Научная статья на тему 'Интеллектуальный и человеческий капитал предприятия'

Интеллектуальный и человеческий капитал предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2607
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРОДУКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / ПРОДУКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ОБЫДЕННЫЕ ЗНАНИЯ / НОВЫЕ ЗНАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД / РУТИННЫЙ ТРУД / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белкин Владимир Никифорович, Белкина Надежда Андреевна, Антонова Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты интеллектуального капитала предприятия, устанавливаются различия интеллектуального и человеческого капитала, обыденных и новых знаний, продуктов интеллектуального и человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белкин Владимир Никифорович, Белкина Надежда Андреевна, Антонова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный и человеческий капитал предприятия»

ЭКОНОМИКА

В. Н. Белкин, Н. А. Белкина, О. А. Антонова ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматриваются теоретические аспекты интеллектуального капитала предприятия, устанавливаются различия интеллектуального и человеческого капитала, обыденных и новых знаний, продуктов интеллектуального и человеческого капитала.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, человеческий капитал, продукт интеллектуального капитала, продукт человеческого капитала, обыденные знания, новые знания, интеллектуальный продукт, творческий труд, рутинный труд, информация.

В последние несколько десятилетий предметом исследования зарубежной и отечественной экономической науки стали разные виды капиталов, связанных с человеком в процессе производства товаров и услуг. При этом заметна увлеченность исследователей того или иного капитала своим предметом исследования, которая приводит к преувеличению роли изучаемого капитала, поглощению одним капиталом другим или всех их. Характерна в связи с этим позиция весьма известного в мире ученого М. Армстронга. В своей фундаментальной монографии «Практика управления человеческими ресурсами» он пишет: «Тремя составляющими интеллектуального капитала являются:

1. Человеческий капитал - знания, умения и способности работников организации.

2. Социальный капитал - запасы и перемещения знаний, возникающие благодаря сети взаимоотношений внутри и вне организации.

3. Организационный капитал - институционализированое знание, которым владеет организация и которое хранится в базах данных, инструкциях и т. д.»1

Как видим, в интеллектуальный капитал у автора вошли три других «человеческих капитала». Такое смешение разных экономических явлений и их понятий характерно для многих ученых. Все это свидетельствует о том, что исследования ведутся фрагментарно, не системно, не комплексно. Потребуется некоторое время, чтобы исследователи роли человека в бизнесе смогли достаточно полно изучить каждый из «человеческих» капиталов и затем уже привести в единую систему все изученные их виды.

Особую роль в определении интеллектуального капитала исследователи отводят знаниям. Так, М. Армстронг пишет: «Интеллектуальный капитал состоит из запаса и движения полезных для организации знаний»2. Такую же позицию занимают многие как российские, так и зарубежные ученые (С. М. Климов3, Н. М. Фонштейн4, Моше Ф. Рубинштейн, Айрис Р. Фирстенберг5, В. А. Супрун6). По сути дела, эти авторы отождествляют интеллектуальный капитал и знания.

Человечеством накоплены поистине огромные знания и они содержаться не только в самых разнообразных объективных носителях информации (бумажные, электронные и т. д.), но и в головах людей, участвующих в производстве товаров и услуг. В условиях современного производства наличие общих и профессиональных знаний для каждого работника совершенно необходимо. Без знаний труд не возможен - и не только умственный, но и физический. Профессиональные знания рабочего, специалиста, менеджера обеспечивают выполнение их должностных обязанностей, их рутинную трудовую деятельность. Во всех этих случаях работники используют обыденные знания, которые входят в состав их человеческого капитала. Профессиональные знания, умения, навыки работников служат источником добавленной стоимости предприятия, содержащейся в

стоимости товаров и услуг, создаваемых трудом персонала. Этот процесс создания добавленной стоимости описан в классической политэкономии и в теории человеческого капитала. Считать эти обыденные знания интеллектуальным капиталом, значит смешивать его с человеческим капиталом. Достаточных оснований для этого мы не видим.

Мы полагаем, что основной причиной смешения человеческого и интеллектуального капитала является то, что не различаются два вида знаний - обыденные и новые. Обыденные знания являются одним из факторов человеческого капитала. Новые знания являются основой интеллектуального капитала. В отличие от обыденных новые знания являются собственностью работника или предприятия, если они получены за счет его средств.

