что знаем, то и отдаем
интеллектуальный капитал как основа
формирования организации в экономике знаний
_Аннотация
Целью данного исследования является анализ теоретических основ интеллектуального капитала и выявление роли интеллектуального капитала и знаний в формировании организации.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, человеческие ресурсы, экономика знаний, менеджмент
Современная экономическая наука уделяет пристальное внимание выявлению роли интеллектуального капитала в обеспечении эффективного функционирования экономических систем, их интенсивного развития и повышения качественного уровня производства. Данная проблема особенно актуальна для России, находящейся на этапе трансформации экономической системы в рамках инновационно ориентированного вектора развития. Исследования механизмов влияния интеллектуального капитала на экономические процессы основываются на том факте, что воздействие его составляющих и, в первую очередь, человеческих ресурсов, качественно отличается от использования материально-вещественных активов предприятий и организаций.
Синергия способствует успеху
Актуальность проблем развития интеллектуального капитала связывают с переходом к постиндустриальному обществу и формированию нового типа мировой экономики основанной на знаниях (knowledge-based economy). В постиндустриальный период изменяется структура факторов производства и становится очевидной превалирующая роль интеллектуальной составляющей ресурсной базы организации как основного источника ее конкурен-
Седова
Татьяна
Владимировна
соискатель факультета управления в экономических и социальных системах, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону t sedova@mail.ru
в
ка.
центре внимания
зывается человек
как носитель
интеллекта,
а следовательно,
_и определенных
_способностей
к творческой
деятельности
П7Г7
]штя
тных преимуществ. В центре внимания оказывается человек как носитель интеллекта, а следовательно, и определенных способностей к творческой деятельности. В таких условиях интеллектуальный капитал организации как совокупность ее интеллектуальных ресурсов становится ключевым фактором формирования успеха и достижения целей экономического роста организации на основе повышения ее конкурентоспособности.
Существует ряд определений интеллектуального капитала, анализируя которые предлагается определить категорию интеллектуального капитала: интеллектуальное богатство организации, предопределяющее ее творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции. Другими словами, это нечто вроде «коллективного мозга», аккумулирующего научные и ыденные знания работников, интеллектуальную бственность и накопленный опыт, общение и ганизационную структуру, информационные сети. дна из особенностей интеллектуального капитала заключается в его неаддитивности, обоснованной тем, что он формируется не простым сложением его ельных частей, а на основе их взаимодействия и тижения синергетического эффекта. В процессе одействия отдельных составляющих интеллектуального капитала возникает положительный эффект, который непропорционален приложенным усилиям, в силу чего результат успешного формирования интеллектуального капитала организации заключается в эффективном взаимодействии, взаимопроникновении разных видов интеллектуального капитала. Одним из вариантов эффективного взаимодействия является взаимоотношение с внешними контрагентами организации с включением их во внутрикорпоративные системы и закреплением там с целью широкого использования сотрудниками.
Поскольку интеллектуальный капитал по своей структуре неоднороден, то большинство исследователей выделяют три составляющих: человеческий капитал; структурный (организационный) капитал; потребительский (клиентский) капитал. Все элементы структуры интеллектуального капитала взаимосвязаны и играют определенную роль в достижении целей организации (рис. 1).
Гибкие настройки
Изменения в современной экономике повлияли на значительное смещение акцентов в активах организаций. Если в индустриальной экономике стоимость предприятия большей степенью определялась ее материальными ценностями, то в экономике знаний капитал определяется стоимостью интеллектуальных активов, базирующихся на знаниях сотрудников, каковые выступают основным фактором результативности работы фирм. Организации, в которых инвестиции в исследования и развитие интеллектуального капитала начинают превышать вклады в основные фонды, становятся интеллектуальными.
Интеллектуальная организация - это система, вооружающая людей необходимыми инструментами для решения задач, формирующая лидеров. Работники оценивают себя, свое место и роль в компании, анализируют само предприятие с точки зрения базы знаний; определяют, что имен-
Человеческий капитал
Потребительский капитал
Структурный капитал
Рис. 1. Структура интеллектуального капитала [2]
результат
успешного
формирования
интеллектуального
_капитала
_организации
_заключается
_в эффективном
_взаимодействии,
взаимопроникновении
_разных видов
интеллектуального _капитала
но понимается под переменами, составляют план своей деятельности, согласующийся с генеральным направлением развития фирмы. Сотрудники в интеллектуальной организации являются профессионалами, способными устанавливать цели, выбирать и реализовывать средства для их достижения, контролировать и оценивать результаты с помощью ресурсов знания всей системы. Интеллектуальная организация основывается на понимании работниками смысла своей деятельности и использовании интеллекта на благо отдельных сотрудников, всей организации и общества в целом. Интеллектуальная организация отличается от иерархической и рыночной структуры прежде всего преобладанием не физической, а умственной работы, не регламентированной жестко в пространстве и времени, стирающей грань между обу-нием и работой. рхитектура интеллектуальных организаций бла-ря современным коммуникационным техноло-ляется гибкой структурой, способной изменяться в зависимости от новых задач и реагировать на местные условия. Работники среднего и нижне-звена управления свободно выбирают способы рдинации групп с работой организации в целом, елают организацию дееспособной и адаптивной.
