами экономической деятельности в рамках воспроизводства и использования знаний, умений, компетенций, а также по вопросам создания, использования и распространения интеллектуальных результатов. В статье структура интеллектуального капитала рассматривается в виде его декомпозиции на человеческий, социальный и структурный капитал, на основании которой была сформирована модель интеллектуального капитала, проанализированы основные методы и работы по его оценки. В итоге были выявлены компоненты интеллектуального капитала, которые впоследствии могут использоваться при составлении индекса оценки. В качестве основных методов в статье используется анализ, декомпозиция и индикаторный метод. Полученный индекс позволяет наглядно продемонстрировать элементы интеллектуального капитала, выделить среди них ключевые, которые оказывают наиболее сильное влияние на общее качество интеллектуального капитала государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual Capital: The Essence and Methods of Its Assessment. Part 2

The current stage of economic development is characterized by significant transformations, where intangible assets become the most important factor of the economy competitiveness. These changes actualize the necessity of researching the phenomenon of intellectual capital in terms of its essence and its assessment methods. Therefore, the article defines intellectual capital, analyzes its assessment methods in scientific research and international indexes and carries out its decomposition. To assess national intellectual capital, it is preferable to use the “humanitarian approach” to the definition. As a result, the definition of intellectual capital is a multicomponent category, which includes socio-economic relations that arise between economic entities in the framework of reproduction and knowledge, skills, competencies use. In the article, the structure of intellectual capital consists of human, social and structural capital, on the basis of which a model of intellectual capital was formed, the basic methods and work on its assessment are analyzed. The components of intellectual capital can subsequently be used in the preparation of the valuation index. The main methods used in the article are analysis, decomposition and indicator method. The resulting index allows clearly demonstrating the elements of intellectual capital, highlighting the key ones among them that have the strongest effect on the overall quality of the intellectual capital of the state.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал: сущность и методы его оценки. Часть 2»

Управление образованием

Сухарева М.А.

Интеллектуальный капитал: сущность и методы его оценки.

Часть 21

Сухарева Мария Алексеевна — стажер-исследователь, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 8497-1283

Аннотация

Современный этап экономического развития характеризуется значительными трансформациями, где нематериальные активы становятся важнейшим фактором конкурентоспособности экономики. Данные изменения актуализируют необходимость исследований в рамках экономической науки такого явления, как «интеллектуальный капитал», с точки зрения его сущности и методов оценки. Поэтому в статье дается определение интеллектуального капитала, проводится анализ методов его оценки в научных исследованиях и международных индексах и осуществляется его декомпозиция. Было выявлено, что для оценки национального интеллектуального капитала предпочтительней использовать «гуманитарный подход» к определению — рассматривать его не как финансовую категорию, а с позиции результатов деятельности индивида и человеческого капитала. В результате было дано определение интеллектуального капитала, в соответствии с которым это многокомпонентная категория, включающая в себя социально-экономические отношения, которые возникают между субъектами экономической деятельности в рамках воспроизводства и использования знаний, умений, компетенций, а также по вопросам создания, использования и распространения интеллектуальных результатов. В статье структура интеллектуального капитала рассматривается в виде его декомпозиции на человеческий, социальный и структурный капитал, на основании которой была сформирована модель интеллектуального капитала, проанализированы основные методы и работы по его оценки. В итоге были выявлены компоненты интеллектуального капитала, которые впоследствии могут использоваться при составлении индекса оценки. В качестве основных методов в статье используется анализ, декомпозиция и индикаторный метод. Полученный индекс позволяет наглядно продемонстрировать элементы интеллектуального капитала, выделить среди них ключевые, которые оказывают наиболее сильное влияние на общее качество интеллектуального капитала государства.

Ключевые слова

Интеллектуальный капитал, индикаторный метод, человеческий капитал, социальный капитал, структурный капитал, оценка интеллектуального капитала, международные индексы.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10060 Введение

Описываемые методы оценки интеллектуального капитала в первой части статьи [Сухарева 2020] реализуются в основном на уровне фирмы. Это накладывает ряд ограничений и затруднений при переходе на следующий уровень анализа. Во -первых, описываемые исследования стараются строить свои модели на основе публичной информации и выложенных финансовых отчетностей. Однако объем информации,

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07449.

находящийся в свободном доступе, неоднороден и несет весьма ограниченную информацию об интеллектуальном капитале, не позволяя создать единый алгоритм анализа интеллектуального капитала. Во-вторых, предложенные качественные индикаторы часто получены посредством анкетирования и опросов сотрудников компании, что усложняет сбор данных и анализ интеллектуального капитала на уровне отраслей. Поэтому на данный момент нет единой методологии для оценки интеллектуального капитала компании. В-третьих, так как целью, как правило, является определение интеллектуального капитала и взаимозависимости либо финансовых показателей компании, либо успешности ее на рынке, в исследованиях превалирует использование рыночного и балансового подхода. Стоит также заметить, что из анализа отдельной фирмы выпадает социально-культурная и территориальная специфика, которая должна быть учтена. Для преодоления этих ограничений в статье будет проанализирован ряд исследований национального интеллектуального капитала.

Понятие «национальный интеллектуальный капитал»

Под национальным интеллектуальным капиталом может пониматься вся накапливаемая совокупность научной, профессиональной и культурной информации, знаний и умений [Интеллектуальный капитал — основа развития общества знания 2013, 25]. Расширяя это понятие и рассматривая его в более экономическом разрезе, можно определить национальный интеллектуальный капитал как совокупность нематериальных ресурсов, которыми располагает государство и используются им для достижений конкурентных преимущества среди других стран [Andriessen 2005]. Это «скрытая ценность» отдельных лиц, организаций, сообществ и стран, которая является источником создания богатства [Циепе 2014, 376]. Все эти определения созвучны с классическими определениями понятия «человеческий капитал», который является источником богатства страны и т.д. и только масштабируются на уровень страны.

Оценка интеллектуального капитала и его элементов в межстрановых исследованиях

Хотя одним из основных направлений работ по оценке интеллектуального капитала являются межстрановые исследования, исследований, посвященных межстрановому анализу национального интеллектуального капитала и проведенных отдельными учеными, немного. В научной литературе есть работы, посвященные соотношению национального интеллектуального капитала и параметров социально -экономического развития. Ряд ученых сопоставляют национальный интеллектуальный

капитал с данными по ВВП на душу населения, производят ранжирование стран по полученным результатам [Navarro et al. 2011], проводят сравнение национального интеллектуального капитала с Индексом человеческого развития [Bontis 2004, 18] и определяют реальное воздействие национального интеллектуального капитала на экономический рост [Bounfour, Stahle 2008].

