Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал: социологическая концептуализация'

Интеллектуальный капитал: социологическая концептуализация Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
10
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект / капитал / социум / социологическая концептуализация / общество / интеллектуальный / ресурс / globalization / culture / trends / ethnicity / process / politics

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Моргунова Э. В., Овчаренко Р. К.

В данной статье рассматривается главный и значимый ресурс в социальной среде – интеллектуальный капитал. Также в статье изучаются истоки развития теории интеллектуального капитала и различные подходы авторов к данному понятию. Единого подхода к изучению, структуре и функциям интеллектуального капитала с точки зрения социологической концепции не существует. Поэтому обобщив понятия разных исследователей, делается один общий вывод. Целью исследования является изучение сущности, особенностей и роли интеллектуального капитала в рамках социологической концептуализации. При подготовке исследования использовались такие методы, как: исторический метод, системный метод и метод анализа проблемы. На сегодняшний день важно правильно распределять социальный капитал для эффективной деятельности любой организации. Научная статья дает возможность рассмотреть интеллектуальный капитал в рамках социологической концептуализации, выявить и проанализировать основные проблемы эффективного и рационального использования и применения интеллектуального капитала как главного ресурса в социологической среде. рационального его использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization processes and cultural development

The existing conceptual approaches to the globalization of culture proceed from the fact that the more the world becomes one, the greater the cultural differences. Global cultural studies, which studies these processes, understands the world not as a single system, but as a multitude of systems, focusing on the decentralized nature of the world system, recognizes heterogeneity and hybridization as the natural state of the culture of the world. The article shows that the most important principle that allows preserving the unity of diversity is the principle of equality, which means that there is no scale of evaluation of culture or hierarchy of cultures in cultural development. This is also important from the point of view of real equality in the relationship of cultures. Approaching a particular culture from the point of view of equality, careful attitude to its uniqueness, it should be noted that the development of any culture depends on the availability of necessary resources, since lack of resources causes the danger of deformation during intensive intercultural interactions. The equality of cultures can be considered as the realization of a universal principle, which in its meaning coincides with the principle of sovereignty. It serves as the basis for the State to conduct its policy and assumes, if necessary, the protection of its rights. Globalization is a process whose scale is relative. This can happen both within and between civilizations. The current stage of globalization is a process that covers the whole world, which was prepared for this at previous stages.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал: социологическая концептуализация»

Петрова С.И.

Кандидат культурологии, доцент. Академия маркетинга и социально-информационных технологи, г. Краснодар.

Петров И.Ф.

Доктор философских наук, профессор. Академия маркетинга и социально-информационных технологий, г. Краснодар.

Процессы глобализации и развитие культуры*

Аннотация. Существующие концептуальные подходы к глобализации культуры исходят из того, что чем более мир становится единым целым, тем больше культурных различий. Изучающая эти процессы глобальная культурология понимает мир не как одинарную систему, а как множество систем, акцентируя внимание на децентрализованном характере мировой системы, признает неоднородность и гибридизацию естественным состоянием культуры мира. В статье показывается, что наиболее важным принципом, позволяющим сохранить единство разнообразия, является принцип равенства, что означает отсутствие шкалы оценки культуры или иерархии культур в культурном развитии. Это важно и с точки зрения реального равенства во взаимоотношениях культур. Подходя к той или иной культуре с точки зрения равноправия, бережного отношения к ее уникальности, следует отметить зависимость развития любой культуры от наличия необходимых ресурсов, так как нехватка ресурсов вызывает опасность деформации во время интенсивных межкультурных взаимодействий. Равенство культур можно рассматривать как реализацию некоего универсального принципа, который по своему значению совпадает с принципом суверенитета. Он служит основой для проведения государством своей политики и предполагает, в случае необходимости, защиту его прав. Глобализация - это процесс, масштабы которого относительны. Это может происходить как внутри цивилизаций, так и между ними. современный этап глобализации - это процесс, охватывающий весь мир, который был подготовлен к этому на предыдущих этапах.