словно, самоорганизация гибких систем требует новых форм дисциплины труда и контроля с широким вовлечением работников в процесс принятия решений для того, чтобы лучше определить, какие связи и группы связей работают и становятся выгодными, а какие являются неэффективными. Из вышесказанного следует, что интеллектуальная организация представляет собой естественное развитие обучающейся организации. Концепция интеллектуальной организации является полноценной моделью постиндустриальной организации, ориентированной на непрерывное накопление и реализацию интеллектуального капитала, развитие партнерских отношений между собственниками и специалистами, определяющими развитие организации в областях ключевых компетенций и другими аспектами организации.
Огромную роль в развитии интеллектуального капитала подобных организаций играют знания, определяемые как потенциал для действий, име-
Таблица 1
Структура системы управления знаниями организации
Подсистема управления знаниями Основные компоненты
Информационные технологии аккумуляции знаний - распределенные базы знаний и информации, аккумулирующие знания по различным направлениям; - электронные библиотеки информации, знаний и технологий
Информационные технологии обработки знаний - компьютерное обеспечение групповой работы или корпоративная информационная система, ориентированная на создание и использование знаний специалистами компании; - геоинформационные системы, используемые для моделирования сооружения нефтегазотранспортных систем; - классические поисковые информационные технологии, используемые для поиска справочной и вспомогательной информации по актуальным вопросам; - информационно-аналитические, экспертно-аналитические, проектно-конструкторские, расчетно-аналитические и прочие системы, ориентированные на увеличение масштабности использования информации в соответствии с потребностями компании; - новые поисково-информационные технологии, ориентированные на интегрирующую, аналитическую обработку распределенной информации в вероятностных условиях неопределенности на основе методологий байесовских интегрирующих технологий
Информационные технологии распространения знаний - интернет-сети, использующие современные стандарты передачи данных; - система дистанционного бизнес-образования
ющих тесную связь с результатами. Эффективное использование знаний позволяет увеличивать темпы инновационной деятельности, своевременно проводить реструктуризацию бизнеса, что приводит к росту эффективности работы организации. В связи с этим в современных организациях формируется новая функция управления, цель которой состоит в аккумулировании интеллектуального капитала, выявлении и распространении имеющихся информации и опыта, создании условий для распространения и передачи знаний. Использование и наращивание интеллектуального капитала, управление знаниями и связанная с этим профессиональная компетенция кадров базируются на применении интеллектуальных систем, информационных технологий и ресурсов, которые обеспечивают выживание и экономический успех компаний (табл. 1) [5].
Одним из важнейших направлений интеллектуализации любой организации является формирование
Рис. 2. Интеллектуальный капитал как основа формирования знаний в организации
и развитие системы распространения знаний, поскольку важно не только их накопление, но и эффективное использование. Это означает необходимость усвоения знаний, постоянное развитие и обучение кадрового потенциала организации, а также распространение знаний во внешнюю среду организации.
Необходимо формировать такой подход к управлению знаниями, который соотносит, уравновешивает и интегрирует организационные, человеческие и технологические компоненты знаний (рис. 2).
Вывод
Интеллектуальный капитал затрагивает практически все элементы деятельности организации, формируя трудно поддающуюся учету часть ее стоимости, и эта часть все более увеличивается, тем самым, выдвигая на первый план вопросы управления интеллектуальными ресурсами организации. Формирование единой стратегии управления интеллектуальным капиталом и оптимизация управления его элементами позволит увеличить синерге-
тический эффект от использования интеллектуальных ресурсов и создаст условия для более глубокого раскрытия потенциала организации.
Литература
1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал [Текст] / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001.
2. Интеллектуальный капитал [Текст] / Пер. с англ. под ред. Л. Н. Ковалик. - СПб: Питер, 2001 (Серия «Теория и практика менеджмента»).
3. Карпова Н.Н. Интеллектуальные активы для успешного развития бизнеса [Текст] // Бизнес-образование, 2008, №2.
4. Пулявина Н.С., Волгина О.Н. Интеллектуальная организация - путь к совершенству. Справочник по управлению персоналом, №2 [Текст]. - 2005
5. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций [Текст] / Пер. с англ. - М.: Поколение, 2007.
6. Шапиро В.Д. Интеллектуальные системы современного бизнес-образования [Электронный ресурс] // www.idi.com.ru.
интеллектуальная
организация
представляет
собой естественное
развитие
обучающейся
организации
Tatiana V. Sedova
Degree-seeking Student, Faculty of Management in Economic and Social Systems, Southern Federal University
Intellectual Capital as Basis for Organization Development in Knowledge-based Economy
Abstract
T
he target of this research is analysis of theoretical basis of intellectual capital and recognition of intellectual capital and knowledge role in organization development.
Keywords: intellectual capital, human resources, knowledge economy, management