Другое направление научных работ посвящено расчету национального интеллектуального капитала, в котором авторы в рамках индикаторного подхода предлагают использовать ряд методик-индексов по его расчету [Paszko, Michalczuk 2018, 211]:

- Bontis и др. (National Intellectual Capital Index) проводят исследование взаимосвязей элементов национального интеллектуального капитала (рыночного капитала, возобновляемого капитала (в виде инфраструктуры и инвестиций), процессного капитала, финансового капитала и человеческого капитала) и выстраивают модель, где

• человеческий капитал, будучи источником национального интеллектуального богатства, систематизируют знания в системы и процессы — процессный капитал;

• процессный капитал может быть возобновлен при использовании или инвестировании его в исследования и разработки — технический капитал;

• полученные знания и информационные системы также могут быть проданы, то есть превращены в рыночный капитал;

• в связи с активной генерацией знаний человеческим капиталом и его использованием осуществляется повышение объемов национально финансового капитала [Bontis 2004, 24, 27].

- Edvinsson и др. (National intellectual capital — NICI40) указывают на то, что национальный интеллектуальный капитал также состоит из финансового, рыночного, человеческого, возобновляемого и процессного. Авторами было выявлено, что для краткосрочного или более эффективного развития национального интеллектуального капитала необходимо увеличение рыночного капитала и процессного капитала. Для долгосрочного развития национального интеллектуального капитала нужно воздействовать на

человеческий капитал и возобновляемый капитал [Lin, Edvinsson 2010, 258].

- Wçziak (Intellectual Capital Index) подразделяет национальный интеллектуальный капитал на человеческий, социальный, структурный и возобновляемый капитал. Новизной этого исследования является включение в измерение «мягких элементов», таких как норма поведения, взаимное доверие, удовлетворенность жизнью, восприятие здоровья, счастье [Wçziak 2007].

- Navarro и др. (National Index of Knowledge Capital — NIKC) используют методы оценки интеллектуального капитала фирмы, но адаптированные под макроуровень. Национальный интеллектуальный капитал в этом случае делится на видимые богатства и «невидимый капитал» (нематериальные активы). Предусматривается, что данные по «невидимому капиталу» могут быть использованы не только для измерения и оценки, но также применимы в системе сбалансированных показателей. «Невидимый капитал» состоит из человеческого капитала, структурного и неявного капитала [Navarro et al. 2011a, 6712-6713; Navarro et al. 2011b, 201-202].

Результаты приведенных работ подтверждают актуальность и важность развития национального интеллектуального капитала для достижения высокого социально-экономического развития. Однако предложенные индексы и параметры недостаточно раскрывают вклад образовательного компонента, тем более непрерывного образования в развитие интеллектуального капитала.

В данной работе особое внимание будет уделено исследованиям, проводимым на уровне глобальных наднациональных объединений. В рамках описываемых подходов будет осуществляться композиция индекса с учетом результатов предыдущих исследований, индексного подхода и накопленных данных международных исследований по данному вопросу. Составляя широкую базу данных, они обладают возможностью вести систематический учет социально -экономических и политических параметров с целью отслеживания развития стран.

Например, в области оценки человеческого капитала Всемирный банк проводит количественную оценку в виде индекса человеческого капитала вклада здравоохранения и образования в производительность труда следующего поколения работников с целью

обоснования стимулирования спроса на инвестиции в человеческий капитал2. Индекс направлен на измерение потенциального человеческого капитала, который может быть накоплен ребенком с учетом качества здравоохранения и образования страны, в которой он живет. Индекс состоит из трех элементов:

- показатель выживаемости детей с момента рождения до достижения 5 лет;

- показатель ожидаемого количества лет обучения в школе, скорректированный в соответствии с качеством обучения;

- показатели состояния здоровья населения — распространенность детской низкорослости и выживаемость взрослых3.

Объем человеческого капитала измеряется в соотношении с уровнем полного здоровья и школьного образования в стране. Данное исследование показывает качество потенциального человеческого капитала, который будет задействован в экономике через несколько лет. Однако, возвращаясь непосредственно к вопросу оценки интеллектуального капитала, нужно отметить, что акцент в человеческом капитале будет делаться на взрослое население как главный источник интеллектуального капитала.

Другим индексом измерения национального человеческого капитала является Индекс человеческого развития — показатель, характеризующий развитие человека, составляемый Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН). Состоит он из субиндекса ожидаемой продолжительности жизни; субиндекса образования — доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения; субиндекса валового национального дохода (валовый национальный доход (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (1111С))4. Данный индекс характеризуется количественными показателями.

В качестве качественных показателей часто используются данные программы международной оценки компетенции взрослых (PIAAC) либо оценки образовательных достижений учащихся (PISA), результаты которой демонстрируют оценку ключевых

2 Проект развития человеческого капитала // Всемирный Банк [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemirnYibank.org/ru/publication/human-capital (дата обращения: 27.01.2020).

3 Проект развития человеческого капитала // Всемирный Банк [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemirnyibank.org/ru/publication/human-capital (дата обращения: 27.01.2020).

4 Индекс человеческого развития // Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/en/content/human-development-index-hdi (дата обращения: 27.01.2020).

компетенций взрослых: грамотность в области чтения/читательская грамотность, математическая грамотность, решение задач в технологически насыщенной среде/естественнонаучная грамотность соответственно.

Сбор социально-экономических данных также осуществляется ЮНЕСКО в рамках программы «Цели устойчивого развития», ОЭСР, Всемирным Банком и другими.

Индекс социального прогресса нацелен на измерение достижений государств в области социального развития. Он состоит из 51 социального и экологического показателя, направленного на измерение уже достигнутых результатов государства в социальной сфере: удовлетворенность основных потребностей людей, благополучие и возможности. Использование результатов и данных по этому индексу позволит расширить и уточнить элементы интеллектуального капитала: получение информации по человеческому капиталу и учет состояния социальных институтов в стране5.

Глобальный индекс инноваций — инструмент измерения эффективности инноваций в экономике, представленный 80 показателями. Индекс состоит из субиндекса ресурсов инноваций (институты, человеческий капитал и наука, инфраструктура, развитие внутреннего рынка и бизнеса) и субиндекса результатов инноваций (прогресс технологий и экономики знаний, развитие креативной деятельности). Как видно, данное исследование содержит значимые данные для использования их в расчете и измерении интеллектуального капитала.

Неоднородность и поликомпонентность интеллектуального капитала предполагает использование нескольких показателей для оценки: структура интеллектуального капитала предполагает, что будет выработана система параметров человеческого, социального и структурного капитала и институциональной среды.

Формирование содержательных параметров интеллектуального капитала

После содержательного анализа структуры описываемых выше индексов было выявлено, что индекс интеллектуального капитала будет строиться на основе Индекса социального прогресса, Индекса человеческого развития и Глобального индекса инноваций.