Ключевые слова: глобализация, культура, тенденции, этнос, процесс, политика.

Petrova S.I.

Candidate of Cultural Studies,

Associate Professor. Academy of marketing and socially-information technologies, Krasnodar.

Petrov I.F.

Doctor of Philosophy, Professor. Academy of marketing and socially-information technologies, Krasnodar.

Globalization processes and cultural development

Abstract. The existing conceptual approaches to the globalization of culture proceed from the fact that the more the world becomes one, the greater the cultural differences. Global cul-

* © Петрова С.И., Петров И.Ф., 2022. Процессы глобализации и развитие культуры

tural studies, which studies these processes, understands the world not as a single system, but as a multitude of systems, focusing on the decentralized nature of the world system, recognizes heterogeneity and hybridization as the natural state of the culture of the world. The article shows that the most important principle that allows preserving the unity of diversity is the principle of equality, which means that there is no scale of evaluation of culture or hierarchy of cultures in cultural development. This is also important from the point of view of real equality in the relationship of cultures. Approaching a particular culture from the point of view of equality, careful attitude to its uniqueness, it should be noted that the development of any culture depends on the availability of necessary resources, since lack of resources causes the danger of deformation during intensive intercultural interactions. The equality of cultures can be considered as the realization of a universal principle, which in its meaning coincides with the principle of sovereignty. It serves as the basis for the State to conduct its policy and assumes, if necessary, the protection of its rights. Globalization is a process whose scale is relative. This can happen both within and between civilizations. The current stage of globalization is a process that covers the whole world, which was prepared for this at previous stages.

Key words: globalization, culture, trends, ethnicity, process, politics.

Влияние глобализации, распространяющееся на мир культуры, провоцирует процесс формирования мировой, глобальной культуры, отражающейся на общем качестве цивилизации, возникновении новых культурных форм, где каждая культура оказывается под влиянием процессов глобализации и неспособна противодействовать происходящему.

Культура является универсальным инструментом развития общества и его обновления. Чтобы совместить культуру и развитие, необходимо воспринимать ее как своего рода систему правил, социальных конвенций коллективного взаимодействия и существования людей в обществе. Эти правила и конвенции воплощены в самых разных формах - искусственных объектах, проявляются в образе жизни, верованиях, системах ценностей, характеризующих то или иное общество. В процессе социального развития они значительно обновляются и передаются следующему поколению в другом виде. Культура и цивилизация находятся в отношении амбивалентности, они не существуют друг без друга, пе-

реходят друг к другу, но в то же время отрицают друг друга как стремление к переменам и стремление избежать этого в пределах тех или иных границ. Этот разрыв играет важную роль - своего рода стимула определения меры необходимых изменений, культурных новшеств. Культура развивается в рамках противоречивого единства дифференцирующих и интегрирующих процессов, то есть все более богатого и значимого целого, как движение от абстрактного к конкретному и, в то же время, от конкретного к абстрактному. Эти тенденции не независимы, а являются сторонами одного процесса. Это говорит о том, что глобализацию можно трактовать как интеграционный социокультурный процесс. но в то же время дифференцирующий культурный процесс находится в основании дифференциации общества, оказывая влияние на рост значения местных и региональных образований. обе стороны двойственны (амбивалентны), как и два рассматриваемых аспекта культуры. Эти процессы не связаны друг с другом, а находятся в противоречивом единстве, передаются друг

другу.

Символы, вещи, модели поведения в эпоху глобализации обладают способностью переходить от общества к обществу, преодолевая границы государств, и средства массовой коммуникации играют при этом главную роль.

