УДК: 331.1:658.3 Ягупа Елена Григорьевна
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления на предприятии Кемеровского государственного сельскохозяйственного института тел.: (3842) 75-48-87
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ СОВРЕМЕННОЙ КАФЕДРЫ ВУЗА
Yagupa Elena Grigorievna
Candidate of Economics, associate professor, head of the chair of economics and management on enterprise, Kemerovo State Agricultural institute tel.: (3842) 75-48-87
INTELLECTUAL CAPITAL OF MODERN CHAIR OF HIGH SCHOOL
Аннотация:
В статье разработана стратегия наращивания интеллектуального капитала современной кафедры, предложена оценка стоимости величины интеллектуального капитала компании, фирмы или учреждения.
Изображены главные направления поиска инновации. Обозначена роль бизнес-сообщества в приращении интеллектуального капитала современной кафедры вуза.
Ключевые слова:
интеллектуальный капитал, структурный капитал, потребительский капитал, коэффициент Тобина, бизнес-сообщества, бакалавры, магистры, управление социально экономическими объектами и процессами, трансформация.
The summary:
In the article the strategy of increasing the intellectual capital of the modern chair is developed, the cost estimate of quantities of intellectual capital of the company, firm or institution is proposed.
The principal directions of innovation search are showed. The role of the business-community in increments of intellectual capital of the modern chair of the high school is designated.
Keywords:
intellectual capital, structural capital, consumer capital, Tobin’s coefficient, business-communities, bachelors, masters, management of social and economic objects and processes, transformation.
Главное богатство любой фирмы, общества или организации составляют люди, и конечный результат успешности экономического и социального развития, в конечном счете, определяется по результативности их труда, по удовлетворенности потребностей и стремлений сотрудников.
Человеческий капитал как наиболее ценный ресурс современного общества порой более значим, чем разные природные ресурсы и накопленное материальное богатство. По мнению многих ученых, именно человеческий капитал, выступающий как нематериальный, а не оборудование и производственные запасы является главным в обеспечении конкурентоспособности, экономического роста и эффективности любой организации. Поэтому сегодня важно уметь оценивать и измерять стоимость этого богатства, руководствуясь подходом к человеческому капиталу не как к обычному компоненту производства, а как главному активу, который требуется грамотно развивать, использовать и приумножать. В противном случае всякое общество или компания, которые не сумеют осознанно вкладывать капитал в развитие человека, отстанут и погибнут в конкурентной борьбе.
В экономической литературе под человеческим капиталом обычно понимаются человеческие ресурсы: знания, навыки и умения, запас здоровья, опыт, то есть все то, что используется в производстве и иной деятельности с целью создания какого-либо конечного продукта.
С другой стороны, очевидно, что целесообразное использование самим человеком своего личностного капитала в трудовой деятельности закономерно влияет на его заработок, стимулирует его развитие путем увеличения накопленного запаса навыков, знаний и мотиваций, что, в конечном счете, увеличивает его материальное благосостояние.
В современной экономической науке живая «человеческая» составляющая является лишь отдельным компонентом интеллектуального капитала.
Рассматривая интеллектуальный капитал фирмы, компании или учреждения сегодня используется деление его на отдельные составные части или компоненты. Первое - это сам как таковой «человеческий капитал», фирмы или учреждения, который складывается главным образом из личностного капитала всех работников. Второе - это «структурный капитал», который в течение времени накапливается в условиях, когда происходит естественная смена сотрудников. И, наконец, потребительский капитал, который в течение времени должен тоже прирастать. Хуже бывает, когда он убывает, что означает снижение конкурентных преимуществ на рынке труда. На рисунке 1 изображена схема слагаемых интеллектуального капитала.
Рис 1. - Элементы интеллектуального капитала организации
Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала чаще всего на практике применяется коэффициент Тобина - отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов: зданий, сооружений, оборудования и запасов.
q = р/с,
где:
д - коэффициент Тобина;
Р - рыночная стоимость активов фирмы;
С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
Собственно говоря, разница между Р и С и есть действительная величина интеллектуального капитала - д.
Коэффициент д носит название по фамилии американского экономиста Д. Тобина, лауреата Нобелевской премии в области экономики, впервые исследовавшего данное соотношение. Рыночная цена компании может быть определена на основе данных о капитализации фирмы, которые основываются на оценках фондового рынка. Если фондовый рынок оценивает фирму больше, нежели составляет восстановительная стоимость ее активов, то есть если Р > С то это означает, что фирма получает дополнительную прибыль за счет эффективного использования интеллектуального капитала. Однако наиболее достоверно эта цена проявляется лишь при реальной покупке фирмы.