Данные индексы содержат более сотни параметров оценки различных социально-экономических и политических явлений. Для их сокращения и выявления наиболее значимых параметров, при воздействии на которые можно будет значительно

5 Индекс социального прогресса // The Social Progress Imperative [Электронный ресурс]. URL: https://www.socialprogress.org/ (дата обращения 27.01.2020).

повлиять на экономическую ситуацию страны, предлагается провести корреляционный анализ названных индексов и ряда экономических показателей, которые традиционно используются в исследованиях (см. Таблицу 1); затем сгруппировать параметры индексов в соответствии со структурой интеллектуального капитала; в конце провести повторно корреляционный анализ, но уже выбранных и сгруппированных параметров с выбранным экономическим показателем.

Таблица 1. Матрица корреляции индексов и экономических показателей6

GII SPI HDI GDP per capita (2011 PPP $) II7 GDP GNI per capita (2011 PPP$) GDP total (2011 PPP $ billions)

Global

Innovation 1,000 0,168 0,198 0,150 0,166 0,036 0,153 0,036

Index (GII)

Social

Progress 0,168 1,000 0,923 0,766 0,880 -0,247 0,789 -0,247

Index (SPI)

Human

Development 0,198 0,923 1,000 0,806 0,972 -0,255 0,836 -0,255

Index (HDI)

Как видно из таблицы, наиболее предпочтительным экономическим параметром в данном случае оказывается Income index (II). При проведении парной корреляции индексов также было выявлено, что Индекс социального прогресса и Индекс человеческого развития находятся в сильной взаимозависимости — r=0,923 при р<0,05. Глобальный индекс инноваций и Индекс социального прогресса не демонстрируют значимую корреляцию (r=0,168 при р>0,05), так как один индекс отображает ситуацию в инновационной сфере экономики, а социальный дистанцируется от экономических показателей. Тем не менее небольшая корреляция между Глобальным индексом инноваций и Индексом человеческого развития присутствует (r=0,198 при р<0,05) (см. Рисунок 1).

В результате составления матрицы корреляции индексов и экономических параметров было принято решение, что в качестве критерия отбора последующих элементов интеллектуального капитала будет использоваться корреляция с Валовым национальным доходом на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности и его Индексом.

6 Составлено автором.

7 Income index (II) — индекс валового национального дохода на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС))

Глобальный индекс инноваций

0,168

Индекс социального прогресса

0,923

Индекс человеческого развития

Рисунок 1. Корреляция Индекса социального прогресса, Глобального индекса инноваций и Индекса человеческого развития8

Другой методологической предпосылкой формирования индекса интеллектуального капитала является отказ от параметров, отражающих измерение какого-либо явления в расходах. Например, это связано с тем, что в течение последних десятилетий был проведен ряд исследований, в рамках которых обнаружено отсутствие жесткой взаимозависимости между государственными расходами и качеством образования [Hanushek, Wosmann 2007]. В данном исследовании был проведен анализ уровня государственных расходов на образование в процентах от общих государственных расходов и международного индекса образования как показателя уровня качества образовательной сферы посредством составления диаграммы рассеяния. В процессе анализа не была выявлена взаимосвязь данных элементов. Помимо этого, вследствие значительной асимметрии Индекса образования в размере -1,52 была также построена диаграмма рассеяния по государственным расходам и логарифму индекса образования. В результате ситуация не поменялась: корреляционная связь между данными элементами незначительная (r=0,04) (см. Рисунки 2 и 3) [Сухарева 2017, 111].

8 Составлено автором.

1.00 0,95 0.90 0.85 0.80 0,75 0,70 0,65 0.60

Диаграмма рассеяния для Индекс образования и Государственные расходы на образование в процентах от общих государственных расходов Лист1 в 2 14у*155с Индекс образования = 0.8406+0 0015*х

о о о

0 о о _ о ■__ --

о о О о о ° О "<? о" о

о о

Государственные расходы на образование в процентах от общих государственных расходов: Индекс образования: о

у = 0 8406 + 0,0015*х; г г2 = 0.0058 0.0759; р = 0,6748;

6 8 10 12 14 16 18 20

Государственные расходы на образование в процентах от общих государственных расходов

Рисунок 2. Диаграмма рассеяния для индекса образования и государственных

расходов на образование9

Диаграмма рассеяния для Логарифма индекса образования и Государственных расходов на образование в процентах от общих государственных расходов

Лист1 в 2 14у*155с Логарифм индекса образования = -0,0718+0.0004*х

-0,020

-0.040 -0,060 -0.080 -0,100 -0,120 -0,140

О °0„ О

0 О 0° "о О

О О °0

о 0 о о

О

Государственные расходы на образование в процентах от общих государственных расходов: Логарифм индекса образования: у = -0,0718 + 0,0004*х; Г = 0,0350; р = 0,8466; Г2 = 0,0012

-0,200

6 8 10 12 14 16 18 20

Государственные расходы на образование в процентах от общих государственных расходов

Рисунок 3. Диаграмма рассеяния для логарифма индекса образования и государственных расходов на образование10

9 Построено автором по: Статистический сборник «Индикаторы образования: 2017» // ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017 (дата обращения: 27.01.2020); Рейтинг стран мира по уровню образования // Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения: 27.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Построено автором по: Статистический сборник «Индикаторы образования: 2017» // ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017 (дата обращения: 05.02.2020); Рейтинг стран мира по уровню образования // Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения: 27.01.2020).

После проведения содержательного анализа описываемых индексов и их группировки в соответствии со структурой интеллектуального капитала были составлены матрицы корреляции этих элементов с Валовым национальным доходом на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности и его Индексом с целью отбора тех компонентов, которые находятся в тесно взаимосвязи с экономикой (см. Таблицу 2, в Таблице 1 представлены используемые обозначения).

Таблица 1. Используемые обозначения в таблице11

0,810 р<0,05

0,810 р>0,05

Включение в индекс интеллектуального капитала

Включение в индекс интеллектуального капитала, несмотря на р>0,05

Отказ от данного параметра

Таблица 2. Корреляция между параметрами элементов интеллектуального капитала и валовым национальным доходом на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС)12

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ Человеческий капитал

Здоровье

GDP per capita (2011 PPP $) Income index

Доступ к основным государственным услугам (0 = неравный; 4 = равный Access to essential services (0=none; 100=full coverage) 0,825 0,900

Индекс ожидаемой продолжительности жизни Life expectancy index 0,719 0,847

Индекс ожидаемой продолжительности жизни после 60 Life expectancy at 60 (years) 0,739 0,815

Доступ к качественному медицинскому обслуживанию (0 = неравный; 4 = равный Access to quality healthcare (0=unequal; 4=equal) 0,705 0,765

Преждевременная смерть от неинфекционных заболеваний (число смертей / 100 000) Premature deaths from non-communicable diseases (deaths/100,000) -0,608 -0,610

11 Составлено автором.