Реальность процесса глобализации в настоящее время ни у кого не вызывает сомнение. Другое дело - его направленность и значение для культур разных этносов, и в какой степени сами локальные культуры и цивилизации могут влиять на тенденции глобализации. Предположения относительно будущего мира нередко основываются на состоянии стран Западной Европы. Сторонники постмодернизма, например, уверены, что цивилизации и культуры, а также вызванные ими великие нарративы исчерпали себя. Потеряв общую цель, понятную большинству людей (религиозную, социальную и т.п.), общества механически делятся на отдельные личности. Тип взаимодействующих, но независимых социокультурных сообществ в этом контексте считается ошибочным. С другой точки зрения глобализация ведет к духовной универсализации этносов и смешению культурных и ци-вилизационных систем в глобальном «плавильном котле», превращая все в однородную культуру. Есть и другие точки зрения, но основные оценки в понимании глобальных проблем исходят из американоцентристских или европоцентристских взглядов. Постиндустриальная культура, в которой лидерство закреплено за развитыми странами Запада, преподносится как беспрецедентное расширение возможностей человечества по совершенствованию всех аспектов его деятельности.

При всестороннем рассмотрении проблемы необходимо различать про-

цессы вестернизации и глобализации. Нынешняя культурная глобализация это не только результат западного мо-дернизационного проекта. Хотя современная глобальная культура и несет на себе отпечаток своей «прародительницы», однако в локальных культурах влияние стереотипов и модных образов осмысливается в рамках двустороннего процесса: неминуемой культурной унификации и стремление к сохранению культурной самобытности.

В современном мире происходят сложные и подчас агрессивные процессы навязывания культурных стереотипов. Такая ситуация ведет к фундаментальному разрушению системы ценностей европейской модели, где важнейшим критерием всегда было свободное формирование собственных культурной традиции как для отдельного человека, так и для народа в целом. Сегодня мы являемся свидетелями сложной ситуации, когда, с одной стороны, пространство любой традиции открыто для человека, а с другой - доминирующий стереотип западной модели являющийся наиболее доступным. Именно она, в большинстве своем, и навязывается как уникальная модель приемлемая для мирового социума. Более того, то, что является незначительным компонентом американской культуры, продиктованным необходимостью индустриального общества с острой нехваткой свободного времени, принимается в ряде других культур как элитарное, престижное, экзотическое. Американизация характеризуется навязыванием собственных ценностей, в рамках которых, по мнению представителей этой культуры, должны существовать члены других сообществ.

В разных странах выбор поведения в отношении процессов глобализации

заключается в широком спектре возможностей, от непротивления им и утраты культурной самобытности до активного сохранения последней. Во втором случае знания о самих процессах глобализации могут быть использованы для поиска своего места и роли в глобальной системе, отвечающей национальным интересам и способствующим решению глобальных проблем.

существующие концептуальные подходы к глобализации культуры исходят из того, что чем более мир становится единым целым, тем больше культурных различий. изучающая эти процессы глобальная культурология понимает мир не как одинарную систему, а как множество систем, акцентируя внимание на децентрализованном характере мировой системы, признает неоднородность и гибридизацию естественным состоянием культуры мира. Влияя на само понимание мироустройства, она оказывает важное влияние на глобальные исследования в целом, усложнив формулировку ряда ее проблем.

Дальнейшее выживание мирового сообщества во многом обусловлено существованием многообразия культур. нивелирование различий и приведение всех к единому социокультурному стандарту вызывает деструктивные явления на разных уровнях социума. Разнообразие культур является необходимым резервом социальной силы, свидетельствует о противодействии энтропийным процессам и существовании инновационного потенциала общества, который может быть востребован в процессе развития. Это требуют постоянной культурной дифференциации и взаимного влияния культур.