Тенденции роста коэффициента Тобина проявляются и в российских успешно функционирующих фирмах. Выборочные данные коэффициента Тобина по некоторым российским компаниям представлены в таблице 1.
Коэффициент Тобина - это классический показатель, использование которого возможно при оценке разного рода однотипных организаций и, в частности, учебных заведений. Часто бывает, что схожие, по сути, учебные заведения, имеющие примерно одинаковые оценочные нормативы их лицензии и аккредитации, вызывают различный конкурс при наборе студентов, различный интерес у студентов к образованию, различное отношение работодателей. Это означает, что они сложили о себе разный потребительский капитал в обществе.
Таблица 1 - Коэффициент Тобина крупных российских компаний 2008-2010 гг.
№ Компания Активы, млн.руб. Капитализация, млн.руб. Коэффициент Тобина
2008 2009 2010 2008 2009 2010
1 Вымпелком 34 686 158 576,3 242 480 273 836 4,6 7,0 7,9
2 Балтика 18 505 45 136,5 102 033 159189 2,4 5,5 8,6
3 Газпром 2 474 600 1 365 244 2 576 135 7 354 414 0,6 1,0 3,0
4 Норильский никель 221 458 350 001 442 469 680 381 1,6 2,0 3,1
5 Татнефть 139 999 83 692,8 154 376 300 855 0,6 1,1 2,1
Почему это происходит? Да потому, что по окончании одного вуза легче найти работу, легче устроить свой бизнес и более успешно можно организовать, в конечном счете, свою личную жизнь. Как говорят в народе: «там лучше учат» и там получается более подготовленный специалист, он уже имеет конкретные трудовые навыки и умения, не пасует перед первыми трудностями, встречающимися на пути молодого специалиста.
Для российской системы образования характерно, что главным накопителем или аккумулятором интеллектуального капитала в вузе является кафедра. Прочие лаборатории и разного рода инновационные центры вуза только добавляют его, да зачастую и свое начало зарождения они имеют как раз от выпускающей кафедры. На кафедре формируются учебные планы и разного рода вариативные их части (компоненты), выбираются образовательные технологии и методический инструментарий изучения, формируется начало научно-исследовательского поиска и выполняется первое научное проектирование у студентов. Семинары и круглые столы на кафедрах - это первые площадки апробации результатов научного труда как студента, так и преподавателей. По сути дела кафедра вуза выступает как начальная и отправная точка формирования и развития интеллектуального капитала вуза. Интеллектуальный капитал кафедры -это ее сотрудники, владеющие личностным капиталом, их научно-методические разработки и патенты, которые в большинстве своем уже превратились в инновационные приборы и установки, в модели и алгоритмы, нашедшие свое место на производстве, а также признание в научно-образовательном сообществе. Интеллектуальный капитал кафедры это технологические находки в обучении студентов, которые уже закрепились как внутривузовские и региональные компоненты учебных планов и программ. Рассматривая деятельность кафедры во времени, следует отметить, что она естественным образом наращивает интеллектуальный капитал. Другое дело - как это приращение активизировать? Как найти катализаторы или стимулы более активного наращивания интеллектуального капитала.
На рисунке 2 показана сложившаяся стратегия наращивания интеллектуального капитала кафедры.
Рис. 2 - Стратегия наращивания интеллектуального капитала кафедры
Главная цель этой деятельности - активизация постоянного наращивания интеллектуального капитала приращения нематериальных активов. На рисунке изображены главные направления поиска инноваций. Действительно, интеллектуальный капитал приобретается не только в самой учебно-методической работе, в программах и новых образовательных технологиях или научной работе. Эти направления традиционные. Весь комплекс воспитательной работы, приобщение студента к общечеловеческим ценностям, расширение знаний о собствен-
ной истории и людях ее создавших, безусловно, развивают молодую личность, расширяют ее кругозор и эрудицию. Это крупное и важное направление. Но наиболее важной является конечный результат обучения, то есть насколько успешно обустраивается выпускник вуза в послевузовском пространстве и устраивается его последующая жизнь. Наверное, как раз по этому признаку и оценивается вуз на рынке труда.