12 Составлено автором.

Образование

Income index GDP per capita (2011 PPP $)

Глобальный рынок развлечений и медиа Global entertainment and media market 0,815 0,840

Работа в сфере высокоинтеллектуальных услуг Employment in knowledge-intensive services 0,743 0,772

Исследователи Researchers 0,794 0,760

Доступ к высшему образованию Access to Advanced Education 0,763 0,756

Годы третичного образования Years of tertiary schooling 0,688 0,677

Оценка по чтению, математике и естествознанию Assessment in reading, mathematics, and science 0,743 0,668

Средние годы обучения (лет) Mean years of schooling (years) 0,818 0,664

Процент студентов высших учебных заведений, обучающихся в высокоранжируемых университетах Percent of tertiary students enrolled in globally ranked universities 0,603 0,656

Въездная мобильность третичного уровня Tertiary level inbound mobility 0,421 0,645

Рейтинг QS университета по среднему баллу топ-3 университетов QS university ranking average score top 3 universities 0,642 0,640

Ежегодные правки в Википедии Wikipedia yearly edits 0,678 0,635

Научно-технические публикации Scientific and technical publications 0,589 0,626

Уровень цитируемости по индексу Хирша Citable documents H index 0,580 0,608

Высшее образование Tertiary enrolment 0,751 0,575

Доступ к качественному образованию (0 = неравный; 4 = равный) Access to quality education (0=unequal; 4=equal) 0,583 0,550

Ожидаемая продолжительность школьного обучения Secondary school enrollment (% of children) 0,695 0,540

Производство национальных художественных фильмов National feature films produced 0,500 0,424

Уровень грамотности взрослого населения (% от населения в возрасте 15+) Adult literacy rate (% of pop. aged 15+) 0,586 0,408

Всемирный рейтинг университетов (баллы) Globally ranked universities (points) 0,345 0,355

Соотношение учеников и учителей, среднее образование Pupil-teacher ratio, secondary -0,656 -0,497

Талантливые исследователи в предпринимательской деятельности Research talent in business enterprise 0,354 0,388

Зачисление в начальную школу (% детей) Primary school enrollment (% of children) 0,226 0,288

Фирмы, предлагающие формальное обучение Firms offering formal training 0,143 0,122

Выпускники в области науки и техники Graduates in science and engineering 0,221 0,051

Структурный капитал

Процессный капитал

GDP per capita (2011 PPP $) Income index

Государственные онлайн-сервисы Government's online service 0,248 0,326

Онлайн-активность Online e-participation 0,208 0,302

Доступ к ИКТ ICT access 0,171 0,288

ИКТ и создание организационных моделей ICTs and organizational model creation 0,097 0,097

Абоненты мобильных телефонов (подписки/100 человек) Mobile telephone subscriptions (subscriptions/100 people) -0,045 0,061

Домены верхнего уровня с кодом страны (нДВУ) Country-code top-level domains (ccTLDs) -0,097 0,000

Общие домены верхнего уровня (рДВУ) Generic top-level domains (gTLDs) -0,121 -0,014

Использование ИКТ ICT use -0,133 -0,028

Инновационный капитал

Income index GDP per capita (2011 PPP $)

Высокотехнологичная и средняя высокотехнологичная продукция High-tech and medium high-tech output 0,627 0,582

Международные заявки в центр договоров о патентной кооперации по происхождению PCT international applications by origin 0,536 0,676

Экспорт высокотехнологичной продукции High-tech exports 0,385 0,370

Поступления за использование интеллектуальной собственности Intellectual property payments 0,365 0,350

Количество классов заявок на товарные знаки по происхождению Trademark application class count by origin 0,345 0,259

Экспорт креативных товаров Creative goods exports 0,280 0,198

Патентные заявки по происхождению Industrial designs by origin 0,139 0,133

Заявки на полезные модели по происхождению Utility model applications by origin -0,061 -0,109

Социальный капитал

Income index GDP per capita (2011 PPP $)

Участие в онлайн-управлении (0 = низкое; 1 = высокое) Participation in online governance (0=low; 1=high) 0,658 0,606

Доступ к независимым СМИ (% от поп.) Access to independent media (% of p°p.,) 0,622 0,651

Политические права (0=нет прав; 4=полные права) Political rights (0=no rights; 4=full rights) 0,589 0,615

Состояние развития кластера State of cluster development 0,567 0,683

Равенство политической власти по социально-экономическому положению (0 = неравная власть; 4 = равная власть) Equality of political power by socioeconomic position (0=unequal power; 4=equal power) 0,539 0,635

Университетское/отраслевое исследовательское сотрудничество University/industry research collaboration 0,440 0,587

Равенство политической власти по социальной группе (0 = неравная власть; 4 = равная власть) Equality of political power by social group (0=unequal power; 4=equal power) 0,410 0,505

Равенство политической власти по полу (0 = неравная власть; 4 = равная власть) Equality of political power by gender (0=unequal power; 4=equal power) 0,383 0,550

Совместное предприятие/стратегический альянс Joint venture/strategic alliance deals 0,337 0,488

Прямые иностранные инвестиции, чистый приток Foreign direct investment, net inflows -0,106 0,080

Институциональная среда

GDP per capita (2011 PPP $) Income index

Личная свобода и выбор Personal Freedom and Choice 0,797 0,883

Занятость в сфере услуг (% от общей занятости) Employment in services (% of total employment) 0,754 0,876

Эффективность правительства Government effectiveness 0,872 0,864

Нормативно-правовая база Regulatory quality 0,831 0,794

Верховенство закона Rule of law 0,853 0,784

Простота разрешения банкротства Ease of resolving insolvency 0,675 0,708

Простота уплаты налогов Ease of paying taxes 0,590 0,561

Личные права Personal Rights 0,522 0,554

Легкость открытия бизнеса Ease of starting a business 0,470 0,480

Интенсивность локального конкуренции Intensity of local competition 0,263 0,284

Размер внутреннего рынка Domestic market scale 0,140 0,179

Заключение

Интеллектуальный капитал как многокомпонентная экономическая категория представляет собой совокупность социально -экономических отношений, которые возникают между субъектами экономической деятельности в рамках воспроизводства и использования знаний, умений, компетенций, а также по вопросам создания, использования и распространения интеллектуальных результатов. Он состоит из человеческого, структурного и социального капитала, что нашло отражение в определении содержания индекса интеллектуального капитала. Модель индекса интеллектуального капитала представлена в Таблице 3.