наиболее важным принципом, позволяющим сохранить единство разнообразия, является принцип равенства, что означает отсутствие шкалы

оценки культуры или иерархии культур в культурном развитии. Это важно и с точки зрения реального равенства во взаимоотношениях культур. Подходя к той или иной культуре с точки зрения равноправия, бережного отношения к ее уникальности, следует отметить зависимость развития любой культуры от наличия необходимых ресурсов, так как нехватка ресурсов вызывает опасность деформации во время интенсивных межкультурных взаимодействий. Равенство культур можно рассматривать как реализацию некоего универсального принципа, который по своему значению совпадает с принципом суверенитета. он служит основой для проведения государством своей политики и предполагает, в случае необходимости, защиту его прав. Глобализация - это процесс, масштабы которого относительны. Это может происходить как внутри цивилизаций, так и между ними. современный этап глобализации - это процесс, охватывающий весь мир, который был подготовлен к этому на предыдущих этапах.

Глобализация осуществляется в тех или иных формах культуры, распространяемых из интеграционных центров, охватывая новые территории и массы людей. Различные версии глобализации распространяются по-разному. некоторые из них зависят от применения силы. Так, имперская версия глобализации направлена на захват новых территорий, населенных другими народами, чтобы превратить их в ресурс для эксплуатации. Глобализация может базироваться на религиозном, идеологическом моральном и иных основаниях. стоит отметить и еще одну движущую силу глобализации. Это творчество, то есть необходимость вовлечения растущей массы людей в глобальный творческий процесс, в общее

углубление и расширение общечеловеческого пространства. Потребность в глобализации исходит от всех центров творчества, хотя и в разной степени. Объясняется это тем, что любой творческий акт, создание произведений может происходить через установление связи с элементами мировой культуры, независимо от временной и территориальной локализации [6].

В то же время принцип равенства культур может стать несправедливым, если не компенсировать неравенство в условиях резких социальных изменений. В случае негармоничных взаимосвязей местных и глобальных, которые мешают процессам всеобщего демократического развития, необходимо принять меры для защиты культурной самобытности. Культура существует не как вещь, а как поток интерпретаций, переосмыслений, созданных субъектом. Интерпретация может быть крайне ограниченной, примитивной, почти незаметной, но она может достичь высот человеческого творчества, высших произведений человеческого духа, нового типа исторического разума. Культура всегда неполна, незакончена, поэтому в ней содержится все больше и больше вариантов возможностей, потенциальных выходов в виртуальность, в потенции человека. Культура - это постоянное развитие способностей и накопление творческих сил. Процессы, охватывающие длительные исторические периоды, можно понимать как акт социокультурной динамики, являющийся особым случаем, особой формой культурного развития. Глобализация культуры сказывается и на сфере образования, она напрямую зависит от интеллектуального потенциала страны, от наличия хорошо подготовленных и высокообразованных специалистов. Уровень развития стра-

ны определяется уже не материальной сферой, а сферой информационных технологий, образования и культуры. Они определяют цивилизационный уровень различных народов, их способность решать глобальные мировые проблемы, преодолевать различного рода кризисы. В формировании новой глобальной системы значительно возрастает роль диалога как важнейшего фактора культурного развития, который должен стать основой связей между народами и универсальным способом развития общих ценностей и интересов. Человечество становится «единством многообразия» во всех своих основных измерениях, включая культуру. Когда «...развитие цивилизации сделало невозможным глобальное применение силы и насилия для решения основных противоречий бытия человечества без угрозы его самоуничтожения, у него не остается иного выбора, кроме диалогического способа связей человека с человеком, поколения с поколением, пола с полом, класса с классом, нации с нацией, региона с регионом, как и современности с прошлым, ибо спасти человечество в этой критической фазе его развития может только осознание его единства - и социального единства, и исторического. Именно диалог есть средство обретения этого единства» [3, с. 404-405].

Эти перспективы позволяют нам определить области деятельности в сфере культуры, которые будут способствовать устойчивому развитию человеческого потенциала. Открытость к диалогу и культурному обмену в данном случае выступает как общая стратегия, в то время как каждая конкретная страна реализует свою собственную логику культурного развития. Таким образом, глобализация может устраняет прежние противоречия, связывает современ-

ность с приоритетом глобальных проблем, объединяет усилия в интересах общего развития, в том числе преодоления отсталости. Глобализация охватывает все сферы нашей жизни и становится главной тенденцией современного мира.