На наш взгляд, первостепенное значение в этом приобретает привлечение успешных бизнесменов к учебному процессу. Самый лучший пример того, что надо знать и что делать, чтобы добиться успеха есть тот самый человек, который добился всех этих успехов. Когда он выступает, то аудитория верит и воспринимает все его рекомендации. Важно таких специалистов привлекать к практическим занятиям, деловым играм и семинарам, где рассматриваются конкретные производственные ситуации. Не менее важна и организация практик на этих самых предприятиях и фирмах, где работает бизнесмен. Обычно эти практики заканчиваются выбором базы и тем дипломного проектирования, а нередко для многих даже приглашением на работу. В этой схеме участия бизнесменов в обучении студентов важно его завершение, то есть защита дипломных проектов в тех самых фирмах. Тогда всем видно и понятно, чего добился студент и что можно от него ожидать в будущем.
Кроме того, участие представителей бизнеса в кафедральных семинарах и круглых столах при обсуждении различных вопросов перспектив развития отдельной фирмы, отрасли всегда касается обсуждения проблем современной экономики, эффективной организации труда и производства, поиска стратегий развития, маркетинговой деятельности и поиска инноваций. Это как раз те современные вопросы, которые ставит производство, рынок труда и услуг. Обсуждение этих проблем обогащает не только образовательные программы бакалавров, специалистов и магистров, но и наращивает интеллектуальную собственность кафедры. Это - новые проекты, новые методические разработки, патенты или технические решения.
Вместе с тем важным требованием, которое предъявляется в современной образовательной среде в условиях инновационной экономики, является формирование и реализация новых компетенций выпускников вузов, повышающих творческую составляющую их будущей трудовой деятельности. В данном случае катализаторами могут стать вновь вводимые инновационные курсы обучения студентов. Например, внедрение инновационного курса «Управление социально-экономическими объектами и процессами» при обучении студентов современному менеджменту (далее сокращено «Управление СЭО и П»), позволяет решить важную задачу повышения качества подготовки студентов квалификации «бакалавр» за счет введения нового учебного модуля «Трансформация», который формирует знания, умения, навыки и способности переноса этих компетенций на незнакомые объекты и ситуации. Инновационный курс «Управление СЭО и П») изучается на 4-курсе по направлениям подготовки специалистов по специальности Государственное и муниципальное управление и экономика и управление на предприятии в объеме 200 часов из них 60 % самостоятельной работы студента. Изучение дисциплины «Управление СЭО и П» позволяет расширить рамки компетенций, предусмотренных в стандартах ВПО.
Программа обучения, внедряемая в Сибирской академии государственной службы и в Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте, позволяет сформировать у студентов эти новые компетенции: знания, умения, навыки за счет моделирования процесса управления исследуемого объекта. Развитие способности трансформировать полученные в этом курсе и в других дисциплинах знания, умения и навыки по управлению незнакомыми объектами и ситуациями позволяют разрабатывать и принимать эффективные управленческие решения по управлению СЭО. С помощью индикативных показателей студент может определить состояние, уровень развития организации и разработать управленческие решения, которые направлены на дальнейшее развитие объекта исследования.
Инновационный курс «Управление СЭО и процессами» предполагает выполнение, публичную защиту курсовой работы и тестирование теоретических знаний. Следует иметь в виду, что цели и задачи декомпозируются по каждому проводимому теоретическому и практическому учебному занятию. Для осуществления трансформации полученных знаний, умений, навыков на незнакомые объекты и ситуации, были сформированы квалификационные требования к уровню освоения данной дисциплины согласно квалификационным требованиям, вводимая инновационная учебная дисциплина формирует объективные знания о государственных и муниципальных социально-экономических объектах различного назначения: муниципальных образованиях, предприятиях, организациях, госучреждениях и фирмах, в рамках которых осуществляется трудовая деятельность людей в современном обществе. В этих типах организаций человек обеспечивает себе возможность существования, самореализации и саморазвития. Учебная дисциплина вузовской образовательной компоненты, за счет своей практической направленности и работы
студента по исследованию и описанию самостоятельно выбранного социально-экономического объекта - муниципального образования, госучреждения, предприятия, организации и других типов объектов социального типа - позволяет сформировать знания, умения, навыки по системе управления исследуемых реальных объектов. Кроме того, она формирует способность студента трансформировать полученные теоретические знания в области системного управления, на незнакомые ранее социально-экономические объекты и процессы, которые действуют в условиях рынка». Конечным результатом по выходу системы студент должен:
знать:
- тенденцию развития социально-экономических процессов в современном мире и их влияние на социально-экономическую среду российского социума;
- классификацию социально-экономических объектов по уровням управления в социально-экономической среде;
- теоретические основы управления социально-экономическими объектами и процессами;