Таблица 3. Содержательная структура индекса интеллектуального капитала13

Интеллектуальный капитал

Человеческий капитал Структур ный капитал Социальный капитал

Образование Здоровье Процессный капитал Инновационный капитал

Качество образования: Оценка в чтении, математике и естествознании Доступ к качественному образованию (0 = неравный; 4 = равный) Доступ к высшему образованию Соотношение учеников и Доступ к основным государственным услугам (0 = неравный; 4 = равный Государственные онлайн-сервисы Международные заявки в центр договоров о патентной кооперации по происхождению Патентные заявки по Политические права (0 = нет прав; 4 = полные права) Равенство политической власти по социальной группе (0 = неравная власть; 4 = равная власть) Равенство политической власти

учителей (школа) QS университет рейтинг среднего балла топ-3 университетов Уровень грамотности взрослого населения (% от населения в возрасте 15+) Всемирный рейтинг университетов (баллы) Онлайн-активность происхождению Количество классов заявок на товарные знаки по происхождению по социально-экономическому положению (0 = неравная власть; 4 = равная власть) Равенство политической власти по полу (0 = неравная власть; 4 = равная власть)

Сфера образования (общие характеристики): Средние годы обучения (лет) Ожидаемые годы обучения (лет) Индекс ожидаемой продолжительности жизни Доступ к ИКТ Платежи по интеллектуальной собственности Участие в онлайн-управлении (0 = низкое; 1 = высокое)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Составлено автором.

Корпоративное образование: Фирмы, предлагающие формальное обучение Талантливые исследователи в предпринимательской деятельности Индекс ожидаемой продолжительности жизни после 60 Экспорт креативных товаров Высокотехнологичная и средняя высокотехнологичная продукция Доступ к независимым СМИ (% от поп.)

Формальное образование (без учета высшего образования): Зачисление в среднюю школу (% детей) Доступ к качественному медицинскому обслуживанию (0 = неравный; 4 = равный Экспорт высокотехнологичной продукции Состояние развития кластера Университетское/отраслевое исследовательское сотрудничество Прямые иностранные инвестиции, чистый приток Совместное предприятие/стратегический альянс

Преждевременная смерть от неинфекционных заболеваний (число смертей/100 000)

Высшее образование: Высшее образование Процент студентов высших учебных заведений, обучающихся в высокоранжируемых университетах Годы третичного образования Въездная мобильность третичного уровня Культурный капитал: Глобальный рынок развлечений и медиа Производство национальных художественных фильмов Институциональная среда Личная свобода и выбор Занятость в сфере услуг (% от общей занятости)

Нормативно-правовая база Верховенство закона Простота разрешения банкротства Политическая среда Простота уплаты налогов Личные права Интенсивность локального конкуренции

Образование взрослых вне высшего образования: Работа в сфере высокоинтеллектуальных услуг Ежегодные правки в Википедии Исследователи Уровень цитируемости по индексу Хирша Научно-технические публикации

Стоит обратить внимание на несколько моментов, которые были учтены при выборе некоторых параметров:

1) помимо высшего образования, которое относится к образованию взрослых, вводится субъиндекс «Образование взрослых вне высшего образования», в который попадают такие параметры, как исследователи, работники умственного труда и т.д. Это связано с тем, что функционирование таких сотрудников проблематично без непрерывного образования: то есть предполагается, что они периодически проходят курсы дополнительного образования либо участвуют в информальном образовании, в том числе посредством самообразования.

2) в субиндексе социального капитала присутствует блок, характеризующий участие в политической сфере. Подразумевается, что здоровая политическая среда позволяет легче накапливать национальный социальный капитал.

3) в субиндекс инновационного капитала включены параметры, характеризующие объемы высокотехнологичного производства и промышленных образцов, несмотря на то, что они не показали явную взаимосвязь с ВВП, так как они также характеризуют размеры инновационного производства страны.

Исследование стоимостных и нестоимостных подходов и методов оценки интеллектуального капитала по элементам отображено в Таблице 4.

Таблица 4. Сгруппированные методы оценки элементов интеллектуального

капитала

Интеллектуальный капитал

Человеческий капитал

Образование

Примечание Ключевые параметры оценки Научные работы

Анализ на уровне фирмы Стаж работы [Mouritsen 2003]

Уровень образования [Гаранина 2009]

Доля работников, имеющих высшее образование [Allee 2000]

Доля менеджеров, имеющих научные степени [Edvinsson, Malone 1997]

Доля работников, получивших 3 года или более дополнительного образования [Mouritsen, Bukh 2000]

Анализ на уровне страны Охват населения формальным образованием [Becker 1993]

Показатель среднего уровня полученного формального образования населения в возрасте от 15 до 74 лет [Barro 1993]

Результаты тестов TIMMS и PISA [Ханушек, Вессман 2007], [Hanushek 2017]

Некогнитивные личностные характеристики: — измерение экстраверсии; — измерение доброжелательности; — измерение добросовестности; — измерение эмоциональной устойчивости; — измерение открытости новому опыту; — теория «большой пятерки» личностных качеств. [Heckman, Kautz 2012]

Универсальные компетенции — креативность, критическое мышление, переобучаемость, организованность [Кузьминов и др. 2019]

Международные исследования Индекс человеческого капитала: — показатель выживаемости детей с момента рождения до достижения 5 лет; — показатель ожидаемого количества лет обучения в школе, скорректированный в соответствии с качеством обучения; — показатели состояния здоровья населения — распространенность детской низкорослости и выживаемость взрослых. Всемирный Банк14

14 Проект развития человеческого капитала // Всемирный Банк [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemimyjbank.org/ru/publication/human-capital (дата обращения: 27.01.2020).

313

Индекс человеческого развития:

— субиндекс ожидаемой

продолжительности жизни;

— субиндекс образования — доступ к образованию:

• средняя ожидаемая

продолжительность обучения детей

школьного возраста;

• средняя продолжительность обучения взрослого Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН)15 .

населения.

— субиндекс валового

национального дохода:

• валовый национальный

доход (ВНД) на душу

населения в долларах

США по паритету

покупательной способности (1II 1С).

Ключевые компетенции взрослых:

— грамотность в области

чтения; — математическая грамотность; — решение задач в Программа международной оценки компетенции взрослых (Р1ААС)

технологически насыщенной

среде.

Здоровье

Анализ на Ожидаемая продолжительность жизни [Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала: 2003]

уровне страны Уровень смертности [Ьогеп^еп et а1. 2008]

Вероятность дожития до 60 лет среди людей старше 15 лет ^а^ага et а1. 2001]

Индекс социального прогресса Основы благополучия человека —

доступ к базовым знаниям и уровень

Международные исследования грамотности населения, доступ к информации и средствам коммуникации, уровень здравоохранения, экологическая устойчивость Индекс социального прогресса

15 Human Development Index // United Nations Development Programme [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/en/content/human-development-index-hdi (дата обращения: 27.01.2020).

