Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал как инновационный ресурс в образовании'

Интеллектуальный капитал как инновационный ресурс в образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / SYSTEMS ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветков В. Я.

В статье рассмотрен интеллектуальный капитал как инновационный ресурс в образовании. Для анализа применен системный подход. Показана зависимость качества образования от образовательных услуг и информационных технологий и образовательных инноваций. Показана особенность инновационных процессов как инструмента формирования инновационных ресурсов. Раскрыты особенности интеллектуального капитала в образовании. Показано различие применения интеллектуального капитала как инструмента инноваций или как объекта инновационной разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL CAPITAL AS AN INNOVATIVE RESOURCE IN EDUCATION

In the article the intellectual capital as an innovative resource in education. For the analysis used a systematic approach. The dependence of the quality of education of educational services and information technology and educational innovation. The features of innovation as a tool for the formation of innovative resources. The features of the intellectual capital in education. Shows the difference of intellectual capital as a tool for innovation, or as an object of innovation

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал как инновационный ресурс в образовании»

УДК 378.1: 001.895

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС В

ОБРАЗОВАНИИ

Цветков В.Я.. д.т.н., д.э.н., профессор, Московский государственный университет геодезии и картографии, Москва, Россия E:mail: cvj2@list.ru

Аннотация. В статье рассмотрен интеллектуальный капитал как инновационный ресурс в образовании. Для анализа применен системный подход. Показана зависимость качества образования от образовательных услуг и информационных технологий и образовательных инноваций. Показана особенность инновационных процессов как инструмента формирования инновационных ресурсов. Раскрыты особенности интеллектуального капитала в образовании. Показано различие применения интеллектуального капитала как инструмента инноваций или как объекта инновационной разработки.

Ключевые слова. Образование, инновации, интеллектуальный капитал, качество образования, системный анализ.

INTELLECTUAL CAPITAL AS AN INNOVATIVE RESOURCE IN EDUCATION

Tsvetkov V.Ya.. proff., Moscow State University of Geodesy and Cartography, Moskow, Russia E:mail: cvj2@list.ru

Abstract. In the article the intellectual capital as an innovative resource in education. For the analysis used a systematic approach. The dependence of the quality of education of educational services and information technology and educational innovation. The features of innovation as a tool for the formation of innovative resources. The features of the intellectual capital in education. Shows the difference of intellectual capital as a tool for innovation, or as an object of innovation Keywords Education, innovation, intellectual capital, quality of education, systems analysis.

Инновационная модель в образовании означает усиление новаторских начинаний образовательном процессе в методах подготовки специалистов и повышение качества образования [1, 2]. Основой качества образования являются образовательные услуги [3] и механизм управления образованием [4]. В современных условиях основой управления учебными заведениями являются информационные и коммуникационные технологии [5, 6].

Поэтому образовательные инновации и инновационные ресурсы тесно связаны с информационными технологиями и информационными ресурсами. Важнейшим инновационным и информационным ресурсом является интеллектуальный капитал. Отсюда следует, что основой инноваций служат объекты интеллектуальной собственности и интеллектуальный капитал.

Они могут быть как объектом инвестиций или инновационной разработкой, так и инструментом инновационного и инвестиционного процесса. Применение системного подхода [7, 8] дает возможность представить инновацию как систему включающую

элементы и подсистемы. Разработка инновации связана с проектированием [9] и инновационными процессами [7].

Традиционно инновационный процесс представляют в виде некоторой временной последовательности следующих этапов: поисковые исследования (Идея), научно-исследовательские (НИР) и опытно-конструкторские работы (ОКР), подготовка производства, производство и реализация продукции или услуг.

На этапе проектирования необходимо оценить все элементы инновационного процесса. На рис. 1. представлена структура и элементы инновационных и инвестиционных процессов с участием ОИС.

Однако такое представление инновационного процесса исключает взаимодействие элементов в рамках конкретного проекта, поэтому целесообразно дополнить данную модель интеграционной. Целесообразно использовать подход к моделированию инновационного процесса как процессу интеграции технологий, производства, управления, финансов, информации и т.п.