Новые знания монополизируются и способны приносить монопольную прибыль, если они используются в производстве товаров и услуг. Они могут принести прибыль также за счет продажи новых знаний, воплощенных в патентах, лицензиях и т. д. Новые знания монополизируются не на века. Они распространяются в отраслях не только за счет продажи патентов и лицензий, но и за счет промышленного шпионажа, перехода авторов новых знаний в другие фирмы, незаконное копирование образцов новой техники, технологии, организации производства, труда, управления и т. д. В конце концов они становятся обыденными знаниями, повышая общую эффективность экономики отрасли и страны. По сути дела, огромная масса обыденных знаний это ни что иное, как масса бывших когда-то новых знаний, превратившихся в общественное благо.

Насколько различны обыденные и новые знания, можно увидеть из таблицы 1.

Разные по своей сущности человеческий и интеллектуальные капиталы порождают и разные продукты. Человеческий капитал производит продукты уже имеющиеся на рынке, т. е. типичные товары и услуги. Некоторые их улучшения не делают их новыми. Непременным условием появления на рынке новых товаров и услуг является их принципиальное отличие от традиционно производимых, они результат воплощения нового знания, продукт интеллектуального капитала.

Таблица 1

Различия обыденных и новых знаний

Обыденные знания Новые знания

- не являются объектом собственности - объект индивидуальной собственности или собственности предприятия

- не являются товаром - являются товаром

- общественное благо - частное благо

- со временем не устаревают, не теряют свою ценность - со временем устаревают, теряют свою эвристическую ценность

- объем знаний все время увеличивается - динамика массы новых знаний на предприятиях не определенна, не устойчива

- общие и профессиональные знания являются факторами человеческого капитала - новые знания являются эвристической основой интеллектуального капитала

Та часть продуктов интеллектуального капитала, которая не имеет материального воплощения, не может реализовываться на обычном рынке товаров и услуг. Эта часть в виде патентов, изобретений, лицензий, ноу-хау и т. д. поступает на специфический рынок

интеллектуальных продуктов. Продукты человеческого капитала, созданные на основе обычного знания, на этом рынке отсутствуют. Продукты интеллектуального капитала, как правило, позволяют предприятию иметь высокую норму прибыли, существенно повышают его конкурентоспособность. В связи с тем, что это новые товары или услуги, их жизненный цикл только начинается и есть достаточно оснований полагать, что он будет длительным.

Интеллектуальный продукт имеет большое влияние на интеллектуальное развитие персонала предприятия. Его успешная реализация, во-первых, приводит к материальному и моральному вознаграждению его авторов, во-вторых, служит вдохновляющим примером для остальных работников предприятия, что стимулирует повышение их интеллектуального потенциала. Различия продуктов человеческого и интеллектуального капитала приведены в таблице 2.

Таблица 2

Различие продуктов человеческого и интеллектуального капитала

Продукт человеческого капитала Продукт интеллектуального капитала

Типичный товар или услуга Оригинальный товар или услуга

Результат рутинного труда Результат творческого труда

Результат реализации обыденного знания Результат реализации нового знания

Продается на общем рынке товаров и услуг Продается не только на общем рынке товаров и услуг, но и на специфическом рынке патентов, лицензий, ноу-хау и т. д.

В большинстве случаев обеспечивает среднюю норму прибыли Обеспечивает высокую норму прибыли

Для большинства продуктов характерна средняя продолжительность жизненного цикла Большая продолжительность жизненного цикла

Обеспечивает среднюю конкурентоспособность предприятия Обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия

Не приводит к повышению интеллектуального потенциала персонала предприятия Вызывает рост интеллектуального потенциала персонала организации

Термин «интеллектуальный» произошел от слова «интеллект». Последний раскры-

вается в энциклопедиях и словарях как познание, понимание, рассудок человека7. Если исходить из такого определения, то все люди окажутся интеллектуалами, с чем вряд ли можно согласиться.

Круг интеллектуалов существенно сузится, если под интеллектом понимать не просто способность человека мыслить, а мыслить творчески. Далеко не в каждой голове рождаются новые идеи, решения и т. д. При таком подходе к числу интеллектуалов будут относиться ученые, изобретатели, рационализаторы, новаторы и т. п., т. е. все те люди, которые создают новое знание. Довольно точное определение интеллектуалов дал Х. Донован: «Интеллектуалы, это люди которые ... имеют в основном дело с идеями, а не изделиями.»8 Интеллект, как таковой, непосредственно не создает новые товары и услуги. Однако он в состоянии создать образ будущего товара или услуги, предложить

проект новой технологии их производства, новой организации труда, управления, информационных, финансовых потоков и т. д.