Важнейшим резервом социокультурного разнообразия являются этнокультурные различия, которые заслуживает самого пристального внимания, поскольку модернизационные процессы могут обострить групповое, прежде всего этническое, сознание. сегодня культура и этнос рассматриваются неразрывно связанными друг с другом, находя в разнообразии культурных форм многообразие этнических общностей. Действительно, культура выступает в качестве определяющего фактора этнической интеграции и обеспечивает ее стабильность. с одной стороны, интенсивное взаимодействие различных культур справедливо рассматривается в качестве предпосылки для того, чтобы культурное разнообразие стало необходимым фактором развития. с другой стороны, этнокультурная динамика при определенных условиях провоцирует неконтролируемые и непредсказуемые процессы; этноцентризм отражает иррациональные мотивы групповой психологии, которые могут обострять межнациональные и межэтнические противоречия.

Механизмы возникновения и разрешения этнических конфликтов довольно сложны и коренятся в самой социокультурной сущности межнациональных отношений. В современных исследованиях этническая общность предстает как особая культура со специфической картиной мира, преломляющей все события и явления человеческой жизни. В этой картине мира существует противопоставление «мы - они», которое присуще этническим

отношениям. Каждое культурное сообщество осознает себя таковым только в отличие от других. именно в противовес другим этническая группа всегда укрепляла свое единство. и сегодня часто необходима потенциальная конфронтация, чтобы поддерживать процесс, определяющий формирование этнической идентичности. Это не отрицает возможности взаимодействия этнических культур, а лишь подчеркивает внутреннюю противоречивость этого явления.

В процессе эволюции, под натиском глобализации, этнические группы претерпевают определенные трансформации, так как традиционные культуры не могут сохраниться в неизменном состоянии. им предстоит адаптироваться к современным условиям бытия. Различные аспекты модернизации заостряют внимание на роли традиции в сохранении этнической принадлежности как социокультурной единицы. В соответствии с традицией (представляющей устойчивую систему норм, ценностей, моделей и др.) вся необходимая информация отбирается и интерпретируется членами этнической группы, а жизненный опыт передается из поколения в поколение. По отношению к инновациям традиция играет роль избирательного механизма. Благодаря ей из нововведений отбираются только те, которые не оказывают разрушительного влияния на специфические этнические особенности. Кроме того, новый опыт интеграции в культуру этнической группы наделяется культурно-специфическими характеристиками через механизм традиции. Таким образом, осуществляется отбор элементов, которые могут придать обществу стабильность. «В процессе глобализации социального бытия человечество не может позволить себе такую роскошь — сохранять в комплексе ос-

вященные традицией ценности и нормы... Жизнь заставляет тщательно отбирать ценные элементы, освобождая их из прежнего контекста, включая их в новые мировоззренческие системы, нацеленные на то, чтобы объединять людей, не противополагая их друг другу» [4, с. 137-139].

По мнению ряда исследователей, с усилением глобальных информационных и культурных связей объединения людей будут строиться не в соответствии с национальной, классовой, государственной или территориальной принадлежностью, а в соответствии с общими интересами, склонностями и т. п., что повлечет за собой создание сетевой организации человечества взамен национально-государственной. С ростом числа человеческих идентификаций, а они будут увеличиваться с активизацией глобальных информационных связей, социальные противоречия не исчезнут, а скорее умножатся и станут из-за этого менее острыми. Мы видим попытку разработки новой глобальной шкалы культурных ценностей, которая стала бы «универсальной этикой», укрепляющей связи между людьми перед лицом растущей однородности, с одной стороны, и фрагментации (зачастую приводящую к чувству этнической исключительности) с другой. Разработка политики в этой области должна быть направлена на консолидацию межэтнического общества с более полным учетом реалий и возможностей, предлагаемых культурным плюрализмом. Речь идет о достижении более высокого, чем когда-либо, уровня толерантности к этнокультурным различиям между людьми и формировании соответствующих ценностных установок.