В основу интеграционного подхода инновационных процессов положено представление об экономике как о целенаправленном использовании ресурсов, имеющих различное использование.

Рис.1 Структура и элементы инвестиционных и инновационных процессов

Данный подход является дополнением этапного представления инновационного

процесса в части, связанный.с вопросами:

• спецификации прав на объекты интеллектуальной собственности;

• поиска кластеров инновационных ресурсов (проектов), имеющих наивысший коммерческий потенциал.

• оптимизации схем взаимодействия субъектов инновационного бизнеса в рамках конкретных проектов.

Интеграция включает взаимное согласование разных процессов, исключение их дублирования и повышение надежности результата. Поэтому интеграция обеспечивает наибольший эффект инновационных процессов. На рис. 2 показан процесс интеграции инновационных процессов.

Рис.2. Интеграция инновационных процессов

Реализация инновационного проекта осуществляется с использованием имеющихся ресурсов. Реализующая инновационных ресурсов представлена в виде последовательности этапов на Рис. 3.

С&ор информации о& инновационных ресурсах (ОИС)

J п 1

Отбор ресурсов для инновационного проекта

Формирование инновационного проекта

J П 1

Реализация инновационного проекта

Рис.3. Основные этапы реализации инновационных ресурсов

Первые два этапа относятся к информационному сектору экономики, а четвертый - к реальному. Третий этап (Формирование инновационного проекта) является переходным и закрепляет в договорно-правовых формах деловые связи, возникающие на первых этапах.

Приведенная последовательность этапов сопряжена с постепенным усложнением форматов представления информации. Если на первом этапе для начала работы достаточно иметь лишь описание инновационного ресурса (технологии, производства, управления, финансы, специальной информации) и знать имя его владельца, то уже на втором требуется знание организационно-финансовых составляющих проекта.

Третий этап связан с подготовкой еще более сложного документа - плана использования результатов инновационного проекта (плана коммерциализации), основным стержнем которого является спецификация прав на объекты интеллектуальной собственности, проверки реальности коммерческого потенциала научно-технической идеи на текущий момент и достаточности консорциума партнеров для реализации проекта. Постепенное усложнение форматов и уменьшение количества участников оптимизирует документооборот и позволяет вовлечь в инновационный процесс разработки с любой степенью завершенности.

Инновационный процесс с применением интеллектуального капитала отличается от использования инноваций исключительно с ОИС как более масштабный и сложный.

Модель инновационного процесса ИП в общем виде можно представить так: ИП = ФИ ^ ПИ^Р ^ Пр ^ С ^ ОС ^ПП ^М ^ Сб, где

ФИ - фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ - прикладные исследования; Р - разработка; Пр - проектирование; С - строительство; ОС - освоение;

1111 - промышленное производство; М - маркетинг; Сб - сбыт.

Рассматривая интеллектуальный капитал как инновационный ресурс в образовании, следует дать его краткий анализ с этих позиций.

Понятие интеллектуальный капитал следует принимать как новую экономическую категорию, отражающую объективную реальность возрастания ценности нематериальных активов частично поддающихся бухгалтерскому учету. В тоже время ряд факторов интеллектуального капитала (высококвалифицированный сотрудник, труды) не только не

поддаются учету, но даже не являются собственностью организации, которая ими обладает.

С одной стороны эти факторы влияют на рыночную капитализацию компании или на бренд учебного заведения. Рыночная стоимость такой организации превышает бухгалтерскую стоимость основных фондов, материальных и финансовых средств. С другой стороны эта ситуация создает дополнительные сложности управления таким капиталом, так как высококвалифицированный специалист и носитель бренда может легко уйти.

Понятие интеллектуальный капитал можно принимать как новую экономическую категорию, отражающую стоимость полного набора информационных ресурсов, принадлежащих организации и определяющих ее рыночную стоимость.