Товары и услуги, созданные за счет реализации нового знания, не являются непосредственным продуктом интеллектуальной деятельности людей, они результат производственной деятельности персонала предприятий. Путь реализации интеллектуального продукта довольно сложен: новое знание, как продукт фундаментальной науки, поступает в сферу прикладной науки, где происходит разработка образцов новых продуктов, проектов, технологий, информационных, финансовых потоков и т. д. На основе этих прикладных разработок организуется производство новых товаров и услуг на предприятиях. Однако возможны более короткие и менее сложные пути реализации новых знаний. Это претворение в жизнь рационализаторских, инновационных предложений на предприятиях. Многие ценные идеи реализуются там в короткие сроки, не проходя всех указанных выше стадий реализации фундаментальных новых знаний.

В связи с активной разработкой теории интеллектуального капитала естественно встал вопрос об интеллектуальном труде. Ни у кого из исследователей нет сомнений в том, что интеллектуальный продукт является результатом труда. Но какого? В экономике труда различают три вида труда: физический, умственный и нервно-напряженный9. Каждый из этих видов труда возможен лишь при сочетании физических, нервных и умственных усилий. Нет чисто физического, нервно-напряженного или умственного труда. Есть лишь преимущественно физический, нервно-напряженный или умственный труд, в зависимости от того, какая из трех жизненных систем человека напрягается в большей степени или имеет наибольшую долю в рабочем времени.

Из трех видов труда на роль интеллектуального больше всего подходит преимущественно умственный труд. Однако не всякий умственный труд является интеллектуальным. Не является таковым рутинный умственный труд, в процессе которого используются обыденные знания. Таким образом, умственный труд можно разделить на рутинный и интеллектуальный. И лишь последний является творческим трудом, лишь он рождает интеллектуальные ценности.

Деление знаний на обыденные и новые, а труда на рутинный и творческий позволяет более четко различить два вида капитала: человеческий и интеллектуальный. Первый основывается на обыденных знаниях и рутинном труде, второй - на новых знаниях и творческом труде. Человеческий капитал персонала предприятия позволяет производить традиционные товары и услуги. Интеллектуальный труд обеспечивает производство уникальных товаров и услуг, а также другие интеллектуальные продукты, которые находятся в собственности предприятия и могут быть проданы на рынке интеллектуальных продуктов.

Человеческий капитал не является собственностью предприятия, интеллектуальный -является. Человеческий капитал, как таковой, не обеспечивает монопольного положения предприятию на рынке товаров и услуг, интеллектуальный обеспечивает это положение как на рынке товаров и услуг, так и на рынке интеллектуальных продуктов. Как видим, человеческий и интеллектуальный капитал - это существенно разные экономические явления и нет должных оснований их отождествлять.

Во многих случаях к интеллектуальному капиталу относят информацию10. При этом, как правило, никак не ограничивают ее, т. е. всю информацию представляют в качестве интеллектуального продукта. Общепринято, что информация - это сведения, которые подлежат передаче между людьми устным, письменным, электронным путем или иными способами с применением технических средств и условных сигналов11. Большая масса самых разных сведений передается по информационным каналам на каждом предприятии: от управления к структурным подразделениям, работникам и обратно, между структурными подразделениями и работниками, от предприятия во внешний мир и в об-

ратном направлении и т. д. На предприятии циркулирует техническая, технологическая, экологическая, финансовая, экономическая и прочие виды информации. Эта информация обрабатывается в сфере статистического, управленческого, бухгалтерского учета, накапливается и хранится. На каком основании всю эту информацию можно отнести к интеллектуальному капиталу - неизвестно.

По нашему мнению, к интеллектуальному капиталу можно отнести лишь ту информацию, которая оформлена в виде патентов, лицензий, ноу-хау и т. д. а также новые неформализованные идеи, другая устная информация, имеющая все признаки нового знания. Отнесение всей информации, также как отнесение всякого знания, имеющихся на предприятии, к интеллектуальному капиталу делает последний безграничным, не имеющим своего специфического содержания, показателей, критерия.

В ряде случаев к интеллектуальному капиталу относят практически все, что имеется в организации, кроме основных и оборотных фондов. Так, Э. Брукинг в монографии, специально посвященной исследованию интеллектуального капитала, пишет: «Интеллектуальный капитал предприятия можно подразделить на четыре части:

- рыночные активы;

- интеллектуальная собственность как активы;

- человеческие активы;

- инфраструктурные активы»12.