Универсальные культурные ценности могут быть сформированы лишь при открытом межкультурном диалоге.

И здесь нужно говорить не об изобретении новых ценностей, а о достижении консенсуса в отношении тех, которые кажутся наиболее приемлемыми для всех. Важно, чтобы универсальные культурные ценности могли интерпретироваться и применяться в каждом конкретном обществе в соответствии с его моральными основами. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, решение этих задач предполагает закрепление в структуре сознания общечеловеческих ценностей и идей гражданской общества, а с другой, осознание личностью своей этнокультурной идентичности. Как отмечал Т. Парсонс, когда в общественном движении происходит сдвиг в сторону патриотизма, тема национальных ценностей привлекает все больше внимания. Конечно, они всегда иерархичны, поскольку национальная идеология узаконивает порядок и власть [5, с. 32-35]. Конкретный этап развития каждой нации выдвигает некоторые из них на первый план, откладывая «до лучших времен» другие, которые играют вспомогательную роль на период решения основных задач или даже противоречат основной цели.

насколько сложна проблема, можно увидеть, анализируя выводы исследования проблем социально-культурного контекста функционирования языка, которое показывает, что в повседневной жизни «новые отдельно взятые этнические ситуации интерпретируются как функциональные корреляты общих моделей, которые построены и истолкованы на основании предшествующего опыта и под влиянием общих, стереотипных социальных установок. Для этнически предубежденно настроенных лиц новые этничес-кие ситуации получают, как правило, негативную оценку из-за превалирую-щего «негативного» содержания общих моделей

и установок». исследователь делает вывод о том, что негативная модель может воспроизводиться в стереотипных стандартах, в частности, в сообщениях прессы, благодаря чему «обобщение частных моделей может подтвердить существующие этнические установки и управлять интерпретацией новых ситуаций» [2, с. 178].

Бытовое вербальное общение является наиболее важным каналом формирования этнических предрассудков и распространения «повседневного шовинизма», который характеризуется страхом и неприятием всего необычного, возникающим из-за несоответствия мнений и действий в конкретных ситуациях, в том числе в процессе вербального взаимодействия. Преодоление таких ситуаций возможно если человек сможет выйти за рамки повседневной жизни и взглянуть на мир по-другому, что требует образовательной и воспитательной работы. Культурные ценности приобретают смысл, если они свободно выбираются человеком. Важна роль ежедневной практики терпимости и понимания отличающейся культуры. Здесь значимо не только постепенное открытие «другого», рождение эмпатии к его проблемам, что невозможно без достаточной общекультурной подготовки, позволяющей человеку раскрыть, в первую очередь, собственное внутренне «я». Важны постоянные контакты в условиях равенства при наличии общих целей и проектов, влияющих на формирование способа идентификации личности.

В современной науке остро встает вопрос об изменении старых принципов единства общественной жизни и постепенном формировании новых. отмечая, что общества все больше теряют единство, обогащаются разнообразием, а тенденции к разнообразию

и дезинтеграции со временем усиливаются, исследователи выдвигают концепции, согласно которым единство жизни больше не вытекает из идеи общества как такового. оно заключается в растущей способности человеческих обществ влиять на самих себя, что рассматривается, в первую очередь, как раскрытие человеческого творческого потенциала [7, с. 56-57].

Глобализация является характерной чертой нашего времени и бессмысленно отрицать ее влияние на нашу жизнь и культуру. Глобализация производимых продуктов отражается в новой организационной структуре компаний и поведении бизнеса. Это не всегда безболезненно, о чем свидетельствуют культурные и финансовые кризисы в разных странах. Глобализацию понимают по-разному и, как естественное, эволюционное явление и, как политический процесс, направленный сильными странами на слабые страны. Диалогизация глобализации возможна на основе общей потребности развивать свой собственный потенциал и вовлекаться в этот процесс через других людей, расширять и углублять сферу культурной коммуникации. Этот процесс приводит к поляризации глобализации. одним из его полюсов является стремление глобализировать мир на его собственной особой циви-лизационной основе, игнорируя иные цивилизационные ценности. Другой полюс, это стремление к глобализации посредством диалога, культур направленного на синтез различных версий глобализации. Между различными версиями глобализации возможны конфликты. Поэтому важнейшей задачей современной цивилизации подвигать к диалогу различные центры глобализации. общая тенденция глобализации заключается в следующем.