Следует подчеркнуть. что разовые мероприятия типа «мозговой атаки» (чтения лекций или мастер классов) приглашенных специалистов не увеличивают интеллектуальный капитал компании. Нетворческий и неквалифицированный труд собственных сотрудников компании в принципе не способен создавать или использовать интеллектуальный капитал.

Создателем и носителем части интеллектуального капитала является высококвалифицированный персонал учебного заведения (компании).

Первый признак наличия ИК - рыночная капитализация компании, превышающая бухгалтерскую стоимость основных фондов, материальных и финансовых средств. Это превышение должно быть многократным и быть стабильным, а не временным. Для вузов это наличие конкурса, обусловлено дополнительным брендом сотрудников.

Второй признак наличия ИК в компании - объем инвестиций, направляемых на исследования и разработки. Если инвестиции в ИК превысили объем инвестиций в основные фонды, то это может служить определяющей характеристикой наличия ИК или интеллектуальности компании.

ИК можно рассматривать как сложную систему Он имеет структуру и устойчивые связи между своими частями. Особенностью ИК является влияние компонент на стоимость. Согласно концепции ИК, если фирма теряет один из его компонентов, то обесценивается весь ее интеллектуальный капитал.

На практике инвестирование довольно часто осуществлялось раздельно в отдельные компоненты ИК, что не давало должного эффекта.

Применительно к использованию интеллектуального капитала в образовании как инструмента инноваций этот процесс трансформируется в схему приведенную на рис. 4. Он включает создание ОИС и преобразование их в ИК. Для ИК, в свою очередь, необходимым

условием является наличие человеческого капитала.

4. Схема инновационного процесса с использованием ИК в качестве инструментария.

Однако на практике ИК может быть инновацией. В этом случае схема, отражающая структуру ИК, будет несколько иной. Она приведена на рис. 5.

Принципиальным является результат, который представлен в виде взаимосвязанных частей интеллектуального капитала (ИК). Человеческий капитал (ЧК), структурный капитал (СК) и рыночный капитал (РК) - образуют взаимосвязанную систему. Исключение любой части ИК обесценивает его как объект инновации.

5. Схема инновационного процесса с использованием ИК в качестве инновации

Следовательно, внедрение отдельных компонент ИК не обеспечит положительный эффект от внедрения.

При проектировании инвестиций в ИК необходимо гармонично распределить ресурсы на все его компоненты. Только в этом случае результата инвестирования может принести положительный эффект.

Отсутствие эффективных методик экономического учета интеллектуального капитала как составляющей инновационного и инвестиционного процесса значительно повышают инвестиционные риски.

Сам по себе ИК является основой повышения качества образования и инновационным образовательным ресурсом.

Список литературы

1. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ). // Инновации в образовании. - 2007. - №2. - С. 8-14.

2. Цветков В.Я., Оболяева Н.М., Романов И.А. Особенности образовательных инноваций // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 08. С. 53-58

3. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В. Я. Образовательные услуги как инструмент качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований -2009. - № 3. - с.94- 96

4. Оболяева Н.М. Информационная поддержка менеджмента качества вуза. -//Качество. Инновации. Образование.- 2011. - №1 (68). - с.19-23

5. Цветков В.Я. Об опыте применения ИКТ при управлении вузом в рамках международной программы Tempus JER 27081 -2006 // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 6. - с. 40-41

6. Цветков В.Я. Методологические основы применения ИКТ при управлении высшим учебным заведением // Информатизация образования и науки. - 2010.- №1(5). -с 25 -30

7. Цветков В. Я., Омельченко А. С. Инновация и инновационный процесс как сложная система // Качество, инновации, образование. - 2006. - №2. - с.11- 14

8. Оболяева Н.М. Преимущества системного подхода к управлению экономикой вуза. - // Качество. Инновации. Образование. -2011. - №2 (69). - с.13-17

9. Романов И.А. Проекты, связанные с инновациями // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 7 - С. 122-124

10. Монахов С.В., Савиных В.П., Цветков В.Я. Булгакова Т.В. Интеллектуальный капитал. М.: Макс Пресс 2004 - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.