- тенденцию развития государственных и муниципальных СЭО, способы, методы моделирования конструкции СЭО и процессы управления;
- структуру, состав социально-экономических объектов, классификацию систем и подсистем для управления по различным направлениям деятельности СЭО;
- основы управления по этапам управленческого цикла и технологии принятия управленческих решений в условиях рыночных отношений;
- основы системного управления функционированием (объектом, бюджетом, маркетингом, персоналом, финансами и д.р.) в социально-экономических объектах - муниципальных образованиях предприятиях, организациях, госучреждениях;
- основы системного управления развитием в социально-экономических объектах -предприятиях, организациях, госучреждениях;
- практику управления государственными и муниципальными предприятиями по основным жизнеобеспечивающим направлениям развития социума;
уметь:
- формировать теоретическую модель управления исследуемого социальноэкономического объекта;
- выделять структурные компоненты и элементы СЭО, при исследовании и его описании;
- разрабатывать или совершенствовать структуру управления, штатное расписание, должностные обязанности и другие документы стандарта управления государственными и муниципальными СЭО;
- рассчитывать показатели и делать оценку конечных результатов деятельности любого типа СЭО;
- формировать графическую модель управления и определять зону эффективной деятельности СЭО;
- прогнозировать конечные результаты деятельности СЭО и отдельных его подразделений;
- применять свои профессиональные знания в области управления СЭО и процессами, используя при этом моделирование, системный анализ финансово-хозяйственной деятельности, логистику для описания и представления объекта управления;
- разрабатывать, обосновывать и принимать оптимальные управленческие решения по воздействию на системы или подсистемы, направленные на повышение эффективности конечных результатов СЭО;
- оформлять и защищать свои практические работы по исследованию государственного и муниципального СЭО и его конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности;
иметь практические навыки:
- аналитического мышления и структурно-системного анализа при исследовании любого типа СЭО;
- моделирования, расчета и описания исследуемых социально-экономических объектов;
- обоснования и расчета плана продаж, производства и поставок ресурсов исследуемых СЭО;
- формирования графической модели управления и расчета конечных показателей производственно-хозяйственной, финансово-экономической деятельности исследуемых СЭО;
- разработки документов по реализации управленческих решений, направленных на повышение эффективности конечных результатов деятельности государственных и муниципальных СЭО;
- систематизации информации и использования современных информационных технологий при структурно-системном анализе исследуемого государственного и муниципального СЭО;
- формирования, оформления и публичной защиты курсовой работы по структурносистемному анализу исследуемых государственных и муниципальных СЭО и процессов, протекающих в них;
- умение трансформировать знания, умения навыки на незнакомые объекты и ситуации означает, что студент должен:
- самостоятельно провести анализ действующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие исследуемого СЭО или процесса;
- дать краткую характеристику исследуемого СЭО или процесса, его значения на территории;
- выделить основные проблемы, мешающие развитию исследуемого СЭО или процесса;
- формировать модель системного управления для исследуемого СЭО или процесса;
- выделить индикативные показатели для оценки состояния и уровня развития исследуемого СЭО или процесса;
- самостоятельно проанализировать состояние исследуемого объекта и уровень его развития;
- сформировать управленческие решения, направленные на функционирование и развитие объекта исследования (комплексная или целевая программа, или план развития, инновационно-инвестиционный проект, бизнес проект, организационно-экономические, технические, технологические и иного типа мероприятия, приказ, распоряжение и т п.);
- разработать систему мониторинга исполнения всех принимаемых решений;
- уметь правильно оформить результаты проведенного исследования СЭО или процесса;
- уметь публично защитить результаты описания объекта исследования;
- уметь продвигать разработанный проект по развитию объекта исследования;
Учебная дисциплина «Управление социально-экономическими объектами и процессами»
совместно включает в себя пять учебных модулей. На рис. 3 представлена модель формирования компетенции «Трансформация» по учебной дисциплине «Управление социальноэкономическими объектами и процессами.
Рис. 3 - Модель формирования компетенции «Трансформация»
Создание комплексной компетенции «Трансформация», направленной на развитие творческой составляющей образовательного процесса, является нематериальным капиталом ка-федр-авторов инновационной учебной дисциплины. Как показала практика двух последних лет, сочетание приведенных выше катализаторов наращивания интеллектуального капитала, привлечение успешных представителей бизнес-сообщества и внедрение нового инновационного учебного курса «Управление социально-экономическими объектами и процессами» позволили обеспечить полное распределение выпускников Сибирской академии государственной службы и Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. Последующие опросы данных выпускников свидетельствуют о том, что более половины из них имеют служебный рост.