Она возникает как стремление превратить окружающий мир в сферу необходимых ресурсов. Таким образом, глобализация основана на идее абсолютной самоценности собственной культуры. на ином историческом полюсе находится самоценность диалогического общения, диалога мира, диалога различных целей, различных очагов глобализации для создания общего творческого потенциала в ответ на сложность мира, на сложность проблем, которые необходимо сформулировать и решить [1, с. 3-57].

Глобализация развивается, когда развитые страны также вступают в переходный период к постиндустриальному обществу, который сопровождается кризисом прежних форм идентичности, и принадлежность к современности становится проблемой для всех. Современная рыночная глобализация усиливает неравенство, порождает различные противоречия, дискредитируя саму идею глобализации. но в перспективе она создает условия для глобального развития, когда переход к развитости тех или иных регионов осуществляется усилиями всего мирового сообщества, а участие в решении не только внутренних, но и глобальных проблем становится мерилом современности.

Сегодня можно говорить о двух тенденциях: глобализации и регионализации. Объективное содержание глобализации составляют неоднородные по происхождению и сферам направления процессы. Речь идет о таких процессах, как: интернационализация экономики, развитие единой системы связи, изменения и ослабление функций национального государства, усиление массовой культуры, активизация деятельности негосударственных транснациональных образований, в том числе

этнических диаспор, транснациональных корпораций, социальных и религиозных движений и многое другое. Глобализация превращает наш мир в единый рынок товаров, капиталов, людей, идей и культуры. Для сторонников это кажется возможностью для улучшения миропорядка. Они утверждают, что международная торговля выгодна для всех стран, что новые глобальные коммуникационные сети будут способствовать обмену результатами исследований и культурными идеями и что в конечном итоге победителей будет больше, чем проигравших.

References

[1] Akhiezer A.S. Russia: Some Problems of Sociocultur-

al Dynamics // World of Russia 1995. № 4. P. 3-57.

[2] Dyck T.A. Language. Cognition. Communication. - Moscow: Progress, 1989. 310 p.

[3] Kagan M.S. Philosophy of culture. - St. Peters-

burg: Petropolis, 1996. 414 p.

[4] Nazaretyan A.P. Aggression, morality and crises in

the development of world culture: Synergetics of the historical process. - M.: Specializir, 1996. 193 p.

[5] Parsons T. The system of modern. - Moscow: As-

pect Press, 1998. 269 p.

[6] Petrov L.I. Need as a subject of socio-cultural re-

flection // Omsk Scientific Bulletin. 2012. № 3 (109). P. 238-242.

[7] Touraine A. The Return of the Acting Man. Essay

on sociology. - M.: Nauch. world, 1998. 203 p.

Список литературы

[1] Ахиезер А.С. Россия: некоторые проблемы социокультурной динамики // Мир России

1995. № 4. С. 3-57.

[2] Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. -

Москва: Прогресс, 1989. 310 с.

[3] Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Пе-

трополис, 1996. 414 с.

[4] Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы

в развитии мировой культуры: Синергетика исторического процесса. - М.: Специализир,

1996. 193 с.

[5] Парсонс Т. Система современных. - Москва:

Аспект Пресс, 1998. 269 с.

[6] Петров Л.И. Потребность как предмет соци-

окультурной рефлексии // Омский научный вестник. 2012. № 3 (109). С. 238-242.

[7] Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. - М.: Науч. мир, 1998. 203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.