Таким образом, в связи с тем, что нет теоретической ясности в самом главном вопросе - в определении понятия «интеллектуальный капитал» - в литературных источниках включают в его содержание массу экономических явлений и процессов, не имеющих прямого отношения к данному капиталу. Этому же способствует теоретическая неразработанность системы понятий, связанных с интеллектуальным капиталом. Зачастую не различаются или не используются такие понятия как «интеллектуальный потенциал предприятия», «интеллектуальные активы предприятия», «интеллектуальная активность персонала предприятия», «интеллектуальные ресурсы предприятия», «интеллектуальная собственность предприятия» и т. д.

На основе анализа наиболее распространенных в экономической литературе понятий, описывающих так или иначе сферу действия интеллектуального капитала, можно следующим образом их определить3.

Под интеллектуальными активами понимаются интеллектуальные ресурсы и продукты. Интеллектуальные ресурсы представляют собой различные виды формализованных знаний, если они представляют из себя некоторую коммерческую ценность. Интеллектуальная собственность рассматривается как права на интеллектуальный продукт. Последний, в свою очередь, есть результат творческого труда его создателей. Это формализованные (объективированные) или неформализованные новые знания, имеющие перспективу коммерциализации.

Обращает на себя внимание то, что во многих определениях к интеллектуальному капиталу относятся знания или ресурсы (интеллект, опыт и т. д.), которые могут принести прибыль. Речь идет о факторах, которые или принесут, или не принесут добавленную стоимость, но их уже называют капиталом. Совершенно очевидно, что при этом не различаются интеллектуальный потенциал и интеллектуальный капитал организации. Все имеющиеся на предприятии интеллектуальные продукты (активы) нельзя зачислять в капитал до тех пор, пока они не станут приносить добавленную стоимость. Но их зачисляют, так как в теоретико-методологическом отношении еще много непроработанных вопросов, прежде всего в разработке понятийного аппарата интеллектуального капитала.

Примечания

1 Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. : пер. с англ. / под ред. С. К. Мордована. СПб. : Питер. 2007. С. 64.

2 Там же.

3 Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб. : ИВЭСЭП ; Знание, 2000. 168 с.

4 Основы коммерциализации результатов НИОКР и технологий / под ред. Н. М. Фон-штейн. М. : АНХ, 1999. 312 с.

5 Рубинштейн Моше Ф., Фирстенберг Айрис Р. Интеллектуальная организация. Привнеси будущее в настоящее и преврати творческие идеи в бизнес-решения : пер. с англ. М. : ИНФРА-М, 2003. 192 с.

6 Супрун В. А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. Изд. 2-е. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 192 с.

7 Большая советская энциклопедия. М. : Изд. «Советская энциклопедия», 1972.

8 Донован X. Как работать с интеллектуалами //Америка. 1991. Август. С. 27.

9 Белкин В. Н, Белкина Н. А. Экономическая теория труда ; РАН, УрО, Ин-т экономики. - М. : ЗАО «Издательств экономика», 2007. С. 44-47.

10 Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М. : «Academia» ; «Наука», 1998. С. 340.

11 Большая экономическая энциклопедия. М. : Экемо, 2007. С. 251.

12 Брукинг Э. Интеллектуальный капитал : пер. с англ. / под. ред. Ковалик. СПб. : Питер, 2001. С. 31-35.

В. С. Антонюк, Э. Р. Вансович

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ОТРАСЛЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕГИОНА

В статье раскрывается понятие «региональный отраслевой структурный сдвиг», вводится понятие «норма отраслевого структурного сдвига», обосновывается приоритет в проведении структурной политики в отраслях производственной специализации региона.

Ключевые слова: отраслевая структура, отраслевой структурный сдвиг, норма отраслевого структурного сдвига, производственная специализация региона, структурная политика.

На современном этапе развития происходят интенсивные изменения в отраслевой структуре российской экономики, приводящие к диспропорциям в развитии экономики страны в целом. Экономический кризис перерастает в структурный, при котором существующая структура производства не соответствует общественным потребностям, структуре мирового хозяйственного комплекса, удельный вес добычи полезных ископаемых превалирует над остальными видами экономической деятельности. В связи с этим возникает необходимость в проведении структурной перестройки экономики как для российской экономики в целом, так и для ее отдельных регионов.

Национальная экономика представляет собой структурированную в отраслевом и региональном пространствах экономическую деятельность, регулируемую совокупностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.