Структурный капитал

Анализ на уровне фирмы Затраты на информационные технологии [Гаранина 2009]

Затраты на НИОКР [Edvinsson, Malone 1997]

Затраты на компьютеры и программное обеспечение на сотрудника [Mouritsen, Bukh 2000]

Количество торговых марок Scandia Navigator

Количество патентов [Edvinsson, Malone 1997]

Анализ на уровне фирмы и страны Патенты, лицензионные соглашения, технологии, программное обеспечение, организационную структуру и культуру и другое [Леонтьева 2016]

Международные исследования Институты, человеческий капитал и наука, инфраструктура, развитие внутреннего рынка и бизнеса, прогресс технологий и экономики знаний, развитие креативной деятельности Глобальный индекс инноваций

Социальный капитал

Анализ на уровне фирмы Узнаваемость бренда [Allee 2000]

Частота упоминаний в медиа-ресурсах [Allee 2000]

Количество стран, в которых осуществляется деятельность [Ordonez 2003]

Количество посещений веб-сайта [Edvinsson, Malone 1997]

Анализ на уровне страны — Обязательства, ожидания и надежность структуры; — Информационные каналы, нормы и эффективные санкции; — Социальная структура, способствующая развитию социального капитала; [Коулман 2001]

— Нормы доверия между индивидами; — Горизонтальные связи; — Социальные нормы и ценности. [Косарев и др. 2019]

Интеллектуальный капитал

— Рыночный капитал;

— Возобновляемый капитал (в

виде инфраструктуры и инвестиций); [Bontis 2004]

— Процессный капитал;

— Финансовый капитал;

— Человеческий капитал.

— Рыночный капитал;

— Возобновляемый капитал (в

виде инфраструктуры и инвестиций); [Lin, Edvinsson 2010]

— Процессный капитал;

— Финансовый капитал;

Анализ на уровне страны — Человеческий капитал.

— Человеческий капитал; — Социальный капитал; — Структурный капитал;

— Возобновляемый капитал; — «Мягкие элементы»; [W^ziak 2007]

— Норма поведения, взаимное

доверие, удовлетворенность

жизнью, восприятие

здоровья, счастье.

— Видимые богатства;

— «Невидимый капитал»

(нематериальные активы): человеческий капитал, [Navarro et al. 2011]

структурный капитал и

неявный капитал.

Институциональная среда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс социального прогресса:

Основные потребности человека —

Международные исследования питание, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение Индекс социального прогресса

жильём, доступ к воде, электричеству и санитарным услугам, уровень личной безопасности

Список литературы:

Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов. М.: РИО МАОК, 2006.

Акиндинова Н.В., Ясин Е.Г., Авдеева Д.А., Денисенко М.Б., Кондратов Н.В., Чекина К.С., Яркин А.М. Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала: докл. к XX Апр. между-нар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-2 апр. 2019 г. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. Андреева Т., Гаранина Т. Влияние интеллектуального капитала на результаты деятельности российских производственных компаний // Форсайт. 2017. Т. 11. № 1. С. 31-40. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.1.31.40. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001.

Гапоненко Т.В., Гапоненко Г.П. Сравнительный анализ методов оценки стоимости интеллектуального капитала промышленных организаций // Социально-экономические и гуманитарно-философские проблемы современной науки. Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. С. 8-24. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? М.: ВШЭ, 2012. Каплан Р.С. Нортон Д.Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2005.

Косарев В., Павлов П., Каукин А. Социальный капитал как фактор экономического роста российских регионов // Экономическая политика. 2019. № 5. С. 24-49. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 2-39.

Кудина М.В. Управление компанией: теория и практика. М.: Издательство Московского университета, 2012.

Кузьминов Я., Сорокин П., Фрумин И. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. 2019. Т. 13. № 2. С. 19-41. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41.

Лев Б., Фенг Дж. Нематериальные активы: управление, измерение, отчетность. М.: Квинто-консалтинг, 2003.

Насибова Э.Н.-К. Эволюция подходов к понятию «Интеллектуальный капитал» // Вестник ИрГТУ. 2015. № 10(105). С. 239-244.

Новгородов П.А. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. № 2. С. 38-49. Осколкова М.А. Интеллектуальный капитал как фактор инвестиционной привлекательности компаний: дис... канд. эк. наук. М., 2013.

Серебрякова Г.В. Капитализация отношений в условиях ценностного управления // Вестник ГУУ. 2016. № 9. С. 230-233.

Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007.

Султанбаева Г.С., Велитченко С.Н., Ложникова О.П. Интеллектуальный капитал — основа развития общества знания. Алматы: ^азак университету 2013. Сухарева М.А. Влияние государственных расходов на качество образования // Инвестиции в человеческий капитал в современной России: проблемы и перспективы / Под науч. ред. М.В. Кудиной. Москва: Издательство Московского университета, 2017. С. 107-117.

Сухарева М.А. Интеллектуальный капитал: сущность и методы его оценки. Часть 1 // Государственной управление. Электронный вестник. 2020. № 79. С. 284-301. DOI: 10.24411/2070-1381 -2020-10044.

Устинова Л.Н., Сиразетдинов Р.М., Матвеева Е.С. Интеллектуальный капитал: интерпретация и анализ // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 7(454). С. 96-105.

Andriessen D. On the Metaphorical Nature of Intellectual Capital: A Textual Analysis // Journal of Intellectual capital. 2006. No. 7(1). P. 93-110. DOI: 10.1108/14691930610639796. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1993. Bhargava A., Jamison D., Lau L., Murray C. Modeling the Effects of Health on Economic Growth // Journal of Health Economics. 2001. No. 20. P. 423-440.

Bloom D.E., Canning D., Graham B. Longevity and Life-cycle Savings // The Scandinavian Journal of Economics. 2003. Vol. 105. No. 3. P. 319-338.

Bontis N. National Intellectual Capital Index: A United Nations Initiative for the Arab Region // Journal of Intellectual Capital. 2004. Vol. 5(1). P. 13-39. DOI: 10.1108/14691930410512905. Bounfour A., Stähle P. Understanding Dynamics of Intellectual Capital // Journal of Intellectual Capital. 2008. No. 9(2). P. 164-177. DOI: 10.1108/14691930810870283. Forte A., Peiró-Palomino J., Tortosa-Ausina E. Does Social Capital Matter for European Regional Growth? // European Economic Review. 2015. Vol. 77. Is. C. P. 47-64. Hanushek E.A., Wosmann L. The Role of Education Quality in Economic Growth // World Bank Policy Research WP. 2007. No. 4122.

URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/260461468324885735/pdf/wps4122.pdf (дата обращения: 27.01.2020).

Heckman J.J., Kautz T. Hard Evidence on Soft Skills // Labour Economics. 2012. Vol. 9. No. 4. P. 451-464. DOI: https://doi.org/10.1016/Uabeco.2012.05.014.

Helliwell J., Putnam R Education and Social Capital // Eastern Economic Journal. 2007. Vol. 33. Is. 1. P. 1-19.

Knack S., Keefer P. Does Social Capital Have an Economic Payoff? A Cross-Country Investigation // The Quarterly Journal of Economics. 1997. Vol. 2. No. 4. P. 125-288. Lin C.Y., Edvinsson L. What National Intellectual Capital Indices Can Tell About the Global Economic Crisis of2007-2009? // Electronic Journal of Knowledge Management. 2010.Vol. 8. Is. 2. Р. 253-266.

Lorentzen P., McMillan J., Wacziarg R. Death and Development // Journal of Economic Growth. 2008. Vol. 3. No. 2. P. 8-24.

Navarro J.L.A., Lopez V.R., Peña D.N. An Alternative to Measure National Intellectual Capital Adapted from Business Level // African journal of business management. 2011a. No. 5(16). Р. 6707-6716.

Navarro J.L.A., Ruiz V.R.L., Peña D.N., Badea L., Grigorescu A., Voinea L. Measurement of National Non-Visible Wealth through Intellectual Capital // Romanian Journal of Economic Forecastinc. 2011b. Vol. 14(3). Р. 200-212.

Nie N.H., Junn J., Stehlik-Barry K. Education and Democratic Citizenship in America. Chicago: University of Chicago Press, 1996.

Paszko J., Michalczuk G. Challenges of Social Accounting in the Sphere of the Measurement of National Intellectual Capital (NIC) // Journal of Humanities and Social Sciences. 2018. Vol. XXIII. Is. 25(4). P. 205-217. DOI: 10.7862/rz.2018.hss.79.

Ponzetto G.A.M., Troiano U. Social Capital, Government Expenditures, and Growth // NBER Working Papers 24533. 2018. URL: http://www. crei.cat/wp-

content/uploads/2018/04/Ponzetto Social capital 042018.pdf(дата обращения: 12.01.2020). ReedK.K., LubatkinM.H., Srinivasan N. Proposing and Testing an Intellectual Capital-Based View of the Firm // Journal of Management Studies. 2006. Vol. 43. No. 4. P. 867-893. Schulz T.W. Human Resources (Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities). New York: National Bureau of Economic Research, 1972.

Stewart T. Brainpower: How Intellectual Capital is Becoming America's Most Valuable Asset // Fortune. 1991. No. 3. P. 44-60.

Tobin J.A. General Equilibrium Approach to Monetary Theory // Journal of Money Credit and Banking. 1969. Vol. 1. No. 1. P. 15-29.

Uziené L. National Intellectual Capital as an Indicator of the Wealth of Nations: The Case of the Baltic // Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 156. P. 376-381. DOI: https://doi.org/10.1016/_i.sbspro.2014.11.206.

W^ziak D. Measurement of National Intellectual Capital — Application to EU Countries // Centre d'Etudes de Populations, de Pauvreté et de Politiques Socio-Economiques. 2007. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/5a0d/39d0eaa0d754eb7f77e29cde01e7075eedbc.pdf7_ ga=2.208506386.1822413278.1584622934-1963954492.1569401548 (дата обращения: 27.01.2020).

Дата поступления: 27.01.2020

Sukhareva M.A.

Intellectual Capital: The Essence and Methods of Its Assessment. Part 216

Maria A. Sukhareva — Research Intern, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Abstract

The current stage of economic development is characterized by significant transformations, where intangible assets become the most important factor of the economy competitiveness. These changes actualize the necessity of researching the phenomenon of intellectual capital in terms of its essence and its assessment methods. Therefore, the article defines intellectual capital, analyzes its assessment methods in scientific research and international indexes and carries out its decomposition. To assess national intellectual capital, it is preferable to use the "humanitarian approach" to the definition. As a result, the definition of intellectual capital is a multicomponent category, which includes socio-economic relations that arise between economic entities in the framework of reproduction and knowledge, skills, competencies use. In the article, the structure of intellectual capital consists of human, social and structural capital, on the basis of which a model of intellectual capital was formed, the basic methods and work on its assessment are analyzed. The components of intellectual capital can subsequently be used in the preparation of the valuation index. The main methods used in the article are analysis, decomposition and indicator method. The resulting index allows clearly demonstrating the elements of intellectual capital, highlighting the key ones among them that have the strongest effect on the overall quality of the intellectual capital of the state.

Keywords

Intellectual capital, indicator method, human capital, social capital, structural capital, assessment of intellectual capital, international indexes.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10060

References:

Akindinova N.V., Yasin E.G., Avdeyeva D.A., Denisenko M.B., Kondrashov N.V., Chekina K.S., Yarkin A.M. (2019) Stsenarii rosta rossiyskoy ekonomiki s uchetom vklada chelovecheskogo kapitala [Scenarios for the growth of the Russian economy, taking into account the contribution of human capital]: dokl. k XX Apr. mezhdu-nar. nauchn. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 9-2 apr. 2019 g. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki.

Andreeva T., Garanina T. (2017) Intellectual Capital and Its Impact on the Financial Performance of Russian Manufacturing Companies. Forsayt. Vol. 11. No. 1. P. 31-40. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.1.31.40.

Andriessen D. (2006) On the Metaphorical Nature of Intellectual Capital: A Textual Analysis. Journal of Intellectual capital. No. 7(1). P. 93-110. DOI: 10.1108/14691930610639796. Azgal'dov G.G., Karpova N.N. (2006) Otsenka stoimosti intellektual'noy sobstvennosti i nematerial'nykh aktivov [Valuation of intellectual property and intangible assets]. Moscow: RIO MAOK.

16 The reported study was funded by RFBR, project number 19-29-07449.

Becker G.S. (1993) Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. Chicago and London: The University of Chicago Press. Bhargava A., Jamison D., Lau L., Murray C. (2001) Modeling the Effects of Health on Economic Growth. Journal of Health Economics. No. 20. P. 423-440.

Bloom D.E., Canning D., Graham B. (2003) Longevity and Life-cycle Savings. The Scandinavian Journal of Economics. Vol. 105. No. 3. P. 319-338.

Bontis N. (2004) National Intellectual Capital Index: A United Nations Initiative for the Arab Region. Journal of Intellectual Capital. Vol. 5(1). P. 13-39. DOI: 10.1108/14691930410512905.

Bounfour A., Stähle P. (2008) Understanding Dynamics of Intellectual Capital. Journal of Intellectual Capital. No. 9(2). P. 164-177. DOI: 10.1108/14691930810870283. Brooking A. (2001) Intellectual Capital. Saint-Petersburg: Piter.

Forte A., Peiro-Palomino J., Tortosa-Ausina E. (2015) Does Social Capital Matter for European Regional Growth? European Economic Review. Vol. 77. Is. C. P. 47-64. Gaponenko T.V., Gaponenko G.P. (2015) Sravnitel'nyy analiz metodov otsenki stoimosti intellektual'nogo kapitala promyshlennykh organizatsiy. [Comparative analysis of methods for assessing the value of intellectual capital of industrial organizations]. Sotsial'no-ekonomicheskiye i gumanitarno-filosofskiye problemy sovremennoy nauki. Ufa: Ufimskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i servisa. P. 8-24.

Hanushek E.A., Wosmann L. (2007) The Role of Education Quality in Economic Growth. World Bank Policy Research WP. No. 4122.

Available: http://documents.worldbank.org/curated/en/260461468324885735/pdf/wps4122.pd f (accessed: 27.01.2020).

Heckman J.J., Kautz T. (2012) Hard Evidence on Soft Skills. Labour Economics. Vol. 9. No. 4. P. 451-464. DOI: https://doi.org/10.1016/Uabeco.2012.05.014.

Helliwell J., Putnam R. (2007) Education and Social Capital. Eastern Economic Journal. Vol. 33. Is. 1. P. 1-19.

Kapeliushnikov R. (2012) Russia's Human Capital: What Is Its Value? Moscow: VSHE. Kaplan R.S., Norton D.P. (2005) The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. Moscow: Olimp-Biznes.

Knack S., Keefer P. (1997) Does Social Capital Have an Economic Payoff? A Cross-Country Investigation. The Quarterly Journal of Economics. Vol. 2. No. 4. P. 125-288. Kosarev V., Pavlov P., Kaukin A. (2019) Social Capital as a Factor of Economic Growth in the Regions of Russia. Ekonomicheskayapolitika. No. 5. P. 24-49.

Koulman Dzh. (2001) Social Capital in the Creation of Human Capital. Obshchestvennyye nauki i sovremennost'. No. 3. P. 2-39.

Kudina M.V. (2012) Upravleniye kompaniyey: teoriya i praktika [Company management: theory and practice]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta.

Kuz'minov YA., Sorokin P., Frumin I. (2019) Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice. Forsayt. No. 2. P. 19-41. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41.

Lev B., Feng G. (2003) Intangible Assets: Measurement, Drivers, Usefulness. Moscow: Kvinto-konsalting.

Lin C.Y., Edvinsson L. (2010) What National Intellectual Capital Indices Can Tell About the Global Economic Crisis of2007-2009? Electronic Journal of Knowledge Management. Vol. 8. Is. 2. P. 253-266.

Lorentzen P., McMillan J., Wacziarg R. (2008) Death and Development. Journal of Economic Growth. Vol. 3. No. 2. P. 8-24.

Nasibova E.N.-K (2015) "Intellectual Capital" Concept Approaches Evolution. Vestnik IrGTU. No. 10(105). P. 239-244.

Navarro J.L.A., Lopez V.R., Peña D.N. (2011a) An Alternative to Measure National Intellectual Capital Adapted from Business Level. African journal of business management. No. 5(16). P. 6707-6716.

Navarro J.L.A., Ruiz V.R.L., Peña D.N., Badea L., Grigorescu A., Voinea L. (2011b) Measurement of National Non-Visible Wealth through Intellectual Capital. Romanian Journal of Economic Forecasting. Vol. 14(3). P. 200-212.

Nie N.H., Junn J., Stehlik-Barry K. (1996) Education and Democratic Citizenship in America. Chicago: University of Chicago Press.

Novgorodov P.A. (2017). Intellectual Capital: Notion, Essence and Structure. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Ekonomika i pravo». No. 2. P. 38-49. Oskolkova M.A. (2013) Intellektual'nyy kapital kak faktor investitsionnoy privlekatel'nosti kompaniy [Intellectual capital as a factor of investment attractiveness of companies]. PhD thesis. Moscow.

Paszko J., Michalczuk G. (2018) Challenges of Social Accounting in the Sphere of the Measurement of National Intellectual Capital (NIC). Journal of Humanities and Social Sciences. Vol. XXIII. Is. 25(4). P. 205-217. DOI: 10.7862/rz.2018.hss.79. Ponzetto G.A.M., Troiano U. (2018) Social Capital, Government Expenditures, and Growth. NBER Working Paper. No. 24533. Available: http://www. crei.cat/wp-content/uploads/2018/04/Ponzetto_Social_capital_042018.pdf (accessed: 12.01.2020).

Reed K.K., Lubatkin M.H., Srinivasan N. (2006) Proposing and Testing an Intellectual Capital-Based View of the Firm. Journal of Management Studies. Vol. 43. No. 4. P. 867-893. Schulz T.W. (1972) Human Resources (Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities). New York: National Bureau of Economic Research.

Serebryakova G.V. (2016) Capitalization of Relations in the Context of Value Management. Vestnik GUU. No. 9. P. 230-233.

Stewart T. (1991) Brainpower: How Intellectual Capital is Becoming America's Most Valuable Asset. Fortune. No. 3. P. 44-60.

Stewart T.A. (2007) Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. Moscow: Pokoleniye.

Sukhareva M.A. (2017) Vliyaniye gosudarstvennykh raskhodov na kachestvo obrazovaniya [The impact of government spending on education quality]. In: Kudina M.V. (ed.) Investitsii v chelovecheskiy kapital v sovremennoy Rossii: problemy i perspektivy. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. P. 107-117.

Sukhareva M.A. (2020) Intellectual Capital: The Essence and Methods of Its Assessment. Part 1. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 79. P. 284-301. DOI: 10.24411/2070-1381 -2020-10044.

Sultanbayeva G.S., Velitchenko S.N., Lozhnikova O.P. (eds.) (2013) Intellektual'nyy kapital — osnova razvitiya obshchestva znaniya [Intellectual capital is the basis for the development of a knowledge society]. Almaty: ^aza^ universiteti.

Tobin J.A. (1969) General Equilibrium Approach to Monetary Theory. Journal of Money Credit and Banking. Vol. 1. No. 1. P. 15-29.

Ustinova L.N., Sirazetdinov R.M., Matveyeva E.S. (2016) Intellectual Capital: Interpretation and Analysis. Ekonomicheskiy analiz: teoriya ipraktika. No. 7(454). P. 96-105. Uziene L. (2014) National Intellectual Capital as an Indicator of the Wealth of Nations: The Case of the Baltic. Social and Behavioral Sciences. Vol. 156. P. 376-381. DOI: https://doi.org/10.1016/_j.sbspro.2014.11.206.

W^ziak D. (2007) Measurement of National Intellectual Capital — Application to EU Countries. Centre d'Etudes de Populations, de Pauvreté et de Politiques Socio-Economiques. Available: https://pdfs.semanticscholar.org/5a0d/39d0eaa0d754eb7f77e29cde01e7075eedbc.p df?_ga=2.208506386.1822413278.1584622934-1963954492.1569401548 (accessed:

27.01.2020).

Received: 27.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.